БОСТОНШИНОСЙ - АРХЕОЛОГИЯ - ARCHEOLOGY ♦-♦
УДК681,81
ГРЕЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (АВЛОСЫ) ИЗ ХРАМА ОКСА НА ГОРОДИЩЕ ТАХТИ САНГИН1
Л. ГУНВОР,
отдел Евразии, Германский археологический институт Х. ШТЕФАН, О. СУТКОВСКА2 Австрийский археологический институт, Австрийская академия наук
Среди более 5000 находок из храма Окса в Тахти - Сангине, 44 фрагмента музыкальных инструментов особенно подчеркивают тесные культурные связи между античной Бактрией и Греческим Средиземноморьем (рис. 1 и 2). Речь идёт, по большей части, об авлосах - древних духовых инструментах, состоящих из двух цилиндрических полых трубок, удерживаемых при игре в V-образной позиции (рис. 3 и 4) (24,81-107; 21,76-79). Фрагменты авлосов из храма Окса хорошо сохранились. Они выполнены из кости и некоторые из них оснащены бронзовыми кольцами и клапанами, служившими для соединения отдельных элементов и перекрытия определённых игральных отверстий. «Авлосы Окса» были обнаружены в 1983 и 1984 годах во время советских раскопок в одном из дальних коридоров храма, в слое, датируемым приблизительно 140 г. до н.э. перекрытым более поздними конструкциями. Таким образом, можно датировать рассматриваемые в статье инструменты III -первой половиной II века до н.э.
Храм Окса. Храм Окса находится на территории городища Тахти-Сангин, который как город функционировал по последним данным таджикских археологов в ахеменидский, эллинистический и кушанский периоды.
Городище находится в непосредственной близости от реки Окс, под именем которой в древности был известен современный Вахш, а после слияния с р. Пяндж, как Амударья. Храм был посвящён богу реки Оксу, что подтверждается некоторыми надписями, среди которых текст на постаменте небольшой бронзовой статуэтки Силена, играющего на авлосе (рис. 4). В ней сказано Euxnv avsBnKev Атроошкпд "0£,®i, что можно перевести как «По обету посвятил Атросок Оксу» (5,94; 6,305) или «Соблюдая обет, Атросокес посвятил (это) Оксу».
Храм Окса был, вероятно, главным храмом региона, привлекавшим паломников со всех концов Древней Бактрии. С его подобной крепостной оградительной стеной (100 на 80 метров), и самим храмом, размером 60 на 50 метров, он был, без сомнения, самым большим храмом в Бактрии и определённо не мог быть построен без финансовой поддержки Селевкидов (17, 281-310).
Храм был раскопан Игорем Пичикяном в период с 1976 по 1991 год в рамках Южно - Таджикской археологической экспедиции под руководством Бориса Анато-льевичаЛитвинского (19; 6; 2; 18; 4).
1 1.Мы благодарим Марину Хиллигер за перевод с немецкого на русский язык.
2 Наш исследовательский проект был спонсирован Европейским исследовательским советом (European Research Council, ERC) в рамках программы грантов Horizon 2020 (Номер гранта 787522 AMBH).
Внутри храма в специальных хранилищах было найдено около 5000 объектов, которые - подобно маленькой бронзовой статуэтке Силена - интерпретируются, как приношения верующих богу Оксу. Эти вотивные объекты или подношения были изготовлены из материалов, отличавшихся необычайно широкой вариативностью, среди которых золото, серебро, бронза и железо, а также камень, терракота, гипс, стекло, слоновая кость, кость, дерево и даже текстиль. Предметы, дошедшие до нас в виде фрагментов, могут быть реконструированы в объекты со множеством различных функций.
Оружие и доспехи составляют большую часть, но встречаются также скульптуры, сосуды и приборы, грузики, монеты, туалетные принадлежности, украшения, элементы костюмов и мебели, учитывая авлосы, музыкальные инструменты. Несмотря на то, что многие находки выполнены в греческом стиле, ни один из них нельзя идентифицировать как импорт из Средиземноморья. Исходя из этого, можно предположить, что большинство объектов было изготовлено по греческому образцу, но из местных материалов и мастерами из Бактрии.
