Научная статья на тему 'ГРОСС-ГЕССЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО РПЦЗ ПРИ АРХИЕПИСКОПЕ ФИЛОФЕЕ (НАРКО) 1946–1949 ГГ.'

ГРОСС-ГЕССЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО РПЦЗ ПРИ АРХИЕПИСКОПЕ ФИЛОФЕЕ (НАРКО) 1946–1949 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
викариатство / архиепископ / духовенство / богослужения / приходы / РПЦЗ / перемещенные лица / прихожане / vicar’s diocese / archbishop / clergy / liturgy / parishes / Russian Orthodox Church Abroad / displaced persons / parishioners

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Корнилов Александр Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы создания и развития ГроссГессенского викариатства Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в период 1946–1949 гг. Отмечается, что по окончании Второй мировой войны на западных оккупационных территориях Германии оказались тысячи православных беженцев, которые остро нуждались в духовном окормлении. Синод РПЦЗ принял решение о формировании викариатств, в области Большой Гессен (Гросс-Гессен) появилось викариатство, которое возглавил архиерей Белорусской Автономной Православной Церкви архиепископ Филофей (Нарко). Вопреки финансовым и прочим социальным трудностям викарий сумел организовать регулярную богослужебную жизнь и в значительной степени объединить православных перемещенных лиц. Анализируются организационные решения архиепископа Филофея, в частности попытка проводить регулярные собрания духовенства, образовать совещательный орган при викарном епископе (Викариальный совет в Висбадене); организация распределения продовольственной помощи по приходам викариатства в экономически сложном 1949 г. В статье приводится статистика количества приходов на основе оригинальных документов, отложившихся в Архиве Германской епархии РПЦЗ, названы конкретные имена священнослужителей, окормлявших приходы в Висбадене, где находилась резиденция и кафедральный собор викариатства, Дармштадте, Франкфурте, Менхегофе, Фюрстенвальде, Гуденсберге, Аролзене и других местах. Изучаются проблемы, которые препятствовали благоприятному развитию богослужебной и внебогослужебной жизни викариатства, а именно: нехватка духовенства после массового отъезда в 1947–1949 гг. священников и прихожан в страны Западного Полушария; конфликт вокруг деятельности Православной миссии в Гессен-Нассау; проблема развития белорусских приходов в связи со стремлением части белорусской политической эмиграции усилить автокефалистское движение. Проводится сравнительный анализ деятельности викарных архиереев РПЦЗ — Северо-Германского епископа Афанасия (Мартоса) и Гроссен-Гесcенского архиепископа Филофея (Нарко).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GROSS-HESSEN DIOCESE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ABROAD IN THE TIME OF ARCHBISHOP FILOFEI (NARKO), 1946–1949

The article studies the creation and development of Gross-Hessen Diocese of Vicariate of the Russian Orthodox Church Abroad in 1946-1949. At the end of World War II in the territory of Western zones of occupation in Germany, thousands of Orthodox refugees were in need of spiritual care and guidance. Synod of the Russian Orthodox Church Abroad decided to form vicar’s dioceses. This way a vicariate appeared in the region of Gross-Hessen. It was headed by the bishop of the Belarusian Autonomous Orthodox Church Archbishop Filofei (Narko). Despite financial and other social difficulties, the vicar managed to organise regular liturgical life and unite different Orthodox parishes of displaced persons. The article analyses Archbishop Filofei’s organisational decisions, e.g., the attempt to hold regular meetings of the clergy, to make a consultative unit of the vicar bishop (vicar’s council in Wiesbaden), to distribute food in vicariate’s parishes in the economically difficult year 1949. The article gives statistics on the number of parishes according to official records kept at the Archive of the German Diocese of the Russian Orthodox Church Abroad; it lists names of priests who served in parishes in Wiesbaden (where the headquarters and the cathedral of the vicariate were situated), Darmstadt, Frankfurt, Menhegoff, Furstenwald, Gudensberg, Arolsen and in other places. The article describes problems that prevented a successful development of the liturgical and extra-liturgical life of the vicar’s diocese, namely: lack of clergy after mass departure of priests and parishioners from Germany to countries of the Western Hemisphere in 1947-1949; conflict over activities of the Orthodox Missionary Group of Hessen-Nassau; problem of the development of Belarusian parishes due to the desire of part of the Belarusian political emigration to strengthen the autocephalous movement. The article makes a comparative analysis of the activities of the vicar’s bishops of the Russian Orthodox Church, activities of the North German Bishop Afanasy (Martos) and the Grossen-Hessen’s Archbishop Filofei (Narko).

Текст научной работы на тему «ГРОСС-ГЕССЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО РПЦЗ ПРИ АРХИЕПИСКОПЕ ФИЛОФЕЕ (НАРКО) 1946–1949 ГГ.»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Корнилов Александр Алексеевич, д-р ист. наук, профессор, зав. кафедрой зарубежного регионоведения и локальной истории, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Россия, г. Нижний Новгород ко^а64@шаП. ги https://orcid.org/0000-0001-9139-3740

2023. Вып. 115. С. 118-130

Б01: 10.15382Миг112023115.118-130

Гросс-Гессенское викариатство РПЦЗ

ПРИ АРХИЕПИСКОПЕ ФИЛОФЕЕ (НАРКО)

1946-1949 гг.

