Научная статья на тему 'К вопросу психологического климата в классе фортепианного ансамбля'

К вопросу психологического климата в классе фортепианного ансамбля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
115
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ / ПИАНИСТ / ПЕДАГОГ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Славкина О.Е., Фирсова А.В.

В статье рассмотрены закономерности, свойственные развитию ансамблевой слаженности, как важной составляющей в процессе формирования музыканта-исполнителя. Обозначаются ряд проблем и пути их решения, способствующие лучше понимать природу ансамблевого исполнительства, психологических принципов взаимодействия участников ансамбля для полноценной интерпретации художественного произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу психологического климата в классе фортепианного ансамбля»

Как учителя, так и учащиеся играют ключевую роль в успехе группового обучения. Учителя не должны только назначать задания и сидеть сложа руки, пока ученики работают самостоятельно. Они должны играть активную роль на протяжении всего процесса [1, с.69]. Они должны планировать задание с четко структурированными задачами, которые будут способствовать совместным взаимодействиям, взаимозависимости и стимулировать когнитивное мышление учащихся. Учитель должен следить за процессом, обеспечивая постоянную обратную связь, и быть готов разрешить конфликты, если они возникнут. Учителя должны уметь активно помогать своим ученикам, зная, когда нужна им поддержка и что она должна постепенно уходить [5, с.33].

Учащиеся, для успешного достижения своих целей в группах, должны оценить преимущества групповой работы, иметь четкое представление о желаемой цели и задаче, необходимой для успешного достижения цели. Они должны уметь активно и рефлексивно слушать друг друга и использовать творчество и объективность для совместной позитивной работы, и является ключевым способом мотивации в учении.

Таким образом, они научатся формировать позитивное отношение к работе с другими людьми, тем самым улучшая свои навыки межличностного общения в процессе подготовки к труду и повышают свою мотивацию в учении.

Список использованной литературы:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 192 с.

2. Носова И.В. Особенности работы в малых группах. - М.: Издательский центр «Инфо», 2014. - 169 с.

3. Танцоров С.О. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. - Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 2017. - 179 с.

4. Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания, 2013.- 46 с.

© Селюкова Е.А., Попова Е.А., 2019

УДК 781.91

Славкина О. Е.

Председатель ПЦК «Фортепиано» «Школы искусств Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К.Щедрина», г. Тольятти, РФ E-mail: arma.violin@gmail.com Фирсова А. В. Преподаватель камерного ансамбля ГБПОУ «Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К.Щедрина», г. Тольятти, РФ E-mail: arma.violin@gmail.com

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССЕ ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ

Аннотация

В статье рассмотрены закономерности, свойственные развитию ансамблевой слаженности, как важной составляющей в процессе формирования музыканта-исполнителя. Обозначаются ряд проблем и пути их решения, способствующие лучше понимать природу ансамблевого исполнительства, психологических принципов взаимодействия участников ансамбля для полноценной интерпретации художественного произведения.

Ключевые слова.

Исполнительство, фортепианный ансамбль, пианист, педагог, исследование.

Понятие «фортепианный ансамбль» подразумевает собой коллективное исполнительское действие группы музыкантов, направленное на достижение целостности в раскрытии художественного замысла музыкального произведения с помощью выработки стратегии взаимодействия, тембровой слитности, ритмичности, штрихового единства исполнения. Поэтому в системе взаимодействия участников коллектива можно выявить три составляющих: обмен информацией как коммуникативная сторона; организация взаимодействия как интерактивная и установление взаимопонимания как перцептивная. Следовательно, «исполнительский ансамбль» можно рассматривать как межличностное взаимоотношение и организацию совместной деятельности музыкантов.

В ансамблевом исполнительстве существует весьма важный, определяющий жизнеспособность ансамбля, фактор - психологическая совместимость музыкантов. Учитывать ее следует особенно, когда намечаются перспективы профессиональной работы ансамбля. Для достижения исполнения высокого художественного уровня, коллектив должен стать содружеством артистов. Напряженное творческое внимание к своим партнерам развивает у участников ансамбля обостренное чувство единства коллектива -уникальное ощущение, в котором гармонично сочетается умение воспринимать не только музыкальные намерения коллег, но и реагировать на тончайшие нюансы настроений партнеров, их психологические импульсы, которыми пронизана атмосфера внутри ансамбля. Включение в общий процесс исполнения подразумевает умение проявлять повышенное внимание и терпимость к художественным стремлениям и намерениям коллег.

Фортепианный ансамбль предполагает наиболее полное использование средств выразительности, которыми обладает каждый участник ансамбля [2, с.4]. И, в свою очередь, фортепианный ансамбль требует от участников особых качеств, которые определяют успех и состоятельность коллектива.

