Международный симпозиум по проблемам развития одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование»
Обухов Алексей Сергеевич
Международный симпозиум по проблемам развития одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование» в рамках Международных интеллектуальных игр в Якутске
International Symposium on the development of gifted children and youth in education «Scientific education» in the framework of the International intellectual games in Yakutsk
Аннотация. В 2018 году в Якутии проходили Международные интеллектуальные игры, в рамках которых было принято решение провести Международный симпозиум по проблемам развития одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование». В статье дан обзор ключевых событий и итогов данного симпозиума.
Ключевые слова: одаренность, научное образование, международный симпозиум, поддержка развития талантов.
Annotation. In 2018, International intellectual games were held in Yakutia, within the framework of which it was decided to hold an international Symposium on the development of gifted children and youth in education «Scientific education». The article gives an overview of the key events and results of this Symposium. Key words: giftedness, scientific education, international symposium, talent development support.
С 8 по 15 июля 2018 года в Якутске прошел Международный симпозиум по проблемам развития одаренности детей и молодежи в образовании «Научное образование» / International Symposium on the Development of the Giftedness of Children and Youth in Education «Science education». Симпозиум был организован как сопутствующее мероприятие в рамках Международных интеллектуальных игр в Якутии, по инициативе Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) при поддержке Института образования НИУ ВШЭ, Межрегионального
Обухов
Алексей Сергеевич,
кандидат психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета - Высшая школа экономики, председатель программного комитета Симпозиума «Научное образование», г. Москва, [email protected]
Aleksey S.
Obukhov,
Ph.D. in Psychology, professor, leading researcher of the Center of Contemporary Childhood Investigation of National Research University Higher School of Economics, chairman of program committee of the Symposium «Scientific Education», Moscow
Конференции и выставки
общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», Международного движения по поддержке научно-технического досуга молодежи MILSET, Международного общества культурно-деятельностных исследователей ISCAR.
Сами Международные интеллектуальные игры объединили 10 соревновательных и несоревновательных мероприятий в области научно-технического творчества, исследовательской деятельности, конструирования и программирования и два сопутствующих мероприятия. Пять мероприятий были конкурсные: Международная олимпиада школьников «Туймаада» по физике, математике, химии и информатике (International Tuymaada Olympiad on mathematics, physics, chemistry and informatics), Международная школьная научная конференция-конкурс (Yakutsk International Science Fair), Соревнования по робототехнике «Игры роботов» (Games of Robots), Соревнования по командной разработке программных приложений IT-Хакатон (IT-Hackathon) и Соревнования по äD-моделирова-нию (3D-Modeling). Пять мероприятий было несоревновательного характера: Международная выставка научно-исследовательских работ школьников в области науки и технологий (MILSET Expo-Sciences Vostok 2018), Международная исследовательская школа (International Research School) по STEM-проектам, Мультимедийная школа МИИ (YISG Media Village), Международная школьная конференция (Young Citizens Conference on Artificial Intelligence), презентационная игра «Дипломаты будущего» (Exhibition Game «Diplomat of the Future»). Сопутствующими мероприятиями стали симпозиум «Научное образование/ Science education» и открытые лекции ведущих ученых в области психологии одаренности и интеллектуального творчества для города.
Миссия МИИ - развитие международного сотрудничества для внедрения лучшего опыта одаренной педагогики в образовательные системы Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Основная цель МИИ - создание и развитие постоянно действующей коммуникационно-образовательной площадки для одарённых и высокомотивированных обучающихся, занимающихся в раннем возрасте научными исследованиями, увлекающихся достижениями науки, техники и технологий для самореализации и развития.
Международные интеллектуальные игры прошли под патронатом ЮНЕСКО, Российская академия наук, MILSET, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства просвещения РФ, Агентства стратегических инициатив и МОД «Исследователь».
Всего в МИИ приняло участие 1566 участников из 39 стран мира. На Симпозиуме приняло участие еще более 1500 участников.