Археологические исследования музыкальных инструментовв период ограничений на поездки
О существование более 40 фрагментов авлосов было известно научному сообществу, в том числе благодаря публикациям Б.А. Литвинского (1,517-543; 3,444-495; 4,424-453). Первые же детальные технические изображения были предложены Гунвор Линдстрём в 2004 году. На основе публикаций Б.А.Литвинского и этих рисунков авлосы из храма Окса были изучены с точки зрения археологии музыкальных инструментов в рамках австрийского проекта «Ancient Music Beyond Hellenisation», финансируемого ERC (European Research Council). Этот проект комбинирует филологические и музыкально-археологические исследования и служит изучению античных музыкальных культур за пределами греческой цивилизации и Римской Империи. При этом учитывается как музыкальное искусство доисламского, так и раннеисламского времени, в которой продолжились традиции азиатской и греческой музыки. Инструменты из храма Окса особо интересны в этом контексте, так как они, к тому же, происходят из эпохи интенсивного музыкально-технического развития. Хотя некоторые мелодии этого времени известны с территории Средиземноморья, находки самих инструментов очень редки. Таким образом, если можно было бы восстановить, хотя бы некоторые части инструментов из фрагментов, по расположению игральных отверстий можно было бы надеяться сделать выводы о музыке, которую слушали в античной Бактрии.
Так как исследовательская поездка с целью получения более точных данных была отменена по причине пандемии коронавируса, фрагменты были изучены венскими археологами, исследующими музыкальные инструменты, на основе имеющихся рисунков. Изображения были виртуально анализированы и воспроизведены на 3D-принтере, кроме того, при помощи компьютерного анализа были предложены гипотетические реконструкции инструментов (рис. 5). При этом были выделены две части инструмента, поставившие исследователей перед особой проблемой (рис. 6). В то время, как у всех остальных фрагментов на концах присутствуют цилиндрические выступы и раструбы, с помощью которых они соединялись (наподобие современной блокфлейты), выше приведённые части были изготовлены в форме простых, особо тонкостенных трубок с игральными отверстиями, кроме того, одна из них была гораздо тоньше всех остальных частей. Выяснилось, что изначально эти трубки были
-МУАРРИХ-ИСТОРИК-НКТСШАК-
вставлены одна в другую. При прокручивании их друг против друга можно было менять ширину игральных отверстий и, таким образом, эффективно увеличивать и уменьшать их. Так, можно было изменять звучание некоторых нот, что, по-видимому, служило для перемены между различными тональностями (рис. 7). Компьютерная симуляция показала, что извлекаемые таким образом звуки хорошо соотносятся с нотными системами позднего греческого классического периода, как они были реконструированы из других источников (14, 403-421).
Подобная техника вставленных одна в другую вращаемых конических трубок была до сих пор неизвестна; была ли она распространена или же являлась локальным решением инструментально-технической проблемы - в данный момент этот вопрос остаётся нерешённым. Как бы то ни было, ремесленное мастерство исполнителя поразительно - части должны так плотно примыкать друг к другу, чтобы воздух не попадал между ними, и в то же время оставаться подвижными.
В любом случае, мы узнаем здесь праобраз техники, широко распространённой во времена римской империи и археологически хорошо прослеживаемой от Африки до Британии. Первая подобная находка из четырёх музыкальных трубок была сделана в Помпеях в 1867 году (15,1-60; 11,103-114; 12,84-85). Самая богатая находка происходит из Мероэ (7,217-240; 10,381-388; 13,177-197). К материальным свидетельствам подобных механизмов для перемены между различными тональностями подробный обзор был сделан О.Сутковской (20,412-422; 22). Вместо подвижных костяных трубок, костяное ядро здесь было обернуто тонкими металлическими слоями, наружную часть которых можно было вращать вокруг внутренней, разной длины «кольцами». Это позволяло создать гораздо более приспосабливаемый дизайн инструмента - тем не менее, благодаря находкам их храма Окса, мы можем датировать основную идею несколькими веками ранее.