А. А. Корнилов

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы создания и развития Гросс -Гессенского викариатства Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в период 1946-1949 гг. Отмечается, что по окончании Второй мировой войны на западных оккупационных территориях Германии оказались тысячи православных беженцев, которые остро нуждались в духовном окормлении. Синод РПЦЗ принял решение о формировании викариатств, в области Большой Гес-сен (Гросс-Гессен) появилось викариатство, которое возглавил архиерей Белорусской Автономной Православной Церкви архиепископ Филофей (Нарко). Вопреки финансовым и прочим социальным трудностям викарий сумел организовать регулярную богослужебную жизнь и в значительной степени объединить православных перемещенных лиц. Анализируются организационные решения архиепископа Филофея, в частности попытка проводить регулярные собрания духовенства, образовать совещательный орган при викарном епископе (Викариальный совет в Висбадене); организация распределения продовольственной помощи по приходам викариатства в экономически сложном 1949 г. В статье приводится статистика количества приходов на основе оригинальных документов, отложившихся в Архиве Германской епархии РПЦЗ, названы конкретные имена священнослужителей, окормлявших приходы в Висбадене, где находилась резиденция и кафедральный собор викариатства, Дармштадте, Франкфурте, Менхегофе, Фюрстенвальде, Гуденсберге, Аролзене и других местах. Изучаются проблемы, которые препятствовали благоприятному развитию богослужебной и внебогослужебной жизни викариатства, а именно: нехватка духовенства после массового отъезда в 1947-1949 гг. священников и прихожан в страны Западного Полушария; конфликт вокруг деятельности Православной миссии в Гессен-Нассау; проблема развития белорусских приходов в связи со стремлением части белорусской политической эмиграции усилить автокефа-листское движение. Проводится сравнительный анализ деятельности викарных архиереев РПЦЗ — Северо-Германского епископа Афанасия (Мартоса) и Гроссен-Гессенского архиепископа Филофея (Нарко).

© Корнилов А. А., 2023.

Ключевые слова: викариатство, архиепископ, духовенство, богослужения, приходы, РПЦЗ, перемещенные лица, прихожане.

История деятельности Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в Германии по окончании Второй мировой войны продолжает привлекать внимание российских церковных историков. Отечественные ученые изучают такие вопросы, как деятельность епископов РПЦЗ в управляемых ими территориях, личность митрополита Серафима (Ляде) и других иерархов, особенности управления Германской епархией, развитие приходов так называемых ДиПи (Displaced Persons — перемещенных лиц), подвижническая деятельность приходских священников и мирян, а также проблемы, стоявшие на пути организации внебо-гослужебных форм жизни православных прихожан, биографические очерки священников ДиПи, наконец, риски и угрозы, исходившие от автокефалистов, и целый ряд других1. Функционирование Гросс-Гессенского викариатства Русской Зарубежной Церкви входит в ряд этих исследовательских задач, однако пока не становилось предметом изучения в отечественной историографии.

Создание Гросс-Гессенского викариатства следует отсчитывать от Архиерейского Собора РПЦЗ, который прошел в Мюнхене 7—9 мая 1946 г. Именно тогда, на соборном заседании 9 мая, архиереи утвердили Положение «О правах и обязанностях Преосвященных, управляющих отдельными викариатствами в Германской Православной Епархии»2.

Гессенское викариатство упоминалось в соборном документе наряду с Вюр-тембергским, Баденским и викариатством французской зоны. «Положение» детально разъясняло права викариев Германской епархии. Вслед за правом со-

1 См.: Кинстлер А. В. Православная миссия протоиерея Александра Черная в Гессен-Нассау // Православие в Балтии: Научно-аналитический журнал. 2018. № 8 (17). С. 95—122; Он же. Милосердный самарянин о. Александр Киселев: опыт работы с русской молодежью Германии // Православие в Балтии. 2016. № 5 (14). С. 33—56; Корнилов А. А., Кинстлер А. В. Педагогическая интеллигенция и духовенство лагеря перемещенных лиц Менхегоф // Интеллигенция и мир. 2016. № 2. С. 40—54; Корнилов А. А. Деятельность Вендлингенской общины православных беженцев в послевоенной Германии // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. № 3 (52). С. 62—77; Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939—1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015; Он же. Протоиерей Стефан Ляшевский — пастырь, ученый, исповедник (к 30-летию со дня кончины) // Труды Перервинской православной духовной семинарии. 2016. № 14. С. 39—55; Кулен Е. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. 1945-1950 годы // Новый Журнал (The New Review). 2020. № 299. С. 290-334; Слеса-рев А. В. Роль архиепископа Филофея (Нарко) (1905-1986) в религиозной и общественно-политической жизни белорусской диаспоры // Вестник Минского городского института развития образования. 2020. № 1 (41). С. 33-41; Слесарев А. В. Обстоятельства присоединения архиереев Белорусской митрополии в эмиграции к РПЦЗ в 1947 г. // Религия и письменность как факторы формирования славянской культуры: Сб. докладов XXIII Международных Кирилло-Мефодиевских чтений. Минск, 2018. С. 116-119; Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник / Библиотека-фонд «Русское Зарубежье». М.; Париж, 2007.

