Научная статья на тему 'Роза Рымбаева и ансамбль «Арай»: творческие искания'

Роза Рымбаева и ансамбль «Арай»: творческие искания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
516
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОЗА РЫМБАЕВА / АНСАМБЛЬ "АРАЙ" / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА / ЭСТРАДА / ТВОРЧЕСТВО / ПЕСНЯ / ROZA RYMBAYEVA / "ARAI" ENSEMBLE / KAZAKH MUSICAL ART / VARIETY / CREATIVE WORK / SONG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бегалинова Гульнар Абдрахмановна, Окапов Али Таскынулы

В статье рассматривается период формирования и расцвета творчества Народной артистки Казахстана Розы Рымбаевой, связанный с ее деятельностью в вокально-инструментальном ансамбле «Арай». В настоящее время отсутствуют какие-либо научные работы, посвященные изучению данного эстрадного коллектива, равно как и творчества выдающейся певицы современности, внесшей огромный вклад в развитие культуры страны, несмотря на ее широкую известность в Республике и странах СНГ. Статья является весьма актуальной и способствует дальнейшему изучению эстрадного музыкального искусства Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROZA RYMBAYEVA AND THE “ARAI” ENSEMBLE: CREATIVE SEARCH

The article examines the formation and blooming period of the People’s Artist of Kazakhstan Roza Rymbayeva’s creative work associated with her performance in the vocal-instrumental ensemble “Arai”. In spite of her wide popularity in the Republic and in the CIS countries there are no research papers devoted to studying this pop music group or creative work of the outstanding singer of modernity, who made considerable contribution to cultural development of the country. The paper is relevant and promotes further study of Kazakh variety art.

Текст научной работы на тему «Роза Рымбаева и ансамбль «Арай»: творческие искания»

Бегалинова Гульнар Абдрахмановна, Окапов Али Таскынулы РОЗА РЫМБАЕВА И АНСАМБЛЬ "АРАЙ": ТВОРЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ

В статье рассматривается период формирования и расцвета творчества Народной артистки Казахстана Розы Рымбаевой, связанный с ее деятельностью в вокально-инструментальном ансамбле "Арай". В настоящее время отсутствуют какие-либо научные работы, посвященные изучению данного эстрадного коллектива, равно как и творчества выдающейся певицы современности, внесшей огромный вклад в развитие культуры страны, несмотря на ее широкую известность в Республике и странах СНГ. Статья является весьма актуальной и способствует дальнейшему изучению эстрадного музыкального искусства Казахстана.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016712-375.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 3. C. 27-30. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Некоторые исследовательские задачи, поставленные в 1990-х гг., не реализованы до сих пор. Это относится к персоналиям истории Республики Хакасия, общественных и общественно-политических движений. Работа по изучению роли национальной интеллигенции в исторических процессах Хакасии должна быть продолжена.

Список литературы

1. Анжиганова Л. В. Актуальные проблемы этнического возрождения хакасов // Ежегодник Института саяно-алтайской тюркологии. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1999. Вып. III. С. 3-9.

2. Анжиганова Л. В. Мировоззрение хакасов в конце ХХ в.: традиционное и современное // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития: сборник материалов Республиканской научной конференции. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1998. С. 173-181.

3. Анжиганова Л. В., Анжиганова Е. В. Этнополитическое развитие хакасского народа в начале ХХ1 века // Власть и общество: Межрегиональная научно-практическая конференция (г. Абакан, октябрь 2003 г.). Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 2003. С. 14-19.

4. Кабелькова М. Т. Интеллигенция и этнополитические процессы (на примере Республики Хакасия) // Интеллигенция: проблемы гуманизма, народа, власти: материалы Международной научной конференции (г. Улан-Удэ, 21-24 сентября 1994 г.): в 2-х ч. Улан-Удэ, 1994. Ч. II. С. 43-49.

5. Кабелькова М. Т. Российские этнополитические процессы и Хакасия: проблемы, размышления и перспективы // Россия и Хакасия: 290 лет совместного развития: сборник материалов Республиканской научной конференции. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, 1998. С. 166-172.

