Научная статья на тему 'Положение епископа Мелитопольского Сергия (Охотенко) от начала эмиграции до офи циального возглавления белорусского автокефального движения (1944–1949 гг.)'

Положение епископа Мелитопольского Сергия (Охотенко) от начала эмиграции до офи циального возглавления белорусского автокефального движения (1944–1949 гг.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
78
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автокефалия / белорусская диаспора / украинская диаспора / Белорусская Автокефальная Православная Церковь / Белорусская Народная Республика / Вторая мировая война / православие / Православная Церковь / Православная Церковь в Польше / раскол / Русская Православная Церковь Заграницей / схизма / Украинская Автокефальная Православная Церковь / эмиграция / autocephaly / Belarusian Autocephalous Orthodox Church / Belarusian Diaspora / Belarusian Metropolis / Belarusian Orthodox Church / Belarusian People’s Republic / emigration / occupation / Orthodoxy / Orthodox Church / Orthodox Church in Poland / Russian Orthodox Church Outside of Russia / schism / Ukrainian Autocephalous Orthodox Church / Ukrainian Diaspora / World War II

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

Статья посвящена рассмотрению специфики положения епископа Мелитопольского Сергия (Охотенко) в составе иерархии Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) после эмиграции в Западную Европу. Обращение к документальным материалам Синодального архива Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и архива Германской епархии РПЦЗ позволило сделать вывод о его крайне непростых взаимоотношениях с епископатом УАПЦ. Причиной тому явилось непризнание епископом Сергием законности иерархии УАПЦ первой формации (1920-х гг.) и критическое отношение к духовно-нравственному облику отдельных представителей современных ему архиереев УАПЦ. Инициировав вопрос перехода в юрисдикцию РПЦЗ, он встретил резко негативное отношение русских иерархов к каноническому статусу УАПЦ и отрицание возможности воссоединения в архиерейском звании. Не увенчалась успехом и попытка епископа Сергия перейти в Западноевропейский Экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата. В сложившейся ситуации он принял предложение представителей общественнополитических кругов белорусской диаспоры возглавить Белорусскую Автокефальную Православную Церковь, формированием которой занималось правительство Белорусской Народной Республики в изгнании. Рассмотрение положения епископа Сергия (Охотенко) в условиях эмиграции позволяет сделать вывод о безысходности как важнейшей предпосылке его присоединения к белорусскому автокефальному движению. Не найдя взаимопонимания с украинскими иерархами и не имея возможности перейти в другие церковные юрисдикции с сохранением архиерейского сана, он переориентировался на духовное попечение о белорусской диаспоре. Последнее обстоятельство повлекло за собой стремительное развитие церковного раскола в среде православных белорусов, проживавших в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Слесарев Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Position of the Melitopol Bishop Sergius (Okhotenko), Starting with His Emigration up to the Official Managing of the Belarusian Autocephalous Movement (1944–1949)

The article consilders the specific situation with Sergius (Okhotenko), the Bishop of Melitopol, in the hierarchy of the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church (UAOC) after his emigration to Western Europe. Usage of the documentary materials of the Synodal Archive of the Russian Orthodox Church Outside of Russia (RO COR ) and the archive of the German Diocese of RO COR made it possible to draw a conclusion about extremely difficult relationship between RO COR and the bishops of the UAOC. It was caused by the fact that Bishop Sergius did not recognize the legitimacy of the UAOC hierarchy of the first formation (1920s) and was too critical of the spiritual and moral character of some bishops of the UAOC contemporary to him. Having initiated the issue of transferring to the jurisdiction of the RO COR , he met with a sharply negative attitude of Russian hierarchs towards the canonical status of the UAOC and their denial of a possible reunification with the preservation of the episkopal rank. The attempt of Bishop Sergius to transfer to the Western European Exarchate of the Russian Parishes of the Patriarchate of Constantinople turned a failure as well. In this situation, he accepted the proposal of representatives of the socio-political circles of the Belarusian Diaspora to head the Belarusian Autocephalous Orthodox Church, which was to be formed by the government of the Belarusian People’s Republic in Exile. Consideration of the position of Bishop Sergius (Okhotenko) in conditions of emigration allows the author to conclude that hopelessness was the most important prerequisite for his joining the Belarusian autocephalous movement. Having failed to find a common ground with the Ukrainian hierarchs and being unable to transfer to other church jurisdictions while preserving the hierarchal rank, he had to reorient himself to the spiritual care of the Belarusian Diaspora. The latter circumstance led to the rapid development of a church schism among Orthodox Belarusians living in Western Europe, North and South America, and Australia.

Текст научной работы на тему «Положение епископа Мелитопольского Сергия (Охотенко) от начала эмиграции до офи циального возглавления белорусского автокефального движения (1944–1949 гг.)»

УДК 327(476:430) (091) (043.3) Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10313

А. В. Слесарев

ПОЛОЖЕНИЕ ЕПИСКОПА МЕЛИТОПОЛЬСКОГО СЕРГИЯ (ОХОТЕНКО) ОТ НАЧАЛА ЭМИГРАЦИИ ДО ОФИЦИАЛЬНОГО ВОЗГЛАВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОГО АВТОКЕФАЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ (1944-1949 гг.)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению специфики положения епископа Мелитопольского Сергия (Охотенко) в составе иерархии Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ) после эмиграции в Западную Европу. Обращение к документальным материалам Синодального архива Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и архива Германской епархии РПЦЗ позволило сделать вывод о его крайне непростых взаимоотношениях с епископатом УАПЦ. Причиной тому явилось непризнание епископом Сергием законности иерархии УАПЦ первой формации (1920-х гг.) и критическое отношение к духовно-нравственному облику отдельных представителей современных ему архиереев УАПЦ. Инициировав вопрос перехода в юрисдикцию РПЦЗ, он встретил резко негативное отношение русских иерархов к каноническому статусу УАПЦ и отрицание возможности воссоединения в архиерейском звании. Не увенчалась успехом и попытка епископа Сергия перейти в Западноевропейский Экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата. В сложившейся ситуации он принял предложение представителей общественно-политических кругов белорусской диаспоры возглавить Белорусскую Автокефальную Православную Церковь, формированием которой занималось правительство Белорусской Народной Республики в изгнании. Рассмотрение положения епископа Сергия (Охотенко) в условиях эмиграции позволяет сделать вывод о безысходности как важнейшей предпосылке его присоединения к белорусскому автокефальному движению. Не найдя взаимопонимания с украинскими иерархами и не имея возможности перейти в другие церковные юрисдикции с сохранением архиерейского сана, он переориентировался на духовное попечение о белорусской диаспоре. Последнее обстоятельство повлекло за

© А. В. Слесарев, 2020 (сс) 299

собой стремительное развитие церковного раскола в среде православных белорусов, проживавших в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, Австралии.

Ключевые слова: автокефалия, белорусская диаспора, украинская диаспора, Белорусская Автокефальная Православная Церковь, Белорусская Народная республика, вторая мировая война, православие, Православная Церковь, Православная Церковь в Польше, раскол, русская Православная Церковь Заграницей, схизма, Украинская автокефальная Православная Церковь, эмиграция.

