Вестник ПСТГУ
Серия II: История. История Русской Православной Церкви.
Слесарев Александр Валерьевич,
проректор по научной работе,
канд. богословия,
2021. Вып. 100. С. 80-94
Б01: 10.15382Миг112021100.80-94
зав. кафедрой церковной истории
и церковно-практических дисциплин
Минской духовной академии Республика Беларусь, 220030,
г. Минск, ул. Зыбицкая, 27
0КСГО:0000-0002-4892-999Х
Решения
Архиерейского Собора РПЦЗ 7—9 мая 1946 г. по вопросу организации церковной жизни
БЕЛОРУССКОЙ ДИАСПОРЫ
А. В. Слесарев
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению решений Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) от 7—9 мая 1946 г., касающихся принципов присоединения представителей Белорусской митрополии в диаспоре. Образованная в период немецкой оккупации, Белорусская митрополия после эвакуации епископата и отдельных клириков осуществляла свою деятельность на территории Западной Европы. Приняв решение о переходе в юрисдикцию РПЦЗ, белорусские иерархи на протяжении нескольких месяцев скрывали свои планы от соотечественников. Во время работы Архиерейского собора 7—9 мая 1946 г. произошло утверждение решения о принятии в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви епископата митрополии за исключением бывшего епископа Рославльского Павла (Мелентьева), который оказался заподозрен в подготовке к переходу в Римско-Католическую Церковь. Заверяя участников заседания в отсутствии подобных замыслов, он отказался подтвердить свои слова письменным свидетельством. Опасаясь репатриации в СССР, епископ Павел в конечном счете отклонил предложенные условия присоединения к Русской Зарубежной Церкви и в скором времени принял католицизм. Вопреки настойчивым рекомендациям белорусского епископата, председательствовавший на Архиерейском соборе митрополит Анастасий (Грибановский) отказался от учреждения в составе РПЦЗ белорусской церковной структуры. Свою позицию он аргументировал недопустимостью применения национального принципа при формировании структуры церковной организации. Данное решение привело к прекращению деятельности Белорусской митрополии в диаспоре, что вызвало широкий негативный резонанс и повлекло за собой церковный раскол в среде белорусской диаспоры. По инициативе и при активном участии Рады Белорусской Народной республики, позиционировавшейся в качестве белорусского правительства в изгнании, произошло восстановление
© Слесарев А. В., 2021.
Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2021. Вып. 100. С. 80-94.
структур Белорусской митрополии, ориентированной на утверждение принципов белорусской автокефалии. Предпринятая в 1949 г. попытка заявить о сохранении Белорусской митрополии в составе РПЦЗ не привела к преодолению белорусского церковного раскола.
Ключевые слова: Белорусская митрополия, Белорусская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, диаспора, Архиерейский собор РПЦЗ 1946 г., митрополит Анастасий (Грибановский), белорусская автокефалия, раскол.
Послевоенный период истории Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) отмечен существенным увеличением численности ее церковных общин, клириков и епископата, что в значительной степени связано с присоединением оказавшихся в эмиграции представителей Белорусской митрополии и Украинской Автономной Православной Церкви (УАвтПЦ). Данное обстоятельство нашло широкое отражение в историографии русского и белорусского зарубежья. Однако большинство этих исследований не ориентировано на рассмотрение условий перехода белорусского епископата в состав Русской Зарубежной Церк-ви1. В отдельных работах белорусских и польских авторов утверждается, что Белорусская митрополия в диаспоре вошла в состав РПЦЗ на правах автономии, сохранив собственную структуру2. Вместе с тем процесс интеграции представителей Белорусской митрополии в русскую церковную юрисдикцию оказался намного сложнее, что предопределило дальнейшую логику развития исторических событий, связанных с церковными разделениями в среде белорусской диаспоры.
Период немецкой оккупации Беларуси 1941-1944 гг. связан с возникновением фактически независимой митрополии3, организованной по инициативе белорусского национального актива и руководства генерального комиссариата
1 Гарбшси Ю. Прадмова // Лапщи М. У служэньт Богу й Беларуа. Нью-Ёрк—Варшава, 2005. С. XXVII—XXX; Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939—1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015. С. 173—174; Удалова Ю. И. Церковная жизнь в лагерях DP (перемещенных лиц) на территории Западной Европы в период с 1945 по 1952 год // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2017. № 22. С. 21; Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 596-597; Шкаровский М. В. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей и русская церковная эмиграция в Югославии после окончания Второй мировой войны (в 1945-1950-х гг.) // Христианское чтение. 2015. № 6. С. 231-233; 16. Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917-1980 // Зашсы. Беларуси 1нстытут Навуи й Мастацтва. 1983. № 17. P. 168.
2 Гардзiенка А. Беларуская Цэнтральная Рада (БЦР): стварэнне, дзейнасць, заня-пад. 1943-1995. Мн., 2016. С. 212; Гардзiенка А. Палггычны раскол на беларускай эмира-цьп у 1940-я г. // Беларуси Пстарычны Агляд. 2009. Т. 16. Сш. 2. С. 459-460; Grzybowski J., Grzybowska М. Bialoruska Autokefaliczna Cerkiew Prawoslawna na emigracji i udzial w jej dzialalnosci duchowienstwa ukrainskiego // Науковi записки Нацюнального ушверситету «Ос-трозька академ1я». Серiя «1сторичш науки». 2013. Вип. 20. С. 240.
3 В период с сентября 1941 г. по сентябрь 1942 г. митрополия имела официальное наименование «Праваслауная Царква на Беларусь» («Православная Церковь в Беларуси») (Национальный архив Республики Беларусь. Ф. 370с. Оп. 1. Д. 25. Л. 12, 15).
