Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ'

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1065
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОКАЛ / ЭСТРАДА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кожевникова Н.О.

Статья посвящена вопросам периодизации развития жанра отечественной вокальной эстрады, в ней раскрываются особенности и характерные черты каждого этапа развития вокальной эстрады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ»

товариства «Афша» кафедри культурологи: Матерiали третьо1 Всеукрансь-ко1 науково-практично1 конференцй' «Стан i перспективи розвитку духовно1 культури особистостi в умовах розгортання глобалiзацiй них процесiв»; У 2-х т. Випуск 6. - Рiвне: РДГУ 2008. - Т. 2. - С. 31-35.

6. 1гнатова Л.П., Петлiй С.В. Рок-культура як форма самореалзаци молодого поколшня // Актуальнi питання культурологи: Альманах наукового товариства «Афша» кафедри культурологй': Матерiали третьо1 Всеукрансь-ко1 науково-практично1 конференцй' «Стан i перспективи розвитку духовно1 культури особистост в умовах розгортання глобалiзацiй них процеив»; У 2-х т. Випуск 6. - Рiвне: РДГУ 2008. - Т. 2. - С. 94-99.

7. 1гнатова Л.П., Петлий С.В. Ресурс духовности молодiжна рок-культура / Молодь у сучасному свiтi: фiлософсько-культурологiчнi вимiри. Зб. ма-терiалiв М1жнародно1 науково1 конференцй'. Кт'в, 26-27 березня 2009 р. - К.: Видавничий центр КНЛУ 2009. - С. 396-399.

8. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. I. - СПб.: Университетская книга, 1998. - 447 с.

9. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория культуры: учебное пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 384 с.

10. Хрусталев Ю.М. Введение в философию: учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / Под ред. д.ф.н., профессора Л.В. Жарова. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 544 с.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ

© Кожевникова Н.О.*

Центр развития творчества детей и юношества «Тутти», г. Москва

Статья посвящена вопросам периодизации развития жанра отечественной вокальной эстрады, в ней раскрываются особенности и характерные черты каждого этапа развития вокальной эстрады.

Ключевые слова вокал, эстрада, музыкальное искусство.

Эстрадно-музыкальная культура в лучших своих проявлениях является сегодня не только органической принадлежностью быта, но и своего рода атрибутикой современного музыкального искусства. Эстрадная музыка как вид искусства представляет собой сложное и своеобразное явление и выступает как объект познания, и как результат музыкального творчества. Исследование музыкальной эстрады имеет в настоящее время особое значение для современной педагогической науки и практики.

Изучение музыкальной эстрады, ее стилевых и жанровых направлений, ее роли в эстетическом воспитании молодежи является предметом изучения

* Педагог дополнительного образования.

ряда наук. Как показал анализ исследований, проблема становления и развития эстрады как вида искусства достаточно широко изучена в исследованиях Е.П. Кузнецова, Ю.А. Дмитриева, С.С. Клитина. Проблемы социального функционирования музыкальной эстрады изучались музыкальной социологией в работах А.Н. Сохора, В.В. Молзинского, В.С. Цукермана. Музыка «массовых музыкальных жанров» является предметом исследования культурологии, музыкознания и достаточно подробно отражена в трудах В.Ю. Шес-такова, Т.В. Чередниченко, А.В. Кукаркина и др.

Особое внимание в изучении эстрады занимает вокально-эстрадный жанр в силу своей легкости для восприятия и распространенности средствами массовой информации.

Вопрос периодизации развития жанра вокальной эстрады является в настоящее время открытым, так как отсутствуют источники систематизированной истории его развития [7].

Опираясь на изученные источники, определяются периоды развития вокальной эстрады с характеристикой и особенностями каждого этапа.

С целью выявления возникновения вокальной эстрады, необходимо обратиться к истокам искусства эстрады. Исследованию этого вопроса посвящены работы Ю.А. Дмитриева [1].

Исследователями отмечается тот факт, что истоки эстрадного искусства следует искать в глубокой древности. Своеобразные эстрадные представления существовали еще в Древней Греции, Древнем Риме, Древнем Китае. Элементы эстрадного искусства проявлялись в деятельности жонглеров во Франции, шпильманов в Германии, скоморохов в России. Истоки эстрады связывают также с крестьянским и городским фольклором.

