Научная статья на тему 'Роль митрополита Полесского и Пинского александра (Иноземцева) в организации церковной жизни Белорусской и украинской послевоенной диаспоры'

Роль митрополита Полесского и Пинского александра (Иноземцева) в организации церковной жизни Белорусской и украинской послевоенной диаспоры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОКЕФАЛИЯ / БЕЛОРУССКАЯ ДИАСПОРА / УКРАИНСКАЯ ДИАСПОРА / БЕЛОРУССКАЯ МИТРОПОЛИЯ / БЕЛОРУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ОККУПАЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПОЛЬШЕ / РАСКОЛ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ / СХИЗМА / ХРАМЫ / ЭМИГРАЦИЯ / AUTOCEPHALY / BELARUSIAN DIASPORA / BELARUSIAN METROPOLIS / BELARUSIAN ORTHODOX CHURCH / BELARUSIAN PEOPLE’S REPUBLIC / EMIGRATION / OCCUPATION / ORTHODOXY / ORTHODOX CHURCH / ORTHODOX CHURCH IN POLAND / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH OUTSIDE OF RUSSIA / SCHISM / TEMPLES / UKRAINIAN DIASPORA / WORLD WAR II

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

Статья посвящена рассмотрению деятельности митрополита Полесского и Пинского Александра (Иноземцева) по организации духовного попечения о православных белорусах и украинцах, оказавшихся в послевоенных лагерях для перемещенных лиц. Основное внимание уделяется вопросу юрисдикционной принадлежности иерарха в 1944-1948 гг., что обусловлено существующими в литературе противоречивыми утверждениями по данной проблематике. Произошедшее в 1948-1949 гг. формирование Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ), лишенной признания в православном мире, сопровождалось распространением недостоверного утверждения относительно активной поддержки митрополитом Александром белорусского автокефального проекта незадолго до своей кончины в 1948 г. Данное утверждение преследовало цель содействия легитимации БАПЦ в среде белорусской диаспоры. Последовательное рассмотрение данного вопроса позволяет сделать вывод о непричастности бывшего управляющего Полесской епархией к инициативе руководства Белорусской Народной Республики по созданию Белорусской автокефальной православной церкви. Оказавшись в эмиграции, митрополит Александр на непродолжительное время присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей, но с весны 1945 г. возглавлял зарубежные структуры Православной Церкви в Польше.The article is devoted to the consideration of the activities of Metropolitan Alexander (Inozemtsev) of Polesie and Pinsk in the organization of spiritual care of Orthodox Belarusians and Ukrainians who ended up in post-war camps for displaced person. Principally, the issue of the jurisdictional affiliation of the Metropolitan in 1944-1948 is considered, which is due to contradictory statements in the literature on this issue. The formation of the Belarusian Autocephalous Orthodox Church (BAOC) in 1948-1949, which did not have recognition in the Orthodox world, was accompanied by the spread of an unreliable statement regarding the active support by Metropolitan Alexander of the Belarusian autocephaly project shortly before his death in 1948. This statement was aimed at promoting the legitimacy of the BAOC among the Belarusian diaspora. Consistent consideration of this issue allows us to conclude that the former administrator of the Polesie Diocese was not involved in the initiative of the leadership of the Belarusian People’s Republic to create the Belarusian Autocephalous Orthodox Church. Once in exile, Metropolitan Alexander for a short time joined the Russian Orthodox Church Outside of Russia, but since the spring of 1945 headed the foreign structures of the Orthodox Church in Poland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль митрополита Полесского и Пинского александра (Иноземцева) в организации церковной жизни Белорусской и украинской послевоенной диаспоры»

христианское чтение

Иаучный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии русской Православной Церкви

№ 3 2020

А.В. Слесарев

роль митрополита Полесского и Пинского Александра (иноземцева) в организации церковной жизни белорусской и украинской послевоенной диаспоры

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10053

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению деятельности митрополита Полесского и Пинского Александра (Иноземцева) по организации духовного попечения о православных белорусах и украинцах, оказавшихся в послевоенных лагерях для перемещенных лиц. Основное внимание уделяется вопросу юрисдикционной принадлежности иерарха в 1944-1948 гг., что обусловлено существующими в литературе противоречивыми утверждениями по данной проблематике. Произошедшее в 1948-1949гг. формирование Белорусской автокефальной православной церкви (БАПЦ), лишенной признания в православном мире, сопровождалось распространением недостоверного утверждения относительно активной поддержки митрополитом Александром белорусского автокефального проекта незадолго до своей кончины в 1948 г. Данное утверждение преследовало цель содействия легитимации БАПЦ в среде белорусской диаспоры. Последовательное рассмотрение данного вопроса позволяет сделать вывод о непричастности бывшего управляющего Полесской епархией к инициативе руководства Белорусской Народной Республики по созданию Белорусской автокефальной православной церкви. Оказавшись в эмиграции, митрополит Александр на непродолжительное время присоединился к Русской Православной Церкви Заграницей, но с весны 1945 г. возглавлял зарубежные структуры Православной Церкви в Польше.