«Белоруссия». Несмотря на произошедшее в 1942 г. усвоение митрополией официального наименования «Святая Православная Автокефальная Белорусская Церковь» (СПАБЦ), входившие в ее состав иерархи отказались осуществить неканоничное провозглашение полной церковной независимости. Более того, устав Белорусской митрополии предполагал возможность усвоения автокефального статуса только после получения согласия со стороны всех Поместных Православных Церквей. Развитие наступательной операции Красной армии повлекло за собой эвакуацию белорусского епископата и нескольких десятков клириков на Запад. В условиях эмиграции продолжилась деятельность Собора епископов, Священного Синода СПАБЦ и синодальной канцелярии, что повлекло за собой возникновение Белорусской митрополии в диаспоре во главе с митрополитом Пантелеимоном (Рожновским)4. Не отходя от наименования СПАБЦ, что требовало бы проведения соответствующих изменений в Уставе, белорусские архиереи уже с начала 1945 г. стали позиционировать представляемую ими религиозную организацию с употреблением неофициального наименования — Белорусская митрополия5.
После освобождения Беларуси от немецкой оккупации Священный Синод Русской Православной Церкви в сентябре 1944 г. учредил на ее территории Минско-Белорусскую и Брестско-Кобринскую епархии, не объединяя их в единую митрополию6. В силу этого обстоятельства деятельность Белорусской митрополии продолжалась исключительно в диаспоре.
После полутора лет пребывания в Западной Европе белорусский епископат негласно инициировал вопрос перехода в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. 10 января 1946 г. иерархи СПАБЦ направили официальное обращение с просьбой о присоединении к Русской Зарубежной Церкви «на правах, равных со всеми православными зарубежными епископами до времени открытия возможности возвращения на родную землю»7. Единственным архиереем Белорусской митрополии, воздержавшимся от подписания обращения, оказался бывший викарий Смоленской епархии епископ Рославльский Павел (Мелентьев)8.
На заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, проходившем 23 февраля 1946 г., прошение белорусских архиереев было удовлетворено. Демонстрируя особое отношение к новоприсоединенным, Архиерейский Синод Русской Зару-
4 См. подробнее: Слесарев А. В. Административно-канонический статус Белорусской митрополии в периоды немецкой оккупации и послевоенной эмиграции (1941-1956) // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2020. № 2. С. 40-50.
5 Первое известное официальное употребление наименования «Белорусская митрополия» содержится в послании Собора епископов СПАБЦ к Комитету освобождения народов России, опубликованном в январе 1945 г. (Комитету Освобождения Народов России // Воля народа. 1945. № 3 (16). С. 2).
6 НАРБ. Ф. 951. Оп. 2. Д. 2. Л. 3-5; Назначения на архиерейские кафедры // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 9. С. 7; Назначения на архиерейские кафедры // Там же. № 10. С. 7.
7 Архив Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (АГЕ РПЦЗ). Ф. 7. К. «Епархиальная переписка, 1956 год». Л. 1.
8 Синодальный архив (СА) РПЦЗ. Д. 76/46. Л. 5.
бежной Церкви включил в свой состав представителя Белорусской митрополии в лице бывшего епископа Смоленского и Брянского Стефана (Севбо)9. Произошедшее фактически завершило историю независимого существования СПАБЦ, однако белорусские архиереи предпочли не предавать огласке принятые решения вплоть до их окончательного утверждения на очередном Архиерейском Соборе РПЦЗ10.
Непредвиденное распространение информации о намерениях белорусских архиереев осуществить переход в юрисдикцию РПЦЗ вызвало широкий негативный резонанс в среде белорусских эмигрантов. Пытаясь не допустить ликвидации независимости Белорусской митрополии, 5 мая 1946 г. они провели в г. Регенсбурге Первый белорусский православный съезд. В мероприятии приняли участие три белорусских протоиерея и 58 представителей белорусских приходов, общественных организаций и лагерей для перемещенных лиц из американской, британской и французской оккупационных зон. В качестве наблюдателей на съезде присутствовали иерархи Белорусской митрополии архиепископ Филофей (Нарко) и епископ Афанасий (Мартос)11. Итогом встречи стало формирование нового органа управления церковной жизнью белорусской диаспоры, альтернативного Священному Синоду Белорусской митрополии и получившего наименование Белорусское православное объединение (Беларускае праваслаунае аб'еднаньне). Данная инициатива явилась следствием возросшего недоверия белорусскому епископату и стремления к сохранению независимости национальной церковной жизни12. Обратившись к присутствовавшим на заседании иерархам, участники съезда безуспешно призывали их воздержаться от смены церковной юрисдикции. О высоком эмоциональном накале, сопровождавшем обсуждение данного вопроса, свидетельствует то обстоятельство, что директор белорусской гимназии в Регенсбурге А. Орса и преподаватель гимназии Ф. Родька на коленях просили иерархов сохранить независимость Белорусской митро-полии13. Результатом дальнейшей работы съезда явилось составление обраще-
9 Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей // Церковная жизнь. 1947. № 1. С. 7.
10 АГЕ РПЦЗ. Ф. 7. К. «Епархиальная переписка, 1956 год». Л. 2; СА. Д. 76/46. Л. 2; Волащч М. (Вацлау Пануцэвiч). Беларуская Праваслауная Аутакефальная Царква (Выбраныя части). С. 212; Касяк I. З псторыи Праваслаунай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956. С. 145; Панькоу М. Хротка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.). Мн., 2001. С. 22; Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917-1980. P. 168.
11 Касяк I. З псторыи Праваслаунай Царквы беларускага народу. С. 143-144; Люта пры-сутных на Нарадзе Праваслаунае Беларускае Перархи, Духавенства й Вершкау у Рэгэнсбур-гу 5 трауня 1946 году // Лашци М. У служэньш Богу й Беларуа. Нью-Ёрк; Варшава, 2005. С. 589-590; Царкоуны Зьезд // Шляхам жыцьця. 1946. 31 трауня. № 4. С. 17.
12 Пратакол Беларускага Праваслаунага З'езду у Рэгэнсбургу дня 5 трауня 1946 г. // Лашци М. У служэньш Богу й Беларуа. Нью-Ёрк-Варшава, 2005. С. 591-594; Касяк I. З псторыи Праваслаунай Царквы беларускага народу. С. 143-144.
