Научная статья на тему 'НОВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПОЛОЖЕНИИ ИЕРАРХОВ БЕЛОРУССКОЙ МИТРОПОЛИИ В СОСТАВЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ В 1948 Г'

НОВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПОЛОЖЕНИИ ИЕРАРХОВ БЕЛОРУССКОЙ МИТРОПОЛИИ В СОСТАВЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ В 1948 Г Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
33
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BELARUSIAN AUTOCEPHALOUS ORTHODOX CHURCH / BELARUSIAN DIASPORA / BELARUSIAN METROPOLIS / BELARUSIAN ORTHODOX CHURCH / BELARUSIAN PEOPLE''S REPUBLIC / BELARUSIAN EMIGRATION / ORTHODOXY / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH OUTSIDE OF RUSSIA / SCHISM / CHURCH SCHISM / БЕЛОРУССКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕЛОРУССКАЯ ДИАСПОРА / БЕЛОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ / БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / БЕЛОРУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РПЦ / СХИЗМА / ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

Впервые публикуется информационная записка клирика Берлинской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Аркадия Закидальского. Записка составлена в 1948 г. и отражает положение оказавшихся в эмиграции иерархов Белорусской митрополии после перехода в юрисдикцию РПЦЗ. Автор записки отмечает наличие субъектности Белорусской Православной Церкви в составе Русской Зарубежной Церкви и колебания белорусского епископата, связанные с неприятием проводимой ими церковной линии со стороны ориентированных на Белорусскую Народную Республику общественно-политических деятелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The new information on the position of the hierarchs of the Belarusian Metropolis as part of the Russian Orthodox Church Abroad in 1948

An informational note of a cleric of the Berlin Diocese of the Russian Orthodox Church Abroad, Archpriest Arkady Zakidalsky, is published here for the first time. The note was compiled in 1948 and reflects the position of the hierarchs of the Belarusian Metropolis who were in emigration after the transfer to the ROCOR jurisdiction. The author of the note notes the presence of the subjectivity of the Belarusian Orthodox Church as part of the Russian Church Abroad and the fluctuations of the Belarusian episcopate associated with the rejection of their church policy by the public-political leaders oriented towards the Belarusian People’s Republic.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПОЛОЖЕНИИ ИЕРАРХОВ БЕЛОРУССКОЙ МИТРОПОЛИИ В СОСТАВЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ В 1948 Г»

Новое свидетельство о положении иерархов Белорусской митрополии в составе Русской Православной Церкви Заграницей в 1948 г.

Впервые публикуется информационная записка клирика Берлинской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерея Аркадия Закидальского. Записка составлена в 1948 г. и отражает положение оказавшихся в эмиграции иерархов Белорусской митрополии после перехода в юрисдикцию РПЦЗ. Автор записки отмечает наличие субъектности Белорусской Православной Церкви в составе Русской Зарубежной Церкви и колебания белорусского епископата, связанные с неприятием проводимой ими церковной линии со стороны ориентированных на Белорусскую Народную Республику общественно-политических деятелей.

Ключевые слова: Белорусская Автокефальная Православная Церковь, белорусская диаспора, Белорусская митрополия, Белорусская Православная Церковь, Белорусская Народная Республика, белорусская эмиграция, православие, Русская Православная Церковь Заграницей, Совет по делам РПЦ, схизма, церковный раскол.

В связи с развитием активной фазы наступательной операции Красной армии в конце июня 1944 г. епископат и значительная часть клира Белорусской митрополии эвакуировались из Минска. В общей численности летом 1944 г. территорию Беларуси покинуло 9 архиереев, более 70 священников и несколько десятков тысяч православных белорусов. Оказавшись на территории Западной Европы, многие белорусские клирики начали переходить в состав Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), не-

редко получая назначения на приходы с налаженной церковной жизнью1.

