Научная статья на тему 'БЫТОВАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛИ В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ (1917-1929 ГОДЫ)'

БЫТОВАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛИ В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ (1917-1929 ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
299
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТРАДА / БЫТОВАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА / ПЕСНИ НАСТРОЕНИЙ / ИНТИМНЫЕ ПЕСНИ / ЦЫГАНСКИЕ РОМАНСЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ НОВЕЛЛЫ / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Политковская К. В.

Изучение процесса становления отечественной музыкальной эстрады обращает исследователя к первым послереволюционным годам, когда в залы пришла новая публика - солдаты, рабочие, крестьяне, стремящаяся в неведомый им ранее мир искусства. Для этой публики создавалась массовая песня, наполненная идеями патриотизма и строительства нового, прекрасного мира. Но одновременно в массовой песней, на музыкально-эстрадном Олимпе продолжала жить и широко распространяться бытовая вокальная лирика. Шествие ее сосредотачивалась в многочисленных театрах миниатюр и просто концертах, в которых звучали «интимные песенки», «песни настроений» и цыганские романсы. Тому, как происходило смешение различных жанров на эстрадной сцене, как рождалось новое художественное пространство, в котором раскрывался творческий дар ярких исполнителей, оставивших свой след в истории отечественной музыкальной культуры, посвящена представленная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЫТОВАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛИ В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ (1917-1929 ГОДЫ)»

ность ученику выбрать тот прием, который ему больше подходит. Предоставление права выбора приема влияет на темп, эффективность усвоения учебного материала и на развитие логического мышления.

Исходя из выше изложенного, можно заключить следующее, что в процессе использования упражнений по развитию логического мышления на уроках и во внеклассных занятиях по математике выявилась положительная динамика влияния этих упражнений на уровень развития логического мышления учеников и повышения качества знаний по математике, значительно возрос интерес к математике.

Список литературы:

1. Горбачева Л.Ф. Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения и внеклассной работы. - Магадан: Магаданский областной институт повышения квалификации педагогических кадров, 1995. - 137 с.

2. Григорьева Д.И. Логика в начальной школе. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2002. - 112 с.

3. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985. - 63 с.

4. Семенченко П.М. Уроки короля Африки. - М.: ОМА-ПРЕСС, 2000. -64 с.

5. Туркина В.М. 400 развивающих заданий по математике 2 класс. - М.: АРКТИ, 2008. - 61 с.

БЫТОВАЯ ВОКАЛЬНАЯ ЛИРИКА И ЕЕ ИСПОЛНИТЕЛИ В СТАНОВЛЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЭСТРАДЫ (1917-1929 ГОДЫ)

© Политковская К.В.1

Российский государственный социальный университет, г. Москва

Изучение процесса становления отечественной музыкальной эстрады обращает исследователя к первым послереволюционным годам, когда в залы пришла новая публика - солдаты, рабочие, крестьяне, стремящаяся в неведомый им ранее мир искусства. Для этой публики создавалась массовая песня, наполненная идеями патриотизма и строительства нового, прекрасного мира. Но одновременно в массовой песней, на музыкально-эстрадном Олимпе продолжала жить и широко распространяться бытовая вокальная лирика. Шествие ее сосредотачи-

1 Аспирант кафедры Социологии и философии культуры.

валась в многочисленных театрах миниатюр и просто концертах, в которых звучали «интимные песенки», «песни настроений» и цыганские романсы. Тому, как происходило смешение различных жанров на эстрадной сцене, как рождалось новое художественное пространство, в котором раскрывался творческий дар ярких исполнителей, оставивших свой след в истории отечественной музыкальной культуры, посвящена представленная статья.

Ключевые слова музыкальная эстрада, бытовая вокальная лирика, песни настроений, интимные песни, цыганские романсы, музыкальные новеллы, народная песня.