Археологические исследования оригиналов музыкальных инструментовв Душанбе
После ослабления ограничений на перемещения в апреле 2022 года, стало, наконец, возможным исследовать оригиналы фрагментов авлосов из храма Окса на месте. Эти исследования были проведены по договорённости с министерством иностранных дел Республики Таджикистан и в рамках договора о научном сотрудничестве между Евразийским отделом Германского Института Археологии и Институтом истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша Национальной Академии Наук Таджикистана от 11 ноября 1996 года, переработанном и подтвержденном 8 июня 2012 и 14 июня 2017 года. Главными целями исследования были, наряду с осмотром, углубление и расширение приведённых в публикациях Б.А. Литвинского и документации Г. Линдстрём сведений о размерах фрагментов и полная фото- и, возможно, фотограмметрическая документация материалов (рис. 8).
Фрагменты авлосов хранятся в двух коллекциях. Одна из них в количестве 39 фрагментов принадлежит Институту истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша Национальной Академии Наук Таджикистана, вторая, включающая 5 фрагментов находятся в Национальном Музее Таджикистана.
На момент нашего прибытия, 23 фрагмента из первой коллекции были выставлены в постоянной экспозиции Национального Музея Древностей Таджикистана (далее: Музей Древностей), относящегося к Академии наук, а 16 находились в хранилище отдела археологии Института им. Ахмада Дониша. Для дальнейшего комплексного исследования они были сведены в одну коллекцию, изучены в одном
контексте и сравнены между собой напрямую. При этом стало возможно, с разной степенью уверенности, собрать из 31 фрагмента элементы 6 игральных трубок (рис. 9).
Важное соединение двух фрагментов авлоса (рис. 10) было обнаружено благодаря реставратору Рустаму Бурханову, который профессионально удалил небольшой обломок раструба, случайно добавленный туда при реставрации в 1980х годах, с одного из цилиндрических выступов и заменил его на другой, подходящий.
Кроме того, удалось идентифицировать продолговатую бронзовую деталь, ошибочно интерпретируемую как «лопаточка» и выставляемую отдельно от инструментов (рис. 11). Речь идёт о заслонке для закрытия глубоких игральных отверстий, известных в такой форме, как в Греции периода эллинизма, так и из Малой Азии и, таким образом, представляющей собой ещё одно свидетельство близких связей между музыкальными технологиями на значительных географических дистанциях (9,7-8; 8,367-373; 16,329-332; 23,15-77).
Ввиду удивительно большого числа единичных сегментов, собранных в более полные части инструментов, было решено передать все фрагменты из коллекции отдела археологии Института им. Ахмада Дониша Музею Древности, чтобы выставить в экспозициимузыкальные инструменты в собранном виде.
Из-за соображений сохранности не представлялось возможным временно передать пять фрагментов из Национального музея Таджикистана Музею Древности Таджикистана, поэтому, к сожалению, не удалось изучить все фрагменты в одном месте. По этой причине возможные связи между инструментами из обоих собраний не могли быть прямо идентифицированы; на данный момент для этого были использованы напечатанные 3D-модели упомянутых 5 фрагментов.
Наконец, все имеющиеся части - 39 оригинальных фрагментов из коллекции Института им. Ахмада Дониша и напечатанные 3D-модели пяти фрагментов из Национального Музея Таджикистана были прикреплены к специально подготовленной, обтянутой чёрной тканью основе и затем размещены в одной из витрин зала, посвященному Тахти Сангину в Музее Древностей (рис. 12).
Несколько небольших бронзовых фрагментов, относящихся, очевидно, к кольцам-обоймам, и два очень маленьких обломка костяных трубок, которые не могли быть ассоциированы с большими фрагментами, остались в фонде Музея Древностей. Они могут служить источником проб для будущих научных анализов материала.