Международные интеллектуальные игры - уникальный в мире формат встречи учеников, учителей и ученых в различных
Обухов Алексей Сергеевич
способах взаимодействия (соревновательных и несоревновательных). Аналогов в мире нет. Идея проведения симпозиума по научному образованию в рамках МИИ - естественна. С одной стороны, важно, чтобы педагоги из разных регионов и стран, которые привезли своих талантливых учеников на интеллектуальные мероприятия, смогли поделиться друг с другом своим опытом работы по развитию одаренности детей и молодежи. С другой стороны, на такую встречу увлеченных педагогов продуктивно позвать ведущих специалистов в области научного образования, психологии одаренности и интеллектуального творчества, организаторов национальных систем поддержки научно-технического творчества детей и молодежи. С третьей стороны, важно, чтобы педагоги Якутии смогли узнать о современных мировых тенденциях в сфере науки и образования «из первых рук», имели возможность полноценно в них включиться.
Программа симпозиума была выстроена так, чтобы его содержание было максимально интересно и содержательно для всех его возможных участников, чтобы произошло как можно больше встреч заинтересованных в сотрудничестве друг с другом людей, а также чтобы возникло много новый идей и перспектив для дальнейшей совместной деятельности в русле передовых теорий и практик развития научного образования в мире.
Данный симпозиум стал не просто очередной конференцией на актуальную тему, а произошел как знаковое событие, на котором были рождены новые совместные образовательные и исследовательские проекты, которые могут сделать Якутию международным центром развития научного образования.
На симпозиуме «Science education» происходил обмен идеями и демонстрация практических достижений науки, управления образованием, образовательных организаций, методических центров, педагогов в сфере развития одаренности детей и юношества в научном образовании и интеллектуальном творчестве. Он был посвящен следующим вопросам: современные исследования в области когнитивной психологии, психологии мышления и психология интеллекта; теоретические концепции и практика развития в области психологии способностей, одаренности и творчества; подходы и методы развития познавательной активности и исследовательских способностей у детей младшего возраста; национальные и региональные модели развития одаренности детей и молодежи в области научного образования; образовательные события в области научного образования соревновательного и несоревновательного типов; современные достижения в области прогнозирования и сопровождения развития одаренности; основные современные концепции обучения и развития интеллектуальной одаренности в образовании; реализация деятельностного подхода к развитию способностей, одаренности, интеллекта; соревновательные и несоревновательные формы построения научного
Конференции и выставки
образования; возрастно-сообразные модели развития познавательной инициативы и исследовательской деятельности детей, подростков и молодежи; научное образование - формальное и неформальное, средовое, дистанционное и смешанное; практики STEAM-образования.
Программный комитет Симпозиума по приглашению Министра образования и науки Республики Саха (Якутия) В.А. Егорова возглавил к. психол. н., в. н. с. Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ А.С. Обухов.
В рамках симпозиума прошла серия пленарных заседаний (ведущие профессор А.С. Обухов и заместитель министра Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) Ю.И. Семенов, на которых выступили ведущие ученые и практики в области психологии одаренности и научного образования.
A.Ю. Уваров, д. п. н., профессор, в. н. с. Института образовательной информатики Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН (Москва) в докладе «На пути к цифровой трансформации образования» особое внимание уделил международному тренду смещения от индивидуализированного (учету индивидуальных особенностей детей) к персонализированному (учету интересов и инициатив детей) образованию. Показав, что такая практика образования может стать реальностью при соответствующей трансформации образовательной практики с применением современных цифровых технологий. Данная проблема была развита в докладе А.М. Кондакова, д. п. н., член-корреспондента РАО, генерального директора компании «Мобильное Электронное Образование» (Москва) на тему «Цифровые инструменты выявления и сопровождения развития высокомотивированных и одарённых детей». В этом докладе были раскрыты передовые тенденции в мире, происходящие в сфере работы с одаренными и талантливыми детьми, а также показаны конкретные инструменты работы по их выявлению и сопровождению.
