Научная статья на тему 'Гражданское воспитание студентов технических вузов в современных условиях'

Гражданское воспитание студентов технических вузов в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жигадло А. П.

Автор анализирует проблемы, связанные с гражданским воспитанием, предлагает пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жигадло А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское воспитание студентов технических вузов в современных условиях»

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2003.,- 384 с.

5. Кусжанова, А. Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы. Оренбург: Оренбургский политехнический ин-т, 1993.

6. Матвеева, Н. А. Образование в контексте неклассической социологии /

Н. А. Матвеева // Социология образования. Ростов-на-Дону, 2005. - С. 178-204.

7. Осипов, А. М., Тумалеев, В. В. Социология образования в России / А. М. Осипов, В. В. Тумалеев // Современная социология образования. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. - С. 47-63.

8. Сабуров, Е. Ф. Инвестиционный климат в образовании / Е. Ф. Сабуров // Общественные науки и современность, 2007, - № 1. - С. 5-16.

9. Сергеев, И. С. Эффективность: феномен наступившего века. // www.teacher-edu. г u/wmc/ar ts/1107265567

УДК 37.0

А. П. Жигадло

ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Основные задачи высшего технического образования детерминированы современным вектором общественного развития России и перспективами технического прогресса. Поставленные В. В. Путиным задачи перевода экономики страны на путь инновационного развития требуют не только адекватных перемен в системе высшего технического образования, но и повышения ответственности студентов за качество профессиональной подготовки [1, с. 2].

Современное состояние высшего технического образования предопределено рядом обстоятельств, среди которых наиболее значимыми являются увеличение численности студентов при сужении техносферы экономики, повышение затрат на обучение технических специалистов при снижении бюджетного финансирования, усложнение образовательных программ подготовки по техническим специальностям при моральном и физическом старении учебно-материальной базы, необходимость устойчивой профессиональной ориентации обучаемых при недостаточных мотивациях к инженерному труду.

Требования рынка труда к качеству подготовки выпускников технических вузов не подкреплены видением отдаленных перспектив развития техносферы и её персонала. 90-е годы породили феноменальную ситуацию «ненужности» инженерных специальностей, а «НЭП» этого времени, связанный с упадком промышленного производства, сломом прежней модели

жизнеорганизации общества, привел к ситуационному росту спроса на специалистов экономического, юридического профиля и некоторые гуманитарные специальности (психология, лингвистика, социальная работа).

Государство свою образовательную политику по сей день предметно не сформировало. Более того, сегодня налицо явный перекос в такой политике на ближайшую перспективу. Преобладающим мнением в структурах государственной власти и управления образованием становится то, что «рынок все расставит по местам», а направленность подготовки специалистов должна задаваться работодателями. С учетом общепризнанной оценки зарубежных и отечественных исследователей, включая взгляд на эту современную социальную группу изнутри (оценки Б. Березовского, М. Ходорковского) как высококриминализированную, определение предпринимателей в качестве экспертов по подготовке специалистов технического профиля представляется преждевременным. Высшее образование формирует сегодня завтрашний день страны.

Особое место в системе высшего образования занимает техническое. Без всяких преувеличений можно сказать, что техническое образование в России - это уникальный феномен. В стране со средним уровнем промышленного развития почти полтора столетия назад возникла и за исторически короткий срок укрепилась, приобрела всемирный авторитет целостная и весьма эффективная система отечественного высшего технического образования. Важно определить истоки полученных результатов, чтобы переосмысливать их применительно к современным условиям.

Во-первых, формирование российской системы подготовки инженерных кадров с первых шагов было нацелено на достижение высшего мирового уровня. Дело в том, что уже к началу XIX века традиционные способы технического прогресса и развития материального производства, основанного на практической сметке отдельных умельцев был исчерпан. Поэтому уже в XIX в. стала ясной необходимость фундаментальной научной подготовки инженерных кадров.

В создаваемые в России в высшие технические учебные заведения направлялись ученые из Академии наук, профессора Московского и Петербургского университетов. Отечественное инженерное образование шло не от цеховой, ремесленной подготовки (как, например, в большинстве случаев в США), а от фундаментальной, академической [7].

