УДК 371
Риски и проблемы образования в формировании гражданской позиции школьников
Г.П. Зернова, к.п.н., доцент, в.н.с.
Научно-методический центр педагогической рискологии ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления» (Россия, 129281, Москва, Староватутинский пр., д. 8). E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются понятия «гражданская позиция», «гражданская идентичность», способы, методы, риски и проблемы их формирования у школьников.
Ключевые слова: гражданская позиция, гражданская идентичность, воспитание и образование, проблемы и риски.
«В такой многообразной огромной стране, как наша, одной из центральных задач образовательной политики всегда остается задача обеспечения единства образовательного пространства. Ее суть - сформировать общую гражданскую и культурную основу, дать каждому ребенку равные возможности получения качественного образования». (Из выступления президента РФ В.В. Путина по вопросам совершенствования системы общего образования. Заседание Госсовета 23 декабря 2015 года).
Исходя из сказанного президентом, школа, конечно же, занимается формированием гражданской позиции школьников. «Все прогрессы реакционны, если рушится человек» (а. Вознесенский). Давайте зададимся вопросом: что нужно сделать, чтобы в ХХ1 веке научного, производственного, технологического прогресса человек не «рушился», а его мировоззрение соответствовало нормам морали общечеловеческого общежития? Возможно, активнее развивать гражданское общество - в школе воспитывается не только гражданин, но и патриот России; надо исключить из жизни двойную мораль, двойные стандарты? Еще вопрос: что такое гражданская позиция? К сожалению, нет общепринятого научного определения. Одно из нескольких такое: активная гражданская позиция - это осознанное участие человека в жизни общества, сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов. Участие предполагает деятельность, которая осуществляется в различных сферах жизни общества (рис. 1). Мне думается, что активной гражданской позиции не может быть, если человек не ощущает своей принадлежности к тому или иному обществу (то есть без гражданский идентичности). И вот почему. Президент РФ В.В. Пу-
тин в своем выступлении в 2013 году на заседании клуба «Валдай» говорит следующее: «Мы столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности». Также он указывает на то, что необходимым условием сохранения единства страны будет «формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями». Что такое гражданская идентичность? Понятие гражданская идентичность - осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. И гражданская позиция, и гражданская идентичность подразумевают готовность к практическому действию [1]. То есть «действовать, а не ждать, потому что настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас» (девиз в работе одной из наших коллег).
Если взять за основу предлагаемый девиз и предлагаемую схему общества, учитель, классный руководитель, замдиректора по воспитательной работе, социальный педагог и т.д., выполняя
Духовная сфера удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании
свои профессиональные обязанности, должны формировать мировоззрение личности, ее убеждения, ценностные установки и ориентиры. В жизненной позиции находит свое выражение внутренний мир личности каждого ребенка, поэтому воспитательные усилия должны быть направлены прежде всего на формирование у школьников луч -ших человеческих качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных гражданских ценностях. Один из современных педагогов, ученых, доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик сказал, что «воспитание - это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений». Среди гражданских ценностей, которые воспитываются в детях, можно назвать следующие:
■ патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
■ гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
■ активная жизненная позиция; нравственность;
творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Чтобы сформировать вышеназванные мировоззренческие ценности, не-
ОБЩЕСТВО
Политехническая сфера направлена на удовлетворение потребностей человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке
Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности
Рис. 1. Различные сферы жизни общества
2■2015
История и педагогика естествознания
£9]
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мотив
Рис. 2. Структура деятельности
обходимо действовать, ставить ребенка в определенные условия, жизненные ситуации.
Таким образом, понятие активной гражданской позиции, гражданской идентичности можно сформулировать так: «активная деятельность, основанная на общегражданских ценностях с учетом индивидуальных склонностей, интересов и способностей каждого учащегося» [2-3].
Тогда можно выделить несколько направлений.
