ИНДИЯ — ГУАМ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Амбриш ДАКА
доцент Школы международных исследований Университета Джавахарлала Неру (Нью-Дели, Индия)
В в е д е н и е
В геополитическом плане постсоветское пространство, что в Европе, что в Азии, являет собой пеструю мозаи-
ку из множества окружающих Россию региональных групп: одни не против господства РФ в постсоветской Евразии, другие,
наоборот, бросают вызов ее доминированию. ГУАМ/ГУУАМ — одна из первых геополитических организаций, возникших после краха Советского Союза. Конференция по рассмотрению действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), проходившая в 1996 году в Вене, подтолкнула четыре бывшие советские республики — Грузию, Украину, Азербайджан и Молдову — объединиться для совместного противостояния России. Запад быстро осознал геополитическое значение этого события и увидел в ГУАМ важного игрока в Черноморском регионе, стратегический доступ к которому имеет для России колоссальное значение. ГУАМ была чрезвычайно важным объединением и в географическом плане: по территории стран-членов проходят три наземных коридора, ведущих в «Хартленд» Маккиндера. К тому времени Польша и государства Балтии уже сформировали дугу, отделяющую Россию от Западной Европы. Когда же антироссийскую позицию заняли Украина и Молдова, дуга эта продлилась от Балтийского моря до Черного.
В 1999 году к ГУАМ присоединился Узбекистан, и Организацию назвали ГУУАМ. После этого дуга превратилась в почти полное окружение России, продлившись до Каспия и дальше на восток по направлению к Китаю. В глазах специалистов по глобальной стратегии эта структура стала еще одной формой вновь всплывшей тактики «холодной войны», дальнейшим географическим распространением практик Большой игры, осложненной соображениями энергетической геополитики. ГУАМ была направлена прежде всего на противодействие влиянию России в ее ближнем зарубежье. Одна из главных характеристик Организации — стремление сдерживать Россию в реализации ее энергетической геополитики — хорошо известна, о чем свидетельствует, в частности, конфликт между Киевом и Москвой по вопросу цены на газ. Страны ГУАМ пытались также проторить путь для доступа НАТО в Кавказский регион и к Каспийскому морю. По отношению к Грузии и Украине успеш-
но осуществлялась программа «Партнерство ради мира».
Однако сегодня ГУАМ уже отходит на задний план: развиваются более широкие институты регионального сотрудничества черноморских стран. Соответствующие объединения имеют гораздо больший потенциал для надежного экономического и политического сотрудничества, чем ГУАМ, которая скомпрометировала себя излишней геополитической вовлеченностью в конфронтацию с Россией — не случайно США последовательно поддерживали все инициативы этого объединения. Кроме того, в 2005 году ГУАМ оказалась отброшенной назад. Тогда из Организации вышел Узбекистан, после событий в Кыргызстане испугавшийся угрозы «цветных революций», а в связи с беспорядками в Андижане — опасности дестабилизации. Объясняя это решение Узбекистана, Джон Дейли пишет: «ГУУАМ постепенно отклонялась от своей первоначальной экономической ориентации в пользу усиливающегося военно-политического сотрудничества, включая формирование объединенных воинских частей. Поскольку у Узбекистана нет общих границ с другими государствами-членами ГУУАМ, отход Организации от коммерческих задач в сочетании с географической изолированностью страны привели ее к выводу, что участие в этой структуре уже не соответствует национальным интересам Ташкента»1. Исходящая из государств Запада демократическая инициатива шла вразрез с интересами элит стран Центральной Азии, стремившихся сохранить власть в ходе управляемого перехода к демократии. Республики региона отличает и другое важное обстоятельство: в большинстве из них общество в основе своей является мусульманским, тогда как государства ГУАМ, за исключением Азербайджана, — страны по преимуществу православные.
1 Daly J.C.K. Uzbekistan Drops GUUAM from Its Eclectic Foreign Policy Menu [http://www.jamestown. org/edm/article.php?article_id=2369726], 26 November 2007.