2 Синод РПЦЗ. URL: https://sinod.ruschurchabroad.org/Arh%20Sobor%201946%20Prot.htm (дата обращения: 18.11.2022).

вершать хиротонии «Положение» давало викарным епископам права учреждать и упразднять приходы и другие церковные учреждения, братства, сестричества, церковно-благотворительные и просветительные учреждения, назначать, перемещать и смещать настоятелей приходов и других клириков, членов церковноприходских советов.

28 июня 1946 г. Архиерейский Синод РПЦЗ назначил архиепископа Фило-фея (Нарко) управляющим Гросс-Гессенским викариатством3.

Название «Гросс-Гессенское» имеет свою историю. После оккупации Германии союзными силами американская администрация объявила в сентябре 1945 г. о создании в своей зоне новой территории земли Большой Гессен (Гросс-Гессен), куда вошла значительная часть бывшей провинции Гессен-Нассау. С принятием конституции в декабре 1946 г. земля Большой Гессен получила современное название — Гессен.

Следуя соборному Положению, архиепископ Филофей выбрал Висбаден местом резиденции и управления викариатством (г. Висбаден, Капелленштрас-се, 99)4.

Приступив к выполнению обязанностей викарного епископа, архиепископ Филофей объезжал приходы, совершал богослужения, вел беседы и делал это для объединения православных перемещенных лиц и для реорганизации, где это было необходимо, церковной жизни. Прошло полгода, и в декабре 1946 г. архиерей направил настоятелям приходов Гросс-Гессена циркуляр5. Викарий напоминал, что по всем вопросам настоятели обязаны обращаться непосредственно к нему по вышеназванному адресу в Висбаден. В отсутствие викария настоятели могли обратиться к делопроизводителю канцелярии викариатства, псаломщику Якову Терентьевичу Клищенко. Епархиальные взносы от каждого прихода составляли 15% от валового дохода свечных, кружечных и других денежных сумм. На общецерковные нужды Архиерейского Синода были установлены тарелочные сборы в праздники Богоявления, Благовещения, Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы, собранные средства настоятели должны были отсылать в кассу Синода по адресу: Мюнхен, Донауштрассе, 5.

Большой интерес представляют сведения о приходах, духовенстве и количестве прихожан викариатства, потому что сведения из текста циркуляра целесообразно сравнить с данными иных отчетов архиепископа, чтобы проследить

3 Филофей (1905-1986), в миру Владимир Евдокимович Нарко, архиепископ. 23.11.1941 г., в период немецкой оккупации, хиротонисан во епископа Слуцкого, викария Минской епархии. С 1942 г. — епископ Могилевский и Мстиславский. Временно управлял Белорусской Православной Церковью в период ссылки митрополита Пантелеимона (Рожновского). В 1944 г. был вывезен в Германию. В 1946 г. с белорусским епископатом и духовенством вошел в юрисдикцию РПЦЗ. В 1946-1952 гг. управлял Гросс-Гессенским викариатством, а в 19521971 гг. — Северо-Германским викариатством Германской епархии. В 1971-1982 гг. — архиепископ Берлинский и Германский.

4 См.: Филофей, архиеп. Письмо митр. Серафиму, митрополиту Берлинскому и Германскому. Висбаден, 1946 г. // Архив Германской епархии РПЦЗ (АГЕ). Ф. 3. Оп. 5. Кор. 54. Д. 1.

5 Филофей, архиеп. Циркулярное письмо настоятелям приходов 24 декабря 1946 г. № 62 // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Кор. 54. Д. 1.

динамику роста или сокращения. На декабрь 1946 г. викариатство насчитывало 14 приходов:

Висбаден. Кафедральный собор святой праведной Елисаветы. Настоятель храма архиепископ Филофей. Помощник настоятеля и исполняющий обязанности заведующего приходом протоиерей Павел Адамантов. В состав клира входили: священники Михаил Кортчак-Сивицкий, Николай Федоров (оба — сверх штата), протодиакон Василий Чекмарев, два иподиакона, псаломщик и регент Я. Т. Клещенко. Прихожан — около 300 человек.

Дармштадт. Храм святой Марии Магдалины. Протоиерей Тихон Киричук, около 100 прихожан.

Бад-Хомбург (храм Всех Святых) и Франкфурт. Протоиерей Леонид Каспер-ский, около 500 прихожан.

Бад Наугайм, храм св. Иннокентия Иркутского. Протопресвитер Василий Виноградов, около 100 прихожан.

Аролзен. Протоиерей Александр Чернай, около 100 прихожан.

Менхегоф, близ Касселя. Протоиерей Митрофан Зноско, около 1500 прихожан, вероятно, это самый крупный приход викариатства.

Фюрстенвальд, близ Касселя. Протоиерей Георгий Лукашук, около 500 прихожан.

Кассель. Священник Иосиф Гринкевич (живет в Менхегофе), около 150 прихожан.

Гуденсберг. Протоиерей Александр Марцинюк, около 300 прихожан.

Марбург. Протоиерей Александр Бородаев, около 150 прихожан.

Гиссен. Иеромонах Серафим (Фетисов), около 100 прихожан.