Первый период - «Скоморошество» (16-18 в.). Как жанр эстрада зародилась в Эпоху Возрождения. Изначально он существовал как клоунада, примитивный фарс, скоморошество. Эстрада эволюционировала согласно своим национальным культурологическим особенностям. Несмотря на свою интернациональную природу, эстрада сохранила народные корни, которые придали ей особый национальный колорит.

На Руси истоки возникновения искусства эстрады связывают с массовыми действами - народными гуляньями. Творческий дух народа издревле проявлялся в песнях, плясках, комических скоморошьих играх и «глумах». Актеры - скоморохи являлись непременными участниками этих действ. На ярмарочных представлениях они разыгрывали «скетчи» и «репризы», играли на дудках и гуслях, потешали народ. Скоморохи во время своих выступлений вступали в прямое общение со слушателями, занимали по отношению к публике позицию максимальной доверенности, откровенности, открытости. Тематика таких представлений, как правило, не отличалась от «европейской эстрады» средневековья и так же была связана с бытом народа, отражением его мира чувств, юмора и сатиры.

Таким образом, еще в средневековых представлениях западной России наметились основные черты современной эстрады такие как: зрелищность, массовость, лаконичность исполняемого номера, театральность, общение со зрительской аудиторией, универсальность, индивидуальность и самобытность исполнителя. Отличительной чертой этого периода являлось то, что не существовало четкой градации между видами искусств. Один исполнитель мог одновременно выступать и как зазывала, и как рассказчик и певец, и танцовщик.

Второй период - «Городской романс и цыганская песня» (конец 18-го -середина 19-го вв.). Современная эстрада, традиции которой утвердились на сегодняшний день, сформировалась во второй половине Х1Х-го века. Это было ознаменовано переходом уличных жанров в закрытые помещения, в связи, с чем стал развиваться особый уровень исполнительства. К середине XIX века возникает термин «эстрада», который в переводе с латинского ««й^е» означает помост, возвышение.

Жанр вокальной эстрады, как самостоятельный вид музыкального творчества, начинает формироваться уже во второй половине XIX века. Его возникновение и развитие было обусловлено тем, что в России в условиях бурного роста городов появилась потребность в самостоятельной и разнообразной музыке для отдыха и развлечения.

Особенности музыкальной эстрады этого периода представлены в исследованиях А.Н. Сохора [5]. Ученый отмечает, что в девятнадцатом веке, с появлением эстрады в России, начали организовываться публичные концерты, предназначенные для широкой аудитории. Тогда же, формируются жанры оперетты, эстрадной песни. Лучшие композиторы и исполнители ориентировались на широкую аудиторию, стремились ответить ее вкусам и запросам. Среди исполнителей эстрадного жанра были популярны певцы -куплетисты.

Третий период - «Шансонный» (к. 19 - н. 20 вв.). В 60-80-х годах в России в пример европейским кафе - шантанам, мюзик-холлам, кабаре, в России стали открываться трактиры, рестораны, «увеселительные сады». Естественно, для заведений подобного рода требовался соответствующий музыкальный репертуар. Особую популярность в данный период приобрели исполнители цыганских песен. Исследователями отмечается, что в дореволюционной России стали открываться первые русские кабаре, которые носили название «театры миниатюр». В Москве в 1902 году открылся театр «Летучая мышь» во главе с конферансье Никитой Балиевым в Москве, в Санкт-Петербурге - театр «Кривое зеркало».

Сохор А.Н., отмечал, что основными жанрами музыкальной эстрады тех лет являлись серия «цыганская жизнь» и салонные романсы и шансонетки [5]. Непревзойденным мастером исполнения жанра романса и шансона станет Александр Вертинский. В этот период появляются такие имена исполнителей как Н. Плевицкая, Иза Кремер и другие.

В России после Октябрьской революции эстрада утвердилась как отдельное искусство. Различного рода постановления регламентировали эстрадную практику. В частности, 26-го августа 1919 года, В.И Ленин подписал декрет «Об объединении театрального дела». В результате чего была создана акция по организации массовых гуляний и праздников. На митингах, импровизированных концертах звучала революционная песня, острый злободневный куплет, стихотворение. Репертуар первых эстрадных концертов состоял главным образом из произведений героических, бичующих буржуазию, международных врагов молодой Советской России.

Репертуар эстрадных исполнителей 20-х годов был разнообразным: от лирики до песен, созвучных времени. Эстрадные исполнители в этот период выступали в кинотеатрах, в концертных залах. Как правило, выступления представляли собой сборные концерты, состоящие из самых разнообразных эстрадных номеров.