цитирование. слесарев а. в. Положение епископа Мелитопольского Сергия (Охотенко) от начала эмиграции до официального возглавле-ния белорусского автокефального движения (1944-1949 гг.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 3 (31). С. 299-318. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10313

Сведения об авторе. Слесарев Александр Валерьевич — кандидат богословия, проректор по научной работе, заведующий кафедрой церковной истории и церковно-практических дисциплин минской духовной академии (Республика Беларусь, г. Минск). E-mail: a-slesarev@yandex.ru

Поступила в редакцию 28.01.2020 Принята к публикации 20.05.2020

История религиозной жизни послевоенной белорусской диаспоры тесно связана с именем епископа Мелитопольского Сергия (Охотенко). Приняв архиерейское рукоположение в Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ), он после эмиграции в Западную Европу поддержал белорусский автокефальный проект и на протяжении ряда лет возглавлял Белорусскую Автокефальную Православную Церковь (БАПЦ). В современной историографии не находит освещения вопрос побуждающих причин разрыва украинского иерарха со своим национальным окружением и последующей смены церковной юрисдикции. Настоящая статья ориентирована на рассмотрение особенностей положения епископа Сергия в эмиграции, во многом предопределивших его выход из состава УАПЦ и объясняющих логику принятия решения о переходе в БАПЦ. Поскольку в контексте раскрытия данной темы не ставилась задача оценки канонического статуса иерархии УАПЦ и

БАПЦ, архиереи и клирики означенных юрисдикций именуются в соответствии с усвоенными ими титулами и наименованиями положения в церковной иерархии.

Будущий епископ Сергий (в миру Егор Охотенко) родился 12 марта 1890 г. в с. Малые Горошки Житомирского уезда Волынской губернии (ныне Хорошевский район Житомирской области, Украина). Происходил из крестьянской семьи. В 1911-1921 гг. являлся насельником Житомирского Богоявленского мужского монастыря. В монашество пострижен 28 июня 1919 г. некоторое время нес послушание эконома архиерейского дома в Житомире. Пройдя обучение на пастырских курсах, в 1925 г. архиепископом Каневским Василием (Богдашевским), викарием Киевской епархии, рукоположен во иеромонаха. В 1920-1930-е гг. совершал приходское служение в Коростене, народичах, Емельчицах, Кулешах (ныне территория Житомирской области, Украина). В 1932 г. возведен в сан архимандрита. В 1937 г. осужден за религиозную деятельность и выслан в Бердянск. После начала Второй мировой войны и немецкой оккупации получил освобождение и приступил к служению в должности настоятеля греческого кафедрального собора в Мелито-поле1. Поддержав украинское автокефальное движение, архимандрит Сергий (Охотенко) стал кандидатом на архиерейское служение в УАПЦ. 1 августа 1943 г. по решению Архиерейского Синода УАПЦ рукоположен во епископа Мелитопольского. В его хиротонии приняли участие архиепископ николаевский и Елисаветградский Михаил (хороший), архиепископ Днепропетровский Геннадий (Шиприкевич) и епископ Кировоградский Владимир (Малец)2.

1 Першаерарх Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы Высокапраасьвяш-чэньнейшы архiепiскап Сяргей — упа^уся // Голас Царквы. 1971. № 34. С. 3-6; Япархiяльная управа БАПЦ. Архияпискап Сяргей // Беларус. 1971. № 175. С. 1.

2 Архиепископ Варшавський и митрополит Свято! Автокефально! Православно! Церкви в Генерал-губернаторсга Дюшсш. Посввдка про архiерейсько!' хiротонi!' епископа Серпя (Охотенко) № 705 ввд 10 травня 1944 г. // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш) / Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile). Аuthоrizеd Ьу Ме^ороШап Аndrеw. Cоmpilеd Ьу Ше Cоnsistоrу оf ВАО^шхк [Б. м.], 1983. С. 5; Об'ява. У субо-ту 31 липня i у недшю 1 серпня вранщ на Божественнш лпургп ввдбудеться х1ро-тошя архiмандрита Серпя на епископа Мелпопольского // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш). С. 3; Прошение епископа Мелитопольского и Крымского Сергия (Охотенко) митрополиту Берлинскому

Развитие советской наступательной операции по освобождению Украины побудило епископа Сергия (Охотенко) эвакуироваться на Запад. В начале 1944 г. он оказался в Варшаве, где совместно с другими иерархами УАПЦ вошел в церковное общение с митрополитом Варшавским и всея Православной Церкви в Генерал-губернаторстве (Польше) Дионисием (Валединским). О деятельности бывшего Мелитопольского епископа в этот период известно, что он являлся участником Первого Собора епископов УАПЦ в эмиграции, проходившего 11 марта — 8 апреля 1944 г. в Варшаве. Важнейшим соборным решением стало утверждение «Временного положения об управлении Святой Украинской Автокефальной Церковью», согласно которому вплоть до созыва Все-украинского Поместного Собора высшим органом церковного управления объявлялся Собор епископов, возглавляемый митрополитом-администратором с титулом «Местоблюститель Киевского митрополичьего престола». Исполнительным органом Собора епископов объявлялся Священный Синод УАПЦ3. В последний день соборных заседаний большинство украинских иерархов подписало обращение к митрополиту Дионисию (Валединскому) с просьбой принять от Собора епископов УАПЦ титул патриарха «как главе Православной Церкви в Генерал-губернаторстве, многолетнему опытному руководителю ее и высокому покровителю Украинской Автокефальной Православной Церкви»4. При этом следует отметить, что вопрос возведения митрополита Дионисия в сан патриарха разделил украинский епископат. Не считая данную инициативу правомочной, архиепископ Уманский Игорь (Губа), епископ Переяславский Мстислав (Скрыпник) и епископ Лубенский Сильвестр (Гаевский) отказались поставить свои подписи под обращением к митрополиту Дионисию. Возникшие противоречия побудили первоиерар-ха УАПЦ митрополита Поликарпа (Сикорского) временно отстранить епископа Мстислава от дел церковного управления, что усугубило развивавшийся конфликт. В сложившейся ситуации епископ Сергий (Охо-тенко) оказался на стороне большинства и подписал соборное обраще-и Германскому Серафиму (Ляде) от 14 декабря 1944 г. Исх. № 50 // Архив Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (АГЕ РПЦЗ). Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4. Л. 19.

3 Власовський I. Нарис кторп Украшсько! Православно! Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV, ч. 2. С. 273-274.

4 Цит. по: Смирнов А. I. Мстислав (Скрипник): громадсько-полиичний i церковний дiяч, 1930-1944. Ки!в, 2009. С. 176.

ние к Варшавскому митрополиту. Приняв предложение Собора епископов, митрополит Дионисий (Валединский) на протяжении нескольких месяцев поминался в богослужениях УАПЦ как патриарх всея Украины. По причине последовавшего вскоре противодействия со стороны руководства Министерства восточных территорий Третьего рейха данная инициатива оказалась недолговечной. Однако в украинском приходе г. Сосновец области Верхняя Силезия (ныне Силезское воеводство, Польша) такое поминовение совершалось вплоть до середины января 1945 г.5 По завершении своей работы Собор епископов УАПЦ опубликовал послание к духовенству и верующему народу, в котором призывал православных украинцев сплотиться вокруг национальной Церкви и противодействовать большевизму. В числе подписавших послание также значилось имя епископа Мелитопольского Сергия (Охотенко)6.

