Научная статья на тему 'ГУАМ и ЕврАзЭС: основные цели и перспективы'

ГУАМ и ЕврАзЭС: основные цели и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3456
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУАМ / ЕВРАЗЭС / "ТРАСЕКА" / ГУАМ И США / ГУАМ И ЕВРАЗЭС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рахматуллина Гульнур

Интеграционное объединение ГУАМ было создано в ноябре 1997 года путем подписания представителями МИД четырех стран Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы протокола, в котором декларировалось создание новой структуры. Узбекистан же официально вошел в ее состав в апреле 1999 года, однако в 2002-м приостановил свое участие в Организации. В начале мая 2005 года Узбекистан принял решение о выходе из этой региональной организации. По мнению многих экспертов, Ташкент насторожили прозвучавшие на Кишиневском саммите ГУУАМ (2005 г.) призывы к созданию черноморско-балтийской дуги демократии и стабильности. Очевидно, что поддержка И. Каримовым усилий В. Ющенко и М. Саакашвили могла придать новый импульс деятельности узбекской оппозиции. Кроме того, ГУУАМ изначально имела проамериканскую ориентацию и антироссийскую направленность. А Ташкент в то время стал уделять большее внимание углублению политического и экономического взаимодействия с Москвой, что в определенной степени было связано с событиями в Андижане. Поэтому понятно решение президента Узбекистана И. Каримова о выходе республики из ГУУАМ, в результате чего Организация вновь названа ГУАМ. При создании этой интеграционной структуры, наряду с геополитическими причинами, большое значение придавали "факторам нефти" и коммуникационным аспектам. В частности, к приоритетным направлениям сотрудничества относились разработка и реализация глобального европейско-кавказско-азиатского транспортно-коммуникационного проекта "ТРАСЕКА", на основе которого предполагалось интегрировать государства Центральной Азии и Закавказья в мировую экономическую систему и уменьшить их энергетическую зависимость от России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУАМ и ЕврАзЭС: основные цели и перспективы»

ГУАМ И ЕВРАЗЭС: ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Гульнур РАХМАТУЛЛИНА

кандидат экономических наук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (Алматы, Казахстан)

Интеграционное объединение ГУАМ было создано в ноябре 1997 года путем подписания представителями МИД четырех стран — Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы протокола, в котором декларировалось создание новой структуры.

Узбекистан же официально вошел в ее состав в апреле 1999 года, однако в 2002-м приостановил свое участие в Организации.

Гг

Вставка 1

«Ташкент никогда особенно не скрывал, что ГУУАМ привлекает его исключительно с «транспортной» или «транспортно-энергетической» точки зрения, а как геополитическая группировка нисколечко не занимает. Не испытывая желания к политической и военной интеграции, Узбекистан объяснил свое решение распрощаться с ГУУАМ. Затем, во многом под давлением США, процедура выхода была приостановлена, однако Узбекистан практически свернул свое участие во всех официальных мероприятиях».

< N

. И с т о ч н и к: информация сайта [http://www.gazeta.kg/print.php?i=6768]. )

У*~

В начале мая 2005 года Узбекистан принял решение о выходе из этой региональной организации. По мнению многих экспертов, Ташкент насторожили прозвучавшие на Кишиневском саммите ГУУАМ (2005 г.) призывы к созданию черноморско-балтийской дуги демократии и стабильности1. Очевидно, что поддержка И. Каримовым усилий В. Ющенко и М. Саакашвили могла придать новый импульс деятельности узбекской оппозиции. Кроме того, ГУУАМ изначально имела проамериканскую ориентацию и антироссийс-кую направленность. А Ташкент в то время стал уделять большее внимание углублению политического и экономического взаимодействия с Москвой, что в определенной степени было связано с событиями в Андижане. Поэтому понятно решение президента Узбекистана И. Каримова о выходе республики из ГУУАМ, в результате чего Организация вновь названа ГУАМ.