6. Осинский И. И. Формирование социалистической интеллигенции у народов Сибири. Иркутск, 1984. 193 с.

7. Тотышев С. М. К проблеме образования некоторых тюркских народов Южной Сибири // Этносоциальные процессы в Сибири: темат. сб. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. Вып. 3. С. 105-109.

8. Тугужекова В. Н. Хакасский этнос на пороге ХХ века // Этносоциальные процессы в Сибири: темат. сб. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2000. Вып. 3. С. 69-71.

9. Тугужекова В. Н., Карачакова О. М. Межнациональные отношения в Хакасии в конце XX века (конец 1980 - 1990-е годы). Абакан, 2005. 104 с.

10. Ултургашев С. П. Из истории формирования советской интеллигенции в Хакасии // Ученые записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Абакан: Хакасское книжное изд-во, 1963. Вып. ГХ. С. 127-132.

11. Хесли В. Л. Национализм и пути разрешения межэтнических противоречий // Политические исследования. 1996. № 6. С. 39-51.

KHAKASS SCHOLARS ABOUT THE ROLE OF THE NATIONAL INTELLIGENTSIA IN ETHNO-POLITICAL PROCESSES OF THE REPUBLIC OF KHAKASSIA

Artamonova Nadezhda Yakovlevna, Doctor in History, Professor Khakas State University named after Nikolai F. Katanov lazar1918@yandex. ru

The article is devoted to the analytical review of publications of Khakass researchers on the role of the national intelligentsia in ethno-political processes of the Republic of Khakassia of the end of the 1980s - the beginning of the 1990s. The author considers the main issues and determines the results of their research. The conclusion is made about the necessity of theoretical development of the national intelligentsia problem on the basis of the modern paradigm of historical science, the study of the issue on cultural mission of the national intelligentsia in the conditions of the multiethnic society.

Key words and phrases: national intelligentsia; cultural mission; The Republic of Khakassia; ethno-political processes; multiethnic society.

УДК 7; 78:7.01 Искусствоведение

В статье рассматривается период формирования и расцвета творчества Народной артистки Казахстана Розы Рымбаевой, связанный с ее деятельностью в вокально-инструментальном ансамбле «Арай». В настоящее время отсутствуют какие-либо научные работы, посвященные изучению данного эстрадного коллектива, равно как и творчества выдающейся певицы современности, внесшей огромный вклад в развитие культуры страны, несмотря на ее широкую известность в Республике и странах СНГ. Статья является весьма актуальной и способствует дальнейшему изучению эстрадного музыкального искусства Казахстана.

Ключевые слова и фразы: Роза Рымбаева; ансамбль «Арай»; музыкальное искусство Казахстана; эстрада; творчество; песня.

Бегалинова Гульнар Абдрахмановна, к. искусствоведения, профессор Окапов Али Таскынулы

Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова, г. Алматы begalinova@mail. ru; okapov. ali@gmail. com

РОЗА РЫМБАЕВА И АНСАМБЛЬ «АРАЙ»: ТВОРЧЕСКИЕ ИСКАНИЯ

Семидесятые годы прошлого столетия ознаменованы развитием вокально-инструментального исполнительства, коллективов - так называемых ВИА - в СССР насчитывалось более десятка тысяч. Некоторые

из них достигали большого профессионального роста и популярности. «Самые широкие формы приняло вокально-инструментальное музицирование; это была молодежная песня, живейшим образом откликающаяся на достижения мировой музыки, - раскованная по тематике, лексике, с новым электронным инструментарием, открытой манерой пения, собирающая зрительские стадионы» [6]. В Казахстане наиболее известными стали вокально-инструментальные ансамбли «Дос-Мукасан», «Яшлык» и другие.

История развития рок-музыки начиналась с деятельности вокально-инструментальных ансамблей, так называемых бит-групп, и приходилась на период второй половины 1960-х - начала 1970-х гг. Репертуар ВИА основывался на произведениях профессиональных композиторов-песенников. «Лучшие ансамбли этого рода демонстрировали и собственное творчество - музыку и поэтические тексты (хотя последнее было реже). Среди них отметим: "Поющие гитары" (А. Васильев), "Песняры" (В. Мулявин), "Ариэль" (В. Ярушин), "Самоцветы" (Ю. Маликов), к середине 70-х появились "Земляне", "Синяя птица" и др. Рок еще не выделился в самостоятельный жанр и существует эмбрионально в недрах нового песенного движения» [3, с. 532].

