ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ
Ольга Валерьевна Титова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры управления бизнес-процессами, тел. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
В статье представлены маркетинговый анализ рынка и оценка эффективности создания предприятия розничной торговли в специфической сфере предпринимательской деятельности - зообизнесе.
Ключевые слова: инвестиционный проект, малый бизнес, оценка экономической эффективности.
EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE SMALL BUSINESS IN THE RETAIL TRADE IN GOODS FOR PETS
Olga V. Titova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo, Candidate of Engineering Sciences, associate professor, Department of business-process management, tel. (383)210-95-87, e-mail: [email protected]
In article presented to the market research and evaluation of the effectiveness of the the retailers retail trade in the specific area business-zoobiznese.
Key words: investment project, small business, economic efficiency evaluation.
Малый бизнес предоставляет возможность попробовать свои силы в производстве и коммерции десяткам миллионов людей, которым для этого оказывается серьезная государственная поддержка и помощь со стороны крупных компаний. Не требуя большого стартового капитала, предпринимательство способствует структурной перестройке, создает конкуренцию на рынке товаров
и услуг и новые рабочие места для высвобождаемых из государственного сектора работников и незанятого населения. Малые предприятия более гибко и оперативно реагируют на запросы потребителей их продукции и услуг, содействуют развитию регионов и небольших населенных пунктов, где нет крупных предприятий, полнее используют местные сырьевые и трудовые ресурсы [1]- Объединение собственника и предпринимателя в одном лице позволяет сократить управленческий персонал, повысить сплоченность и способность трудовых коллективов и ускорить окупаемость затрат. Все это делает оправданным предоставление малому бизнесу экономических льгот. Малый и средний бизнес являются важной составляющей инновационного предпринимательства, формирующей инновационный характер развития
экономики как региона, так
и страны в целом[2, 3].
Для успешной реализации задач инновационного развития экономики и сокращения «замкнутости» образования к одной из эффективных форм обучения в настоящее время можно отнести проектное обучение. Проектные технологии относятся к технологиям ХХ1 века и, прежде всего, предусматривают формирование у студента умения, адаптироваться к стремительным изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Проектные технологии - это система обучения, в которой знания и умения обучающихся приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий форму - проектов [3, 4, 5].
В качестве примера проектной формы обучения рассмотрена выпускная квалификационная работа О. Н. Лесковой, студентки группы 5ЭУПн. Предметом исследования в указанной работе являются анализ и оценка экономической эффективности создания предприятия малого бизнеса в сфере розничной торговли товарами для животных. Объектом исследования -предприятие малого бизнеса
в сфере розничной торговли товарами для животных ООО «Желтая собака».
Рынок товаров для животных в России завершает формирование и переходит в зрелую стадию, причем, ежегодно рынок демонстрирует существенный рост. Так, рост рынка в Москве и Санкт-Петербурге за 2012 год составил 20-30%. В Новосибирске этот показатель составил около 10%. В среднем по России рост составляет около 20%, что существенно выше, чем в среднем по миру.
Росту рынка способствовали следующие факторы: благоприятное
развитие экономической ситуации в стране, изменения в стиле жизни горожан, а также рост доверия к «покупным» кормам (основному сегменту рынка). Импорт зоотоваров с каждым годом уменьшается, и сегодня он не превышает 20%. Крупнейшими странами импортерами в 2011 году стали Бельгия и Венгрия. Крупнейшим поставщиком кормов стала компания ООО «Нестле Россия». Потенциальный объем рынка огромен. Россия занимает 2 место в мире после США по числу домашних животных. По данным «КОМКОН» в России 33% семей содержат кошек (25-30 млн. кошек), а 20% семей содержат собак (20 млн. собак). В 3% семей есть птицы или рыбки, 1% держит хомяков или черепах. Однако расходы владельцев на домашних животных напрямую связаны с уровнем доходов, а в России доходы населения хоть и росли до кризиса, но все-таки остались несопоставимо ниже, чем на Западе. Кроме того, зообизнес в целом, помимо товаров для животных, включает в себя целый ряд сопутствующих услуг: ветеринарные услуги, груминг (парикмахерские услуги), передержка (гостиницы), дрессировка и ритуальные услуги, а также разведение и продажа животных. Львиную долю товаров для животных занимают корма. Однако данные о структуре рынка неоднозначны и фрагментарны. По разным оценкам,
2
корма занимают в структуре сбыта зоотоваров от 50% до 80%. Розничный рынок товаров для животных достаточно насыщенный и конкурентный. Основные продажи приходятся на открытые рынки и отделы в продуктовых супермаркетах.
В настоящее время, единый документ, регламентирующий деятельность по продаже товаров для животных, пока не разработан, однако существует достаточно большое количество нормативной документации, требования которой необходимо соблюдать.
На сегодняшний день основным документом является Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. от 07.12.2011; далее - № 52-ФЗ), в котором говорится, что «индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению».