13 Бялямук М. Беласток-Осла-Брэмэн-Клiуленд // Адзшец А. Паваенная эмщацыя : скрыжаваньш лёсау : зборшк успамшау. С. 174; Вшщи А. Матэр'ялы да псторыи беларускай эмирацып у Нямеччыне. С. 89; Вшщи А. Матэр'ялы да псторыи беларускай эмирацыи у Нямеч-чыне у 1939-1951 гадох. Ч. II: Рэлшйныя справы. Лос Анджэлес, 1968 // Беларуси дзяржауны архiу-музей лгтаратуры i мастацтва. Фонд «Беларуси 1нстытут Навуи i Мастацтва». Л. 10; Пратакол Беларускага Праваслаунага З'езду у Рэгэнсбургу дня 5 трауня 1946 г. С. 594.
ния к белорусскому епископату с призывом сохранить независимость СПАБЦ, пересмотреть решение о присоединении к РПЦЗ и вступить в каноническое общение с Поместными Православными Церквами. Избрав временное правление БПА, участники встречи наделили белорусскоязычный журнал «Зьвяняць Званы Сьвятой Сафи» («Звенят Колокола Святой Софии») статусом официального органа названной организации14.
Через два дня после проведения Первого белорусского православного съезда, 7 мая 1946 г., в Мюнхене началась работа Архиерейского собора РПЦЗ. Открывая заседание, Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) в своем вступительном слове сообщил в том числе и о состоявшемся присоединении епископата Белорусской митрополии15. Дальнейшее участие белорусских иерархов в соборных заседаниях явилось фактическим подтверждением их перехода в юрисдикцию РПЦЗ.
На открытие Архиерейского собора прибыли представители епископата Белорусской митрополии в диаспоре: бывший архиепископ Могилевский и Мстиславский Филофей (Нарко), бывший архиепископ Гродненский и Бело-стокский Венедикт (Бобковский), бывший епископ Витебский и Полоцкий Афанасий (Мартос), бывший епископ Смоленский и Оршанский Стефан (Сев-бо), бывший епископ Гомельский и Мозырский Григорий (Боришкевич), бывший епископ Рославльский Павел (Мелентьев), викарий Смоленской епархии. Бывший Первоиерарх СПАБЦ митрополит Минский и Белорусский Пантелеи-мон (Рожновский) не смог присутствовать по причине болезни16.
Перед началом первого соборного заседания Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) сообщил о необходимости обсуждения вопроса состава Архиерейского собора и предложил епископу Павлу (Мелентьеву) ненадолго покинуть зал заседания. Причиной тому называлось отсутствие решения о включении бывшего викария Смоленской епархии в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви и необходимость рассмотрения дополнительных обстоятельств его дела17.
Открыв работу Архиерейского собора и выступив с приветственным словом, митрополит Анастасий предложил присутствовавшим иерархам обсудить ситуацию, сложившуюся вокруг епископа Павла. Первым взял слово архиепископ Венедикт (Бобковский), высказавший мнение о невозможности участия епископа Рославльского в соборных заседаниях до тех пор, пока он не подаст заявления о присоединении к Русской Зарубежной Церкви и не прокомментирует свое высказывание на собрании благотворительного комитета Германской епархии РПЦЗ относительно необходимости объединения православных с Римско-Католической Церковью18. Как выяснилось из последующего обсуждения, в об-
14 Пастанова Праваслаунага Беларускага Зьезду у Рэгэнсбургу дня 5.5.1946 г. // Лашцю М. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк-Варшава: Б1Н1М, 1СПАН, 2005. С. 591; Пратакол Беларускага Праваслаунага З'езду у Рэгэнсбургу дня 5 трауня 1946 г. С. 594; Вшщю А. Матэр'ялы да псторьн беларускай эм1грацьн у Нямеччыне. Ч. II: Рэлшйныя справы. Л. 11-12.
15 СА. Д. 76/46. Л. 2.
16 Там же. Л. 1.
17 Там же.
18 Там же. Л. 4-5.
ращении к участникам собрания епископ Павел ссылался на евангельскую заповедь о сохранении единства и называл межхристианские разделения причиной всех возможных бедствий, обрушившихся на Православную Церковь. В завершение своих слов он призывал собравшихся включить в текст телеграммы Папе Римскому сожаление относительно отсутствия единства с Римско-Католической Церковью19. Далее епископ Афанасий (Мартос) сообщил об имевшейся у него информации, касающейся установления епископом Павлом прямых контактов с Ватиканом. По предложению архиепископа Венедикта участники заседания приняли решение допустить бывшего викария Смоленской епархии к участию в Архиерейском соборе лишь только после получения от него заявления о присоединении к РПЦЗ и письменного свидетельства о том, что он не переходил в католичество20.
Приглашенный в зал заседаний, епископ Павел (Мелентьев) категорически отрицал прозвучавшие в его адрес подозрения в подготовке принять католицизм. При этом он подчеркивал важность развития православно-католического диалога и стремления к межхристианскому единству. Необходимость письменного свидетельства о своей принадлежности к православию иерарх счел оскорбительным, отказался предоставить соответствующее заявление и покинул Архиерейский собор, сославшись на необходимость подумать и помолиться. Придя на проходившее в тот же день вечернее заседание, он снова устно опроверг обвинения в принятии католичества и заявил о своем окончательном решении не предоставлять письменного подтверждения собственной православности. Выдвинутое членами Архиерейского собора требование он назвал безосновательным и беспрецедентным. После дополнительного обсуждения участники соборного заседания признали невозможным принятие епископа Павла в юрисдикцию РПЦЗ без подписания им требуемого свидетельства21.