Ориентируясь на музыку запада, музыканты в результате экспериментальных творческих поисков прошли этап от копирования до создания собственных оригинальных произведений. В русле этого нового, авангардного направления начинает работать и сформированный по предложению Т. Окапова в 1979 году молодежный ансамбль «Арай». По настоянию руководителя коллектива Т. Окапова солисткой становится Р. Рымбаева, ее назначение было единственно необходимым условием создания ансамбля. И он не ошибся, выбор был верным, по сути, ансамбль по большей части выполнял аккомпанирующую функцию, где главенствующая роль принадлежала исполнителю - Розе Рымбаевой.

Слово «Арай» с казахского языка переводится как «утренняя заря», а точнее оно обозначает красивое атмосферное световое явление, появляющееся в утреннее и вечернее время, перед тем как солнце всходит и заходит. Ранее оно также использовалось в значении «выдержка», «спокойствие», «самообладание». Нередко казахи называли детей этим именем, желая, чтобы ребенок был красивым, наделен выдержкой и жизненной мудростью. Название ансамбля весьма ему соответствовало, едва появившись на эстраде, заиграв разноцветными бликами, он сразу стал ярким звуковым явлением, получив известность и популярность.

Творчество ансамбля имеет два совершенно четко очерченных этапа развития. Первый этап продолжался с 1979 г. по 1982 г., второй этап - с 1982 г. по 1987 г. Рассмотрим первый этап. Музыканты, составившие основу группы: Т. Окапов - художественный руководитель, Б. Серкебаев - клавишные инструменты, Б. Сыздыков - гитара.

Высокий уровень исполнительского мастерства ансамбля «Арай», несомненно, находится в тесной взаимосвязи с творчеством его художественного руководителя, главного дирижера, композитора, который определил магистральные пути развития коллектива - Таскына Окапова, впоследствии ставшего верным спутником и надежным супругом Розы Рымбаевой.

Т. Окапов (1948-1999) - одаренный, высокопрофессиональный музыкант. Музыкальное образование получил в ГМПИ им. Гнесиных. По окончании института ему было предложено продолжить обучение в аспирантуре, но он науке предпочел творческую деятельность, став дирижером Казахконцерта, художественным руководителем ансамбля «Гульдер».

Т. Окапов играл роль генератора музыкальных идей, был сердцем ансамбля. По воспоминаниям музыкантов, таких как А. Мейрбеков, Б. Шукенов и других, Т. Окапов был талантливым дирижером, делал прекрасные аранжировки для симфонического оркестра и умело им управлял. Он собственноручно расписывал оркестровые партитуры, которые были совершенны и не требовали никаких поправок от других дирижеров, например, когда он предоставлял их известным российским или зарубежным руководителям оркестров. Созданные им оркестровые аранжировки звучали свежо и органично. Все замечания по партитуре он выписывал для каждой отдельной группы исполнителей. По взмаху его дирижерской палочки музыканты играли слаженно и четко. Он дал новое, современное звучание казахским народным песням, нотируя, делая переложения и аранжировки для эстрадно-симфонического оркестра, а также аранжируя произведения современных композиторов, делал их ярче, острее, динамичнее, пронзительнее, к примеру, такие как «Алия», «Атамекен», «Заман-ай», «Наурыз думан». В песню «Наурыз думан», которая исполняется достаточно часто, особенно на праздник Наурыз, он посоветовал композитору и аранжировщику Т. Сарыбаеву вставить кюй «Шернияз», и песня сразу же приобрела праздничное настроение духовного подъема и единения. В песню Т. Мухамеджанова «Заман-ай» Т. Окапов вставил мотив из одноименной казахской народной песни, тем самым усилив экспрессию и трагедийность, связанную с ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне и теми страданиями, которые испытал казахский народ.