Выезд за пределы Беларуси побудил епископат Белорусской митрополии изыскивать возможности для урегулирования собственного канонического статуса посредством вступления в каноническое общение с другими Поместными Церквями. При этом вынужденный переход на автономное положение, произошедший под давлением оккупационных властей и сотрудничавших с ними белорусских общественно-политических деятелей, не устраивал отдельных представителей епископата. 14 января 1946 г. иерархи Белорусской митрополии направили обращение к Архиерейскому Синоду РПЦЗ с просьбой о переходе в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви. Рассмотрев данное обращение, 23 февраля 1946 г. Архиерейский Синод РПЦЗ удовлетворил просьбу белорусских иерархов. Более того, епископ Смоленский и Брянский Стефан (Сев-бо) оказался включенным в состав Архиерейского Синода РПЦЗ в качестве представителя Белорусской митрополии. Согласно действовавшим в Русской Зарубежной Церкви принципам организации церковного управления, синодальное решение требовало окончательного утверждения Архиерейским Собором РПЦЗ. Опасаясь возможного противодействия со стороны влиятельных белорусских общественно-политических сил, иерархи Белорусской митрополии попытались скрыть от общественности свои намерения относительно смены церковно-юрисдикционной принадлежности вплоть до окончательно разрешения вопроса на Архиерейском Соборе РПЦЗ. Утверждение ранее принятого синодального решения о присоединении Белорусской митрополии к Русской Православной Церкви Заграницей состоялось на заседании Архиерейского Собора РПЦЗ, проходившем 6 мая 1946 г. в Мюнхене2.

1 Беларусюя праваслауныя сьвятары у Нямеччыне 1944-1945 гг. / падрыхтоука да друку i прадмова Аляксандра Адзшца // Зашсы. Беларуси 1нстытут Навую й Мастацтва. - 2006. - № 30. - С. 247-249; Касяк, I. З исторьп Праваслаунай Цар-квы беларускага народу / 1ван Каяск. - Нью-Йорк, 1956. - С. 141; Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917-1980 / Thomas E. Bird // Зашсы. Беларуси 1нстытут Навую й Мастацтва. - 1983. - № 17. - P. 167.

2 Волащч, М. Беларуская Праваслауная Аутакефальная Царква (Выбраныя частю) / Mimra Волащч (Вацлау Пануцэвiч) // Зашсы. Беларуси 1нстытут Навую й Мастацт-

Положение епископата Белорусской митрополии после официального включения в Русскую Зарубежную Церковь нашло отражение в информационной записке клирика Берлинской епархии РПЦЗ протоиерея Аркадия Закидальского, составленной в 1948 г. В настоящее время не представляется возможным определить обстоятельства написания информационной записки и ее адресата. Известно лишь то, что текст данного документа использовался в переписке заместителя председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР С.К. Белышева с уполномоченным Совета по делам Русской Православно Церкви при Совете министров СССР по БССР В.С. Меньковым. Машинописный текст информационной записки протоиерея Аркадия Закидальского хранится в фонде Уполномоченного Совет по делам РПЦ по БССР Национального архива Республики Беларусь (Фонд 951. Оп. 2. Д. 14. Докладные записки, сведения и переписка о деятельности Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР за 1948 г.).

Прежде публикации текста информационной записки полагаем целесообразным провести рассмотрение наиболее примечательных ее фрагментов.

Начинается текст информационного сообщения протоиерея Аркадия Закидальского рассмотрением структуры Русской Зарубежной Церкви: «Состав Карловацкого синода состоит из церквей: русской, германской, украинской автономной и белорусской. <...> Белорусскую церковь в синоде представляет архиепископ Пантеле-имон (Рожновский)»3. Весьма примечательно, что в цитированном тексте Белорусская Православная Церковь предстает как обладающая самостоятельной субъектностью, несмотря на включенность

ва. - 2004. - № 27. - С. 212; Касяк, I. З исторып Праваслаунай Царквы беларускага народу. С. 142, 145; Кострюков, А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1939-1964 гг. Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве / А.А. Кострюков. - Москва: Издательство ПСТГУ, 2015. - С. 120-121, 173-174; Панькоу, М. Хрошка беларускага жыцьця на чужыне (1945-1984 гг.) / Мжола Панькоу. - Мшск, 2001. - С. 22; Шкаровский, М.В. Архиерейский Синод РПЦЗ и церковная эмиграция в Югославии в 1945-1950-х гг. / М.В. Шкаровский // Христианское чтение. -2016. - № 6. - С. 230; Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917-1980. P. 168.