Во-вторых, именно в России родились многие ценные практически ориентированные пути подготовки специалистов (учебно-производственные мастерские, учебно-производственные практики и стажировки на предприятиях, позднее - учебно-научные производственные комплексы), что обеспечивало сочетание высоких уровней теоретического обучения и профессионально-практической подготовки выпускников инженерных вузов. С самого начала высшее техническое образование в России развивалось не

на основе узкой специализации, отраслевого подхода, а в рамках политехнизации в подготовке специалистов широкого профиля.

В-третьих, политехническое образование в России включало широкий спектр гуманитарных дисциплин, гуманистическое воспитание на основе традиционных российских ценностей и духовных основ народной жизни. Вместе с тем, инженерная подготовка включала и освоение мирового опыта индустриального развития, передовых промышленных технологий.

Однако в нашей стране рынок труда и узкоутилитарно понимаемая экономика уже в конце XIX начале XX в., а затем и советская плановая система стали все настоятельнее требовать прекратить подготовку инженеров широкого профиля, перейти к узконаправленной отраслевой специализации. Инженер должен жестко ориентироваться на потребности материального производства, оперативно реагировать на изменение техники, технологий и организации труда. Однако его новаторская конкретность только тогда плодотворна, когда опирается на широкую фундаментальную образованность. Узкоспециализированная подготовка ведет к дисперсии знания, фрагментарности областей компетентности. Воспитывает недалекий технократизм и утилитаризм. Противоречие между потребностью в конкретной специализации и необходимостью широкого образования разрешалось путем создания политехнических институтов с широким спектром факультетов, гибкая структура которых оперативно откликается на требования жизни. Такой институт по самой своей сути эквивалентен университету. За годы обучения в нем молодые люди существенно расширяют свой кругозор, повышают общую культуру, что делает его фундаментально образованным, развивает творческие и организаторские способности. Поэтому переименование таких институтов в технические университеты в 90-е гг. не просто дань модным веяниям, а отражение сущности явления.

Уже на первом этапе (вторая половина XIX в. - начало XX в.) инженерное образование в России обретало черты элитарного в положительном смысле этого слова [4, с. 579-588]. Помимо освоения фундаментальных научных знаний и высокого уровня специальной подготовки, российские инженеры, как правило, владели двумя-тремя иностранными языками, обладали глубокими финансово-экономическими и юридическими знаниями.

В советский период, с конца 20-х - начала 30-х гг. XX в., отечественная система высшего технического образования, во многом сохраняя свои лучшие достоинства и традиции, развивалась в полном соответствии с крупномасштабными задачами индустриализации и обобществленного сельскохозяйственного производства в рамках плановой директивной экономики. Это требовало соответствующей масштабности подготовки инженеров как по количеству обучаемых, так и по ширине спектра специальностей. На всех этапах своего существования отечественное высшее техническое образование, инженерные и научно-технические кадры успешно решали постав-

ленные перед ними задачи. Так было в период реализации крупнейших (не только по тому времени) технических проектов на рубеже XIX - XX вв. (строительство железных дорог, машиностроительных предприятий) в ходе первоначальной индустриализации, так и в период реконструкции и индустриализации 30-40-х гг., в годы Великой Отечественной войны и в период восстановления народного хозяйства. Свои лучшие профессиональные качества наши ученые и инженеры с блеском проявили, открыв эру освоения человеком космического пространства, добившись крупных успехов в создании мощных энергетического, машиностроительного, металлургического, химико-технологического комплексов [7].

Однако с середины 60-х гг., с началом нового витка экстенсивного промышленного развития в системе высшего технического образования возникают обостряющиеся противоречия. Не имеющая аналогов в мире по своим масштабам подготовка инженерных кадров сопровождается усиливающимися диспропорциями как по внутренней структуре, так и по соотношению с масштабами подготовки профессионалов со средним техническим образованием и рабочих кадров. Жесткое административно-командное управление, а также излишняя политизированность гуманитарной составляющей высшего технического образования не могли не сказаться на качестве подготовки специалистов. Она становилась все более узкопрофильной (в некоторых случаях - даже более узкой, чем отраслевой), утратила многие связи с традиционными национальными ценностями, достижениями мировой технико-технологической культуры. Тормозилось развитие многих новых направлений (кибернетика, химические технологии, бионика), вместе с тем, возникло увлечение технократическими «проектами века», связанными с попытками радикального изменения окружающей среды и так далее.