Четвертый период - «массовая песня» (20-30-е гг.). В конце 20-х годов в Москве и Ленинграде открываются мюзик-холлы. В их создании определилась попытка открытия серьезного стационарного эстрадного театра, который был призван объединить артистов эстрады, предоставить им истинно творческую площадку для работы, убедить, что актер эстрады выполняет перед обществом ту же высокую гражданскую позицию, что и все остальные артисты. Мюзик-холл был задуман как театр злободневный, остросатирический, в котором отдельные номера должны объединяться общим сюжетом. При подборе номеров в мюзик-холле обязательно учитывалось их жанровое и тематическое разнообразие - необходимое условие для эстрадного представления. От концертов мюзик-холл перешел впоследствии к спектаклям.

Характерной чертой музыкальной эстрады России конца 20-х годов являлось то, что этот жанр не пошел по пути подражания западному искусству. Конец 20-х годов и начало 30-х были ознаменованы расцветом творчества выдающегося деятеля отечественной эстрады-Леонида Утесова. В сотворчестве с И. Дунаевским, на основе лучших достижений мирового джазового искусства в творчестве Утесова и его оркестра наметились новые пути в развитии отечественной национальной песенной культуры.

Оркестр Утесова (теа-джаз) явился первым театрализованным джазом. Участники оркестра Утесова ансамбля становились творцами каждого номера. Помимо основной профессии музыканта каждый должен был уметь петь, разыграть водевиль, принять участие в шуточной сценке. У каждого был свой характер, темперамент. Актерская личность Утесова, в которой слились многие профессии, становилась организующим началом, придающей цельность всей программе выступления. Особенность творческого таланта Утесова заключалась в умении перевоплотиться в песне, в создании правдивого музыкального образа - эти качества позволили артисту стать понятым и близким людям разной культуры, разных художественных вкусов и требований.

Пятый период - «Песни военных лет» (40-е годы). Следующей вехой в развитии вокальной эстрадой явились песни времен Великой Отечественной войны. Исследованиям данного периода в развитии эстрадной песни посвящены работы М.Е. Тараканова, Е.В. Дукова, Г.А. Скороходова и других [2, 4, 6].

Песенное творчество военных лет выступило как многообразное явление.

Особое место в период войны занимало самодеятельное творчество. Репертуар импровизированных концертов в большей мере определялся волеизъявлениями солдат и офицеров, желавших услышать ту музыку, которая отвечала их настроениям, могла согреть их сердца. На первый план выходила, поэтому проникновенная лирика, порой с уклоном на сентиментальность.

С первых дней войны создавались десятки фронтовых бригад, в которые добровольцами шли артисты театров эстрады А. Погодин, Т. Церетели, Л. Русланова, И. Юрьева и др. эстрады. В годы войны редкую популярность приобрела Клавдия Ивановна Шульженко. На своих фронтовых концертах Шульженко исполняла песни, как довоенного репертуара, так и современного. Особой популярность пользовался ее «Синий платочек». О Клавдии Ивановне Шульженко написано множество монографий. Именно ее исполнительский стиль можно по праву отнести к классике эстрадно-вокального жанра.

Шестой период - «Золотой век отечественной эстрады» (50-70 гг.). Возрождение жанра эстрадной песни началось с середины 50-х годов. В 1952 году журнал «Советская музыка» на своих страницах начал дискуссию о лирической песне. В 1960 году состоялся первый Всероссийский конкурс артистов эстрады, который станет традиционным и будет передавать состояние эстрады на протяжении десятилетий. Именно с 60-х годов начинается «золотой век» советской эстрады, когда определились яркие исполнительские личности: Эдди Рознер, Олег Лундстрем, Леонид Утесов. В вокальном искусстве - Клавдия Шульженко, Гелена Великанова, Марк Бернес, Тамара Миансарова, Муслим Магомаев и другие.

Седьмой период - «эпоха ВИА» (70-80 гг.). Одновременно, в 60-70-х годах под влиянием творчества «Битлз» появляются различные самодеятельные коллективы: «Сокол», «Скоморохи» «Ариэль», «Орэра», «Песняры», «Синяя птица». Вместе с этим возникает новое направление - ВИА, которые занимают заметное место в вокально-эстрадной музыке.

В ВИА своеобразно сочетание вокала и инструмента. Обращение певцов с микрофоном в ВИА имеет иную художественную направленность по сравнению с традиционным «микрофонным пением». «Микрофонное пение в ВИА развивает инструментальное начало, заложенное в человеческом голосе», где существенным оказывается раскрытие «мелодико-экспрессивных и тембровых возможностей вокала». Таким образом, намечается качественно иной способ художественного осмысления слова и речевой интонации.