В завершение первого дня работы Архиерейского собора митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде) сообщил присутствовавшим сведения о состоянии возглавлявшейся им епархии. Согласно озвученной информации, на территории американской и французской оккупационных зон Германская епархия насчитывала 68 приходов, а на территории Австрии — 22 прихода. Информация относительно количества приходов в британской оккупационной зоне Германии у него отсутствовала. В контексте информирования собравшихся о предпринятых действиях по организации церковной жизни в послевоенных условиях митрополит Серафим рассказал о сделанном им предложении оказавшимся в эмиграции епископам выбрать для служения любой район Германии по собственному усмотрению. При этом он отметил, что бывшие иерархи Белорусской митрополии архиепископ Венедикт (Бобковский), архиепископ Филофей (Нарко) и епископ Григорий (Боришкевич) уже определились с районами своего служения, а епископ Афанасий (Мартос) предполагает определиться в ближайшее время. Окончательное завершение реорганизации епархиального управления с учетом привлечения к служению в ней новых архиереев планировалось
19 СА. Д. 76/46. Л. 5.
20 Там же.
21 Там же. Л. 5-12.
осуществить на ближайшем Епархиальном съезде, созыв которого предполагалось провести в том же году после праздника Пятидесятницы22. Таким образом, в день окончательного утверждения решения о присоединении к Русской Зарубежной Церкви архиереев Белорусской митрополии анонсировалось предстоящее решение относительно утверждения четырех из них в должности викариев Германской епархии РПЦЗ.
На втором заседании Архиерейского собора, проходившем 8 мая 1946 г., митрополит Анастасий (Грибановский) обратился к вопросу административного устроения Русской Зарубежной Церкви. После оглашения «Временного Положения о Русской Православной Церкви Заграницей», принятого 22-24 сентября 1936 г., он назвал заложенным в основание данного документа принцип окружного митрополитального управления, сообразуемого с территорией данного округа. Далее Первоиерарх сообщил о произошедших в условиях военного времени упразднении Балканского и учреждении Средне-Европейского округов, сокращении численности Западно-Европейского и Дальневосточного округов, состоянии Северо-Американского округа и возможном учреждении Южно-Американского округа. Отметив вхождение в состав РПЦЗ иерархов Белорусской митрополии и УАвтПЦ, митрополит Анастасий назвал естественным включение в состав Архиерейского Синода их представителей23. Иными словами, он не допускал сохранения за новоприсоединенными церковными единицами права обладания субъек-тностью в структуре РПЦЗ, предусматривая лишь присутствие в коллегиальном органе церковного управления представителей белорусской и украинской православной диаспоры в архиерейском звании. Данная позиция не встретила одобрения со стороны иерархов Белорусской митрополии, которые предприняли попытку сохранить национальные структуры в составе Русской Зарубежной Церкви.
Открыл дискуссию архиепископ Венедикт (Бобковский), который предложил прежде утверждения нового состава Архиерейского Синода рассмотреть возможность существования в рамках РПЦЗ не только территориальных, но и национальных образований. При этом он ссылался на принципиальное отличие представителей первой и второй волн эмиграции. «При образовании Синода в составе Зарубежной Церкви были представители только одного русского народа. Теперь вторая эмиграция во многих отношениях совсем иного характера. Она состоит из украинцев, белорусов, литовцев, эстонцев и т. д. Эта эмиграция воспитана иногда в духе сильного шовинизма и потому представляет известные претензии, например, чтобы обслуживали их свои священники, чтобы проповедь шла на родном языке и т. п.»24, — отметил архиепископ Венедикт. По его мнению, территориальный принцип организации управления церковными округами РПЦЗ имел шансы оказаться нарушенным после начала расселения беженцев за пределы Германии, когда при организации жизни на новом месте национальные общины могли заявить о желании взаимодействовать исключительно с представителями своей национальной иерархии и духовенства25.
22 СА. д. 76/46. Л. 13.
23 Там же. Л. 15-16.
24 Там же. Л. 17.
25 Там же. Л. 17-19.
Далее выступил архиепископ Филофей (Нарко), огласивший обращение Первого белорусского православного съезда в Регенсбурге к епископату с просьбой о сохранении независимого существования Белорусской митрополии в диаспоре. В своем слове к участникам Архиерейского Собора иерарх повторил тезис предшествующего выступающего относительно необходимости принятия во внимание специфики национального самосознания представителей второй волны эмиграции: «Мы пришли на территорию уже существующей и хорошо организованной Церкви, показавшей большую стойкость в защите Православия. Но, с другой стороны, мы свидетельствуем, что новая эмиграция, к которой мы принадлежим, как епископы, в церковном и национальном отношении представляет собою нечто другое... Есть эмигранты из Польской Автокефальной Церкви, значительная часть духовенства и верных из области Белорусской Церкви, . из Украинской Церкви, которая поделилась на Автокефальную и Автономную Церкви. Эти части были уже независимы от Российской Церкви, имели свои Соборы, епархии с большим количеством духовенства и верующих. В национальном отношении это были Церкви, в которых развивалось новое национальное чувство и в силу этого работа в Церкви носила отчасти национальный характер. Этой эмиграции теперь здесь большинство. Прежняя организация Зарубежной Церкви может быть не вполне подойдет нашему положению»26. Отмечая гостеприимство управляющего Германской епархией РПЦЗ, позволявшего белорусским епископам свободно выбирать себе места для служения и предоставлявшего белорусским клирикам из числа беженцев назначения на приходы, архиепископ Филофей констатировал произошедшую утрату контроля над белорусской паствой. «Это очень ценное желание идти нам навстречу, но это не все. Эмиграция украинская и белорусская состоят главным образом из интеллигенции с остро развитым национальным чувством, которое в эмиграции еще сильнее, чем на родине. Ожидая Собора, мы не развивали деятельности, и от нас уходила паства и мы утеряли руководство ею. Когда мы подали прошение о принятии нас в юрисдикцию Зарубежной Церкви, многие смутились»27, — отметил бывший управляющий Могилевской епархией. Необходимость ориентации на национальные устремления верующего народа он увязывал с возможным возникновением церковного раскола или даже развитием униатства и сектантства по причине несогласия православных эмигрантов с переходом епископата в русскую церковную юрисдикцию28.
