щаются и прорывные инициативы по улучшению отношений по оси Россия - НАТО, и более медленное, но многостороннее и тесное сближение с Украиной, и даже не очень удачная игра последней «на опережение». Эти возможности могут быть реализованы при условии политической трансформации Альянса (которая, впрочем, неизбежна) и соответствующей коррекции внешнеполитических курсов Украины и России.
Именно поэтому следует преодолевать взаимные страхи перед неизбежностью перемен и следовать «не марксисткой» логике: чем лучше для одних, тем лучше и для других.
♦ ♦ ♦
ГРУЗИЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
А.М. Кикнадзе,
Кандидат политических наук
Со времени распада СССР важнейшей задачей суверенного грузинского государства является обеспечение своей национальной безопасности, укрепление независимости и государственности, создание необходимых условий для демократического развития. С этой точки зрения, сотрудничество Грузии с влиятельными международными организациями и включение страны в европейские или региональные структуры безопасности непосредственно связано с фундаментальными проблемами национальной безопасности.
Здесь хочется отметить, что вопрос о будущем отношений Грузии и НАТО на сегодняшний день является одним из приоритетных во внешней политике страны. Кроме того, тесное сотрудничество с НАТО дает Грузии возможность активно включиться в строительство единой евро-атлантической системы безопасности, приобщиться к богатому военному опыту и принципам демократического строительства стран-участниц Альянса. В целом же, это сотрудничество является тем инструментом, который должен способствовать интеграции Грузии в политическое, военное, социально-экономическое и культурное пространство единой Европы.
Хотел бы подчеркнуть, что в Грузии в отношении Североатлантического альянса существует несколько идеализированный образ всемогущего союза, который одержал победу в холодной войне. В Грузии понимают и то, что в НАТО входят самые развитые страны мира, которые достигли высокого уровня жизни и развития демократии. Более того, общественное мнение рассматривает
стремление к тесному сотрудничеству с последующим вступлением в Альянс как единственную гарантию национальной безопасности и признания принадлежности Грузии к европейской цивилизации. Что касается вопроса о расширении Альянса на восток, который на сегодняшний день является злободневным для некоторых стран, то Грузия однозначно выражает свою поддержку этому процессу. Мы считаем, что любое суверенное государство вправе по-своему решать вопрос о способе обеспечения своей безопасности.
Грузия как небольшая страна, расположенная в сложном регионе, заинтересована в нормальных отношениях со всеми странами мира, прежде всего, с традиционно дружественными к ней соседями. Суть ее внешней политики заключается в приумножении друзей, а не в замене одних на других. Свою будущую безопасность Грузия видит в контексте единой евро-атлантической системы безопасности, в строительстве которой принимают участие отдельные страны, такие, как Россия, и международные организации, -в том числе НАТО и ОБСЕ. В силу своего геополитического положения Грузия пытается проводить сбалансированную внешнюю политику, старается развивать отношения со всеми странами, и в этом контексте отношения с РФ имеют первостепенное значение. По параметрам демократического развития, государственной ориентации и участия в евро-атлантических процессах Грузия более или менее соответствует уровню тех стран, которые сегодня открыто заявляют о своем желании вступить в НАТО. Подтверждение тому -членство в Совете Европы, растущее сотрудничество с ЕС, активное участие в Программе "Партнерство ради мира" и в деятельности Совета евро-атлантического партнерства (СЕАП). В Грузии большое значение придают роли этого Совета в деле строительства новой европейской архитектуры безопасности. Грузия рассматривает его как эффективный инструмент усиления военно-политической связи с партнерами и способ увеличения объемов военной и военно-технической помощи Альянса. Важным моментом для Грузии представляется регионализация деятельности СЕАП по сотрудничеству НАТО со странами Закавказья в обеспечении совместного решения проблем безопасности на континенте. Анализ и динамика отношений Грузии с НАТО с 1993 г. ясно указывают, что налицо практическое сближение нашей страны с Альянсом. Сегодня Грузию рассматривают в НАТО как одного из активных, заинтересованных в сотрудничестве партнеров, а в целом Южный Кавказ - как сложный, но очень важный регион.
В то же самое время, делая прогноз, можно сказать, что наше сотрудничество с НАТО в ближайшем будущем примет более
многогранный характер. Будут проводиться многосторонние политические консультации, в том числе в созданной в рамках СЕАП кавказской региональной группе. Целью подобных консультаций является формирование новой системы евро-атлантической безопасности и полная интеграция в неё Грузии. Расширится наше участие в различных процессах и инициативах, предусмотренных Программой ПРМ. В случае, если в Грузии нормально пройдет военная реформа, поэтапно будет достигаться совместимость стандартов наших вооруженных сил с военными параметрами Альянса. На определенном этапе возможна и активизация роли НАТО под эгидой СЕАП для урегулирования существующих в регионе конфликтов, в частности, абхазской проблемы. Что касается места Южного Кавказа и, в частности, Грузии в будущих планах Альянса, здесь многое зависит от того, сколь успешно будут развиваться известные международные энергетические и транзитные проекты. Если они реально утвердят за регионом новые функции и превратят каспийские энергоресурсы в альтернативный источник обеспечения энергией стран Запада, наверное, встанет вопрос о распространении в той или иной форме гарантий безопасности со стороны Запада на соответствующие страны Южного Кавказа.