Ключевые слова: автокефалия, белорусская диаспора, украинская диаспора, Белорусская митрополия, Белорусская Православная Церковь, Белорусская Народная Республика, Вторая мировая война, оккупация, православие, Православная Церковь, Православная Церковь в Польше, раскол, Русская Православная Церковь Заграницей, схизма, храмы, эмиграция.

Об авторе: Александр валерьевич Слесарев

Кандидат богословия, проректор по научной работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии. E-mail: a-slesarev@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4892-999X

Ссылка на статью: Слесарев А. В. Роль митрополита Полесского и Пинского Александра (Иноземцева) в организации церковной жизни белорусской и украинской послевоенной диаспоры // Христианское чтение. 2020 № 3. С. 138-147.

khristianskoye chteniye

[christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian orthodox church

No. 3 2020

Alexander V. Slesarev

The Role of Alexander (Inozemtsev), Metropolitan of Polesie and Pinsk, in the organization of church Life in the Belarusian and ukrainian Post-War Diaspora

DOI: 10.24411/1814-5574-2020-10053

Abstract: The article is devoted to the consideration of the activities of Metropolitan Alexander (Inozemtsev) of Polesie and Pinsk in the organization of spiritual care of Orthodox Belarusians and Ukrainians who ended up in post-war camps for displaced person. Principally, the issue of the jurisdictional affiliation of the Metropolitan in 1944-1948 is considered, which is due to contradictory statements in the literature on this issue. The formation of the Belarusian Autocephalous Orthodox Church (BAOC) in 1948-1949, which did not have recognition in the Orthodox world, was accompanied by the spread of an unreliable statement regarding the active support by Metropolitan Alexander of the Belarusian autocephaly project shortly before his death in 1948. This statement was aimed at promoting the legitimacy of the BAOC among the Belarusian diaspora. Consistent consideration of this issue allows us to conclude that the former administrator of the Polesie Diocese was not involved in the initiative of the leadership of the Belarusian People's Republic to create the Belarusian Autocephalous Orthodox Church. Once in exile, Metropolitan Alexander for a short time joined the Russian Orthodox Church Outside of Russia, but since the spring of 1945 headed the foreign structures of the Orthodox Church in Poland.

Keywords: autocephaly, Belarusian diaspora, Belarusian Metropolis, Belarusian Orthodox Church, Belarusian People's Republic, emigration, occupation, Orthodoxy, Orthodox Church, Orthodox Church in Poland, Russian Orthodox Church Outside of Russia, schism, temples, Ukrainian diaspora, World War II.

About the author: Alexander Valeryevich Slesarev

Candidate of Theology, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific Work, Head of the Department of Church History and Church Practical Disciplines of the Minsk Theological Academy. E-mail: a-slesarev@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4892-999X

Article link: Slesarev A. V. The Role of Alexander (Inozemtsev), Metropolitan of Polesie and Pinsk, in the Organization of Church Life in the Belarusian and Ukrainian Post-War Diaspora. Khristianskoye Chteniye, 2020, no. 3, pp. 138-147.

Одной из наименее изученных и одновременно весьма противоречивых страниц истории организации церковной жизни белорусской и украинской диаспор середины — второй половины 1940-х гг. является деятельность бывшего архиепископа Полесского и Пинского Александра (Иноземцева; 1887-1948). Не являясь этническим белорусом или украинцем, он стал во многом символической фигурой для белорусского и украинского автокефальных движений. Данное обстоятельство актуализирует вопрос изучения и оценки деятельности названного иерарха в последние годы жизни, связанные с пребыванием в эмиграции и духовным попечением о белорусско-украинской диаспоре.

Родился будущий архиепископ Александр (в миру Николай Иванович Иноземцев) 12 августа 1887 г. в Тобольске, где окончил местное духовное училище и духовную семинарию. В 1909 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую успешно окончил через четыре года со степенью кандидата богословия. На предпоследнем курсе принял монашеский постриг, после чего ректором академии епископом Ямбургским Георгием (Ярошевским) рукоположен во иеромонаха. Некоторое время иеромонах Александр (Иноземцев) являлся помощником инспектора СПбДА, а в 1918 г. получил назначение на должность епархиального миссионера Минской епархии с возведением в сан архимандрита. По прошествии трех месяцев он оставил место своего служения и выехал сперва в пределы Украины, а затем эмигрировал в Италию. В октябре 1921г. по приглашению Патриаршего экзарха в Польше архиеп. Георгия (Ярошевского) переехал в Варшаву. Поддержав курс на провозглашение автокефалии Православной Церкви в Польше, архим. Александр вскоре стал кандидатом на архиерейское служение. Во время Второго Собора православных епископов в Польше, проходившего 31 мая 1922 г. в Почаеве, состоялось его избрание во епископа Люблинского, викария Варшавско-Холмской епархии. Рукоположенный 4 июня 1922 г., еп. Александр (Иноземцев) уже по прошествии восьми дней временно возглавил Пинско-Новогрудскую епархию. Решением Священного Синода Православной Церкви в Польше от 25 сентября 1922 г. Пинско-Новогрудская епархия была переименована в Полесско-Пинскую, а синодальным решением от 11 декабря того же года еп. Александр утверждался ее правящим архиереем (Акты, 2005, 148, 722; Письмо, 1924а, 2-3; Письмо, 1924Ь, 1) [Кривонос, Лабынцев, 2000, 494].