В докладе «Развитие исследовательских способностей детей и подростков: модели образовательной практики» А.С. Обухов, к. психол. н., в. н. с. Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ (Москва) показал современные мировые тенденции по построению исследовательского обучения, обучения через открытия от детского сада до старшей школы. Были приведены конкретные примеры, включая видеозаписи занятий, из ряда стран: Великобритании, Германии, Чехии, Ирана, Армении, а также передовых школ России. Особый акцент был сделан на возрастной соразмерности и изменениях образовательной практики с учетом развития возрастных возможностей, интересов, опыта учащихся.
B.К. Зарецкий, к. психол. н., профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ (Москва) в докладе
Обухов Алексей Сергеевич
«От исследования мышления на материале решения творческих задач к рефлексивно-деятельностному подходу» показал логику становления рефлексивно-деятельностного подхода в образовании и на примере конкретных случаев показал его уникальные развивающие эффекты даже в самых сложных случаях нарушения развития. Линию работы с детьми с особыми образовательными потребностями продолжила известный психолог из Германии доктор Кристель Манске (Институт функциональный систем Кристель Манске, Гамбург, Германия), которая, отталкиваясь от идей Л.С. Выготского, выстроила эффективную образовательную практику обучения через открытия, которая снимает вопрос «дефекта развития» и выводит образование на способы индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.
В докладе А.Б. Холмогоровой, д. психол. н., профессора, декана факультета консультативной и клинической психологии МГППУ (Москва), «Перфекционизм как важное препятствие реализации творческого потенциала детей и молодежи в современном обществе» были подняты значимые вопросы, раскрывающие психологические риски конкурентных и соревновательных подходов к развитию интеллектуального творчества. Данную тему продолжил доклад А.В. Леонтовича, к. психол. н., председателя МОД «Исследователь», в. н. с. Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, н. с. ГЕОХИ имени В.И. Вернадского РАН (Москва), раскрывающий возможности безоценочных и несоревновательных мероприятий для развития способностей детей в области научно-практического образования.
В докладе Н.Б. Шумаковой, д. психол. н., профессора МГППУ, в. н. с. лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО (Москва) «От одаренности к таланту: подводные камни и ресурсы в свете современных концепций развития одаренных детей» были освещены передовые тенденции в области психологии одаренности, в том числе, смещение тренда с селективной практики на практику развития образовательной среды и персонализацию образования, с инструментов внешней мотивации на способы поддержки внутренней мотивации. Яадолла Саидния, Ph.D., научный консультант в школах Мофид и Салам (Тегеран, Иран) также обсудил мировые тенденции в области психологии одаренности и образовательной практики ее развития, которая во многом стала направлена не на отбор, а на создание развивающей среды для возможности проявления познавательной инициативы и продуктивной деятельности детей.
Катерина Плакици, президент ISCAR, профессор, заведующая кафедры научного образования детей младшего школьного возраста Университета Янины (Греция) рассказала об изменениях традиций исследования STEM-образования
Конференции и выставки
с использованием методологии культурно-историческои и дея-тельностной психологии. Она показал результаты конкретных психологических исследований, которые демонстрировали, как трансформация обучения в логике социального конструктивизма на деятельностной основе повышает эффективность развития многих универсальных способностей детей.
В докладе С. Р. Яголковского, к. психол. н., доцента Департамента психологии НИУ ВШЭ были раскрыты возможности группового творчества и как изменились представления о них за последние полвека.
Л.И. Ларионова, д. психол. н., профессор Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) в докладе «Культурно-психологический факторы развития одаренности» представила результаты эмпирических исследований, проведенных в России, Монголии и США.
С.Г. Косарецкий, к. психол. н., директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ на конкретных цифрах и примерах раскрыл современные тенденции развития негосударственного сектора научно-технического творчества и исследовательской деятельности учащихся в нашей стране в общемировом контексте. A.M. Волынская, руководитель образовательных программ Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, на примере деятельности фонда раскрыла роль неправительственных организаций в формировании системы естественно-научного образования.
