Научная статья на тему 'Роль песни о войне в формировании музыкально-эстрадного искусства Якутии (1940-1970-е гг. )'

Роль песни о войне в формировании музыкально-эстрадного искусства Якутии (1940-1970-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
428
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТРАДНОЕ ИСКУССТВО / ПЕСНЯ / ЯКУТИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА / МАССОВАЯ ПЕСНЯ / ПЕСНИ НА ВОЕННУЮ ТЕМУ / MUSICAL VARIETY ART / SONG / YAKUTIA / THE GREAT PATRIOTIC WAR / MILITARY-PATRIOTIC THEME / POPULAR SONG / WAR SONGS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Индигирский Владимир Петрович

Данная работа посвящена проблеме изучения музыкально-эстрадного искусства Республики Саха (Якутия). В статье рассматриваются произведения в жанре массовой песни и явления музыкально-эстрадного искусства Якутии 1940-1970-х гг. с точки зрения отражения темы Великой Отечественной войны. Объектом рассмотрения стали песни о войне якутских профессиональных и самодеятельных композиторов: М. Жиркова, Х. Максимова, О. Ивановой-Сидоркевич. Песни на военную тему являлись важной частью репертуара артистов музыкальной эстрады: М. Поповой, Н. Трапезниковой, Ю. Платонова, и в этом смысле способствовали становлению музыкально-эстрадного жанра. В материале автором делается акцент на впервые публикуемых мелодиях популярных песен, посвящённых Великой Отечественной войне, входивших в репертуар первых якутских эстрадных певцов. Произведённый в статье анализ вокального репертуара мастеров песенного жанра Якутии позволяет заключить, что песни о войне сыграли огромную роль в становлении музыкально-эстрадного искусства Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of War Songs in Formation of the Yakut Musical Variety Art (the 1940-1970s)

The article is devoted to the problem of studying musical variety art of the Sakha Republic (Yakutia). Compositions of the popular song genre and phenomena of the Yakut musical variety art of the 1940-1970s are examined from the viewpoint of representting the theme of the Great Patriotic War. The research material includes war songs of the Yakut professional and amateur composers: M. Zhirkov, Kh. Maksimov, O. Ivanova-Sidorkevich. War songs occupied an important place in the repertoire of variety performers M. Popova, N. Trapeznikova, Yu. Platonov thus promoting formation of the musical variety genre. Emphasis is made on previously unpublished scores of popular war songs from the repertoire of the first Yakut pop singers. The analysis of the vocal repertoire of the Yakut pop singers allows concluding that war songs played an essential role in formation of the Yakut musical variety art.

Текст научной работы на тему «Роль песни о войне в формировании музыкально-эстрадного искусства Якутии (1940-1970-е гг. )»

https://doi.org/10.30853/manuscnpt.2020A35

Индигирский Владимир Петрович

Роль песни о войне в формировании музыкально-эстрадного искусства Якутии (1940-1970-е

на

Данная работа посвящена проблеме изучения музыкально-эстрадного искусства Республики Саха (Якутия). В статье рассматриваются произведения в жанре массовой песни и явления музыкально-эстрадного искусства Якутии 1940-1970-х гг. с точки зрения отражения темы Великой Отечественной войны. Объектом рассмотрения стали песни о войне якутских профессиональных и самодеятельных композиторов: М. Жиркова, Х. Максимова, О. Ивановой-Сидоркевич. Песни на военную тему являлись важной частью репертуара артистов музыкальной эстрады: М. Поповой, Н. Трапезниковой, Ю. Платонова, - и в этом смысле способствовали становлению музыкально-эстрадного жанра. В материале автором делается акцент на впервые публикуемых мелодиях популярных песен, посвященных Великой Отечественной войне, входивших в репертуар первых якутских эстрадных певцов. Произведенный в статье анализ вокального репертуара мастеров песенного жанра Якутии позволяет заключить, что песни о войне сыграли огромную роль в становлении музыкально-эстрадного искусства Якутии.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/9/2020/4/35.html

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 4. C. 171 -178. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/9/2020/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

11. Antonio Vivaldi and the Baroque tradition / ed. by D. Getzinger, D. Felsenfeld. Greensboro, N.C.: Morgan Reynolds Pub., 2004. 144 p.

12. Halban T. Recomposed or refragmented? Baroque, Minimalist & Stravinskian sound worlds in Max Richter's Recomposed Vivaldi [Электронный ресурс]. URL: https://thnotesonnotes.wordpress.com/2012/11/28/recomposed-or-refragmented/ (дата обращения: 11.01.2020).

