ГРУППОВОЕ ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА
Ольга Валерьевна Титова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
В статье представлена значимость проектного обучения для повышения уровня конкурентоспособности выпускника на рынке труда и корреляции требований предприятий-работодателей с требованиями ФГОС за счет совместного образовательного процесса в составе УНПИК.
Ключевые слова: проект, проектное обучение, конкурентоспособность,
инновационная экономика, Учебно-научно-производственный инновационный кластер.
GROUP PROJECT-BASED LEARNING AS A FACTOR OF COMPETITIVENESS GROWTH OF THE GRADUATE LABOUR MARKET
Olga V. Titova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo, Candidate of Engineering Sciences, associate professor, Department of business-process management, tel. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
The article presents significance of project-based learning to increase the level of competitiveness of the graduate in the labour market and correlation requirements of employers with the requirements of the GEF by combining the educational process of UNPIK.
Key words: project, project-based learning, competitiveness, innovation economy, Educational-scientific-production innovation cluster.
Государственная политика в области образования в настоящее время предусматривает:
• формирование системы непрерывного образования на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
• обеспечение инновационного характера базового образования на основе взаимосвязи академических знаний и практических умений;
• создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
• формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей [1, 2].
Это обусловлено, с одной стороны, потребностью страны в высококвалифицированных кадрах для успешной реализации задач инновационного развития экономики, с другой стороны - серьезнейшим «разрывом», т.е. отсутствием корреляции требований и ожиданий предприятий-работодателей и профессиональных сообществ, к квалификациям специалистов. «Замкнутость» сегодняшней системы
образования приводит к незнанию требований к выпускнику со стороны потребителя - работодателя и отсутствию объективных критериев конкурентоспособности выпускников и их востребованности на рынке труда.
Основные направления развития высшего профессионального образования в условиях инновационной экономики включают в себя:
1) формирование профессорско-преподавательского состава нового типа. Системное управление компетентностью;
2) изменение содержания образования и технологии обучения как совокупности методов и средств формирования кадров нового проблемноориентированного типа;
3) развитие инфраструктуры и образовательной среды;
4) формирование организационных образовательных структур для осуществления непрерывного общедоступного образования.
В то же время среди негативных тенденций сегодняшней системы образования в России отмечают:
• неэффективность реализации основополагающего принципа менеджмента качества - ориентации на потребителя - предприятия-работодатели;
• «замкнутость» системы обучения - отсутствие в ней требований к выпускнику со стороны потребителя - работодателя;
• отсутствие объективных критериев оценки востребованности и конкурентоспособности выпускников;
• отсутствие механизма актуализации профессиональных компетенций.
Значительно сократить остроту проблем и обеспечить формирование
требуемой совокупности компетенций кадрового потенциала предприятий возможно за счет использования особенностей кластерного подхода к организации учебно-научно-производственного инновационного процесса. В состав Учебно-научно-производственного инновационного кластера -УНПИК входят Органы государственной власти, Учредитель (Министерство образования и науки РФ), Министерства и ведомства (отраслевые), Наблюдательный совет, Университет, предприятия, Инженерный корпус новой индустриализации, Фонд финансовой поддержки. Две задачи образования в составе УНПИК среди множества задач, а именно:
- интеграция ФГОС с требованиями предприятий-работодателей и профессиональных образовательных стандартов;
- исследование рынка труда, повышение квалификации, трудоустройство, обеспечение конкурентоспособности на основе перепрофилирования и повышения квалификации, могут быть успешно решены путем внедрения в образовании проектного обучения.
Проектное обучение в составе УНПИК позволит выработать единые критерии оценки выпускника предприятием - работодателем и «увязать» их с требованиями ФГОС:
• степень соответствия компетенций выпускника требованиям организации, предприятия, компании;
• многофункциональность специалиста;
• вариабельность совокупности компетенций специалистов, их «взаимозаменяемость»;
• обучаемость, готовность к переквалификации, перепрофилированию, освоению смежных профессий;
• владение и приверженность деловой этике (бизнес-этике);
• творческие способности и эффективность их реализации
(креативность);
• управляемость, готовность работать в команде;
• личная и социальная ответственность.
Проектные технологии относятся к технологиям ХХ1 века и, прежде всего,
предусматривают формирование у студента умения, адаптироваться к
стремительным изменяющимся условиям жизни человека
постиндустриального общества. Проектные технологии - это система обучения, в которой знания и умения обучающихся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий форму - проектов [3].
Проект - воплощение инновационных идей и предложений, которые могут быть реализованы в форме создания новых наукоемких изделий и технологий, востребованных на рынке. Деятельность по выполнению проектов называется проектной. Выполнение проектов осуществляется в три этапа: - 1) подготовительный (исследовательский); 2) технологический и 3) заключительный.
Выполняемые проекты обсуждаются и защищаются. Теория проектного обучения является интегративной, она синтезирует в себе в той или иной мере другие теории. Проекты должны отвечать дополнительным требованиям:
• законченная разработка изделия или технологии (программы);
• инновационный наукоемкий характер;
• связь с профилем обучения;
• наличие заинтересованных потребителей;
• возможность выделения самостоятельных промежуточных задач;
• наличие квалифицированного руководителя;
• заинтересованность студентов;
• возможность материально-технического обеспечения.