В условиях системного кризиса российского общества система высшего технического образования оказалась на грани физического выживания. Определенные положительные результаты и достижения не меняют тяжелой общей ситуации в этой области, а количество проблем лавинообразно растет. Высшая техническая школа готовит специалистов, которые нередко оказываются не востребованными. Обладая относительной самостоятельностью и значительной инерционностью, она, во-первых, не успевает приспосабливаться к быстро меняющимся технолого-организационным, экономическим и социокультурным условиям. Во-вторых, эта система оказалась перед фактом разрушения производственно-технической базы народного хозяйства. Так, число работников транспорта сократилось с 929 тыс. человек в 1995 г. до 707 тыс. в 2004 г. [8, с. 173].

Кризис в российской системе высшего технического образования, его особая острота обусловлены развалом промышленности и других отраслей материального производства, для которых готовятся инженерные кадры. Создана крайне противоречивая ситуация: стратегическая необходимость

возрождения промышленности - основы благосостояния и могущества страны, а следовательно, подготовки соответствующих инженерных и научных кадров, способных вывести страну на самые передовые рубежи научно-технического прогресса, и тактическая необходимость ориентировать подготовку кадров в технических вузах на рыночный спрос, которому не нужны такие кадры, или же готовить за наш счет высококвалифицированные кадры для других стран.

«Рыночный фундаментализм» - характерное для многих реформаторов преувеличение и абсолютизация коммерческих начал представляет особую опасность для дела российского образования, в том числе для высшего технического.

Вместе с тем, рынок - это объективная реальность, с которой нельзя не считаться. Поэтому тактически учет потребностей рынка рабочей силы при определении структуры подготовки кадров, а также при привлечении внебюджетных источников финансирования технической высшей школы, конечно, необходим.

В системе российского высшего технического образования назрел целый ряд острых противоречий:

- между быстрым ростом объективных требований жизни, социальных ожиданий и государственных стандартов, предъявляемых к специалистам, с одной стороны, и нарастающим отставанием качества подготовки инженеров сдругой;

- между возрастанием сложности, ответственности, креативности профессиональных функций и низким качеством условий трудовой деятельности и жизни профессионалов, которые не позволяют в полной мере проявлять и развивать творческие способности, социальную активность, новаторские ориентации;

- между высокой социально-экономической значимостью лиц инженерного труда, занятых в сфере производства, с одной стороны, и заниженным уровнем социального положения, престижа таких профессий, а также личной заинтересованности работников в росте качества трудовой деятельности, их неудовлетворительным социальным самочувствием, с другой;

- между нарастающими реальными и перспективными требованиями к специалистам, с одной стороны, и известной консервативностью системы высшего образования, обладающей меньшей динамичностью, чем быстро развивающаяся наука и производственные технологии и процессы, с другой стороны;

- между перспективными национальными интересами в подготовке инженерных кадров, ориентированных на стратегические цели научно-технического, экономического, социального и духовного возрождения страны, и тактическими задачами, предполагающими подготовку специалистов в

соответствие с текущими конъюнктурными требованиями реального рынка рабочей силы.

Теоретическое и практическое разрешение указанных противоречий требует комплексных исследований с привлечением многих наук, в том числе педагогики. Жизнь настоятельно требует изменения и совершенствования ныне действующей системы технического образования, которая должна быть адекватной задаче всемерного повышения роли инженеров в социально-экономическом и научно-техническом прогрессе российского общества. Необходим тщательный и интенсивный поиск тех возможностей, подходов и решений, которые позволяют в новых условиях развивать инженерное образование в соответствии с новыми технологическими и социальными требованиями. Решение всех этих задач предполагает участие специалистов самых различных областей знания. Однако вопросы ключевых понятий проблемы, исходных методологических принципов её решения и социальных ориентиров остаются прерогативой социально-философских, социологических, педагогических и, в целом, гуманитарных исследований. В частности, необходимо особое внимание уделить изучению социокультурных факторов эффективности образовательного процесса, связанных с особенностями восприятия студентами различных сторон учебно-воспитательного процесса в техническом вузе.

