Научная статья на тему 'Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе северогерманского викариатства (1946-1950 гг. )'

Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе северогерманского викариатства (1946-1950 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРО-ГЕРМАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО / ГЕРМАНСКАЯ ЕПАРХИЯ / ГЕРМАНСКИЕ ПРИХОДЫ / БОГОСЛОВСКАЯ ШКОЛА В ГЕРМАНИИ / МИССИОНЕРСКАЯ РАБОТА / СИНОД / РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ / NORTH GERMAN VICARIATE / GERMAN BISHOP / GERMAN DIOCESE / PARISHES / THEOLOGICAL SCHOOL IN GERMANY / MISSIONARY WORK / SYNOD / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ABROAD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кинстлер Анатолий Владимирович, Корнилов Александр Алексеевич

В статье изучаются вопросы управления Северо-Германским викариатством при епископе Афанасии (Мартосе). Рассматриваются приоритетные направления деятельности викарного епископа: миссионерская работа, пастырские совещания, организация богословской школы в Гамбурге. Отмечается, что миссионерская деятельность была направлена на просвещение паствы, а пастырские съезды и совещания были ориентированы на повышение уровня образования и знаний приходских священников. Исследуется характер отношений епископа Афанасия с духовенством и церковными организациями, которые находились под влиянием епископа Брюссельского и Западноевропейского Нафанаила (Львова). Особое внимание уделено личности епископа Афанасия, а также задачам, которые он ставил перед собой в период управления викариатством. При написании статьи авторы опирались на документы, отложившиеся в Архиве Германской епархии Русской Зарубежной Церкви. Развитие викариатства позволило организовать в приходы группы православных людей, переживших гонения атеистической власти и мировой военный конфликт 1939-1945 гг. Приходские группы не только выжили, но и сохранили православную идентичность и традиции православного образа жизни. Духовенство и миряне, прошедшие северогерманскую «школу воспитания», сумели адаптировать опыт церковной жизни викариатства к условиям жизни в новых странах проживания. В странах Северной и Южной Америки, Северной Африки и Австралии им пригодилось умение вести миссионерскую работу, искусство обсуждать богословские вопросы, стремление видеть Промысел Божий в событиях повседневности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE NORTH GERMAN VICARIATE OF RUSSIAN ORTHODOX CHURCH ABROAD IN TIME OF BISHOP AFANASY’S (MARTOS) OFFICE (1946-1950)

This article studies the administration of the North German Vicariate in the time of bishop Afanasy (Martos). It examines main directions of his activity, i.e. missionary work, meetings with the clergy, organisation of a theological school in Hamburg. It is shown that his missionary work was directed towards educating members of parishes, while the aim of conventions and meetings was to increase education and competence of parish priests. The article also studies bishop Afanasy’s relations with the clergy and church organisations that were under the influence of Nafanail (L’vov), bishop of Brussels and Western Europe. Particular attention is paid to bishop Afanasy’s personality, as well as the tasks that he set himself during his administration of the vicariate. The article draws on the documents kept at the Archive of the German Diocese of the Russian Orthodox Church Abroad. Development of the vicariate made it possible to arrange into parishes those groups of Orthodox people who survived persecutions of atheist authorities and World War II. Parish groups not only did survive, but also preserved their Orthodox identity and traditions of the Orthodox way of life. Clergy and laymen who had to go though the North German “school of education” managed to adjust the experience of church life of the vicariate to conditions of life in new countries of residence. In countries of North and South America, North Africa and Australia they made use of their ability to conduct missionary work, to employ the art of discussing theological issues, preserved their desire to discern God’s providence in everyday life. Development of the vicariate helped to organize parishes consisting of the Orthodox people who experienced and persecution from the atheist regime and who survived the World War in 1939-1945. These parishes did not only survive but they also preserved Orthodox Christian identity and tradition of the Orthodox way of life. Clergy and fl ock went through the Northern Germany’s “school of education” and managed to adapt the experience of church life in the vicariate to the conditions of life in new countries of living. In the countries of Northern and Southern America, Northern Africa and Australia they used skill to carry out missionary work, the art to discuss theological issues, aspiration to see God’s Providence in everyday life.

Текст научной работы на тему «Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе северогерманского викариатства (1946-1950 гг. )»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 87. С. 108-123 БО!: 10.15382МигП201987Л08-123

Анатолий Владимирович Кинстлер, сотрудник архива Германской епархии РПЦЗ 2, Johanneskamp, Hannover, 30539 Deutschland anatolij.kinstler@gmail.com ORCID: 0000-0002-9585-7490

Александр Алексеевич Корнилов, д-р ист., профессор, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Российская Федерация, 603009, Н. Новгород, ул. Ульянова, 2, каб. 322 kotva64@mail. ru ORCID: 0000-0001-9139-3740

Деятельность епископа Афанасия (Мартоса) во главе Северогерманского викариатства (1946-1950 гг.)

А. В. Кинстлер, А. А. Корнилов

Аннотация: В статье изучаются вопросы управления Северо-Германским вика-риатством при епископе Афанасии (Мартосе). Рассматриваются приоритетные направления деятельности викарного епископа: миссионерская работа, пастырские совещания, организация богословской школы в Гамбурге. Отмечается, что миссионерская деятельность была направлена на просвещение паствы, а пастырские съезды и совещания были ориентированы на повышение уровня образования и знаний приходских священников. Исследуется характер отношений епископа Афанасия с духовенством и церковными организациями, которые находились под влиянием епископа Брюссельского и Западноевропейского Нафа-наила (Львова). Особое внимание уделено личности епископа Афанасия, а также задачам, которые он ставил перед собой в период управления викариатством. При написании статьи авторы опирались на документы, отложившиеся в Архиве Германской епархии Русской Зарубежной Церкви. Развитие викариатства позволило организовать в приходы группы православных людей, переживших гонения атеистической власти и мировой военный конфликт 1939-1945 гг. Приходские группы не только выжили, но и сохранили православную идентичность и традиции православного образа жизни. Духовенство и миряне, прошедшие северогерманскую «школу воспитания», сумели адаптировать опыт церковной жизни викариатства к условиям жизни в новых странах проживания. В странах Северной и Южной Америки, Северной Африки и Австралии им пригодилось умение вести миссионерскую работу, искусство обсуждать богословские вопросы, стремление видеть Промысел Божий в событиях повседневности.

Северо-Германская администратура Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) была организована для приходов, находившихся после Второй мировой войны в британской зоне оккупации. Инициатором открытия Северо-

Германской администратуры (с осени 1946 г. — викариатства) выступил митрополит Берлинский и Германский Серафим (Лядэ), обстоятельствами послевоенного времени лишенный возможности окормлять возникшие многочисленные русские православные приходы британской зоны оккупации Германии.