1 ноября 1939 г., одновременно с официальным включением Западной Украины и Западной Беларуси в состав Советского Союза, архиеп. Александр (Иноземцев) совместно с архиепископом Волынским и Кременецким Поликарпом (Сикорским) и епископом Острожским Симоном (Ивановским), викарием Волынской епархии, сформировали Священный Синод Православной Церкви в Польше в пределах Западной Украины и Западной Беларуси (Постанова, 1987, 617-619). Однако уже вскоре стал вопрос о включении епархий на новоприсоединенных территориях в юрисдикцию Русской Православной Церкви. В июне 1940 г. архиеп. Александр получил указ Московской Патриархии относительно необходимости прибыть в Москву для урегулирования канонического статуса Полесской епархии (Указ, 1987Ь, 621). Сославшись на плохое состояние здоровья, он отложил поездку. Более того, в декабре 1940 г. экзарх Западной Украины и Западной Белоруссии архиеп. Николай (Ярушевич) констатировал отсутствие в ряде храмов Полесской епархии богослужебного поминовения священноначалия Русской Православной Церкви и просил архиеп. Александра исправить положение (Миколай, 1987, 630). Избегая личных встреч и сослужения с экзархом, архиеп. Александр не спешил выполнять рекомендации относительно поминовения священноначалия и продолжал затягивать вопрос официального присоединения к Русской Православной Церкви. Указом Московской Патриархии от 2 июня 1941 г. «в связи с болезненным состоянием» он увольнялся от управления Полесской епархией и почислялся на покой. Новым управляющим епархией тогда же избирался казначей Почаевской лавры архим. Вениамин (Новицкий), представленный к рукоположению во епископа Пинского (Указ, 1987а, 633-635). В своем ответе Патриаршему местоблюстителю митр. Сергию (Страгородскому) от 19 июня 1941 г. архиеп. Александр

отказывался признавать справедливость и каноническую обоснованность указа, прося об отмене принятого решения (Олександер, 1987, 635-636). Развитие контактов бывшего управляющего Полесской епархией с Московской Патриархией прекратилось с началом немецкого военного вторжения в пределы Советского Союза.

Вскоре после установления оккупационного режима на белорусских и украинских землях архиеп. Александр (Иноземцев) вернулся к управлению Полесско-Пинской епархией, территориально отнесенной к рейхскомиссариату «Украина». Имея сложные взаимоотношения с Московской Патриархией, он не оказался в числе участников Архиерейского Собора, проходившего 18 августа 1941 г. в Почаеве и принявшего решение о формировании автономной Украинской Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата. Более того, продолжая признавать своим первоиерархом митрополита Варшавского Дионисия (Валединского), управляющий Полесской епархией стал на путь возрождения украинского автокефального движения. Декретом митр. Дионисия от 24 декабря 1941 г. учреждалась Временная администратура Православной Церкви в Польше на украинских землях, возглавленная архиеп. Поликарпом (Сикорским) и нашедшая поддержку со стороны архиеп. Александра (Иноземцева). 8-10 февраля 1942 г. под председательством архиеп. Александра состоялся архиерейский собор в г. Пинске, собравший противников Московской Патриархии и провозгласивший курс на возрождение Украинской автокефальной православной церкви №яння, 1987, 677-679; Ухвала, 1987, 686-687) [Власовський, 1966, 205]. О высокой степени влияния архиеп. Александра (Иноземцева) на события украинской церковной жизни периода немецкой оккупации свидетельствует не только это обстоятельство. Подписанный 8 октября 1942 г. акт объединения Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) и Украинской Автономной Православной Церкви в единую церковную структуру определял персональный состав новообразованного Священного Синода, в котором имя Александра (Иноземцева), возведенного в сан митрополита, значилось первым по списку (Акт поеднання, 1987, 730). Несмотря на провал данной объединительной инициативы, митр. Александр продолжал оставаться чрезвычайно авторитетным иерархом в Синоде УАПЦ, занимая второе место после митр. Поликарпа (Сикорского).