13. Helbig R. Recomposed by Max Richter - Vivaldi - The Four Seasons [Электронный ресурс]. URL: https://nbhap.com/ sounds/recomposed-max-richter-vivaldi-the-seasons (дата обращения: 11.01.2020).

14. How I Wrote... Vivaldi's Four Seasons Recomposed - Max Richter [Электронный ресурс] // Classic FM. URL: https://www.classicfm.com/composers/richter/news/vivaldi-recomposed-interview/ (дата обращения: 11.01.2020).

Conception of Time in Max Richter's Re-Composed Version of Antonio Vivaldi's Masterpiece

Izergina Alina Rashitovna

Ufa State Institute of Arts named after Z. Ismagilov Izergin1@rambler. ru

The article presents the results of studying the implementation of artistic time in the XXI-century music by the example of Max Richter's re-composed version of Antonio Vivaldi's cycle "The Four Seasons". Analysing the intertextual dialogue of baroque and modernity, the paper examines the process of creating a new composition with the original conception of time. In Richter's composition, the techniques of an old-fashioned instrumental concert as signs of the bygone age are adjusted to modern culture, they interact with minimalism, rock and electronic music, ambient style. As a result, in the re-composed version of "The Four Seasons", artistic time is represented as multidimensional or multi-layered, where the past and the present are equally relevant.

Key words and phrases: Antonio Vivaldi; Max Richter; "The Four Seasons"; re-composition; conception of time; textual approach.

УДК 784.3(571.56)"1941/1945" Дата поступления рукописи: 16.02.2020

https://doi.Org/10.30853/manuscript.2020.4.35

Данная работа посвящена проблеме изучения музыкально-эстрадного искусства Республики Саха (Якутия). В статье рассматриваются произведения в жанре массовой песни и явления музыкально-эстрадного искусства Якутии 1940-1970-х гг. с точки зрения отражения темы Великой Отечественной войны. Объектом рассмотрения стали песни о войне якутских профессиональных и самодеятельных композиторов: М. Жиркова, X Максимова, О. Ивановой-Сидоркевич. Песни на военную тему являлись важной частью репертуара артистов музыкальной эстрады: М. Поповой, Н. Трапезниковой, Ю. Платонова, - и в этом смысле способствовали становлению музыкально-эстрадного жанра. В материале автором делается акцент на впервые публикуемых мелодиях популярных песен, посвящённых Великой Отечественной войне, входивших в репертуар первых якутских эстрадных певцов. Произведённый в статье анализ вокального репертуара мастеров песенного жанра Якутии позволяет заключить, что песни о войне сыграли огромную роль в становлении музыкально-эстрадного искусства Якутии.

Ключевые слова и фразы: музыкально-эстрадное искусство; песня; Якутия; Великая Отечественная война; военно-патриотическая тема; массовая песня; песни на военную тему.

Индигирский Владимир Петрович

Арктический государственный институт культуры и искусств, г. Якутск indigirskii@mail. ru

Роль песни о войне в формировании музыкально-эстрадного искусства Якутии

(1940-1970-е гг.)

В годы Великой Отечественной войны песня доказала своё право быть боевым призывом, походным маршем, лирическим монологом, элегическим воспоминанием.

Песни в Якутии в годы Великой Отечественной войны обрели определяющее значение. Они зазвучали по-другому и с огромной художественной силой. Не исключая раздумья о войне, скорбь о невосполнимых утратах, тяжелые испытания на фронте и трудовых делах, они давали надежду на радость встречи, мечту о победе. До настоящего времени не изучена роль военных песен в становлении музыкально-эстрадного искусства Якутии. В музыковедческой литературе специальных публикаций практически нет, существуют только короткие заметки и статьи в периодической печати, имеющие отрывочный характер. Источниками данной работы явились материалы автора статьи, а также мультимедийные источники (аудио, DVD), нотные публикации, публикации в СМИ.

Актуальность работы. В настоящее время в России происходят серьёзные изменения в области культуры, искусства и общественного сознания. В этих условиях музыкальное искусство эстрады занимает особую нишу в художественной культуре России. Актуальным в этой работе видится изучение роли военной песни в истории создания музыкально-эстрадного искусства в Якутии, начиная с 1940-1970-х гг. Изучение этого актуального вопроса, где отсутствует историческая, художественно-исследовательская работа в области эстрадного жанра Якутии, где работало немало талантливых артистов, наделённых яркой индивидуальностью, будет являться важной составной частью сохранения нематериального культурного наследия. Выбранная тема позволит выделить довольно небольшой, но очень важный для отечественного музыкознания, советский период якутской эстрады: от зарождения до его становления, - в целом наступательный в своём развитии.