Индия пристально следит за энергетической геополитикой в Центральной Азии и на Кавказе, поскольку ее собственные растущие потребности в энергоресурсах настоятельно требуют диверсификации источников снабжения. Это очевидным образом ставит основную зону ГУАМ — Черноморский регион — в центр интересов Дели. Ведь этот регион превратился для России в один из важнейших путей на внешние рынки энергоресурсов, и она ожесточенно конкурирует здесь с государствами Запада, рассчитывающими с помощью Грузии и Турции преодолеть традиционную монополию РФ. Индии в ее отношениях с ГУАМ приходится соблюдать осмотрительность: ей нельзя связывать себя с группами, бросающими вызов России в ее собственной сфере влияния. Москва и Дели успешно оживили традиционные связи, существовавшие между ними в советские времена. К тому же Индия является одним из главных покупателей российской военной техники. Соответственно, она никогда не пыталась взаимодействовать с ГУАМ как с региональной организацией, а предпочитала выстраивать отношения с каждой отдельной страной на двусторонней основе, стараясь держаться в стороне от осуществляемой в рамках ГУАМ региональной политики и не выходить за рамки экономической повестки дня. С различными странами заключались самые разнообразные соглашения о сотрудничестве, в которых стороны пытались сохранить важнейшие элементы советского наследия. Постепенно росла взаимная торговля. При этом политика Индии в отношении каждого государства разнится в зависимости от признания политической и стратегической важности той или иной страны. Украина — одна из ключевых стран, и Индия поддерживает с ней широкие связи. В том, что касается Молдовы и Грузии, Индия ведет себя гораздо сдержаннее: на ее контакты с этими странами весьма влияют их собственные отношения с Россией. В отношениях между Тбилиси и Москвой наблюдалась (и наблюдается) враждеб-
ность, поскольку Грузия предоставляет НАТО и США обширные возможности для маневров, направленных против экономических и стратегических интересов России. Грузия, со своей стороны, обвиняет Россию в том, что та буквально приперла ее к стене, не оставив никакого выбора, кроме присоединения к НАТО.
Другое важное обстоятельство, настораживающее Индию, — во всех странах-членах ГУАМ отмечаются расколы и противостояние по этнонациональному признаку, в том числе в Молдове, которая практически не контролирует принадлежащий ей регион за Днестром (Приднестровье). В осуществлении контроля над этой территорией Кишинев зависит от Киева, и ситуация усложняется симпатией населения Украины к проживающему в данном регионе украинскому меньшинству. Серьезно стоит в Молдове и проблема двойного гражданства: многие ее жители приобрели и гражданство Румынии. Собственно, до 2001 года им и не требовалось получать визу для въезда в Румынию. Это вносило хаос в экономическую и государственную жизнь, не позволяло обеспечивать соблюдение законов, при том, что стране было абсолютно необходимо упорядочить свою бедную и хрупкую экономику. В Украине политический раскол ярко проявился в ходе выборов, когда электорат оказался очевидным образом разделен на сторонников В. Ющенко и В. Януковича по географическому критерию: Запад — Восток. Нельзя отрицать, что промышленная восточная часть страны настроена гораздо более пророссийски, чем ее западная территория, и этот раскол неизменно сохраняется параллельно с идеей великого Славянского союза2. Ситуация в Грузии хорошо известна: появление самопровозглашенных Южной Осетии и Абхазии привело к российскому присутствию в них. В этом видят один из инструментов политики Москвы в СНГ. Азербайджан
2 Cm.: Kuzio T. National Identities and Virtual Foreign Policies among the Eastern Slavs // Nationalities Papers, 2003, Vol. 31, No. 4. P. 431—452.
оказался втянутым в конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха, который выражал настойчивое желание объединиться с Арменией. Во всех странах ГУАМ обостряется этнический национализм, и Россия использует его как рычаг воздействия на центральные власти этих государств. Для Индии все это представляется крайне опасным, поскольку она сама сталкивается с сепаратистским движением в Кашмире с самого момента провозглашения независимости, серьезно ослабленной образованием Пакистана;
аналогично настроенные группы укоренились и в ее северо-восточных штатах Нагаленд и Ассам. Россия — важный гарант территориальной целостности этих стран. Дели и Москву сближает и общий подход к религиозному экстремизму, демонстрируемому джихадистами в Чечне и Афганистане. Безопасность Азербайджана составляет в этом плане серьезный источник беспокойства, поскольку Азербайджан — единственная страна ГУАМ со значительным мусульманским населением.