Отдельный блок докладов был посвящен деятельности национальных и международных негосударственных организаций в области научного образования. С такими докладами выступили Рени Барлоу, вице-президент международного движения содействия научно-технического досуга молодежи MILSET и директор национальной организации Youth Science Canada (Канада), рассказав о национальной системе поддержки научно-технического творчества детей и молодежи в Канаде; СтаниславМедрицки, президент национальной ассоциации поддержки научно-технического творчества молодежи AMAVET (Чехия), рассказав о национальной система поддержки научно-технического творчества детей и молодежи в Чехии с акцентом на робототехнику; Роберто Идальго, президент международного движения содействия научно-технического досуга молодежи MILSET, председатель национальной ассоциации RED (Мексика), рассказав о национальной системе поддержки научно-технического творчества детей и молодежи в Мексике и ее сотрудничестве с MILSET.
По практике в области научно-технического образования стран Дальнего Востока прозвучали доклады: «Исследование по разработке программы конвергенции для улучшения высокотехнологической грамотности» (Су-Вон Сео, профессор Глобального института талантливого образования Корейского передового института науки и техники, Южная Корея); «Анализ
Обухов Алексей Сергеевич
категорий вопросов, заданных на международном турнире молодых физиков» (Хемок Ким, с. н. с. Глобального института талантливого образования Корейского передового института науки и техники, Южная Корея); «Распространение и влияние повсеместного типа робототехники и научного образования в Японии» (Тацумаса Китахара, директор Ассоциации глобального научного образования Киото, Япония).
Ряд докладов раскрывал практические подходы в области научного образования. М.Г. Сергеева, д.х.н., профессор, заведующая кафедрой биологии СУНЦ «Школа А.Н. Колмогорова» МГУ имени М.В. Ломоносова на основе обобщения многолетнего опыта СУНЦ МГУ дала анализ процессу поиска путей сочетания высокого уровня знаний с развитием профессиональных компетенций. И.А. Смирнов, к.б.н., учитель Школы №171, победитель всероссийского конкурса «Учитель года - 2017» (Москва) показал варианты организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в естественно-научном направлении в различных школах на основе конкретных примеров.
Ряд докладов был посвящен дошкольному образованию: Т.С. Комарова, д.п.н., создатель целостной системы художественно-эстетического воспитания дошкольников России, профессор МПГУ (Москва) рассказала про особенности одаренности в дошкольном детстве, а И.И. Комарова, к.и.н., в.н.с. Совета по изучению производительных сил ВАВТ Министерства экономического развития РФ рассказала о целеполагании программ дошкольного образования в России и за рубежом.
Л.Н. Степанова, член Совета ветеранов педагогического труда Республики Саха (Якутия), отличник народного просвещения РСФСР рассказала о выдающихся учителях Республики Саха (Якутия), внесших значительный вклад в развитие талантливых и одаренных детей.
В формате видеозаписей на симпозиуме были представлены позиционные доклады академика РАН, академика РАО, д. ф.- м. н., профессора А.Л. Семенова «Человек XXI века: человек учащийся, человек исследующий, человек готовый к будущему»; почетного академика РАО, д. психол. н., профессора, председателя Московского регионального отделения Российского психологического общества Д.Б. Богоявленской «Проблема выявления и сопровождения одаренных детей»; члена-корреспондента РАО, д. психол. н., д. п. н., профессора, директора Института педагогики и психологии образования МГПУ А.И. Савенкова «Развитие детской одаренности. Потенциал личности на ранних этапах онтогенеза»; д. психол. н., профессора, руководителя Департамента психологии НИУ ВШЭ М.В. Фаликмана «Метапознание и современное образование».