Создание и функционирование подобной структуры были обусловлены рядом обстоятельств, среди которых назовем самые важные: 1) наличие тысяч беженцев-мигрантов православного вероисповедания, которые нуждались в постоянном духовном окормлении и попечительстве; 2) концентрация в британской зоне десятков православных пастырей, бежавших из оккупированных территорий СССР в Германию от ужасов войны и преследований атеистической власти, которые могли возглавить духовное окормление; 3) необходимость адекватного и оптимального управления многочисленными приходами так, чтобы правящий викариатством архиерей был географически близок пастве и мог объезжать округ для совершения богослужений и поддержания церковной жизни; 4) миссия среди инославных Германии и защита православной паствы от экспансии неканоничных раскольников-автокефалистов, самосвятов и сектантских сообществ. По вышеназванным причинам решение о создании администратуры (викариатства) было не только оправданным, но и жизненно необходимым.

Для устроения церковной жизни в британской зоне митрополит Серафим в сентябре 1945 г. ходатайствовал перед Архиерейским Синодом РПЦЗ об открытии особого викариатства с поручением управления приходами в областях, занятых английскими войсками, — Шлезвиг-Гольштейне, Гамбурге, Ганновере, Брауншвайге, Ольденбурге, Вестфалене, Рурской области, Рейнской провинции Липпе. Вопрос о викариатстве в Северной Германии был рассмотрен Архиерейским собором РПЦЗ в мае 1946 г., а 10 сентября 1945 г. указом митрополита Серафима (Лядэ) была учреждена Епископская администратура для вышеназванных областей1.

В период 1945—1946 гг. администратуру возглавлял архимандрит (с 1946 г. — епископ с титулом Брюссельский и Западноевропейский) Нафанаил (Львов). Опираясь на организационные и финансовые возможности Братства во имя прп. Иова Почаевского, рабочие отношения с британской администрацией, энтузиазм и жертвенное служение духовенства и мирян, владевший английским языком владыка Нафанаил наладил практику регулярных богослужений, вне-богослужебной деятельности и церковного просвещения в тех районах, которые находились в его ведении. Поскольку деятельность епископа Нафанаила в ад-министратуре уже рассматривалась2, в данной статье авторы исследуют второй период администратуры, преобразованной в викариатство и возглавлявшейся не менее ярким представителем зарубежного епископата — епископом Афанасием (Мартосом).

1 Статут епископской администратуры в Северо-Западной Германии. Мюнхен. 10 сент. 1945 г. // Архив Германской епархии РПЦЗ (АГЕ). Ф. 3. Оп. 5. К. 55. Д. 55/1: Северо-Германская администратура. Л. 5.

2 См.: Корнилов А. Организация и деятельность Северо-Германской администратуры РПЦЗ в период правления епископа Нафанаила (Львова) 1945—1946 гг. // XXVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2018. С. 179—182.

Личность владыки Афанасия (1904—1983) хорошо известна историкам РПЦЗ. Постриженик Почаевской лавры, выпускник Богословского факультета Варшавского университета, человек, горячо верующий, искренне и всегда стремившийся к монашескому образу жизни, молитвенник, епископ Афанасий происходил из Слуцкого уезда Минской губернии. Он пережил различные этапы жизни Белорусской Автономной Церкви в период немецкой оккупации, был рукоположен во епископа Витебского для управления Новогрудской епархией. После Второй мировой войны он оказался в Баварии, где с архиереями Белорусской Церкви вошел в состав клира РПЦЗ. Владыка Афанасий оставил ценные для историка воспоминания «На ниве Христовой» и целый ряд проповедей и поучений3. С 1950 г. и до своей кончины владыка служил архиереем на кафедрах в Австралии и Аргентине.

Епископ Афанасий писал в мемуарах, что в сентябре 1946 г. получил предложение от Синода РПЦЗ возглавить Северо-Германское викариатство4. Однако управляющий Германской епархией митрополит Серафим (Ляде) в одном из писем в Синод уточняет: епископ Афанасий был назначен временно управляющим викариатством 2 августа 1946 г., то есть на месяц раньше. Ехать в Гамбург на место, которое освободил епископ Нафанаил, было непростой задачей. В Гамбурге духовенство и клирики питали уважение к владыке Нафанаилу, широкую деятельность развернуло здесь направляемое епископом Нафанаилом Братство прп. Иова. Новый администратор должен был стать не «чужим», а «своим» архиереем со всеми полномочиями, которые предписывало ему Положение Архиерейского собора 1946 г.

На первых порах своей деятельности определенное напряжение и недоверие епископ Афанасий испытал. После приезда в Гамбург он почувствовал некоторое сопротивление со стороны архимандрита Виталия (Устинова), заместителя администратора, назначенного еще в период епископа Нафанаила. Викарий потребовал от о. Виталия передать ему церковное имущество. В ответ о. Виталий сослался на указание преосвященного Нафанаила, что все имущество принадлежит Братству прп. Иова, которое является ставропигией и подчиняется только Синоду. Поэтому о. Виталий отказался обсуждать тему имущества, и владыка Афанасий написал митрополиту: «Имущества же Администратуры, по-видимому, никакого нет»5. Епископ, не осуждая архимандрита Виталия, просил митрополита Серафима узнать в Синоде, как решить эту проблему.

Сложности в организации управления викариатством, с которыми столкнулся преосвященный Афанасий, имели как объективный, так и субъективный характер. Объективно, послевоенная Германия восставала из руин войны. На

3 На ниве Христовой. Архиепископ Афанасий (Мартос, 1904—1983). Издание исправленное и дополненное, 2003 год. Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского // Миссионерский листок. 2003. № 143 / Редактор: епископ Александр (Милеант), ред. URL: http://www. fatheralexander.org/booklets/russian/na_%20nive_hristovoj_archb_athanasios.htm (дата обращения: 11.08.2017).

4 На ниве Христовой.

5 Архив Германской епархии РПЦЗ (АГЕ). Ф. 3. Оп. 5. К. 55. Д. 55/1: Северо-Германская администратура. Л. 55 об.