В нач. 1944 г. произошло присоединение Пинского округа к Генеральному комиссариату Беларусь, что актуализировало вопрос перехода митр. Александра (Иноземцева) в юрисдикцию Белорусской Православной Церкви (БПЦ). При этом необходимо отметить, что президент Белорусской Центральной Рады (БЦР) Р. Островский выступил с инициативой увольнения на покой митрополита Минского и Белорусского Пантелеимона (Рожновского), последовательного сторонника единства Русской Православной Церкви. Кандидатом на должность предстоятеля Белорусской митрополии Р. Островский выдвинул митр. Александра. В начале мая 1944 г. по приглашению президента БЦР управляющий Полесской епархией прибыл в Минск и был представлен высшей оккупационной администрации во главе с генеральным комиссаром Белоруссии Куртом фон Готбером, а уже 15 мая Собор Белорусской Православной Церкви постановил включить Полесский округ в географические пределы Белорусской митрополии. Одновременно с этим участники Собора предложили митр. Александру и подчиненному ему духовенству перейти в состав БПЦ. В своем ответном обращении митр. Александр выразил предварительное согласие, выдвинув в качестве встречных условий получение одобрения на смену церковной юрисдикции со стороны митрополита Варшавского Дионисия (Валединского), а также сохранение полученного в УАПЦ права предношения креста за богослужениями. Поскольку вплоть до эвакуации православного епископата за пределы Белоруссии, произведенной в июне 1944 г., митр. Александр не предоставил отпускной грамоты от митр. Дионисия, его официальный переход в состав Белорусской митрополии так и не состоялся (Документы обличают, 1964, 89) [Касяк, 1956, 130, 133-135].

В конце июля 1944 г. группа белорусского епископата прибыла в г. Сосновец, входивший в пределы области Верхняя Силезия в Германии (ныне Силезское воеводство,

Польша). Проведя архиерейское совещание, белорусские владыки признали поселившегося в г. Мариенбаде (ныне г. Марианске-Лазне, Чехия) митр. Александра (Иноземцева) пребывающим вне юрисдикции Белорусской Православной Церкви (Апанас, 2005, 98) [«Б. А. П.Ц.», 1952, 93; Пидгайко, 2010, 416].

В это же время митр. Александр фактически прекратил общение с белорусскими иерархами и подал прошение о вхождении в юрисдикцию Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Рассмотрение данного обращения состоялось на заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, проходившем 2 января 1945 г. Положительно восприняв инициативу бывшего управляющего Полесской епархией, участники заседания потребовали от него полного разрыва церковного общения с украинскими автокефалистами. Согласившись с выдвинутым условием, Александр (Иноземцев) вскоре официально вошел в состав иерархии РПЦЗ. При этом за ним сохранялся титул митрополита, полученный в Украинской автокефальной православной церкви, каноничность которой отрицалась русскими зарубежными иерархами (СА. Д. 76/46. Л. 9-10). Столь снисходительное отношение к архиерею, стоявшему у истоков возрождения украинского автокефального движения в период немецкой оккупации, может быть объяснено стремлением священноначалия РПЦЗ использовать авторитет митр. Александра для присодинения к Русской Зарубежной Церкви оказавшихся в Западной Европе многочисленных выходцев из белорусско-украинских территорий. Однако пребывание иерарха в составе РПЦЗ оказалось непродолжительным. Уже 30 апреля 1945 г. он заявил о восстановлении своей канонической принадлежности к Православной Церкви в Польше, возглавляемой митр. Дионисием (Валединским) (СА. Д. 76/46. Л. 9-10) [«Б. А. П. Ц.», 1952, 93].

Вплоть до своей кончины митр. Александр (Иноземцев) предпринимал усилия по формированию церковных структур Православной Церкви в Польше на территории Западной Европы, осуществляя духовное попечение о лицах, являвшихся гражданами Польской Республики ко времени начала Второй мировой войны. Проводя переговоры с администрацией французской, американской и британской оккупационных зон Германии, он стремился к переподчинению себе всех православных приходов и священнослужителей в лагерях перемещенных лиц, преимущественно населенных выходцами из Западной Беларуси и Западной Украины. Данное обстоятельство существенным образом осложняло взаимоотношения митр. Александра с епископатом РПЦЗ, автономной УПЦ и Белорусской митрополии (СА. Д. 76/46. Л. 10).

