Научная статья на тему 'Формирование музыканта-исполнителя в классе камерного ансамбля'

Формирование музыканта-исполнителя в классе камерного ансамбля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФЛЕЙТА / КАМЕРНЫЙ АНСАМБЛЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ / ПЕДАГОГ / ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аккуратнова У.В., Ноженко Ю.В.

В данной статье рассматривается влияние диалога между участниками ансамбля во время работы над музыкальным произведением. Исследование затрагивает области психологии и педагогики. Предоставлены закономерности, влияющие на формирование музыканта при обучении в классе камерного ансамбля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование музыканта-исполнителя в классе камерного ансамбля»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 781.91

Аккуратнова У.В.

Преподаватель по классу флейты «Школы искусств Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К.Щедрина», г. Тольятти, РФ E-mail: arma.violin@gmail.com Ноженко Ю. В.

Преподаватель фортепиано «Школы искусств Тольяттинского музыкального колледжа имени Р.К.Щедрина», г. Тольятти, РФ E-mail: arma.violin@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В КЛАССЕ КАМЕРНОГО АНСАМБЛЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается влияние диалога между участниками ансамбля во время работы над музыкальным произведением. Исследование затрагивает области психологии и педагогики. Предоставлены закономерности, влияющие на формирование музыканта при обучении в классе камерного ансамбля.

Ключевые слова

Флейта, камерный ансамбль, взаимодействие, диалог, педагог, исследование.

Профессиональное влияние класса камерного ансамбля в воспитании музыканта-исполнителя оценивалось всегда весьма высоко. Однако установить наиболее оптимальную систему педагогических приемов удалось не сразу.

В XVII-XVIII вв. обучение музыки в Европе рассчитано на подготовку музыкантов широкого профиля, способных играть на различных музыкальных инструментах, сочинять музыку, преподавать. Данный целостный подход к обучению предопределял развивающий эффект преподавания, что позволяло учащимся освоить широкий круг профессиональных знаний, умений и навыков.

Ситуация стала меняться в XIX-XX вв., когда обучение сосредотачивается на отдельных направлениях и отраслях профессиональной деятельности. Подобные тенденции усиливаются как в западноевропейской, так и в русской музыкальной культуре. Однако подобное обучение не является позитивным аспектом в развитии музыканта, поскольку приводит к замедлению внутреннего духовного роста учащегося, тормозит развитие его общей культуры, профессионального интеллекта, эрудиции, воображения.

К концу XX века ведущими педагогами-музыкантами осознается необходимость изменения существующей системы профессионального музыкального образования. Как отмечает В.Г.Ражников: «Преобладание внешних мотивов успеха над внутренними, планово-количественных показателей над содержательными приводит педагога и администрацию к «защитной» деятельности, к отстаиванию чести класса, школы, традиции, а это в свою очередь, ослабляет творческие возможности и педагога и ученика» [5, с.134].

В современном музыкальном образовании мы наблюдаем переход от монологизма к диалогизму, основывающийся на идее М.М.Бахтина, культуролога, теоретика европейской культуры и искусства, определяющей феномен диалога как «искание истины между людьми» [1].

Диалог является методологическим принципом музыкального образования, поскольку музыка является актом личностного и одновременно межличностного общения. Диалог служит устранению проявлений эгоистической замкнутости и отчуждения. Отметим, что в традиционной педагогике на первое место выдвигается музыкальное произведение, что, зачастую, приводит к построению отношений между педагогом и учеником на основе авторитаризма. В современной же педагогике центром становится ученик, а главной задачей является его всестороннее развитие.

Здесь остановимся и обратим особое внимание на деликатный момент в отношении преподавателя при исполнении дуэтной пьесы духовиком и пианистом в классе камерного ансамбля. В большинстве случаев авторитарное влияние педагога-пианиста оказывает губительное воздействие на воплощение авторского замысла духовиком, поскольку подобные уроки превращаются в игру с аккомпаниатором, где духовик подстраивается под штриховые и нюансовые особенности пианиста, без профессионального учета индивидуальностей своего инструмента. Таким образом, игра в классе камерного ансамбля утрачивает свое равноправие, нарушается принцип диалога.

Важнейшую роль в формировании музыканта-исполнителя в классе камерного ансамбля играет педагог. М.В. Мильман говорил, что педагог в классе камерного ансамбля - это режиссер и дирижер одновременно. Выдающийся пианист Г.Нейгауз отмечал, что одна из главных задач педагога - «сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, вовремя уйти со сцены, т.е. привить ему самостоятельность мышления, методику работы, самопознание и умение добиваться цели» [3, с.148].

Работа в классе камерного ансамбля оказывает огромное воспитательное значение при создании творческой атмосферы и коллективной ответственности за результат общего дела. Ансамбль учит общению, посредством музыки. А.Д.Готлиб отмечал, что при воплощении коллективно созданной интерпретации понятие «творческое переживание» трансформируется в «творческое сопереживание» [2, с.4]. Оно возникает в процессе гибкого взаимодействия партнеров и общения в процессе исполнения.

Музыкальное общение активизирует творческую волю исполнителя, поскольку обсуждение новых идей интерпретации обогащает совместные занятия ансамблистов. А.М.Пазовский подчеркивает, что необходимость поддержать партнера или повести его за собой в процессе выступления на концерте «пробуждают в участнике ансамбля энергию и инициативность» [4, с.157].

В заключение статьи подчеркнем, что большинство выпускников музыкальных училищ хотят стать исполнителями-солистами, но в практической жизни большинство из них находят свое призвание в качестве участников различного рода ансамблей.

Список использованной литературы:

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник. 1984-1985. М., 1986, с.80-160.

2. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники. М., 1971.

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982.

4. Пазовский А.М. Записки дирижера. М., 1966.

5. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. 1988. №1, с.33-41.

6. Фирсова А.В., Иванова Н.А. К вопросу формирования музыканта-исполнителя в классе камерного ансамбля // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен». 2017. Астрахань, с.176-177.

© Аккуратнова У.В., Ноженко Ю.В., 2019

1 35 }

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.