приходах не хватало самых элементарных вещей. Субъективно, епископ Афанасий был назначен временно управляющим, к нему присматривалось духовенство и миряне. Администратор жаловался митрополиту Серафиму на продолжение интриг: «Временность моего здесь пребывания известна всем православным британской зоны: об этом позаботились некоторые из близко стоящих лиц к владыке Нафанаилу. Эта временность, вернее краткосрочность, отражается неблагоприятно на отношении ко мне духовенства и тех лиц, с которыми мне приходится иметь дело. Между прочим, я не могу найти себе постоянных работников-помощников, без которых мне самому тяжело обойтись. С кем бы мне ни приходилось беседовать, все подчеркивают то обстоятельство, что я здесь временно. Этот момент используют некоторые лица, которым это нужно»6. Епископ Афанасий сообщил, что три священника викариатства перешли в юрисдикцию польского епископа Саввы7. Возможно, это сообщение должно было стать еще одним аргументом в пользу скорейшего обращения митрополита Серафима в Синод.

Митрополит Серафим направил запрос в Синод и писал: «Создалось положение, крайне неопределенное и затруднительное для преосвященного Епископа Афанасия, ибо как духовенство, так и верующие того мнения, что Владыка Афанасий только временно управляет викариатством и в скором времени возвратится преосвященный епископ Нафанаил»8. Ожидая решения Синода, митрополит издал указ: архимандрит Виталий (Устинов) освобождался от должности заместителя администратора викариатства. Отец Виталий был обязан сдать епископу все дела, относящиеся к викариатству. Митрополит также поручал владыке Афанасию реорганизовать церковное управление викариатства9.

Напряжение в вопросах церковного управления в какой-то мере было снято, и епископ Афанасий в декабре 1946 г. предпринял поездку по приходам, объехав 10 лагерей: Ляде, Меербек, Рингельхайм, Зальцгиттер, лагерь Колорадо и прочие. Он посетил офисы УНРРА (Организация ООН по оказанию помощи беженцам) и штаб-квартиру британского командования для знакомства с чиновниками. Владыка совершил поездку на автомобиле с водителем, где ему очень помогло знание немецкого языка — переводчик ему был не нужен. «Во всех лагерях я служил Божественную Литургию и поучал народ», — сообщал викарий. Многие православные жители лагерей смогли исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн на архиерейской службе10.

6 Administrator of the Orthodox Church in the North and North-West Germany and Representative of the Metropolitan of Germany. Hamburg. № 400. 20 нояб. 1946 г. // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. К. 55. Д. 55/1: Северо-Германская администратура. Л. 56 об.

7 Ibid. № 399. 20 нояб. 1946 г. // Там же. Л. 57, 57 об.

8 Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей Серафима, Митрополита Берлинского и Германского, Ходатайство. 1056/46. Мюнхен. 27 ноября 1946 г. / Там же. Л. 49.

9 Его Преосвященству Преосвященнейшему епископу Афанасию Митрополит Берлинский и Германский. 1062/46. Мюнхен. 30 нояб. 1946 г. // Там же. Л. 48.

10 Administrator of the Orthodox Church... Без исходящего номера. 27 дек. 1946 г. / Там же. Л. 135, 135 об.

С епископом ездил протоиерей Стефан Ляшевский11, который выступал в лагерях с лекциями о «Шести днях творения». Эти лекции читались им от имени миссионерского отдела, который владыка Афанасий создал в ходе реорганизации управления. Задачей миссионерского отдела являлись подготовка и чтение научно-популярных докладов в лагерях. Владыка шел в своей инициативе дальше и видел среди докладчиков священников Сергия Щукина12 (лагерь Фишбек) и бывшего миссионера Псковской миссии Георгия Бенигсена13 (лагерь Колорадо).

Авторитет викарного епископа возрастал. Владыка Афанасий любил служить на приходах, рукополагал, заботился о благочестии в храмах, уделял внимание хозяйственным вопросам, не вмешивался в эмигрантские междоусобицы. Все эти обстоятельства, думается, сыграли не последнюю роль в решении архимандрита Виталия (Устинова) сообщить митрополиту Серафиму о своей лояльности викарию.

В письме от 2 января 1947 г. о. Виталий написал: «Преосвященный Афанасий, назначенный Вами викарным епископом британской зоны, пользуется всецело моей духовной и материальной поддержкой. Преосвященный Афанасий занимает временно со своей администрацией дом и церковь Братства, при всех своих поездках пользуется моим автомобилем, все сие совершенно безвозмездно и получает от меня и от моего прихода (архимандрит Виталий был настоятелем Свято-Успенского прихода лагеря Фишбек. — А. К., А. к.) по 2000 [рейхсмарок] ежемесячно. С первого же дня своего пребывания в Гамбурге преосвященному Афанасию были сданы все дела, касающиеся тогда еще администратуры, и в моем распоряжении больше нет ничего. Вашего Высокопреосвященства Высокопре-освященнейшего владыки смиренный послушник архимандрит Виталий»14.

Письмо о. Виталия интересно по следующим причинам. Во-первых, архимандрит Виталий попытался опровергнуть сообщения епископа Афанасия о

11 Протоиерей Стефан Ляшевский (1899-1986), священнослужитель РПЦЗ, библеист, автор книг, в том числе по вопросам библейской археологии. О прот. Стефане см.: Кострю-ков А. А. Архив протоиерея Стефана Ляшевского как источник по истории Русской Церкви и Северного Кавказа // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии. Материалы VII Международных Свято-Игнатьевских чтений. Ставрополь, 2017. Вып. 1. С. 311- 320; Он же. Новые сведения о жизни и деятельности митрополита Сергия (Страгородского) в 1920-1930-е гг. (по материалам архива протоиерея Стефана Ляшевского) // ХХ Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2010. Т. 1. С. 312-316; Любимов А. Протоиерей Стефан Ляшевский. 1899-1986: Материалы к биографии // Православная Русь. 2016. № 3. С. 4-6; № 4. С. 12-17; 2017. № 1. С. 12-16; № 2. С. 10-14; 2018. № 1. С. 11-14.

12 Протоиерей Сергий Щукин (1891-1977), исповедник христианской веры в период атеистических гонений. Сан иерея принял в лагере Фишбек. Служил в Фишбеке, затем в Великобритании и Канаде. Автор книг «Против течения», «О религиозном воспитании детей» и др. Биографию о. Сергия см.: Корнилов А. А. Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь. Н. Новгород, 2002. С. 106.

13 Протоиерей Георгий Бенигсен (1915-1993), священнослужитель РПЦЗ и Православной Церкви в Америке. Миссионер, автор книг. Подробнее см.: Бенигсен Г., прот. Не хлебом единым: Проповеди. М.; Клин, 1997. О деятельности о. Георгия в миссии см.: Обозный К. П. История Псковской православной миссии 1941-1944 гг. М., 2008.