В мае 1946 г. состоялся переход иерархов Белорусской Православной Церкви в юрисдикцию РПЦЗ, что вызвало резко негативную реакцию со стороны белорусских политических организаций, ориентированных на проавтокефальную религиозную политику руководства Белорусской Народной Республики в эмиграции. Взяв курс на неканоничное формирование структур Белорусской автокефальной православной церкви, представители названного политического направления возлагали большие надежды на поддержку со стороны митр. Александра (Иноземцева). В частности, весной 1947 г. председатель Белорусского центрального комитета помощи Александр Виницкий предложил митрополиту возглавить БАПЦ. Во время встречи владыка интересовался численностью белорусской диаспоры в Германии, деятельностью белорусских общественно-политических организаций и реакцией православных верующих на переход епископата в РПЦЗ. Ознакомившись со сложившейся ситуацией, митр. Александр посоветовал А. Виницкому не спешить с реализацией проекта, поскольку, на его взгляд, для восстановления структур БАПЦ представлялось недостаточным формирование одного лишь независимого от РПЦЗ белорусского епископата. Пребывание подавляющего большинства клириков Белорусской митрополии в составе Русской Зарубежной Церкви требовало, по его мнению, подготовки новых священнослужителей для направления их в белорусские лагеря для перемещенных лиц (Арх^ Б1Н1М, 1968, 56-57). Таким образом, митр. Александр (Иноземцев) временно воздержался от оказания непосредственной поддержки инициаторам реализации белорусского автокефального проекта в диаспоре.

Можно предположить, что обладавший высоким авторитетом среди белорусских верующих и духовенства митр. Александр в случае поддержки инициативы по возрождению БАПЦ мог спровоцировать масштабный раскол белорусов диаспоры. Об уровне его авторитета свидетельствует воспоминание А. Виницкого о частной беседе с влиятельным белорусским протоиереем Николаем Лапицким1, который высказывал готовность поддержать создание БАПЦ лишь только в случае ее возглавле-ния митр. Александром (Арх^ Б1Н1М, 1968, 56). Как показала последующая история, отказ митрополита от поддержки белорусского автокефального проекта удержал прот. Николая от уклонения в раскол. Более того, на протяжении 1950-1970-х гг. названный священнослужитель являлся администратором белорусских приходов юрисдикции Константинопольского Патриархата в Северной Америке и выступал за предоставление независимости Белорусской Православной Церкви, при этом подвергая резкой критике сформированную в 1948-1949гг. неканоничную Белорусскую автокефальную православную церковь [Лапщю, 1967-1968, 12-13; М.Л., 1952а, 5-8; М.Л., 1952Ь, 5-9; М.Л., 1952с, 3-8; М.Л., 1952^ 7-10; М.Л., 1952е, 5-9].

На протяжении 1945-1948 гг. ассоциировавший себя с Православной Церковью в Польше митр. Александр (Иноземцев) поддерживал тесные контакты с Украинской автокефальной православной церковью. Так, 12-15 мая 1947 г. на правах почетного гостя он принимал участие работе III собора епископов УАПЦ, проходившего в Мюнхене, а на состоявшийся 25-27 декабря 1947 г. в Регенсбурге церковный съезд УАПЦ он направил протопресв. Павла Калиновича в качестве своего официального представителя [Власовський, 1966, 321]. Активное взаимодействие митр. Александра с украинскими автокефалистами побудило Архиерейский Синод РПЦЗ принять постановление от 26 марта 1947 г. о разрыве церковного общения с бывшим управляющим Полесской епархией [Власовський, 1966, 326].

Скончался митр. Александр (Иноземцев) 9 февраля 1948 г. в Мюнхене, став жертвой несчастного случая. Высокий авторитет почившего в среде украинских и белорусских эмигрантов породил конфликтное противостояние между иерархами Русской Православной Церкви Заграницей и Украинской автокефальной православной церкви за право совершения погребения митрополита. После встречи представителей украинской делегации с первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским) была достигнута договоренность о попеременном совершении заупокойных богослужений над гробом покойного иерархами и духовенством обеих церковных юрисдикций [Власовський, 1966, 326; К. М., 1948а, 74-75; К. М., 1948Ь, 64-65; Сьв. пам. Мгграпалгг, 1949, 30].

На протяжении ряда последующих лет упоминание о поддержке со стороны митр. Александра (Иноземцева) использовалось украинскими и белорусскими авто-кефалистами в качестве средства легитимации собственных структур в эмигрантской среде. Так, состоявшийся 5 июня 1948 г. в немецком городе Констанца (французская оккупационная зона Германии) собор избранных представителей духовенства УАПЦ не только взял курс на формирование структур БАПЦ, но и заявил о продолжении им дела покойного митр. Александра, который якобы незадолго до смерти поддержал и возглавил реализацию белорусского автокефального проекта. В частности, третий пункт постановления Констанцкого собора гласил: «Собор поддерживает постановление митр. Александра Пинского создать [на началах] Автокефальности Б[елорусскую] [Православную] Церковь в эмиграции и с печалью вспоминает преждевременную смерть митр. Александра» (Пастановы, 1983, 8). Реагируя на данное

1 Протоиерей Николай Лапицкий (1907-1976) являлся видным деятелем белорусского национального движения. В 1942 г. принимал участие в организации и проведении Всебелорусского церковного Собора, утвердившего решение о необходимости провозглашения автокефалии Белорусской Православной Церкви. В мае 1946 г. выступил соорганизатором и активным участником Первого Белорусского православного съезда, проходившего в г. Регенсбург и призвавшего белорусский епископат воздержаться от присоединения к РПЦЗ ради реализации идеи белорусской церковной независимости.