Ганау. Протоиерей Николай Павский, около 100 прихожан.

Вильдфлекен. Священник Игорь Ткачук, около 500 прихожан.

Ашаффенбург. Протоиерей Евдоким Горбунов, около 300 прихожан.

Таким образом, всего, согласно официальной статистике, паства викариат-ства насчитывала около 4700 прихожан.

В апреле 1947 г. архиепископ Филофей представил митрополиту Серафиму новые сведения о приходах и духовенстве6. Статистическая картина приходов в целом осталась прежней. Однако в Ганау, близ Франкфурта, был создан храм во имя прп. Сергия Радонежского, настоятелем служил о. Александр Чернай. Архиепископ Филофей сообщал, что освятил малым чином церкви в Аролзене, Гуденсберге, Вильдфлекене, Фюрстенвальде. Приходы в Маннхайме и Хайдельберге с мая по октябрь 1946 г. находились под личным архиерейским надзором, однако владыка не пояснил, в связи с какими обстоятельствами эти приходы он поставил под свой надзор. Некоторые священники становились разъездными по причине нехватки духовенства. Например, обязанности разъездного священника были возложены на священника Игоря Ткачука, он служил в Вильдфлекене и выполнял миссионерские поручения в окрестностях. Протоиерей Евдоким Гор-

6 Philotheus Erzbischof. Verwalter den orthodoxen Kirchen, Gemeinden & Vereinen in Gross Hessen 17 апреля 1947 г. № 125. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Серафиму, митрополиту Берлинскому и Германскому. Висбаден, 1946 г. // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Кор. 54. Д. 1.

бунов, проживавший в лагере Майнц-Кастель, был зачислен сверхштатным священником кафедрального собора Висбадена, но должен был обслуживать близлежащие приходы, где остались вакантными (по болезни священника и другим причинам) должности настоятеля, а также выполнял обязанности настоятеля в лагере Ашафенбург. В таком же статусе оказался священник Николай Федоров, который жил в лагере Майнц-Кастель около Висбадена. Отец Николай также был причислен сверх штата священником к кафедральному собору святой Ели-саветы, однако выезжал в командировки по поручению викарного архиерея. Викарий сообщал митрополиту Серафиму (Лядэ), что в указанный период продолжал совершать богослужения на приходах викариатства (было совершено 45 богослужений), посещая их на храмовые и двунадесятые праздники или освящая храмы.

Новые сведения о жизни викариатства архиепископ Филофей сообщил митрополиту Серафиму в октябре 1947 г.7

Осенью 1947 г. в жизни перемещенных лиц в Германии произошли большие перемены. Часть ДиПи лишилась статуса перемещенных лиц, в результате чего несколько сот прихожан из Гросс-Гессенского викариатства выехали с семьей или без таковой в другие страны на постоянное место жительства. Некоторые лагери перемещенных лиц закрывались либо объединялись в более крупные. Архиепископ писал митрополиту, что был ликвидирован лагерь в Гуденсберге близ Касселя: часть жителей переехала в Корбах или в Менхегоф. Протоиерей Александр Марцинюк, настоятель гуденсбергской церкви, переехал в Менхегоф и был включен в состав причта тамошней церкви, которой продолжал управлять о. Митрофан Зноско. Лагерь в Фюрстенвальде также перестал существовать, его жители переехали в Корбах, куда переехал вместе с церковным имуществом и утварью настоятель о. Георгий Лукашук.

Крупный лагерь в Менхегофе, один из центров не только церковной, но и общественно-политической и культурно-просветительской жизни послевоенной русской эмиграции в Германии, пережил трансформацию. Документы епархиального архива указывают, что около 1000 жителей, лишившись прав ДиПи, отправились на частные квартиры Франкфурта, Висбадена и Лимбурга. В Марокко выехали еще около 100 прихожан, за которыми позднее уехал и настоятель, протоиерей Митрофан Зноско. Общее количество прихожан Менхегофа составило около 900 человек, а это значит, что прежняя цифра в 1500 прихожан уменьшилась в период с апреля по октябрь 1947 г. Викарий указывал, что священники Менхегофа обслуживали также балтийско-сербский лагерь в Маттенберге.

Архиепископ Филофей, вероятно, на тот момент еще не знал или пока не сообщил митрополиту, что внутри лагерного духовенства складывались непростые отношения, в том числе из-за разных групп прихожан, менявших не только географию проживания и приходы, но также настоятелей и политические взгляды. Увы, недоразумения возникали и между священниками, приводили к напряженному общению. «Наблюдая» из 2023 г. события 1946—1949 гг., слож-

7 Philotheus Erzbischof. Administrator of the Greek Orthodox Church in Hessen, Germany. Wiesbaden, den 9 октября 1947 г. № 304. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейше-му Серафиму, митрополиту Берлинскому и Германскому // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Кор. 54. Д. 1.

но объективно оценить происходившие в церковной общине лагеря Менхегоф нестроения. Протоиерей Митрофан Зноско, ставший впоследствии епископом Бостонским в юрисдикции РПЦЗ, вспоминал, что отношения между священниками все-таки сохранялись братскими, однако «холодком веяло только от о. Александра Марцинюка. Чтобы пресечь возможность появления между собратьями недоразумений и розни, я каждый месяц, иногда и чаще, собирал их у себя на чашку чая, в братской беседе мы устраняли вклинившиеся в наши взаимоотношения недоумения и обиды. Расходились в мире, в союзе братской любви»8.

