Научная статья на тему 'Групповая работа в начальной школе как способ мотивации в учении'

Групповая работа в начальной школе как способ мотивации в учении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
476
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УЧИТЕЛЬ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМАНДНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкова Е.А., Попова Е.А.

В данной статье рассмотрена групповая работа, позволяющая детям работать вместе в небольших командах, объединяя людей с различным опытом, техническими и интеллектуальными компетенциями, для достижения конкретной цели, эта работа является способом мотивации учащихся в учении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Групповая работа в начальной школе как способ мотивации в учении»

арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления над натуральными числами позволяет постепенно добиться у них представление об отвлечённом характере этих действий, о независимости количественного результата действия от природы предметов, составляющих различные совокупности.

Дидактический опыт показывает, первая математическая наука - арифметика развивается в сознании учащихся начальной школы в первую очередь как система знаний, имеющая непосредственно прикладную направленность, и только потом у них проявляется познавательная потребность в изучении свойств чисел как таковых, в уяснении всё более сложных закономерностей в их взаимосвязях, обусловленных наличием действий. Здесь начинается детализация понятия натурального числа, выделяются классы чётных и нечётных чисел, простых и составных и так далее. Изучение глубоких закономерностей в натуральном ряду числу продолжается у школьников в старших классах средней общеобразовательной школы [3].

При изучении порядковой и количественной моделей системы натуральных чисел посредством постановки и решения арифметических задач младшими школьниками у них происходит первичное формирование понятия натурального числа благодаря процессу счета и измерения, обогащающего содержание этого математического понятия; кроме того, идея меры и измерения получает у них при этом элементарное правильное истолкование.

Дидактический опыт изучения порядкового и количественного моделей натурального числа при постановке и решении учебных математических задач учащимися начальных классов средней общеобразовательной школы показывает его положительное влияние на начало развития математической культуры подрастающего поколения.

Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в дидактической значимости изучения моделей натурального числа в школе для успешного начала общего образования детей.

Список использованной литературы:

1. Каримов М.Ф. Химико-физико-математические концепции Анаксагора и их роль в становлении и развитии науки и образования // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т.19. - № 4. - С. 104 - 107.

2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.

3. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.

© Мингазова Э.М., Каримов М.Ф., 2019

УДК 378

Е.А. Селюкова

канд. пед. наук, доцент ГБОУ ВО СГПИ

Е.А. Попова студентка, ГБОУ ВО СГПИ г. Ставрополь, РФ

ГРУППОВАЯ РАБОТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ В УЧЕНИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрена групповая работа, позволяющая детям работать вместе в небольших командах, объединяя людей с различным опытом, техническими и интеллектуальными компетенциями, для достижения конкретной цели, эта работа является способом мотивации учащихся в учении.

Ключевые слова

Младшие школьники, учитель, групповая работа, мотивация, учебная деятельность, командная работа.

Групповая работа, известная также как совместное обучение, определяется как "ситуация, в которой два или более человека учатся или пытаются научиться чему-то вместе".

Обучение в группе - это педагогическая стратегия, которая использует различные виды учебной деятельности для улучшения понимания учащимися конкретной темы. Это усовершенствование традиционных моделей обучения [1, С.87]. Традиционное обучение не требует взаимодействия или участия от студентов. Совместное обучение, следовательно, выступает в качестве конструктивистского подхода к обучению, поскольку студентов просят участвовать и вносить вклад в их собственное обучение и развитие.

Групповая работа позволяет детям работать вместе в небольших командах, объединяя людей с различным опытом, техническими и интеллектуальными компетенциями, для достижения конкретной цели. Каждый член команды несет ответственность за изучение материала для себя, а также помогает другим членам четко понять урок, создавая "атмосферу достижений" [2, с.78]. Таким образом, студенты получают как знания, так и социальные навыки. Использование групповых дискуссий помогает студентам объяснить концепции и идеи, обеспечивая немедленную обратную связь. Школьники учатся устранять неполадки совместно, чтобы найти лучшее решение проблемы. «Когда студенты формулируют свои собственные решения, они действительно мыслят критически».

Носова И.В. говорит о том, что существуют два основных теоретических подхода к групповой работе "мотивационный и когнитивный". Групповая работа рассматривается как мотивационная, поскольку студенты осознают, что их успех или неудача в достижении указанной цели зависит от их способности работать вместе как команда. Таким образом, они побуждают друг друга выполнять поставленные задачи правильно и вовремя, тем самым "совместное обучение повышает мотивацию студентов к выполнению академической работы" [2, с.43].