Сегодня много критики можно слышать по поводу того, что технические вузы занимаются не свойственными ими функциями: готовя экономистов, юристов, социологов, специалистов по туризму, и даже создают в своей структуре гуманитарные факультеты и целые институты. С одной стороны, такие явления - способ выживания технических вузов; так наборы студентов по подобным профилям производятся на платной основе. С другой стороны, появление крупных структур гуманитарного профиля внутри технических вузов образования способствует гуманизации и гуманитаризации инженерного образования, преодолению технократической узости подготовки. Это существенно увеличивает возможности гражданского и патриотического воспитания молодых специалистов, что крайне необходимо для духовного и экономического возрождения нашей страны.

Современные технические вузы являются неотъемлемой составляющей российской системы профессионального образования. Динамичные перемены 90-х годов XX столетия и начала XXI века позволили сформировать адекватную современным социокультурным условиям, экономическим и политическим потребностям государства структуру многоуровневого высшего образования способную к трансформации сообразно меняющимся вызовам высшей среды.

Уже к 2001 г. в России действовало 607 государственных и 358 негосударственных вузов, в которых обучалось 4742 тыс. студентов [2, с. 262].

В 2004/2005 г. их количество выросло до 1071 и ВУЗы готовили уже

6884.2 тыс. студентов [8, с. 265].

Несмотря на существенное сужение техносферы, задачи реструктуризации экономики и рост её наукоёмкости увеличил спрос в инженерных кадрах. Так если в СССР обучались по инженерно-техническим специальностям в 1991 г. для производства и строительства 1130,1 тыс. студентов, для транспорта и связи 174,2 тыс., то в 2005 г. для производства и строительства

1964.2 тыс. студентов, для транспорта и связи 275,6 тыс. [8, с. 270].

По мнению ведущих организаторов высшего образования, оно будет трансформироваться сообразно общественным задачам с учетом существующих в нем негативных тенденций: отсутствие адекватного финансирования; старение управленческих и преподавательских кадров, отсутствие адекватног о стимулирования. По мнению ректора национального института бизнеса С. Н. Плаксия, в среднесрочной перспективе (в 2010-2020 гг.): общее количество студентов вузов будет составлять 5-5,5 млн. чел.; количество государственных вузов сократится в 1,5-2 раза, а негосударственных возрастет в 2—2,5 раза; число преподавателей сократится на 25-35%; 80% студентов будет полностью или частично оплачивать свое обучение; резко увеличится число взрослых студентов; будут сокращаться традиционные и развиваться дистанционные формы (до 25-30%) обучения; экспорт образовательных услуг в СНГ возрастет в 3-4 раза [2, с. 37-38].

Перевод страны на рельсы инновационного развития невозможен без подготовки высокопрофессиональных специалистов. В этом деле ведущая роль принадлежит профессорско-преподавательским кадрам, их гражданской позиции. За период с 1991 г. Россия, по словам В. А. Семина, лишилась значительной части этого потенциала в области высшего образования, особенно технического. Из вузов ушло более 300 тысяч преподавателей, значительная часть из них выехала за границу.

Почти в 20 раз сократились объемы научно-исследовательских работ в вузах, в сфере внедрения их результатов в число авторских свидетельств сократилось в 100 раз. Практически прекратилось переоснащение вузов новым учебно-лабораторным оборудованием [2, с. 65]. Современное избирательное финансирование его обновления в отдельных вузах не решает проблемы в целом.

Вместе с этим, происходит развитие информационной среды в образовании, причем количество персональных компьютеров у студентов составляет около 31% в гуманитарных и 62% - в технических вузах, в вузе в среднем 278 компьютерных единиц устаревших и 51 — высокого класса [6, с. 90, 193].

Данный фактор объективно влияет на изменение отношений в студенческой среде, речь может идти далее о формировании «компьютерного поколения», для представителей которого характерны сформированные на

основе пристрастия к компьютеру определенные культурно-поведенческие характеристики.

До 87% опрошенных студентов технических вузов уверены в возрастании значения компьютерной техники в будущем, эмоциональный подъем при работе на компьютере переживает 42% опрошенных, 31 - не желает отказываться от работы на нем [6, с. 104-110].

В большинстве технических вузов студенты приобретают высокий уровень профессиональных знаний, вполне соответствующий требованиям мирового стандарта. При тестировании по программам «продвинутого уровня» и с учетом результатов международных олимпиад Россия прочно занимает III место. .

