Научная статья на тему 'РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В БАКТРИИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА'

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В БАКТРИИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКТРИЯ / ЭЛЛИНИЗМ / РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО / МЕТАЛЛУРГИЯ / ОБРАБОТКА КАМНЯ И КОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонов Р. В.

В статье рассматривается ремесленное производство Бактрии эллинистической эпохи. Материалы археологических исследований позволяют выявить основные его отрасли и сделать ряд наблюдений относительно характера производственного процесса. В данный период не только было развито массовое производство, но и налажен выпуск различного рода изделий под заказ. Вполне вероятно, что некоторые из представителей профессии являлись греками по происхождению или хорошо владели навыками эллинской традиции. Ремесло, как и другие сферы материальной культуры, свидетельствуют о том, что в Бактрии существовали определенные зоны эллинизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В БАКТРИИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА»

УДК 902

РЕМЕСЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В БАКТРИИ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

© 2020 Р. В. Тихонов

канд. ист. наук, доцент кафедры истории и историко-культурного наследия e-mail: [email protected]

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

В статье рассматривается ремесленное производство Бактрии эллинистической эпохи. Материалы археологических исследований позволяют выявить основные его отрасли и сделать ряд наблюдений относительно характера производственного процесса. В данный период не только было развито массовое производство, но и налажен выпуск различного рода изделий под заказ. Вполне вероятно, что некоторые из представителей профессии являлись греками по происхождению или хорошо владели навыками эллинской традиции. Ремесло, как и другие сферы материальной культуры, свидетельствуют о том, что в Бактрии существовали определенные зоны эллинизации.

Ключевые слова: Бактрия, эллинизм, ремесленное производство, гончарное дело, металлургия, обработка камня и кости.

Материалы, полученные в результате археологических исследований на землях Древней Бактрии, свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития ремесла в эллинистическую эпоху. Это было обусловлено не только влиянием со стороны греческих новаций, но и поступательным эволюционированием местных традиций.

Следует отметить, что ремесло получает мощный толчок в своем развитии еще в эпоху вхождения Бактрии в состав государства Ахеменидов. О высоком уровне его развития свидетельствуют материалы из клада и храма Окса. В составе Амударьинского клада особую группу составляют предметы личного обихода знатной особы [Зеймаль 1979: 23-30].

В стратиграфических слоях поселений середины I тысячелетия до н. э. преобладают находки гончарной посуды, пряслиц, зернотерок ладьевидной формы и других каменных изделий, связанных с обработкой зерна, бронзовых наконечников стрел [Шайдуллаев 2000: 63-78].

Одним из наиболее массовых и хорошо изученных является гончарное дело. Оно также наглядно показывает процесс взаимодействия эллинских и бактрийских традиций. В процессе раскопок ряда памятников были вскрыты обжигательные горны.

Производственный центр открыт на городище Кампыртепа. Он включал в себя несколько печей, вымостку для сушки гончарной продукции и жилище гончара [Болелов 2001]. Обращают на себя внимание конструктивные особенности горнов Ай-Ханум и Дальверзинтепа. Их главная особенность заключалась в наличии опорного столба, на который опирается перекрытие топочной камеры [Ртвеладзе 1978: 13; Veuve 1987: 17]. Квартал гончаров античного времени был раскопан на городище Саксанохур. Греко-бактрийскую эпоху характеризуют три печи, сохранившиеся лишь частично [Мухитдинов 1968: 29-33].

Одним из главных занятий гончаров являлось производство столовой посуды. Она представлена разнообразными типами, включая исконно греческие, украшалась орнаментом от простых волнистых линий, пальцевых вмятин и вдавлений до штампа. Для производства керамической посуды использовались специальные глиняные,

а возможно, и металлические формы. Их использование необходимо было, например, в процессе формовки мегарских и псевдомегарских чаш [Тихонов 2019: 70-86].

Определенных успехов достигло и производство терракотовых статуэток. Они изготавливались вручную и с использованием специальных матриц. В эллинистической Бактрии отмечены следующие виды терракотовой пластики: статуэтки, маски, плитки с рельефным изображением и пластика на керамических сосудах [Двуреченская 2016: 130-140].

Нет особых сомнений в том, что определенные виды терракоты изготавливались гончарами. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы Саксанохура, относящиеся, правда, уже к юечжийскому и кушанскому времени. Здесь в заполнении печей на территории гончарного квартала найдены статуэтки [Мухитдинов 1980: 212].

Среди глиняных предметов также следует упомянуть такие изделия, как пряслица, грузила пирамидальной формы, ядра для пращи и других метальных орудий [Двуреченская, Двуреченский 2013; Сверчков 2013: 113].

Массовым в эллинистической Бактрии также следует признать ремесло по обработке камня. Его развитие было обусловлено удовлетворением нужд ткачества и земледелия. В археологическом комплексе часто встречаются находки пряслиц из различной породы камня [Пилипко 1985: рис. 13, 6, 7, 9; Guillaume, Rougelle 1987: pl. 15, 14-19]. В античных слоях городища Дабилькурган найдены не только пряслица из мраморовидного известняка, но и заготовки материала для дальнейшего производства изделий (рис. 1).