Цель настоящего исследования - на основе анализа научной литературы, публикаций, интернет-источников, интервью, материалов радио- и телепередач выявить роль якутской массовой песни, посвящённой Великой Отечественной войне, в формировании музыкально-эстрадного искусства Якутии.

Научная новизна материала заключается в том, что данная работа является первым исследованием обобщающего характера, посвященного изучению роли песни о войне в формировании музыкально -эстрад -ного искусства в Якутии.

Материал непременно поможет будущим музыковедам, искусствоведам, исследователям эстрадного искусства при разработке учебных, учебно-методических материалов для студентов и учащихся, а также для разработки курсов повышения квалификации педагогов в рамках республиканского проекта М. Е. Николаева «Музыка для всех». Данный материал исследования будет полезен для составления исторического раздела Государственного театра эстрады РС(Я).

Роль песни в военные годы была удачно обозначена в высказывании Арама Хачатуряна: «В песнях нужно запечатлеть и победы Красной Армии, её наступательный порыв и ликующую радость освобожденных от фашистского ига советских людей» [7, с. 9].

И этот «наступательный порыв» прорвался в эфире якутского радио в программе первого концерта хора якутского радиокомитета 25 февраля 1943 года, в которой прозвучала популярная песня «Катюша» на якутском языке. Знаменательно, что именно в этот день был создан хоровой коллектив Якутского радио и инструментальный ансамбль [9].

Переведённая на якутский язык популярная песня Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского «Катюша» с этого дня вошла в каждый дом жителя Якутии. Автором перевода был Илья Чагылган (Ча5ыл5ан).

Надо отметить, что песня авторами была написана ещё в 1938 году и по замыслу воспевала верность пограничника и его возлюбленной девушки. В тот период пограничная служба была предметом всеобщего внимания, так как к границам Советской России были устремлены тревожные взоры японских милитаристов и фашисткой Германии. А сама премьера песни состоялась в ноябре 1938 года на сцене Колонного зала Дома Союзов. Первой исполнительницей её была солистка государственного джаз-оркестра Валентина Батищева под управлением Виктора Кнушевицкого. Песню тут же подхватили и запели другие певцы - Георгий Виноградов, Лидия Русланова, Вера Красовицкая, а вслед за ними - профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли и народ на гуляниях. Песня стала народной. Большой знаток, собиратель поэзии и фольклора профессор Иван Розанов нашёл сто вариантов «Катюши» [1].

Народ сложил песни и о грозном оружии, ласково названном «Катюшей» в честь любимой песни:

«Шли бои на море и на суше,

Грохотали выстрелы кругом.

Распевали песенку "Катюша"

Под Калугой, Тулой и Орлом» [2, с. 27].

Необходимо рассказать о переводчике текста песни «Катюша» на якутский язык Илье Винокурове-Чагылган (1914-1952). Поэт начал печататься в 1931 году, первый сборник стихов вышел в 1933. Его поэзия завоевала популярность именно в годы Великой Отечественной войны, так как поэт вдохновенно воспевал героический подвиг воинов Советской Армии и самоотверженный труд в тылу. К моменту перевода песни «Катюша» Илья Чагылган был известен также и как переводчик произведений русских и зарубежных авторов: А. Пушкина, Т. Шевченко, М. Лермонтова, Н. Некрасова, Г. Гейне, И. Гете и других [3].

Эпоха Великой Отечественной войны ярко раскрыла песенное творчество первого профессионального якутского композитора Марка Николаевича Жиркова (1892-1951). Специфика композиторского творчества Марка Жиркова состоит в том, что бывает трудно провести границу между его авторскими творениями и народными мелодиями, обработанными композитором. Написанные во время войны композитором песни звали на борьбу с фашистскими захватчиками, были полны патриотизма и веры в победу советского народа. Назовем лишь некоторые произведения М. Жиркова на военную тему, написанные на слова известных поэтов Якутии. Это «Песня о Родине», «Единым строем», «Заостри острие» на стихи Бэрияка, «Родина зовёт на войну», «Капитан Гастелло» на стихи Эллэя, «Марш Победы» на стихи Чагылгана.