По распоряжению немецких властей 29 июля 1944 г. епископат УАПЦ покинул Варшаву, направившись в Словакию. После продолжительного переезда украинские иерархи оказались в Бреслау, где пребывали до января 1945 г.7 Вскоре после переезда на новое место вынужденного проживания епископ Сергий (Охотенко) вступил в конфликт с украинским епископатом, за что первоиерархом УАПЦ митрополитом Поликарпом (Сикорским) был исключен из юрисдикции Украинской Автокефальной Православной Церкви. 27 ноября 1944 г. епископ Сергий направил письменное обращение к управляющему Германской епархией Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополиту Серафиму (Ляде) с просьбой «принять под свою опеку и разрешить служить»8. Причиной произошедшего проситель называл свое нежелание признавать женатых украинских епископов и клириков са-мосвятского (липковского) поставления9.

5 Раевский С. Украинская Автокефальная Церковь. 1оЫапуШе, 1948. С. 15-16; Смирнов А. I. Мстислав (Скрипник): громадсько-полггичний i церковний дiяч, 1930-1944. С. 176-178.

6 Соборне Архипастирське послання Св. Собора епискотв Укра!'нско! Автокефально! Православно! Церкви. 25 квиня 1944 р. // Мартиролопя Укра!нських Церков: у 4 т. Т. 1: Укра!нська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Укра!ни. Торонто; Балтимор, 1987. С. 765-769.

7 Власовський I. Нарис кторп Украшсько! Православно! Церкви. С. 275-276.

8 Письмо епископа Сергия (Охотенко) митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде) от 27 ноября 1944 г. // АГЕ РПЦЗ. Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4. Л. 14.

9 Там же.

Перечисленные епископом Сергием (Охотенко) причины конфликта нуждаются в дополнительных комментариях. Согласно воспоминаниям бывшего епископа Витебского и Полоцкого Афанасия (Мар-тоса; 1904-1983), после произошедшей в 1944 г. эвакуации белорусский епископат поселился в Франценсбаде (ныне г. Франтишкове-Лазне, Чехия). По прошествии непродолжительного времени к ним присоединились также оказавшиеся в эмиграции иерархи УАПЦ архиепископ Николаевский и Елисаветградский Михаил (Хороший) и епископ Черкасский Владимир (малец) со своими семьями. Положение названных украинских иерархов епископ Афанасий характеризовал следующим образом: «У Михаила была жена и взрослый сын студент, а у Владимира — жена-"сестра" и три дочери. Какие-то церковные власти официально развели их с женами, но они продолжали с ними и дальше жить»10.

К упомянутым в письме епископа Сергия (Охотенко) самосвят-ским клирикам (липковцам) следует относить священнослужителей УАПЦ первой формации, получившей организационное оформление в деяниях Первого Всеукраинского Православного Церковного Собора (Киев, 14-30 октября 1921 г.)11. Исходя из весьма дискуссионных утверждений об отсутствии епископских рукоположений в апостольскую эпоху, посвящении апостола Тимофея посредством возложения рук пресвитеров (1 Тим 4. 14) и существовании в Древней Церкви традиции посвящения пресвитерами Александрийских и Римских епископов, Всеукраинский Собор принял решение о хиротонии своего первого «епископа-митрополита всесоборным посвящением и возложением рук всего пресвитерства»12. на основании данного постановления 23 октября 1921 г. в Софийском соборе Киева состоялось рукоположение пресвитерами протоиерея Василия Липковского в митрополита Киевского и всея Украины13. Подчеркивая неканоничный характер возникшей иерархии, противники УАПЦ именовали ее епископов и клириков самосвятами.

10 Апанас, архiеп. На шве Хрыстовай: у пяцвдзесятыя угодю сьвятарства. 1928-1978. Успамшы. Нью-Ёрк; Менск; Варшава, 2005. С. 102.

11 Дiяння Всеукра!нського Православного Церковного Собору в м. Киeвi 14-30 жов-тня н. с. 1921 р. Франкфурт/Майн, 1946. С. 2-32.

12 Липтвський Василь, митр. Ввдродженш Церкви в Укра!ш. 1917-1930. Торонто, 1959. С. 54-55. См. также: Теодорович 1ван, архieп. Благодатшсть ерархп УА.П.Ц. (Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви). Регенсбург, 1947. С. 25-29, 40-139.

13 Липтвський Василь, митр. Ввдродженш Церкви в Укра!ш. 1917-1930. С. 55-56.

Кроме того, по фамилии автокефального украинского митрополита последователи УАПЦ первой формации также именовались «липковцами». Ликвидация УАПЦ произошла в мае 1936 г., когда органы НКВД осуществили аресты всех находившихся на свободе священнослужителей и значительного числа активных мирян названной религиозной органи-зации14. 8-19 февраля 1942 г. в Пинске состоялся Архиерейский Собор, на котором бывшие иерархи Православной Церкви в Польше архиепископы Александр (Иноземцев) и Поликарп (Сикорский) взяли курс на возрождение УАПЦ. Одним из соборных деяний стало постановление о принятии клириков «липковского» поставления в церковное общение без совершения над ними повторной хиротонии («в сущем сане»)15.

Дополнительный свет на историю исключения епископа Сергия (Охотенко) из состава УАПЦ проливает свидетельство клирика РПЦЗ протоиерея Василия Демидова, опубликованное им в 1948 г. на страницах книги «Украинская Автокефальная Церковь» (под псевдонимом С. Раевский). Согласно утверждению автора, летом 1944 г. во время переезда в Бреслау епископ Сергий позволил себе критические высказывания о деятельности покойного митрополита Василия (Липковского). Возмущенные происходящим епископ Игорь (Губа) и Григорий (Огий-чук) начали избивать своего собрата и на ближайшей железнодорожной станции вытолкали его из вагона в разорванной рясе16.

Реагируя на произошедшее, первоиерарх УАПЦ подписал указ о запрещении епископа Сергия (Охотенко) в священнослужении и почис-лении за штат. В своем официальном извещении от 26 октября 1945 г. митрополит Поликарп следующим образом излагал епископу Сергию основания наложения канонических прещений: «Епископ Житомирский и Винницкий Григорий доложил мне, что Вы 25 октября с. г. в присутствии его и других прилюдно наглым образом оскорбили меня, своего митрополита, непристойными словами, и это было не первый раз.

14 Бухарева I. В., Даниленко В. М., Октнюк В. М., Преловська I. М. Репресоваш дiячi Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви (1921-1939): бiографiчний довщник. Ки!в, 2011. С. 8.

15 Ухвала х. Священний Собор архиере!в Св. Православно! Автокефально! Церкви на визволених укра!нських землях // Мартиролопя Укра!нських Церков: у 4 т. Т. 1: Укра!н-ська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Укра!ни. Торонто; Балтимор, 1987. С. 686-687.

16 раевский с. Украинская Автокефальная Церковь. С. 17.