1. Познавательная деятельность
Она остается центральной в школе. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано на то, что обучение должно быть направлено на формирование гражданской идентичности, следовательно, и гражданской позиции. Обладая способностью защищать свои права и интересы путем контроля над властью и воздействия на власть, опираясь на закон и правовые нормы, гражданское общество обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования. Урок выступает действенным способом патриотического и гражданского воспитания молодого поколения. Наибольшая нагрузка по формированию гражданской позиции приходится на уроки гуманитарного цикла: историю, литературу, обществознание, правоведение, культурологию, философию, ОБЖ, НВП и т.д. На этих уроках формируется образ страны, представления об отношениях человека и государства, о ценности человеческой жизни, о правах и свободах человека, о нравственных основах культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традиций народов мира и народов многонациональной Российской Федерации, передаваемых от поколения к поколению. Гуманитарные знания способны укрепить веру обуча-
ющегося в культурную уникальность своего народа, сформировать у него культурную идентификацию со своим народом и воспитать ответственность за судьбу своей страны. Учитель ставит перед собой воспитательные задачи и вносит их в контекст урока как «педагогический замысел», скрытно, таинственно, творчески, оригинально, интересно [4-6]. Воспитательная цель урока по формированию гражданской позиции у молодого поколения приводит к развитию следующих понятий, взглядов, компетенций:
любовь к Родине, гордость; гражданский долг; активность жизненной позиции; соблюдение правил и норм поведения;
■ верность долгу; профессиональное самоопределение и польза обществу;
призвание и успех в жизни; понятия основных социальных ролей - дочери, сына;
преемственность поколений, семейные традиции; роль коллектива; уважение других людей; сопереживание и участие; лидерская позиция и др.
В некоторых школах Казахстана есть новый предмет «Самопознание», учебная программа которого практически полностью направлена на формирование гражданской позиции молодого поколения. Тематика предмета включает в себя следующие компоненты:
1. «Я и я». Формирование гражданского отношения к себе.
2. «Я и семья». Формирование гражданского отношения к своей семье.
3. «Я и культура». Формирование гражданского отношения к искусству.
4. «Я и колледж». Формирование гражданского отношения к учебному заведению.
5. «Я и мое Отечество». Формирование гражданского отношения к Отечеству.
6. «Я и планета». Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Наиболее часто употребляемые слова на уроке самопознания: «честь», «совесть», «уважение к старшим», «долг», «взаимопомощь», «доброта», «милосердие», «дружба», «коллектив», «жизненные ценности», «культурные ценности», «умение работать», «уважение к знанию». На вопрос, заданный учителям Подмосковья во время вебинара (12 апреля 2016 года) «Считаете ли вы возможным подобный предмет в вашей школе?» - 60% респондентов ответили положительно. И это понятно, ибо наша главная цель - это душа ребенка, проблемы нравственности, развитие личности, связанные с формированием у него основополагающих ценностей, определяющих гражданское самосознание, развитие творческой личности. Какие бы инновации ни вводились на уроках, главными участниками образовательного процесса всегда остаются учитель и ученик. В центре урока - живой диалог учителя и ученика. Таким образом, выполняя свои функциональные, профессиональные обязанности, учитель не только воспитывает добросовестное отношение к учебе во время уроков, но и поддерживает самостоятельную творческую познавательную деятельность детей.
2. Добровольчество (волонтерство)
Важным направлением деятельности по формированию активной гражданской позиции является участие в добровольческой (волонтерской) деятельности. Мы видим, как в последние годы, волонтерство в России набирает силу, становится нормой общественной активности. Дети с удовольствием принимают посильное участие в подобной деятельности, приобретая тем самым неоценимый опыт участия в жизни общества. Учителю, классному руководителю надо лишь определить, найти формы, способы деятельности, чтобы ребята удовлетворяли эту потребность оказания помощи другим и взросления самого себя.
3. Здоровый образ жизни
Это еще одно направление деятельности, связанное с воспитанием потребности здорового образа жизни. Будущее лишь за здоровой нацией. Следовательно, задача школы сделать все возможное (и даже невозможное) в формировании таких мотивов деятельности ребенка, которые бы не позволили ему вести асоциальный образ жизни.
История и педагогика естествознания 2 ■ 2015
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
4. Экологическая деятельность.
5. Общественно-политическая деятельность.
6. Правовая деятельность.
7. Культурологическая деятельность.
Этот список можно продолжить. При этом надо помнить о том, в какой сложной экономической, политической, социальной ситуации находится сейчас Россия. Не случайно В.В. Путин, осознавая ответственность за страну, выступает с новыми задачами, инициативами. Достаточно назвать лишь некоторые из них: заседание Госсовета 23 декабря 2015 года по вопросам совершенствования системы общего образования; Стратегия развития воспитания в РФ 2015-2025 гг.; Всероссийская организация школьников; Общество русской словесности; фонд «Память поколений»; фонд «История Отечества» и др.
На сегодняшнем этапе в образовании существуют проблемы и риски, не способствующие в полной мере формированию гражданской позиции школьников (таблица).