ГУАМ в региональной динамике
ГУАМ постоянно подвергается давлению со стороны более сильных и влиятельных образований, членство в которых выглядит слишком привлекательным, чтобы можно было противостоять искушениям. Главный из таких соблазнов — вступление в ЕС. Эту «подвешенную морковку» широко использует Евросоюз для обеспечения своего влияния в Восточной Европе. Для Украины и Молдовы членство в ЕС остается далекой мечтой, так как уже понятно, что Европейский союз предпочел бы не включать в себя страны ГУАМ, а сохранить эту структуру в качестве своей расширенной периферии. Осуществление общей внешней политики и политики в области безопасности, предусмотренное документами ЕС, в ситуации со странами ГУАМ также затруднено. В этом контексте главная проблема — недостаток внутреннего единства в этих странах и потенциальная опасность вызвать раздражение Москвы, которая способна прибегнуть почти к любой мере, если возникнет угроза ее влиянию в этих бывших советских республиках. К тому же широкое официальное стратегическое партнерство между Россией и ЕС как бы вообще игнорирует само наличие ГУАМ, между тем как укрепляющиеся взаимные экономические и энергетические интересы, связывающие Россию и Евросоюз, уже сдерживают развитие этой Организации. Впрочем, Евросоюз постепенно расширяет зону своих политических интересов в направлении Черноморского региона и уже запустил специальные программы для России, Беларуси и Украины. США также организовали индивидуальные программы партнерства с этими странами в рамках структур НАТО. Киев даже подписал с Североатлантическим альянсом Хартию об особом партнерстве с целью расширить активность в таких сферах, как «экономическая безопасность, сотрудничество в предотвращении конфликтов, управление кризисными ситуациями, военная реформа, контроль над вооружениями, нераспространение ядерного оружия, передача технологий, борьба с наркотиками и организованной преступностью, наука и охрана окружающей среды»3. Более 500 украинских ученых участвовали в научно-исследовательских работах, финансировавшихся в рамках НАТО.
3 Kuzio T. Ukraine: NATO Relationship [http://www.ualberta.ca/~cius/stasiuk/st-articles/an-ukr-nat2.htm],
26 November 2007.
Другой аспект политической ситуации ГУАМ — напряженность в ее отношениях с Россией, что также вынуждает Индию проявлять определенную осмотрительность в развитии связей со странами ГУАМ. Индия по-прежнему считает своим важнейшим стратегическим партнером Россию. В том, что касается защиты своих национальных интересов, политическая культура Украины еще по-настоящему не сформировалась. Страна, по существу, разделена и испытывает противонаправленные внешние влияния: с одной стороны — России, с другой — связки «МВФ — Всемирный банк», в которой первую скрипку играют США и Запад в целом. Система с однопалатным парламентом (Радой) представляет собой сильную форму президентской модели правления. Поэтому прежние президенты, Л. Кравчук и Л. Кучма, могли, в зависимости от конъюнктуры, попеременно заигрывать то с Россией, то с Западом. Стратеги РФ до сих пор испытывают муки ада из-за великодушия, проявленного Москвой в крымском вопросе, даже для делимитации границы потребовалось почти пять лет (1999—2003 гг.). Столкновения на косе Тузла в 2003 году показали, что территориальные претензии по-прежнему живы в российских умах4.
Москву раздражает и безразличие Киева к Евразийскому экономическому сообществу, особенно на фоне стремления Украины вступить в ЕС. Славянский союз, идея которого была выдвинута совместно с Беларусью, был (и остается) одной из стратегических целей России, но внешняя политика В. Ющенко достаточно ясно показала, что у Украины подобных намерений нет. Ответом на это была «ценовая война» из-за энергоносителей — проблема определения цены на газ является яблоком раздора между двумя странами. Поступление российского газа в Европу в огромной степени зависело от проходящего по территории Украины газопровода «Союз». Сегодня транспортные маршруты диверсифицируются: Москва стремится сократить зависимость от Киева в своих поставках энергоносителей в Европу. Поэтому она запустила в обход Украины проекты «Северный поток» и «Южный поток». Второй из них, хотя и крайне дорогостоящий, обеспечил бы доступ российскому газу в Италию5. Недавно было подписано соглашение о присоединении Туркменистана к проекту транспортировки газа по трубопроводу Средняя Азия — Центр-4, который пройдет вдоль побережья Каспийского моря. Тогда благодаря дипломатии президента РФ В. Путина Россия сумела обойти западных конкурентов, продемонстрировав, что она почти полностью контролирует энергоресурсы республик Центральной Азии6. Черноморский регион — важнейший узел пересечения энергетических транспортных коридоров «Восток — Запад», а также и тех, что ведут с севера на юг. Турция конкурирует за возможность осуществлять транзит газа РФ по проектируемому трубопроводу «Голубой поток», который должен пройти по дну Черного моря от российского порта Туапсе, затем вблизи северных границ Грузии к турецкому городу Самсун7. А весьма важный выход для Каспийской нефти — трубопровод БТД. Фактически для ГУАМ он представляет собой единственную (и весьма скромную) историю успеха в попытках Организации влиять на региональную геополитику. Учитывая огромную стоимость трубопровода, его рентабельность вызывает сомнения, если только он не будет обслуживать нефтяные поставки Казахстана.