14 АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. К. 55. Д. 55/1: Северо-Германская администратура. Л. 140.

коллизиях в отношениях с ним. Во-вторых, письмо напечатано на бланке Братства прп. Иова, которое имело свои помещения, обладало финансами в Гамбурге, а сам архимандрит служил настоятелем в Фишбеке. Ресурсы созданного трудами епископа Нафанаила и о. Виталия церковного «хозяйства» сохранились. Епископ Афанасий ничего не смог поделать с этим, хотя, может быть, и планировал преодолеть влияние не подчинявшихся ему братчиков. В-третьих, письмо напечатано на пишущей машинке, тогда как владыка Афанасий по-прежнему писал чернилами. Лишь в мае 1947 г. епископ Афанасий стал печатать письма на машинке. Наличие в кабинете пишущей машинки — факт, возможно, и незаметный, но в условиях послевоенной Германии — примечательный.

В 1947 г. управляющий викариатством развивал новые формы церковной жизни. Если в период администратора епископа Нафанаила печаталась различная литература, то епископ Афанасий, не препятствуя этому делу Братства, решил издавать ротаторным способом церковный журнал по аналогии с изданием «Распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, Митрополита Берлинского и Германского»15. Это была хроника самых важных событий викариатства.

Если в период администратора епископа Нафанаила действовали пастырские курсы, то владыка Афанасий решил открыть в Гамбурге учебное заведение более высокого уровня — богословскую школу. Письмом от 18 февраля 1947 г. он сообщал митрополиту, что получил разрешение британских властей на открытие школы. Владыка Афанасий изложил свое представление об учебном заведении: «На большое количество учащихся я не рассчитываю, так как нет помещения. 10 человек принять можно. Все они поместятся в доме при церкви блж. Прокопия. Я предполагаю принимать в школу молодых людей в возрасте от 21 до 30 лет, обладающих голосом, слухом, имеющих законченное среднее образование, неженатых»16. К письму он приложил текст официального британского разрешения17.

Мы полагаем, у епископа Афанасия было свое видение богословского образования. Возможно, владыка строил планы возрождения русского монашества за рубежом. Выпускники богословской школы стали бы основой высокообразованного духовенства, сохранили бы лучшие монашеские и богослужебные традиции в условиях эмигрантского бытия. Это дело тем более заслуживает упоминания, что было предпринято в стране, переживавшей серьезные экономические трудности. Церковные приходы испытывали лишения. Регулярно викарий обсуждал с митрополитом Серафимом вопросы выживания духовенства. Так, 3 января 1947 г. епископ просил митрополита выделить определенное количество метров черной материи на рясы духовенству. «Здесь имеется 24 священника и два диакона, а также один епископ, — уточнял свой запрос владыка. — Считая по три метра с половиной двойной ширины на одну рясу, нужно 94 с половиной метра. Кроме того, нужно соответствующее количество подкладки»18.

15 Administrator of the Orthodox Church... № 86/47. 13 янв. 1947 г. / Там же. Л. 132.

16 Там же. № 303/47. 18 февр. 1947 г. / Там же. Л. 131.

17 Religious Affairs HQ Military Government. Hansestadt. Hamburg. 609 HQ CCG BAOR 11 Feb. 47. Subject: Theological School / Там же. Л. 130.

18 АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. К. 55. Д. 55/1: Северо-Германская администратура. Л. 133, 133 об.

18 февраля епископ сообщал о других нуждах: «Мне удалось исхлопотать пшеничную муку для просфор для всех церквей британской зоны и церковное вино. Муку завтра уже получу. Вино несколько позже. Плохо со свечами. Никак не могу достать нужный материал»19. Жаловался он и на свое бытие: «У меня нет пишущей машинки и хороших помощников. Почти всю канцелярскую работу приходится вести самому. А сам я не успеваю»20. Одним из свидетельств нехватки помощников по делопроизводственной документации является отсутствие исходящих номеров на целом ряде писем владыки. Еще один факт: постановления съезда духовенства викариатства 1947 г. были написаны карандашом. Не хватало чернил, не было пишущей машинки, чтобы зафиксировать решения такого важного мероприятия, как собрание пастырей.

Несмотря на все это, епископ Афанасий устраивал также съезды духовенства. Съезды устраивались в замке Имбсгаузен за пределами Гамбурга, потому что в городе не нашлось подходящего помещения. Лютеранский центр беженцев в Имбсгаузене предоставлял русскому духовенству помещение для совещаний, бесплатно кормил. Пять дней духовенство проводило заседания, а в субботу священники возвращались на приходы. Для повышения образовательного уровня священников читались лекции: нравственное Богословие (проф. И. М. Андреевский21), каноническое право (проф. И. Шумилин22), Священное Писание (проф. пастор Шмидт), церковный устав и пастырское Богословие (епископ Афанасий), философия (проф. И. М. Андреевский). «Моя цель, — вспоминал владыка Афанасий, — состояла в том, чтобы воодушевить, чем можно, пастырей и вселить в них пастырскую ревность служения Церкви и народу»23.

В материалах Архива Германской епархии РПЦЗ отложились документы об еще одном начинании епископа Афанасия. Великим постом духовенство съезжалось в лагерь Фишбек на говенье. Так, в марте 1947 г. на говенье прибыло 14 священников. Остальные 9 священников не смогли добраться: «трудные пути и сильные морозы». В среду 5 марта служили Литургию Преждеосвященных Даров. После трапезы шли заседания духовенства под председательством епископа Афанасия, которые продолжались до четверга. Был выработан целый ряд по-становлений24.

Постановления пастырского съезда 1947 г. в Фишбеке25 включали 17 пунктов и охватили широкий круг вопросов. В целях развития миссионерской дея-

19 АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. К. 55. Д. 55/1: Северо-Германская администратура. Л. 131, 131 об.

20 Administrator of the Orthodox Church... Без исходящего номера. 11 марта 1947 г. // Там же. Л.45 об.

21 Иван Михайлович Андреевский (псевдоним Андреев) (1894—1976), богослов, историк Церкви, исповедник веры в период атеистических гонений. В эмиграции преподавал в Джор-данвилльской семинарии РПЦЗ, США.

22 Вероятно, это Иван Николаевич Шумилин (псевдоним Никодимов) (1895—1977). Окончил юридический факультет Варшавского университета, доктор права, профессор гражданского права. В эмиграции — сотрудник Института по изучению СССР в Мюнхене.

23 На ниве Христовой. Архиепископ Афанасий (Мартос, 1904—1983). С. 72.

