Научная статья на тему 'Особенности развития советского музыкального эстрадного искусства 1960-1980 годов'

Особенности развития советского музыкального эстрадного искусства 1960-1980 годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3666
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / ЭСТРАДА / КУЛЬТУРА / ПЕСНЯ / ИСКУССТВО / СОВЕТСКАЯ ПЕСЕННАЯ КУЛЬТУРА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МАССОВАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / MUSIC / STAGE / CULTURE / SONG / ART / SOVIET SONG CULTURE / NATIONAL MASS MUSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаев С.В.

Статья посвящена особенностям развития советской эстрадной музыки в 1960-х 1980-х годах. Рассмотрены главные аспекты развития музыкального искусства указанного периода, проанализированы особенности эстрадной песни, выявлена степень влияния зарубежной эстрады на отечественную эстрадную музыку, определено культурно-историческое значение советского эстрадно-песенного искусства. Рассмотрены эстрадные музыкальные деятели, оказавшие существенное влияние на историко-культурный образ советской эстрады. Ставятся дальнейшие предпосылки развития шоу-бизнеса, взамен контролируемой государством эстрадной культуры.The article is devoted to the peculiarities of the development of Soviet variety music in the 1960s and 1980s. The main aspects of the development of musical art of the specified period are considered, features of variety song are analyzed, the degree of influence of foreign variety on domestic variety music is revealed, cultural and historical significance of Soviet variety-song art is determined. Variety musical figures who had a significant influence on the historical and cultural image of the Soviet variety were considered. Further prerequisites for the development of show business, instead of state-controlled variety culture, are set.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития советского музыкального эстрадного искусства 1960-1980 годов»

- Культурология -

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОВЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЭСТРАДНОГО

ИСКУССТВА 1960-1980 ГОДОВ

С.В. Николаев, студент

Самарский национальный исследовательский университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10389

Аннотация. Статья посвящена особенностям развития советской эстрадной музыки в 1960-х - 1980-х годах. Рассмотрены главные аспекты развития музыкального искусства указанного периода, проанализированы особенности эстрадной песни, выявлена степень влияния зарубежной эстрады на отечественную эстрадную музыку, определено культурно-историческое значение советского эстрадно-песенного искусства. Рассмотрены эстрадные музыкальные деятели, оказавшие существенное влияние на историко-культурный образ советской эстрады. Ставятся дальнейшие предпосылки развития шоу-бизнеса, взамен контролируемой государством эстрадной культуры.

Ключевые слова: музыка, эстрада, культура, песня, искусство, советская песенная культура, отечественная массовая музыкальная культура.

1960-х - 1980-х гг., является для культурного развития Советского Союза довольно прогрессивным временем. Период, вобравший в себя несколько поколений людей, был достаточно знаменателем и с точки зрения социокультурного развития человека в целом. Особенно ярко культурной прогресс эстрадного искусства прослеживается в песенном творчестве советских артистов. В этот период в большом количестве появляются музыкальные коллективы и отдельные исполнители, творчество которых в значительной степени способствовало переходу советской песенной культуры к новым, более современным формам развития, утверждавшимся на советской эстраде, несмотря на тотальную цензуру и жёсткий идеологический контроль.

Песня, в широком её толковании, является самым массовым и доступным жанром музыки и наиболее массовым явлением культуры. В связи с этим многие исследователи полагают, что историческая и социокультурная оценка данного явления и его научный анализ могут быть проведены наиболее простыми эмпирическими методами и не могут быть предметом полноценного исторического исследования. В значительной степени подобный подход распространяется и на творчество композиторов и поэтов-песенников [1, с. 12].

Вместе с тем, сложные культурно-исторические процессы на различных этапах развития нашей страны не могут быть объяснены без глубокого изучения богатого и многообразного наследия национальной эстрадно-песенной культуры.

Целью данной статьи является определение особенностей и характеристика основных направлений развития советского музыкального эстрадного искусства в 1960-х - 1980-х гг. и на этой основе выявление культурно-исторического значения феномена советской эстрадной песни и ее влияния на последующее развитие и трансформацию отечественной эстрады.