Отвечая на вопрос митрополита Анастасия (Грибановского) относительно существа пожеланий белорусов, епископ Григорий (Боришкевич) указал на желательность создания в рамках РПЦЗ Белорусского митрополичьего округа, сохраняющего такой же объем внутренней независимости, каковым обладала Белорусская митрополия в диаспоре. Вслед за ним архиепископы Венедикт и Филофей заявили о необходимости сохранения за белорусами в составе Русской Зарубежной Церкви признаков особой церковной группы. Их поддержал бывший архиепископ Львовский Пантелеимон (Рудык), который назвал прямым
26 СА. Д. 76/46. Л. 17-18.
27 Там же. Л. 18.
28 Там же. Л. 18-19.
следствием вхождения иерархов УАвтПЦ в состав РПЦЗ без сохранения украинской церковной структуры полную утрату влияния на украинскую паству и переход ее к автокефалистам29.
В ответе на прозвучавшие предложения митрополит Анастасий отметил важность внимательного отношения к национальному вопросу, но в обращении Первого белорусского православного съезда в Регенсбурге он усмотрел стремление белорусских политических деятелей подчинить себе церковную иерархию. Подчеркивая возможность организации церковного управления исключительно на территориальном принципе, Первоиерарх РПЦЗ посчитал невозможным удовлетворение пожеланий белорусов относительно объединения их в рамках национальной митрополии. По его мнению, разбросанность белорусской диаспоры не позволяла объединить их в особую автономную структуру. Однако митрополит полагал допустимым предоставление белорусам церковно-культурной автономии в рамках епархий Русской Зарубежной Церкви. Это предполагало возможность назначения белорусских епископов и священников в регионы с преобладающим белорусским населением, а также дозволение на употребление белорусского языка в проповеди30. В завершение своего выступления Первоиерарх заявил: «Изменить свой статут мы не в праве, а так как белорусы пришли к нам, то им и следует считаться с существующими началами. И нельзя противополагать Русскую Церковь Белорусской, ибо идея Русской Церкви непременно преобладает, в противном случае предрешался бы церковный сепаратизм»31. Несмотря на попытки архиепископов Венедикта (Бобковского) и Филофея (Нарко) продолжить обсуждение вопроса, митрополит Анастасий перешел к рассмотрению следующего пункта повестки заседания32.
Не сумев отстоять идею сохранения национальной митрополии, белорусские иерархи во время синодального заседания приняли административные назначения в рамках структуры РПЦЗ. В частности, 8 мая 1946 г. Архиерейский собор включил епископа Афанасия (Мартоса) в состав комиссии для выработки меморандума о положении беженцев33. Соборным постановлением от 9 мая архиепископ Филофей (Нарко), епископ Афанасий (Мартос) и епископ Григорий (Боришкевич) вошли в состав комиссии по разработке проекта организации духовных школ34.
По прошествии непродолжительного времени после завершения Архиерейского собора белорусские архиереи получили назначения на викарные кафедры Германской епархии РПЦЗ. Решением Архиерейского Синода от 28 июня 1946 г. архиепископ Филофей (Нарко) стал управляющим Гросс-Гессенским (СевероЗападным) викариатством с резиденцией в г. Висбаден, епископ Афанасий (Мартос) — управляющим Гамбургским (Северо-Восточным) викариатством, а епископ Григорий (Боришкевич) — управляющим Бабергским викариатством
29 СА. д. 76/46. Л. 20.
30 Там же. Л. 21-22.
31 Там же. Л. 22.
32 Там же.
33 Там же. Л. 15.
34 Там же. Л. 32.
Германской епархии. Архиепископ Венедикт (Бобковский) также являлся викарием Германской епархии, возглавляя находившиеся на ее территории белорусские приходы. 13 июля 1946 г. епископ Стефан (Севбо) получил назначение на должность управляющего Венской епархией РПЦЗ35.
В мае 1946 г. бывший иерарх Белорусской митрополии епископ Павел (Ме-лентьев), лишенный возможности присоединиться к РПЦЗ, официально перешел в Римско-Католическую Церковь с усвоением титула епископа Гераклео-польского. Реагируя на произошедшее, 1 июля того же года Архиерейский Синод РПЦЗ объявил его запрещенным в священнослужении и указал на возможное лишение сана в случае продолжения пребывания в католицизме. Однако строгие предостережения не повлекли за собой пересмотра епископом Павлом принятого решения36. По мнению епископа Митрофана (Зноско-Боровского), основной причиной разрыва с православием для бывшего викария Смоленской епархии являлись опасения относительно возможной репатриации в СССР. Встретив негативное отношение к себе со стороны управляющего канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ священника Георгия Граббе, иерарх нашел поддержку в Римско-Католической Церкви37.
Прямым следствием перехода белорусского епископата в состав Русской Зарубежной Церкви на условиях, озвученных в ходе заседаний Архиерейского собора РПЦЗ 7-9 мая 1946 г., стало упразднение Белорусской митрополии в диаспоре. Произошедшее вызвало резко негативную реакцию со стороны белорусских общественно-политических организаций и значительной части белорусских эмигрантов, обвинивших епископат в предательстве национальных интересов. Прямым следствием этого стала утрата белорусскими иерархами РПЦЗ контроля над религиозной жизнью многих своих соотечественников. В 1948-1949 гг. Рада Белорусской Народной Республики (БНР), позиционировавшая себя в качестве белорусского правительства в изгнании38, при поддержке Украинской
35 Апанас, ариешскап. На шве Хрыстовай: у пящдзесятыя угоди сьвятарства. 1928-1978. Успамшы. Нью-Ёрк; Менск; Варшава, 2005. С. 99; Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939-1964 гг. С. 175-176.