При создании этой интеграционной структуры, наряду с геополитическими причинами, большое значение придавали «факторам нефти» и коммуникационным аспектам. В частности, к приоритетным направлениям сотрудничества относились разработка и реализация глобального европейско-кавказско-азиатского транспортно-коммуникационного проекта «ТРАСЕКА», на основе которого предполагалось интегрировать государства Центральной Азии и Закавказья в мировую экономическую систему и уменьшить их энергетическую зависимость от России.

Стержнем сотрудничества в рамках ГУАМ являются формирование и эффективное использование маршрутов транспортировки нефти в направлении Баку — Тбилиси — Джейхан, Одесса — Броды и транзитных грузов по коридору порт Туркменбаши (Туркменистан) — Каспийское море — Баку — порты Грузии — Черное море — порты Румынии, Болгарии.

В целях реализации первого проекта стороны работали над созданием соответствующей нормативно-правовой базы, определяющей условия транспортировки казахстанской нефти из Актау в Баку и далее по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан, а также по другим маршрутам, начинающимся в Азербайджане. Трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан был сдан в эксплуатацию в мае 2006 года.

Что касается последнего проекта, то, по мнению многих экспертов, он является малоэффективным.

1 См.: Сидоров О. ГУАМ — 2005: пациент скорее мертв, чем жив [http://www.gazeta.kz/art.asp?aid= 63363/].

^Вставка 2 ^

«Транспортный коридор, требующий неоднократного перегруза вагонов и контейнеров или просто груза с железной дороги на морской транспорт и пересечения двух морей, вряд ли будет более выгодным, чем чисто железнодорожные маршруты в обход морей с севера (через Россию) и юга (через Иран, Турцию).

Для государств Кавказа было бы гораздо выгоднее восстановить некогда интенсивно использовавшиеся железнодорожные линии по восточному побережью Черного и западному побережью Каспийского морей в транзитном сообщении «Север — Юг» из Восточной Европы и России на Ближний Восток».

------------------------------------------------------------------N

И с т о ч н и к: Исингарин Н. 10 лет СНГ. Проблемы, поиски, решения. Алматы:

«V ОФ «БИС», 2001. 400 с. ,,

V ---4

Отличительная черта ГУАМ — активное сближение с европейскими государствами и США. В частности, совместно с Соединенными Штатами принята Рамочная программа по содействию в сфере торговли и транспорта, обеспечению пограничного и таможенного контроля, а также по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, нелегальным распространением наркотиков и оружия.

Однако активная поддержка Вашингтоном деятельности ГУАМ обусловлена собственными геополитическими интересами Белого дома: контроль над энергоресурсами Каспийского региона и его нефте-газотранспортной инфраструктурой, увеличение экспорта углеводородов на мировые рынки (прежде всего в Соединенные Штаты) и укрепление энергетической безопасности стран Запада, ослабление влияния России на Кавказе.

Представляется, что усиление в сотрудничестве США с ГУАМ исключительно нефтяного фактора имеет определенные перспективы: перекосы в экономическом развитии государств Кавказа, превращение их в сырьевой придаток Запада.

Политика становления государств ГУАМ в соответствии с интересами США и намерениями Вашингтона в регионе критически оценивают многие эксперты.

Вставка 3

В своем интервью «Независимой газете» Вячеслав Трубников, первый замминистра иностранных дел РФ и бывший глава Службы внешней разведки, назвал ГУУАМ «абсолютно искусственным, накачанным американскими деньгами» объединением, образованным «только ради того, чтобы не дать России возможности проявить свои неоимперские устремления». Соединенные Штаты действительно оказывают ГУУАМ всяческую, в том числе финансовую, помощь (за 2001—2004 годы США выделили странам ГУУАМ около двух млрд долл.). Но дело даже не в деньгах, а в том морально-политическом поощрении ГУУАМ со стороны Запада, без которого эта конструкция едва ли могла бы появиться на свет и тем более выстоять.

^--------------------------------------------------------------------------------->

И с т о ч н и к: информация сайта [http://www.gazeta.kg/print.php?i=6768]. \

Вместе с тем за период функционирования интеграционное объединение ГУАМ достигло определенного прогресса.

