Научная статья на тему 'Группа "причины меандрирования реки Шача": замысел - реализация - рефлексия'

Группа "причины меандрирования реки Шача": замысел - реализация - рефлексия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОЛОГИЯ / ГЕОМОРФОЛОГИЯ / ПАЛЕОНТОЛОГИЯ / РЕКА / МЕАНДРИРОВАНИЕ / "ТОЧКА ВАРЕНИЯ" / "ТОПОС ШАХМАТОВО" / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР / GEOLOGY / GEOMORPHOLOGY / PALEONTOLOGY / RIVER / MEANDERING / "BOILING POINT" / "TOPOS SHAHMATOVO" / RESEARCH SCHOOL / EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY / RESEARCH CENTER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трунин Арсений Алексеевич

Летом 2019 года в деревне Шахматово Антроповского района Костромской области прошла выездная исследовательская школа «Топос Шахматово», организованная педагогами исследовательского клуба «Точка варения» Колледжа «26 КАДР». Одним из направлений этой школы, среди которых могли выбирать участники, стала геоморфология: ребята изучали причины извилистости местной реки Шача. Публикуем отчет о работе этой группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “Meandering of Shacha river” group: plan - realization - reflection

In summer 2019 there was an offsite research school in the Shahmatovo village (Kostroma Oblast, Antropovo district), organized by teachers of the “Boiling point” research club (the “26 FRAME” College). One of the themes in that school, that members could choose was geomorphology: the students studied the reasons of meandering of the Shacha river. The description of the group's work is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Группа "причины меандрирования реки Шача": замысел - реализация - рефлексия»

Трунин Арсений Алексеевич

Группа «Причины меандрирования реки Шача»: замысел -реализация - рефлексия

The "Meandering of Shacha river" group: plan - realization - reflection

Аннотация. Летом 2019 года в деревне Шахматово Антропов-ского района Костромской области прошла выездная исследовательская школа «Топос Шахматово», организованная педагогами исследовательского клуба «Точка варения» Колледжа «26 КАДР». Одним из направлений этой школы, среди которых могли выбирать участники, стала геоморфология: ребята изучали причины извилистости местной реки Шача. Публикуем отчет о работе этой группы. Ключевые слова: геология, геоморфология, палеонтология, река, меандрирование, «Точка варения», «Топос Шахматово», исследовательская школа, учебно-исследовательская деятельность, исследовательский центр.

Abstract. In summer 2019 there was an offsite research school in the Shahmatovo village (Kostroma Oblast, Antropovo district), organized by teachers of the "Boiling point" research club (the "26 FRAME" College). One of the themes in that school, that members could choose was geomorphology: the students studied the reasons of meandering of the Shacha river. The description of the group's work is presented in the article.

Key words: geology, geomorphology , paleontology, river, meandering,"Boiling Point", "Topos Shahmatovo", research school, educational and research activity, research center.

В новой команде, в новой местности, в незнакомой научной области. Идея в том, чтобы в кратчайшие сроки выстроить взаимоотношения в группе, распределить роли, понять задачу. Оказавшись «в поле», держать задачу, с тем чтобы к концу сроков исследования получить результат, причем скорее всего - не тот, который бы предполагался до начала работ, а скорректированный, с учетом всего происходящего в поле.

Руководитель:

Трунин

Арсений Алексеевич,

специалист по учебно-методической работе в Центре Педагогического Мастерства, учитель ЧОУ «Хорошевская школа» (Хорошкола) e-mail: truninfa@mail.ru

Участники:

Ольга Авдеева,

Школа «Столичный формат «26 Кадр», 7 «А» класс

Яна Салмина,

Школа Выбора

«26 КАДР», 10 «Г» класс

Ульяна Руднева,

Алексей Кучерявов,

Колледж «26 Кадр», 1 курс

Замысел

Исследовательское краеведение

Выездные исследовательские школы

Scientific adviser:

Arseniy A.Trunin,

specialist in educational and methodical work in The Pedagogical Skills Center, teacher in Horoshola

Members:

Olga Avdeeva,

School "The capital format 26 Frame" the 7th grade

Yana Salmina,

The "26 Frame School" of the Choice, the 10th grade

Ulyana Rudneva, Aleksey Kutcheryavov,

The «26 Frame College», first year student

В течение работы учиться ставить цели, разбивать их на подцели, распределять задачи в соответствии с готовностью и подготовленностью участников, визуализировать весь процесс с помощью стикеров на доске задач, например. Регулярно собирать фидбэк, корректировать дальнейшую работу, добиваясь максимальной осознанности от участников. Не допускать бездумных действий, участники исследования должны в каждый момент работы быть готовы ответить на вопросы «Что ты сейчас делаешь? Зачем? Как твоя конкретная задача соотносится со всем планом работы?».

Реализация. Дневник работы группы День 1

Цель: знакомство, распределение ролей, получение общей вводной информации по району исследования.

Задачи: знакомство участников группы друг с другом и с руководителем, создание общего кодекса поведения для участников, постановка задачи, создание плана работы с учетом индивидуальных особенностей участников.

Теоретическая часть (что узнают): как был сформирован данный район, в какую эпоху, чем сложены породы, какие минералы предположительно будут встречаться во время работ.

Практическая часть (что делают): слушают, записывают, пробуют выдвигать предположения об окружающем мире.

Комментарий руководителя: все прошло по плану.

День 2

Цель: пройти маршрут.

Задачи: составить маршрут исходя из сил и погодных условий, отобрать образцы, правильно их подписать, начать вести полевой дневник.

Теоретическая часть (что узнают): правила ведения полевых записей, оформления маршрута, принципы отбора образцов и правильной сортировки и описания их.

Практическая часть (что делают): идут, копают, ищут, разбивают породы, ориентируются на местности.

Комментарий руководителя: При прохождении маршрута была описана только одна точка, в связи с чем командой было принято решение сделать еще один маршрутный день, посетить еще несколько точек.

День 3

Цель: обработка полученного материала.

Трунин Арсений Алексеевич

Задачи: разбор и обработка образцов, определение минерального состава, предположения о происхождении, опись полученных образцов, обсуждение увиденного.

Теоретическая часть (что узнают): методы определения генезиса пород.

Практическая часть (что делают): разбивают камни молотком, капают на них соляной кислотой, царапают их железом и другими камнями, описывают увиденное.

Комментарий руководителя: выбор нового маршрута был сделан командой, маршрут пройден со второй попытки, по дороге рассуждали о проблеме, была заложена теоретическая основа результатов исследования.

День 4

Цель: построение теории о происхождении реки Шача и доказательства к ней.

Задачи: мозговой штурм, создание формулировки теории, разработка доказательной базы.

Теоретическая часть (что узнают): как выдвигать научные предположения, опровергать и доказывать их.

Практическая часть (что делают): пишут выводы к выполненной работе, распределяют образцы по коллекции так, чтобы она являлась доказательством к теории, рисуют геологическую карту местности, разрез, прочую инфографику, готовят презентацию.

День 5

Цель: подготовить доклад и представить его на отчетной конференции.

Задачи: сделать презентацию, подготовиться теоретически к докладу.

Практическая часть (что делают): подбирают фотографии к презентации, обрабатывают, делают описание к ним, строят логическую структуру доклада, доделывают презентацию и делят выступление между собой. Выступают с докладом.

Текст доклада, подготовленного участниками к отчетной конференции. Причины меандрирования реки Шача

В рамках исследовательской школы «Топос Шахматово» было проведено исследование на тему: «Причина меандрирования реки Шача». Исследование проводилось в период с 7 по 12 июня 2019 года. Над исследованием работали учащиеся ГБУПО «26 Кадр» Кучерявов Алексей Александрович, Руднева Ульяна Владимировна, Авдеева Ольга Геннадьевна и Салмина Яна Анатольевна под научным руководством Трунина Арсения Алексеевича.

Исследовательское краеведение

Выездные исследовательские школы

Перед нами стояло две задачи: выяснить факторы, влияющие на формирование русла реки, и собрать доказательную базу, а также составить карты и разрезы местности.