Отдельным событием Симпозиума стала панельная дискуссия «Научное образование и интеллектуальное развитие: движение от «Дидактики» к «Learning to Learn», которую провел
Конференции и выставки
А.С. Обухов вместе с Рени Барлоу (Канада), Станиславом Медрицки (Чехия), Катериной Плакици (Греция), А.Ю. Уваровым (Москва) и И.А. Смирновым (Москва). Отталкиваясь от предваряющих дискуссию пленарных докладов ее участников, были обсуждены следующие вопросы: чему могут дети научиться сами, если их не учить? как же они проживут без освоенной базовой программы, которую преподают учителя? академическая программа обучения ведь имела явные результаты? нужно ли ее менять? как в Канаде соотносятся академическое обучение и вовлечение детей в деятельность? во что больше вовлекаются и где больше достигают эффектов развития дети - в школе, где их учат или в кружках, где они что-то делают? как можно подготовить учителя к деятельной практике научного образования? рассказывая о том, как нужно работать с детьми? Кого проще научить - опытного учителя или молодого? что важнее для современного учителя: хорошо преподать свой предмет, интересно рассказывая разные предметные знания или уметь организовать деятельность детей, вовлечь их в самостоятельное познание окружающего мира?
Важным опытом для участников симпозиума стало участие в практических занятиях, которые были проведены в формате полуторачасовых мастер-классов ведущими специалистами в области научного образования и психологии одаренности. На каждом приняло участие от 100 до 200 человек: «Дидактика против учить учиться» (Ядолла Саидния, Ph.D., Тегеран, Иран); «Проектирование учебных занятий и формирование понимания» (А.Ю. Уваров, д. п. н., Москва, Россия); «Программа чтения и усвоения счета для детей с Даун-синдромом» (Кристель Манске, Dr., Гамбург, Германия); «Методы вовлечения в научное образование для обмена идеями и практикой» (КатеринаПлакици, Dr., Янина, Греция); «Развитие креативности в индивидуальном и групповом формате» (С.Р. Яголковский, к. психол. н., Москва, Россия); «Шахматы для общего развития: рефлексивно-дея-тельностный подход» (В.К. Зарецкий, к. психол. н., Москва, Россия); «Создание и развитие интереса учащихся к науке, технике и мехатронике» (Станислав Медрицки, Прага, Чехия); «Развитие творческой активности и исследовательских способностей младших школьников на основе технологии творческого междисциплинарного обучения» (Н.Б. Шумакова, д. психол. н., Москва, Россия и О.Н. Степанова, к. п. н., Якутск, Россия); «Место образовательных практик СУНЦ МГУ среди международных практик естественнонаучного школьного образования» (М.Г. Сергеева, д. х. н., Москва, Россия); «Проектная мастерская: как пройти со школьником проектный цикл и не зациклиться» (И.А. Смирнов, к.б.н., Москва, Россия); «Комплексное изучение лесной экоситемы» (О.Ю. Рожкова, к. б. н., Олекминск, Россия); «Геометрика в младшем возрасте. Возможности ТИКО-кон-струирования для развития инженерного мышления детей» (А.Н. Молоткова, Олекминск, Россия).
Обухов Алексей Сергеевич
Рамках Симпозиума прошла серия круглых столов и проблемных секций: «Региональная модель развития научно-практического образования: опыт, прорывные решения, сложившиеся практики» - ведущий А.В. Леонтович (Москва); «Экспертиза и подходы к ее организации: российский и мировой опыт» - ведущие К.С. Сальникова (Москва, Якутия), Р. Идальго (Мексика), Р. Барлоу (Канада), С. Медрицки (Чехия), В.К. Павлов (Якутия), И.А. Смирнов (Москва); «Среда как «третий учитель» в дошкольном учреждении» - ведущие И.И. Комарова (Москва), М.Л. Прокопьева (Якутск), О.Н. Степанова (Якутск), С.С. Игнатьева (Якутск); «Развитие исследовательской деятельности и познавательных способностей детей младшего возраста» -ведущие Н.Б. Шумакова (Москва); К. Манске (Нидерланды), О.Н. Степанова (Якутск); «Бечмаркинг дошкольного образования (тиражирование инновационного опыта ДОУ республики)» - ведущие О.М. Михалева и Е.И. Колосова (Якутск); «Полилингвальное образование — преимущество владения несколькими языками» - ведущие Т.И. Никифорова и А.А. Скрябина (Якутск).