заявление, вызвавшее широкий резонанс в православной эмигрантской среде, перво-иерарх УАПЦ митр. Поликарп (Сикорский) в своем письме от 24 марта 1949 г. следующим образом упрекал первоиерарха БАПЦ архиеп. Сергия (Охотенко): «Покойный владыка митрополит Александр действительно был главой Первого Собора УАПЦ в Пинске, но он никогда не был Главой Белорусской Автокефальной Православной Церкви. Он не был даже епископом Белорусской Церкви. Я это лучше знаю, нежели Вы» (Лкт Першаiерарха, 1983, 110).

Однако на протяжении длительного времени белорусская эмигрантская пресса продолжала тиражирование мифа о поддержке и возглавлении белорусского автокефального движения бывшим управляющим Полесской епархии. Одним из наиболее выразительных примеров тому может служить публикация «З бруднай крынщы толью бруд можа пацячы» («Из грязного источника только грязь может истекать»), размещенная в № 23 (305) от 3 июня 1956 г. белорусской газеты «Бацькаушчына» («Отечество»), ориентированной на поддержку политического курса Рады БНР. Согласно информации, опубликованной в названной статье, после перехода архиереев Белорусской митрополии в состав РПЦЗ делегация БНР встретилась с митр. Александром (Иноземцевым) и предложила ему возглавить БАПЦ. При этом последний якобы одобрил прозвучавшее предложение и согласился провести собор духовенства и мирян Белорусской автокефальной православной церкви в том случае, если в его работе сможет принять участие не менее пяти священников. Согласно утверждению автора публикации, последовавшая вскоре после этого смерть митр. Александра разрушила планы архитекторов белорусской автокефалии [К. М., 1956, 3-4]. Подобным образом и другие публикации белорусской прессы освещали роль митр. Александра в истории становления БАПЦ (см., напр.: [Слошмсга, 1948, 2 и др.]).

Тиражирование недостоверной информации относительно присоединения бывшего управляющего Полесской епархией к белорусскому автокефальному движению в эмиграции привело к появлению публикаций, детально опровергавших распространявшийся миф. Весной 1952 г. журнал «Церковная жизнь», являвшийся официальным органом Архиерейского Синода РПЦЗ, опубликовал статью архиепископа Берлинского и Германского Венедикта (Бобковского) «„Б. А. П. Ц." — Новая сектантская группировка в Белорусской Церкви в эмиграции». Указывая на непродолжительное пребывание митр. Александра (Иноземцева) в юрисдикции РПЦЗ и последующее возглавление им зарубежных структур Православной Церкви в Польше, автор также сообщал об отказе почившего иерарха возглавить БАПЦ по причине признания им законности исключительно автономной Белорусской митрополии в составе РПЦЗ [«Б.А.П.Ц.», 1952, 93-94]. В частности, публикация содержала следующее утверждение: «Митрополит Александр незадолго перед своею смертью лично беседовал с архиепископом Венедиктом и другими епископами в Мюнхене и в беседе заметил, что „кривичи"2 добивались у него образования „автокефалии" и возглавления БАПЦ, но он им отказал, мотивируя это наличием законной иерархии в эмиграции под главенством митрополита Пантелеимона» [«Б.А.П.Ц.», 1952, 94].

Помимо иерархов РПЦЗ, с критикой недостоверной оценки роли митр. Александра (Иноземцева) в истории церковной жизни белорусской диаспоры выступал также председатель белорусского православного братства в честь Жировичской иконы Божией МатериА.Осипчик, который в 1946-1949гг. принимал активное участие в подготовке возрождения и формировании структуры БАПЦ. В июле 1953 г. на страницах журнала «Ста веры» («Сила веры»), являвшегося официальным органом братства, он опубликовал личные воспоминания о деятельности митр. Александра в последние годы жизни. При этом А. Осипчик прямо указывал на то, что в 1948 г. митрополит не принял предложение посетившего его президента БНР Н. Абрамчика относительно возглавления возрождаемой БАПЦ [Мгг. Аляксандар, 1953, 32].

2 Во второй пол. 1940-х гг. в белорусской диаспоре за сторонниками Рады БНР закрепилось наименование «кривичей», а за приверженцами БЦР — наименование «зарубежников».