24 Administrator of the Orthodox Church. Без исходящего номера. 11 марта 1947 г. // Там же. Л. 45.

25 Выписка из протокола заседаний съезда духовенства Северо-Германского викариатства в лагере Фишбек 5—6 марта 1947 г. // Там же. Л. 46, 46 об., 47, 47 об.

тельности и укрепления церковно-приходской жизни съезд считал желательным проведение следующих мероприятий:

1. Введение общенародного пения на богослужениях. Кроме обычного пения («Верую» и «Отче наш») можно петь: «Достойно есть», «Взбранной Воеводе», «Воскресение Христово», тропарь храма и т. п.

2. Издание рефератов апологетического содержания, избранных житий святых и богослужебных книг.

3. Обмен проповедями, акафистами и рефератами между приходами.

4. Посещение духовенством других приходов для проведения богослужений, произнесения проповедей, выступлений с докладами.

5. Произнесение проповедей для катехизации тех прихожан, у которых отсутствуют элементарные знания о вере.

6. Организация на приходах «кружков ревнителей Православия», сестри-честв, братств молодежи (16-20 лет), которые окажут помощь в миссионерской деятельности и священникам в приходской жизни.

7. Проведение в будние дни богослужений, связанных с памятью великих святых с обязательным произнесением в честь святых похвального слова. Если на неделе нет дней великих святых, съезд рекомендовал устраивать чтение акафистов.

Особое внимание пастыри уделили вопросам организации исповеди и причастия. Пастыри считали нужным систематически готовить мирян к таинствам через поучения, беседы и чтение молитв. «Исповедовать внимательно и не спеша», — так звучала рекомендация съезда пастырей 1947 г.

Съезд призвал родителей оказывать помощь детям в освоении дисциплины «Закон Божий». По этому вопросу доклад сделал о. Сергий Щукин, который поделился опытом преподавания. Священники призвали добиваться, чтобы в школах или при храмах преподавался Закон Божий. Преподавание должно было сопровождаться привлечением учащихся к участию в богослужениях, в форме чтения на клиросе, пения в хоре и прислуживания в алтаре.

Вышеназванные решения были приняты не только для упорядочения церковно-приходской жизни, но и на перспективу. Епископ Афанасий, его духовенство и церковная интеллигенция понимали временность своего пребывания в Германии. Впереди было будущее: неопределенное, с неизвестной страной расселения, с инославным или даже вовсе нехристианским окружением (как, скажем, случилось в Марокко, Тунисе, Иране). Дети, которым было от 7 до 16 лет, должны были учиться и работать в стране с ценностями, далекими от евангельских. Владыка Афанасий и пастыри, собравшиеся в Фишбеке, видели эту перспективу довольно ясно и стремились в этот промежуток жизни в лагерях (когда чаще надеялись на Бога, чем на «князя человеческого») научить детей и взрослых хоть немного молиться; научить, пусть немного, размышлять о Боге и верить в Его спасительный Промысел; понимать, зачем людям вообще нужна Церковь.

Съезд обсудил и вопросы церковного брака. Пункт 13 гласил: «...не венчать лиц, которые не зарегистрировались в немецких магистратах». Это было необходимо, потому что гражданская регистрация означала легализацию жизни моло-

дой пары, относившейся к категории «перемещенных лиц»; этих людей не могла задеть насильственная репатриация в пределы СССР. Духовенство не хотело иметь проблемы с законом, поэтому регистрация в магистратах была нужна. Пункт 14 призывал: «Вести борьбу с незаконными сожительствами среди прихожан, призывая их к заключению церковного брака».

Фонды АГЕ сохранили доклады епископа Афанасия о положении викариат-ства за 1947 г.26 и за период с 1 августа 1948 до 1 августа 1949 г. Текст доклада за 1947 г. митрополиту Серафиму включал следующие параметры оценки состояния викариатства.

Приходы. Их насчитывалось 17: Гамбург, Фишбек (лагерь), Шлезвиг, Любек, Зеедорф (лагерь), Колорадо (лагерь), Ляде (лагерь), Фрилле (польский лагерь), Меербек (балтийский лагерь), Гамельн (лагерь), Ганновер (белорусский приход), Гильдэсгейм, Зальцгиттер (лагерь), Барум-Плинке (лагерь), Ватэнштэт (белорусский лагерь), Геттинген, Батгорн (украинский лагерь). В каждом приходе проводились регулярные богослужения, приходы обслуживали священники, имелись церковные хоры.

Духовенство. На епархиальной службе к концу 1947 г. находились: один архимандрит, два митрофорных протоиерея, девять протоиереев, один иеромонах, семь священников, пять диаконов. Итого 25 духовных лиц, из которых пресви-торов насчитывалось 20 человек. Напомним, приходов было 17.

Религиозное состояние. Викарный епископ посетил в течение года каждый приход, где совершил богослужения. Он познакомился с религиозным состоянием прихожан. Вывод, к которому пришел владыка Афанасий, был пессимистичен. Наряду с религиозностью, посещением церковных служб, преподаванием Закона Божьего во всех приходах «наблюдается полная индифферентность православных людей к религии и церкви». Самое печальное — это то, что молодежь не отличалась религиозностью. Причина этого «лежит в окружающей их среде и в родителях, которые не дают хорошего примера религиозности своим детям. Вообще глубоко религиозных людей среди православных беженцев есть очень мало». Своей задачей на 1948 г. викарий ставил «усиление религиозной работы по приходам».

Церковные юрисдикции. Епископ Афанасий вынужден был считаться с деятельностью приходов следующих объединений:

1. Юрисдикция польского архиепископа Саввы (Советова) с центром в Лондоне.

2. Сербская юрисдикция епископа Дионисия, проживающего в США. Старший священник сербского духовенства о. Иоанович враждебно относился к РПЦЗ, запрещал общаться с клиром Зарубежной Церкви. Однако сербские священники обращались к владыке Афанасию совершить богослужение и просили миро. Владыка посещал сербские лагеря Киль и Мюнстер.

26 Administrator of the Orthodox Church. Без исходящего номера. 12 янв. 1948 г. / Там же. Л. 154, 154 об., 155.

3. Украинская юрисдикция «митрополита Поликарпа»27. Сюда относилось все украинское духовенство автокефалистов. «Поликарповцы» враждебно относились к РПЦЗ, в то же время испытывали внутренние расколы и переход своего духовенства к «липковским» группам28.