1. Создана нормативно-правовая база деятельности ГУАМ.

В 2001 году была принята Хартия ГУУАМ, оформившая данное объединение как международную организацию (в частности, она получила статус наблюдателя в ООН). Цели Организации, согласно указанному документу, — содействие социально-экономическому развитию стран-участниц, расширение их торгово-экономических связей, развитие транспортно-коммуникационных магистралей, укрепление региональной безопасности, совместная борьба с международным терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом, гуманитарное сотрудничество. Высшим органом ГУУАМ провозглашен ежегодный саммит государств-участников, исполнительным органом — заседание министров иностранных дел (дважды в год), рабочим органом — Комитет национальных координаторов (собирается ежеквартально).

Для расширения торгово-экономических связей государств ГУУАМ 20 июля 2002 года было принято Соглашение о создании зоны свободной торговли между странами-участницамиГУУАМ, которое подписали президенты Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины. В соответствии с указанным документом для государств-членов отменяются пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения во взаимной торговле. Реализация этого Соглашения, основанного на нормах и принципах ГАТТ/ВТО, предполагает создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов по торговым и иным операциям, гармонизацию законодательства договорных сторон в той мере, в какой это необходимо для эффективного функционирования зоны свободной торговли. В соответствии с принятыми на межгосударственном уровне решениями в 2004 году запланировано осуществить взаимную либерализацию торговых режимов сторон, устранить барьеры на пути свободного перемещения товаров и услуг.

В целях укрепления безопасности государств ГУУАМ принято Соглашение по борьбе с международным терроризмом, агрессивным сепаратизмом, незаконным оборотом наркотиков и других видов организованной преступности, реализация которого будет способствовать стабилизации политической ситуации в регионе, созданию условий для устойчивого экономического развития этих стран.

На Киевском саммите ГУАМ, состоявшемся 23 мая 2006 года, изменен статус данного интеграционного объединения путем создания «Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ» и подписан ее Устав. Наряду с декларацией о продвижении демократии и укреплении международной и региональной безопасности конкретными целями организации определены: диалог в энергетической (доставка энергоносителей из Каспийского региона в Европу), транспортной (мост между Европой и Азией), научно-технической и гуманитарной сферах.

2. Приняты меры по развитию сотрудничества таможенных и пограничных ведомств государств ГУАМ.

В интересах развития взаимной торговли государств ГУАМ, укрепления их безопасности между правительствами этих стран достигнуты соответствующие договоренности по унификации национальных законодательств в таможенной и пограничной сферах, созданию единой системы таможенного контроля. Это будет способствовать развитию интеграционного сотрудничества государств ГУАМ во всех отраслях экономики.

3 Обеспечено выполнение Рамочной программы ГУАМ и США по содействию в сфере торговли и транспорта.

В целях выполнения указанной Программы достигнуты соответствующие договоренности с Комиссией ЕС о поддержке проекта евразийского нефтетранспортного коридора; налажены тесные связи с инициативой сотрудничества для стран Юго-Восточной Европы; в соответствии с целевым планом Украина — НАТО на 2003 год обеспечен постоянный обмен информацией с государствами — партнерами Кавказа о сотрудничестве Украины с Североатлантическим альянсом в сфере миротворческой деятельности; введен в действие специальный проект НАТО «Виртуальный шелковый путь», представляющий собой спутниковую систему электронного обмена информацией для стран Кавказа (с предоставлением им помощи в развитии национальных исследовательских и образовательных сетей)2.

4. Созданы организационные структуры по углублению интеграционного взаимодействия государств ГУАМ.

При финансовой поддержке США приступил к работе Центр правоприменения ГУАМ, объединяющий полицейские, пограничные и таможенные структуры государств-членов, реализуется проект по созданию Виртуального центра ГУАМ по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, в том числе распространением наркотиков и других видов преступлений, а также продолжается работа по созданию Межгосударственной информационно-аналитической системы.