ГУАМ объединяет в основном страны, расположенные вблизи побережья Черного моря, но неучастие в Организации Турции и Болгарии не позволяет ей претендовать на роль региональной структуры, объединяющей причерноморские государства. Это место
4 Cm.: Kuzio T. National Identities and Virtual Foreign Policies among the Eastern Slavs.
5 Cm.: Kremlin Launches the South Stream Project // RIA Novosti, 22 November 2007 [http://en.rian.ru/ analysis/20071122/89192200.html].
6 Cm.: Russia Seals Caspian Deal // Moscow News, 17 May 2007 [http://www.mnweekly.ru/business/ 20070517/55248324.html].
7 Cm.: Ozturk H.K., Hepbasli A. Natural Gas Implementation in Turkey. Part 2: Natural Gas Pipeline Projects // Energy Sources, Part A: Recovery, Utilization, and Environmental Effects, 2004, Vol. 26, No. 3. P. 287—297.
уже занято более широким объединением — Организацией черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Она имеет более широкую опору в региональных образованиях, «поскольку «под крышей» ОЧЭС сотрудничают даже страны, не поддерживающие между собой двусторонних связей. К таковым относятся, например, Турция и Армения, а также Армения и Азербайджан»8. Как отмечают С. Челак и П. Маноли, «ОЧЭС создавалась как инструмент для достижения определенной цели — интегрироваться в мировую экономику в рамках регионального подхода, основанного на взаимозависимости и естественном синергическом эффекте, позволяющем максимизировать относительную силу отдельных стран и таким образом облегчить их общий прогресс и путь к про-цветанию»9. Частичное дублирование ГУАМ и ОЧЭС мешает Украине и Грузии расширить в рамках региональной структуры базу поддержки для своих попыток бросить вызов российской гегемонии. ГУАМ отвратила от себя черноморское сообщество, а после настойчивых усилий крепче связать себя с НАТО в ней стали видеть по преимуществу инструмент, обслуживающий интересы США в регионе. Еще одно серьезное упущение стран-членов ГУАМ — отсутствие совместной позиции и общей политики в отношении ЕС. Явное желание стать частью европейского сообщества не освобождает их от необходимости учитывать геополитические реальности. К тому же государствам ГУАМ еще предстоит пройти долгий путь, прежде чем они достигнут соответствия нормам Евросоюза и станут просматриваться перспективы их вступления в ЕС10. Есть признаки понимания этого и в самих странах ГУАМ: так, политические обертоны в Украине по отношению к России представляются вполне примирительными.
Рисунок 1
ГУАМ и Черноморский регион
8 См.: Aydin M. Europe’s New Region: The Black Sea in the Wider Europe Neighbourhood // Southeast European and Black Sea Studies, 2005, Vol. 5, No. 2. P. 263.
9 Celac S., Manoli P. Towards a New Model of Comprehensive Regionalism in the Black Sea Area // Southeast European and Black Sea Studies, 2006, Vol. 6, No. 2. P. 193—205.
10 См.: Aydin M. Op. cit. P. 261.