В исследованиях, посвященных становлению и развитие отечественной эстрады, постоянно подчеркивается, что в первые послереволюционные годы этот процесс отличался сложностью, противоречивостью, множеством разнонаправленных течений [2, 12, 13]. Рядом с песнями патриотического содержания, отвечающих социальному заказу и несущих в себе определенное идеологическое наполнение, существовало множество жанров, сложившихся еще в дореволюционное время и продолжающих свою жизнь в новых, весьма непростых, а часто очень неблагоприятных условиях.

Однако, несмотря, на это, в период с 1917 по 1929 годы, в отечественной эстрадно-музыкальной сфере появилось немало «звезд», обладавших индивидуальным вкусом и собственным исполнительским «амплуа» [14]. Это такие творчески одаренные личности как Регина Бабурина («Песни апашки, Парижских бульваров»); Л. Утесов с цыганской певицей О. Дегтяревой (например, «песенка знойного юга Коломбо» - музыка Ю. Хайта, слова П. Германа); Е. Белогородская (выступавшая с песнями на стихи отечественных поэтов Асеева, Светлова, Есенина), которой аккомпанировал и часто писал для нее песни композитор К. Листов; Н.И. Загорская («песни улицы»); «Квартет южных песен» (руководительница Н. Эфрон), выступавший с песенным репертуаром комического плана и с изрядной «приправой» одесско-черноморского стиля речи.

Огромным успехом пользовался А.Н. Вертинский, чей индивидуальный облик сложился еще до революции. С 1915 г. он выступал в гриме и костюме Пьеро с исполнением песен как поэт, композитор и драматический актер. Он один из создателей жанра «интимных песенок» или «песенок настроений», своим исполнением Александр Вертинский вводил слушателя в мир глубоко личных переживаний. В репертуаре А.Н. Вертинского были и романсы, написанные на стихи А. Ахматовой, А. Блока, И. Северянина, И. Аннен-ского, а также так называемые «старые ариетки». Блистательный талант Вертинского был высоко оценен зрителями Польши и Румынии, Германии и Англии, Франции и Италии, Китая и США. В романсах своего сочинения, а главное, пожалуй, в их индивидуально-творческой интерпретации Вертинский сумел удивительно выразительно, вокально-поэтическими средствами

выразить настроения части интеллигенции в период первой мировой войны. Позже, после возвращения из эмиграции в его репертуаре появятся новые музыкальные новеллы, раскрывающие мир чувств его современников [1].

В первые десятилетия ХХ века чрезвычайно популярен цыганский романс, который еще в середине XIX века вышел из купеческой и мещанской среды и включил в свою орбиту городской мещанский романс. Этот жанр далеко не всегда отличался высоким качеством и музыкального материала, и исполнения. Однако, силой таланта, такта и вкуса таких исполнителей, как В. Панина, А. Вяльцева, Н. Полякова или К. Сорокина на эстраде звучали подлинно художественные вокальные интерпретации, воскресившие лучшие стороны творчески-индивидуального цыганского мелоса. Их выступления можно было услышать на концертных сценах «Эрмитажа», Мюзик-холла, Колонного зала Дома Союзов.

Успех таких выдающихся артистов эстрады был не случаен. Так, А.Д. Вяльцева училась пению в Петербурге, брала уроки у известного педагога С.М. Сонки. Прежде, чем она стала звездой эстрады, певица выступала статисткой в киевской балетной труппе, затем в опереточной антрепризе И.Я. Сетова и А.Э. Блюменталь-Самарина, позже в труппе московского театра «Аквариум», где уже исполняла ведущие партии опереточного репертуара. И в дальнейшем она не только блистала на эстраде, но и постоянно участвовала в спектаклях театра оперетты, и даже выступала опере, исполняя такие сложные партии, как Кармен и Далила [8].

Отсюда и высокое качество исполнения, и чрезвычайная разборчивость в репертуаре, что отличало далеко не всех исполнителей цыганских песен. Например, знаменитая певица В.В. Панина, чье музыкальное образование ограничивалось многолетним пением в цыганском хоре, часто позволяла себе исполнять песни, весьма далекие по качеству от совершенства. Однако, сила ее уникального таланта, удивительный тембр голоса (контральто), страстность и искренность исполнения, заставляли слушателей забывать об этом. Публика не могла устоять перед мощным темпераментом талантливой певицы, ее горячими поклонниками были Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.А. Блок [9, с. 170].