36 Касмов1ч Д. За вольную 1 сувэрэнную Беларусь. Вшьня: Gudas, 2006. С. 181-183; Ка-сяк I. З гюторьп Праваслаунай Царквы беларускага народу. С. 142; Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939-1964 гг. С. 120-121; Павел (Мелентьев), епископ. Путь моего служения. Воспоминания о пережитом в Советском Союзе // Россия и Вселенская Церковь. 1962. № 4 (57). С. 19-26; Шкаровский М. В. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви. С. 233; СИгошка // Сша веры. Часошс Жыровщкага Праваслаунага Брацтва. 1949. № 2. С. 44.
37 Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. М., 2006. С. 177-179.
38 В марте 1917 г. представители белорусского национального движения провели в Минске съезд белорусских национальных организаций. Итогом деятельности съезда стало создание Белорусского национального комитета (БНК), выступавшего за автономный статус Беларуси в составе российского федеративного государства. В течение нескольких месяцев БНК последовательно преобразовывался сперва в Центральную раду белорусских организаций, а затем в Великую белорусскую раду (ВБР). В декабре 1917 г. ВБР приняла активное участие в проведении Первого Всебелорусского съезда, выдвинувшего идею создания БНР, но вскоре разогнанного большевиками. 9 марта 1918 г. в условиях немецкой оккупации исполнительный орган Всебелорусского съезда провозгласил создание БНР, а 19 марта сформировал высший государственный орган — Раду БНР. 25 марта 1918 г. Рада объявила государственный сувере-
Автокефальной Православной Церкви осуществила восстановление структур независимой Белорусской митрополии. Данная религиозная организация официально усвоила историческое наименование Святая Православная Автокефальная Белорусская Церковь, действовала на основании принятого в 1942 г. устава СПАБЦ39, но стала широко известна по сокращенному названию — Белорусская Автокефальная Православная Церковь (БАПЦ). Приняв активное участие в процессе формирования ее структур, руководство Рады БНР оказывало на нее существенное влияние, негласно принимая решения о создании церковных структур и осуществляя подбор кандидатов на иерархические должности40.
Возникновение церковного раскола белорусской диаспоры побудило представителей Русской Зарубежной Церкви выступать с заявлениями о сохранении автономной Белорусской митрополии в структуре РПЦЗ, что на деле противоречило решениям Архиерейского собора 7-9 мая 1946 г. Так, 19 ноября 1949 г. Первоиерарх РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) подписал опубликованное в белорусской печати удостоверение, согласно которому «архиереи Православной Церкви Белоруссии... со своим духовенством, присоединившись к юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, вошли туда как автономная часть, причем один из их представителей является членом Синода. <...> Внутренние белорусские дела решаются белорусскими архиереями, которые обсуждают их на своих собственных съездах»41. В подтверждение этого заявления 14-15 декабря 1949 г. бывшие иерархи Белорусской митрополии провели заседание, усвоившее наименование Совещания епископов Белорусской Православной Церкви в эмиграции. По итогам встречи они опубликовали официальный акт о том, что белорусский епископат РПЦЗ якобы «выполняет свои архипастырские обязанности среди Белорусского народа на эмиграции, руководствуясь в своих внутренних церковных делах самостоятельно, как было в Белоруссии», а «через временное присоединение к иерархии Российской Православной Церкви на эмиграции белорусская иерархия не утеряла тех своих прав, которые она имела в Белоруссии»42. Прозвучавшие заявления не смогли повлиять на сло-
нитет БНР. В декабре 1918 г. по причине наступления Красной армии члены Рады БНР покинули Беларусь, продолжив свою деятельность в эмиграции. На протяжении последующих десятилетий Рада и правительство БНР позиционировали себя единственными легитимными органами белорусской власти. В различные периоды Рада БНР фактически признавалась рядом государств (Латвией, Эстонией, Францией, Данией, Германией, Первой Чехословацкой республикой, Болгарией) в качестве субъекта международных отношений.
39 Статут Сьвятой Праваслаунай Беларускай Аутакефальнай Царквы, прыняты Усебеларусюм Царкоуным Саборам 30.8.-2.9.1942 г. // Rutgers University Libraries, Special Collections and University Archives. Zaprudnik J. Collection. Box 2 «Lapitski Mikalaj, 1907-1976. Papers». Р. 1-17.
40 См. подробнее: Слесарев А. В. Исторические обстоятельства и политические предпосылки церковного раскола белорусской эмиграции в 1948-1949 гг. // XP0N02: Церковно-исторический альманах. 2017. № 5. С. 83-110.
41 Удостоверение Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей № 996, Ноября 19, 1949 г. // Праваслауны беларус. 1949. № 9. С. 8.
42 Акт Совещания Епископов Белорусской Православной Церкви на эмиграции от 1415 декабря 1949 г. // Праваслауны беларус. 1949. № 9. С. 4.
жившуюся ситуацию и послужить основанием для восстановления церковного единства в среде белорусской эмиграции.
Подводя итог рассмотрению решений Архиерейского собора РПЦЗ 7-9 мая 1946 г. по вопросу организации церковной жизни белорусской диаспоры, можно отметить следующее. Переход белорусских иерархов в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви повлек за собой упразднение Белорусской митрополии в диаспоре, что нашло отражение в соборных решениях. Вопреки пожеланиям белорусского епископата, опасавшегося возникновения церковного раскола по причине неприятия данного решения православными белорусами, митрополит Анастасий (Грибановский) настоял на недопустимости учреждения в структуре РПЦЗ церковных единиц, организованных по национальному признаку. Прямым следствием этого явилась утрата белорусским епископатом РПЦЗ влияния на значительную часть соотечественников и реализация Радой БНР проекта по восстановлению Белорусской митрополии, лишенной канонического признания в православном мире. Стремление преодолеть негативные последствия принятых решений побудили митрополита Анастасия и белорусских архиереев РПЦЗ по прошествии трех лет выступить с заявлениями о сохранении Белорусской митрополией субъектности в рамках РПЦЗ, однако эти действия оказались безуспешными. Другим примечательным решением Архиерейского собора стало усложнение процедуры присоединения к РПЦЗ для бывшего епископа Рославльского Павла (Мелентьева). Испытав на себе негативное отношение управляющего канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ и опасаясь репатриации в Советский Союз, бывший иерарх Белорусской митрополии в скором времени после завершения работы Архиерейского собора присоединился к Римско-Католической Церкви. Таким образом, прямым следствием решений Архиерейского собора РПЦЗ 7-9 мая 1946 г. стало не только установление административно-канонического единства большинства иерархов Белорусской митрополии с Русской Зарубежной Церковью, но и создание предпосылок для последующих разделений в среде белорусской диаспоры.
