Научная статья на тему 'Гражданское законодательство о религиозных организациях: проблемы и Актуальные направления развития'

Гражданское законодательство о религиозных организациях: проблемы и Актуальные направления развития Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2585
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВИДЫ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / УНИТАРНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / КОРПОРАТИВНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ФОРМА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аюшеева Зориктуевна

В результате проведенной реформы законодательства о юридических лицах выявилась проблема разобщенности и несогласованности некоторых норм, содержащихся в различных нормативных актах. В настоящее время актуальной является проблема гармонизации законодательства о некоммерческих организациях, в том числе законодательства о свободе совести и религиозных объединениях с Гражданским кодексом РФ. Несмотря на изменение положений о религиозных организациях, до сих пор не устранены противоречия в определении их правового статуса, особенностей, понятии, видах, порядке создания. Спорным является вопрос об однозначном отнесении религиозной организации к юридическим лицам унитарного типа, поскольку некоторые известные социологии типы религиозных объединений могут существовать в форме корпоративной организации. Также не представляется оправданным отнесение всех организаций, созданных самой централизованной религиозной организацией, к организационно-правовой форме религиозной организации. При этом указанные субъекты могут быть наделены правами религиозной организации, но не признаваться таковой. Указанное свидетельствует о необходимости внесения изменений в соответствующие положения Гражданского кодекса РФ и законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское законодательство о религиозных организациях: проблемы и Актуальные направления развития»

56

ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОИ НАУКИ

В

ЕСТНИК

университета

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

Ирина Зориктуевна АЮШЕЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

В результате проведенной реформы законодательства о юридических лицах выявилась проблема разобщенности и несогласованности некоторых норм, содержащихся в различных нормативных актах. В настоящее время актуальной является проблема гармонизации законодательства о некоммерческих организациях, в том числе законодательства о свободе совести и религиозных объединениях с Гражданским кодексом РФ. Несмотря на изменение положений о религиозных организациях, до сих пор не устранены противоречия в определении их правового статуса, особенностей, понятии, видах, порядке создания. Спорным является вопрос об однозначном отнесении религиозной организации к юридическим лицам унитарного типа, поскольку некоторые известные социологии типы религиозных объединений могут существовать в форме корпоративной организации. Также не представляется оправданным отнесение всех организаций, созданных самой централизованной религиозной организацией, к организационно-правовой форме религиозной организации. При этом указанные субъекты могут быть наделены правами религиозной организации, но не признаваться таковой. Указанное свидетельствует о необходимости внесения изменений в соответствующие положения Гэажданского кодекса РФ и законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.

Ключевые слова: религиозная организация, виды религиозной организации, религиозные объединения, некоммерческие организации, юридические лица, унитарные юридические лица, корпоративные юридические лица, гармонизация законодательства, организационно-правовая форма, совершенствование гражданского законодательства, виды некоммерческих организаций.

В настоящее время в связи с реформированием гражданского законодательства важное значение приобретает необходимость гармонизации правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах, в том числе норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, определяющие положение некоммерческих организаций в целом и их отдельных организационно-правовых форм, в частности религиозных организаций. Актуальность указанной проблемы была обозначена в Концепции гармонизации законодательства о некоммерческих организациях с Гражданским кодексом Российской Федерации, подготовленной со© И. З. Аюшеева, 2015 вместной Рабочей группой Минюста России и Совета при Президенте РФ по разви-

в

ЕСТНИК з.

тию гражданского общества и правам человека по мониторингу правоприменения и совершенствованию законодательства о некоммерческих организациях (версия от 25.03.2015 года)1. На современном этапе нельзя говорить о завершении реформирования законодательства, регулирующего гражданско-правовое положение некоммерческих юридических лиц, в том числе религиозных организаций, в связи с чем важное значение приобретает определение дальнейших путей развития и совершенствования правового регулирования обозначенной сферы отношений.