Касаясь юрисдикций, епископ Афанасий обратил внимание митрополита Серафима на сохранившееся влияние епископа Нафанаила. Владыка сообщил об этом в дипломатичных выражениях: «На территории Северо-Германского викариатства существовала и существует особая форма влияния епископа юрисдикции Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, проживающего в пределах своей епархии во Франции. Эта форма влияния состоит в том, что названный епископ состоял и состоит председателем Комитета по делам православных беженцев, что немцами и англичанами часто отождествляется с понятием "Православная Церковь" (Грэк Ортодокс). Этот Комитет распространяет свое влияние на всю британскую зону Германии, а свое местопребывание имеет в Гамбурге. <...> В работу Комитета втягивались, помимо моего ведома и разрешения, даже священники управляемого мною викариатства. Я считаю, что такое явление, как возглавление чужим епископом некой организации в пределах не принадлежащей ему церковной провинции, является неканоническим, и прошу Ваше Высокопреосвященство обратить на это внимание, сделав соответствующее предложение в Священный Синод»29.

Епископ Нафанаил, конечно, имел влияние, являясь почетным председателем Комитета. Руководил Комитетом энергичный деятель эмиграции Николай Николаевич Герард. Бывший секретарь владыки Нафанаила, Н. Н. Герард поддерживал отношения с епископом Нафанаилом и после назначения того управлять Западноевропейским округом. Возникали недоразумения, которые, как виделось епископу Афанасию, ограничивали его первенство церковной власти в британской зоне. В эти недоразумения, когда они доходили до «точки кипения», вмешивался даже Председатель Архиерейского Синода, просивший епископа Афанасия содействовать работе Комитета30.

Сегодня при недостатке письменных источников довольно непросто определить ту грань, где нарушалась власть епископа. Проблема отношений викарного

27 Прежде епископ Московского Патриархата, Поликарп (Сикорский) в 1942 г. принял участие в автокефалистском расколе, за что был лишен епископского сана. После Второй мировой войны его сторонники развивали УАПЦ в эмиграции, вновь дробились на группы. Скончался в 1953 г. во Франции.

28 Протоиерей Василий Липковский был одним из сторонников украинской автокефалии. Провозглашен в 1921 г. автокефалистами «митрополитом Киевским и всея Украины» УАПЦ. Расстрелян по приговору «тройки» НКВД в 1937 г.

29 Administrator of the Orthodox Church. Б/н. 12 янв. 1948 г. / Там же. Л. 155.

30 См., например: Председатель Архиерейского Синода Его Преосвященству Преосвя-щеннейшему Епископу Афанасию, управляющему викариатством в Британской зоне Германии. 19 августа / 1 сентября 1948 г. № 2311 // АГЕ. Ф. 4. Оп. 2. К. 15. Д. 15/3б: Организация Представительства русской эмиграции в Германии, 1949—1950. Формально епископ Афанасий был прав, он исходил из постановлений майского 1946 г. Архиерейского Собора РПЦЗ (Протокол № 3 от 9 мая 1946 г.), который определил, что управляющий викариатством имел право учреждать и упразднять приходы и другие церковные установления, среди них и благотворительные учреждения.

епископа и Гамбургского Комитета была преодолена в 1948 г. Епископ Нафана-ил подал заявление об уходе с поста почетного председателя Комитета. В самом Комитете в ноябре 1948 г. произошла смена руководства. Н. Н. Герарда сменил О. В. Анисимов, который обратился к епископу Афанасию с предложением занять должность почетного председателя Комитета31. Таким образом, управляющий викариатством сумел снять еще одно препятствие, которое, с его точки зрения, мешало его епископской власти.

Доклад епископа Афанасия за период с 1 августа 1948 по 1 августа 1949 г.32 интересен тем, что, с одной стороны, показывает динамику развития церковноприходской жизни викариатства и архипастырской деятельности самого владыки. С другой стороны, по причине массового отъезда ДиПи из Германии, доклад выявляет тенденцию к сокращению количества приходов.

Число приходов сократилось, в сравнении с 1947 г., с 17 до 13, отчасти из-за того, что обитатели лагерей были переведены в другие лагеря ДиПи. Однако священнику Иоанну Березовскому удалось организовать приход в Грефене, где имелось большое число православных христиан. Число потенциальных приходов уменьшилось на восемь и составило всего четыре богослужебных пункта. Таким образом, в отчетный период в викариатстве существовало 17 церквей и богослужебных пунктов, из которых четыре находились в лагерях, семь церквей в городах и шесть молитвенных домов или часовен.

Сократилось и количество духовенства. Согласно докладу, в викариатстве священнодействовали 11 протоиереев, один архимандрит, один иеромонах, три священника и пять диаконов. Духовенства не хватало для удовлетворения религиозных нужд православных, разбросанных по обширной территории британской зоны, в лагерях, в городах на частных квартирах и в небольших населенных пунктах. В докладе выделен пункт о материальном обеспечении духовенства. 90% духовенства получали жалованье из немецких касс как служащие и работники культуры. Священники также имели весьма незначительные церковные доходы. Владыка Афанасий полагал, что немецкие кассы вскоре откажут священникам в выплатах, и надеялся на финансовую поддержку Всемирного Совета Церквей (ВСЦ).

Развивалась в викариатстве и благотворительная работа. С начала 1949 г. клирики занимались распределением продуктов и вещей, поступавших от ВСЦ. По распоряжению епископа Афанасия духовенством на приходах были организованы комиссии из прихожан, которые вели отчетность поступлений и выдач. Помощь оказывалась только зарегистрированным в приходских книгах прихожанам.

Характеризуя церковную жизнь в викариатстве в целом, владыка Афанасий отмечал сравнительно спокойное ее течение. Отдельные случаи нарушений в некоторых приходах имели внешние и внутренние причины. На внешнем уровне это попытка «епископа» неканонических Украинской, а затем Белорусской автокефальных церквей Сергия Охотенко, проживавшего в г. Констанце (французская оккупационная зона Германии), создать свою юрисдикцию в белорусском приходе Ганновера. На внутреннем уровне церковную жизнь нарушали лица, ведшие подрывную деятельность против настоятелей приходов, используя кле-

31 Welfare Institution for Greek Orthodox. Hamburg. 16 ноября 1948 г. // Там же.

32 АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. К. 55. Д. 57/1: Рапорты и отчеты приходов, 1947-1955. Б/л.

вету, ложь и политические доносы. Этими действиями была омрачена жизнь в четырех приходах. Пострадали при этом три священника. Два из них были переведены на другие места в викариатстве, а третий был лишен права ДиПи, но, по ходатайствам владыки Афанасия, был восстановлен в своих правах.