Во время войны ведущими темами песенного творчества композитора являются патриотическая и лирическая. Именно в этот период М. Жирков тесно сотрудничает со многими крупными поэтами: И. Чагыл-ганом, К. Урастыровым, А. Абагинским, П. Туласыновым. Надо отметить, что М. Жирков не только в обработках, но и в собственных песнях стремился сохранить черты якутской песни и в то же время широко выявить их внутренние возможности, придать им новое звучание.

Остановимся на «Песне о Родине» - одной из первых якутских песен о Родине (М. Жирков, стихи А. Тимофеева). В мелодике песни мы ощущаем влияние советской массовой песни и якутскую танцевальность. По характеру песня М. Жиркова напоминает бодрящую песню И. Дунаевского на слова Лебедева-Кумача «Дорожная» из кинофильма «Волга-Волга» («Эй, грянем сильнее! Подтянем дружнее! Точно небо высока ты, точно море широка ты, необъятная дорога молодежная!»). Написанная в маршевом ритме с восходящими квартовыми скачками мелодии, исполненная смешанным хором в энергичном темпе, «Песня о Родине» во время войны напоминала о мирной созидательной жизни, о защите любимой Родины от фашистских захватчиков (см. Нотный пример 1).

Нотный пример 1

И ещё одной известной песней М. Жиркова на военную тему является «Капитан Гастелло» (на стихи Серафима Кулачикова-Элляя). В песенном тексте поэт Эллэй воспевает героизм и мужество лётчика Гастелло, предстающего как патриот и верный сын своей Родины:

«Бьёт Гастелло и разит Чёрных вражьих птиц, В небе грозно гром гремит, Светит блеск зарниц» [11, с. 11].

Песня о презревшем смерть лётчике-герое первых дней войны капитане Гастелло сразу же приобрела массовое звучание в Якутии благодаря исполнению многочисленных профессиональных и самодеятельных певцов (см. Нотный пример 2).

Нотный пример 2

Интересно упомянуть, что на основе мелодии песни М. Жиркова «Марш Победы» в 1945 году московский композитор Давид Салиман-Владимиров написал «Якутский победный марш», который был исполнен во время парада Победы на Красной площади в июне 1945 года [5].

Таким образом, якутские авторы в песнях военных лет находили живые аналогии с современностью, раскрывали историческое прошлое и художественные традиции своего народа, через песни они выражали свои патриотические чувства к Родине.

Заметим, что становление гражданственной, военно-патриотической темы в якутской песне было подготовлено в предвоенные годы собирателями и публикаторами якутских народных песен Адамом Васильевичем Скрябиным и Фёдором Григорьевичем Корниловым [4]. Эти авторитетные деятели музыкального искусства ещё до войны оказали своё влияние на подъём патриотизма и рост национального самосознания народа, включив в свои сборники песни гражданственной тематики: «Овеянный счастьем якут», «Песня рабочего», «Якутский марш», «Память», «Весенняя посевная» и др., - которые были любимы народом и исполнялись на всех праздниках и концертах [12, с. 4].

Ещё одним фактором развития гражданственной тематики в песенном творчестве стало введение радиовещания Якутии 7 ноября 1930 года, способствовавшее усилению связи якутской песни с русской народной и советской массовой песней. Ежедневные радиотрансляции сформировали новый идеал в песенном искусстве Якутии, связанный со стремлением к обновлению жизни. Это привело к созданию нового направления в песенном творчестве - эмоционально напряжённого, воплотившего в себе мужественное, волевое начало, черты героики.

Существенной причиной внедрения в якутском народе новых общественных идеалов было искусство кино, которое непосредственно влияло на реальную жизнь людей. Демонстрировавшиеся в каждом поселке и городе фильмы, самыми популярными из которых были музыкальные - «Цирк», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух», «Два бойца», «Небесный тихоход», «Большая жизнь», «Трактористы», «Кубанские казаки» и другие, - многих мотивировали заняться музыкой и подбирать по слуху запомнившиеся мелодии песен на гармошке, на баяне.

Благодаря любимым героям фильмов баян зазвучал в руках самодеятельных артистов, ярким представителем которых стал Христофор Максимов, известный артист концертно-эстрадного бюро (КЭБ) Якутской АССР, самодеятельный композитор-мелодист. С его именем и песнями ассоциируется расцвет КЭБа, благодаря которому создалось эстрадное искусство в Якутии в 60-70-е годы ХХ века.

