Международное! сотрудничество
Исследовательские школы
Международная исследовательская школа в Республике Саха (Якутия): опыт проведения
International research school in the Republic of Sakha (Yakutia): experience in holding the event
Аннотация. Два года Международная исследовательская школа (IRS - образовательный проект всемирной организации по поддержке научно-технического творчества молодежи MILSET) проходила в Якутии на базе Малой академии наук, при поддержке Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия). Самому проекту уже 11 лет и он проводился в различных регионах России. В статье описан опыт проведения IRS в Якутии. Ключевые слова: международная исследовательская школа, тьюторы, исследовательские группы.
Annotation. Two years International research school (IRS -educational project of MILSET, the world organization that supports scientific and technical creativity of the youth) was held in Yakutia on the basis of the Junior academy of sciences with the support of Ministry of education and science of the Republic of Sakha (Yakutia). The project itself is 11 years old and it was held in various regions of Russia. The article describes the experience in holding IRS in Yakutia. Key words: international research school, tutors, research groups.
Международная исследовательская школа - International Research School - уникальный проект, который дает возможность детям из разных стран попробовать себя в науке: старшеклассники собираются на несколько дней для участия в экспресс-проектах под руководством молодых российских и зарубежных ученых. Таких исследовательских групп может быть от пяти до двенадцати. Охватываются три направления: гуманитарное,
Сальникова
Ксения Сергеевна,
проректор ГАУ ДО РС (Я) «Малая академия наук Республики Саха (Якутия)», член исполнительного совета MILSET, директор Международной исследовательской школы, г. Якутск и г. Москва, [email protected]
Конрад
Инна Сергеевна,
к. филол. н., доцент кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, г. Москва,
Исследовательские школы
Ksenia S.
Salnikova,
vice principal of state autonomous institution of supplementary education of the Republic of Sakha (Yakutia) «Junior academy of sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)», member of the executive board of MILSET council, director of International research school, Yakutsk and Moscow
Inna S.
Konrad,
Ph.D. in Philology, associate professor of the department of psychological anthropology of Institute of childhood of Moscow State Pedagogical University, Moscow
естественно-научное и техническое. Темы предлагаются молодыми специалистами, которые руководят процессом с позиции тьюторов.
За десять дней ребята проходят все этапы исследовательской работы: выдвижение гипотезы, постановка целей и задач, эксперимент, обработка полученных данных, защита результатов перед коллегами и экспертами.
Школа включает и культурную составляющую. Особенностью является «школьные» ритуал завершения дня (ежедневный рефлексивный тренинг), Вечер традиционных культур, квест, мастер-классы от тьюторов. Даже утренняя зарядка выполняет образовательную функцию: делегация каждой страны-участницы знакомит остальных с народными подвижными играми своего народа.
International Research School ведет отсчет с 2008 года. Ее идея принадлежит председателю Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь» А.В. Леонтовичу. В 2018 году Школа проходила в рамках проекта Движения «Межрегиональная сеть реализации исследовательской и проектной деятельности обучающихся (научно-практического образования)», который поддержан грантом Фонда Президентских грантов Российской Федерации на развитие гражданского общества (проект № 17-2-010661). Научное руководство Школой осуществляется ведущим научным сотрудником Института образования НИУ ВШЭ, кандидатом психологических наук Алексеем Сергеевичем Обуховым. Директор - проректор МАН РС (Я), член исполнительного совета международного движения MILSET Кения Сергеевна Сальникова. Координатором работы педагогов, руководителей делегаций, является победитель конкурса «Учитель года России 2017» Иван Алексеевич Смирнов, а постоянным тьютором - «Человек года Мексики 2017» Хуан Альберто Гевара Харамийо.
