НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378 А. П. ЖИГАДЛО
В. Г. ПУЗИКОВ
Сибирская автомобильно-дорожная академия
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье утверждается, что модернизация высшего технического образования детерминирована новыми социокультурными условиями развития России и перспективами научно-технического прогресса. Качество подготовки компетентного специалиста высшей квалификации технического профиля коррелируется с воспитанием личности, истинного гражданина своего Отечества.
Модернизация высшего технического образования детерминирована современным вектором общественного развития России и перспективами научно-технического прогресса. Поставленные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным задачи перевода экономики страны на путь инновационного развития требуют не только адекватных перемен в системе высшего образования, но и повышения ответственности студентов за качество профессиональной подготовки [9, с. 3-4].
Современное состояние высшего технического образования предопределено рядом обстоятельств, среди которых наиболее значимыми являются: увеличение численности студентов при сужении техносферы экономики; повышение затрат на обучение технических специалистов при снижении бюджетного финансирования; усложнение образовательных программ подготовки по техническим специальностям при моральном и физическом старении учебно-материальной базы; необходимость устойчивой
профессиональной ориентации обучаемых при недостаточных мотивациях к инженерному труду.
Требования рынка труда к качеству подготовки выпускников технических вузов не подкреплены видением отдаленных перспектив развития техносферы и ее персонала. 90-е годы породили феноменальную ситуацию «ненужности» инженерных специальностей, а «нэп» этого времени, связанный с упадком промышленного производства, сломом прежней модели жизнеорганизации общества, привел к ситуационному росту спроса на специалистов экономического, юридического профиля и некоторые гуманитарные специальности (психология, лингвистика, социальная работа).
Государство свою образовательную политику по сей день предметно не сформировало. Более того, прослеживается явный перекос такой политики и на ближайшую перспективу. Преобладающим мнением в структурах государственной власти и управления образованием становится то, что «рынок все расста-
вит по своим местам», а направленность подготовки будущих специалистов должна задаваться работодателями. С учетом общепризнанной оценки зарубежных и отечественных исследователей, возведение предпринимателей в ранг экспертов по подготовке специалистов технического профиля представляется некорректным и преждевременным.
Между тем высшее образование формирует завтрашний день страны. Особое место в системе высшего образования занимает техническое. Без всяких преувеличений можно сказать, что техническое образование в России — это уникальный феномен. В стране со средним уровнем промышленного развития почти полтора столетия назад возникла и за исторически короткий срок укрепилась, приобрела всемирный авторитет целостная и весьма эффективная система отечественного, и в частности высшего технического или, иначе говоря, инженерного образования. Важно определить истоки полученных результатов, чтобы переосмысливать их применительно к современным условиям.
Этимология термина «инженер» органически проистекает из понятия творчества, созидания нового. Оно введено в русский язык Феофаном Прокопови-чем в начале XVIII века и происходит от латинского «шдепшш» — «остроумное изобретение», и по своей сути означает создателя новых полезных вещей и умений, новых орудий труда и нового оружия, новых сооружений, средств передвижения и средств развлечений. Говоря языком экономики, инженер — это создатель новых товаров и услуг.
Формирование российской системы подготовки инженерных кадров с первых шагов было нацелено на достижение высшего мирового уровня. Дело в том, что уже к началу XIX века традиционные способы технического прогресса и развития материального производства, основанного на практической сметке отдельных умельцев был исчерпан. Ф. Энгельс писал, что только один плод науки, как машина Джеймса Уатта, принес миру за первые пятьдесят лет своего существования больше, чем мир с самого начала затратил на развитие науки [16, с.565]. Однако, строго говоря, эта машина была результатом не науки, а развития ремесленной практики. Лишь затем наука осмысливала принципы действия паровой машины: был построен цикл Карно, и на основе развития теории наука стала мощным источником совершенствования тепловых двигателей. Если прежде наука следовала за практикой, способствуя росту ее эффективности, то в настоящее время положение принципиально изменилось: наука идет впереди практики, прокладывает ей путь и делает возможным непрерывное ускорение научно-технического прогресса. Поэтому уже в XIX веке стала ясной необходимость фундаментальной научной подготовки инженерных кадров.
В создаваемые в России высшие технические учебные заведения направлялись ученые из Академии наук, профессора Московского и Петербургского университетов. Отечественное инженерное образование шло не от цеховой, ремесленной подготовки (как, например, в большинстве случаев в США), а от
фундаментальной, академической. Это во-первых. Во-вторых, именно в России родились многие ценные практически ориентированные пути подготовки специалистов (учебно-производственные мастерские, учебно-производственные практики и стажировки на предприятиях, позднее — учебно-научные производственные комплексы), что обеспечивало сочетание высоких уровней теоретического обучения и профессионально-практической подготовки выпускников инженерных вузов. С самого начала высшее техническое образование в России развивалось не на основе узкой специализации, отраслевого подхода, а в рамках политехнизации подготовки специалистов широкого профиля. В-третьих, политехническое образование включало широкий спектр гуманитарных дисциплин, гуманистическое воспитание на основе традиционных российских ценностей и духовных основ народной жизни. В-четвертых, такое образование по своей природе носило гражданский характер. Вместе с тем, инженерная подготовка включала и освоение мирового опыта индустриального развития, передовых промышленных технологий [8].