№ 3—4(57—58), 2008 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ (Специальный выпуск)
Двусторонние отношения Индии со странами ГУАМ
Гг
Рисунок 2
а
х
Экспорт Индии в страны ГУАМ/ГУУАМ
14 000
12 000 ■ П
10 000 И
8 000 □
6 000 □
4 000
2 000
Грузия, млн рупий Украина, млн рупий Узбекистан, млн рупий
1999
1*П_
ж
2000 2001
2002 2003 2004 2005 2006
Годы
ҐГ
Рисунок 3
40 000 35 000 30 000 25 000
и
п
£ 20 000 н
І 15 000 10 000 5 000 0
Импорт Индии из стран ГУАМ/ГУУАМ
И Грузия, млн рупий /£ Украина, млн рупий Узбекистан, млн рупий
□ Азербайджан, млн рупий
□ Молдова, млн рупий
[
1999
2000
2001
2002 2003
Годы
2004
2005
2006
По своему экономическому потенциалу страны ГУАМ представляют существенный интерес для Индии. С точки зрения численности населения, это, может быть, и не самый большой рынок, но в Советском Союзе они принадлежали к наиболее преуспевающим республикам. Даже сегодня Украина производит танки T-72 и запасные части к ним. Индия поддерживает двусторонние связи с большинством этих стран, причем курс в отношении Украины отличается от экономической политики Дели по отношению к другим государствам ГУАМ. Если посмотреть на характер торговли, станет очевидно, что с Украиной она значительно превышает по объему торговлю с другими государствами (см. рис. 2 и 3). Этот факт демонстрирует также отсутствие у Индии подхода к ГУАМ как к единой структуре.
Украина была связана с индийским субконтинентом еще с древних времен, когда одна из групп ариев, двигавшихся в направлении Южной Азии, осела на территории, входящей в современную Украину. Кроме того, Украина — житница Европы, а в постсоветский период она к тому же вышла на мировые рынки с существенным потенциалом обрабатывающей промышленности. Индия всегда проявляла интерес к сотрудничеству с Украиной в таких сферах, как металлургия, наука и технологии, культура и т.д. Украина участвует в развитии энергетического сектора Индии, в монтаже линий электропередачи, в производстве кокса и в металлургии. Кроме того, она предложила поставить Индии оборудование для нефтепроводов, участвовать в модернизации газопроводов, в строительстве дорог, соответствующей инфраструктуры и т.д.11 Украина также стала важным дополнительным участником индийско-российских оборонных программ, в том числе программы производства современных транспортных самолетов АН-70. Важное совместное коммюнике, опубликованное по итогам визита президента Украины Л. Кучмы в октябре 2002 года, подтверждало поддержку Киевом усилий Дели по проблеме Кашмира и провозглашало, что эту проблему необходимо решать на двусторонней основе, в соответствии с Симлским соглашением 1972 года и Лахорской декларацией 1999 года12. Была сформирована Индийско-украинская межправительственная комиссия по торговле, экономическому, научному, техническому, промышленному и культурному сотрудничеству. В ее рамках действуют пять рабочих групп: по торговле и экономике, транспорту, энергетике, металлургии, науке и технике13. Украина высказывалась в пользу подписания договора между Россией, Индией и Украиной, который должен был стать чем-то вроде союза. И хотя эта идея не могла вызвать особого энтузиазма у индийских политиков, Дели подписало трехсторонние соглашения о выдаче преступников и о расширении сотрудничества в сфере торгового судоходства14.
Двусторонние отношения Узбекистана и Индии существенно выросли в 1999—2005 годах, когда Узбекистан был активным членом ГУУАМ. И хотя Ташкент вышел из структуры, его по-прежнему связывает с Дели исключительно широкий по охвату договор об экономическом и техническом сотрудничестве, включающий, в числе прочего, и создание в Ташкенте совместного Индийско-узбекского центра развития предпринимательства. Кроме того, Индийская государственная газовая корпорация «GAIL» и компания «Уз-бекнефтегаз» подписали соглашение о разведке и подготовке к эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Межправительственная комиссия по торговле, экономическому, научному и техническому сотрудничеству активно способствует формированию и реализации новых условий взаимодействия. Индия открыла в Ташкенте центр инфор-
11 Cm.: India-Ukraine Joint Statement // Ministry of External Affairs. Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
12 Cm.: Ibidem.
13 Cm.: President of Ukraine H.E. Mr. Leonid Kuchma Visits India. Press Release // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
14 Cm.: Sabha R. Tripartite Treaty among India, Russia and Ukraine // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
мационных технологий. Обе страны активно участвовали и в Индийской программе технического и экономического сотрудничества (1ТЕС), которая распространяет в индийских учреждениях и учебных заведениях специальные учебные модули для обучения студентов и стажеров из Узбекистана. В Ташкентском государственном институте востоковедения функционирует Индологический центр им. Махатмы Ганди15. Индию и Узбекистан связывает стратегическое партнерство в рамках Объединенной рабочей группы по борьбе с международным терроризмом. К тому же они участвуют в совместной работе через механизм регулярных встреч государственных ведомств с целью координации ан-титеррористических мер. Узбекистан поддерживает стремление Индии получить статус постоянного члена Совета Безопасности ООН и приветствовал предоставление Дели статуса наблюдателя в Шанхайской Организации Сотрудничества16. В апреле 2006 года премьер-министр Индии М. Сингх открыл в Ташкенте Индийско-узбекский центр информационных технологий им. Джавахарлала Неру17.