Западные партнеры Грузии положительно оценивают то обстоятельство, что Грузия имеет добрососедские отношения со всеми странами региона (отдельный вопрос -отношения с Россией, к нему мы еще вернемся), активно участвует в международных организациях и механизмах регионального сотрудничества. Положительным фактором является и то, что предпринимаются конкретные шаги, связанные с военной реформой, исходной точкой для которой является реформирование вооруженных сил по стандартам НАТО и установление демократического контроля над ВС. Серьезной проблемой для Грузии, с точки зрения обеспечения ее безопасности, остаются конфликтная ситуация в Абхазии, положение в Цхинваль-ском регионе и в Панкисском ущелье. Нерешенность этих проблем в значительной степени осложняет ситуацию и ставит под вопрос безопасность и территориальную целостность страны. По моему мнению, в этом же контексте должен быть рассмотрен вопрос о расположении российских военных баз на территории Грузии. Представляется, что до вывода упомянутых баз с территории страны выполнение одной из важнейших задач по обеспечению национальной безопасности будет проблематичным.
Что касается вопроса о реализации международных энергетических проектов, то решить его можно не путем конфронтации с Россией, а создав единую систему евро-
атлантической безопасности. С этой точки зрения Грузия жизненно заинтересована в дальнейшем расширении сотрудничества НАТО с Россией и вообще в необратимой интеграции нашего северного соседа в европейские и трансатлантические процессы.
Приоритетное значение для будущего нашей страны и в целом Кавказа имеет сохранение Турцией атлантической и европейской ориентации. С этой точки зрения очень важно, чтобы ускорился процесс вступления Турции в ЕС, успешное завершение которого будет означать приближение Евросоюза непосредственно к границам Грузии, что станет своеобразным гарантом пребывания нашей страны на европейской орбите.
С учетом отмеченных факторов очевидно, что на нынешнем этапе преимущество следует отдавать решению проблемы безопасности Грузии в формате, учитывающем интересы как стран региона, так и России, США, ЕС и Турции. В последнее время отношения Грузии и Альянса ознаменовались значительными событиями. Так, в 2000 г. Тбилиси посетил Генеральный секретарь НАТО лорд Робертсон. В 2001 г. под эгидой программы " Партнерство ради мира" в Грузии прошли первые интернациональные масштабные военные учения, в которых приняли участие страны-участницы НАТО и их партнеры. В июне 2002 г. в рамках той же программы прошли многонациональные учения "Cooperative Best Effort-2002", в которых приняли участие около 600 военнослужащих из 10 стран. В начале 2002 г. штаб-квартиру НАТО посетил президент Грузии Э.Шеварднадзе. Важнейшим событием явилось присоединение Грузии (после трагических событий 11 сентября 2001 г.) к международной антитеррористической коалиции. Практическая реализация программы по оказанию Соединенными Штатами помощи Грузии в деле строительства ее вооруженных сил становится важнейшим этапом укрепления ее безопасности. Указанная программа связана и с обеспечением безопасности энергетических магистралей, которые должны связать Каспийский регион (через территорию Грузии) с Западом. В этом контексте уже реально вырисовываются новые контуры и функции Грузии на геополитической карте мира. Сотрудничество Грузии и США в оборонной сфере - это важный шаг на пути становления стратегических партнерских отношений. США оказывают действенную помощь Грузии в укреплении обороноспособности страны, в частности, в подготовке подразделений вооруженных сил. Хочется надеяться, что реализация программы сотрудничества США и Грузии в оборонной сфере будет содействовать укреплению независимости и государственности Грузии. Хотел бы подчеркнуть, что это сотрудничество не направлено про-
тив интересов других стран (как иногда хотят представить некоторые "доброжелатели" нашей страны).
В Грузии придают исключительно важное значение грузино-американскому военному сотрудничеству, которое началось еще в 1995 г. За последние 10 лет Грузия получила свыше 2 млрд. долл. безвозмездной помощи от стран НАТО, большая часть из этой суммы приходится на долю Соединенных Штатов. На американскую программу "Обучи и оснасти", которая рассчитана на 18 месяцев, администрация США недавно выделила 64 млн. долл. (имеется в виду подготовка 2 тыс. военнослужащих и оснащение спецподразделений грузинской армии). Особо радует, что с началом реализации американо-грузинской программы военного сотрудничества обстановка в Панкисском ущелье существенно улучшилась. Это можно считать первым эффективным результатом действия этой программы. В реформировании вооруженных сил Грузии активно помогают дружественные страны - Турция, Германия, Великобритания. Ряд других стран-участниц НАТО готовы подключиться к американской программе подготовки и обучения грузинской армии.