Теперь же Вы постыдным способом кощунственными словами порочили еще и светлую память митрополита Василия Липковского, великого украинского патриота и стойкого борца за автокефалию Украинской Православной Церкви, память которого весь украинский народ и духовенство глубоко чтит, и тем беспредельно оскорбили национальные чувства украинского населения. Этот Ваш поступок вызвал великое возмущение среди епископата, духовенства и верных УАПЦ, которые пребывают сейчас в транспорте, который стоит сейчас в Марбурге в Германии. Вы показали, что вождей УАПЦ Вы ставите ни во что, а национальное достоинство для Вас не существует. Относительно меня, Вашего митрополита, Вы нарушили епископскую присягу и каноны церковные. Отдаю Вас под суд, который состоится на Украине»17.

По прошествии непродолжительного времени архиепископ Михаил (Хороший) сообщил первоиерарху УАПЦ новую информацию, касающуюся епископа Сергия (Охотенко). Результатом встречи стало подписание митрополитом Поликарпом указа об исключении бывшего управляющего Мелитопольской епархией из юрисдикции УАПЦ, о чем последнему сообщалось в извещении от 7 ноября 1944 г.18

Вышеизложенные обстоятельства явились контекстом написания епископом Сергием (Охотенко) упомянутого обращения к управляющему Германской епархией РПЦЗ, датированного 27 ноября 1944 г. По прошествии немногим более двух недель, 14 декабря 1944 г. епископ Сергий (Охотенко) направил митрополиту Серафиму (Ляде) официальное прошение о принятии в юрисдикцию РПЦЗ, написанное на бланке Мелитопольской епархии УАПЦ с указанием исходящего номера. Основным мотивом своего решения разорвать связи с УАПЦ он называл несогласие с отношением украинских автокефальных иерархов к оценке канонического статуса «липковских» хиротоний: «Узнав, что Собор епископов, а особенно епископы: архиепископ Игорь Уманский, е[пископ] Григорий Винницкий, епископ Сильвестр Лубенский, арх[иепископ] Михаил Николаевский, епископ Владимир Кировоградский, которые

17 Ввдпис. Митрополит-адмшстратор Свято! Автокефально! Православно! Церкви на укра!нських землях. До Його Преосвященства Преосвященншшого епископа Серпя. 26.Х.1944. № 260 // АГЕ РПЦЗ. Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4. Л. 15.

18 Ввдпис. Митрополит-адмшстратор Свято! Автокефально! Православно! Церкви на укра!нських землях. До Його Преосвященства Преосвященншшого епископа Серпя. 7.Х1.1944. № 271 // АГЕ РПЦЗ. Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4. Л. 16.

всецело перешли на сторону Липковщины. Им же покровительствует митр[ополит] Поликарп. Я не признавал и не признаю ложной иерархии Липковского Василия, который не подчинился канонам и первому апостольскому правилу. И неожиданно я очутился под "видом" Православной Церкви — у Липковщины. Поэтому прошу, дорогой владыка, принять меня в лоно Православной Церкви»19.

По прошествии двух дней украинский иерарх направил митрополиту Серафиму (Ляде) новое письмо, в котором испрашивал для себя снятие запрета в священнослужении и сообщал дополнительные сведения о своих взаимоотношениях с УАПЦ: «С м[итрополитом] Поликарпом и его иерархией ничего общего я не имею. Даже такой мелочи, как от Украинского комитета помощи епископам я не удостоился получить ничего. Жалко и обидно, что подарок мой отдан другим, но не мне! Благодаря м[итрополиту] Поликарпу меня возненавидели за то, что высказался, что я не национальный и не самостийник украинец, а я немецкий украинец. Сразу меня назвали автономцем и кацапом. И начали мне шить дело, кто не с нами, тот против нас»20.

Рассмотрение вопроса принятия епископа Сергия (Охотенко) в каноническое общение состоялось на заседании Архиерейского Синода РПЦЗ, проходившем 2 января 1945 г. в Карлсбаде. Апеллируя к синодальному решению от 10 мая 1944 г., участники заседания подчеркнули невозможность признания иерархии УАПЦ «вследствие нарушения ею основных канонических начал, молитвенного общения ея с осужденными патриархом Тихоном т. н. липковскими раскольниками, принятия их клириков неузаконенным в Православной Церкви чином и др[угих] антиканонических деяний»21. Отказав таким образом просителю в возможности сохранения архиерейского звания после перехода в РПЦЗ, синодальное постановление оговаривало, что Сергий (Охотенко) «мог бы сохранить за собой звание епископа только после получения законного рукоположения в этот сан. Но способ чиноприема присоединяющихся из раскола епископов и клириков в каждом отдельном случае <...> за-

19 Прошение епископа Мелитопольского и Крымского Сергия (Охотенко) митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде) от 14 декабря 1944 г. Исх. № 50 // Там же. Л. 19.

20 Письмо епископа Сергия (Охотенко) митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде) от 16 декабря 1944 г. // Там же. Л. 17.

21 Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ от 2 января 1945 г. // Там же. Л. 20.

висит и от канонической правоспособности данного лица и, в частности, от того, когда и от кого было получено рукоположение в первые два чина священства»22. В связи с изложенной позицией Архиерейский Синод предложил епископу Сергию прибыть в Карлсбад для личной встречи с первоиерархом РПЦЗ и предоставления необходимых документов23.

В начале 1945 г. епископ Сергий переехал в Констанц (земля Ба-ден-Вюртемберг, французская оккупационная зона Германии) и с разрешения местной православной общины начал служение в храме, пребывавшем в юрисдикции РПЦЗ24. В начале 1946 г. митрополит Анастасий (Грибановский) посетил Констанц, где во время личной встречи с епископом Сергием обсуждал возможность присоединения последнего к Русской Зарубежной Церкви. Рассмотрев итоги данных переговоров, 30 апреля 1946 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение направить епископу Сергию приглашение прибыть в Мюнхен для участия в одном из своих заседаний с целью «более детального ознакомления с его делом еще до Собора архиереев»25. Весьма примечательно, что во время переговоров о переходе в РПЦЗ епископ Сергий восстановил общение с украинскими иерархами и снова вошел в состав Собора епископов УАПЦ. Можно предположить, что именно нежелание афишировать произошедшее изменение собственной юрисдикционной принадлежности побудило епископа Сергия уклониться от приглашения принять участие в работе Собора епископов УАПЦ, заседавшего с 14 по 17 марта 1946 г. в г. Эслинген-ам-Неккар (земля Баден-Вюртемберг, Германия)26.

На заседании Архиерейского Собора РПЦЗ, проходившем 8 мая 1946 г., состоялось обсуждение вопроса принятия епископа Сергия в церковное общение. Принимавший участие в дискуссии бывший епископ Житомирский Леонтий (Филиппович) заявил о том, что встречал

22 Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ от 2 января 1945 г. Л. 20-21.

23 Письмо председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Анастасия (Гри-бановского) епископу Сергию (Охотенко) № 653 от 4 января 1945 г. // Там же. Л. 23; Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ от 2 января 1945 г. // Там же. Л. 21.