Как известно, лишь в конце прошлого столетия в Российской Федерации вновь была признана особая роль и значимость религии, после длительного перерыва религиозные организации были признаны субъектами гражданского права. Норма о религиозных организациях как юридических лицах была закреплена в ст. 13 Закона СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести и религиозных организациях»2, данное положение также содержалось и в принятых в 1991 г. Основах гражданского законодательства СССР и республик (ст. 11)3.

После вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)4 были приняты различные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие гражданско-правовое положение религиозных организаций, среди которых значительное место занимает Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»5 (далее — Закон о свободе совести). Действовавшие с тех пор положения по-разному трактовались в литературе. Особые расхождения вызывали вопросы статуса религиозных организаций как юридических лиц. Были расхождения и по многим аспектам функционирования религиозных организаций.

В ранее действовавшей редакции Гражданского кодекса РФ нормы о религиозных организациях были помещены в статью 117 ГК РФ, которая посвящалась общественным и религиозным организациям (объединениям). Причем нормы об этих двух видах юридических лиц формально не были разделены: ими признавались добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Такое же положение содержится до настоящего времени и в ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»6 (далее — Закон о некоммерческих организа- Ш

ч

Концепция гармонизации законодательства об НКО с Гражданским кодексом Российской

Т1

Т1 >

Федерации. 1^1.: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2392 (дата обращения: 24 сентября 2015 г.).

Закон СССР от 01.10.1990 года № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст. 813.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (утв. ВС СССР 31.05.1991 ^

№ 2211-1) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР

1991. № 26. Ст. 733. 1

Е

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Соб- С

рание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465. Д

Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

£ m П

* к Н к

Н>УКИ Ъ

2

3

4

5

6

58 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /Z5v университета

" ^^ имени O.E. Кугафина (МГЮА)

циях). В связи с этим существовало множество неоднозначных трактовок понимания места религиозных организаций в системе юридических лиц: одни авторы считали религиозные организации разновидностью общественных организаций7; другие рассматривали их как один из видов общественных объединений, предлагая субсидиарно применять к отношениям с их участием законодательство об общественных объединениях8; третьи вообще не рассматривали религиозные организации как организационно-правовую форму юридических лиц9. Думается, однако, религиозные общности исторически всегда были самостоятельной формой объединения граждан и обладают достаточной спецификой, в связи с чем религиозные организации вполне обоснованно могут рассматриваться в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц10. Указанные противоречия в понимании статуса религиозных организаций явились одними из многочисленных факторов, обусловивших необходимость реформирования законодательства о юридических лицах в целом, и некоммерческих организациях в частности.

Необходимо напомнить, что первоначально в посвященном реформе законодательства о некоммерческих организациях § 7 раздела III Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.11, указывалось на слишком большое количество организационно-правовых форм некоммерческих организаций, отсутствие единой их системы, многочисленные пробелы, повторы и противоречия в законодательстве, регулирующем отношения в этой сфере. Далее, в п. 7.1.3 указанной Концепции отмечалось, что различные общественные организации и объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации и объединения выступают в гражданских правоотношениях в качестве юридических лиц исключительно с целью материального обеспечения своей основной деятельности, не являющейся предметом гражданско-правового регулирования, в связи с чем приобретают строго целевую правоспособность. В качестве юридических лиц, осуществляющих определенную хозяйственную деятельность, они выступают в единой по сути организационно-правовой форме общественных организаций, которые были отнесены к корпорациям (п. 7.1.4 Концепции). При этом изначально задумывалось исчерпывающим образом в ГК урегулировать гражданско-правовые конструкции указанных форм некоммерческих организаций. Исключение

Козлова Н. В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории. М., 2003. С. 262.

Валявина Е. Ю. Религиозная организация как субъект гражданского права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004. С. 8.

Садков А. Н. Религиозные организации как субъекты гражданского права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2004. С. 5.

Аюшеева И. З. Гражданско-правовое положение религиозных организаций : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 10.

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 11. С. 6.

7

8

9

10

в

ЕСТНИК АЮШееваи. з.