Настоятель храма в Гиссене, иеромонах Серафим (Фетисов), был переведен (по его ходатайству) служить в английскую зону оккупации, вместо него настоятелем был назначен разъездной священник, талантливый миссионер с опытом работы в Псковской православной миссии периода немецкой оккупации протоиерей Александр Чернай. Как результат переездов и изменения гражданского статуса, в городе Лимбург появилось православное население, община числом около 100 прихожан. Жители нуждались в пастыре, и викарий поручил сверхштатному священнику Висбаденского кафедрального собора Николаю Федорову организовать общину и быть ее настоятелем. Важным событием стала организация общины в городе Франкфурт-на-Майне, туда был назначен настоятелем отец Леонид Касперский. «Покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство происшедшие изменения в составе духовенства утвердить и меня уведомить», — завершал письмо от 9 октября 1947 г. архиепископ Филофей.

В поисках эффективной формы управления преосвященный Филофей устраивал собрания духовенства викариатства. Архив Германской епархии сохранил протокол собрания от 26 марта 1947 г.9 В собрании, которое вел архиепископ, приняли участие: протоиереи Павел Адамантов (Висбаден), Леонид Касперский (Бад Хомбург), Тихон Киричук (Дармштадт), Митрофан Зноско (лагерь Менхегоф), Александр Бородаев (Марбург), протопресвитер Василий Виноградов (Бад Наугайм), иеромонах Серафим (Фетисов) (Гиссен). Мы не видим в этом списке других священников, очевидно, викарий пригласил настоятелей только больших приходов. В этом списке нет протоиерея Александра Черная, который возглавлял Православную миссию в Гессен-Нассау; по своему опыту служения в странах Балтии и качествам пастыря, если анализировать различные документы, отец Александр вполне соответствовал требованиям члена совещания при викарии. Отсутствие этого пастыря тем более удивительно, что собрание обсудило вопрос о работе миссии в Гессен-Нассау, которую протоиерей возглавлял, без него самого.

Духовенство во главе с архипастырем рассмотрело важные вопросы жизни приходов, а именно:

1. Деятельность Миссионерского комитета в Гессен-Нассау во главе с протоиереем Александром Чернаем. Миссия упразднялась, отец Александр перево-

8 Митрофан, еп. Хроника одной жизни. М., 1995. С. 148; Корнилов А. А., Кинстлер А. В. Педагогическая интеллигенция и духовенство лагеря перемещенных лиц Менхегоф // Интеллигенция и мир. 2016. № 2. С. 40—54.

9 Протокол собрания духовенства Гросс-Гессенской области 26 марта 1947 г. // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Кор. 54. Д. 1.

дился на должность разъездного священника в Гросс-Гесенской области с разрешения и благословения викарного архиерея. Вопросы деятельности Православной миссии в Гессен-Нассау, причины ее закрытия довольно скрупулезно изучил германский церковный историк А. В. Кинстлер в статье, опубликованной рижским журналом «Православие в Балтии». Размышляя о причинах упразднения миссии о. Александра Черная, А. В. Кинстлер писал: «21.06.1947 года архиепископ Филофей в письме митрополиту Серафиму (Лядэ) назвал следующие причины ликвидации Миссии: самовольная ее организация отцом Александром и деятельность, противоречащая самому смыслу ее назначения. В качестве подтверждения того факта, что Миссия занималась не своим делом, владыкой Филофеем был приложен доклад о деятельности Миссии за март-апрель 1947 г. Митрополиту Серафиму были направлены и жалобы бывших сотрудников Миссии на отца Александра, который якобы своим вмешательством вносил смуту в жизнь приходов»10.

2. Об организации совещательного органа при викарном епископе Германской епархии (принято решение создать Викариальный совет в Висбадене). К сожалению, в документах АГЕ пока не удалось определить, насколько эффективно работал названный совет и собирался ли вообще.

3. Вопрос переселения православных беженцев. Архиепископ Филофей ознакомил духовенство с усилиями Синода РПЦЗ, направленными на содействие выезду беженцев из Германии в страны, где они могут получить достойную работу и безопасное проживание.

В архивных коробках АГЕ отложился также документ «Протокол заседания членов Совещания при викариатстве Гросс-Гессенской области» от 13 мая 1947 г.11 Заседание членов Совещания состоялось в Висбадене. На это совещание был приглашен протоиерей Александр Чернай и сотрудники возглавляемой им миссии. Заслушав доклады и сообщения сотрудников миссии, совещание подтвердило решения, принятые собранием духовенства викариатства: миссия прекращала свое существование, отцу протоиерею Александру была выражена глубокая признательность за миссионерские труды.