Следует отметить, что музыкальная культура общества представляет собой область интегративного междисциплинарного знания, являясь объектом исследования комплекса гуманитарных наук: социологии, искусствоведения, культурологии, психологии культуры, исторической науки. Решение исследовательских задач в этой области возможно только при использовании накопленного познавательного опыта всего комплекса наук, что требует особого подхода к формированию ис-точниковой и историографической базы исследования.

Основу источниковой базы данной работы составляют стихотворные текстовые произведения и источники личного проис-

- Культурология -

хождения, в частности стихотворения поэта-песенника Л. Дербенёва и мемуары А. Герман. Историографической основой работы являются труды таких учёных, как А.М. Цукер, Е.А. Матутите,

И.В. Маевская, Е.А. Капичина, В.И. Лях и Д.А. Сигида, В.В. Помещикова и Л.Д. Никитина.

Эстрадная песня представляет собой вокально-инструментальную композицию, которая обладает относительно простой структурой, повышенной ролью аранжировки, тенденцией к вариантам исполнительской интерпретации, сочетает декламацию словесного текста с различными неакадемическими вокальными приемами и рассчитана на широкий круг слушателей [2, с. 64].

С началом 1960-х годов в Советском Союзе начинает формироваться так называемое поколение «шестидесятников», что способствовало появление новых мотивов в песенном эстрадном творчестве. На эстраде появляются такие новые певцы, как Муслим Магомаев, Евгений Ободзинский и др., которые мгновенно становятся популярными, благодаря не только своей музыке, но и особо звонкому голосу. Активно продвигая идею выступления с собственным оркестром, певцы 1960-х годов дают толчком к развитию новых явления и процессов на советской музыкальной эстраде [3, с. 151].

Особой частью советской эстрады были музыкальные коллективы, исполнявшие популярную эстрадную музыку и официально именовавшиеся «вокально-инструментальными ансамблями» (ВИА). Именно эти коллективы, количество которых с начала 1970-х годов постоянно увеличивалось, в значительной степени способствовали переходу советской песенной культуры к новым, более современным художественным формам, утверждавшимся на советской эстраде, несмотря на жесткую цензуру и постоянный идеологический контроль, а литургический подтекст тесно связался с мемориальной [4, с. 195].

Вокально-инструментальные ансамбли представляли собой официальные коллективы из профессиональных музыкантов во главе с художественным руководителем.

Как правило, в их состав входило от 6 до 10 человек, хотя иногда состав группы мог быть и более многочисленным. Традиционной частью коллектива были несколько вокалистов и мультиинструменталистов. Участники часто менялись, а различные песни могли исполняться различными солистами [5, с. 78]. Они исполняли песни, которые были написаны профессиональными композиторами и поэтами и прошли необходимый художественный и идеологический контроль со стороны соответствующих органов (художественных советов). Вместе с тем, стиль и манера исполнения этих ансамблей заметно отличались от традиционной советской эстрады и были ориентированы, прежде всего, на молодежную аудиторию. Официальный статус отделял ВИА от «авторской песни» того же периода.

В начале 70-х годов XX века в Советском Союзе начинает формироваться своеобразный гибрид музыкального направления поп - и джазовой музыки, несмотря на фактический запрет джаза в СССР, что обусловило специфику развития и содержания данного направления [5, с. 34]. В 1970-е гг. на мировой эстраде появляется такой жанр, как диско, который оказал существенное влияние на отечественную эстрадную музыкальную культуру, несмотря на так называемый «железный занавес». Композиторы, писавшие музыку в стиле советского романтизма, сдают свои позиции, и на смену им приходят деятели музыки, которые были способны писать музыку в более современном стиле «диско».

70-е гг. XX века являются переходным периодом в советской эстрадной музыке, когда на смену строгой, отточенной мелодии приходит более простая аранжировка. При этом содержательные доминанты текстов советских песен остаются практически неизменными: в репертуаре советских певцов по-прежнему присутствуют два главных мотива - идеологически выдержанный патриотизм и любовная лирика [1, с. 45].

В 1975 г. композитором Вячеславом Добрыниным и поэтом-песенником Леонидом Дербенёвым была написана песня

Культурология

«Прощай!» [6], которую можно считать точкой отсчёта, положившей начало обновленной аранжировке в советской песне.