Кроме того, для эффективной деятельности Организации в 2006 году сформирован Секретариат ГУАМ, главная задача которого — взаимодействие с органами управления ГУАМ по подготовке соответствующих проектов документов, выносимых на межправительственный и межгосударственный уровень.

5. Прорабатываются вопросы активизации энергетического сотрудничества государств ГУАМ.

На саммите в Киеве (май 2006 г.) было объявлено о возможности создания топливно-энергетического совета в рамках ГУАМ. Предполагается, что главной задачей этой структуры станет решение вопросов по использованию энергоресурсов, созданию энергогенерирующих мощностей, развитию транзитного потенциала и реализации проекта поставок нефти по трубопроводу Одесса — Броды.

Безусловно, создание совета будет способствовать развитию энергетического сотрудничества государств ГУАМ.

Однако, несмотря на известную общность интересов стран ГУАМ, нельзя не отметить и факторы, ограничивающие активность объединения.

1. Слабый механизм реализации принимаемых решений.

В частности, в рамках ГУАМ практически не функционирует режим свободной торговли (соответствующее соглашение подписано 20 июля 2002 г.). Стороны пока ограничиваются принятием промежуточных документов, которые фактически не влияют на эффективное развитие торгово-экономического сотрудничества. Незначительным остается и объем взаимного товарооборота стран Организации. Так, на долю Грузии и Азербайджана приходится в среднем не более 2% от общего объема молдавского экспорта и импорта; доля Украины в молдавском экспорте составляет 6,57%, импорта —24,6%. Для сравнения у Рос-

2 См.: Рахматулина Г.Г. Динамика развития интеграционных процессов в государствах СНГ и перспективы формирования Единого экономического пространства / Под. ред. М.С. Ашимбаева. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2004. С. 119.

сии, с которой Молдова традиционно имеет положительное сальдо торгового баланса, эти показатели соответственно составили 35,8% и 12,9%.

Что касается Рамочной программы ГУАМ и США по содействию в сфере торговли и транспорта, то, по оценке экспертов, из 70 ее положений полностью выполнено лишь 14, частично — 38, что, безусловно, не способствует развитию интеграционных процессов в ГУАМ и требует политического и организационного обеспечения выполнения намеченных задач.

2. Различные внешнеполитические приоритеты государств ГУАМ.

Одна из основных проблем развития интеграции в рамках ГУАМ — различие в приоритетах внешней политики государств-участников.

& в ^

Вставка 4

«Так, Украина по-прежнему стремится интегрироваться в Европу, сохраняя стратегическое партнерство с Россией и США. Закавказские страны добиваются сотрудничества как с евро-атлантическими странами, так и с их геополитическими соседями — Турцией и Ираном. Молдова после президентских выборов стремится к более активному сотрудничеству с Россией и Евразийским экономическим сообществом».

/

1 И с т о ч н и к: Байрамов Э. Постсоветская интеграция — реальность или мираж? //

^ Независимая газета, 18 марта 2003. ^

Кроме того, не все ясно с реализацией экономического смысла ГУАМ. Для Украины, Грузии и Молдовы — это транспорт и поставка каспийской нефти. Но Азербайджан ведет свою игру, и не совсем понятно то, как Баку будет реализовывать именно данный проект доставки нефти в европейском направлении (а не в турецком).

Таким образом, различное понимание государствами ГУАМ приоритетов внешнеполитического взаимодействия — существенный тормоз развития взаимовыгодного сотрудничества этих стран, прежде всего в сфере экономики.

3. Невысокий уровень экономического развития государств-членов.

По мировым стандартам ГУАМ представляет объединение государств, обладающих невысоким уровнем человеческого потенциала, который в условиях глобализации современной экономической жизни считается решающим фактором конкурентоспособности и динамического развития. Согласно оценкам экспертов, по среднему индексу человеческого потенциала ГУАМ занимает 89 место среди стран мира — после Мальдивских островов, а по уровню среднедушевого ВНП — 145-е, за Гондурасом и Гайаной.