Совещание рассмотрело также вопросы открытия храма во Франкфурте -на-Майне и назначения туда второго священника, закупки материи и муки для церковных нужд, окормления православных людей, проживавших за пределами лагерей ДиПи. Протоиерей Тихон Киричук предложил принять решение о недопустимости критики духовенства и подрыва авторитета священников среди верующих. Совещание предложило всему духовенству викариатства достойно охранять авторитет архиепископа Филофея и священства: «Всячески избегать критики духовенства. Пастырская солидарность и церковная дисциплина являются насущной необходимостью деятельности всего духовенства». Подобная констатация не была простым лозунгом. В архивных делах сохранились различные жалобы прихожан, нередко напоминавшие доносы или содержавшие кле-

10 Кинстлер А. Православная миссия протоиерея Александра Черная в Гессен-Нассау // Православие в Балтии: Научно-аналитический журнал. 2018. № 8 (17). С. 112.

11 Протокол заседания членов Совещания при викариатстве Гросс-Гессенской области // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Кор. 54. Д. 1.

ветнические обвинения священников. Следует признать, что некоторые письма прихожан отражали реально существовавшие проблемы церковной жизни, и архиереи в послевоенной Германии принимали решения по реорганизации приходов, вплоть до смещения прежних священников и назначения новых. Так или иначе, практически каждый приход, каждый лагерь ДиПи имел «активных прихожан», искавших свою правду, требовавших изменения приходской жизни.

Документы развития викариатства в 1948 г. не отложились в папках АГЕ, что удивительно. Документальный ряд позволяет говорить лишь о следующем периоде — о 1949 годе.

Документальные свидетельства о развитии викариатства 1948 г. отчасти прослеживаются в фонде АГЕ «Дела Епископского совета Германской епархии». Документы сообщают об огорчительных интригах, жалобах прихожан на священников в лагере Менхегоф12, о неудовлетворительном состоянии церковного дома на Мартинштрассе в Висбадене, вновь о досадных нестроениях среди духовенства лагеря Менхегоф13. Документы следующего, 1949 г., показывают, что архиепископ Филофей был постоянно занят распределением продовольственной помощи приходам викариатства. Эта более социальная, чем богослужебная и молитвенная, обязанность находилась в центре внимания архиерея. Среди отложившихся архивных материалов мы находим различные извещения о продовольственной помощи, ведомости на выдачу продуктов, ведомости распределения продуктов, накладные на раздачу продуктов. Это очень важные гуманитарные документы, однако они сообщают, среди прочего, детальные сведения о получателях помощи, служивших на приходах викариатства. Следует добавить, что 1949-й год — это время больших переселений, период выезда перемещенных лиц из Германии в другие страны, в страны Западного полушария, Северной Африки и прочие. Люди уезжали в поисках надежной работы и стабильного, безопасного образа жизни. До отъезда, однако, нужно было преодолеть трудности, связанные с поисками работы и нехваткой продуктов. А в храмах, несмотря на сложности, продолжали славить Бога.

Одним из таких ценных исторических источников можно назвать «Список членов причта и хора Висбаденской православной церкви, получивших съестные продукты» по накладной от 17 октября 1949 г.14

Причт церкви Висбадена включал следующих лиц:

Архиепископ Филофей — выдано 800 г сахара, 800 г макарон, две коробки мясных консервов.

Протоиерей Павел Адамантов — выдано 1200 г сахара, 1200 г макарон, три коробки консервов.

12 Протокол № 2 заседания Епископского совета Германской епархии от 21 октября 1948 года // АГЕ. Ф. 4. Оп. 3. Кор. 7. Д. 7/3.

13 Протокол № 3 заседания Епископского совета Германской епархии от 24 ноября 1948 года // Там же.

14 Список членов причта и хора Висбаденской православной церкви, получивших съестные продукты, составляющие американскую помощь, полученные от Союза Церквей для раздачи нуждающимся через Архиепископа Гросс-Гессенского викариатства Филофея по накладной от 17 октября 1949 года // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Кор. 54. Д. 1.

Священник Михаил Кортчак-Сивицкий — выдано 1200 г сахара, 1200 г макарон, три коробки консервов.

Протодиакон Василий Чекмарев — выдано 800 г сахара, 800 г макарон, две коробки консервов.

Псаломщик Яков Клещенко — выдано 800 г сахара, 800 г макарон, две коробки консервов.

Архиерейский хор насчитывал 12 получателей продуктов: регент Л. Шестако-ва и 11 певчих. Регент получила 800 г сахара, 800 г макарон, две коробки консервов. Певчие получили по 400 г сахара, 400 г макарон и одной коробке консервов.

Сохранились документы о выдаче продуктов и рядовым прихожанам церквей в Дармштадте, Гиссене, Марбурге, Бад Гомбурге и других. Номенклатура продуктов была одинаковой: сахар, макароны и мясные консервы.