Одной из ярких представительниц отечественной эстрады 1970-х гг. была Анна Герман, работавшая со многими советскими композиторами и спевшая огромное количество популярных эстрадных песен. Она являлась певицей более современного звучания, а ее голос прекрасно подходил для исполнения песен обновлённого формата [7, а 65].

В первой половине 1980-х гг. в развитии советской эстрадной песни начинают формироваться предпосылки для более существенных изменений. Нарастающее влияние западной культуры на советскую молодёжь даёт новый импульс развитию вокально-инструментальных объединений, и, как следствие, создаются и развиваются подпольные рок-группы, которые к середине 1980-х гг. становятся культовыми для значительной части советской молодёжи [8].

Если 1970-е гг. были «золотым веком» советских ВИА, то к середине 1980-х гг. популярность многих ВИА заметно упала и некоторые популярные ранее ВИА распались [8, а 217]. Новые поп-коллективы вместо вокально-инструментальных ансамблей, вокальных ансамблей, инструментальных ансамблей получили общее универсальное наименование - «группа».

Вторую половину 1980-х годов в СССР можно охарактеризовать для эстрадной культуры, как активное послабление цензуры. Именно в это время с эстрадой на-

массовой музыки, как авторская песня и в какой-то степени даже рок-музыка становится частью эстрадной культуры позднего Советского Союза. Появляются предпосылки для возникновения такого явления, как шоу-бизнес, который станет возможным только в эпоху другой экономической формации.

Таким образом, развитие советской эстрадной песни в период 1960-х -1980-х гг. определялось, с одной стороны, внутренними факторами, связанными с закономерной эволюцией художественного осмысления действительности и поиском новых музыкально-текстовых форм, соответствующих запросам времени. Необходимость таких перемен все более остро проявлялась в музыкальном сознании в целом и в творчестве наиболее талантливых композиторов и поэтов-песенников. С другой стороны, значительную роль в развитии советской эстрады играло влияние мировой музыкальной культуры, которое, несмотря на закрытость границ, становилось все более существенным. Все это привело к тому, что советская эстрадная песня в музыкальном отношении эволюционирует в сторону более выраженного мелодизма, а тексты приобретают все большую смысловую и эмоциональную глубину в отражении внутреннего мира человека. В результате ближе к середине 1980-х гг. в советском эстрадно-песенном искусстве были созданы произведения такого художественного уровня, которые оказали существенное влияние на последующее развитие отечественной эстрады.

чинают активно сливаться такие жанры

Библиографический список

1. Лях В.И., Сигида Д.А. Советская массовая песня как феномен музыкального искусства XX века // Культурная жизнь Юга России. - 2015. - № 2 (57). - С. 22-25.

2. Маевская И.В. Жанрово-стилевые аспекты эстрадной песни: к постановке проблемы // Культурная жизнь Юга России. - 2018. - №1 (68). - С. 64-67.

3. Матутите Е.А. Песня и время. - М., Знание, 1977. - 97 с.

4. Никитина Л.Д. Советская музыка История и современность. - М., 1991. - 278 с.

5. ЦукерА.М. Отечественная массовая музыка: 1960-1990. - Ростов-на-Дону, 2012. -192 с.

6. Дербенёв Л. Сборник стихотворений. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.orator.ru/stihi_derbenev.html (дата обращения: 11.10.2019).

7. Герман А. Мы долгое эхо. - М., 2012. - 272 с.

- Культурология -

8. Помещикова В.В. Советская песня как исторический и культурный феномен отечественного искусства // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования. - 2015. - № 20. - С. 40-43.

9. Лелеко В.В. Мифопоэтика советской массовой музыкальной культуры (вторая половина 1950-х - начало 1980-х годов): автореф. дис. ... канд. культур. - СПб., 2011. - 22 с.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF MUSICAL VARIETY ART OF 1960-1980

S.V. Nikolaev, Student

Samara National Research University

(Russia, Samara)

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the development of Soviet variety music in the 1960s and 1980s. The main aspects of the development of musical art of the specified period are considered, features of variety song are analyzed, the degree of influence of foreign variety on domestic variety music is revealed, cultural and historical significance of Soviet variety-song art is determined. Variety musical figures who had a significant influence on the historical and cultural image of the Soviet variety were considered. Further prerequisites for the development of show business, instead of state-controlled variety culture, are set.

Keywords: music, stage, culture, song, art, Soviet song culture, national mass musical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.