Научная статья на тему 'Гражданско-патриотическое воспитание школьников по учебным пособиям в условиях реализации ФГОС'

Гражданско-патриотическое воспитание школьников по учебным пособиям в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В ШКОЛЕ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПО УЧЕБНИКАМ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкачева Кристина Алексеевна

В данной работе представлена информация о том, как происходит воспитание гражданственности по ФГОС на уроках по учебным пособиям Л.Н. Боголюбова, О.Б. Соболевой, А.Ф. Никитина. Представленная в учебниках информация позволяет развивать у участников образовательного процесса любовь к своей стране, семье и обществу в целом. Изученный материал из учебников позволяет школьникам чувствовать себя настоящими гражданами Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданско-патриотическое воспитание школьников по учебным пособиям в условиях реализации ФГОС»

безвозмездно. Благодаря волонтерству, у детей развиваются полезные навыки. Также у школьников появляется чувство принадлежности к обществу, и они могут распоряжаться своим временем. Следует отметить, что о волонтерской деятельности знали еще и в советское время. Добровольный труд в то время был фактически институциолизирован. Была даже такая структура, как «тимуровское движение» [3]. Заключение

Таким образом, воспитывать гражданина можно и за пределами школы, разрабатывая мероприятия, направленные на воспитание гражданственности Главное, чтобы у детей был интерес осуществлять представленные виды деятельности. Благодаря таким видам деятельности, как совместные походы на природу и в музеи, труду на благо города и общества у учащихся будут развиваться патриотические чувства к своей Родине.

Список литературы

1. Осипова Л. Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования // Учитель, 2007. № 3. С. 66.

2. Майорова-Щеглова С.Н. От тимуровца - к волонтеру: родители о благотворительной деятельности школьников // Воспитательная работа в школе, 2014. № 7. С. 109.

3. Гаврилычева Г.Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспективы // Воспитание школьников, 2010. № 3. С. 4.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Толкачева К.А.

Толкачева Кристина Алексеевна - студент, историко-лингвистический факультет, Глазовский государственный педагогический институт, г. Глазов

Аннотация: в данной работе представлена информация о том, как происходит воспитание гражданственности по ФГОС на уроках по учебным пособиям Л.Н. Боголюбова, О.Б. Соболевой, А.Ф. Никитина. Представленная в учебниках информация позволяет развивать у участников образовательного процесса любовь к своей стране, семье и обществу в целом. Изученный материал из учебников позволяет школьникам чувствовать себя настоящими гражданами Российской Федерации. Ключевые слова: гражданское воспитание, воспитание школьников, воспитание гражданственности в школе, воспитание гражданственности на уроках обществознания, требования Федерального государственного образовательного стандарта, воспитание гражданственности по учебникам обществознания.

Введение:

Проблема гражданского воспитания и становления личности, как гражданина, человека высокой нравственности и морали выдвигается на первый план, и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. В предыдущих статьях выявлено, что воспитание гражданственности в полной степени происходит как за пределами школы, так и в образовательном учреждении. Средствами и формами воспитания могут служить книги и учебники, которые являются неотъемлемым атрибутом преподавателя. Основную содержательную часть несут в себе учебные пособия по обществознанию. Преподаватели, опираясь на материал учебников, стараются донести до учеников информацию, направленную на воспитание патриотических качеств.

Задачей данной работы является выявить особенности гражданского воспитания по учебным пособиям в условиях реализации ФГОС.

Программа по патриотическому воспитанию граждан должна руководствоваться Федеральным государственным образовательным стандартом [1]. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения рассчитан на образовательные учреждения государственной аккредитации. Самыми первыми и важными требованиями являются: формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации [2].

В настоящее время в учебниках содержатся такие темы, изучая которые учащиеся узнают много нового о своей Родине и это помогает развить у них чувство гражданственности. Например, опираясь на учебники, преподаватели начинают знакомить детей с их правами и обязанностями [3]. Только после того, как ученик поймет, что делать можно, а что делать нельзя, его можно с гордостью назвать настоящим гражданином.

Также в учебниках представлена информация о защите Отечества [4]. Данная тема является важной, так как учащиеся должны чувствовать ответственность за свою Родину и понимать, что им, возможно, предстоит защищать свою страну. Из учебников ученики узнают и о достижениях России в области промышленности, науки и культуры. Также они узнают и о полезных ископаемых, которые добываются на территории страны [5]. Данная тема должна быть обязательно изучена школьниками, так как учащиеся будут знать об успехах, достигнутых Россией. Школьники смогут проанализировать, как развивалась страна в прошлом и оценить, какие успехи были достигнуты в настоящее время. Именно настоящий гражданин интересуется и гордится заслугами своего государства.

Помимо этого, ученики узнают, что права и свободы человека закреплены в Конституции Российской Федерации [6]. Это является важным моментом в изучении курса обществознания. Каждый гражданин должен знать, что в любой момент он может опереться на Конституцию. Заключение

Таким образом, в статье были рассмотрены требования Федерального государственного образовательного стандарта, направленные на воспитание гражданских качеств среди учащихся. Важной задачей является воспитание патриотических чувств у школьников на уроках по учебным пособиям. В представленных учебниках размещены темы, в которых содержится материал, необходимый для изучения гражданственности.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71196398/ (дата обращения: 06. 04. 2016).

2. ФГОС основного общего образования. М., 2010. 51 с.

3. Боголюбов Л.Н. Обществознание 5 класс. М.: Просвещение, 2016. 99 с.

4. Боголюбов Л.Н. Обществознание 7 класс. М.: Просвещение, 2010. 256 с.

5. Соболева О.Б. Обществознание. Человек в обществе. 7 Класс. М.: Вентана - Граф, 2012. 207 с.

6. Никитин А.Ф. Обществознание. 8 класс. М.: Дрофа, 2016. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.