Чтение архивных документов выявило еще одну проблему, с которой столкнулся правящий Гросс-Гессенский архиерей, — развитие белорусских приходов. Проблема создания и развития так называемых национальных приходов (украинских, белорусских, балтийских, сербских) в лагерях ДиПи и в лоне РПЦЗ наблюдалась не только в данном викариатстве. Архиепископ Филофей посещал пять белорусских лагерей в американской оккупационной зоне Германии. Подчиняясь Синоду РПЦЗ и митрополиту Серафиму, архиепископ в то же время сохранял юрисдикционное подчинение Председателю Собора белорусских епископов, митрополиту Пантелеимону (Рожновскому). В марте 1947 г. митрополит Пантелеимон поручил архиепископу Филофею назначать, перемещать и увольнять имеющихся клириков «на правах епархиального архиерея». О кадровых решениях митрополит предписывал сообщать ему и правящему Германскому архиерею РПЦЗ, то есть митрополиту Серафиму. Сообщая об этом поручении, архиепископ Филофей писал митрополиту, что белорусы постоянно обращаются с просьбой назначить им священника канонической Церкви, поскольку испытывают давление от лагерной администрации (небелорусского происхождения) и от сторонников белорусской автокефалии15.

Переходя к выводам, логически напрашивается сравнение деятельности двух викарных архиереев — архиепископа Гросс-Гессенского Филофея и епископа Афанасия (Мартоса) в Северо-Германском викариатстве. Оба архиерея прибыли в послевоенную Германию из Белоруссии, ранее они служили в Белорусской Автономной Православной Церкви, теперь — в РПЦЗ. Целесообразно сравнить основные направления и некоторые результаты их управленческой деятельности.

В центре деятельности обоих архиереев, как это и положено, находились богослужение, молитва, проповедь о Спасителе. Они служили на многих приходах, посещали лагеря ДиПи и другие центры проживания православных перемещенных лиц, выступали с проповедями, проводили совещания с духовенством и прихожанами. Паства и священники и архиерей хорошо знали друг друга. Оба викария столкнулись с «неудобной» активностью околоцерковных организаций.

15 Philotheus, Erzbischof Administrator of the Greek Orthodox Church in Hessen, Germany. Wiesbaden, den 9 октября 1947 г. № 305. Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященней-шему Серафиму, митрополиту Берлинскому и Германскому // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. Кор. 54. Д. 1.

В Гамбурге это был Гамбургский комитет, а в Гросс-Гессенской области — Православная миссия Гессен-Нассау. Стабильной работе викариев мешала неуживчивость групп прихожан и отдельных мирян, которые спешили изменить приходскую жизнь по тем правилам, которые им виделись «справедливыми», но на деле подрывали авторитет духовенства и правящего архиерея. Финансовые трудности, трудности снабжения продуктами питания, дефицит церковной утвари сопровождали приходскую жизнь в Германии 1945-1950-х гг. Все это обоим викариям приходилось преодолевать.

Однако проведение сравнительного анализа обнаруживает и различия. В Гамбурге владыкой Афанасием была предпринята попытка, используя творческий потенциал эмигрантской педагогической интеллигенции и священства, основать богословский институт, учредить монашескую общину, то есть положить начало будущего мужского монастыря РПЦЗ. Это были идеи, опережавшие время, потому что предлагать такие проекты в условиях полуголодного существования, постоянного транзита из лагеря в лагерь, из страны в страну и неясного будущего, значило сильно верить в Промысел Божий и в то, что богословие и монастыри в эмиграции, особенно в странах высокого материального благополучия, окажутся востребованны. Впрочем, мы здесь сравниваем деятельность викариев, а сами идеи богословских курсов, кружков и других форм обучения и научной теологии в послевоенные годы, конечно, обсуждались Архиерейским Синодом РПЦЗ, что является самостоятельной темой исследования.

Епископ Афанасий собирал ежегодные говения духовенства и пастырские съезды, которые сегодня можно было бы назвать «повышением квалификации», так как на собраниях читались лекции, обсуждались актуальные вопросы пастырского окормления и пр. Северо-Германский викарий развивал миссионерскую деятельность, решил издавать церковный журнал16.

Ничего подобного мы не находим, читая доступные документы Гросс-Гессенского викариатства. Архиепископ Филофей собирал духовенство, но об этом сохранились лишь единичные свидетельства. Деятельность архиепископа Афанасия представляется более масштабной и интересной, уточним, по обнаруженным документам. Наряду с этим, если сравнивать развитие викариатств по другим критериям, то, например, бурная образовательная, просветительская, культурная работа в Гросс-Гессенском викариатстве ничем не уступала СевероГерманскому. Лагерь Менхегоф «принял в свои бараки» плеяду замечательных деятелей науки и культуры и показал широкую палитру мероприятий по сохранению национально-религиозной идентичности и образа жизни православных христиан. Православная миссия в Гессен-Нассау (под руководством о. Александра Черная) за несколько лет показала долгосрочную перспективу, огромные возможности бескорыстного труда миссионеров и катехизаторов. Духовенство Гросс-Гессенскоого викариатства участвовало в межконфессиональном диалоге.

16 См.: Кинстлер А. В., Корнилов А. А. Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе северогерманского викариатства (1946-1950 гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. № 87. С. 108-123. DOI: 10.15382/вШгП201987.108-123.

Например, в 1951 г. протопресвитер Василий Виноградов был приглашен на конференцию Православной и Евангелической Церквей в Гамбург. Он подготовил и прочитал на немецком языке доклад на тему: «Русская академическая богословская наука как представительница подлинного богословия Русской Церкви». Владыка Филофей лично участвовал в регулярных синодальных дебатах вопросов развития богословского образования.