По словам Р. Рымбаевой, «можно сказать, что "Арай" - это альма матер современной казахстанской эстрады» [1], и в этом немалая доля заслуги Т. Окапова. Через его «школу» прошли музыканты ансамбля «Гульдер» и «Арай», которые в дальнейшем стали известными не только в Казахстане, но и за рубежом.

Заслуга Т. Окапова в том, что он сумел вывести коллектив на международную сцену, успешно представляя казахское музыкальное искусство на различных престижных концертных площадках мира. Благодаря ему песни на казахском языке звучали на различных зарубежных конкурсах и завоевывали престижные награды. Он способствовал продвижению казахской музыки в международное культурное пространство, являя миру национальное достояние, своеобразное и самобытное духовное богатство.

К сожалению, Т. Окапов очень рано покинул наш бренный мир, трагически ушел из жизни, и эта утрата невосполнима, но после себя он оставил светлый след - свое творчество, которое живет и поныне. Он был настоящим лидером творческого коллектива, открывшим для музыкантов значительные художественные перспективы, создавшим профессиональную «команду», объединенную общими созидательными устремлениями. «Сложность профессии дирижера заключается в том, что она предполагает обязательное единение

трех ипостасей: исполнительской, педагогической и управленческой, в комплексе составляющих профессионально-управленческую культуру» [5, с. 5]. Т. Окапов в силу своих профессиональных знаний и умений, а также педагогических навыков, наряду с прекрасными человеческими и коммуникативными качествами, образовал коллектив, вошедший в летопись истории казахской музыкальной культуры.

Скажем несколько слов о музыкантах группы.

Байгали Серкебаев - продюсер, композитор, аранжировщик, играет на клавишных инструментах. Заслуженный деятель Республики Казахстан. После окончания консерватории работал в коллективе «Арай», в 1982 году возглавил новый состав группы. Затем руководил группой «А^Ш&о», которая стала успешной и одной из самых популярных групп на современной эстраде постсоветских стран. Доказательством этого является получение приза в номинации «Лучшая поп-группа» на церемонии вручения XIV ежегодной телевизионной премии в области популярной музыки «МУЗ-ТВ 2016. Энергия будущего» в Москве. Как руководитель группы, Байгали Серкебаев получил награду в специальной номинации «За вклад в развитие музыкальной индустрии». Ранее группа уже была отмечена зрителями и находилась на топовых позициях. Б. Серкебаев является автором многих песен, которые очень быстро стали хитами. В настоящее время Б. Серкебаев - продюсер «А^Ш&о» и других исполнителей.

Булат Сыздыков (1956-2016) - гитарист, аранжировщик, продюсер, Заслуженный деятель Республики Казахстан (2012). С 1979 года он работал в составе ансамбля «Арай». Б. Сыздыков зарекомендовал себя как профессиональный гитарист, его не раз приглашали для участия в различных студийных проектах, где он сочинял и записывал партию гитары для многих известных артистов, в том числе и российских мэтров эстрады, таких как Валерий Леонтьев, Маша Распутина, Дмитрий Маликов, Аркадий Укупник.

Работа в ансамбле «Арай» в творчестве Б. Сыздыкова занимает особое место, явившись отправной точкой его восхождения на эстрадный олимп. Наряду с игрой на гитаре, он занимался сочинением произведений, среди которых немало песен, вошедших в репертуар Розы Рымбаевой и многих других певцов. В мае 2013 года на концерте «Я помню тебя...», посвященном памяти казахстанских музыкантов, не доживших до наших дней, таких как С. Байтереков, Т. Окапов, М. Насыров, Б. Садвакасов и других, творчество которых является поистине золотым фондом отечественной музыкальной культуры, Б. Сыздыков исполнил композицию «Когда-нибудь в другой раз», созданную специально в честь ушедших друзей.

Когда в 1982 году ансамбль распался, по предложению Р. Рымбаевой был создан новый состав ансамбля под прежним названием во главе с Байгали Серкебаевым. В новый состав вошли: Булат Сыздыков - гитара, Владимир Миклошич - бас-гитара, Наджиб Вильданов - вокал, Батырхан Шукенов - саксофон, духовые, Сагнай Абдуллин - ударные.