Невысокими остаются и темпы экономического развития государств ГУАМ. Так, в 1990-х годах в Грузии объем валового внутреннего продукта упал приблизительно на 60%, объем промышленной продукции — на 80%. Валовой внутренний продукт на душу населения сегодня составляет приблизительно 700 долл.

& 0

Вставка 5

«Особенно велико отставание в тех сферах, которые больше всего определяют уровень развития. Так, например, потребление электроэнергии на душу на-^ селения в Грузии в настоящее время составляет 60% существующего в мире ^

ҐҐ

уровня, а относительно уровня группы развитых стран — 18%. Следует отметить, что по уровню образования и здравоохранения Грузия пока что находится в группе среднеразвитых стран, но это является результатом достигнутого в прошлом. Серьезные инвестиции в сферы образования, науки, здравоохранения, культуры фактически не осуществляются, и отставание этих сфер оказывает крайне отрицательное воздействие на долгосрочное развитие...

По данным за 1991—2001 годы, по всем признанным основным индикаторам и критериям уровня общественной жизни Грузия превышает критические параметры экономической безопасности. В такой среде нормальное развитие общества становится невозможным. В подобных условиях система управления государством становится беспомощной и не выдерживает никакой критики в отношении защиты общества или личности от внутренних и внешних опасностей».

И с т о ч н и к: Кварацхелия М. Экономическая безопасность и проблемы формирования национальной экономики Г рузии [http://www.shkolny.com/ekonomicheskaya bezopasnost-i-problemyi-formirovaniya-natsionalnoy-ekonomiki-gruzii/].

Наблюдается тенденция усиления внешних угроз для экономической безопасности Грузии. «В частности, рост зависимости страны от импорта многих ресурсов стратегического назначения, в том числе энергоресурсов и продовольствия; экспансивная экономическая политика зарубежных стран в отношении Грузии; большой и перманентно растущий внешний долг государства и, наконец, нарушение рычагов единого управления экономикой в результате нарушения территориальной целостности страны и угрозы ее распада»3.

Безусловно, указанные факторы негативно сказываются на устойчивом развитии этой страны.

Сохраняются проблемы и в экономике Украины. Несмотря на положительные темпы роста ВВП, наблюдаются негативные тенденции в сфере внешней торговли. Так, увеличивается отрицательное сальдо внешних торговых операций. В первом квартале 2007 года этот показатель достиг 2,2 млрд долл. (за аналогичный период 2006 г. — 1,7 млрд долл.). Всемирный банк прогнозирует ухудшение отрицательного счета текущих операций Украины в 2007—2009 годах до 5,1—5,2% от ВВП (в 2006-м — 1,7%).

ҐГ

Вставка 6

«Экономическая и налогово-бюджетная политика никогда не были приоритетами правительства Януковича, но политическая турбулентность настоящего момента, по всей видимости, приведет к снижению и без того умеренных реформистских амбиций. Если досрочные выборы все-таки будут проведены, они, вероятнее всего, не приведут к формированию ориентированного на реформы и рынок правительства, особенно если во власть вернется лидер оппозиции Юлия Тимошенко. Это может ускорить процесс постепенного в настоящий момент увеличения цен на газ, импортируемый из России, что, в свою очередь, нанесет удар по исключительно энергоемкой экономике Украины.

Украина по-прежнему имеет сравнительно низкий уровень благосостояния, что отличает ее от государств с более высокими кредитными рейтингами. Быст-

3 Отинашвили Р. Государственная стратегия экономической безопасности // Бюллетень № 73, Центр стратегических исследований и развития Грузии, август 2002; Чикваидзе Т. Интеллектуальная модернизация: Обязательное условие макроэкономической безопасности Грузии // Экономика, 2004, № 3.

Г

ро увеличивающееся кредитование частного сектора, а также возрастающая внешняя задолженность банковского сектора (по большей части банки находятся в собственности украинских владельцев) усилили подверженность экономики Украины неблагоприятным изменениям (внешним или политического характера)».