Когнитивный подход предполагает, что через групповую работу студенты становятся более критичными к собственному мышлению. Групповые дискуссии очень интерактивны, и каждый высказывает свою точку зрения. В рамках разноплановой группы, несомненно, будут высказываться различные мнения, в результате чего будут освещаться различные подходы к одной и той же теме.

Перед внедрением методов совместного обучения необходимо создать основу для сотрудничества. Учитель должен исследовать совместное обучение и наблюдать за другими учителями, которые уже реализовали использование групповой работы. Учитель должен хорошо понимать преимущества и недостатки групповой работы и развивать технику их использования. Затем необходимо решить, является ли совместное обучение подходящим для изучаемого предмета, учащихся и учитывать ограничения в классе, если таковые имеются.

Учителя, осуществляющие совместное обучение, должны быть компетентны в следующих областях: определение учебных целей; организация класса; планирование учебных материалов; назначение групповых ролей; постановка задачи урока; поддержание дисциплины [3 с.69].

Перед реализацией группового обучения учитель должен разъяснить детям цель использования групповой работы и объяснить его преимущества и недостатки. Определение размеров групп может варьироваться в зависимости от характера задачи и рабочей нагрузки. Группы могут быть однородными или разнородными, группируя учащихся со сходными интересами и сильными сторонами или они могут быть выбраны случайным образом. После создания групп они, как правило, не меняются очень часто, что позволяет школьникам развивать конструктивные рабочие отношения друг с другом.

Несмотря на некоторые недостатки, совместное обучение имеет многочисленные преимущества. Ученики начальной школы довольно впечатлительны, и для них нет лучшего способа развить социальные компетенции, чем работа в группе. На уровне начальной школы они достаточно взрослые, чтобы иметь понимание того, что требуется для групповой работы [4, с.109]. Школьники, которые могут успешно работать в группах с уровня начальной школы, как правило, мотивированы в учении и лучше подготовлены для поступления в учебные заведения более высокого уровня.

Как учителя, так и учащиеся играют ключевую роль в успехе группового обучения. Учителя не должны только назначать задания и сидеть сложа руки, пока ученики работают самостоятельно. Они должны играть активную роль на протяжении всего процесса [1, с.69]. Они должны планировать задание с четко структурированными задачами, которые будут способствовать совместным взаимодействиям, взаимозависимости и стимулировать когнитивное мышление учащихся. Учитель должен следить за процессом, обеспечивая постоянную обратную связь, и быть готов разрешить конфликты, если они возникнут. Учителя должны уметь активно помогать своим ученикам, зная, когда нужна им поддержка и что она должна постепенно уходить [5, с.33].

Учащиеся, для успешного достижения своих целей в группах, должны оценить преимущества групповой работы, иметь четкое представление о желаемой цели и задаче, необходимой для успешного достижения цели. Они должны уметь активно и рефлексивно слушать друг друга и использовать творчество и объективность для совместной позитивной работы, и является ключевым способом мотивации в учении.

Таким образом, они научатся формировать позитивное отношение к работе с другими людьми, тем самым улучшая свои навыки межличностного общения в процессе подготовки к труду и повышают свою мотивацию в учении.

Список использованной литературы:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 192 с.

2. Носова И.В. Особенности работы в малых группах. - М.: Издательский центр «Инфо», 2014. - 169 с.

3. Танцоров С.О. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. - Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 2017. - 179 с.

4. Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания, 2013.- 46 с.

© Селюкова Е.А., Попова Е.А., 2019

УДК 781.91

Славкина О. Е.

Председатель ПЦК «Фортепиано» «Школы искусств Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К.Щедрина», г. Тольятти, РФ E-mail: arma.violin@gmail.com Фирсова А. В. Преподаватель камерного ансамбля ГБПОУ «Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К.Щедрина», г. Тольятти, РФ E-mail: arma.violin@gmail.com

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ

Аннотация

В статье рассмотрены закономерности, свойственные развитию ансамблевой слаженности, как важной составляющей в процессе формирования музыканта-исполнителя. Обозначаются ряд проблем и пути их решения, способствующие лучше понимать природу ансамблевого исполнительства, психологических принципов взаимодействия участников ансамбля для полноценной интерпретации художественного произведения.

Ключевые слова.

Исполнительство, фортепианный ансамбль, пианист, педагог, исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.