В первые годы своего существования проект проводился силами Дома научно-технического творчества молодежи (филиала МГДД(Ю)Т). Когда он только задумывался, в мире не существовало аналогов. Запуск Школы - сам по себе эксперимент. Можно сказать, организаторы проверяли гипотезу: молодежь из разных стран можно объединить интересом к науке и получить как научные, так и интересные педагогические результаты. И 11 лет работы подтвердили ее полностью: более 1000 участников из России, Европы, Среднего Востока, Юго-Восточной Азии, Центральной и Южной Америк приобрели здесь новые знания и желание стать учеными и, конечно, нашли друзей. Немаловажным результатом стало то, что Школа собрала вкруг себя энтузиастов - специалистов в сфере научного образования, вместе совершенствующих проект.
Интерес к International Research School со стороны образовательных организаций нашей страны и зарубежья позволяет
Сальникова Ксения Сергеевна, Конрад Инна Сергеевна
говорить об определенных успехах, которых мы добились, прежде всего, грамотной организацией и четким следованием своей концепции. Здесь главное - собрать команду из молодых ученых, которые любят и умеют работать с детьми и выбрать правильную площадку для проведения проекта. В 2017 и 2018 годах таким местом стала Якутская Малая академия наук, а сама Якутия - регион с богатой историей и очень интересный в геологическом и климатическом отношении - привлекла участников из разных уголков России, Белоруссии, Казахстана, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словении, Словакии, Дании, Италии, Мексики, Ирана, Индии, Индонезии, Китая, Гонконга, Сингапура, Таиланда и Филиппин.
Малая академия наук Республики Саха (Якутия) - один из ведущих научно-образовательных центров страны, где проводятся олимпиады, конференции, научно-практические семинары. Сюда для подготовки приезжают команды, которые потом представляют Россию на зарубежных интеллектуальных мероприятиях.
Без сомнения, команда организаторов Школы в 2017 году не могла не принять предложение руководства такого уникального комплекса о проведении мероприятия именно здесь. Академия имеет хорошую материально-техническую базу: большой учебный корпус, пансион на 80 человек, лаборатории и спортивные площадки. Родители, отправляющие сюда своих детей, могут не волноваться: здесь созданы все условия для комфортного и безопасного проживания и продуктивной учебной и научной работы. Руководство МАН находится в постоянном поиске новых направлений, изучает и применяет отечественный и зарубежный опыт работы с увлеченными наукой школьниками, а сотрудники академии уже который год полностью включаются во все задачи Школы, решая любые вопросы.
Географическая и историческая уникальность Якутии -вот что сыграло огромную роль при выборе места: только здесь можно провести ряд исследований, ведь ни одно другое место не позволяет собрать сразу столько всеобъемлющей информации о геологической истории Земли, особенностях климата и причинах его изменения, животном разнообразии прошлого. Плюс ко всему, в республике находятся всемирно известные научные центры с высокотехнологичным оборудованием, которые стали базой для работы International Research School.
Можно сказать, что Школы 2017 и 2018 гг. получились выездными во всех смыслах этого слова: проект, придуманный и разработанный в Москве, «переехал» на два года в Якутию. А сами ребята совершали очень много выездов за пределы МАН: в лаборатории и институты СВФУ им. М. Аммосова, на раскопы и места забора проб, для интервьюирования местных жителей и работы в архивах.
Исследовательские школы
Самым популярным направлением было палеонтологическое. Участие в таком проекте было реальной возможностью для ребят из разных стран прикоснуться к древней истории нашей планеты. Территория республики является мировым хранилищем останков ископаемых животных мамонтовой фауны. В научных учреждениях и музеях республики хранится самая большая в мире коллекция ископаемых животных мамонтовой фауны, имеющая научную и музейную ценность всемирного масштаба. В 2017 году ребята под руководством тьютора Константина Протодьяконова - выпускника СВФУ им. М.К. Аммосова, научного сотрудника лаборатории музея мамонта им. П.А. Лазарева - проводили реконструкцию скелета мамонта, найденного на приусадебном участке одного из жителей села Ой Хангаласского района. Они определяли найденные костные остатки, собирали их в анатомической последовательности. В результате работы был восстановлен скелет мамонта, создана его 3D-модель, определены морфологические признаки (примерный возраст, вес, рост, пол) и обоснована тафоно-мия его местонахождения.