^ N

^И с т о ч н и к: информация сайта [www.kommersant.ua]. ^

Низким остается уровень конкурентоспособности украинской экономики, которая, по мнению многих экспертов, более чем на 99% состоит из устаревающего (по международным меркам) технологического оборудования и такой же продукции.

ВВП Азербайджана в основном формируется за счет нефтяных доходов. Экономика страны по-прежнему во многом зависит от добычи энергоносителей, и ее диверсификация является задачей, решение которой обеспечит устойчивое развитие республики на длительную перспективу. При стремительно растущих объемах поступлений от экспорта нефти и недостаточности монетарных инструментов, имеющихся у правительства, контроль над инфляцией и недопущение чрезмерного укрепления маната в реальном выражении становятся важнейшими задачами страны.

Высоким остается уровень коррупции, что негативно сказывается на бизнес-климате страны.

г

Вставка 7

«По мнению ЕБРР, главными препятствиями на пути развития частных предприятий в Азербайджане, особенно в отраслях, не связанных с нефтью, по-прежнему остаются запутанность налогово-таможенной системы, бюрократическая волокита и высокая степень коррумпированности. Доверие инвесторов подорвала также проведенная правительством страны экспроприация инвестиций в не связанных с нефтью отраслях экономики. Несмотря на вступление в силу в январе 2005 года антикоррупционного закона, применение его идет медленно. В банковской системе страны по-прежнему господствуют два государственных банка— Международный банк Азербайджана (МБА) и «Капитал-банк». Несмотря на предпринятые попытки оживить процесс приватизации, по состоянию на сентябрь 2006 года значительных результатов так и не было достигнуто».

^---------------------------------------------------------------------------------N

^И с т о ч н и к: информация сайта [http://www.day.az/news/politics/15977.html]. ^

В Молдове наблюдается спад промышленного производства, в частности, по итогам 2006 года это падение составило 5%, что связано прежде всего с проблемами экспорта винодельческой продукции в Россию. Высокими остаются темпы инфляции, по итогам 2006 года индекс потребительских цен составил 113%.

Таким образом, в экономике стран ГУАМ сохраняются серьезные проблемы, что негативно сказывается на интеграционных процессах в данном региональном объединении.

■к ■к ■к

Анализ деятельности ГУАМ позволяет сделать вывод, что интеграционное сотрудничество государств в рамках данного объединения является пока довольно «вялым». И ос-

новная причина тому — несогласованность внешней политики стран-участниц, практически отсутствие механизма реализации принимаемых решений, сложная политическая и экономическая ситуация в государствах.

Руководители стран ГУАМ рассчитывали, что активизация их торгово-экономических связей на основе поэтапной либерализации торговли, согласования принципов структурного развития национальных экономик, реализации проектов формирования транспортных коридоров, которые связали бы Каспийский регион через Грузию, Украину и Молдову, позволят существенно уменьшить зависимость от России (прежде всего энергетическую). Однако указанные проекты пока остаются на «повестке дня» и на стадии согласования. И немаловажный фактор тому — непростая экономическая ситуация в странах ГУАМ. В частности, в связи с отсутствием согласованной позиции заинтересованных сторон не реализован проект транспортировки каспийской нефти по трубопроводу Одесса — Броды, который ныне работает лишь в реверсном режиме для транзита российской нефти.

Кроме того, сегодня западные страны уделяют большое внимание возможностям транспортировки каспийской нефти через Турцию (проект Баку — Тбилиси — Джейхан). Поэтому Украина и Молдова как бы временно «выпадают» из числа транзитных стран, то есть теряется основной смысл экономического сотрудничества государств ГУАМ — формирование и развитие евроазиатского нефтетранспортного коридора для обеспечения собственных потребностей в нефтяных ресурсах и поставок их в Европу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим Узбекистан, который в ГУУАМ в основном и видел реализацию транспортно-энергетических проектов, был весьма разочарован экономическим сотрудничеством государств в рамках данного объединения и вышел из него в 2005 году, оценив эту структуру как организацию с «тусклыми» перспективами.