предусматривалось лишь для потребительских кооперативов, юридическая личность которых наряду с ГК должна регулироваться отдельным федеральным законом, а в законах об отдельных видах некоммерческих организаций (общественных объединениях, политических партиях, профессиональных союзах и т.д.), в том что касается их участия в гражданско-правовых отношениях, должны содержаться лишь отсылки к соответствующим нормам ГК, а не наоборот12.

Таким образом, на начальной стадии последнего реформирования гражданского законодательства религиозные организации не рассматривались в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц. Превалирующей была точка зрения о том, что религиозные организации являются разновидностью такой организационно-правовой формы юридических лиц, как общественные организации. Причем последние было предложено отнести к юридическим лицам корпоративного типа.

Данные предложения в части правового положения религиозных организаций не были восприняты однозначно. Так, Т. В. Сойфер указывала, что категория религиозной организации является обобщающей и обозначает несколько организаций различной правовой природы и структуры, обладающих внешне сходными признаками, обусловленными областью их функционирования, социальным предназначением и целями совместного вероисповедания и распространения веры. Далее справедливо отмечалось, что с цивилистических позиций религиозная организация способна иметь как корпоративное, так и унитарное внутреннее устройство, и должна иметь возможность в случае приобретения статуса юридического лица получить соответствующее ему правовое оформление. В связи с этим неосновательны попытки в ходе реформирования гражданского законодательства придать религиозным организациям черты, характерные для общественных объединений, или признать их самостоятельной правовой формой юридических лиц унитарного типа13.

После принятия Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»14, вступившего в силу с 1 сентября 2014 г., религиозные организации были признаны самостоятельной организационно-правовой формой Ш

некоммерческих организаций унитарного типа (пп. 10 п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 65.1 ГК А

РФ). Таким образом, в процессе осуществления реформы гражданского законо- □

дательства положения, касающиеся религиозных организаций, претерпели кар- 1

динальные изменения. Изначально рассматриваемые в качестве разновидности >

общественных организаций корпоративного типа, они в итоге признаются само- ^

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 11. С. 6.

14

Я

5 "0

Й

Сойфер Т. В. Концепция некоммерческих организаций в российском гражданском праве : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2013. С. 19.

гп

Федеральный закон от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 101 ; Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 19. Ст. 2304.

п

* к Н к

Н>УКИ Ъ

ВО ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Лз/университета

" имени O.E. Кутафина (МГЮА)

стоятельной организационно-правовой формой унитарного типа. Косвенно это подтверждает отсутствие единого понимания правовой природы данных субъектов гражданского права и оставляет открытыми ряд вопросов.

В новой редакции ГК РФ нормы о религиозных организациях были отделены от норм об общественных организациях и помещены в § 7.4. При этом, как отмечалось выше, ст. 6 Закона о некоммерческих организациях до сих пор содержит общую норму об этих юридических лицах, что вряд ли является оправданным, в связи с чем ее необходимо привести в соответствие с положениями ГК РФ, разделив нормы об общественных и религиозных организациях.

Легальное определение религиозной организации содержится в п. 1 ст. 123.26 ГК РФ. Согласно данной норме религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Понятие религиозной организации также содержится и в п. 1 ст. 8 Закона о свободе совести. Однако указанная норма дает определение лишь местной религиозной организации, которой признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. При этом в п. 2 рассматриваемой нормы содержится перечисление видов религиозных организаций (местные и централизованные). В пункте 6 статьи 8 Закона о свободе совести религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены п. 1 ст. 6 данного закона (вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей), в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация.

При сравнении редакций норм ст. 123.26, ст. 123.27 ГК РФ и норм ст. 8 Закона о свободе совести обнаруживается, что при некотором их сходстве, тем не менее, выявляются и противоречия. Так, как уже отмечалось выше, в ГК РФ содержится более широкое определение религиозной организации по сравнению с тем, что дано в п. 1 ст. 8 Закона о свободе совести. В статье 123.27 ГК РФ указано, что учредителями местной религиозной организации могут быть не менее чем десять граждан, а учредителями централизованной религиозной организации — не менее чем три местные религиозные организации или другая централизованная религиозная организация. При этом в пп. 2, 4 ст. 8 Закона о свободе совести содержится правило о том, что местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участни-

в

ЕСТНИК АЮШееваи. з.