В 2018 году участники группы «Палеонтология» под руководством научного сотрудника отдела по изучению мамонтовой фауны Академии наук Республики Саха (Якутия) Станислава Колесова и студентки почвоведческого факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Елизаветы Денисовой пытались найти останки представителей мамонтовой фауны в вечной мерзлоте. Их старания увенчались успехом: во время первого полевого выезда на р.Часовня участники нашли бедренную кость древнего животного. В ходе работы с определителями они предварительно установили, что кость принадлежит хищнику семейства волчьих. Обратившись к данным предыдущих исследований на этом участке, группа сделала предположение о древности происхождения кости - период плейстоцена.
Еще одним популярным направлением была экология. В 2017 году участники проекта «Мерзлота и северные экосистемы» под руководством преподавателя Малой академии наук Республики Саха (Якутия) Александры Поповой и аспирантки факультета естественных наук Загребского университета Жельки Майич изучали свойства мерзлотных почв в нескольких экосистемах: на открытой местности - лугового и степного типа, и в таежной экосистеме - под лесным покровом.
Другая экологическая группа в 2017 году под руководством доктора биологических наук, педагога дополнительного образования Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы», профессора кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы и биологической безопасности МГУПП Ивана Савинова изучала последовательность восстановления напочвенного покрова и общей пространственной структуры лиственничных лесов после пожара в условиях средней Якутии. Ребята выезжали в
Сальникова Ксения Сергеевна, Конрад Инна Сергеевна
разные точки, собирали материал для сравнительного анализа, на основе которого смогли проследить динамику смены растительных сообществ и изменение видового разнообразия растений после пожаров.
В 2018 году одна из экологических групп под руководством тьюторов - аспирантки факультета естественных наук Загребского университета Жельки Майич и преподавателя Люблянского университета Тима Презеля - занималась изучением наледи Булуус. Ребята исследовали сложность структуры и особенности поведения массива наледи. Анализ спутниковых снимков разных лет показал объемы и характер изменения наледи в течение нескольких лет.
Второй проект по экологии под руководством ведущего эксперта биологической лаборатории ГАУ Технопарк «Якутия» Евгения Попова и студентки биолого-почвенного факультета СПбГУ Ларисы Окороковой был посвящен исследованию экологического состояния озер Якутии методом биоиндикации. Участники пытались выяснить, как водные экосистемы озер Якутии изменились в связи с вмешательством человека. Для этого они побывали на трех озерах в Якутске и его окрестностях, где собрали пробы планктона и бентоса. По итогам анализа собранных проб участники смогли оценить загрязненность и эвтрофность водоемов.
Исследованиями по химии в 2017 и 2018 гг. руководили фармаколог, химик-органик Алексей Косарев и магистрант-ка кафедры органической химии Белградского университета Ивана Евтич. Группа занималась выделением эфирных масел из растений, произрастающих на территории долины Эркээни в Якутии. В 2017 году они изготавливали из полученных эфирных масел парфюмерные композиции, а в 2018 году - натуральные репелленты от комаров.
Тесно связанными со спецификой региона были проекты по истории, выполненные участниками под руководством кандидата исторических наук, доцента кафедры истории России ИФ СВФУ и кандидата исторических наук, научного сотрудника университета Коч (Стамбул, Турция) Романа Шляхтина. В 2017 году их экспресс-проект назывался «Путешествующий город». Дело в том, что в VII веке центр города Якутска менял местоположение три раза и в итоге «осел» в долине Туймада. Участники группы побывали во всех трех точках. В каждой из них они исследовали исторические ландшафты и моделировали зону видимости с помощью программы Google Earth. Им удалось сделать собственные выводы о причинах перемещения. В ближайшее время планируется к публикации их совместная статья с результатами.