24 Власовський I. Нарис кторп Укра!нсько! Православно! Церкви. С. 277; Письмо членов церковно-приходского совета прихода г. Констанц в Архиерейский Синод РПЦЗ от 21 февраля 1948 г. // АГЕ РПЦЗ. Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4. Л. 11.

25 Протокол заседания Архиерейского Синода РПЦЗ от 30 апреля 1946 г. // АГЕ РПЦЗ. Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4. Л. 3.

26 Власовський I. Нарис кторп Укра!нсько! Православно! Церкви. С. 275.

иеромонаха Сергия (Охотенко) еще в 1935 г. как обновленческого клирика. Данное свидетельство подтвердил епископ Венский и Австрийский Димитрий (Маган), который охарактеризовал епископа Сергия как бывшего руководителя обновленческого раскола на Мелитополь-щине, но подчеркнул, «что из числа прочих автокефалистов он является лучшим»27. После состоявшегося обсуждения участники Архиерейского Собора приняли решение поручить Архиерейскому Синоду выработать решение относительно иерархической степени, признание которой возможно за Сергием (Охотенко) в случае его присоединения к РПЦЗ28. В тот же день Архиерейский Собор принял Определение относительно канонического статуса УАПЦ, которая характеризовалась как «безблагодатное сообщество, от общения с которым надо всячески оберегать православную паству»29. Духовенству предписывалось избегать вступления в молитвенное общение с клириками и епископами УАПЦ, а мирянам не дозволялось обращаться к ним для совершения таинств и священнодействий. Все принятые от иерархов УАПЦ хиротонии объявлялись недействительными, а присоединение украинского автокефального духовенства к РПЦЗ допускалось исключительно в статусе мирян. Привлечение их к священнослужению дозволялось лишь только в исключительных случаях и после законного рукоположения30.

К началу 1947 г. епископ Сергий (Охотенко) провел переговоры с временно управляющим Западноевропейским Экзархатом русских приходов Константинопольского Патриархата архиепископом Ницц-ким Владимиром (Тихоницким) относительно возможности вхождения в каноническое общение и получил предварительное согласие. Рассмотрев сложившуюся ситуацию, 16 января 1947 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение «просить председателя Синода о предупреждении архиепископа Владимира относительно личности именующего себя епископом Сергия Охотенко»31. В письменном обращении к временно

27 Протокол № 2 Архиерейского Собора РПЦЗ от 8 мая 1946 г. // Синодальный архив Русской Православной Церкви Заграницей (далее — СА РПЦЗ). Д. 76/46. Л. 27.

28 Там же. Л. 28.

29 Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. 25 апреля / 8 мая 1946 г. // СА РПЦЗ. Д. 76/46. Л. 7.

30 Там же.

31 Журнал заседания Архиерейского Синода РПЦЗ от 16 января 1947 г. // АГЕ

управляющему Западноевропейским Экзархатом от 29 января того же года митрополит Анастасий подвергал резкой критике иерархию УАПЦ за «самый неумеренный украинский шовинизм», вступление в общение с «липковцами» и наличие женатого епископата. Одновременно с этим епископ Сергий характеризовался как «человек почти неграмотный», приблизивший к себе второбрачного священника и разочаровавший в себе православных жителей Констанцы «после нескольких <...> доносов на разных лиц гражданским властям»32.

Вполне очевидно, что официальная позиция Русской Зарубежной Церкви по отношению к украинской автокефальной иерархии не могла удовлетворить епископа Сергия (Охотенко). Лишенный гарантий сохранения архиерейского звания после присоединения к РПЦЗ, он приложил необходимые усилия для восстановления в составе иерархии УАПЦ. Решением Собора епископов УАПЦ, проходившего 15 мая 1947 г. в Мюнхене, епископу Сергию поручалось архипастырское попечение о православных украинцах, проживавших во французской оккупационной зоне Германии33. В том же году епископ Сергий спровоцировал скандал, направив в издательство Синода УАПЦ фотографию констанцкого храма РПЦЗ с подписью «Украинская Православная Церковь в Констанце над Баденским озером (франц. зона)». После публикации данного фотоснимка в украинском церковном календаре на 1948 г. приходской совет названного храма направил в Архиерейский Синод РПЦЗ и издательство Синода УАПЦ заявление, в котором опровергалась информация о принадлежности храма к украинской церковной юрисдикции. Кроме того, официальный протест в отношении действий епископа Сергия (Охотен-ко) направлялся для публикации в русские эмигрантские издания «Новости», «Обозрение», «Эхо», «Посев», «Обзор»34. Вполне очевидно, что произошедшее повлекло за собой существенные репутационные потери

РПЦЗ. Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4. Л. 24.

32 Письмо председателя Архиерейского Синода РПЦЗ митрополита Анастасия (Гриба-новского) архиепископу Ниццкому Владимиру (Тихоницкому) // Там же. Л. 24-25.

33 Власовський I. Нарис кторп Укра!нсько! Православно! Церкви. С. 352.

34 Письмо членов церковно-приходского совета прихода г. Констанц в Архиерейский Синод РПЦЗ от 21 февраля 1948 г. Л. 10-12; Письмо членов церковно-приходско-го совета прихода г. Констанц в издательство Синода УАПЦ от 21 февраля 1948 г. // АГЕ РПЦЗ. Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4. Л. 8-9; Укра!нський Православний Церковний Календар на 1948 рж. Штутгарт, 1947. С. 75.

для епископа Сергия, что еще более ослабило его авторитет в среде украинского епископата и не способствовало формированию положительного образа в глазах русской церковной эмиграции.

В феврале 1948 г. епископ Сергий (Охотенко) письменно благодарил митрополита Анастасия (Грибановского) за принятие к рассмотрению вопроса о присоединении к РПЦЗ и сообщал о своем назначении на служение в Констанце. Отмечая временную невозможность прибыть для личного общения с первоиерархом РПЦЗ, он выказывал надежду на организацию подобной встречи в будущем35. В это же время представитель Белорусского Национального Комитета (БНК) во французской оккупационной зоне Германии полковник Н. И. Демидов начал негласные переговоры с епископом Сергием относительно возможного возглавле-ния Белорусской Автокефальной Православной Церкви, подготовку к организации которой проводило руководство Белорусской Народной Республики (БНР) — белорусского правительства в изгнании. Встретив одобрение со стороны украинского иерарха, 30 марта 1948 г. представительство БНК направило ему официальное предложение принять временное попечение о белорусских эмигрантах. Свое согласие епископ Сергий выразил в письме от 11 мая 1948 г., после чего приступил к организации неканоничной белорусской церковной структуры36.

После инициированного правительством БНР обращения Собор епископов УАПЦ, проходивший 3-5 ноября 1949 г. в украинском лагере для перемещенных лиц в Диллингене (Германия), благословил епископу Сергию (Охотенко) переход в юрисдикцию БАПЦ и поручил митрополиту Поликарпу (Сикорскому) подготовить соответствующую отпускную грамоту. Одновременно с этим за епископом Сергием сохранялось

35 Письмо епископа Сергия (Охотенко) митрополиту Анастасию (Грибановскому). Февраль 1948 г. // АГЕ РПЦЗ. Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4. Л. 2.