Христофор Трофимович Максимов (1917-1980) - самодеятельный автор, создавший незабываемые колоритные песни в национальном стиле размеренной песни дэгэрэн ырыа. Родился в селении Сулгачинского наслега Амгинского района, активный участник художественной самодеятельности. Работал артистом в Нюрбинском передвижном театре, музыкально-драматическом театре имени П. Ойунского. В его репертуаре было много ролей из мировой и русской классики, советской и якутской драматургии. С 1937 по 1970 годы Х. Максимов выступал как эстрадный артист-исполнитель песен со сцены, так и с эфира якутского радио. За этот период он дал 300 творческих концертов. За заслуги в развитии театрального и музыкального искусства в республике Х. Т. Максимову были присвоены почётные звания, он был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [6].

Оптимистичная и жизнерадостная песня Х. Максимова «Голубь мира» на стихи Р. Атласова сразу полюбилась слушателям. Интонационной основой песенной мелодии является восходящий скачок на кварту с последующим нисходящим заполнением. Отметим также национальный якутский колорит в музыкальной ритмике песни, призывающей к миру и согласию людей (см. Нотный пример 3).

Нотный пример 3

Большой популярностью с начала 1960-х годов в концертно-эстрадном бюро Якутии пользовалась певица, автор и исполнительница собственных песен Ольга Иванова-Сидоркевич (1932-2003). Певица родилась в наслеге Саморсун Амгинского района ЯАССР. Училась в Якутском музыкальном училище на теоретико-композиторском отделении в классе композитора Гранта Григоряна. В 13-летнем возрасте в 1945 году на Ысыахе Победы она впервые исполнила собственную песню, посвящённую памяти отца-фронтовика, -«А5ам суруктара» («Письма отца»).

Ольга Иванова была основателем известного в республике детского ансамбля «Амма чэчирэ» («Амгинские берёзки»). Являлась заслуженным работником культуры РСФСР и ЯАССР (см. Нотный пример 4).

Нотный пример 4

А5ам суруктара (Письма отца)

ОЮВД и мудака Олыи Г1кнн*жс>й-Сидоркекич

(Не епйша)

5ам. а-5ам су - рук - та-ра. а - Зам гн-Ьзк су - рах - та-ра. а - 5ам, а - Зам су -

10

& О 1 } «и, ^ , ±—а

рук та - рэ, а - Зач тк - Ьэя" " су - рах - -га - ра.

У истоков якутской профессиональной эстрады стояла и вела активную концертную деятельность народная артистка Якутии Марина Константиновна Попова (1927-2014).

Марина Константиновна Попова родилась в 1-м Холгуминском наслеге Мегино-Кангаласского района. В 1948-1951 гг. работала артисткой хора Якутского радио. В 1951-1956 гг. училась и окончила Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского. С 1956 г. - солистка оперы Якутского государственного музыкально-драматического театра имени П. А. Ойунского. С 1971 г. - Якутского государственного музыкального театра. В 1965 г. за большие заслуги в развитии вокального искусства в республике М. К. Поповой было присвоено почётное звание заслуженной артистки Якутской АССР, в 1972 г. - народной артистки Якутской АССР [8, с. 100].

На каждом своём сольном концерте певица исполняла песню самодеятельного композитора А. Попова «О герое Фёдоре Попове» на стихи И. Винокурова-Чагылгана. Как известно, Фёдор Попов одним из первых переплыл на правый берег Днепра и в рукопашной схватке истребил фашистов. Затем, открыв огонь из вражеского пулемёта, он обеспечил своей роте переправу, а когда для его боевых товарищей создалась опасность окружения, Попов, зайдя с фланга, уничтожил ещё пятьдесят вражеских солдат, но в этом героическом сражении он сам был сражён вражеским огнём.

«Его схоронили в днепровском песке,

Но слава на Лене живёт,

И песню о нашем родном земляке

Отчизна отныне поёт» [11, с. 12] (см. Нотный пример 5).

Воодушевлённые подвигом Фёдора Попова, его земляки собрали деньги на танк. Через некоторое время они получили из Кремля от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина телеграмму следующего содержания: «Передайте трудящимся 2 Батаринского наслега, собравшим 56 000 рублей на строительство танка "Герой якут Попов Фёдор Кузьмич", благодарность Красной Армии и мой братский привет» [Там же].