Список литературы
Апанас, арх1ешскап. На шве Хрыстовай: у пяцщзесятыя угоди сьвятарства. 1928-1978.
Успамшы. Нью-Ёрк; Менск; Варшава, 2005. Белямук М. Беласток-Осла-Брэмэн-Кл1уленд // Адзшец А. Паваенная эм1грацыя:
скрыжаваньш лёсау: зборшк успамшау. Мн., 2007. С. 165-178. Вшщи А. Матэр'ялы да псторып беларускай эм1грацы1 у Нямеччыне у 1939-1951 гадох. Мн., 1994.
Волащч М. (Пануцэв1ч В.). Беларуская Праваслауная Аутакефальная Царква (Выбраныя
части) // Зашсы. Беларуси 1нстытут Навую й Мастацтва. 2004. № 27. С. 155-222. Гарбшси Ю. Прадмова // Лапщи М. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава, 2005. С. ХХШ-ХХХ.
Гардз1енка А. Беларуская Цэнтральная Рада (БЦР): стварэнне, дзейнасць, заняпад. 19431995. Мн., 2016.
Гардз1енка А. Палггычны раскол на беларускай эм^рацын у 1940-я г. // Беларуси
Пстарычны Агляд. 2009. Т. 16. Сш. 2. С. 452-474. Касмов1ч Д. За вольную 1 сувэрэнную Беларусь. Вшьня, 2006.
Касяк I. З псторып Праваслаунай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956.
Кострюков А. Русская Зарубежная Церковь в 1939—1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М., 2015.
Лапщи М. У служэньш Богу й Беларусь Нью-Ёрк; Варшава, 2005.
Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни: Воспоминания, проповеди. М., 2006.
Панькоу М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945—1984 гг.). Мн., 2001.
Слесарев А. В. Административно-канонический статус Белорусской митрополии в периоды немецкой оккупации и послевоенной эмиграции (1941—1956) // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2020. № 2. С. 40—50.
Слесарев А. В. Исторические обстоятельства и политические предпосылки церковного раскола белорусской эмиграции в 1948—1949 гг. // XP0N02: Церковно-исторический альманах. 2017. № 5. С. 83-110.
Удалова Ю. И. Церковная жизнь в лагерях DP (перемещенных лиц) на территории Западной Европы в период с 1945 по 1952 год // Свет Христов просвещает всех. Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2017. № 22. С. 18-39.
Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997.
Шкаровский М. В. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей и русская церковная эмиграция в Югославии после окончания Второй мировой войны (в 1945-1950-х гг.) // Христианское чтение. 2015. № 6. С. 219-272.
Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917-1980 // Зашсы. Беларуси 1нстытут Навую й Мастацтва. 1983. № 17. P. 144-208.
Grzybowski J., Grzybowska М. Bialoruska Autokefaliczna Cerkiew Prawoslawna na emigracji i udzial w jej dzialalnoSci duchowieristwa ukrairïskiego // Науковi записки Нацюнального ушверситету «Острозька академ1я». Сер1я «!сторичш науки». 2013. Вип. 20. С. 239-245.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2021. Vol. 100. P. 80-94 DOI: 10.15382/sturII2021100.80-94
Alexander Slesarev, Candidate of Sciences in Theology, Associate Professor, Vice Rector for Aacdemic Work, Head of Department of Church History and Church Practical Disciplines, Minsk Theological Academy 27 Zybitskaya ul, Minsk 220030, Belarus, [email protected] ORCID: 0000-0002-4892-999X
Decisions of the ROCOR Council of Bishops
on May 7—9, 1946, on the Organization of Church Life of the Belarusian Diaspora
A. Slesarev
Abstract: The article is devoted to the decisions ofthe Council of Bishops of the Russian Orthodox Church Outside of Russia (ROCOR) on May 7-9, 1946, concerning the principles of joining the representatives of the Belarusian Orthodox Metropolia in
the Diaspora. Formed during the German occupation, the Belarusian Orthodox Metropolia, after the evacuation of the episcopate and individual clergy, carried out its activities on the territory ofWestern Europe. Having made the decision to transfer to the jurisdiction of the ROCOR, the Belarusian hierarchs for several months hid their plans from their compatriots. During the work of the Council of Bishops on May 7—9, 1946, the decision was made to accept the episcopate of the Metropolia under the jurisdiction of the Russian Orthodox Church Outside of Russia, with the exception of the former Bishop of Roslavl Pavel (Melentyev). This bishop was suspected of preparing for the transition to the Roman Catholic Church. Assuring the meeting participants that there were no such plans, he refused to confirm his words with written evidence. Fearing repatriation to the USSR, Bishop Pavel ultimately refused to go to the Russian Church Abroad and soon converted to Catholicism. Contrary to the insistent recommendations of the Belarusian episcopate, Metropolitan Anastasy (Gribanovsky), who presided over the Council of Bishops, refused to establish a Belarusian church structure as part of the ROCOR. He argued about that the inadmissibility of applying the national principle in organising the system of church government. This decision led to the termination of the activities of the Belarusian Metropolia in the Diaspora, which caused a wide negative resonance and entailed a church schism among the Belarusian Diaspora. On the initiative and with the active participation of the Council of the Belarusian People's Republic, which positioned itself as the Belarusian government in exile, the structures of the Belarusian Metropolia were restored, focused on establishing the principles of Belarusian autocephaly. An attempt made in 1949 to declare the preservation of the Belarusian Metropolis within the ROCOR did not lead to overcoming the Belarusian church schism.