ков, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций. Таким образом, в Законе о свободе совести право граждан на объединение в целях совместного исповедания и распространение веры и создание соответствующего юридического лица существенно ограничено по сравнению с ГК РФ, что вряд ли можно назвать оправданным: если по нормам ГК РФ местная организация может быть создана гражданами, то Закон о свободе совести предъявляет к ее участникам дополнительные требования (достижение возраста 18 лет, проживание в одной местности, городском или сельском поселении). О возможности создания централизованной организации другой такой же организацией в п. 4 ст. 8 Закона о свободе совести не упоминается. Кроме того, даже в п. 1 ст. 123.26 ГК РФ централизованная религиозная организация определяется как объединение этих (очевидно, исходя из буквального толкования нормы, местных) религиозных организаций.

Анализируя положения, касающиеся правового статуса религиозных организаций и содержащиеся в действующей редакции ГК РФ, можно прийти к выводу, что по своей сути их нельзя назвать полностью новыми, поскольку во многом и в главном они заимствованы из ранее действовавших с 1997 года норм Закона о свободе совести. При этом, как отмечается в п. 2 ст. 123.26 ГК РФ, его положения применяются к религиозным организациям, если иное не установлено законом о свободе совести и о религиозных объединениях и другими законами. Таким образом, Закон о свободе совести и другие законы включены в состав гражданского законодательства, являются специальными по отношению к ГК РФ и их нормы подлежат преимущественному применению, даже если ему противоречат. В результате роль и значение ГК в регулировании рассматриваемых отношений сведены к минимуму, что не соответствует одной из целей проведенной реформы гражданского законодательства — усиление его роли в данной сфере. При всех плюсах разделения норм об общественных и религиозных организациях, тем не менее, большим минусом явилось включение в ГК РФ менее совершенных, изначально противоречивых норм, содержащихся в другом законе. Таким образом, Ш большая часть противоречий в правовом статусе религиозных организаций, кото- А рые имелись и ранее, не исчезли после проведения реформы гражданского зако- □ нодательства (например, о видах религиозных организаций, порядке их создания 1 и деятельности). Кроме того, добавился еще одни спорный вопрос об однознач- > ном отнесении религиозной организации к унитарным юридическим лицам. ^

Социологи называют четыре основных типа религиозных организаций: цер- А

ковь, секта, деноминация или вероучение, культ15.

Церковь обладает наиболее широкой социальной базой, принадлежность к ней определяется традицией, существующей на территории данного региона, и 1

выражается совершением над человеком уже в раннем возрасте обряда или таинства, которым символизируют принадлежность к этой религиозной общности. 5 Церковь включена в общественную жизнь, сотрудничает с нерелигиозными орга- т низациями, как правило, лояльна к государству, а в ряде стран и тесно связана с д

15 Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 467—470.

10/2015

Н>УК1/1'

>

В2 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ /Z5v университета

" ^^ имени O.E. Кутафина (МГЮА)

ним. Иерархическая и организационная структура церкви образована специально обученными священнослужителями и профессиональным административным аппаратом.

Членами секты становятся не по рождению, а по своей воле; в секту принимаются в зависимости от соответствия определенным критериям, необходимым для вступления. Секта противопоставляет себя обществу, выступает против других религий, государственных органов и негосударственных организаций, она не стремится к универсальности, желая быть общиной «избранных», о чем свидетельствует фиксированное членство.

Источником членства в деноминации служит обращение в веру детей членов общины и лишь в некоторой мере обращение новых взрослых людей. Отсутствует жесткое противопоставление религиозной общины всему светскому обществу и другим религиям, но в то же время они не могут претендовать на универсализм, т.е. тесную связь с широкими слоями общества, приверженными данной конфессии как символу национальной идентичности.