Узбекистан — основной поставщик запчастей для военно-транспортного самолета ИЛ-76, используемого сегодня индийскими ВВС. Все более широкий рынок находят в Узбекистане индийский чай, потребительские товары, фармацевтические препараты18. Индия также взяла на себя выполнение проекта компьютеризации почтовых отделений Узбекистана. Индию и Узбекистан объединяет и общий подход к ситуации в Афганистане, одному из ключевых связующих (сухопутных) звеньев между Центральной и Южной Азией: обе страны считают, что нельзя допустить такого развития событий, при котором движение «Талибан» сумело бы восстановить свои силы и структуры. Индия придерживается принципа невмешательства во внутренние дела любой страны и права выбора ею своей политической системы. Она стремится к улучшению отношений с любой правящей в стране властью. Во время визита президента Индии А. Калама в Узбекистан в 2005 году были подписаны документы по широкому кругу проблем, в том числе ряд меморандумов о взаимопонимании, относящихся к вопросам обменов между университетами, техническими институтами, торговыми палатами и экспортно-импортными банками19. А в ходе визита в Индию президента Узбекистана И. Каримова в том же, 2005, году было заключено приблизительно 12 соглашений, касающихся сотрудничества в сферах малых предприятий, банковского дела, туризма, образования и культуры, военно-технических связей и т.д. Экспорт Индии в Узбекистан включает фармацевтические препараты, чай, хирургические инструменты и материалы, машиностроительную продукцию, а из Узбекистана она импортирует хлопок, немытую шерсть, цветные металлы и изделия машиностроения. Индия ежегодно предоставляет примерно 130 стипендий узбекским студентам и специалистам для обучения в индийских учебных заведениях, то есть больше, чем любой другой стране Центральной Азии20.
Молдова — одна из беднейших стран Европы. 40% ее ВВП производится в сельском хозяйстве и лишь менее 20% — в промышленном секторе. Молдова изготавливает неко-
15 Cm.: Joint Statement by Republic of India and Republic of Uzbekistan. Visit of Prime Minister Dr. Man-mohan Singh to Uzbekistan. Press Release // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
16 Cm.: Ibidem.
17 Cm.: Remarks by Prime Minister Dr. Manmohan Singh at the Inauguration of Jawaharlal Nehru India-Uzbekistan Centre for Information Technology // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea. gov.in/].
18 Cm.: Media Briefing by Secretary (East) Shri Rajiv Sikri and Secretary (West) Ms. Shashi U. Tripathi, on Prime Minister’s Forthcoming Visit to Germany and Uzbekistan // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
19 Cm.: Joint Statement by the Republic of Uzbekistan and the Republic of India // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
20 Cm.: State Visit of President of the Republic of Uzbekistan, H.E. Mr. Islam A. Karimov // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
торое количество вин мирового класса, кроме того, она известна своими семенами подсолнечника, грецкими орехами и яблоками21. В социокультурном плане Молдова целиком ориентируется на Румынию. Регион Приднестровья стал источником политической дестабилизации, в связи с чем России и Украине пришлось участвовать в поддержании там стабильности и порядка. Дели и Кишинев еще не установили прямые дипломатические отношения. Интересы Индии в Молдове представляет посольство Индии в Румынии, а интересы Молдовы в Индии — посольство Молдовы в Узбекистане. Индия направляла в Молдову главным образом фармацевтические товары, и не столько в порядке торгового обмена, сколько в виде помощи. Посольство Индии в Румынии даже оказало Торговопромышленной палате Молдовы спонсорскую поддержку, чтобы дать ей возможность участвовать в Международной торговой ярмарке в Нью-Дели в 2004 году22.
На Грузию после обретения ею независимости можно было возлагать определенные надежды, поскольку она была одной из относительно богатых советских республик. Символами ее потенциала в передовых секторах экономики могли служить авиазавод Конструкторского бюро Сухого и автозавод в Кутаиси. Но ухудшение отношений с Россией и региональные конфликты в Южной Осетии и Абхазии существенно подорвали политическую стабильность и экономические перспективы Тбилиси. В результате вся промышленная база советских времен была демонтирована и продана на металлолом коррумпированными кругами. Недоверие к государству раздробило Грузию — когда-то великую страну, которую называли Божьей землей23.