Необходимо сказать об особенностях эмоционального состояния певицы во время исполнения этой песни, обусловленного биографическими мотивами. Марина Попова хорошо запомнила своё детство, когда началась Великая Отечественная война. Марине тогда исполнилось тринадцать лет. Поэтому многое из того времени ярко врезалось в память, сделалось зарубкой на сердце: ушел и не вернулся домой, пополнил ряды без вести пропавших её дядя - певун и пересмешник Егор. Она не забыла и того, как работала на заготовке дров в осеннюю непогоду, как, надрываясь, замешивала глину для кирпичей. Но знала, свято верила в то, что настанет Победа и начнётся новая интересная жизнь [Там же, с. 95]. Неслучайно песню о «Герое Ф. Попове» она исполняла с особым чувством, вдохновением, темпераментом.

В послевоенное десятилетие (конец 50-х - начало 60-х годов) в песнях о войне живёт кипучее, приподнятое настроение - настроение победы. Эти хоровые песни гимнического характера, кажется, обращены ко всем и поются от имени всех. Главная тема этих песен - победа советского народа, борьба за мир. Такого рода песни благодаря их широкой пропаганде по радио получают большое распространение. Таковы «Песня о Ленине» О. А. Холминова, «Заздравная» И. Дунаевского, «Заздравная» С. Каца [13].

Нотный пример 5

Герой Попов ту1пунан ырыа (Песня о герое Попове)

СвдйаИ. Ча5ыя5ан Му.з А. Псшова

Куруоук Зацумчнво

Дие~пр гым-ныы ^ол-гун - на - рын гуоруур са - ка у о - .та ту-ла

уу - гл. йыр-даат - та - [эар ар - лд\ 6\л'л - дьа суо - па

В конце 60-х годов в песнях начинает преобладать лирическая, лирико-гражданственная песня. Возникает явление интимизации песенного жанра, в творчестве мастеров лирико-гражданской, лирической песни Л. Утёсова, К. Шульженко, М. Бернеса, Е. Флакса, В. Бунчикова, В. Нечаева, Г. Виноградова, Р. Сикора, К. Лазаренко, а также актеров драматического театра и кино, выступающих с песнями на эстраде, - Л. Орлова, Л. Гриценко и других; мастеров народной песни Л. Руслановой, О. Ковалевой, И. Яунзем. Все названные артисты утверждали своим творчеством восстановление в прежних правах личностной интонации на эстраде, правды единичного человеческого переживания [14].

Эти тенденции воплотились в творческой деятельности корифеев якутского музыкально-эстрадного искусства Натальи Трапезниковой и Юрия Платонова.

Наталья Спиридоновна Трапезникова (1947-2014) родилась в Якутске. Окончив среднюю школу, поступила во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (ВТМЭИ). С 1967 г. была солисткой Якутского концертно-эстрадного бюро, с 1979 г. - Якутской государственной филармонии. Лауреат всероссийских, международных конкурсов исполнителей народных песен. За заслуги в развитии вокального искусства в республике Н. С. Трапезниковой в 1973 г. было присвоено почетное звание заслуженной артистки Якутской АССР [8] (см. Иллюстрацию 1).

Иллюстрация 1. Наталья Трапезникова

В 1972 году, услышав по радио песню Юрия Степанова на стихи Геннадия Иванова «Ивы России» в исполнении Майи Кристалинской, Наталья Трапезникова включила эту патриотическую песню в свой репертуар. Удачным совпадением было, что автор песни, композитор и дирижёр Юрий Степанов в 1974 году был приглашён в Якутский музыкальный театр для постановки героико-драматической оперы Н. Берестова на либретто С. Омоллона «Неугасимое пламя». Возникло уникальное творческое содружество автора и исполнителя песни «Ивы России», которая была записана в студии якутского радио в исполнении Натальи Трапезниковой в сопровождении Государственного симфонического оркестра якутского радио и телевидения под управлением Юрия Степанова.

Артист якутской эстрады Юрий Платонов (род. 1946 г.) всю творческую жизнь посвятил служению музыкально-эстрадному искусству. За заслуги в развитии эстрадного искусства в республике Ю. Е. Платонову в 1981 г. присвоено почётное звание заслуженного артиста ЯАССР, в 1991 г. - «Заслуженный артист РСФСР», в 2001 г. - «Народный артист Республики Саха (Якутия)» [10] (см. Иллюстрацию 2).