Батырхан Шукенов (1962-2015) - эстрадный певец, саксофонист, композитор, поэт, Заслуженный деятель Республики Казахстан (2010), Посол доброй воли ЮНИСЕФ в Казахстане (2009-2015). По словам Б. Шукенова, во время учебы в консерватории по рекомендации преподавателя по саксофону Г. Геллера он прошел прослушивание у Т. Окапова, набиравшего музыкантов в группу «Арай», после которого сразу же был принят в данный коллектив, где проявил себя как виртуоз альт- и тенор-саксофона, исполняя инструментальные джазовые композиции, а позднее и как вокалист.

Ансамбль «Арай», помимо выполнения аккомпанирующей функции, работал над собственной инструментальной программой, которая также звучала на концертах, музыкантам предоставлялись свобода творчества и хорошее музыкальное оборудование, что в совокупности составляло базу для экспериментального созидательного искусства.

«Музыка нового состава Р. Рымбаевой стала сильно отличаться от прежней. Это было связано с тем, что новые музыканты "Арая" сами занялись написанием песен. Б. Серкебаев, В. Миклошич, Б. Шукенов, Б. Сыздыков раскрылись как композиторы и аранжировщики. Великолепный басист, серб по происхождению, Владимир Миклошич к тому же стал писать интересные тексты. Он же работал как аранжировщик со знаменитой туркменской группой "Гунеш". Ну, а главным мотором и автором музыкальных идей ансамбля был конечно же Байгали Серкебаев. Очень интересно было видеть, как впоследствии раскрылась как джаз-роковая певица сама Роза Рымбаева» [7].

С этим коллективом были записаны песни для фильма-ревю «До свиданья, Медео» (1982), два виниловых диска-гиганта «Поет Роза Рымбаева» (1985), «С тобой, музыка» (1986), на аудиокассетах выпущен сборник инструментальных композиций группы фирмой «Мелодия», произведения, такие как «Аруана», «Воспоминание» и др., вошедшие в этот сборник, периодически транслировали по радио «Маяк». Кроме того, состоялись гастроли и выступления на различных зарубежных концертных площадках. Так, выступая в 1983 г. на международном фестивале «Гала» в Гаване с ансамблем «Арай», Р. Рымбаева была удостоена Гран-при. Не прошло незамеченным выступление и в Венгрии (1983), по признанию журналистов местных средств массовой информации, коллектив оценен как один из лучших ансамблей Советского Союза.

Принимая участие в составе «Арай» с песней «Аруана» /Б. Серкебаев - Б. Шукенов/ на VII Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в городе Москве, музыканты завоевали 2-е место (1983). Отвечая на вопросы корреспондента газеты «Советская культура», председатель жюри данного конкурса Народный артист РСФСР, композитор Ян Френкель обозначил возросший интерес к народным традициям в искусстве, обращение к фольклору: «Это ощущалось и в чисто этнографических вокальных, инструментальных коллективах, и у некоторых вокально-инструментальных ансамблей, таких как "Дестак" из Туркмении, "Арай" из Казахстана, "Плай" из Молдавии. И трудно не заметить, что их попытки соединить фольклор с современными формами и средствами художественной выразительности дали хорошие плоды» [2]. Профессиональный уровень ансамбля был отмечен в журнале «Советская эстрада и цирк»: «Высокой музыкальной культурой порадовали разные

исполнители: певица Ирина Отиева (Москва), вокально-инструментальный ансамбль "Арай" (Алма-Ата), инструментальный дуэт Николая Марецкого и Валерия Живалевского (Минск)» [4]. Композиция «Аруана» была включена Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» в серию дисков-гигантов «Парад ансамблей».

Музыканты ансамбля старались сочетать особенности казахского мелоса с гармоническим джазовым разнообразием и ритмичной динамикой рока, акцентируя внимание на инструментальной части произведений, где каждый исполнитель мог дать волю свободе творчества и импровизировать. Благодаря этому в репертуар концертной программы ансамбля входит большое число композиций, созданных артистами группы.

