Научная статья на тему 'ГРУППА «ЗЕМЛЯНЕ» В КОНТЕКСТЕ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ СССР 60 - 80-Х ГОДОВ'

ГРУППА «ЗЕМЛЯНЕ» В КОНТЕКСТЕ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ СССР 60 - 80-Х ГОДОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА «ЗЕМЛЯНЕ» / ВИА / РОК / ТРАДИЦИИ / ЭСТРАДА / МУЗЫКА СССР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ламм Е.М.

Статья обращена к истории развития в СССР вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. На примере группы «Земляне» автор рассматривает традиции эстрадного исполнительства в 60 - 80-е годы, а также анализирует творчество коллектива с точки зрения синтеза музыкальных направлений выбранного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРУППА «ЗЕМЛЯНЕ» В КОНТЕКСТЕ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ СССР 60 - 80-Х ГОДОВ»

И С К У С С Т В О В Е

Д

Е Н И

Е

Е.М. Ламм

ГРУППА «ЗЕМЛЯНЕ» В КОНТЕКСТЕ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКИ СССР 60 - 80-Х ГОДОВ

Статья обращена к истории развития в СССР вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. На примере группы «Земляне» автор рассматривает традиции эстрадного исполнительства в 60 - 80-е годы, а также анализирует творчество коллектива с точки зрения синтеза музыкальных направлений выбранного периода.

Ключевые слова: Группа «Земляне», ВИА, рок, традиции, эстрада, музыка СССР.

Музыкальная культура СССР подарила отечественной истории множество уникальных направлений, среди которых есть как актуальные до сих пор, например, русский рок, так и почти забытые в наши дни, вокально-инструментальные ансамбли (ВИА). Наследие всех ветвей музыкальной эстрады второй половины ХХ века в России несет на себе печать советской эстетики и имеет важное значение для становления современной музыки.

Обратимся к ретроспективе музыкальной культуры второй половины ХХ века. В этот период в СССР происходила яростная борьба с проникновением в страну музыкального наследия «загнивающего запада». Власти активно осуждали молодежь, проявляющую интерес к джазу, поп- и рок-музыке, однако,

© Е.М. Ламм, 2022.

Научный руководитель: Каминская Елена Альбертовна - кандидат педагогических наук, Проректор по учебно-методической работе АНО ВО Института современного искусства (Москва), Россия.

именно эти направления явились определяющим вектором развития всей отечественной эстрадной музыки.

Самым популярным, можно сказать официальным музыкальным жанром в СССР с 1930-х годов стала советская лирическая песня. Среди наиболее ярких композиторов, работавших над созданием советских хитов, были М. Блантер, И. Дунаевский, Дан. и Дм. Покрассы, Л. Утесов, Б. Фомин и др. Главенство советской лирической песни с одной стороны можно назвать успехом, а с другой - проблемой. Из-за притеснения и запрета в годы советской власти пострадали такие замечательные жанры, как романс, джаз, танго, фокстрот, цыганская и авторская песня, имеющие своих выдающихся авторов и богатое наследие.

В послевоенное время (1945 - 1955 г.) постепенно начал развитие жанр авторской песни, зародившейся в студенческих и туристических объединениях. Цензура не допускала выхода на профессиональные сцены «дилетантов с гитарами», однако и не имела возможности запретить молодым любителям исполнять свои сатирические и юмористические песни.

Отметим, что в середине 50-х годов активно начало распространяться неформальное движение стиляг, т.е. молодых людей, открыто демонстрирующих симпатии западной культуре. Внутри этого направления возникало множество течений, одно из которых тяготело к западной рок-музыке. Молодые советские ребята предпринимали попытки исполнять cover-версии европейских и американских хитов. Имидж исполнителей зачастую был пафосным и вызывающим, провокационным и революционным для СССР. Все это настраивало власть против рока, ставшего для молодежи 60 - 80-х годов символом борьбы за свободу и самовыражение.

В 60-х годах появились первые русскоязычные произведения в репертуаре рок-групп «Скоморохи» и «Сокол». Большое значение для становления отечественного рока имеет личность и творчество А. Градского. Именно ему принадлежит заслуга единения отечественных классических музыкальных традиций и западной поп- и рок-музыки. Кроме того, популярность в это время также имели коллективы «Авангард», «Санкт-Петербург», «Машина времени», «Звуки Му», «Славяне» и др.

Лидером официальной эстрадной сцены 60 - 80-х годов стали вокально-инструментальные ансамбли. Они явились своего рода уступкой советской власти стремлению молодежи к западному искусству. Поскольку рок все еще оставался в андеграунде, не имея поддержки со стороны комсомола и т.п. организаций, ВИА «возникли в едином потоке с первыми отечественными самодеятельными рок-группами в середине 60-х гг., постепенно из него выделившись» [2, с. 115]. Имидж официальных групп был лишен всякой рок-атрибутики и максимально унифицирован. При этом все произведения, исполняемые группами, подвергались цензуре и были написаны членами Союза композиторов или Союза писателей. В кругах рок-музыкантов к исполнителям ВИА относились довольно пренебрежительно, считая недопустимыми ограничение творчества со стороны властей.

Одним из наиболее успешных коллективов, умело существовавших на стыке официальной эстрады и андеграунда, стала рок-группа «Земляне». Этому коллективу принадлежит заслуга борьбы за свободу альтернативной музыки непосредственно своим творческим примером. Один из лидеров группы С.Р. Скачков отмечает, что ВИА в 60 - 80-х годах в СССР были «не просто лидерами, кумирами нескольких поколений. Воздействие ВИА на массы было колоссальным. Связано это было в той или иной степени с духом бунтарства, свободы не только в нашей стране, но и во всем мире»1.