Исследования были проведены на базе, расположенной в деревне Шахматово в трех километрах от деревни Турилово. Нами было пройдено четыре маршрута и подробно описаны три точки. На этих точках была произведена добыча образцов, которые позже были камерально обработаны.

На первой точке «Перекат около сапога» были отобраны образцы в основном магматического и метаморфического происхождения; на второй точке «Плотина бобров» также были найдены в основном магматические и метаморфические породы, несколько осадочных и один палеонтологический образец; в «Овраге под лагерем» в больших объемах были отобраны палеонтологические образцы и несколько осадочных; на четвертой точке «Середина между первой и второй» был также отобран один палеонтологический образец. В целом нами было отобрано более 60 образцов, из них в коллекцию вошли 13 образцов различного происхождения.

Также в период экспедиций участниками исследовательской группы велись полевые дневники, в которые были записаны описания исследуемых точек, подробно описаны предметы исследования - минералы. На маршрутах 1, 2 и 4 были в основном схожие между собой образцы. Единственным различием являлся размер минералов на четвертой точке: если в первых двух местах средний размер был от 6 до 8 сантиметров, то на четвертой точке размер среднего образца варьировался от 15 до 20 сантиметров. На маршруте 3 нами были обнаружены отличные от других точек исследования образцы по происхождению и размерам.

Помимо реки Шачи мы исследовали ручей в овраге из третьего маршрута. По происхождению эти реки оказались различными, так как ручей течет прямо и с большой скоростью по мягким породам, а река Шача, в свою очередь, течет по породам твердым.

На основе полученных данных были построены следующие рассуждения.

1) Изначально нами были выдвинуты две версии причин меандрирования реки: в первом случае мы предположили, что река была выточена ледником, а во втором - из-за спокойной тектонической обстановки.

2) В ходе исследования мы заметили, что ручей в овраге течет прямо по мягким породам, и экспонаты, найденные в этом месте, имеют в большинстве своем осадочное происхождение. Это дает нам понимание того, что русло ручья было выточено под действием исключительно тектонических причин в отложениях ледника. В свою очередь, река Шача течет по твердым породам, а экспонаты, найденные в ходе исследования, имеют

Трунин Арсений Алексеевич

в основном магматическое происхождение. Магматическое происхождение образцов с большой вероятностью означает, что русло реки было выточено ледником, так как материал был принесен с другой территории.

Из всего вышесказанного следует, что первое предположение о том, что русло реки было выточено ледником, является верным.

Также нами была произведена съемка местности, на которой проходили исследования. С помощью бечевки и линейки производилось измерение форм рельефа.

Косвенным способом с противоположного холма были произведены измерения возвышенности, на которой расположена база.

В ходе этих измерений были получены следующие данные:

- длина склона равна 94,5 м;

- высота возвышенности, измеренной косвенным способом, равна 27,5 м от уровня реки Шачи.

На основе этих измерений нами были составлены карта района исследования и два разреза местности.

В итоге нам удалось выяснить факторы влияния на меан-дрирование реки, и мы смогли определить происхождение русла реки Шачи. Мы научились определять происхождение камней, и в дальнейшем, по приезде в Москву, нам остается лишь установить точный возраст отобранных нами палеонтологических образцов.

Рефлексия

Командообразование и совместная постановка целей прошли хорошо. Ребята, несмотря на разницу в возрасте, проявили все компетенции по «Системе 4К»: коммуницировали друг с другом сразу, создали дружественную и рабочую атмосферу; скооперировались, поделив роли между собой; проявили критическое мышление, обсуждая вводные данные и создавая план работ; а креативное мышление проявляли в течение всего исследования во всем - от обустройства «камералки» до доски распределения задач и оформления карт и разрезов.

Команда исследователей составила план работ, затем, по ходу исследования, корректировала его, добавляла задачи для уточнения полученных ранее данных, добавляла новые маршруты. Совместными усилиями удалось получить ответ на поставленный исследовательский вопрос, собрать доказательную базу, успешно доложить на конференции о результатах.

Считаю исследовательскую школу «Топос Шахматово» проведенной успешно с точки зрения исследования, командо-образования и обучения для всех участников нашей команды, включая руководителя. СТ

Исследователь^евеаг^ег • 4/2019

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.