Keywords: Belarusian Orthodox Metropolia, Belarusian Orthodox Church, Russian Orthodox Church Outside of Russia, Diaspora, ROCOR Bishops' Council of 1946, Metropolitan Anastasy (Gribanovsky), Belarusian autocephaly, schism.
References
Athanasius, archbishop (2005) "Na nive Khrystovai: u piatsidzesiatyia wgodki s»viatarstva. 1928— 1978. Uspaminy" [In the field of Christ: the fiftieth anniversary of the priesthood. 1928—1978. Memoirs]. New York; Minsk; Warsaw (in Belarusian).
Beliamuk M. (2007) "Belastok-Osla-Bremen-Klivlend" [Bialystok-Oslo-Bremen-Cleveland], in Pavaennaja jemigracyja: skryzhavan»ni ljosaw: zbornik uspaminaw [The post-war emigration: crossing of fates: a collection of memoirs], 165—178. Minsk (in Belarusian).
Bird E. Thomas (1983) Orthodoxy in Byelorussia: 1917—1980, in Zapisy. Belaruski Instytut Navuki j Mastactva, 1983, vol. 17, pp. 144-208 (in English).
Gardzienka A. (2016) Belaruskaja Cjentral»naja Rada (BCR): stvarjenne, dzejnasc», zanjapad. 1943—1995 [The Belarusian Central Council (BCR): establishment, functioning, decline. 1943-1995]. Minsk (in Belarusian).
Gardzienka A. (2009) Palitychny raskol na belaruskaj jemigracyi w 1940-ja g. [Political schism in Belarusian emigration in the 1940s], in Belaruski Gistarychny Agljad, 2009, vol. 16, part 2, pp. 452-474 (in Belarusian).
Grzybowski J., Grzybowska M. (2013) Biatoruska Autokefaliczna Cerkiew Prawostawna na emi-gracji i udziat w jej dziatalnosci duchowienstwa ukrainskiego [The Belarusian Autocephalous Orthodox Church in exile and the participation of the Ukrainian clergy in its activities], in Naukovi zapysky Nacional'nogo universytetu «Ostroz'ka akademija». Serija "Istorychni nauky", 2013, vol. 20, pp. 239-245 (in Polish).
Kasmovich D. (2006) Za vol»nuju i suvjerjennuju Belarus» [For a free and sovereign Belarus], Vilno (in Belarasian).
Kasjak I. (1956) Z gistoryi Pravaslawnaj Carkvy belaruskaga narodu [From the history of the Orthodox Church of the Belarusian people]. New York (in Belarusian),
Kostriukov A. (2015) Russkaia Zarubezhnaia Tserkov' v 1939—1964gg. Administrativnoe ustroistvo i otnosheniia s Tserkov'iu v Otechestve [Russian Church Abroad in 1939—1964. Administrative structure and relations with the Church in the Fatherland]. Moscow (in Russian).
Lapicki M. (2005) Usluzhjen'niBogujBelarusi. [In the service of God and Belarus]. New York; Warsaw (in Belarusian).
Mitrofan (Znosko-Borovskij ), bishop (2006) Khronika odnoi zhizni: Vospominaniia, propovedi [The chronicle of one life: Memoirs, sermons]. Moscow (in Russian).
Pan»kow M. (2001) Hronika belaruskaga zhyc»cja na chuzhyne (1945—1984gg.) [The chronicle of Belarusian life abroad (1945-1984)]. Minsk (in Belarusian).
Shkarovskii M. (2015) Arhiereiskii Sinod Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi za granitsei i russkaia tserkovnaia emigratsiia v lugoslavii posle okonchaniia Vtoroi mirovoi voiny (v 1945—1950 gg.) [The Synod of Bishops of the Russian Orthodox Church Abroad and the Russian Church emigration in Yugoslavia after the end of World War II (1945-1950s)], in Khristianskoe chtenie, 2015, vol. 6, pp. 219-272 (in Russian).
Slesarev A. (2020) Administrativno-kanonicheskii status Belorusskoi mitropolii vperiody nemetskoi okkupatsii i poslevoennoi emigratsii (1941—1956) [Administrative and canonical status of the Belarusian Metropolis during the periods of German occupation and post-war emigration (1941-1956)]. Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriia, 2020, vol. 2, pp. 40-50 (in Russian).
Slesarev A. (2017) Istoricheskie obstoiatel'stva i politicheskie predposylki tserkovnogo raskola belorusskoi emigratsii v 1948—1949 gg. [Historical circumstances and political background of the church schism in the Belarusian emigration in 1948-1949], in XPONOS. Tserkovno-is-toricheskii al'manah, 2017, vol. 5, pp. 83-110 (In Rusian).
Udalova Ju. (2017) Tserkovnaja zhizn' v lageriakh DP (peremeshhennyh lits) na territorii Zapadnoi Evropy v period s 1945po 1952 god [Church life in DP (Displaced Persons) camps in Western Europe from 1945 to 1952], in SvetKhristov prosveshhaetvsekh. Al'manakh Sviato-Filaretovskogo pravoslavno-khristianskogo instituta, 2017, vol. 22, pp. 18-39 (in Russian).
Tsypin Vladislav, archpriest (1997) Istoriia Russkoi Tserkvi. 1917—1997 [History of the Russian Church. 1917-1997]. Moscow (in Russian).
Vinitski A. (1994) Matjer'jaly da gistoryi belaruskaj jemigracyi w Njamechchyne w 1939—1951 gadoh [Materials on the history of Belarusian emigration to Germany in 1939-1951]. Minsk (in Belarusian).
Volacich M. (Panucjevich V.) (2004) BelaruskajaPravaslawnaja Awtakefal»naja Carkva (Vybranyja chastki) [The Belarusian Orthodox Autocephalous Church (Selected parts)], in Zapisy. Belaruski InstytutNavuki jMastactva, 2004, vol. 27, pp. 155-222 (in Belarusian).