Различия традиционного и проектного обучения проявляются в том, что если традиционное обучение носит краткосрочный характер и в центре обучения находится один предмет, то проектное обучение ориентировано на длительный период обучения, интегрируя при этом ряд предметов, связанных с реальными, жизненными проблемами.
При организации проектного обучения необходимо подготовить и использовать одновременно методическую, научную и проектную части.
Этапы работы и функции ответственного за организацию ГПО (группового проектного обучения) на кафедре представлены в табл. 1.
Таблица 1
Этапы работы при организации группового проектного обучения
Наименование мероприятия Функции ответственного на кафедре за ГПО
Организация и проведение конкурса Информирование участников, подготовка перечня проектов и руководителей, сбор заявлений, проведение конкурса...
Наименование мероприятия Функции ответственного на кафедре за ГПО
Формирование проектов и проектных групп Создание приказа о форсмировании проектной группы, формирование индивидуальных учебных планов, составление графиков работы и загрузки лабораторий, ...
Курирование проектов (составление тематических карт, технических заданий, индивидуальных, календарных планов) Контроль заполнения тематических карт и календарных планов, контроль заполнения индивидуальных задач
Подготовка проектов к конкурсам
Организация аттестации учатников
Формирование аттестационно-экспертной комиссии и организация процедуры аттестации Составление графиков проведения аттестационно-экспертной комиссии
Организация процедуры аттестации Проведение АЭК, проверка готовности отчетов и презентаций
Проведение процедуры аттестации Сбор комиссии, оценка презентаций докладов и отчетов. Объявления итоговых оценок участникам проектов
Перечень основных документов, необходимых для организации ГПО:
• Положение о об организации группового проектного обучения
• Регламент ГПО
• Инструкция для ответственного за организацию ГПО на кафедре
• Заявка на участие в конкурсе на лучший инновационный проект
• Индивидуальный учебный план участника проекта
• Пояснительная записка к заявке на участие в конкурсе «Лучший проект ГПО»
• Г рафик загрузки лаборатории ГПО
• Перечень проектов кафедр, задействованных в ГПО.
Использование проектного обучения при совместном образовательном
процессе образования и производства в составе УНПИК позволит не только повысить уровень конкурентоспособности выпускника на рынке труда, адаптировать его к решению реальных задач инновационной экономики, но и сократить «разрыв» требований и ожиданий предприятий-работодателей и профессио-нальных сообществ к квалификациям специалистов.
Информационной базой для проектного обучения могут быть как собственные идеи обучающихся, так
и бизнес-идеи предприятий, на которых студенты проходят практику [4, 5].
В результате потенциал выпускника УНПИК должен соответствовать следующим характеристикам:
• способность творчески ставить и решать основные проблемы, порождать новые идеи, превращать их в новые знания, а знания в продукцию и технологию;
• способность использовать результаты освоения теоретических знаний и практических навыков при разработке, реализации и внедрении инновационной продукции;
• способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, использовать их в смежных областях деятельности;
• готовность определять и формулировать цели в области разработки и внедрения инновационной продукции;
• способность разрабатывать системы управления эффективностью деятельности предприятия;
• готовность осуществлять внедрение и авторское сопровождение разработки и внедрение инновации;
• способность проводить оценку систем управления эффективностью создания и реализации инновационной продукции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Титова О. В. Роль дисциплины «Управление инновационной деятельностью» в
системе подготовки специалиста в области экономики и природопользования// Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: сб. матер. Междунар. научно-метод. конф.,
27 февраля - 1 марта 2013 г., Новосибирск, в 4 т. Ч. 4. - Новосибирск: СГГА, 2013 г. -С. 230-233.
2. Титова О. В., Современные подходы к оценке стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов в условиях инновационного развития экономики// Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: Сборник материалов Международной научно-методической конференции, 27 февраля - 1 марта 2013 г., Новосибирск, в 4 т. Ч. 4. - Новосибирск: СГГА, 2013 г., С. 233 - 236.
3. Титова О. В., Гончарова В. М. Экономическое обоснование эффективного использования земельного участка «ООО «Разрез Новобачатский»// Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013.
IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 177-183.
4. Титова О.В., Гагарин А.И. Интеграционные процессы «ВПО - производство» при подготовке бакалавров направления «Инноватика» в рамках реализации государственной образовательной политики // Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества:
5
сб. матер. Междунар. научно-метод. конф., 3 февраля - 7 февраля 2014 г., Новосибирск, в 4 т.
Ч. 2. - Новосибирск: СГГА, 2014 г., С. 42 - 46.
5. Титова О.В. Взаимодействие бизнеса и образования в процессе формирования востребованного и конкурентоспособного выпускника в условиях инновационной экономики // Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: Сб. матер. Междунар. научно-метод. конф., 3 февраля - 7 февраля 2014 г., Новосибирск, в 4 т. Ч. 2. -Новосибирск: СГГА, 2014 г., С. 46 - 50.
© О. В. Титова, 2014