Пока нет оснований делать окончательные выводы в процессе сравнения двух викариатств и потому, что остается неизученным творческое наследие архиепископа Филофея. Его проповеди, обращения, возможно, сохранившиеся заметки в жанре мемуаров до сих пор неизвестны. Именно эти материалы помогут раскрыть внутренний мир и глубокие переживания, которые испытывал викарий Германской епархии РПЦЗ в 1946—1949 гг. Мы ожидаем, что ведущиеся в этом направлении поиски и труды современных белорусских историков принесут значимые для науки церковной истории открытия и результаты.

Список литературы

Кинстлер А. В. Православная Миссия протоиерея Александра Черная в Гессен-Нассау //

Православие в Балтии. Научно-аналитический журнал. 2018 г. № 8 (17). С. 95—122. Корнилов А. А., Кинстлер А. В. Педагогическая интеллигенция и духовенство лагеря

перемещенных лиц Менхегоф // Интеллигенция и мир. 2016. № 2. С. 40—54. Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939—1964 гг.: Административное

устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015. Кулен Е. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей. 1945—

1950 годы // Новый Журнал (The New Review). 2020. № 299. С. 290-334. Слесарев А. В. Роль архиепископа Филофея (Нарко) (1905-1986) в религиозной и общественно-политической жизни белорусской диаспоры // Вестник Минского городского института развития образования. 2020. № 1 (41). С. 33-41.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2023. Vol. 115. P. 118-130 DOI: 10.15382/sturII2023115.118-130

Institute of International Relations and World History,

Doctor of Sciences in History, Professor, Chair of the Department of Region Studies of Foreign Countries and of Local History,

Lobachevsky National Research University

Alexander Kornilov,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of Nizhny Novgorod Nizhni Novgorod, Russia kotva64@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-9139-3740

Gross-Hessen Diocese of the Russian Orthodox Church Abroad in the Time of Archbishop Filofei (Narko),

1946-1949

Abstract: The article studies the creation and development of Gross-Hessen Diocese of Vicariate of the Russian Orthodox Church Abroad in 1946-1949. At the end of World War II in the territory of Western zones of occupation in Germany, thousands of Orthodox refugees were in need of spiritual care and guidance. Synod of the Russian Orthodox Church Abroad decided to form vicar's dioceses. This way a vicariate appeared in the region of Gross-Hessen. It was headed by the bishop of the Belarusian Autonomous Orthodox Church Archbishop Filofei (Narko). Despite financial and other social difficulties, the vicar managed to organise regular liturgical life and unite different Orthodox parishes of displaced persons. The article analyses Archbishop Filofei's organisational decisions, e.g., the attempt to hold regular meetings of the clergy, to make a consultative unit of the vicar bishop (vicar's council in Wiesbaden), to distribute food in vicariate's parishes in the economically difficult year 1949. The article gives statistics on the number of parishes according to official records kept at the Archive of the German Diocese of the Russian Orthodox Church Abroad; it lists names of priests who served in parishes in Wiesbaden (where the headquarters and the cathedral of the vicariate were situated), Darmstadt, Frankfurt, Menhegoff, Furstenwald, Gudensberg, Arolsen and in other places. The article describes problems that prevented a successful development of the liturgical and extra-liturgical life of the vicar's diocese, namely: lack of clergy after mass departure of priests and parishioners from Germany to countries of the Western Hemisphere in 1947-1949; conflict over activities of the Orthodox Missionary Group of Hessen-Nassau; problem of the development of Belarusian parishes due to the desire of part of the Belarusian political emigration to strengthen the autocephalous movement. The article makes a comparative analysis of the activities of the vicar's bishops of the Russian Orthodox Church, activities of the North German Bishop Afanasy (Martos) and the Grossen-Hessen's Archbishop Filofei (Narko).

Keywords: vicar's diocese, archbishop, clergy, liturgy, parishes, Russian Orthodox Church Abroad, displaced persons, parishioners.

А. Kornilov

References

Kinstler A. (2018) "Pravoslavnaia missiia protoiereia Aleksandra Chernaia s Hessen-Nassau". Pravoslavie v Baltii. Nauchno-analyticheskii zhurnal, 2018, vol. 8 (17), pp. 95—122 (in Russian).

Kornilov A., Kinstler A. (2016) "Pedagogicheskaia intelligentsia i dukhovenstvo lageria pereme-shchionnykh lits Menkhegof". Intelligentsia i mir, 2016, vol. 2, pp. 40—54 (in Russian).

Kostryukov A. (2015) Russkaia Zarubezhnaia Tserkov'v 1939—1964gg.: Administrativnoe ustroistvo i otnosheniya s Tserkoviu v Otechestve. Moscow (in Russian).

Kulen Iu. (2020) "Arkhiereiskii Synod Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi Zagranitsei. 1945— 1950 gody". Novii Zhurnal (The New Review), 2020, vol. 299, pp. 290-334 (in Russian).

Slesarev A. (2020) "Rol' arkhiepiskopa Filofeia (Narko) (1905-1986) v religioznoi i obshchest-venno-politicheskoi zhizni bielorusskoi diaspory". VestnikMinskogogorodskogo instituta razvi-tia obrazovaniia, 2020, vol. 1 (41), pp. 33-41 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 13.02.2023

The article was submitted 13.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.