Без научного анализа кости, из которой сделаны авлосы, невозможно точно сказать, были ли они вырезаны в Бактрии или привезены из Греции. Однако более вероятно, что они были изготовлены в Бактрии. Фрагменты авлосов могут быть реконструированы, как минимум в 6 игральных трубок. Но они не образуют пар. Таким образом, в храме Окса одновременно должно было находиться более 10 таких инструментов, и маловероятно, что такое количество было импортировано, с одной стороны, авлосы - греческие, потому что их форма и тональность, которую они могли производить, основаны на греческих моделях с другой стороны они также являются бактрийскими, потому что, скорее всего, были изготовлены в Бактрии, ремесленниками, которые обладали высоким уровнем мастерства.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.Рисунки были созданы в рамках спонсируемого Германским исследовательским обществом (DFG) проекта «Votivpraxis im hellenistischen und kuschanzeitlichen Baktrien» в Евразийском отделе Германского Археологического Института.
2.Веб-сайтпроекта:https://www.oeaw.ac.at/oeai/forschung/ altertumswissenschaften/ antike-musik/ancient-music-beyond-hellenisation^ttps://cordis. europa.eu/ proj ect/id/
787522.
ЛИТЕРАТУРА
1. Литвинский Б. А. Гречекиефлейты (авлосы) в глубинной Азии/J. Duchesne-Guillemin (ed.), Monumentum Marcelle Duchesne-Guillemin. Actalranica 34 - Leuven, 1999 - С.517-543.
2. Литвинский Б. А. Храм Оксав Бактрии (Южный Таджикистан) Т. 2. Бактрийское вооружение в древневосточном и греческом контексте. - Москва, 2001 - 528 с.
3. Литвинский Б. А. Эллинские мелодии на берегах Окса. Гречекие флейты (авлосы) в Глубинной Азии//В. П. Никоноров (ed.), Петербургское востоковедение. - Санкт-Петербург, 2006 - С. 444-495.
4. Литвинский Б. А. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан) Т. 3. Искусство, художественное ремесло, музикальные инструменты. - Москва, 2010 - 664 с.
5. Литвинский Б. А., Виноградов Ю. Г., Пичикян И. Р. Вотив Атросока из храма Окса в северной Бактрии//Вестник древней истории 1985, № 4, - С. 84-110.
6. Литвинский Б. А., Пичикян И. Р. Эллинистический храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан) Т. 1. Раскопки, архитектура, религиознаяжизнь. - Москва, 2000. - 503 с.
7. Bodley N.B. The Auloi of Meroë: A Study of the Greek-Egyptian Auloi Found at Meroë, Egypt//American Journal of Archaeology 50, 1946. - С. 217-240.
8. Byrne M. Understanding the aulos II. Extended pipes and drone//Studien zur Musikarchäologie 3. Orient-Archäologie 10. - Rahden, 2002. - С. 367-373.
9. Conze A. Die Kleinfunde aus Pergamon. - Berlin, 1903. - 28 p.
10. Gänsicke S., Hagel S. The auloi from Meroë: Preliminary notes on the conservation, technical examination, and interpretation of a cache of ancient musical instruments//J.M. Daehner, K. Lapatin, A. Spinelli (eds.), Artistry in Bronze: The Greeks and their Legacy. XIXth International Congress on Ancient Bronzes - Los Angeles, 2017. - С. 381-.388.
11. Hagel S. The Pompeii auloi: Improved data and a hitherto unknown mechanism // Studien zur Musikarchäologie 8. Orient-Archäologie 27 - Rahden, 2012 - С. 103-114.
12. Hagel S. Double Pipes from Pompeii//S. De Angeli et al. (eds.), Music and sounds in Ancient Europe - Rome, 2018. - С. 84-.85.
13. Hagel S. Reconstructing the Auloi from Queen Amanishakheto's Pyramid//Studien zur Musikarchäologie 11. Orient-Archäologie 40 - Rahden, 2019. - С. 177-197.
