Научная статья на тему 'Гражданское воспитание учащихся во внеурочной деятельности за пределами школы'

Гражданское воспитание учащихся во внеурочной деятельности за пределами школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ВОСПИТАНИЕ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЫ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкачева Кристина Алексеевна

В данной работе представлена информация о гражданском воспитании учащихся за пределами школы. В статье представлены мероприятия (походы на природу, в музеи и на выставки, олимпиады, а также, волонтерство), которые организовываются общеобразовательным учреждением. Они развивают патриотизм среди юного поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание учащихся во внеурочной деятельности за пределами школы»

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЫ Толкачева К.А.

Толкачева Кристина Алексеевна - студент, историко-лингвистический факультет, Глазовский государственный педагогический институт, г. Глазов

Аннотация: в данной работе представлена информация о гражданском воспитании учащихся за пределами школы. В статье представлены мероприятия (походы на природу, в музеи и на выставки, олимпиады, а также, волонтерство), которые организовываются общеобразовательным учреждением. Они развивают патриотизм среди юного поколения. Ключевые слова: гражданское воспитание, воспитание школьников, воспитание за пределами школы, воспитание гражданина, гражданско-патриотическое воспитание.

Введение: Воспитание гражданственности играет немаловажную роль в жизни каждого человека. Начинать развивать патриотические чувства у индивида следует с самого раннего возраста в семье. У родителей ребенок учится гражданскому поведению. Главный фактор успешности воспитания наших детей - это мы сами. На сегодняшний день этот вопрос может решаться не только в семье, но и педагогами в общеобразовательном учреждении. С помощью учителей и руководительского состава школы осуществляется организация различных внешкольных мероприятий, направленных на появление гражданско-патриотических качеств в каждом ученике.

Задачей данной работы является доказать, что мероприятия, организованные школой, содействуют воспитанию гражданственности у учащихся.

За пределами школы очень много интересных и поучающих видов деятельности. От учебного заведения могут организовываться различные экскурсии. Школьники получают массу положительных эмоций от просмотра экспонатов и картин, посвященных, например, Великой Отечественной войне. Являются распространенными и выездные экскурсии на места, которые находятся под охраной государства. Сюда относятся заповедные зоны, места сражений и различные здания, которые имеют свою историческую значимость. Также педагоги организовывают туристические путешествия. Походы по родному краю с многодневным пребыванием в естественных природных условиях, преодоление рек и водоемов содействуют освоению учениками навыков выживания в трудных ситуациях.

Таким образом, происходит подготовка к службе в армии. В будущем юношам будет уже не так сложно выполнять гражданско-патриотический долг по защите Отечества, так как у них будет развита выносливость. Девушки осуществляют приготовление пищи и учатся оказывать первую помощь. Это им пригодится для ведения домашних дел. В походе происходит взаимодействие между учениками и сознательная установка на активное соучастие в коллективном деле [1].

Большинство учащихся посещают различные кружки и секции. Сюда относятся волейбол, баскетбол, футбол, шахматы и многое другое. Школа организует и оплачивает выезды на соревнования в другие города. Вернувшись с медалями и грамотами, учащиеся привозят с собой массу положительных эмоций и плюсы в копилку школьных достижений [2].

К внешкольным мероприятиям можно отнести олимпиады по различным предметам. От школы выбирается команда учеников, которые хорошо разбираются в установленной теме и отправляются туда в качестве участников. Такие олимпиады позволяют школьникам углубиться в науку, получить новые знания и возвысить свою школу.

Особое внимание следует уделить волонтерской деятельности. Ее можно охарактеризовать как добровольный труд на благо других среди юного поколения. Проводятся мероприятия по уборке города, поздравления участников Великой Отечественной войны с Днем Победы, посещения детских домов с целью осуществления развивающих игр для детей. Зачастую школьники участвуют в этой деятельности

безвозмездно. Благодаря волонтерству, у детей развиваются полезные навыки. Также у школьников появляется чувство принадлежности к обществу, и они могут распоряжаться своим временем. Следует отметить, что о волонтерской деятельности знали еще и в советское время. Добровольный труд в то время был фактически институциолизирован. Была даже такая структура, как «тимуровское движение» [3]. Заключение

Таким образом, воспитывать гражданина можно и за пределами школы, разрабатывая мероприятия, направленные на воспитание гражданственности Главное, чтобы у детей был интерес осуществлять представленные виды деятельности. Благодаря таким видам деятельности, как совместные походы на природу и в музеи, труду на благо города и общества у учащихся будут развиваться патриотические чувства к своей Родине.

Список литературы

1. Осипова Л. Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования // Учитель, 2007. № 3. С. 66.

2. Майорова-Щеглова С.Н. От тимуровца - к волонтеру: родители о благотворительной деятельности школьников // Воспитательная работа в школе, 2014. № 7. С. 109.

3. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников, 2010. № 3. С. 4.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Толкачева К.А.

Толкачева Кристина Алексеевна - студент, историко-лингвистический факультет, Глазовский государственный педагогический институт, г. Глазов

Аннотация: в данной работе представлена информация о том, как происходит воспитание гражданственности по ФГОС на уроках по учебным пособиям Л.Н. Боголюбова, О.Б. Соболевой, А.Ф. Никитина. Представленная в учебниках информация позволяет развивать у участников образовательного процесса любовь к своей стране, семье и обществу в целом. Изученный материал из учебников позволяет школьникам чувствовать себя настоящими гражданами Российской Федерации. Ключевые слова: гражданское воспитание, воспитание школьников, воспитание гражданственности в школе, воспитание гражданственности на уроках обществознания, требования Федерального государственного образовательного стандарта, воспитание гражданственности по учебникам обществознания.

Введение:

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. В предыдущих статьях выявлено, что воспитание гражданственности в полной степени происходит как за пределами школы, так и в образовательном учреждении. Средствами и формами воспитания могут служить книги и учебники, которые являются неотъемлемым атрибутом преподавателя. Основную содержательную часть несут в себе учебные пособия по обществознанию. Преподаватели, опираясь на материал учебников, стараются донести до учеников информацию, направленную на воспитание патриотических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.