Завершая обзор религиозной деятельности митр. Александра (Иноземцева) в эмиграции, необходимо подчеркнуть, что вопреки последующим инсинуациям заинтересованных лиц, с апреля 1945 по февраль 1948 гг. он выступал в качестве иерарха Православной Церкви в Польше, не входя в состав епископата Русской Православной Церкви Заграницей, Украинской или Белорусской автокефальных православных церквей. Более того, характерные для митр. Александра в этот период притязания на возвращение православных граждан Западной Украины и Западной Беларуси (по состоянию на 1939 г.) в юрисдикцию Польской Православной Церкви свидетельствуют о его сознательном вхождении в конкурентные отношения с епископатом названных Церквей. Перечисленные обстоятельства лишают идеологов украинского и белорусского автокефальных движений существенных оснований к использованию имени митр. Александра (Иноземцева) в качестве символа для исторической легитимации названных национальных церковных проектов.

источники и литература

источники

1. Акт поеднання (1987) — Акт поеднання. Року Божого 1942, жовтня 8 дня. Свята По-ча!вська Лавра // Мартиролопя Украшських Церков: у 4 т. Т.1: Украшська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Украши. Торонто; Балтимор: Украшське Видавництво «Смолоскип» iM. В. Симоненка, 1987. С. 729-731.

2. Акты (2005) — Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 / Сост. М. Е. Губонин. М.: ПСТБИ, Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994. 1064 с.

3. Апанас (2005) — Апанас, apxienicKan. На шве Хрыстовай: у пяцщзесятыя угодю сьвя-тарства. 1928-1978. Успамшы. Нью-Ёрк; Менск; Варшава, 2005. 192 с.

4. Архiу Б1Н1М (1968) — Архiу Беларускага 1нстытута Навук й Мастацтва. Втщ-KiA. Матэр'ялы да псторьп беларускай эмiграцыi у Нямеччыне у 1939-1951 гадох. Ч. II: Рэлтйныя справы. Лос Анжэлес, 1968. Машынатс. 159 л.

5. Дiяння (1987) — Дiяння ч. 4 Обласного Собору бпискотв Православно! Церкви на Укра!ш, в Поча!вськш Лаврi вщ 18 серпня 1941 року // Мартиролопя Украшських Церков: у 4 т. Т. 1: Украшська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Украши. Торонто; Балтимор: Украшське Видавництво «Смолоскип» iм. В. Симоненка, 1987. С. 677-679.

6. Документы обличают (1964) — Документы обличают. Реакционная роль религии и церкви на территории Белоруссии. Минск, 1964. 72 с.

7. Лкт Першаiерарха (1983) — Лкт Першаiерарха УАПЦ мирапалиа Палжарпа (Сжорска-га) да архiепiскапа Серпя (Ахатэнка). 24.03.1949 // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аута-кефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньнi). Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / ^mpikd Ьу thе ^misto^ оf BАОChurch. [Б. м.], 1983. С. 110.

8. Миколай (1987) — Миколай, архиепископ. Його Високопреосвященству, Високопре-освященнiшому Олександровi, архiепископовi Полкькому i Пiнському. 15 грудня 1940 р. № 177 // Мартиролопя Украшських Церков: у 4 т. Т. 1: Украшська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Украши. Торонто; Балтимор: Украшське Видавництво «Смолоскип» iм. В. Симоненка, 1987. С. 630.

9. Ми. Аляксандар (1953) — Ми. Аляксандар Шнсю i Палеск // Сiла веры. Часопiс Жы-ровiцкага Праваслаунага Брацтва. 1953. № 6. С. 32.

10. Олександер (1987) — Олександер, Архиепископ Полський и Птський. Його Блаженству, Блiженнiшому Серпю, Митрополитовi Московському, Мiцеблюстителевi Московського

Патрiяршого Престолу. М. Пшськ, 19 червня 1941 р. №86 // Мартиролопя Украшських Церков: у 4 т. Т.1: Украшська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Укра!ни. Торонто; Балтимор: Украшське Видавництво «Смолоскип» iм. В. Симо-ненка, 1987. С. 635-636.

11. Пастановы (1983) — Пастановы Саборыку Праваслауных Беларусау у Нямеччыне, у дзень прп. Еуфрасш 23 трауня / 5 чырвеня 1948 г. у Канстанцы // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньнi). Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile) / ^mpikd Ьу thе Cоnsistоrу оf BАОChurch. [Б. м.], 1983. С. 8.

12. Письмо (1924a) — Письмо Собора епископов Православной митрополии в Польше Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, от 16 августа 1924 года, о состоянии Православной Церкви в Польше от восстановления последней до настоящего времени // Вестник Православной митрополии в Польше. 1924. № 35. С. 1-3.

13. Письмо (1924b) — Письмо Собора епископов Православной митрополии в Польше Его Святейшеству, Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России, от 16 августа 1924 года, о состоянии Православной Церкви в Польше от восстановления последней до настоящего времени (Продолжение) // Вестник Православной митрополии в Польше. 1924. № 37-38. С. 1-2.