Заканчивая статью, хочется выразить уверенность в том, что, зная проблемы и риски формирования гражданской позиции школьников, мы сможем воспитать поколение молодежи, достойное великой России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы [Электронный ресурс]. http://www.firo.ru/?p=7245 (дата обращения: 10.01.2016).
2. Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в учебной и трудовой деятельности. М., 1980.
3. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2005.
4. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики // Педагогика. 2007. № 1. С. 93-101.
5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Ч. 1 и 2. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
6. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан // Педагогика. 2005. № 6. С. 59-63
RISKS AND PROBLEMS OF EDUCATION IN THE FORMATION OF CIVIC POSITION OF SCHOOLCHILDREN
Zernova G.P., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof., Leading Researcher
Academy of public administration (8, Starovatutinsky pr., 129281, Moscow, Russia). E-mail: [email protected] ABSTRACT
The article discusses the concept of "citizenship", "civic identity", methods, approaches, risks and problems of their formation by schoolchildren. Keywords: citizenship, civic identity, upbringing and education, problems and risks.
REFERENCES
1. FIRO. Available at: http://www.firo.ru/?p=7245 (accessed 10 January 2016).
2. Shchurkova N.Ye. Vosptaniye sotsial'no aktivnoy zhiznennoy po-zitsii shkol'nika v uchebnoy deyatel'nosti. Formirovaniye aktivnoy zhiznennoy pozitsii shkol'nikov v uchebnoy i trudovoy deyatel'nosti [Education of so-cially active life position of a schoolchild in educational activity. Formation of active life position of schoolchildren in the learning and labour activities]. Moscow, 1980.
3. Shchurkova N.Ye. Prikladnayapedagogika vospitaniya [Applied Education Pedagogy]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2005.
4. Ovchinnikova, N.P. The idea of patriotism and the Fatherland in the history of Russian pedagogy. Pedagogika, 2007, no. 1, pp. 93-101 (In Russian).
5. Lizinskiy V.M. Prakticheskoye vospitaniye vshkole. Chast' 1, Chast' 2 [Practical training in school. Part 1, Part 2]. Moscow, Tsentr Pedagogicheskiy poisk Publ., 2004.
6. Gasanov Z.T. Purpose, objectives and principles of patriotic education of citizens. Pedagogika, 2005, no. 6, pp. 59-63 (In Russian).
Проблемы и риски формирования гражданской позиции школьников
Проблемы Риски
1. Учебные программы предметов гуманитарного цикла: распределение, например, учебных часов по русскому языку (около 870 час.) и иностранному (около 950 час.) 1. Обучение и воспитание «иностранца» в своем государстве, но делающего свою профессиональную карьеру за его пределами
2. Литература (например, список произведений, их авторов, обязательных к изучению) 2. Поверхностное обучение и воспитание, непонимание глубинных смыслов, духовных исканий, нравственных ценностей, в конечном счете появление «манкуртов» (Ч. Айтматов «Плаха»)
3. История и обществознание - неимоверная потеря учебных часов, исключение из программы тем и даже разделов 3. Обучить (чему?), но не воспитать гражданина своей Родины способного защитить ее, который гордится ее историей, традициями, культурой
4. Школьные (грифованные) учебно-методические комплекты (линейки учебников 5-11 кл. пПреем-ственность, содержание и др.) 4. Многообразие и количество не есть качество
5. Проверка ЗУН. ЕГЭ не способствуют реальному выявлению знаний, применению их на практике; необходимо многообразие форм, методов в зависимости от сдаваемого предмета 5. Выпускники, следовательно, граждане России не владеют в достаточной степени устной, письменной речью, научным взглядом на мир (мировоззрение)
6. Школа не должна оказывать услуги в образовании, быть обслуживающим институтом в обществе 6. Обучение, воспитание потребителей, но не создателей, тем более творцов
7. Подготовка кадров в вузе (в целом педагогических, управленческих именно для образовательных организаций, а не просто менеджеров), кадров новых педагогических направлений и др. 7. Слабо подготовленные кадры по устаревшим учебно-методическим, методологическим технологиям
8. Система переподготовки педагогических кадров сама нуждается в усовершенствовании (методологическом, методическом, технологическом, техническом, организационном) 8. Возрастные особенности ППС (старение вузовских кадров), компьютерные программы не могут заменить живого общения с учителем, профессором и др.
2■2015
История и педагогика естествознания
И