3 Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Фонд 951. - Оп. 2. - Д. 14. -Л. 205. Выписка из информации протоиерея Берлинской церкви Аркадия Закидальского. 2 сентября 1948 г.

в состав РПЦЗ. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о сохранении Белорусской митрополией своего автономного положения даже по прошествии двух лет со времени присоединения к Русской Зарубежной Церкви.

Завершение процедуры перехода белорусских иерархов в состав Русской Православной Церкви Заграницей вызвало резко негативную реакцию со стороны руководства Белорусской Народной Республики (БНР) - политического образования, провозглашенного в 1918 г. и с 1920 г. действовавшего в эмиграции. Поставив перед собой цель воссоздания структур БАПЦ, руководство БНР предприняло ряд шагов, первым из которых стало проведение Церковного Собора, состоявшегося 5 июня 1948 г. в г. Констанца (Германия) на территории французской оккупационной зоны. Поскольку в данном регионе отсутствовало белорусское православное духовенство, готовое поддержать инициативу по созданию Белорусской Автокефальной Православной Церкви, на Собор были приглашены священнослужители Украинской Автокефальной Православной Церкви во главе с епископом Мелитопольским Сергием (Охотен-ко). Приняв решение о начале процесса воссоздания Белорусской Православной Автокефальной Церкви, Констанцкий Собор образовал Временное Управление Белорусской Автокефальной Православной Церкви (БАПЦ) под председательством епископа Сергия (Охотенко)4. Вполне очевидно, что постановления Констанцкого Собора спровоцировали церковный раскол белорусской эмиграции, предложив юрисдикционную альтернативу для противников присоединения к РПЦЗ.

Известие о проведении Собора БАПЦ вызвало резко негативную реакцию со стороны белорусского епископата, перешедшего в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей. 8 июля 1948 г. митрополит Пантелеимон (Рожновский) опубликовал архипастырское обращение к духовенству и верующим Белорусской

4 nacTaHOBH Ca6opHKy npaBacnayHhix Eenapycay y HflMe^wHe, y H3eHh npn. Ey^pa-ciHi 23 TpayHH / 5 wpBeHA 1948 r. y KaHCTaH^i // 36op HaKyMaHTay ChB. EenapycKae AyraKe^anhHae npaBacnayHae ^pKBH (Ha BhirHaHhHi) / Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / Authorized by Metropolitan Andrew. Compiled by the Consistory of BAOChurch. - [E. m.], 1983. - C. 8.

Православной Церкви, в котором оправдывал действия возглавляемого им епископата и подвергал критике сторонников религиозной политики Рады БНР5.

Вскоре после публикации послания митрополита Пантелеимона канцелярия Белорусской митрополии РПЦЗ опубликовала статью «Аб канстанцкай «аутакефали» Беларускай Праваслаунай Царквы (Выясьненьнi з канцэлярып Беларускай М^раполи)» («О констанц-кой «автокефалии» Белорусской Православной Церкви (Разъяснения канцелярии Белорусской Митрополии)»). Основная критика «Разъяснений» адресовалась политическим лидерам Белорусской Народной Республики, которые обвинялись в польских, большевистских и униатских симпатиях6. Непосредственной реакцией на деяния Констанцкого Собора явилось издание епископом Афанасием (Мартосом) брошюры «Материалы по истории Православной Белорусской Церкви» («Матэрыялы да псторьп Праваслаунай Беларускай Царквы»), в которой доказывалась каноничность и правомерность перехода белорусского епископата в юрисдикцию РПЦЗ7.