В 2018 году участники исторического проекта исследовали, как строительство железной дороги развивало Якутию. Участники изучали цифровые источники, разбирались в
Исследовательские школы
международных фотобанках, использовали методы корпусной лингвистики. В финале исследования группа посетила г. Нижний Бестях, куда железная дорога пришла совсем недавно. Был проведен опрос жителей об их восприятии перемен.
Абсолютно новым для Школы в 2018 году стало исследование в области музыкальной культурологии под руководством кандидата культурологии, доцента кафедры сравнительного изучения национальных литератур и культур факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Юлии Овчинниковой. Работа группы была посвящена изучению регионального звукового ландшафта (совокупности звуков, окружающих человека в его повседневной жизни) и особенностям его отражения в традиционной музыке Якутии. Участники выезжали в разные села и деревни и проводили аудио- и видеосъемку, интервьюировали музыкантов, певцов, исполнителей олонхо (якутского эпоса); осваивали игру на простейших якутских музыкальных инструментах. Ребята также записывали окружающие человека в долине Эркээни звуки животных, птиц, речи, машин, предметов, ветра. На основе собранного материала они смогли не только проанализировать то, как звуковой ландшафт отражается в традиционной музыке якутов, но и сделать собственную музыкальную композицию.
Также 2018 году впервые в списке проектов Международной исследовательской школы появился проект по такому актуальному направлению как визуальная антропология. Проект под руководством преподавателя НИУ ВШЭ Надии Моро (Италия) и преподавателя Школы №2 им. А.Н. Радищева г. Малоярославца Яны Сусловой назывался «Понимание идентичности через взаимодействие: якуты встречаются с молодыми зарубежными исследователями». Интернациональная команда молодых исследователей встречалась с жителями с. Октемцы и все фиксировала на камеру. В процессе общения и взаимодействия участники пытались понять представления якутов о себе и своем образе жизни. В итоге были смонтированы три небольших документальных фильма.
Результаты работы проектно-исследовательские команды представляют в виде интерактивных презентаций перед комиссией экспертов. В состав комиссии экспертов в 2017 и 2018 гг. входили ведущие специалисты в области научного образования, психологии из России и разных стран мира, преподаватели вузов и сотрудники научных институтов Якутии,представители оргкомитета и руководители делегаций Школы. В 2018 году в качестве экспертов выступили Роберто Идальго - президент международного движения MILSET, Рени Барлоу - директор ассоциации «Молодежная наука Канады», Катерина Плакитси -президент международной организации ISCAR и многие другие. Почетными гостями стали первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев, Министр
Сальникова Ксения Сергеевна, Конрад Инна Сергеевна
образования и науки Республики Саха (Якутия) Владимир Анатольевич Егоров.
Международная школа - несоревновательное мероприятие. Главная цель публичных презентаций - дать возможность участникам систематизировать и доступно изложить полученные результаты. Мнение эксперта - специалиста в области представляемого материала - включает участников в систему серьезной научной работы, повышает личную ответственность каждого члена исследовательской группы и, в то же время, позволяет критично оценить результаты собственной деятельности. Но, учитывая тот факт, что подростки все-таки сильно ориентированы социально и им очень важна внешняя оценка, в этом году мы решили во время слушаний ввести открытую систему электронной обратной связи. Каждый слушатель мог в он-лайн режиме проголосовать, насколько для него проект был интересным, научным и ярким. Мы получили интересные результаты, при этом вопрос о том, стоит ли делать результаты открытыми, вызвал разные мнения и будет еще обсуждаться.
Важным направлением Международной исследовательской школы является работа с руководителями делегаций. Уже не первый год проектно-методический семинар для коллег ведет Иван Алексеевич Смирнов. Так, в 2017 году руководители делегаций, как и школьники, проводили свое исследование. Оно касалось области педагогических технологий, а точнее путей решения такой проблемы, как утрата детьми мотивации к обучению. Исследовалось, как коммуникативная стратегия группы влияет на сохранение интереса и мотивации. Для определения интереса к проекту проводилось входное и выходное тестирование, а за характером коммуникации педагоги наблюдали во время специальной сессии супервизии.