14. Hagel S. Assessing unknown parameters of instrument finds by writing software // Archeologia e Calcolatori 32, 2021 - С. 403-421.
15. Howard A. A. The AMo<; or Tibia//Harvard Studies in Classical Philology 4, 1893. - С. 1-60.
16. Kostoglou K. AvacKo^iKod Epyaciai. Kaputöxe^/ApxaioXoyiKÖv AeXxiov 25, 1970. -С.329-
332.
17. Lindström G. Der Oxos-Tempel. Räumliche Aspekte und Kultkontinuität im Spiegel der Votivpraxis//S. Hansen, D. Neumann, T. Vachta (eds.), Raum, Gabe und Erinnerung. Weihgaben und Heiligtümer in prähistorischen und antiken Gesellschaften - Berlin, 2016. - С. 281-310.
18. Litvinskij B. A., Picikjan I. R. Taxt-i Sangin. Der Oxos - Tempel. Grabungsbefund, Stratigraphie und Architektur. Archäologie in Iran und Turan 4 - Mainz, 2002. - 124 p.
19. Pitschikjan I. R. Oxos-Schatz und Oxos-Tempel. Achämenidische Kunst in Mittelasien -Berlin, 1992 - 155 p.
20. Sutkowska O. Archäologische Auloi/Tibia Funde mit Mechanismen//Die Tonkunst 9, 2015 -С. 412-422.
21. Sutkowska O. Breathing Harmony: The Art of the Ancient Doublepipe//S. De Angeli et al. (eds.), Music and sounds in Ancient Europe - Rome, 2018 - С. 76-79.
22. Sutkowska O. Antike Doppelschalmeien mit Mechanismen. Eine musikarchäologische Studie kaiserzeitlicher Auloi/Tibiae - Mainz, 2023.
СОЗХОИ МУСИЦИИ ЮНОНЙ (АВЛОС) АЗ МАЪБАДИ АМУДАРЁ ДАР ШАХРАКИ ТАХТИ САНГИН
Ин макола ба баррасй ва бозсозии созхои мусикии юнонй- Авлос (auloi), ки дар натичаи ковишхои маъбади Амударё дар Тахти Сангин дар дахаи солхои 80-уми асри гузашта хангоми хафриёти маъбади Амударё дар Тахти Сангин ёфт шудааст, бахшида шудааст. Порахои ин асбобхо дар фондхои шуъбаи бостоншиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии Академияи миллии илмхои Точикистон (АМИТ) ва Осорхонаи бостонии Точикистон нигахдорй мешаванд. Дар натичаи бозсозии хар ду мачмуа, мукоиса ва дубора баркарор намудани панч пора бо принтери 3D имкони бозсозии чандин созхо такрибан ба шакли аслии худ вучуд дорад. Илова бар ин, шабехсозихои компютерй нишон доданд, ки садохое, ки метавонистанд бо ин асбобхои мусикй тавлид шаванд, бо низоми нотахои давраи классикии юнонй хуб мувофикат мекунанд. Ин кор аз чониби Шурои аврупоии тахкикотй (ERC) дар доираи барномаи Horizon 2020 (гранти раками 787522 - AMBH) маблаггузорй шуда, аз чониби як гурухи мухавдикони Институти бостоншиносии Австриягии Академияи илмхои Австрия ва шуъбаи Авруосиёи Институти бостоншиносии Олмон ичро шудааст.
Калидвожахо: Тахти Сангин, маъбади Амударё, сози мусикй, авлос, тармим, омузиши ашё, баркарорсозй.
ГРЕЧЕСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (АВЛОСЫ) ИЗ ХРАМА ОКСА С ГОРОДИЩА ТАХТИ-САНГИН
Данная статья посвящена изучению и реконструкции греческих музыкальных инструментов - авлосов, найденных при раскопках храма Окса на городище Тахти - Сангин. Фрагменты этих инструментов хранятся в фондах отдела археологии Института истории, археологии и этнографии НАНТ, Национальный Музей древностей Таджикистана, и Национальный Музей Таджикистана. В результате проведенной реставрации о коллекций, их сопоставления, а также воспроизведенным на 3D-принтере пяти фрагментов, удалось воссоздать несколько инструментов почти в их первоначальном виде. Кроме того, компьютерная симуляция показала, что звуки, извлекаемые из этих музыкальных инструментов хорошо соотносятся с нотными системами позднего греческого классического периода. Эти работы финансировались Европейским исследовательским советом (ERC) в рамках программы Horizon 2020 (номер гранта 787522 - AMBH) и были выполнены группой исследователей из Австрийского археологического института Австрийской академии наук и отдела Евразии Немецкого археологического института.
Ключевые слова: Тахти - Сангин, храм Окса, музыкальные инструменты, авлосы, изучение предметов, реставрация, реконструкция.
GREEK MUSICAL INSTRUMENTS (AULOI) FROM THE OXUS TEMPLE IN TAKHT-I SANGIN
This article is devoted to the study and reconstruction of Greek musical instruments - auloi -found during the excavations of the Oxus temple in Takht-i Sangin in the 1980s. Fragments of these instruments are kept in the collections of the Archaeological Department of the Institute of History, Archaeology and Ethnography of the National Academy of Sciences of Tajikistan and the Museum of Antiquities of Tajikistan. By restoring both collections, comparing and reproducing five fragments with a 3D printer, several instruments could be reconstructed almost faithfully. Furthermore, computer simulations have shown that the sounds that could have been produced with these musical instruments correlate well with the notational systems of the Greek late classical period. This work was funded by the European Research Council (ERC) under the Horizon 2020 programme (grant number 787522 -
AMBH) and carried out by a team of researchers from the Austrian Archaeological Institute of the Austrian Academy of Sciences and the Eurasia Department of the German Archaeological Institute.
Key words: Takht-i Sangin, Oxus Temple, musical instruments, auloi, object studies, restoration, reconstruction.
Сведения об авторах: Линдстрём Гунвор - доктор, ведущий научный сотрудник отдела Евразии Германского археологического института (Берлин, Германия). E-Mail: gunvor. Lindstroem @dainst.de
Хагель Штефан - преподаватель (PD) и доктор, ведущий исследователь проекта "Ancient Music Beyond Hellenisation", Австрийский археологический институт, Австрийская академия наук (Вена, Австрия). E-Mail: Stefan. [email protected].
Сутковска Ольга -доктор, научный сотрудник, Австрийский археологический институт, Австрийская академия наук (Вена, Австрия). E-Mail: Olga. [email protected]
Information about the authors: Lindstrom Gunvor- Dr., Researcher, Eurasia Department of the German Archaeological Institute (Berlin, Germany). E-Mail: [email protected]
Hagel Stefan - PD Dr., Principal Investigator of the project "Ancient Music Beyond Hellenisation", Austrian Archaeological Institute, Austrian Academy of Sciences (Vienna, Austria). E-Mail: [email protected]
Sutkowska Olga - PhD, Researcher, Austrian Archaeological Institute, Austrian Academy of Sciences (Vienna, Austria). E-Mail: Olga. [email protected]
Иллюстр ации
Рис.7. Авлосы из Храма Окса городища Тахти - Сангин.
»■■«■в т я г MllllÜMl ■ ■ ■ «II
ililfliHllliif
Hill Uli llir
Рис.2. Авлосы из Храма Окса городища Тахти Сангин.
Рис.3. Рисунок музыканта с авлосом-Рг/с.-А
Статуэтка Силена Силена - Храм Окса античная Греция. Окса.
Рис.5. Гипотетические реконструкции инструментов.
Рис.6. Процесс реконструкции. Рис. 7. Способ изменения звуков.
Рис.8. Процесс технического исследования авлосов.
Рис. 9. Авлосы, собранные из фрагментов, найденных в Храме Окса.
Рис.10. Часть авлоса после реставрации.
Рис.11. Храм Окса. Заслонка для закрытия звуковых отверстий.
Рис.12. Коллекция авлосов в экспозиции Музея Древностей.