Грузия, в свою очередь, также неоднозначно может повлиять на деятельность ГУАМ, что связано прежде всего с внутриполитическими процессами в стране, с риском усиления сепаратистских настроений в Абхазии и Южной Осетии.

Кроме того, многие эксперты сомневаются в реалистичности расширения ГУАМ. «Указывается на то, что с момента создания этой организации складывается тенденция не к расширению, а, наоборот, к сокращению числа стран-участниц, так как чрезвычайная политизированность блока не позволит конфликтующим в настоящее время странам объединиться в рамках ГУАМ. Разногласия между Арменией и Азербайджаном, Арменией и Турцией или Грузией и Россией делают перспективу расширения ее деятельности в Черноморско-Каспийском регионе невозможной»4.

Поэтому говорить сегодня о ГУАМ как о важнейшем факторе развития интеграции на постсоветском пространстве не приходится. Довольно сильны различия во внешнеполитических приоритетах этих государств и их расхождения по стратегическим вопросам деятельности данного объединения. К тому же в этих странах непростая внутриполитическая ситуация, разный уровень рыночных преобразований в их экономике.

Безусловное лидерство среди региональных объединений на постсоветском пространстве сегодня принадлежит Евразийскому экономическому сообществу, в котором достигнут наибольший уровень согласованности финансовой и экономической политики. Кроме того, государства, входящие в этот интеграционный проект, решают общую задачу — формирование единого экономического пространства. В ЕврАзЭС создан организационно-правовой механизм реализации принимаемых решений, то есть если документ подписан, то стороны обязаны приложить все усилия для его выполнения.

В создании ЕврАзЭС важную роль сыграли инициативы Казахстана. Президент страны Н. Назарбаев неоднократно подчеркивал актуальность развития интеграционно-

4 Сидоров О. Указ. соч.

го сотрудничества государств Сообщества во всех сферах экономики: «Никто, наверное, не будет оспаривать, что совокупная территория ЕврАзЭС является одной из самых энергонасыщенных на планете. В этом отношении ее можно сопоставить, может быть, только с Ближним Востоком... Но чтобы задействовать этот огромный потенциал, нам крайне необходимо совместно разработать и последовательно осуществлять единую, выгодную для всех политику выхода на мировые рынки. К числу наших неоспоримых преимуществ относится мощный транзитный потенциал, позволяющий нам взять на себя роль эффективного посредника в торговле между Европой и Азией. По экспертным оценкам, уже сегодня грузопотоки между этими частями света составляют порядка 100 млн т и будут нарастать. В этой сфере необходима мощная, выгодная всем, скоординированная политика, чтобы оттянуть большую часть этого потока на себя»5.

С расширением ЕврАзЭС и вступлением в него Узбекистана увеличиваются возможности более эффективного формирования общего энергетического рынка, транспортного союза, углубления взаимодействия в промышленности, аграрной сфере, проведения согласованной социальной политики.

Вступление Узбекистана в ЕврАзЭС, на наш взгляд, позволит комплексно решать вопросы развития нефте- и газотранспортной инфраструктуры. В частности, расширяются возможности для принятия совместных мер по модернизации газотранспортных систем Средняя Азия — Центр, Бухара — Ташкент — Алматы, что будет способствовать эффективному использованию транзитного потенциала государств ЕврАзЭС, покрытию потребностей в газовых ресурсах южных областей Казахстана и Кыргызстана.

Кроме того, расширение ЕврАзЭС будет способствовать эффективному решению вопросов рационального использования водно-энергетических ресурсов, создания новых транспортных коридоров, формирования межгосударственных хлопковых кластеров.

Сегодня одна из важнейших задач Сообщества — развитие прежде всего экономической составляющей интеграции, что станет важным фактором повышения уровня конкурентоспособности экономики государств ЕврАзЭС, обеспечения их безопасности и противостояния угрозам глобализации.