Объектом исследования ВКР является ООО «Желтая собака», основной деятельностью которого является торговля товарами для животных. Необходимо оценить целесообразность создания зоомагазина площадью 50 кв.м., на первом этаже жилого дома, в густонаселенном районе. Краткосрочные цели проекта: выход на рынок зоомагазина в Заельцовском районе, г. Новосибирска. Создание узнаваемого имени, качественное оказание услуг, получение прибыли.
Краткосрочные цели инвестиционного проекта: выход на рынок
зоомагазина в Заельцовском районе г. Новосибирска, создание узнаваемого имени, качественное оказание услуг, получение прибыли. Долгосрочными целями проекта станут расширение ассортимента товара, в целом зообизнеса, открытие аналогичных магазинов в других районах города.
В зоомагазине будет представлен товар для широкого круга потребителей: для хозяев любых животных. Товаром будут являться как сами животные, так
и корма для них, различные аксессуары, литература и т.п. В магазине будет осуществляться услуга стрижки животных. Можно выделить два больших сегмента товаров в магазине: 1) зоотовары (корма, диетические добавки; аксессуары, одежда, игрушки, клетки; средства для ухода; 2) живые животные (в том числе услуги парикмахера).
В ВКР представлен расчет экономической эффективности проекта по макету Бизнес-плана, в том числе приведены все стандартные разделы типового документа, включая финансовое обеспечение проекта. Собственные средства предприятия для реализации проекта 300 тыс. рублей. Источником заемных средств выступит банк «НьюСиб». Для успешной организации предпринимательской деятельности ООО потребуется кредит в 2700 тыс. руб. сроком на 2 года с выплатой 22 % годовых. После выплаты налогов и кредита в конце 2015 года компания ООО «Желтая собака» получит финансовый результат в сумме 3876,5 тыс. руб. Суммарная сумма инвестиций в капитальные вложения оценивается в 1577 тыс. руб. Наибольшие капитальные вложения будут осуществлены в первоначальные запасы на сумму 1000 тыс. руб. Чистый дисконтированный доход проекта составляет 4529 тыс. руб., что свидетельствует об экономической целесообразности его внедрения. Внутренняя норма доходности проекта, как показали расчеты, не превышает 20,5%. Точка безубыточности составляет 57033 тыс. рублей (объем продаж). Срок окупаемости проекта 2 года. Средний размер заработной платы работников магазина - 22 тыс. рублей. Кроме того в работе представлены расчеты прибыли от реализации проекта за период 2013-2015 годы, затраты на производство и сбыт, налоговые платежи, амортизация, план денежных поступлений и выплат и др.
Стабильное осуществление продажи товаров ООО будет обеспечено действием следующих факторов:
- оптимальным качеством товара (высоким качеством кормов, лечебных препаратов);
- доступной для большинства покупателей ценой;
- широким выбором товаров;
- качественным осуществлением стрижки животных;
- возможностями приобретения домашних питомцев;
- работой без выходных и перерывов.
При выходе магазина на полную мощность доходы магазина
оцениваются в 675 тыс. руб. в месяц. В 2015 году компания ООО «Желтая
собака» после полностью погашенного за 2 года кредита, может
использовать полученную прибыль предприятия для дальнейшего развития бизнеса, например, создания магазина в другом районе города или дополнительно начать новый вид предпринимательской деятельности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Титова О. В., Гончарова В. М. Экономическое обоснование эффективного использования земельного участка «ООО «Разрез Новобачатский» // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2013. IX Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 15-26 апреля 2013 г.). - Новосибирск: СГГА, 2013. Т. 1. - С. 177-183.
2. Титова О. В., Гагарин А. И. Интеграционные процессы «ВПО - производство» при подготовке бакалавров направления «Инноватика» в рамках реализации государственной
образовательной политики // Актуальные вопросы образования. Информационнообразовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: Сборник материалов Международной научно-методической конференции, 3 февраля - 7 февраля 2014 г., Новосибирск, в 4 т. Ч. 2. - Новосибирск: СГГА, 2014 г., С. 42-46.
3. Титова О. В. Взаимодействие бизнеса и образования в процессе формирования востребованного и конкурентоспособного выпускника в условиях инновационной экономики// Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: Сборник материалов Международной научно-методической конференции, 3 февраля - 7 февраля 2014 г., Новосибирск, в 4 т. Ч. 2. - Новосибирск: СГГА, 2014 г., С. 46-50.
4. Журавлев В. А. Качество выпускника высшей школы // Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: Сборник материалов Международной научнометодической конференции, 27 февраля - 1 марта 2013 г., Новосибирск, в 4 т. Ч. 2. -Новосибирск: СГГА, 2013 г., С. 61-64.
5. Охотникова Т. В. Проблема взаимодействия образования и бизнеса // Актуальные вопросы образования. Информационно-образовательная среда как фактор устойчивого развития современного инновационного общества: Сборник материалов Международной научно-методической конференции, 3 февраля - 7 февраля 2014 г., Новосибирск, в 4 т. Ч.
2. - Новосибирск: СГГА, 2014 г., С. 86-89.
© О. В. Титова, 2014