В 1987 году ансамбль «Арай» распался, прекратив свою совместную деятельность с Р. Рымбаевой как аккомпанирующий коллектив, и через некоторое время вновь собрался как самостоятельная группа «Алмата студио». Оценивая период творчества Р. Рымбаевой с ансамблем «Арай», мы можем сказать, что этот этап явился важной вехой в становлении и развитии как певицы, так и музыкантов группы, во многом способствовал раскрытию неординарного таланта, приобретению огромной популярности, известности, оставив неизгладимый след в истории отечественного эстрадного искусства.

Список литературы

1. Белов О. Роза Рымбаева: «Я не переключаю каналы, а переключаюсь сама» [Электронный ресурс] // Аргументы и Факты в Казахстане. 2012. 16 ноября. URL: http://yvision.kz/post/302768 (дата обращения: 01.12.2016).

2. Игнатьева М. Итоги конкурса [Электронный ресурс]. URL: http://artistes.narod.ru/Moskva7.html (дата обращения: 10.11.2016).

3. История отечественной музыки второй половины ХХ века: учебник / Гос. ин-т искусствознания; Нижегород. гос. консерватория им. М. И. Глинки; отв. ред. Т. Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. 556 с.

4. Карева Т. Все еще впереди [Электронный ресурс] // Советская эстрада и цирк. 1983. № 4. URL: http://artistes. narod.ru/Moskva11.html (дата обращения: 10.11.2016).

5. Ким Ен Джу. Формирование коммуникативной компетентности дирижера в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2009. 24 с.

6. Официальный сайт Союза московских композиторов. Песенная секция [Электронный ресурс]. URL: http://www.xn--b1aanbebkbbpfqcbebcaoyded7a1 etm.xn--p 1 ai/sect-song.htm (дата обращения: 10.11.2016).

7. Селицкий Вл. Группа «Арай» и Роза Рымбаева (1979-1987) [Электронный ресурс]. URL: http://www.chitalnya.ru/ work/1319267 (дата обращения: 10.11.2016).

ROZA RYMBAYEVA AND THE "ARAI" ENSEMBLE: CREATIVE SEARCH

Begalinova Gul'nar Abdrakhmanovna, Ph. D. in Art Criticism, Professor Okapov Ali Taskynuly

T. K. Zhurgenov Kazakh National Academy of Arts in Almaty [email protected]; [email protected]

The article examines the formation and blooming period of the People's Artist of Kazakhstan Roza Rymbayeva's creative work associated with her performance in the vocal-instrumental ensemble "Arai". In spite of her wide popularity in the Republic and in the CIS countries there are no research papers devoted to studying this pop music group or creative work of the outstanding singer of modernity, who made considerable contribution to cultural development of the country. The paper is relevant and promotes further study of Kazakh variety art.

Key words and phrases: Roza Rymbayeva; "Arai" ensemble; Kazakh musical art; variety; creative work; song.

УДК 130.2

Философские науки

В статье анализируются термины раннего М. Хайдеггера «экзистенциал» и «фундаментальный экзистен-циал». Обосновывается, что боль может рассматриваться как один из фундаментальных экзистенциалов. Поскольку определяющей чертой (и «мегатрендом») современной цивилизации является её гедонистический характер, боль и связанные с ней явления приобретают особое, ключевое значение. Боль всё чаще выступает как неявный определяющий фактор («антивектор»), изменяющий основные параметры цивилизации. Прослеживается влияние этого фактора на массовую культуру и массовую психологию, нравственное здоровье общества и социальные конфликты.

Ключевые слова и фразы: боль; влечение к боли; гедонизм; страдание; философия боли; экзистенциальный анализ; экзистенциал.

Бойко Михаил Евгеньевич, к. искусствоведения

Государственный литературный музей, г. Москва michboy@mail. т

БОЛЬ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛ

Чтобы точнее определить место боли в ряду возможных человеческих состояний, удобен термин «экзи-стенциал» в исходном хайдеггеровском значении. Этот термин М. Хайдеггер употреблял только в ранний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.