В связи с этим большое значение имеет реализация приоритетных направлений развития ЕврАзЭС, утвержденных Межгосударственным советом ЕврАзЭС 9 февраля 2004 года. Этот документ разработан на основе доклада Н. Назарбаева «О положении дел в Евразийском экономическом сообществе и предложениях по ускорению интеграционного сотрудничества», выступлений руководителей правительств государств ЕврАзЭС на Первом экономическом форуме, состоявшемся 19—20 февраля 2003 года.

В документе определены такие приоритетные направления развития ЕврАзЭС, как формирование таможенного союза, проведение согласованной экономической политики, взаимодействие в реальном секторе экономики, создание общего рынка энергоресурсов и транспортного союза, развитие валютной интеграции, сотрудничество в социальногуманитарной сфере и в области миграционной политики. Реализация указанного документа позволит ускорить формирование Единого экономического пространства с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия; развивать общий рынок Сообщества на основе объединения национальных рынков; обеспечить совместную защиту от возможного экономического ущерба со стороны третьих стран; усилить потенциал противодействия общим экономическим угрозам, связанным с обострением международной конкуренции; создать благоприятные условия для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

5 Первый экономический форум Евразийского экономического сообщества. М., 2003. С. 8—9.

Принимаются активные меры по реализации приоритетных направлений ЕврАзЭС. В частности, в августе 2006 года на межгосударственном уровне было принято решение о формировании Таможенного союза, в который на начальном этапе войдут три государства: Беларусь, Казахстан и Россия. Эти страны в большей степени согласовали принципы таможенной политики и достигли устойчивых темпов экономического роста. Другие государства Сообщества (Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) будут присоединяться к Таможенному союзу с учетом готовности их экономик.

На заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Душанбе, октябрь 2007 г.) главы государств подписали основополагающие документы по формированию единой таможенной территории и Таможенного союза и до 2010 года должны завершить формирование его правовой базы.

В январе 2008 года на межправительственном уровне приняты соглашения по согласованию странами Таможенного союза торговой политики. Выступивший на заседании премьер-министр РК К. Масимов подчеркнул необходимость активизации странами ЕврАзЭС усилий по формированию Таможенного союза и развитию интеграционных процессов: «Казахстан увеличил инвестирование в экономику всех соседних стран и в будущем намерен интенсифицировать инвестиционную политику, а также укреплять региональные связи. Казахстан является сторонником интеграционных процессов и будет стремиться к их углублению и расширению»6.

В социальной сфере большое значение приобретает реализация инициатив Астаны, изложенных в документе «О 10 простых шагах навстречу простым людям». Основная его идея — развитие социальных аспектов стран Сообщества и создание условий для граждан государств-членов по свободному передвижению по их территориям, выбору места для постоянного либо временного проживания, трудоустройству, получению образования.

В целях реализации указанных направлений в рамках ЕврАзЭС принят ряд документов (Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях; Соглашение о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территориях государств ЕврАзЭС; Межгосударственная программа «Согласованная социальная политика государств-членов ЕврАзЭС» и другие). Их выполнение станет важным фактором ускорения интеграционных процессов стран Сообщества в социальной сфере, обеспечения равенства социально-трудовых прав граждан государств-членов, формирования общего рынка труда и единого образовательного пространства в рамках Сообщества.

«Сегодня можно констатировать, что ЕврАзЭС стало важным институтом регионального взаимодействия, существенным элементом формирования системы обеспечения стабильности в регионе, расширения экономического сотрудничества»7.

Поэтому, сравнивая ГУАМ и ЕврАзЭС, можно сделать вывод, что наиболее эффективно интеграционные процессы развиваются в рамках Сообщества. Государства, входящие в эту структуру, имеют общие цели и задачи, поэтапно продвигаются к формированию Единого экономического пространства, чего пока не скажешь о ГУАМ.

6 Отинашвили Р. Указ. соч.

7 Мансуров Т. ЕврАзЭС: новый этап интеграции [http://www.eurasianhome.org/xml/t/expert.xmШang= ru&nic=expert&pid=1410].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.