Согласно отчету, зарегистрированных в приходских книгах верующих в викариатстве было 6612 человек. Реальное их число в британской зоне было значительно выше, так как многие православные по разным причинам не желали регистрироваться в приходах. По подсчетам священников британской зоны, около 80 % прихожан в Великом посту 1949 г. приступили к таинству Исповеди и причастились.

Период 1949-1950-х гг. был отмечен новым всплеском транзита русских эмигрантов из Германии в другие страны. Различные государства принимали к себе на работу тысячи эмигрантов из лагерей ДиПи. Клир и миряне Северо-Германского викариатства уезжали. Сам епископ Афанасий прошел комиссии и получил разрешение на выезд в Австралию, куда Синод РПЦЗ назначил его служить викарием. В этот завершающий период существования викариатства владыка Афанасий в своих искренних и теплых письмах33 митрополиту Серафиму высказал свой взгляд на то, как может быть организована церковная жизнь после отъезда основной части духовенства и мирян. В письме от 11 февраля 1950 г.34 епископ писал, что в случае упразднения викариатства он рекомендует найти подходящего священника на место настоятеля церкви в Гамбурге. В британской зоне священники требовались на приходах в Гамбурге с Шлезвиг-Гольштейном, Ганновер с Брауншвейгом, Геттингена и в Вестфалии. Епископ сообщил митрополиту, что принявший православие немецкий медик Амвросий Бакгауз под его руководством изучает богословие и желает принять сан. Владыка Афанасий рекомендовал хиротонисать его и назначить помощником настоятеля прихода в Гамбурге.

Последние официальные письма викарного епископа Афанасия были написаны без бланка, от руки. Письмо от 16 мая 1950 г. написано из транзитного лагеря в Дельменхорсте. Владыка использовал пребывание там для совершения богослужений. Среди 3—4 тыс. насельников Дельменхорста было много православных. Можно сказать, «одной ногой находясь на пароходе», владыка продолжал заботиться о пастве. Он написал митрополиту Серафиму, что в лагере нужен православный священник: «Нет ли у Вас кандидата для Дельменхорста? Он обслуживал бы Delmenhorst — транзитный лагерь и Varel — старческий лагерь. Если найдется кто из священников, то нужно его командировать сюда, пока я тут есть. Я бы помог утвердиться ему здесь. Церковь здесь есть. Нужен еще псаломщик, без которого здесь тяжело»35. С учетом рекомендаций викария митрополит

33 «Должен сказать, что за все время пребывания и служения в Вашей епархии я ни разу не испытал от Вас никаких огорчений, я всегда чувствовал Ваше внимание ко мне и любовь. Это меня очень трогает и волнует до слез. Уехав из Германии, я Вас не забуду и всегда буду усердно молить Господа о даровании Вам здравия и спасения души», — писал митрополиту епископ Афанасий (Griechisch-ortodoxer Bischoff Athanasios. Гамбург 31 марта 1950 г. // АГЕ. Ф. 3. Оп. 5. К. 55. Д. 55/3: Английская зона. Благочинный протоиерей Платон Закидальский. Л. 12-12 об.

34 Griechisch-ortodoxer Bischoff Athanasios. Гамбург 11 февр. 1950 г. // Там же. Л. 13 об.

35 Delmenhorst. 23 Emarkation Centre. Bl.G. Zimmer 5. 16 мая 1950 г. // Там же. Л. 15, 15 об.

Серафим 22 апреля издал Постановление, согласно которому управление вика-риатством он принял на себя, а благочинным был назначен протоиерей Платон Закидальский36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1000-летней истории Русской Церкви деятельность Северо-Германского викариатства — историческое мгновение. В контексте же истории РПЦ ХХ столетия это яркий момент выживания организованных в приходы групп православных людей, переживших гонения атеистической власти и мировую войну 1939—1945 гг. Это момент сохранения православной идентичности и традиций православного образа жизни. Духовенство и миряне, прошедшие северогерманскую «школу воспитания», сумели адаптировать опыт церковной жизни вика-риатства к условиям жизни в новых странах проживания. «На стране далече» им пригодилось умение вести миссионерскую работу, обсуждать богословские вопросы, стремление видеть Промысел Божий в событиях повседневности.

Изучая историю Северо-Германского викариатства РПЦЗ, мы не можем не отметить весомый вклад в ее жизнь епископа Афанасия (Мартоса). В центр жизни, мыслей и поступков викарный епископ ставил молитву и богослужение. Вопреки различным препятствиям, владыка смог в период 1946—1950 гг. направить движение «малых сих» к служению Истине.

Настоящая статья посвящена главным образом вопросам управления Северо-Германским викариатством. Однако история викариатства в лицах — персоналиях священников и активных прихожан, — история викариатства в развитии конкретных приходов является не менее интересной. Будущий исследователь этих аспектов жизни викариатства, несомненно, обратится к изучению пастырской деятельности архимандрита Виталия (Устинова), священников Стефана Ляшевского, Георгия Бенигсена, Сергия Щукина, Николая Успенского, Бориса Виноградова и других «пастырей добрых».

Ключевые слова: Северо-Германское викариатство, Германская епархия, германские приходы, богословская школа в Германии, миссионерская работа, Синод, Русская Зарубежная Церковь.

Список литературы

Бенигсен Георгий, протоиерей. Не хлебом единым: Проповеди. М.; Клин, 1997. Корнилов А. А. Духовенство перемещенных лиц: Биографический словарь. Н. Новгород, 2002.

Корнилов А. Организация и деятельность Северо-Германской администратуры РПЦЗ в период правления епископа Нафанаила (Львова) 1945—1946 гг. // XXVIII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2018. С. 179—182. Кострюков А. А. Архив протоиерея Стефана Ляшевского как источник по истории Русской Церкви и Северного Кавказа // Православие в истории и культуре Северного Кавказа: вопросы источниковедения и историографии: Материалы VII Международных Свято-Игнатьевских чтений. Ставрополь, 2017. Вып. 1. С. 311—320. Кострюков А. Новые сведения о жизни и деятельности митрополита Сергия (Страгородско-го) в 1920-1930-е гг. (по материалам архива протоиерея Стефана Ляшевского) // XX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2010. Т. 1. С. 312-316.

36 См.: Delmenhorst. 23 Emarkation Centre. Bl.G. Zimmer 5. 16 мая 1950 г. // Там же. Л. 16.

Любимов А. Протоиерей Стефан Ляшевский. 1899-1986: Материалы к биографии // Православная Русь. 2016. № 3. С. 4-6, № 4. С. 12-17; 2017. № 1. С. 12-16; № 2. С. 10-14; 2018. № 1. С. 11-14.