14. Постанова (1987) — Постанова Ч. 1, вщ 1-го листопада 1939 р. Священний Синод Св. Православно! Церкви в кордонах Захщньо! Укра!ни i Захщньо! Бшорусп, в складi Високопе-освященних — Олександра, архieпископа Полкького i Шнського та Олекая, архieпископа Волинського i Крем'янецького // Мартиролом Украшських Церков: у 4 т. Т.1: Украшська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Украши. Торонто; Балтимор: Украшське Видавництво «Смолоскип» iм. В. Симоненка, 1987. С. 617-619.

15. СА — Архив Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей (Синодальный архив). Д. 76/46. Протокол № 1 Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. 24 апреля / 7 мая 1946 г. Машинопись. Л. 1-14.

16. Указ (1987a) — Указ Московсько! Патрiярхii преосвященному архieпископовi Полкь-ко-Пшському. 2 червня 1941 р. №508 // Мартиролопя Украшських Церков: у 4 т. Т.1: Украшська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Укра!-ни. Торонто; Балтимор: Украшське Видавництво «Смолоскип» iм. В. Симоненка, 1987. С. 633-635.

17. Указ (1987b) — Указ Московсько! Патрiярхii преосвященному архieпископовi Полкь-кому. 7 червня 1940 р. №318 // Мартиролопя Украшських Церков: у 4 т. Т. 1: Украшська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Укра!ни. Торонто; Балтимор: Украшське Видавництво «Смолоскип» iм. В. Симоненка, 1987. С. 621.

18. Ухвала (1987) — Ухвала Х. Священний Собор Архиере!в Св. Православно! Автоке-фально! Церкви на визволених украшських землях // Мартиролопя Украшських Церков: у 4 т. Т.1: Украшська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Укра!ни. Торонто; Балтимор: Украшське Видавництво «Смолоскип» iм. В. Симоненка, 1987. С. 686-687.

литература

19. «Б. А. П. Ц.» (1952) — «Б. А. П. Ц.» — Новая сектантская группировка в Белорусской церкви в эмиграции (Окончание) // Церковная жизнь. 1952. № 5-6. С. 84-95.

20. Власовський (1966) — Власовський I. Нарис кторп Укра!нсько! Православно! Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV. Ч. 2. 416 c.

21. К. М. (1956) — К.М. З бруднай крынщы тольк бруд можа пацячы // Бацькаушчына. 1956. № 23 (305). С. 3-4.

22. К.М. (1948a) — К.М. Митрополит Олександер 1ноземцев (25.VIII.1888-9.II.1948) // Бо-гословський вкник. 1948. Ч. 1. С. 74-75.

23. К.М. (1948b) — K.M. Митрополит Олександер 1ноземцев (25.VIII.1888-9.II.1948) (Про-довження) // Богословський вкник. 1948. Ч. 2. С. 64-65.

24. Касяк (1956) — Касяк I. З псторьп Праваслаунай Царквы беларускага народу. Нью-Йорк, 1956. 191 с.

25. Кривонос, Лабынцев (2000) — Кривонос Феодор, свящ, ЛабынцевЮ.А. Александр (Иноземцев) // Православная энциклопедия. М., 2000. Т. 1. С. 494.

26. Лапщю (1967-1968) — Лапщт Мжалай, протапрэсвщер. Дваццацшящгодзьдзе Беларускага Аутакефальнага Праваслаунага Сабору // Беларуская думка. 1967-1968. №10-11. С. 12-13.

27. М.Л. (1952a) — М.Л. [Мжалай Лапщт]. Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква // Царкоуны Сьветач. 1952. № 2. С. 5-8.

28. М.Л. (1952b) — М.Л. [Мжалай Лапщт]. Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква (працяг) // Царкоуны Сьветач. 1952. № 3. С. 5-9.

29. М.Л. (1952c) — М.Л. [Мжалай Лапщт]. Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква (працяг) // Царкоуны Сьветач. 1953. № 4. С. 3-8.

30. М.Л. (1952d) — М.Л. [Мжалай Лапщт]. Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква (працяг) // Царкоуны Сьветач. 1954. № 5. С. 7-10.

31. М.Л. (1952e) — М.Л. [Мжалай Лапщт]. Беларуская Аутакефальная Праваслауная Царква (заканчэньне) // Царкоуны Сьветач. 1955. № 6. С. 5-9.

32. Пидгайко (2010) — Пидгайко В. Г. Иоанн (Лариненко) // Православная энциклопедия. Москва, 2010. Т. XXIII. С. 415-417.

33. Слошмсю (1948) — Слотмст. Жыве беларуская аутакефалiя // Бацькаушчына. 1948. №21 (24). С. 2.

34. Сьв. пам. Мирапали (1949) — Сьв. пам. Мирапали Аляксандар, Палеск i Шнсю // Сша веры. Часотс Жыровщкага Праваслаунага Брацтва. 1949. № 2. С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.