Известен также и другой самостоятельный тип религиозного феномена — культ. Такое образование можно рассматривать не только как начальную стадию образования секты (харизматическая секта), но и как объединение людей, имеющих общий взгляд на какой-то узкопартикулярный, причем необязательно чисто религиозный, аспект действительности (эзотерическая вера, спиритуализм, трансцендентальная медитация, увлечение НЛО, астрология), объединенных в духовном отношении помимо организационных связей. Руководство осуществляется харизматическим лидером16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что структура унитарного юридического лица не может подходить всем религиозным объединениям. Например, община-деноминация может существовать в форме корпоративной организации и вряд ли ей подходит унитарный тип. Также спорным является однозначное отнесение централизованных религиозных организаций к унитарным юридическим лицам.

Большие вопросы остались по классификации религиозных организаций. В статье 123.26 ГК РФ и в Законе о свободе совести выделены следующие их виды:

1) местная религиозная организация;

2) централизованная религиозная организация;

3) религиозная организация, созданная централизованной религиозной организацией (в том числе учреждение, созданное религиозной организацией; руководящий или координирующий орган; духовная образовательная организация).

Приведенная классификация не позволяет в полной мере определить природу религиозной организации, ее правовой статус, а лишь является весомым аргументом в пользу мнения о том, что религиозные организации выделяются лишь по функциональному признаку, не являясь при этом самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, что противоречит действующим сейчас положениям ГК РФ. Большая часть созданных централизованной религиозной организацией юридических лиц имеют форму учреждения (речь идет именно о тех юридических лицах, которые имеют признаки религиозного объединения, например духовные семинарии). Данная несогласованность норм

16 Куницын И. А. Юридические проблемы социальной адаптации религиозных объединений в России // Закон и право. 2000. № 1. С. 20—21.

в

ЕСТНИК лпшж**.3

Закона о свободе совести с положениями ГК РФ о юридических лицах уже отмечалась ранее в науке, несмотря на это в настоящее время эта норма оказалась уже в самом ГК РФ.

Предлагались и возможные пути решения отмеченной проблемы. Поскольку вряд ли можно признать все юридические лица, учредителем которых выступает централизованная религиозная организация, собственно религиозными организациями, например, учреждение профессионального религиозного образования, в рамках которого также может распространяться и исповедоваться вера, постольку указанные учреждения не должны рассматриваться и называться религиозными организациями, так как они имеют самостоятельную организационно-правовую форму учреждения. За такими учреждениями следует признать право на осуществление религиозной деятельности, но не признавать их религиозными организациями, ведь основной целью их создания будет осуществление образовательной деятельности17.

Таким образом, признание религиозных организаций самостоятельной организационно-правовой формой юридических лиц в действующем законодательстве является вполне оправданным, поскольку им присущи значительные юридические особенности, обусловленные специальной целью их создания — удовлетворение религиозной потребности, для достижения которой они вправе осуществлять религиозную деятельность; специфичен порядок приобретения религиозными организациями прав юридического лица, который выражается в необходимости юридического признания организации в качестве именно религиозной, для чего уполномоченным государственным органом проверяются основы ее вероучения, которые не должны противоречить нормам действующего законодательства, основам правопорядка и нравственности; в своей деятельности религиозные организации руководствуются не только нормами действующего законодательства и устава, но и положениями своих внутренних установлений, к которым можно отнести и основы вероучения, не противоречащие закону и не нарушающие прав граждан; кроме того, религиозные организации для осуществления своей деятельности используют имущество религиозного, в том числе богослужебного, назначения, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов.

При этом совершенно очевидна необходимость дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего гражданско-правовое положение религиозных организаций, приведение в соответствие с общими положениями ГК РФ о юридических лицах положений ГК РФ о религиозных организациях, Закона о некоммерческих организациях, Закона о свободе совести, в том числе в части определения понятия религиозной организации, ее классификации, видов и признаков.

См.: Аюшеева И. З. Гражданско-правовое положение религиозных организаций : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.