Иллюстрация 2. Юрий Платонов

Характеризуя вокальное творчество Юрия Платонова, нужно выделить одно из главных тематических направлений - военно-патриотическую тему. Он исполнил песни на военную тематику: «На солнечной поляночке» (В. Соловьёв-Седой - А. Фатьянов), «Старые солдаты» (А. Пахмутова - М. Лисянский), «Матросские ночи» (В. Соловьёв - Седой - Фогельсон), «Дороги» (А. Новиков - Л. Ошанин). «День Победы» (Д. Тухманов -В. Харитонов) и другие. Одной из любимых в репертуаре певца является песня Бориса Мокроусова «Заветный камень». Эта песня была знакома ему с детства, услышанная по радио в исполнении Леонида Утёсова.

Юрию Платонову принадлежит большая заслуга в популяризации данной песни в Якутии.

Пафос чувств, масштабность идеи песни порождает укрупнённую подачу вокальной интонации, которая в заключительном куплете перерастает в скандирование (певец выделяет произнесение каждого слога, стремясь воплотить величественную силлабическую стать поэзии А. Жарова).

Произведённый в статье анализ вокального репертуара мастеров песенного жанра Якутии позволяет заключить, что песни о войне сыграли огромную роль в становлении музыкально-эстрадного искусства Якутии. Якутские авторы в песнях военных лет находили живые аналогии с современностью, раскрывали историческое прошлое и художественные традиции своего народа, через песни они выражали свои патриотические чувства к Родине.

Военная песня сыграла значительную роль в становлении музыкально-эстрадного искусства в Якутии, начиная с 1940-х по 1970-е гг. Песни о войне вошли в обязательный репертуар популярных артистов данного периода. С момента перевода на якутский язык песни «Катюша» национальная военно-патриотическая тема активно развивалась в творчестве поэтов и песенников военного и послевоенного периода. Написанные в военные и послевоенные годы песни: «Лыжник» (Хайысар) (А. Костин, И. Винокуров-Чагылган), «Акулина» («Окулуун») (А. Клещёва, С. Кулачиков-Эллэй), «Пошли в боевой поход» («Бардыбыт боевой походка») (народный мотив, А. Бэрияк), «Встреча с матерью» («Корсуhyy») (слова фронтовика Г. Д. Ефимова на нар. мелодию), «Победный марш» («Кыайыы марша») (М. Жирков, Чагылган), «Песня» («Ырыа») (нар. мел., Н. Сергеев), «Голубь мира» («Эйэ холууба») (Х. Максимов, А. Атласов), «Бригадир Марина» («Биригэдьиир Марыына») (Х. Максимов, И. Сосин), «За мир и счастье» («Эйэ, дьол иИин») (Г. Никифоров, С. Тимофеев), «Песня дружбы» («До5ордоhуу ырыата») (Ф. Лобанов, С. Тимофеев), «Живые не забудут эти годы» («Тыын-нахтар умнубат сыллара») (Н. Бойлохов, П. Одорусов) и другие - отличаются особой жизнеспособностью.

Высокохудожественные песни о войне, представляющие собою целый мир человеческих судеб, размышлений и суждений, звучали в репертуаре эстрадных певцов: Христофора Максимова, Ольги Ивановой-Сидоркевич, Марины Поповой, Натальи Трапезниковой, Юрия Платонова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подводя итог вышеизложенному, хочется ещё раз подчеркнуть мысль о том, что мобильная, лаконичная, чуткая песня стала неотъемлемой частью жизни фронта и тыла. Песни военных лет, звучавшие с эстрады, обогатили якутскую национальную музыку новым образно-смысловым содержанием, идущим от духовной атмосферы военных лет. Самобытное творчество первых якутских артистов, сформировавшее музыкально-эстрадное искусство на земле Олонхо, отличалось неповторимым музыкально-поэтическим синкретизмом, совместившим в себе поэта, композитора, певца, актёра. С этой точки зрения, данная статья обращена к одной из актуальных и перспективных тем музыковедческой науки, связанной с изучением художественных процессов, которые происходили во время войны и послевоенный период в массовой музыке.

Сегодня отечественное музыкознание, стремясь расширить методологические возможности в анализе процессов развития массовой культуры, привлекает в качестве объекта исследования новый, ранее не востребованный музыкальный материал, якутскую военную песню в музыкально-эстрадном искусстве. С другой стороны, якутские песни о Великой Отечественной войне, представленные первыми артистами якутской эстрады, сегодня позволяют наметить методологические аспекты в изучении исполнительского стиля и феномена певцов тех лет, закономерности музыкальной драматургии, типология которой до настоящего времени ещё не сформирована в отечественном музыковедении.