Рис. 1. Мраморовидный известняк. Городище Дабилькурган в Северной Бактрии

Типичной для материального комплекса находкой является зернотерка ладьевидной формы (рис. 2). С Дабилькургана происходит целая серия подобных предметов, отличающихся своими размерами и весом [Тихонов 2013: 86]. Зернотерки продолжают использоваться в земледелии на протяжении кушанского и кушано-сасанидского периодов без каких-либо существенных изменений. И только лишь

в раннем средневековье они постепенно вытесняются жерновами, производительность которых несравнимо выше [Соловьев 2011: 82-83].

Рис. 2. Зернотерка ладьевидной формы. Городище Дабилькурган в Северной Бактрии

В городе Ай-Ханум, имевшем статус эллинистического полиса, открыты мастерские различного профиля, располагавшиеся в здании сокровищницы дворца правителя. Здесь работали металлурги, ювелиры. Были найдены необработанные драгоценные камни, мелкие фрагменты предметов из слоновой кости и бронзовые диски, предназначенные для чекана монет [Пичикян 1991: 219-221].

Следы металлургического производства выявлены на Тамошотепа и Тахти-Сангине. К нему относятся плавильные печи, обнаруженные в одном из раскопов, заложенных на городище Тамошотепа. Их остатки были вскрыты в верхнем и нижнем строительном горизонтах. К сожалению, сохранность печей такова, что не позволяет охарактеризовать конструктивные особенности и само производство. Очевидно только лишь то, что оно в определенном виде существовало на протяжении всей истории города [Абдуллаев, Бубнова, Пьянкова 1975: 255].

На площади храма Окса находилась мастерская для отливки бронзовых котлов, состоявшая, видимо, из нескольких частей. В одной из них были найдены фрагменты верхней части глиняной формы с древнегреческой надписью. Ее палеографический анализ и наличие сопутствующего материала позволяют отнести мастерскую к позднеэллинистическому времени [Дружинина, Худжагелдиев 2009: 113-119; Вексина 2010; 1уап1сЫк 2011].

В процессе археологических исследований на городище Калаимир были раскопаны остатки медно-литейной мастерской. Она представляет собой глиняную площадку с системой канальчиков, которые заканчивались ямами для отливки металла. На площадке в большом количестве найдены куски медных шлаков, чистой меди, а также изделий из соответствующего металла [Забелина 1953: 295].

Установить время начала функционирования данного производственного комплекса не представляется возможным. Дело в том, что полученный комплекс находок оказался смешанным, поскольку древние культурные слои прорезали средневековые мусорные ямы.

Найденные фрагменты керамических сосудов свидетельствуют в пользу того, что мастерская уже функционировала в позднеэллинистический период и в раннекушанское время. Особенно показательными в данном отношении являются фрагменты бокалов со следами копоти с внутренней стороны, видимо использовавшиеся в процессе производства [Там же].

Своего рода «смешанную» ремесленную мастерскую вскрыл А.Л. Абдуллаев на цитадели Душанбинского городища. По планировке и расположению помещений она подразделяется на две части. Относительно функционального назначения данного комплекса А. Л. Абдуллаев пришел к следующему заключению: «Судя по планировке, характеру находок, керамики, горна, предназначенного для изготовления ювелирных изделий, наличие хозяйственных ям почти в каждом помещении, скопление глиняных грузил в отдельных помещениях в хозяйственных ямах позволяют предполагать, что данный участок являлся остатком хозяйственной части дворцовых зданий с мастерскими ювелиров (помещения № 2, 3), ткачей (№ 8, 21, 22, 19), складскими (№ 28, 29, 11, 18, 17), жилыми (№ 3, 27, 24) помещениями, имеющими культовое назначение (помещение № 9 с суфой, № 20, 30 с жертвенником)» [Абдуллаев 2005: 9-10].

Металлообработка на Душанбинском городище в эллинистическую эпоху в целом достигла достаточно высокого уровня в своем развитии. Об этом свидетельствуют находка не только остатков горна, но также многочисленных и разнообразных бронзовых и железных изделий. Они предназначались для использования в быту и ритуальных действах [Там же: 14].

В храме Окса на городище Тахти-Сангин найдена большая коллекция разнообразного вооружения. В ее составе отмечаются наконечники стрел, копий и дротиков, мечи, кинжалы, фрагменты доспехов, шлемов [Литвинский 2001].

Мастера резьбы по кости производили как относительно простые изделия для широкого потребления, так и высокохудожественные произведения искусства, доступные высшему сословию и представителям царствующей династии. Таковы, к примеру, бутероли, рукояти махайр и скифосов с различными изображениями и сценами, выполненные из слоновой кости [Литвинский 2001: 249-268; Литвинский 2010: 230-241].