В процессе изучения развития вокальной эстрады, выявляется изменение характера вокального исполнительства в 70-80-е годы. Облик эстрадного исполнителя данного периода был призван внушить зрителю мысль об исключительности, «звездности» артиста эстрадного жанра. Среди исполнителей этого периода выделялись такие имена как Алла Пугачева, София Ротару, Лев Лещенко, Лариса Долина и другие. Следует отметить, что творчество перечисленных исполнителей «не меркнет» и в современных условиях и весьма активно пропагандируется средствами массовой информации.

Восьмой период - «Эпоха шоу бизнеса» (90-е - 2010-е гг.). Как показали исследования, советская эстрада, ставшая основой для развития современного массового искусства, развивалась по законам и принципам советского общества, носила ярко выраженный идеологический характер и имела монополистический характер. Социально-политические изменения, происходившие в нашем государстве, привели к тому, что в конце 80-х годов стало зарождаться новое явление в концертной практике, которому в дальнейшем было суждено стать определяющим в жизни эстрады - шоу-бизнес.

Раззаков Ф.И. отмечает, что российская музыкальная эстрада в нынешнем виде начала формироваться в конце 80-х годов [3]. На эстрадных подмостках появились дилетантские исполнители, выступающие под фонограмму. Создание больших шоу-программ, которые в свое время дали дорогу новым жанрам, привело к тому, что превалирующей оказалась зрелищная сторона. Явление подобного рода в корне меняло сложившееся представление об эстраде, как об искусстве ярких альтернативных индивидуальностей, прямого контакта и непосредственного общения со зрителем.

В первое десятилетие ХХ1-го века в отечественной эстраде сложилась такая ситуация, когда в музыкальном шоу-бизнесе доминирует коммерческая сторона. Этот фактор негативно отражается на культуре и искусстве и в итоге приводит к исчезновению вокальной эстрады как жанра.

Российская эстрада в настоящее время представляет собой разнообразную группу творческих лиц, представляющих как эстрадно-песенный жанр, так иные жанры сценического искусства. В прессе, пишущей об эстрадных исполнителях и звёздах эстрады, принята аллегорическая классификация добавляющая титул к имени эстрадного исполнителя. Например «примадонна российской эстрады», «король гламура», «патриарх эстрады». На данном этапе эстрадная музыка стала неотъемлемой частью шоу-бизнеса. Власть над эстрадной музыкой в настоящее время захватил круг частных лиц, обладающих весомым финансовым авторитетом. Занятие музыкой стало лишь престижным средством заработка, а не творчеством. На второй план отходит работа «живых» коллективов, всё больше упрощается работа музыканта, современные технологии всё больше внедряются в мир искусства и делают его менее интересным, более незамысловатым и непринуждённым. В Советском Союзе детско-юношеские кружки, студии эстрадного мастерства

финансировало государство, а сейчас всё большую популярность приобретает обучение в частных, элитных школах.

Всё это говорит о том, что со временем нарушается целостность жанра, понапрасну раздаривается богатство этой музыки, упрощается и обесценивается работа музыканта.

Таким образом, становление эстрады в России претерпевает постоянные изменения. Это в первую очередь связано с тем, что жанр эстрады в силу своей мобильности реагировал на общественные изменения государства, а вместе с тем отвечал запросам потребителя.

Выход из сложившихся условий видится в воспитании музыкально-творческих личностей средствами подлинных шедевров эстрадно-вокального искусства, в опоре на лучшие исполнительские традиции, в первую очередь в сфере отечественной эстрады.

Список литературы:

1. Дмитриев Ю.А. Советская эстрада. - М., 1968. - 320 с.

2. Дуков Е.В. Вокальная и инструментальная музыка популярных жанров // История современной отечественной музыки: учебник. - М., 1999. -С. 62-95.

3. Раззаков Ф.И. Тайны шоу бизнеса. - М., 2001. - 414 с.

4. Скороходов Г. А. Звезды советской эстрады. - М., 1986. - 183 с.

5. Сохор А.Н. О музыке серьезной и легкой. - Л., 1964. - 87 с.

6. Тараканов Е.М. Песня // История современной отечественной музыки: учебник. - М., 1999. - С. 5-62.

7. Эстрада в России. XX век. Энциклопедия. - М., 2004. - 862 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.