В основе сотрудничества исполнителей, объединенных в фортепианный ансамбль, лежит принцип равноправия. К основополагающим навыкам ансамблевого музицирования рекомендуем отнести умение слышать и слушать партнера, быть с ним в непрерывном контакте, стремиться к достижению исполнительской синхронности в ритме, темпе, штрихах, динамике, тембровом звучании [2,с.11]. Игра в ансамбле требует от участников единства исполнительских намерений, фразировку следует полностью согласовывать, а общий план исполнения продумывать до мелочей и осуществлять в деталях. Исполнение партий в ансамбле являет собой своеобразный психологический процесс, в котором индивидуальность любого голоса выявляется достаточно полно. При этом следует быть постоянно готовым к вмешательству участников коллектива в индивидуальные аспекты игры друг друга - звучание инструмента, исполнение штрихов, выбор аппликатуры. Несмотря на то, что критические замечания зачастую не воспринимаются партнерами должным образом, в итоге эта работа положительно сказывается на атмосфере ансамблевого творчества.

В процессе формировании ансамблей возникает проблема совместимости участников коллектива. В фортепианном ансамбле зачастую встречаются музыканты разные по характеру, по своим творческим индивидуальностям. Следует отметить, что ансамбль может существовать как художественный «организм» только в случае существования полной гармонии между обоими исполнителями, ощущения невидимого чувства локтя, когда творческие импульсы, идущие от одного исполнителя, могут быть поняты, поддержаны и возвращены в новом качестве, обогащенные творческой фантазией другого [1,с.68]. Это ощущение партнера вырабатывается длительной совместной работой и возникает когда оба участника коллектива понимают музыкально-художественные задачи, стоящие перед ними. Участники ансамбля должны быть, прежде всего, преданы музыке, общему делу. Таким образом, различие индивидуальных особенностей не будет помехой, ведь, оба партнера едины в желании осуществить общий замысел. И, безусловно, это различие будет способствовать яркости исполнения. Успешность исполнительской деятельности в фортепианном ансамбле в первую очередь зависит от формирования навыков взаимодействия между участниками коллектива, таких как взаимная приспособляемость участников ансамбля; восприятие внутреннего мира другого человека; дополнение совместной исполнительской деятельности [2,с.6]. Указанные нюансы весьма существенны в преодолении психологической несовместимости участников ансамбля. В заключении хочется подчеркнуть, что психологические аспекты

ансамблевого музицирования тесно взаимосвязаны с исполнительскими, поэтому требуют к себе самого серьезного внимания на различных этапах творческой деятельности коллектива. Список использованной литературы:

1. Белянин В.Е. Специфика и психологические аспекты ансамблевого исполнительства // Вопросы музыкальной педагогики: Сборник научно-методических статей/ Тольяттинский институт искусств. -Тольятти, 2008. - с. 66-91.

2. Гришкова О.Ю., Немыкина И.Н. Особенности межличностного взаимодействия музыкантов в фортепианном ансамбле // Современные проблемы науки и образования: Электронный научный журнал. Выпуск №6, 2013. - с. 2-8.

© Славкина О.Е., Фирсова А.В., 2019

УДК 37.075

Н.С. Толстов

д-р пед. наук, профессор БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии, г. Чебоксары, РФ e-mail: cdo-chki@yandex.ru

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ

Аннотация

Обращено внимание на технику разработки локальных нормативных актов школы по аналогии законов в трехэлементной структуре, приведены некоторые отклонения от принятых норм в локальных актах школы.

Ключевые слова:

локальный нормативный акт, нормотворчество, гипотеза, диспозиция, санкция COMMON APPROACHES TO STANDARD-SETTING ACTIVITIES OF THE SCHOOL

Annotation

Attention is paid to the technique of development of local regulations of the school by analogy of the laws in the three-element structure, some deviations from the accepted norms in the local acts of the school are given.

Keywords:

local normative act, norm-making, hypothesis, disposition, sanction.

Деятельность общеобразовательной школы (аспект рассматриваемой проблемы, в принципе, относится к любой образовательной организации) многогранна, ибо она самостоятельно осуществляет образовательную, административную, финансово-экономическую и иную деятельность. Она не может осуществляться вне формальных внутришкольных взаимоотношений всех участников (администрации, педагогических работников, обучающихся и их родителей).

Часть взаимоотношений регулируется на законодательном уровне (к примеру, трудовые отношения при приеме, переводе, увольнении не нуждаются в установлении на уровне школы собственных норм). Для незакрепленных в действующем законодательстве норм регулирования всевозможных формальных взаимоотношений школа обязана выработать свои конкретные нормы поведения всех участников взаимоотношений, если нормами законодательства закреплено такое право за школой. В Федеральном

1 5. }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.