В 2018 году International Research School проходила в рамках крупного международного мероприятия - Международных интеллектуальных игр 2018. У лидеров делегаций, приехавших на Школу, была уникальная возможность представить свой опыт в области исследовательской работы с детьми на стендовой сессии, а также в рамках круглых столов и панельных дискуссий на глобальной международной площадке Игр - симпозиуме «Научное образование».
Международная исследовательская школа, как мы уже сказали выше, площадка не только для развития потенциала подростков, но и научная площадка для специалистов: с 2008 года психологами и педагогами, занятыми на Школе, проводится анкетирование участников с целью выяснения результативности проекта. Анализ анкет, собираемых в начале каждой Школы и по ее завершении, позволяет увидеть, как изменилось отношение ребенка к науке, своим интеллектуальным способностям, представителям других культур. В последние два года входное и выходное индивидуальное анкетирование было
Исследовательские школы
усовершенствовано. Анкеты разрабатываются и рассылаются отдельно подросткам, тьюторам, лидерам делегаций. Диагностика позволяет определить сильные стороны и зоны развития Школы, проверить в какой степени проект выполняет декларируемые цели и задачи для разных групп участников. Итоги анкетирования мы стараемся делать максимально открытыми, в том числе организуем их публичное обсуждение профессиональным сообществом. Самим участникам индивидуальное анкетирование на входе дает возможность определить собственную мотивацию и цели, содержательно настроиться на участие, а на выходе оценить полученный опыт.
Как показывает опыт, в качестве личных результатов подростки отмечают повышение мотивации к занятиям наукой и рост личной активности и самостоятельности, приобретение уникального опыта работы в интернациональной команде, знакомство с разнообразием культурных традиций и научных школ, практика английского языка.
Информация, собираемая благодаря анкетированию, используется в научных работах педагогического и психологического направлений. На ее основе разрабатываются методические рекомендации для организаторов учебно-исследовательских проектов.
Также Школа - пространство совершенствования для тьюторов. Опыт показал, что начинающему ученому основы знаний в области детской психологии необходимы. Мы хотели бы еще раз подчеркнуть, что в качестве тьюторов на Школу приезжают именно научные сотрудники, нередко уже имеющие определенные заслуги в своих областях (цитируемые публикации, авторство в монографиях, стипендии зарубежных университетов). Но зачастую их преподавательский опыт небогат, и проект становится для них своеобразной педагогической школой. Также, если для школьника участие в проекте - это опыт работы в импровизированной научной лаборатории, то для тьютора - опыт руководства этой самой лабораторией. Важно не только дать знания, но и правильно организовать как их подачу, так и работу в коллективе. Поэтому в Якутии два года подряд для молодых специалистов проводится вводный тренинг по исследовательскому методу обучения и методике тьюторского сопровождения.
На проект тьюторы приезжают на один день раньше, чтобы вместе «прожить» все стадии исследовательского проекта в роли участников: руководителем психологической службы и методистом проекта моделируются ситуации, в которых участники примеряют на себя роль будущих подопечных. Они отслеживают свои ощущения и переживания и проводят совместный анализ ситуаций и вызывающих их переживаний, совместно предлагая решения обнаруженных проблем.
Международная исследовательская школа в Республике Саха (Якутия): опыт проведения
Сальникова Ксения Сергеевна, Конрад Инна Сергеевна
Наука сегодня невозможна без международного сотрудничества и командной работы. Такие проекты, как Международная исследовательская школа, создают модель научной лаборатории будущего, где вместе работают представители разных стран, народов, культур, школ и взглядов. Участие в ней помогает разбудить и направить познавательный интерес подростков, освоить ими исследовательский подход к жизни.
И мы уже сейчас знаем, что для многих юных ученых это стало началом пути в мир науки, мир без государственных границ. щ