Очевидно, что в Бактрии эллинистического периода ремесленное производство было достаточно широко распространено. Ремесленники удовлетворяли не только потребности народных масс, но и запросы местной знати и царей. Они работали как в населенных пунктах, так и при храмах. В первом случае выпускали продукцию широкого назначения, а во втором - изделия, предназначавшиеся для дальнейшего их посвящения в святилище. Некоторые из ремесленников, вероятно, являлись выходцами из Эллады или были хорошо знакомы с эллинской ремесленной традицией.

Ремесло, как и искусство, свидетельствует в пользу гипотезы о том, что в Бактрии эллинистической эпохи существовало несколько зон эллинизации. Поэтому отнюдь не удивительно, что в некоторых районах ремесленное производство опиралось на эллинские традиции, а ремесленники создавали не просто изделия, а шедевры из слоновой кости, металлов и драгоценных камней, а в других -относительно простую продукцию.

Библиографический список

Абдуллаев А.Л., Бубнова М.А., Пьянкова Л.Т. Отчёт о работах Яванского отряда в 1971 г. // АРТ. Вып. 11. Душанбе: Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, 1975. С. 249-262.

Абдуллаев А.Л. Душанбе в эпоху бронзы и античности // Душанбе дар масари таърих. Душанбе: Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, 2005. С. 6-25.

Болелов С.Б. Гончарная мастерская III-II вв. до н. э. на Кампыртепа // МТЭ. Вып. 2. Ташкент: SAN'AT, 2001. С. 15-30.

Вексина М. Лингвистический и палеографический анализ греческой надписи с посвящением Оксу на глиняной форме для отливки сосуда // АРТ. Вып. 34. Душанбе: Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, 2010. С. 226-240.

Двуреченская Н.Д. Терракотовая пластика древнейших государств Средней Азии IV в. до н. э. - IV в. н. э. (археологический аспект). СПб.: Нестор-История, 2016. 604 с.

Двуреченская Н.Д., Двуреченский О.В. Глиняные ядра с городища Кампыртепа // РА. 2013. № 2. С. 92-95.

Дружинина А.П., Худжагелдиев Т. У. Отчёт о раскопках на площади храма Окса на городище Тахти-Сангин в 2007 г. Продолжение работ в раскопах храма № 17 и № 18 // АРТ. Вып. 33. Душанбе: Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, 2009. С. 107-136.

Забелина Н.Н. Раскопки на городище Калаи Мир // МИА. № 37. М.; Л.: Наука, 1953. С. 294-301.

Зеймаль Е.В. Амударьинский клад. Каталог выставки. Л.: Искусство, 1979. 95 с.

Литвинский Б.А. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 2. Бактрийское вооружение в древневосточном и греческом контексте. М.: Восточная лит-ра РАН, 2001. 528 с.

Литвинский Б.А. Храм Окса в Бактрии (Южный Таджикистан). Т. 3. Искусство, художественное ремесло, музыкальные инструменты. М.: Восточная лит-ра РАН, 2010. 664 с.

Мухитдинов Х. Гончарный квартал городища Саксанохур // Известия АН ТаджССР. 1968. № 3. С. 28-35.

Мухитдинов Х.Ю. Бактрийский всадник (археологические материалы о бактрийско-скифских контактах) // Скифо-сибирское культурно-историческое единство. Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 1980. С. 212-227.

Пилипко В.Н. Поселения Северо-Западной Бактрии. Ашхабад: Ылым, 1985.

216 с.

Пичикян И.Р. Культура Бактрии (ахеменидский и эллинистический периоды): Очерки. М.: Наука, 1991. 343 с.

Ртвеладзе Э.В. Цитадель Дальверзин-тепе // Дальверзин-тепе - кушанский город на юге Узбекистана. Ташкент: Фан, 1978. С. 12-21.

Сверчков Л.М. Курганзол - крепость Александра на юге Узбекистана. Ташкент: SMI-ASIA, 2013. 182 с.

Соловьев В.С. Кафиркала и Шуробкурган. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011.

103 с.

Тихонов Р.В. Археологический комплекс кушано-сасанидского периода по материалам объекта V // Поселение Дабилькурган в Северной Бактрии. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2013. С. 83-118.

Тихонов Р.В. Эллинистическая керамика Бактрии. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. 211 с.

Шайдуллаев Ш.Б. Северная Бактрия в эпоху раннего железного века. Ташкент: Фан, 2000. 126 с.

Guillaume O., Rougeulle A. Les petits objets. Paris: de Boccard, 1987. 125 p.

Ivantchik A.I. New Greek Inscriptions from Takht-i Sangin and the Question as to the Emergence of the Bactrian Written Language // Bulletin of Miho Museum. 2011. № 11. P. 59-86.

Veuve S. Les gymnase. Arcitecture, céramique, rtouvailles. Paris: de Boccard, 1987.

127 p.

Список сокращений

АРТ - Археологические работы в Таджикистане МИА - Материалы и исследования по археологии СССР МТЭ - Материалы Тохаристанской экспедиции РА - Российская археология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.