Ведущие иностранные и российские ученые и практики образования, приехавшие в Якутию, смогли в рамках симпозиума также выступить в качестве экспертов на Международной выставке научно-исследовательских работ школьников в области науки и технологий MILSET Expo-Sciences Vostok 2018 и XI Международной исследовательской школе (International Research School) по STEM-проектам - мероприятиях, автором которых является А.В. Леонтович, а научным руководителем А.С. Обухов. На выставке MILSET Expo-Sciences Vostok (директор Т.А. Вомпе) в стендовом формате были представлены результаты исследовательских и проектных работ школьников из Италии, Казахстана и 12 регионов России. На IRS (директор К.С. Сальникова) в течении дня шло представление результатов работы международных групп подростков, которые за 10 дней провели совместные командные исследования. Всего в этом году было представлено 12 исследовательских команд, работавших в области естественных и социально-гуманитарных наук, технического творчества. В этих командах объединились ребята из Словении, Ирана, Мексики, Гонконга, Индонезии, Филиппин, Таиланда, Сингапура, а также из Москвы и Московской области, Бурятии, Якутии, Алтая, Омской области. Тьюторами исследовательских групп и организаторами IRS выступили молодые ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Якутска, а также Казахстана, Белоруссии, Мексики, Сербии, Боснии и Герцеговины, Словении, Хорватии, Дании, Италии.
Лидеры делегаций выставки MILSET Expo-Sciences Vostok и Международной исследовательской школы IRS представили опыт организации исследовательского обучения в своих
Конференции и выставки
странах и образовательных организаций в один из дней работы Симпозиума в виде постерных докладов.
Для жителей города Якутска, участников МИИ и Симпозиума важными событиями стали открытые вечерние лекции ведущих специалистов по проблеме развития одаренности в образовании: Н.Б. Шумаковой, д. психол. н., профессора МГППУ, в. н. с. лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО (Москва) «Формула развития одаренности ребенка»; А.С. Обухова, к. психол. н., в. н. с. Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ (Москва) «Инициативность, вовлеченность и настойчивость: психологические основы учения через открытия»; Л.И. Ларионовой, д. психол. н., профессора Института педагогики и психологии образования МГПУ (Москва) «Проблемы одаренных обучающих в условиях современного образования»; Т.С. Комаровой, д. п. н., профессора (Москва) «Формула развития одаренности ребенка». Значимым событием симпозиума стала актовая лекция И.Д. Фрумина, д. п. н., профессора, научного руководителя Института образования НИУ ВШЭ «Человеческий капитал. 2.0»
Отдельно на теплоходной прогулке по реке Лена состоялась стратегическая сессия «Наследие МИИ: импульс развития системы образования Республики Саха (Якутия). Образование Якутии, открытое миру». Модераторы В.А. Егоров, к. ф.-м. н., министр образования и науки Республики Саха (Якутия) и А.С. Обухов, к. психол. н., в. н. с. Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
Цель данной сессии - создание эффективной региональной системы (интегрированной в российскую систему и международное сотрудничество) выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Фокусировки на сессии были сделаны на школьном и дополнительном образовании детей и молодежи, выстроенном на принципах развития сетевого сотрудничества, в том числе с привлечением ресурсов высшего образования и науки Республики Саха (Якутия); развитии и интенсификации межрегиональных и международных связей как ресурса развития детей и педагогов, образовательных организаций; региональной адаптации современных мировых тенденций в образовании для вовлечения и развития способностей и талантов детей и молодежи.
В качестве значимых условий были определены: учет региональных особенностей Якутии и имеющегося задела в республике по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи; вовлечение интеллектуального и научного потенциала экспертов и организаций-участников Международных интеллектуальных игр; закрепление и
Обухов Алексей Сергеевич
развитие международных и межрегиональных контактов и вариативных форм сотрудничества на «горизонтальном» уровне между участниками Международных интеллектуальных игр; интеграция усилий имеющихся интеллектуальных центров и образовательных сетей в образовательной системе Якутии, развитие сетевого взаимодействия на новом уровне, в том числе с использованием очных, заочных и смешанных форм организации образования, а также долгосрочных, кратковременных и событийных форматов работы.