Сегодняшний Театр эстрады Якутии, которому исполнилось пятьдесят лет, нуждается в новаторских реформах, где можно сочетать удачные эксперименты, где с каждым годом наблюдается интерес к персоналиям первых артистов, как со стороны публики, так и со стороны музыкантов, хореографов, художников. А тема войны всегда была и будет главным направлением в работе творческого коллектива как средство установления связей между прошлым и настоящим, в интересе к героическому образу, в попытке выразить новыми технологиями технических средств - выпуклость и театральность образов героической эпохи.

Список источников

1. Александров Л. Л. Песни военной юности. Якутск: Ситим, 1995. 47 с.

2. Александров Л. Л., Аржаков С. С. День Победы. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2000. 64 с.

3. Кириллин Д. В., Павлова В. Н., Шевков С. Д. Писатели земли олонхо: библиографический справочник. Якутск: Бичик, 2000. 446 с.

4. Корнилов Ф. Г. Саха ырыаларын хомуура. М.: Музгиз, 1936. 122 с.

5. Кривошапко Г. М. Музыкальная культура якутского народа. Якутск: Кн. изд-во, 1982. 183 с.

6. Максимов И. Х., Павлов П. М. Христофор Максимов. Якутск: РИО РНМЦ НТ и СКД им. Кулаковского, 2002. 31 с.

7. Музыкальная жизнь. 2005. № 5 (1032). 48 с.

8. Никитин П. П. Мастера якутской сцены. Якутск: Кн. изд-во, 1985. 304 с.

9. Петрова В. Д. Якутскому радиовещанию 75 лет. Якутск: Бичик, 2005. 144 с.

10. Платонов Ю. Е. Якутская эстрада пером очевидцев. Якутск: Сайдыы, 2016. 276 с.

11. Потапова Л. К. Якутская музыкальная культура и её деятели. Якутск: Полиграфист, 2000. 167 с.

12. Скрябин А. В. Саха ырыаларын ноталара. М.: Музгиз, 1917. 17 с.

13. Сохор А. Н. Путь советской песни. М.: Советский композитор, 1968. 82 с.

14. Уварова Е. Д. Русская советская эстрада. 1946-1977: очерки истории. М.: Искусство, 1981. 527 с.

Role of War Songs in Formation of the Yakut Musical Variety Art (the 1940-1970s)

Indigirskii Vladimir Petrovich

Arctic State Institute of Culture and Arts, Yakutsk indigirskii@mail. ru

The article is devoted to the problem of studying musical variety art of the Sakha Republic (Yakutia). Compositions of the popular song genre and phenomena of the Yakut musical variety art of the 1940-1970s are examined from the viewpoint of repre-sentting the theme of the Great Patriotic War. The research material includes war songs of the Yakut professional and amateur composers: M. Zhirkov, Kh. Maksimov, O. Ivanova-Sidorkevich. War songs occupied an important place in the repertoire of variety performers - M. Popova, N. Trapeznikova, Yu. Platonov - thus promoting formation of the musical variety genre. Emphasis is made on previously unpublished scores of popular war songs from the repertoire of the first Yakut pop singers. The analysis of the vocal repertoire of the Yakut pop singers allows concluding that war songs played an essential role in formation of the Yakut musical variety art.

Key words and phrases: musical variety art; song; Yakutia; The Great Patriotic War; military-patriotic theme; popular song; war songs.

УДК 7; 78 Дата поступления рукописи: 20.12.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2020.4.36

Статья посвящена трем наиболее известным в сообществе зарубежных и отечественных духовиков-профессионалов концертам для тромбона выдающегося исполнителя и основателя русской школы игры на тромбоне В. М. Блажевича. В данной работе, исходя из результатов проведенного анализа опусов концертного жанра, автором выявляются особенности использования выразительных и технических возможностей солирующего инструмента. В выводах отмечаются факторы, повлиявшие на популярность избранных сочинений, выводится ряд закономерностей в использовании типов тематизма, гармонического мышления, структурирования, применения средств исполнительской выразительности.

Ключевые слова и фразы: В. М. Блажевич; тромбон; концерт для тромбона; выразительные возможности тромбона; композиционные особенности концертов для тромбона; композиторские и исполнительские средства выразительности.

Латышев Николай Иванович

Белгородский государственный институт искусств и культуры latishev. 1966@icloud. com

Выразительные средства тромбона в концертах В. М. Блажевича

В начале ХХ века, несмотря на активное становление различных исполнительских школ в Петербурге и Москве, общероссийская школа тромбона во многом зависела от традиций, привнесенных иностранными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.