В 1922 году дебютировала исключительно одаренная певица эстрадного жанра Изабелла Юрьева, а в 1925 году она впервые выступила на сцене московского театра «Эрмитаж». Кроме цыганского репертуара Юрьева пела такие произведения, как сентиментальный романс «Нищая» (музыка Пуаре, стихи П. Беранже в переводе В. Курочкина) и совершенно противоположный по мелосу и поэтическому содержанию «Черный веер» Сарасате, который особенно нравился публике. Она постоянно расширяла свой репертуар, в него вошли сочинения А.А. Алябева, позже популярные песни А.И. Островского, В.П. Соловьева-Седова и других композиторов. Критика отмечала высокий вкус певицы, отсутствие банальности, излишней чувствительно-

сти, искусственности. Ее пение неизменно пользовалось успехом, благодаря не только прекрасному голосу, но и тонкости интерпретации [3].

Яркой представительницей жанра цыганской песни, по единодушному мнению специалистов и почитателей, являлась Тамара Семеновна Церетели. Исполнительская манера певицы отличалась тонким вкусом и чувством меры. В ее индивидуальной манере пения не было внешних эффектов, например, сомнительных вокальных и сценических украшений, вроде закатывания глаз или «заламывания» рук, но был подлинный, огромной силы индивидуальный внутренний темперамент. Такие любимые произведения артистки, как романс Ларисы из «Бесприданницы» А.Н. Островского «Нет, не любил он!» (итальянский текст и музыка А. Гуэрчиа, русский текст М. Медведева), «Калитка (музыка А. Обухова, слова А. Будищева), старинные романсы «Ты смотри, никому не рассказывай!» и «Кольцо» («Я зароку не давала глядеть другим в лицо»), старинный вальс «Снова пою», а также грузинские песни («Сулико», «Светлячок» и др.), старинные таборные песни.

Значительное влияние на творчество исполнительницы оказали ее постоянные аккомпаниаторы Б.А. Прозоровский и З.Н. Китаев. Так, в качестве Многие из романсов Б.А. Прозоровского входили в репертуар певицы («Караван», «Вернись» и др.). Не осталась певица и в стороне от лирических песен М.Г. Фрадкина, К. Я, Листова и многих других, чье творчество было любимо публикой [10, с. 118].

Песенное народное творчество, бережно перенесенное на эстраду, становится фундаментом для развития творческой индивидуальности значительного количества исполнителей, композиторов как в народной традиции, так и в области эстрадной песни, инструментальной танцевальной музыки, джаза, целого ряда вокально-инструментальных жанров. Среди исполнителей, принесших на эстраду дух народного творчества, следует выделить таких, как Ольга Васильевна Ковалева и Лидия Андреевна Русланова.

Ольга Ковалева - крестьянка, до шестнадцати лет жившая в деревне Саратовской губернии, уезжает учится пению в Самару и с помощью местного учителя Н.М. Набокова поступает в музыкальное училище. Ее любовь к классике и особенно народной песне вскоре сделали ее имя известным, как в интеллектуальной среде, так и на эстраде. По окончании обучения она совершенствует свое индивидуальное исполнительское мастерство у петербургского профессора вокала И.П. Прянишникова и несколько лет работает в Ростовском оперном коллективе, а также ездит с концертными выступлениями по центральной России, выступает перед рабочими на фабриках, в цехах предприятий, воинских частях.

Сильная сторона певицы - протяжные, исповедальные лирические песни, наполненные грустью и размышлениями о женской доле. Ей необходим был контакт со слушателем, атмосфера близкого общения, поэтому она не любила участвовать в больших праздничных, увеселительных мероприяти-

ях, предпочитая им небольшие аудитории, но не отказывалась и от выступлений на радио, где могла полностью сосредоточиться на музыкальном тексте, на передаче тех мыслей и чувств, которые заложены в нем [11].