В качестве дискуссионных вопросов для обсуждения образа эффективной региональной модели были следующие: какие различия в доступе к возможностям (районного, республиканского, всероссийского и международного) есть у разных образовательных организаций? какие типы школ (образовательных организаций) в регионе можно выделить по доступности ресурсов? какие имеющиеся интеллектуальные центры можно выделить? каких и где явно недостаточно? какие есть возможности и риски, ограничения и потенциалы тестологического, селективного, соревновательного подходов в сравнении с несоревновательным подходом по вовлечению, организации дея-тельностных проб к развитию способностей и талантов? кооперация и/или конкуренция? изолированные и/или открытые? длительные во времени и/или кратковременные образовательные программы? очные и/или дистанционные формы?
Были определены три ключевые позиции для построения региональной модели: 1 - построение системы, отталкиваясь от идеи расширения возможностей и ресурсов для развития одаренности и таланта ребенка; 2 - создание системы как ин-тегративной модели взаимодействия ключевых центров по направлениям деятельности, отталкиваясь от имеющихся лидеров в разных направлениях, расширяя их внешние связи с российскими и международными лидерами; 3 - вовлечение в систему выявления, поддержки и развития способностей и талантов каждого ребенка республики.
Выделены три центральные задачи для последующей проработки: 1 - построение образа модели эффективной региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи на основе анализа современных передовых российских и зарубежных практик и психолого-педагогических исследований в области одаренности и творчества; 2 - разработка требований, рекомендаций к учителям и системе подготовки учителей к работе в региональной системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи; 3 - разработка требований и рекомендаций по системе управления образования и организационным условиям реализации региональной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи (в том числе на основе сетевого
Конференции и выставки
взаимодействия, проектной методологии, поддержки образовательных инициатив и лидеров образования).
В качестве линий развития наследия Международных интеллектуальных игр были выделены: развитие международного и межрегионального сотрудничества с фокусировкой на уникальные особенности региона (например, вечная мерзлота, мамонты, наледи, бизоны, Ленские столбы и др.), вокруг конкретных исследовательских задач; опора на Малую академию наук Якутии как центрального координатора программы; нужен тот, кто будет «двигателем» организации, только ей заниматься; создание устойчивых связей между международными, всероссийскими и межрегиональными общественными организациями и ассоциациями в области научного образования; построение устойчивых связей с близкими по духу школами из разных стран, создание объединения школ, которым интересна Якутия и расширение конкретных межшкольных исследовательских программ; необходимость разработки портала как технологического решения хранения, организации и развития наследия МИИ; использовать имеющие технологические форматы взаимодействия (типа Гло-балЛаб, IRS, сложившейся системы соревновательных и несоревновательных мероприятий в области научного образования), вокруг таких тем, которые можно реализовать только в Якутии.
Одной из центральных частей Симпозиума стала проектировочная трехдневная сессия по нескольким рабочим группам:
1. Стратегическая сессия «ШКОЛА.2030». Проектный десант в образовательные организации Республики Саха (Якутия) (научный руководитель - В.А. Васильева);
2. Дошкольное и начальное образование. Педагогическое сопровождение одаренных детей: направление и эффективные практики (научный руководитель - Т.С. Комарова);
3. Основное и среднее общее образование. Создание научно-образовательных центров - Сети школ Ил Дархан (научный руководитель - А.С. Обухов);
4. Развитие сети политехнического образования в мире и Республике Саха (Якутия) (научный руководитель - А.В. Леонтович).
Симпозиум завершил круглый стол по итогам работы проектировочных групп и стратегической сессии. Модера-цию круглого стола вел А.С. Обухов. Спикерами выступили премьер-министр Республики Саха (Якутия) В.В. Солодов, министр образования и науки Республики Саха (Якутия) В.А. Егоров и заместитель министра Ю.И. Семенов, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ И.Д. Фрумин, президент MILSET и председатель RED Роберт Идальго (Мексика), вице-президент MILSET и директор Youth Science Canada Рени Бар-лоу (Канада), президент AMAVET Станислав Медрицки (Чехия), профессор А.Ю. Уваров, директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ С.Г. Косарецкий. WJ