Но это сегодня не гарантирует того, что как будущие специалисты, сегодняшние студенты проявят высокие гражданские качества в производительном труде на благо Отечества. В 1999 г. Б. Гейтс представил председателю СО РАН Н. Л. Добрецову группу его лучших сотрудников, сделавших его богатейшим человеком планеты. В ней было 20 выпускников НГУ и около 50 сотрудников научных учреждений Академгородка. Опрос студентов IV курса НГУ показал, что 80% из них связывают перспективы своего дальнейшего успеха с выездом за рубеж [11, с. 107—108], при этом 88% из них понимают, что это ослабит страну, гражданами которой она являются. В свете сказанного, весьма проблематична польза для России выпускников «успешных» вузов не обладающих высокими гражданскими качествами.

Элементы дистанционного обучения, формирование виртуальной образовательной среды соответствуют общим тенденциям в молодежной среде, но одновременно ведут к утрате диалогичности обучения, имеющей важное значение в формировании национального вектора развития инженерной культуры и гражданственности обучаемых. Это способствует к рассогласованию векторов национальной культуры и образования. Слабость культурно-идеологической и ценностной компонент воспитания в технических вузах упрощает смыслы образования и не способствует формированию духовности и гражданских качеств студентов. Информатизация технического образования порождает формирование новой субъективной реальности, ключевым элементов которой является «сетевая идентичность», которая в наиболее обостренном виде проявляется в «сетевой» культуре хакеров. Этой новый тип тождества в студенческой среде разрушающий иные типы отношений. Господствующие в информационно-коммуникативном пространстве смыслы, идеологеммы и ценности угрожают таким образом другим адекватностям, прежде всего традиционным (национальным, социальным, родовым и т. д.) [3; 5].

Поскольку соединить ценности информационного общества и менталитет этнических групп способна лишь национальная идентичность, реализуемая в системе образования, на которую общество возлагает ответственность за

становление и развитие личности, последняя должна иметь легитимные и устойчивые этнокультурные основания, на основе которых возможно воспитание гражданских качеств студентов.

В России основой экономики последних двух десятилетий является эксплуатация природных богатств. По «сырьевому пути» обычно идут страны с неразвитым или неконкурентным производством.

По объективным обстоятельствам существенная часть российской экономики при переходе к мировым ценам в сфере энергоносителей неконкурентоспособна. Прежняя, индустриальная основа экономики, созданная в советский период уничтожена, либо в значительной степени морально устарела, однако при этом сохраняется возможность перейти на её основе к развитию инновационных отраслей.

Успех заявленной В. В. Путиным инновационной стратегии развития страны безусловно будет зависеть от человеческого потенциала страны, способного решать задачу её реализации. Глубокий и затяжной экономический и политический кризис 90-х гг., вызванные ими негативные социальные и демографические процессы, вызвавшие деградацию нации, снижение качества образования и как следствие ослабление духовного и интеллектуального потенциала общества, утечка мозгов ухудшили исходные возможности перехода к инновационному развитию. Достаточно сказать, что за годы реформы из науки ушло 2,4 млн. человек, эмигрировали из России свыше 1,5 млн. докторов и кандидатов наук. Потеря одного ученого обходится стране в 300 тыс. долларов, ежегодные потери от «утечки мозгов» составляют 50 млрд. долларов [2, с. 272].

Современные императивы образования - приведение всей системы высшей школы в соответствие с потребностями общества.

Как уже сказано, российская система технического образования имеет значительный ресурс развития. При фундаментальности академической подготовки она, на наш взгляд, имеет и недостатки:

1. Недостаточность технологической базы, её отставание от современных потребностей подготовки специалистов.

2. Неопределенность образовательной политики государства, исключающей качественное стратегическое планирование в вузах (определение нужных специальностей, объема выпуска специалистов, дидактических приоритетов и т. д.).

3. Рутинность современных структур управления образованием и форм их деятельности, исключающих эффективный менеджмент в образовании.

4. Несбалансированность системы по вузам университетского типа, дающих широкое образование и технических, ориентированных на узкую специализацию. (Так в США — 3,3 тыс. вузов, из них 156 университетов) [10].

5. Неучет масштабных перемен в образовании связанных с ростом количества взрослых студентов.

6. Фактическое отсутствие гражданского воспитания персонала, профессорско-преподавательского состава и студентов в вузах.