Индия и Грузия подписали в 1995 году соглашение о торговом и экономическом сотрудничестве, а в 2000 году — о консультациях на уровне внешнеполитических ведомств. Недавно отношения между двумя странами получили новый импульс. Успешно прошел обмен визитами, направленными на развитие торгового обмена. Было отмечено, что рис, сахар и чай являются весьма популярными статьями индийского экспорта в Грузию. Обсуждается и внедрение в Грузии систем индийской медицины — лекарственных средств Аюрведы и гомеопатических лекарств. С этой целью Министерство здравоохранения и охраны семьи Индии направило в 2004 году делегацию в Тбилиси, а еще раньше, в 2003 году, Индийский совет по экспорту кожи изучил совместно с грузинскими бизнесменами деловые возможности в стране. Кроме того, Индия стремится расширить экономическое присутствие в секторе малых и средних предприятий Грузии. В порядке эксперимента на заводе в Кутаиси было собрано несколько джипов модели «Махиндра Болеро». В СССР Грузия была единственным производителем чая, и Индия предложила свою помощь в развитии этого сектора, так же как и в шелководстве, в выведении новых сортов пшеницы и в богарном земледелии24.
Во времена Советского Союза у Грузии существовала богатая традиция связей с Индией. И сегодня в Тбилисском институте стран Азии и Африки функционирует отделение индологии, где преподают хинди и санскрит. Грузинская «революция роз» 2003 года стала серьезным предупреждением для других стран Кавказа и Центральной Азии. Но режим, осуществлявший либерализацию в условиях необузданной коррупции, обманул все надежды на успешное завершение этого процесса. Например, значительную часть промышленных предприятий приватизировали с разграблением государственной казны. Теперь Грузия в значительной степени зависит от отраслей, связанных с переработкой сельскохозяйственной продукции. Половина всей рабочей силы занята в аграрном и
21 Cm.: Moldova. Embassy of India — Bucharest // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http:// www.mea.gov.in/].
22 Cm.: Ibidem.
23 Cm.: Georgia-Basic Facts. Embassy of India — Armenia // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
24 Cm.: Ibidem.
смежных секторах. Дели стремится расширить деловые связи с Тбилиси путем импорта продукции пищевой промышленности, в том числе знаменитых грузинских вин, а также проявляет интерес к текстильной промышленности Грузии. В свое время республика была одним из центров этой отрасли — как изготовления синтетических материалов, так и производства шерстяной пряжи, изготавливала и шелковые ткани высокого качества. Сегодня то, что сохранилось от отрасли, ищет капиталовложения и представляет интерес для индийских инвесторов25.
У Азербайджана с Индией существуют давние исторические связи. Индийские купцы нередко бывали в Баку, о чем, в частности, свидетельствует сохранившаяся надпись индийским письмом деванагари в зороастрийском храме Атешга26. Однако двусторонних контактов на высшем уровне не было. Лишь в 2005 году Индия участвовала в Каспийской конференции по нефти и газу, но в целом торговля между двумя странами еще не получила должного развития. В 1998 Индия и Азербайджан подписали несколько соглашений о научном и технологическом сотрудничестве. Реализуется ряд не связанных друг с другом проектов, в частности поставка компанией «BHEL» генераторов для азербайджанской электростанции Мингечевир27.
Стратегия регионального сотрудничества
Индия ценит отношения, сложившиеся у нее с большинством республик бывшего СССР, как наследие прежних связей между Москвой и Дели. Страны ГУАМ занимают важное в геополитическом плане положение в узловых точках транспортного коридора, и если этот коридор действительно станет межконтинентальным маршрутом, то экономическое сотрудничество с этими странами многократно возрастет по сравнению с нынешним уровнем. Сегодня экономические связи с этими странами возможны прежде всего в форме расширения торговли товарами городского потребления, а главными статьями могут быть продукция пищевой индустрии, лекарства, потребительские товары, электротехнические изделия и продукция легкого машиностроения.