36 Войтанка В. Аднауленьне аутакефалп Беларускай Праваслаунай Царквы. 20.12.1966. Пасаш, Нью Джэра // Аршу Беларускага 1нстытута навуш й мастацтва; Вшщт А. Матэр'ялы да псторьи беларускай эмкрацьи у Нямеччыне у 1939-1951 гадох. Ч. II: Рэлтйныя справы. Лос Анжэлес, 1968 (машынатс). Л. 58; Зварот Беларускага нацыя-нальнага камиэта у французскай акупацыйнай зоне Нямеччыны да етскапа Серпя (Ахатэнка). 30.03.1948 // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньт). С. 94; Лкт етскапа Серпя (Ахатэнка) да старшыш Беларускага нацыянальнага камггэта Вштара Вайтэнка ад 11.05.1948 // Там же. С. 26; Лкт сакратара Сшоду УАПЦ етскапа Платона (Арцемюка) да ваеннага губернатара французкай акупацыйнай зоны у Нямеччыне // Там же. С. 107.

право духовного попечения о православных украинцах, проживавших во французской оккупационной зоне Германии37.

Дальнейшая религиозная деятельность епископа Сергия (Охотенко) связана с формированием и возглавлением БАПЦ в сане архиепископа. Начиная с 1950 г. он проживал в Австралии, где не только руководил жизнью белорусских православных общин, но и принимал активное участие в развитии раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата. Означенные действия побудили Вселенскую Патриархию принять в 1962 г. официальное постановление о признании недействительными и безблагодатными всех священнодействий, совершаемых в БАПЦ38. Скончался архиепископ Сергий (Охотенко) 2 октября 1971 г. и был погребен на греческом православном кладбище в Аделаиде39.

Подводя итоги рассмотрению положения епископа Сергия (Охотенко) в период от начала эмиграции до официального возглавления БАПЦ (1944-1949), можно сделать следующие выводы. Во-первых, положение иерарха в составе епископата УАПЦ существенно осложнялось его неприятием идеи допустимости рукоположения епископа пресвитерами и критическим отношением к образованной таким образом иерархии УАПЦ первой формации («липковской» иерархии). Другим фактором,

37 Виписка з протоколу ч. 2 засвдання VI сесп' Свящ. Собору епискотв УАП Церкви на ем1граци, ввдбутого дня 4 листопада 1949 р. в украшському таборi в Дшнген // Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньш). С. 113; Власовський I. Нарис ктори Украшсько! Православно! Церкви. С. 359-360; Выцяг з пратаколу № 2 паседжаньня VI сэсп Сьвят. Сабору етскапау УАП Царквы на эмкрацьи, адбытага 4 лктапада 1949 г. у украшсюм лягеры у Дылшгене // Бацькаушчына. 1950. № 1 (61). С. 2; Пратакол паседжаньня Рады мшстрау Беларускае Народнае РэспублМ 14-15.10.1949 г. Розэнгайм — Нямеччына // rapöeierna Н. Рада БНР (1947-1970): Падзе1 Дакументы. Асобы. С. 153.

38 См. подробнее: Слесарев А. В. Исторические обстоятельства и политические предпосылки церковного раскола белорусской эмиграции в 1948-1949 гг. // XPONOZ. Церковно-исторический альманах. 2017. № 5. С. 83-110; Слесарев А. В. Процесс развития церковного раскола белорусской диаспоры и формирование иерархии БАПЦ в 19491968 гг. // Труды Минской духовной академии. 2018. № 15. С. 203-235; Его же. Роль Белорусской Автокефальной Православной Церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959-1965 гг.) // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 214-221.

39 Першаерарх Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы Высокапраасьвяш-чэньнейшы арх^ешскап Сяргей — упа^уся. С. 3-6; Япархiяльная управа БАПЦ. Архи-япискап Сяргей. С. 1.

усложнившим взаимоотношения епископа Сергия с архиереями УАПЦ, стало осуждаемое им неформальное сохранение отдельными украинскими иерархами семейного статуса. Во-вторых, официальная поддержка иерархами УАПЦ второй формации канонической значимости «липков-ской» иерархии побудила членов Архиерейского Синода и Архиерейского Собора РПЦЗ отказать в признании действительности хиротоний украинских автокефальных епископов и клириков. В-третьих, сложные взаимоотношения с архиереями УАПЦ и каноническая невозможность перейти в юрисдикцию РПЦЗ или Константинопольского Патриархата с сохранением архиерейского сана побудили епископа Сергия к поддержке белорусского автокефального движения и последующему возглавлению БАПЦ. Таким образом, произошедшее в 1948-1949 гг. формирование иерархической и административной структуры БАПЦ при активном участии иерарха УАПЦ во многом стало следствием целого комплекса противоречий, связанных с вопросом оценки канонического статуса украинской автокефальной иерархии. Не менее важно отметить состояние безысходности, подтолкнувшее епископа Сергия (Охотенко) к поддержке белорусского автокефального движения. Пребывая в состоянии сложных взаимоотношений с первоиерархом и значительной частью епископата УАПЦ, он не имел возможности сохранить архиерейское звание после присоединения к другим православным церковным юрисдикциям. В этих условиях епископ Сергий принял предложение возглавить Белорусскую Автокефальную Православную Церковь, тем самым оказав существенное влияние на возникновение масштабного церковно-юрисдикционного разлома в среде белорусской диаспоры.

Источники

1. Акт поставлення епископату Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви на Всеукра!нському Православному Церковному Соборi в м. жовтш 1921-го року, в Киевi в Святш Софи // Теодорович Ьан, архieп. Благодатшсть ерархп УА.П.Ц. (Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви). Регенсбург, 1947. С. 92-104.

2. Апанас, архiеп. На шве Хрыстовай: у пяцвдзесятыя угодю сьвятарства. 1928-1978. Успамшы. Нью-Ёрк; Менск; Варшава, 2005.

3. Архив Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей (АГЕ РПЦЗ). Ф. 4. Оп. 2. К. 17. Д. 17/4.

4. Вшщт А. Матэр'ялы да псторыи беларускай эмкрацыи у Нямеччыне у 1939-1951 га-дох. Ч. II: Рэлтйныя справы. Лос Анжэлес, 1968 (машынатс) // Арх^у Беларускага 1нстытута навую й мастацтва.

5. Выцяг з пратаколу № 2 паседжаньня VI сэсп Сьвят. Сабору етскапау УАП Царквы на эмкрацыи, адбытага 4 лктапада 1949 г. у украшсюм лягеры у Дылiнгене // Бацькаушчына. 1950. № 1 (61). С. 2.

6. Дiяння Всеукра!нського Православного Церковного Собору в м. KMeBi 14-30 жовтня н. с. 1921 р. Франкфурт/Майн, 1946.

7. Збор дакумантау Сьв. Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы (На выгнаньнi) / Collection of documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile). Аuthоrizеd Ьу Mеtrоpоlitаn Аndrеw. Cоmpilеd Ьу thе Cоnsistоrу оf BAOChurch. [Б. м.], 1983.

8. Пратакол паседжаньня Рады мшстрау Беларускае Народнае РэспублМ 1415.10.1949 г. Розэнгайм — Нямеччына // rapdeieHKa Н., Юрэвiч Л. Рада БНР (1947-1970): Падзеь Дакументы. Асобы. Мшск, 2013. С. 148-154.