Вступив в острую полемику со сторонниками возрождения Белорусской Автокефальной Православной Церкви, иерархи Белорусской митрополии РПЦЗ некоторое время испытывали колебания относительно дальнейшего реагирования на развивающиеся события. Сохранение принадлежности к Русской Зарубежной Церкви оказывалось чреватым потерей значительной части белорусской паствы. Характерные для середины 1948 г. колебания белорусских архиереев отразил в своей информационной записке протоиерей Аркадий Закидальский: «Много забот Карловацкому синоду доставляет Белорусская церковь, во главе которой стоит архиепископ, теперь уже

5 Белорусский государственный архив-музей литературы и искусства. Фонд Бе-ларускага 1нстытуту Навую i Мастацтва. - Пасланьне Мирапалиа Панцялейма-на да духавенства i верных дзяцей Праваслаунай Беларускай Царквы. - Щрсгайм. 08.07.1948 г. - Л. 1-1 об.

6 Аб канстанцкай «аутакефали» Беларускай Праваслаунай Царквы (Выясьненьш з Кацылярьп Беларускай Мираполи). Щдрсгайм, 08.07.1948 // Вшщю, А. Матэр'ялы да псторып беларускай эмпрацып у Нямеччыне у 1939-1951 гадох. Ч. II: Рэлтйныя справы / А. Вшщю. - Лос Анжэлес, 1968 (машынашс). - С. 75-78.

7 Переиздание: Афанасш (Мартас), архiепiскап. Матэрыялы да Псторып Праваслаунай Беларускай Царквы. (Перыяд савецкай i нямецкай акупацып Беларус!) / архiепiскап Афанасш (Мартас). - Жыровщы. 2004. - 133 с.

митрополит Пантелеимон (Рожновский). Митрополит Пантелеимон хочет от Карловацкого синода отделиться и основать Белорусскую автокефальную церковь. К сожалению, как сказал митрополит Серафим, идея эта имеет некоторый успех. По его словам, за спиной митрополита Пантелеимона стоят католики. Можно считаться с тем, что Белорусская церковь от Карловацкого синода отпадает. Правой рукой митрополита Пантелеимона является архиепископ Филофей (Нарко), но остальные белорусские епископы его поддерживают. Как говорит митрополит Серафим, главной приманкой являются большие средства, которыми митрополит Пантелеимон располагает, а также обещание вывести всех членов этой церкви в заморские края»8. Таким образом, по мнению не только протоиерея Аркадия, но и члена Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Берлинского и Германского Серафима (Ляде), в период после проведения Конс-танцкого Собора иерархи Белорусской митрополии рассматривали возможность выхода из юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей. Упоминание о «стоящих за спиной» митрополита Пан-телеимона католиках и об открывающихся в случае разрыва с РПЦЗ перспективах выезда «всех членов этой церкви в заморские края» может свидетельствовать о продолжавшемся диалоге лидеров БНР с белорусскими иерархами. Обвинения сторонников Белорусской Народной Республики в симпатиях к католицизму и прокатолической политике были характерны как для перешедшего в юрисдикцию РПЦЗ белорусского епископата, так и сторонников Белорусской Центральной Рады9. Кроме того, выход из состава Русской Православной Церкви Заграницей мог позволить иерархам Белорусской митрополии рассчитывать на поддержку Рады БНР в вопросе выезда за пределы Германии.

Допуская возможность поддержания митрополитом Пантелеи-моном (Рожновским) контактов с Радой БНР, вряд ли можно заподозрить его в проавтокефальных симпатиях. За свою принципиаль-

8 НАРБ. Фонд 951. - Оп. 2. - Д. 14. - Л. 205. Выписка из информации протоиерея Берлинской церкви Аркадия Закидальского. 2 сентября 1948 г.

9 См. наиболее характерные для того времени обвинения «кривичей» в скрытом католицизме: Касяк, I. З псторьп Праваслаунай Царквы беларускага народу. С. 146-151, 153.