Посольство Индии в Армении в 2005 году выполнило маркетинговое исследование индустрии чая в Грузии (как мы уже отмечали, в советский период эта республика была традиционным производителем чая). Теперь она — нетто-импортер русского, шри-ланкийского, китайского и английского чая. Индия может увеличить свои инвестиции в деградировавшие чайные плантации Грузии, поскольку грузинское правительство приватизирует их. Кроме того, Индия широко известна как производитель чая для массового потребителя, поскольку даже чай хорошего качества она продает по вполне доступным ценам. Грузинскую чайную отрасль можно восстановить с помощью индийских инвестиций при наличии благоприятного климата для капиталовложений и гарантий их безопасности. Другой сектор с хорошим потенциалом — текстильное производство. Как мы уже отмечали, в советский период Грузия специализировалась на производстве тканей, на многих бездействующих сегодня предприятиях обрабатывали шерсть, хлопок, а также выпускали пряжу. В этом секторе Индия может изыскать варианты успешного сотрудничества и вложения капитала. В принципе грузинская текстильная промышленность потенциально способна повысить уровень спроса на хлопок республик Центральной Азии,
25 Cm.: Textile Industry in Georgia. A Market Survey. Embassy of India — Armenia // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
26 Cm.: Country Brief on Azerbaijan. Embassy of India — Azerbaijan // Ministry of External Affairs, Govt. of India [http://www.mea.gov.in/].
27 Cm.: Ibidem.
откуда он традиционно поступал на эти территориально-производственные комплексы. Такие популярные европейские фирмы, как «Puff», «Juki», «Savio», «Tiss», «Texima», «Otto Galli» и другие осуществили модернизацию и реструктуризацию грузинской текстильной промышленности. Индийские компании, например, «Raymonds», «Grasim», группы «Aditya Birla» и т.п., также способны найти там место для себя. Индию могут заинтересовать и грузинские вина, представляющие собой один из самых известных местных товаров. Индия уже ограничивает импорт вин из стран ЕС, поскольку эти страны не дают возможности индийской текстильной продукции закрепиться на своих рынках. Грузия вполне может сыграть роль альтернативного поставщика для удовлетворения имеющегося в Индии спроса на вина. Индийское правительство недавно либерализовало импорт алкогольных напитков.
Ключевая статья Азербайджанского экспорта — черное золото, то есть нефть. Почти 90% всего экспорта страны составляют топливо и продукты горнодобывающей индустрии28. Самыми большими рынками для экспорта республики сегодня являются государства ЕС (55,8%) и Израиль (10,7%). Индия представляет собой привлекательный рынок для азербайджанского экспорта, поскольку ее потребности в нефти и газе растут быстрее, чем когда-либо прежде. Но нефть стала геополитическим товаром, и любая попытка установить какие-то эксклюзивные отношения с Баку на этой почве в конце концов грозит неминуемо втянуть Дели в новую «большую игру». Очень высока зависимость Азербайджана от импорта из России, за счет которого удовлетворяется почти пятая часть всех потребностей Баку в готовых изделиях. Поэтому Азербайджан может быть заинтересован в развитии торговли с Индией в целях диверсификации импорта.
3 а к л ю ч е н и е
Региональные факторы глобальной геополитики жизненно важны для международных интересов любой страны. Для Индии далеко не безразлично происходящее в ареале ГУАМ — Черноморский регион. Важнейшая и актуальнейшая проблема — опасность того, что конъюнктура региональной энергетической геополитики побудит Россию к еще более жесткому подходу, направленному на то, чтобы лишить игроков ГУАМ доступа к ресурсам. Тогда соответствующие ресурсы пойдут на европейский рынок с вытекающим отсюда проигрышем для Индии и других государств Южной Азии. И хотя Индия взаимодействует с Россией на Дальнем Востоке, но диверсификация — всегда лучшая страховка против международных колебаний цен на нефть. Другой важный фактор — возникающие в регионе проблемы и угрозы безопасности способны затронуть страны Центральной и Западной Азии, что также не может не вызывать беспокойства. Тенденции к дестабилизации, которые могут возникнуть в данном регионе, породили бы новые рассадники религиозного фундаментализма и терроризма. А то, что Индия сама представляет собой огромную и разнородную этнокультурную мозаику, вынуждает ее с особой силой стремиться к трансформации ареала ГУАМ — Черноморский регион в территорию гармоничного слияния разнообразных культур — подобно тому, как в Черное море впадают несколько больших рек.
28 См.: Azerbaijan: WTO Country Profile [http://stat.wto.org/CountryProfiles/AZ_e.htm].
221------------------------------------------------------------------------------------