На ниве Христовой. Архиепископ Афанасий (Мартос, 1904-1983). Изд. испр. и доп., 2003 год. Интернет-версия под общ. ред. Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского // Миссионерский листок. 2003. № 143 / еп. Александр (Милеант), ред. URL:http://www.fatheralexander.org/booklets/ rassian/na_%20nive_hristovoj_archb_athanasios.htm (дата обращения: 11.08.2017). Обозный К. П. История Псковской православной миссии 1941-1944 гг. М., 2008.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2019. Vol. 87. P. 108-123 DOI: 10.15382/sturII201987.108-123

Anatoly Kinstler, Archive of the German Diocese, Russian Orthodox Church Abroad 2 Johanneskamp, Hannover, 30539, Germany anatolij.kinstler@gmail.com ORCID: 0000-0002-9585-7490

Alexander Kornilov, Doctor of Sciences in History, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. 2 Ulianova Str., Room 322, 603009, Nizhny Novgorod, Russian Federation kotva64@mail.ru ORCID: 0000-0001-9139-3740

Activities of the North German Vicariate of Russian Orthodox Church Abroad in Time of Bishop Afanasy's (Martos) Office

(1946-1950)

A. Kinstler, A. Kornilov

Abstract: This article studies the administration of the North German Vicariate in the time of bishop Afanasy (Martos). It examines main directions of his activity, i.e. missionary work, meetings with the clergy, organisation of a theological school in Hamburg. It is shown that his missionary work was directed towards educating members of parishes, while the aim of conventions and meetings was to increase education and competence of parish priests. The article also studies bishop Afanasy's relations with the clergy and church organisations that were under the influence of Nafanail (L'vov), bishop of Brussels and Western Europe. Particular attention is paid to bishop Afanasy's personality, as well as the tasks that he set himself during his administration of the vicariate. The article draws on the documents kept at the Archive of the German Diocese of the Russian Orthodox Church Abroad. Development of the vicariate made it possible to arrange into parishes those groups of orthodox people who survived

persecutions of atheist authorities and World War II. Parish groups not only did survive, but also preserved their Orthodox identity and traditions of the Orthodox way of life. Clergy and laymen who had to go though the North German "school of education" managed to adjust the experience of church life of the vicariate to conditions of life in new countries of residence. In countries of North and South America, North Africa and Australia they made use of their ability to conduct missionary work, to employ the art of discussing theological issues, preserved their desire to discern God's providence in everyday life.

Development of the vicariate helped to organize parishes consisting of the Orthodox people who experienced and persecution from the atheist regime and who survived the World War in 1939-1945. These parishes did not only survive but they also preserved Orthodox Christian identity and tradition of the Orthodox way of life. Clergy and flock went through the Northern Germany's "school of education" and managed to adapt the experience of church life in the vicariate to the conditions of life in new countries of living. In the countries of Northern and Southern America, Northern Africa and Australia they used skill to carry out missionary work, the art to discuss theological issues, aspiration to see God's Providence in everyday life.

Keywords: North German Vicariate, German bishop, German diocese, parishes, theological

school in Germany, missionary work, Synod, Russian Orthodox Church Abroad.

References

Afanasii (Martos), archbishop. Slova ipoucheniia [Sermons and Teachings], available at https:// azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouchenija.shtml (24.02.2018) (in Russian).

Aleksandr (Mileant), bishop (ed.). Na nive Khristovoi. Arkhiepiskop Afanasii (Martos, 1904— 1983) [In Christ's Vineyard. Archbishop Afanasy Martos, 1904-1983)], available at http:// www.fatheralexander.org/booklets/russian/na_%20nive_hristovoj_archb_athanasios.htm (11.08.2017) (in Russian).

Benigsen G., archpriest (1997) Ne khlebom edinym: Propovedi [Not by Bread Alone: Sermons]. Moscow; Klin (in Russian).

Kornilov A. (2002) Dukhovenstvo peremeshchennykh lits: Biograficheskii slovar' [Clergy of Misplaced Persons: Biographical Disctionary]. Nizhny Novgorod (in Russian).

Kornilov A. (2018) "Organizatsiia i deiatel'nost' Severo-Germanskoi administratury RPTsZ v period pravleniia episkopa Nafanaila (L'vova) 1945-1946 gg." [Organisation and Activity of the North-German Administration of the Russian Orthodox Church Abroad in the Time of Bishop Nafanail's (L'vov) Office, 1945-1946]. XXVIII Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia PSTGU: Materialy [XXVIII Annual Theological Conference of St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities: Proceedings]. Moscow, pp. 179-182 (in Russian).

Kostriukov A. (2010) "Novye svedeniia o zhizni i deiatel'nosti mitropolita Sergiia (Stragorodskogo) v 1920-1930-e gg. (po materialam arkhiva protoiereia Stefana Liashevskogo)" [New Data on Life and Work of Metropolitan Sergy (Stragorodsky) in the 1920-1930s (based on materials of Archpriest Stefan Liashevsky's archive]. XXEzhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia PSTGU: Materialy [XX Annual Theological Conference of St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities: Proceedings]. Moscow, vol. 1, pp. 312-316 (in Russian).

Kostriukov A. (2017) "Arkhiv protoiereia Stefana Liashevskogo kak istochnik po istorii Russkoi Tserkvi i Severnogo Kavkaza" [Archive of Archpriest Stefan Liashevsky as a Source for the History of Russian Church and the North Caucasus]. Pravoslavie v istorii i kul'ture Severnogo Kavkaza: voprosy istochnikovedeniia i istoriografii: Materialy VII Mezhdunarodnykh Sviato-Ignat'evskikh chtenii [Orthodoxy in the History and Culture of the North Caucasus: Issues

in Source Criticism and Historiography. Proceedings of the VII International Workshop]. Stavropol', vol. 1, pp. 311-320 (in Russian). Liubimov A. (2016-2018). "Protoierei Stefan Liashevskii. 1899-1986: Materialy k biografii" [Archpriest Stefan Liashevsky, 1899-1986. Materials for a Biography]. Pravoslavnaia Rus', 2016, vol. 3, pp. 4-6; vol. 4, pp. 12-17; 2017, vol. 1, pp. 12-16; vol. 2, pp. 10-14; 2018, vol. 1, pp. 11-14 (in Russian).

Oboznyi K. (2008) Istoriia Pskovskoipravoslavnoi missii 1941—1944gg. [History of the Orthodox Mission in Pskov, 1941-1944]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.