Многие проблемы современного высшего технического образования - в сфере духовного. По мнению В. Ж. Келле «Ценностные ориентации, мировоззрение, нравственные качества людей, создающих и использующих новые технологии являются не только их достоянием, но имеют и общественное звучание. Лишенные нравственного чувства, интеллигентности они могут стать чудовищами... Нормы и ценности относятся к сфере духовности, где обучение подчинено воспитанию, знания - убеждениям» [2, с. 248-249].

С. Френе считал, что нравственность не преподается, а воспитывается. По его словам «Что касается, гражданского воспитания, то здесь нам еще нужно работать и работать над формированием такого гражданина, который сознавал бы свои права и обязанности и сумел бы выполнить функции активного члена демократического общества» [12, с. 144].

Проблема гражданского воспитания в современных технических вузах сегодня не только не решена, но и как правило решается бессистемно и фрагментарно. Отсутствует в педагогической науке современное понимание его сущности, содержания логики организации. Фактически бессистемно, несмотря на комплексный характер гражданского воспитания осуществляется реализация его составляющих - трудового, патриотического, нравственного, правового воспитания. Несогласованность усилий в их организации снижает результативность формирования гражданских качеств студентов технических вузов. Современный перевод проблемы получения образования в разряд сугубо частных, забвение его общественного значения сегодня становится одной из причин низкой эффективности работы вузов в воспитании устойчивых профессиональных трудовых мотиваций студентов. По словам заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке В. Н. Ивановой большое число выпускников вузов (половина врачей, учителей, 75% специалистов сельского хозяйства) не работают по специальности [9, с. 15]. В сфере технического образования таких около 70%.

Возникают вопросы, как оценивать деятельность учебных заведений выпускающих невостребованных и нежелающих работать по специальности специалистов, большая часть из которых обучалась за счет государства? Почему государство должно оплачивать удовлетворение частных потребностей граждан, не дающих должной социальной отдачи? Эти и другие вопросы актуализируют постановку проблемы гражданского воспитания студентов в системе высшего образования вообще и технического образования особенно.

Анализ современного состояния гражданского воспитания в вузах свидетельствует о том, что оно не только имеет низкие результаты, что выражается в высоком уровне антисоциальных проявлений в молодежной среде, безответственности в профессиональном выборе, низком уровне гражданс-

ко-патриотических качеств студентов, но и о несоответствии управленческих механизмов и воздействий потребностям его организации.

Организация гражданского воспитания возложена сегодня на руководство вузов (ректор, проректор по воспитательной работе, библиотека, клуб, структуры деканата, кураторы студенческих групп и др.). К его проведению могут и должны быть привлечены студенческие общественные объединения и структуры.

В современной России на уровне Федерации и её субъектов уже длительное время действуют государственные программы патриотического воспитания граждан. В силу того, что патриотическое воспитание лишь часть гражданского, оно не решает проблему организации воспитания комплексно — в единстве задач нравственного, патриотического, трудового, правового, эстетического и физического воспитания всесторонне развитой личности, способной гармонично сочетать личные интересы с общественными потребностями.

Библиографический список

1. Батников, С. Инструменты и ценности // «Завтра», 2007, № 10 (694).

2. Высшее образования для XXI: века: Научная конференция, Москва, 22-24 апреля 2004 г.: Доклады и материалы / Отв. Ред, И.М. Ильинский, М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2005.

3. Гражданское воспитание в вузе, / Под ред. Копылова И. Я. Новосибирск: изд-во НГТУ, 1998.

4. Карлов, Н. В., Кудрявцев Н. Н. К истории элитного инженерного образования, - Вестник РАН, 2000. Т. 70, № 7.

5. Лисичкин, В. А., Шелепин, Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. - М.: Институт социально-политических исследований АСН, 2000. 2-е изд.

6. Платное образование. - 2005, № 7-8.

7. Пузиков, В. Г. Методологические принципы модернизации высшего технического образования. Дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. Тюменский гос. ун-т, 1998.

8. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. Сб. / Росстат, - М.: 2006.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб., Питер, 2007.

10. Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. - М.: ИПЛ, 1988,

11. Турченко, В. Н. Фундаментальные основы современного социологического знания. Барнаул-Новосибирск; Изд-во «АзБука», 2004.

12. Френе, С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с фр. / сост, Б. Л. Вуль-фенсон, - М.: Прогресс, 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.