Не имея в начале творческой карьеры постоянного состава, «Земляне» выступали на сценах ленинградских ресторанов и кафе, исполняя cover-версии песен группы «Deep Purple». С 1975 года коллектив поступил на службу в ДК им. Дзержинского при МВД, но уже через три года внутри группы назрели разногласия, которые привели к распаду «Землян». Основатели группы А. Большев и В. Киселев создали новый состав рок-группы, в который вошли Б. Аксенов, Ю. Ильченко, В. Кудрявцев, И. Романов и С. Скачков. Именно с этого момента началась официальная история существования «Землян».

Главной задачей коллектива стало создание уникального имиджа, сценического облика и единства музыкального стиля. В связи с этим было предложено исполнять не только западную музыку, но и обогатить репертуар отечественным метал-роком. Именно благодаря уникальному вокалу С. Скачкова произведения «Землян» обрели очень быструю популярность и узнаваемость.

Однако группа вынуждена была постоянно менять официальное место службы, о чем рассказал С. Скачков: «Чтобы уйти от цензуры и не превращать свой репертуар в Академический хор, приходилось часто менять филармонии и уходить от назойливых комсоргов. Чтобы "пробить" песню, нужно было, чтобы ее написал член Союза Композиторов или член Союза Писателей, тогда ее брали на телевидение». Кроме того внешний вид ВИА, к которым на тот момент причисляли «Землян», был весьма провокацион-

1 Здесь и далее приведены цитаты из личного академического интервью Е.М. Ламм с С.Р. Скачко-

вым.

ным и непривычным для советской эстрады. Благодаря умелому руководству, группе удавалось не единожды уходить от прямых конфликтов с местечковыми властями, оставаясь при этом относительно свободным коллективом.

В 1979 году «Земляне» представили публике свою первую пластинку из двух композиций «Время тюльпанов» (М. Фрадкин, Е. Долматовский) и «Красный конь» (М. Фрадкин, М. Пляцковский), а в следующем году вышла полноценная пластинка коллектива с песнями В. Мигули. В нее вошли композиции «В саду играет музыка» (М. Танич), «Танцуем диско» (А. Дементьев), «Аве Мария» (А. Дементьев и П. Бабаков), «Любовь надо беречь» (А. Жигарев) и др. Впоследствии группой было выпущено несколько десятков официальных сборников песен, в том числе и концертных записей.

Среди критиков нет единого мнения, относятся ли «Земляне» к рок- или эстрадной культуре СССР, однако С. Скачков уверен: «Отсутствие генделевской каденции в гармониях репертуара ставили коллектив на рок-ступень автоматически! Рок, это прежде всего музыка, а не только тексты, как например у группы Аквариум». При этом некоторые отечественные исследователи рока уверены в том, что «Земляне» не имеют отношения к культуре андеграунда и полностью относятся к направлению ВИА. Один из самых известных рок-журналистов А. Троицкий пишет: «Если бы меня спросили: "Какая самая плохая рок-группа в мире?" - название "Земляне" пришло бы на ум в первую очередь» [1, с. 197].

Среди доминирующих тем песен группы «Земляне» путешествие, космос, романтика мужских профессий, приключения. С. Скачков уверен: «Без хорошего репертуара ни продюсер, ни аппаратура, ни имидж уже не важны». Также солист отмечает, что любой рок-музыкант мечтает о шоу, что и обусловило внешнюю атрибутику выступлений «Землян», демонстрировавших новейшие тенденции мировой эстрады. Отметим, что русская вокальная музыка в целом отличается главенством текстов над инструментальным аккомпанементом. Не стали исключением и отечественная эстрада и рок. В отличие от западного образца, в России альтернативная музыка имеет черты художественной поэзии, раскрывающей остросоциальные, личностные и мировые вопросы.

Подводя итог, следует сказать, что в современной отечественной культурной парадигме ВИА не пользуются популярностью и относятся к ретро-жанрам, доживающим свой век, тогда как рок имеет высокую актуальность и ежегодно привлекает молодежь в качестве исполнителей и слушателей, постоянно находя новые пути развития и переосмысления. Это связано с открытостью жанра, в отличие от ВИА, новыми тенденциями и его присваивающей функцией. С. Скачков говорит: «ВИА не могут быть популярными среди молодёжи. ВИА, кроме ностальгии и музыкальных исследований у некоторых молодых следопытов больше ничего не вызывают. <...> молодежь вообще живет в других парадигмах. Им эти ВИА неинтересны». Несмотря на это, группа «Земляне» с обновленным составом продолжает гастрольную деятельность в России и ближнем зарубежье, находя свою аудиторию и музыкальную нишу, что подтверждает необычную чуткость коллектива и умение находить «подход» к современному слушателю.

Библиографический список:

1.Троицкий, А. К. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... / А. К. Троицкий. - Мсква : Искусство, 1991. - 208 с. : ил.

2.Эстрада России. XX век. Лексикон / М-во культуры Рос. Федерации. Гос. Ин-т искусствознания; рук. проекта и отв. ред. Е. Д. Уварова. - Москва : РОССПЭН, 2000. - 782 с.

ЛАММ ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА - магистрант, АНО ВО Институт современного искусства (Москва), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.