9. Синодальный архив Русской Православной Церкви Заграницей (СА РПЦЗ). Д. 76/46.

10. Соборне Архипастирське послання Св. Собора епискотв Укра!нско! Автокефально! Православно! Церкви. 25 квггня 1944 р. // Мартиролопя Укра!нських Церков: у 4 т. Т. 1: Укра!нська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Укра!ни. Торонто; Балтимор, 1987. С. 765-769.

11. Укра!нський Православний церковний календар на 1948 рж. Штутгарт, 1947.

12. Ухвала X. Священний Собор архиере!в Св. Православно! Автокефально! Церкви на визволених укра!нських землях // Мартиролопя Укра!нських Церков: у 4 т. Т. 1: Укра!нська Православна Церква. Документи, матерiали, християнський самвидав Укра!ни. Торонто; Балтимор, 1987. С. 686-687.

Литература

1. Бухарева I. В., Даниленко В. М., Октнюк В. М., Преловська I. М. Репресоват дiячi Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви (1921-1939): бiографiчний доввдник. Ки!в, 2011.

2. Власовський I. Нарис кторп Укра!нсько! Православно! Церкви: у 4 т. Нью-Йорк, 1966. Т. IV, ч. 2.

3. Липтвський Василь, митр. Вщроджент Церкви в Укра!т. 1917-1930. Торонто, 1959.

4. Першаерарх Беларускае Аутакефальнае Праваслаунае Царквы Высокапраасьвяшчэньнейшы архiепiскап Сяргей — упакогуся // Голас Царквы. 1971. № 34. С. 3-6.

5. Раевский С. Украинская Автокефальная Церковь. Jordanville, 1948.

6. Слесарев А. В. Исторические обстоятельства и политические предпосылки церковного раскола белорусской эмиграции в 1948-1949 гг. // XPONOZ. Церковно-историче-ский альманах. 2017. № 5. С. 83-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Слесарев А. В. Процесс развития церковного раскола белорусской диаспоры и формирование иерархии БАПЦ в 1949-1968 гг. // Труды Минской духовной академии. 2018. № 15. С. 203-235.

8. Слесарев А. В. Роль Белорусской Автокефальной Православной Церкви в развитии и организационном оформлении церковного раскола Австралийской архиепископии Константинопольского Патриархата (1959-1965 гг.) // Христианское чтение. 2019. № 5. С. 214-221.

9. Смирнов А. I. Мстислав (Скрипник): громадсько-жштичний i церковний дiяч, 1930-1944. Ки!в, 2009.

10. Теодорович 1ван, apxien. Благодатшсть ерархл УА.П.Ц. (Укра!нсько! Автокефально! Православно! Церкви). Регенсбург, 1947.

11. Япархiяльная управа БАПЦ. Архiяпiскап Сяргей // Беларус. 1971. № 175. С. 1.

Alexander V. Slesarev

the position of the melitopol bishop sergius (okhotenko), starting with his emigration up to the official managing of the belarusian

autocephalous movement (1944-1949)

Abstract. The article consilders the specific situation with Sergius (Okhotenko), the Bishop of Melitopol, in the hierarchy of the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church (UAOC) after his emigration to Western Europe. Usage of the documentary materials of the Synodal Archive of the Russian Orthodox Church Outside of Russia (ROCOR) and the archive of the German Diocese of ROCOR made it possible to draw a conclusion about extremely difficult relationship between ROCOR and the bishops of the UAOC. It was caused by the fact that Bishop Sergius did not recognize the legitimacy of the UAOC hierarchy of the first formation (1920s) and was too critical of the spiritual and moral character of some bishops of the UAOC contemporary to him. Having initiated the issue of transferring to the jurisdiction of the ROCOR, he met with a sharply negative attitude of Russian hierarchs towards the canonical status of the UAOC and their denial of a possible reunification with the preservation of the episkopal rank. The attempt of Bishop Sergius to transfer to the Western European Exarchate of the Russian Parishes of the Patriarchate of Constantinople turned a failure as well. In this situation, he accepted the proposal of representatives of the socio-political circles of the Belarusian Diaspora to head the Belarusian Autocephalous Orthodox Church, which was to be formed by the government of the Belarusian People's Republic in Exile. Consideration of the position of Bishop Sergius (Okhotenko) in conditions of emigration allows the author to conclude that hopelessness was the most important prerequisite for his joining the Belarusian autocephalous movement. Having failed to find a common ground with the Ukrainian hierarchs and being unable to transfer to other church jurisdictions while preserving the hierar-chal rank, he had to reorient himself to the spiritual care of the Belarusian Diaspora. The latter circumstance led to the rapid development of a church schism among Orthodox Belarusians living in Western Europe, North and South America, and Australia.

Keywords: autocephaly, Belarusian Autocephalous Orthodox Church, Belarusian Diaspora, Belarusian Metropolis, Belarusian Orthodox Church, Belarusian People's Republic, emigration,

occupation, Orthodoxy, Orthodox Church, Orthodox Church in Poland, Russian Orthodox Church Outside of Russia, schism, Ukrainian Autocephalous Orthodox Church, Ukrainian Diaspora, World War II.

Citation. Slesarev A. V. Polozhenie episkopa Melitopol'skogo Sergiia (Okhotenko) ot nacha-la emigratsii do ofitsial'nogo vozglavleniia belorusskogo avtokefal'nogo dvizheniia (19441949 gg.) [The Position of the Melitopol Bishop Sergius (Okhotenko), Starting with His Emigration up to the Official Managing of the Belarusian Autocephalous Movement (19441949)] Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2020, no. 3 (31), pp. 299-318. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10313

About the author. Slesarev Alexander Valeryevich — PhD (Theology), Associate Professor, Vice-Rector for Scientific Work, Head of the Department of Church History and Church Practical Disciplines of the Minsk Theological Academy (Belarus, Minsk). E-mail: a-slesarev@yandex.ru

Submitted on 28 January, 2020 Accepted on 20 May, 2020

References

1. Akt postavlennja jepyskopatu Ukrai'ns'koi' Avtokefal'noi' Pravoslavnoi' Cerkvy na Vseukrai'ns'komu Pravoslavnomu Cerkovnomu Sobori v m. zhovtni 1921-go roku, v Kyjevi v Svjatij Sofii' [The Act of Consecration of the Bishops of the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church at the All-Ukrainian Orthodox Church Council in October, 1921, in the Kiev Temple of St. Sophia]. Teodorovych Ivan, arhijep. Blagodatnist' jerarhii' U.A.P.C. (Ukrai'ns'koi' Avtokefal'noi' Pravoslavnoi' Cerkvy) [Ivan Teodorovich, Archbishop. The Grace of the UAOC Hierarchy (Ukrainian Autocephalous Orthodox Church)]. Regensburg, 1947, pp. 92-104.

2. Apanas, arhiepiskap. Na nive Hrystovaj: u pjacidzesjatyja wgodki s'vjatarstva. 1928-1978. Uspaminy [In the Field of Christ: On the Fiftieth Anniversary of Priesthood. 1928-1978. Memories]. New York; Minsk; Warsaw, 2005.