В 1926 году на московской эстраде впервые появилась Лидия Андреевна Русланова. Как и Ковалева, она тоже была из Саратовской губернии, но если. у Ковалевой в ее любимых протяжных «страданиях» и припевках слышалась преимущественно «сердечная тоска» деревенской девушки, то Лидия Русланова была прежде всего певицей «русской удали». В связи с этим и вокальный репертуар у Руслановой был совершенно иной. Она исполняла такие песни, как «Вниз по Волге-реке», «Степь да степь кругом» (слова И. Сурикова), «Любовь Стеньки Разина («Из-за острова на стрежень»), «Меж высоких хлебов затерялася» (на слова Н. Некрасова). Эти песни были наполнены былинным эпосом, романтикой казацкой вольницы, они рассказывали о любовных переживаниях на фоне неоглядного волжского и степного раздолья.

Величавая эпическая ширь сменялась веселым и лукавым народным юмором, который был также близок артистической индивидуальности певицы. Исполняя знаменитые плясовые «Саратовские страдания», Русланова удивительно преображалась. И выражение лица, и вся фигура ее при почти незаметных сценических движениях передавали неудержимый порыв к танцу. Песни «Ах ты, бабонька-молодонька!», «Русская плясовая», «Очаровательные глазки», «Валенки», «Уморилась, уморилась, уморилась я» исполнялись с тонким, неповторимым чувством иронии. Она много и охотно выступала и в сборных, и в сольных концертах, неизменно вызывая бурную реакцию, восторг зрительного зала [4].

И это далеко не полный перечень звезд, взошедших в первые послереволюционные годы на эстрадном небосклоне. «Бурное развитие концертной эстрады несомненно связано с расширением слушательской аудитории, для подавляющей части которой эстрадные представления были доступнее концертов филармонических и драматических, оперных и балетных театров. Часто эстрадные концерты включали выступления драматических актеров, оперных певцов и музыкантов, исполняющих произведения академического плана» [7, с. 109]. Так начиналось приобщение к искусству массового слушателя, и звезды эстрады сыграли немалую роль в создании у своих поклонников потребности в музыке, любви к ней, что позволяет говорить об их значительном вкладе в сокровищницу отечественной художественной культуры.

Список литературы:

1. Бабенко В.Г. Артист Александр Вертинский. - Свердловск: Уральский университет, 1989. - 144 с.

2. Баташев А. Советский джаз. - М.: Музыка, 1972. - 175 с.

3. Велехова Н. Изабелла Юрьева // Советская эстрада и цирк. - 1974. -№ 3.

4. Дмитриев Ю. Лидия Русланова. Воображаемый концерт. - Л.: Искусство, 1971. - 152 с.

5. Зильбербрандт М.И. Закоулки эстрады // Цирк и эстрада. - 1928. -№ 14. - С. 5.

6. Зильбербрандт, М.И. Песня на эстраде // РСЭ 1917-1929. Очерки истории. - М.: «Искусство», 1976. - С. 211.

7. Кадцын Л.М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимодействии). - Екатеринбург, 2006. - 424 с.

8. Кизимова С.П. Чайка русской эстрады: Анастасия Дмитриевна Вяль-цева. - Брянск: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, 1976. - 156 с.

9. Музыкальная энциклопедия. Т. IV. - М.: Изд. «Советская энциклопедия»; Изд. «Советский композитор», 1978. - 976 с.: ил.

10. Музыкальная энциклопедия. Т. VI. - М.: Изд. «Советская энциклопедия»; Изд. «Советский композитор», 1982. - 1008 с.: ил.

11. Нестьев И. Звезды русской эстрады. - М.: Советский композитор, 1974. - 182 с.

12. Певцы советской эстрады. Вып. 1. - М.: Искусство, 1977. - 223 с.

13. Русская советская эстрада 1917-1929. - М.: Искусство, 1976. - 407 с.

14. Скороходов Г. Звезды советской эстрады. - М.: Советский композитор, 1986. - 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.