ную позицию в вопросе сохранения единства Русской Православной Церкви он дважды подвергался отстранению от архипастырского служения. В 1922 г. епископ Пантелеимон выступил против автокефалии Православной Церкви в Польше, вскоре после чего был уволен от управления Пинской епархией и направлен в монастырь. К служению в качестве управляющего епархией он вернулся по прошествии семнадцати лет, после присоединения Западной Беларуси к советскому государству и последовавшего за этим восстановления юрисдикции Русской Православной Церкви в пределах западных белорусских областей. В условиях начавшейся в 1941 г. немецкой оккупации митрополит Пантелеимон всячески препятствовал реализации навязывавшегося Белорусской Православной Церкви проекта провозглашения автокефалии. По распоряжению Генерального комиссара Белоруссии В. Кубэ глава Белорусской митрополии был отстранен от участия в делах церковного управления и сослан в Ля-денский Благовещенский монастырь10. Представляется сомнительным, чтобы митрополит Пантелеимон, зарекомендовавший себя убежденным противником провозглашения белорусской и польской автокефалий, сознательно переведя значительную часть последователей Белорусской митрополии в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей, вынашивал тайные планы относительно объявления белорусской церковной независимости.

Конечным итогом противостояния двух церковных центров белорусской эмиграции стало произошедшее в декабре 1949 г. формирование независимой иерархии и Священного Собора епископов Белорусской Автокефальной Православной Церкви11, что окончательно закрепило наметившийся раскол.

10 Касяк, I. З исторып Праваслаунай Царквы беларускага народу. С. 93, 96, 98.

11 Вшщю, А. Матэр'ялы да исторып беларускай эмiграцыi у Нямеччыне. Ч. II: Рэлшйныя справы. Л. 98-111; Гарошка, М. Архiяпiскап Васшь / М. Гарошка // Бела-рус. - 1970. - № 159. - С. 1; Грамота о рукоположении архимандрита Василия (Тома-щика) во епископа Виленского. Розенхайм, 20 декабря 1949 г. На 1 л. Рукопись. Фотокопия. Архив автора; Лкт Аугена Кахноускага, адрасаваны Прэзвдэнту БНР М. Абрамчыку ад 26.12.1949 // Гардзiенка Н. Рада БНР (1947-1970): Падзе1 Дакументы. Асобы / Н. Гардзiенка, Л. Юрэвiч. - Мшск : Кшгазбор, 2013. - С. 484-485; Навщю, I. Вялтя дш БАПЦ / I. Навщю // Бацькаушчына. - 1950. - № 1 (61). - С. 1; Першая

Анализ информационной записки протоиерея Аркадия Заки-дальского позволяет сделать вывод о том, что после вхождения в состав Русской Православной Церкви Заграницей Белорусская митрополия не сразу растворилась в новой церковной структуре, а некоторое время продолжала сохранять автономный статус. Инициированные руководством Белорусской Народной Республики процессы возрождения Белорусской Автокефальной Православной Церкви порождали колебания белорусского епископата относительно правильности сделанного выбора. Колебания эти были настолько очевидны, что даже член Архиерейского Синода РПЦЗ митрополит Берлинский и Германский Серафима (Ляде) в 1948 г. был убежден в скором отделении Белорусской митрополии. К сомнениям относительно целесообразности дальнейшего пребывания в юрисдикции РПЦЗ белорусских архиереев подталкивали не только опасения потери паствы, симпатизировавшей идее возрождения белорусской церковной независимости, но и желание использовать возможности руководства БНР для выезда за пределы Германии. Таким образом, содержащаяся в информационной записке протоиерея Аркадия За-кидальского информация проливает дополнительный свет не только на положение белорусских архиереев в составе РПЦЗ, но и в целом на состояние церковных дел белорусской эмиграции в 1948 г. Означенные обстоятельства позволяют судить о рассматриваемом документе как о важном источнике по истории белорусской церковной эмиграции и целесообразности его введения в научный оборот.

Вступительная статья и публикация А.В. Слесарева

Сэ^ Сьвяшчэннага Сабору Яшскапау Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы // Бацькаушчына. - 1950. - № 1 (61). - С. 1; Саборнае архшастырскае па-сланьне // Бацькаушчына. - 1950. - № 1 (61). - С. 2; Bird E. Thomas. Orthodoxy in Byelorussia: 1917-1980. P. 169.