3. Buhareva I. V., Danylenko V. M., Okipnjuk V. M., Prelovs'ka I. M. Represovani dijachi Ukrai'ns'koi' Avtokefal'noi' Pravoslavnoi' Cerkvy (1921-1939): biografichnyj dovidnyk [Repressed Figures of the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church (1921-1939): A Biographical Guide]. Kyiv, 2011.

4. Dijannja Vseukrai'ns'kogo Pravoslavnogo Cerkovnogo Soboru v m. Kyjevi 14-30 zhovtnja n. s. 1921 r. [The Acts of the All-Ukrainian Orthodox Church Council in Kiev, October 14-30, 1921]. Frankfurt/Main, 1946.

5. Iaparkhiial'naia Uprava BAPTs. Arkhiiapiskap Siargei [Archbishop Sergius]. Belarus, 1971, no. 175, p. 1.

6. Lypkivs'kyj Vasyl, mytr. Vidrodzhenni Cerkvy v Ukra'ni. 1917-1930 [Revival of the Church in Ukraine. 1917-1930]. Toronto, 1959.

7. Pershaerarh Belaruskae Awtakefal'nae Pravaslawnae Carkvy Vysokapraas'yjashchjen"-nejshy Arhiepiskap Sjargej — upakoiwsja [The First Hierarch of the Belarusian Autocepha-

lous Orthodox Church, His Eminence Archbishop Sergius, Has Died]. Galas Carkvy — Voice of the Church, 1971, no. 34, pp. 3-6.

8. Pratakol pasedzhan'nja Rady ministraw Belaruskae Narodnae Rjespubliki 14-15.10.1949 g. Rozjengajm — Njamechchyna [Protocol of the Meeting of the Ministerial Council of the Be-larusian People's Republic. 14-15.10.1949. Rosenheim — Germany]. Gardzienka N., Jurjev-ich L. Rada BNR (1947-1970): Padzei. Dakumenty. Asoby [Rada (the Supreme State Body) of the BNR (1947-1970): Events. Documents. Persons]. Minsk, 2013, pp. 148-154.

9. Raevskij S. Ukrainskaja Avtokefal'naja Cerkov' [The Ukrainian Autocephalous Church]. Jordanville, 1948.

10. Slesarev A. V. Istoricheskie obstoiatel'stva i politicheskie predposylki tserkovnogo raskola belorusskoi emigratsii v 1948-1949 gg. [Historical Circumstances and Political Background of the Church Schism of the Belarusian Emigration in 1948-1949]. XPONOZ. Tserkovno-istoricheskii almanakh — Church Historical Almanac, 2017, no. 5, pp. 83-110.

11. Slesarev A. V. Protsess razvitiia tserkovnogo raskola belorusskoi diaspory i formirovanie ierarkhii BAPTs v 1949-1968 gg. [The Process of Development of the Church Split of the Belarusian Diaspora and the Formation of the Hierarchy of BAOC in 1949-1968]. Trudy Minskoi dukhovnoi akademii — Proceedings of the Minsk Theological Academy, 2018, no. 15, pp. 203-235.

12. Slesarev A. V. Rol' Belorusskoi Avtokefal'noi Pravoslavnoi Tserkvi v razvitii i organizat-sionnom oformlenii tserkovnogo raskola Avstraliiskoi arkhiepiskopii Konstantinopol'skogo Patriarkhata (1959-1965 gg.) [The Role of the Belarusian Autocephalous Orthodox Church in the Development and Organization of the Church Schism of the Australian Archdiocese of the Constantinople Patriarchate (1959-1965)]. Khristianskoe chtenie — Christian Reading, 2019, no. 5, pp. 214-221.

13. Smyrnov A. I. Mstyslav (Skrypnyk): gromads'ko-politychnyj i cerkovnyj dijach, 1930-1944 [Mstislav (Skrypnyk): Public, Political and Church Worker, 1930-1944]. Kyiv, 2009.

14. Soborne Arhypastyrs'ke Poslannja Sv. Sobora Jepyskopiv Ukrai'nskoi' Avtokefal'noi' Pravoslavnoi' Cerkvy. 25 kvitnja 1944 r. [Council Episcopal Message of the Holy Synaxis of Bishops of the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church. April 25, 1944]. Martyrologi-ja Ukrai'ns'kyh Cerkov: u 4 t. T. 1: Ukrai'ns'ka Pravoslavna Cerkva. Dokumenty, materialy, hrystyjans'kyj samvydav Ukrai'ny [Martyrology of the Ukrainian Churches: in 4 vols. Vol. 1: Ukrainian Orthodox Church. Documents, Materials, Christian Samizdat (Self-Published) by Ukraine]. Toronto; Baltimore, 1987, рр. 765-769.

15. Teodorovych I., arhijep. Blagodatnist' jerarhii' U.A.P.C. (Ukrai'ns'koi' Avtokefal'noi' Pravoslavnoi' Cerkvy) [The Grace of the UAOC Hierarchy (Ukrainian Autocephalous Orthodox Church)]. Regensburg, 1947.'

16. Uhvala X. Svjashhennyj Sobor Arhyjerei'v Sv. Pravoslavnoi' Avtokefal'noi' Cerkvy na vyzvolenyh ukrai'ns'kyh zemljah [The Holy Bishops' Council of the Orthodox Autocepha-lous Church in the Liberated Ukrainian Lands]. Martyrologija Ukrai'ns'kyh Cerkov: u 4 t. T. 1: Ukrai'ns'ka Pravoslavna Cerkva. Dokumenty, materialy, hrystyjans'kyj samvydav Ukrai'ny [Martyrology of the Ukrainian Churches: in 4 vols. Vol. 1: Ukrainian Orthodox Church.

Documents, Materials, Christian Samizdat (Self-Published) by Ukraine]. Toronto; Baltimore, 1987, pp. 686-687.

17. Ukrai'ns'kyj pravoslavnyj cerkovnyj kalendar na 1948 rik [The Ukrainian Orthodox Church Calendar for 1948]. Stuttgart, 1947.

18. Vlasovs'kyj I. Narys istorii' Ukrai'ns'koi' Pravoslavnoi' Cerkvy [An Outline of the History of the Ukrainian Orthodox Church]. New York, 1966, vol. IV, part 2.

19. Vycjag z pratakolu № 2 pasedzhan'nja VI sjesii S'yjat. Saboru Episkapaw UAP Carkvy na jemigracyi, adbytaga 4 listapada 1949 g. u wkrainskim ljagery w Dylingene [Excerpt from the Protocol no. 2 of the Meeting at the 6-th Session of the Holy Council of Bishops of the Church in the UAO Church in Emigration That Took Place on November 4, 1949 in the Ukrainian Camp Dylingene]. Bac"kawshchyna, 1950, no. 1 (61), p. 2.

20. Zbor dakumantaw S"v. Belaruskae Awtakefal'nae Pravaslawnae Carkvy (Na vygnan'ni) [Collection of Documents of the Byelorussian Autocephalic Orthodox Church (In exile)]. Compiled by the Consistory of BAO Church. [S. l.], 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.