В последние годы успешно продвигается сотрудничество в военной области с Великобританией. С помощью британцев осуществляются совместные проекты и разработки для урегулирования проблем национальной безопасности Грузии. Систематический характер приняло согласование позиций по ряду вопросов международной безопасности. Совместно разработан план военного сотрудничества, согласно которому осуществлялось участие представителей Грузии в программах многостороннего военного сотрудничества, в том числе в мероприятиях, проводимых в Великобритании. Помимо консультаций по оборонным вопросам, Великобритания интенсивно помогает в осуществлении военной реформы в Грузии. Еще одним важным элементом программы являются систематические встречи между представителями командования ВС двух стран. Военное ведомство Великобритании значительное внимание уделяет оказанию помощи Военной Академии Грузии: ежегодно министерство обороны Великобритании выделяет место в престижной Королевской Военной Академии и Военном колледже для обучения молодых курсантов из Грузии. Грузинские военнослужащие в специальных центрах изучают английский язык, обмениваются опытом, вместе с британцами повышают свою профессиональную подготовку, участвуя в совместных учениях. Грузинские военные впервые приняли участие в международной операции по поддержанию мира в Косово. Важным моментом является то, что сотрудничество Грузии с НАТО происходит на по-
зитивном фоне сближения России с НАТО. В этой связи полагаю, что взаимоотношения между НАТО и Грузией и российско-грузинское сотрудничество следует рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие явления. В целом, происходящие в евро-атлантическом пространстве процессы способствуют дальнейшему сближению Грузии с НАТО, приобретению страной сильных гарантий национальной безопасности, интеграции Грузии в единую Европу.
Несколько слов хочу сказать о сегодняшних грузино-российских отношениях. Вряд ли можно считать секретом, что отношения Грузии и России находятся на самой нижней точке после распада Советского Союза. Антигрузинские настроения в последние несколько месяцев стали постоянным явлением в российских СМИ, отражающих преобладающую в политических кругах точку зрения. В Грузии простые люди, у которых за многие десятилетия сложились самые добрые отношения с россиянами, удивлены тому, что периодически из уст некоторых российских официальных лиц слышат риторику, напоминающую о холодной войне и советской империи.
Неудивительно поэтому, что последние события в районе Панкисского ущелья еще больше обострили отношения России и Грузии, которые в последние месяцы утратили даже признаки добрососедства. Причин тому много, как объективных, так и субъективных. Любые попытки восстановить позиции России в Грузии сейчас упираются в возможность конкретных шагов, а не в многочисленные обещания об оказании помощи по урегулированию конфликтных ситуаций на территории Грузии. Почему же сложилось такое печальное положение?
Общественность Грузии видит его первопричину в отсутствии у Москвы четкой стратегической линии на Кавказе. Проблема Панкиси отнюдь не изолирована. Ее нужно рассматривать только в контексте региональной политики, в частности, ситуации в Чечне, Абхазии, Южной Осетии и других кавказских регионах. До тех пор, пока Москва не разработает комплексное решение проблемы, ситуация на Кавказе вряд ли сдвинется с мертвой точки. Улучшение грузино-российских отношений требует менее амбициозного и более прагматичного подхода со стороны России. Первым шагом в улучшении отношений должно стать восстановление доверия, которое так сильно пострадало. России необходимо принять во внимание уменьшающиеся возможности давления на суверенное государство.
Необходимо подчеркнуть еще один крайне важный момент. В целом в Грузии очень заинтересованы в улучшении отноше-
ний с Россией. Удастся ли это, в большей степени зависит, конечно, от того, насколько Россия будет готова к конструктивному разговору с Грузией, без использования "двойных стандартов". По этому поводу у грузинской стороны сегодня возникают определенные вопросы: есть ли у Москвы желание вести такой разговор с Тбилиси? или же нынешняя ситуация подтолкнет ее к тому, чтобы действовать против национальных интересов Грузии, как это происходит в последнее время?
♦ ♦ ♦
РЕДАКЦИОННЫМ СОВЕТ:
Т. Г. Пархалина - главный редактор Ю . П . Давыдов, А .В. Загорский, Ю .С. Пивоваров, А .А . Пионтковский, В .Н . Цы ги чк о
Т .В. Арзаманова
(ответственный секретарь) М .Б. Ш найдерман
(компьютерная верстка и дизайн)
Бюллетень публикуется ИНИОН РАН при поддержке Информационного бюро НАТО при Посольстве Бельгии с целью способствовать развитию конструктивного диалога по проблемам безопасности в евро-атлантическом регионе. Мнения авторов, высказанные на страницах бюллетеня, отражают их личную точку зрения и не обязательно совпадают с позицией ИНИОН или Информационного бюро НАТО при Посольстве Бельгии.
© ИНИОН РАН Центр по изучению проблем европейской безопасности, 2002 Бюллетень рассылается по бесплатной подписке. Заявки направлять по адресу: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 51/21, Fax:(095) 128-7988, Телефоны: (095) 128-9344, 128-7988 E-mail: [email protected] http://www.inion.ru