ВЫПИСКА ИЗ ИНФОРМАЦИИ протоиерея Берлинской церкви А. Закидальского

Состав Карловацкого синода состоит из церквей: русской, германской, украинской автономной и белорусской.

Германскую церковь возглавляет митрополит Серафим и его заместитель епископ Александр (Ловчий).

Белорусскую церковь в синоде представляет архиепископ Пан-телеимон (Рожновский). В состав белорусской церкви входят епископы: архиепископ Бенедикт (Бобковский), бывший гродненский, архиепископ Филофей (Нарко), епископ Григорий (Боришкевич), архиепископ Стефан (Севбо), бывший Смоленский, и епископ Афанасий (Мартос), проживающий в Гамбурге.

В Украинскую автономную церковь входят епископы: архиепископ Палладий (Выдыбида-Руденко), епископ Евлогий, бывший Винницкий, епископ Федор (Рафальский), епископ Димитрий (Ма-ган) и какой-то новопосвященный, имени которого я сейчас не пом-

До сих пор Украинскую автономную церковь в синоде представлял архиепископ Пантелеимон (Рудык).

После его отъезда в Америку новый заместитель еще не назначен.

Кроме Украинской автономной церкви существует еще и украинская «Автокефальная». Во главе ее стоит митрополит Поликарп (Сикорский). Проживает он в английской зоне - Ганновер. В Мюнхене представителем его является епископ Хороший. Украинская Автокефальная церковь существует на средства англичан, которые ее всемерно поддерживают. Однако успехом она не пользуется. Большинство священников этой церкви со своими прихожанами переходят в ведение митрополита Серафима. Священников этих принимают через новое рукоположение.

По словам митрополита Серафима можно считаться со скорым концом Украинской автокефальной церкви.

Много забот Карловацкому синоду доставляет Белорусская церковь, во главе которой стоит архиепископ, теперь уже митрополит Пантелеимон (Рожновский).

Митрополит Пантелеимон хочет от Карловацкого синода отделиться и основать Белорусскую автокефальную церковь. К сожалению, как сказал митрополит Серафим, идея эта имеет некоторый успех. По его словам, за спиной митрополита Пантелеимона стоят католики. Можно считаться с тем, что Белорусская церковь от Кар-ловацкого синода отпадает. Правой рукой митрополита Пантелеи-мона является архиепископ Филофей (Нарко), но остальные белорусские епископы его поддерживают.

Как говорит митрополит Серафим, главной приманкой являются большие средства, которыми митрополит Пантелеимон располагает, а также обещание вывести всех членов этой церкви в заморские края.

Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 951. - Оп. 2. - Д. 14. Докладные записки, сведения и переписка о деятельности Уполномоченного Совета по делам РПЦ при СМ СССР по БССР. 1948 г - Л. 205. Машинопись.

NEW INFORMATION REGARDING THE POSITION OF THE HIERARCHS OF THE BELARUSIAN METROPOLIS AS PART OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ABROAD IN 1948

An informational note of a cleric of the Berlin Diocese of the Russian Orthodox Church Abroad, Archpriest Arkady Zakidalsky, is published here for the first time. The note was compiled in 1948 and reflects the position of the hierarchs of the Belarusian Metropolis who were in emigration after the transfer to the ROCOR jurisdiction. The author of the note notes the presence of the subjectivity of the Belarusian Orthodox Church as part of the Russian Church Abroad and the fluctuations of the Belarusian episcopate associated with the rejection of their church policy by the public-political leaders oriented towards the Belarusian People's Republic.

Keywords: Belarusian Autocephalous Orthodox Church, Belarusian Diaspora, Belarusian Metropolis, Belarusian Orthodox Church, Belarusian People's Republic, Belarusian emigration, Orthodoxy, Russian Orthodox Church Outside of Russia, schism, church schism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.