Однако в нашей стране рынок труда и узко утилитарно понимаемая экономика уже в конце XIX начале XX века, а затем и советская плановая система стали все настоятельнее требовать прекратить подготовку инженеров широкого профиля, перейти к узконаправленной отраслевой специализации. Инженер должен был жестко ориентироваться на потребности материального производства, оперативно реагировать на изменение техники, технологий и организации труда. Однако его новаторская конкретность только тогда плодотворна, когда опирается на широкую фундаментальную образованность. Узкоспециализированная подготовка ведет к дисперсии знания, фрагментарности областей компетентности, воспитывает недалекий технократизм и утилитаризм. «Глупость умных людей с ясной головой и узким кругозором, — отмечал А.Н. Уайтхед, — породила много катастроф» [14, с.439-459]. Противоречие между потребностью в конкретной специализации и необходимостью широкого образования разрешалось путем создания политехнических институтов с широким спектром факультетов, гибкая структура которых оперативно откликается на требования жизни. Такой институт по самой своей сути эквивалентен университету. За годы обучения в нем молодые люди существенно расширяют свой кругозор, повышают общую культуру, что делает их фундаментально образованными, развивает творческие и организаторские способности. Поэтому переименование таких институтов в технические университеты в 90-е годы не просто дань модным веяниям, а отражение сущности явления.
Уже на первом этапе (вторая половина XIX в. — начало XX в.) инженерное образование в России обретало черты элитарного в положительном смысле этого слова [4, с.579-588]. Помимо освоения фундаментальных научных знаний и высокого уровня специальной подготовки, российские инженеры, как правило, владели двумя-тремя иностранными языками, обладали глубокими финансово-экономическими
и юридическими знаниями (как ни парадоксально, но факт, что в США и во многих европейских странах экономические дисциплины либо отсутствовали в программах обучения студентов инженерных направлений, либо не входили в число обязательных дисциплин вплоть до конца 60-х годов нашего столетия, в том числе во многих ведущих университетах).
В советский период, с конца 20-х — начала 30-х годов XX века, отечественная система высшего технического образования, во многом сохраняя свои лучшие достоинства и традиции, развивалась в полном соответствии с крупномасштабными задачами индустриализации и обобществленного сельскохозяйственного производства в рамках плановой директивной экономики. Это требовало соответствующей масштабности подготовки инженеров как по количеству обучаемых, так и по ширине спектра специальностей. На всех этапах своего существования отечественное высшее техническое образование, инженерные и научно-технические кадры успешно решали поставленные перед ними задачи. Так было в период реализации крупнейших технических проектов на рубеже XIX — XX веков (строительство железных дорог, машиностроительных предприятий), так было и в период реконструкции и индустриализации 30-40-х годов, и в годы Великой Отечественной войны, и в послевоенный период восстановления народного хозяйства. Свои лучшие профессиональные качества наши ученые и инженеры с блеском проявили, открыв эру освоения человеком космического пространства, добившись крупных успехов в создании мощных энергетического, машиностроительного, металлургического, химико-технологического комплексов [8].
Однако с середины 60-х годов, с началом нового витка экстенсивного промышленного развития в системе высшего технического образования возникают обостряющиеся противоречия. Не имеющая аналогов в мире по своим масштабам подготовка инженерных кадров сопровождается усиливающимися диспропорциями как по внутренней структуре, так и по соотношению с масштабами подготовки профессионалов со средним техническим образованием и рабочих кадров. Жесткое административно-командное управление, а также излишняя политизированность гуманитарной составляющей высшего технического образования не могли не сказаться на качестве подготовки специалистов. Она становилась все более узкопрофильной (в некоторых случаях — даже более узкой, чем отраслевой), утратила многие связи с традиционными национальными ценностями, достижениями мировой технико-технологической культуры. Тормозилось развитие многих новых направлений (кибернетика, химические технологии, бионика), возникло увлечение технократическими «проектами века», связанными с попытками радикального изменения окружающей среды (типа поворота русла сибирских рек с севера на юг) и др.
В условиях системного кризиса российского общества система высшего технического образования оказалась на грани физического выживания. Определенные положительные результаты и достижения не меняют тяжелой общей ситуации в этой области,
а количество проблем лавинообразно растет. Высшая техническая школа готовит специалистов, которые нередко оказываются не востребованными. Обладая относительной самостоятельностью и значительной инерционностью, она не успевает приспосабливаться к быстро меняющимся технолого-организационным, экономическим и социокультурным условиям. Кроме того, эта система оказалась перед фактом разрушения производственно-технической базы народного хозяйства. Так, число работников транспорта сократилось с 929 тыс. человек в 1995 году до 707 тыс. в 2004 году [10, с. 173].
Кризис российской системы высшего технического образования, его особая острота обусловлены развалом промышленности и других отраслей материального производства, для которых готовятся инженерные кадры. Создана крайне противоречивая ситуация: стратегическая необходимость возрождения промышленности — основы благосостояния и могущества страны, а следовательно, подготовки соответствующих инженерных и научных кадров, способных вывести страну на самые передовые рубежи научно-технического прогресса, и тактическая необходимость ориентировать подготовку кадров в технических вузах на рыночный спрос, которому не нужны такие кадры, или же готовить за счет бюджета РФ высококвалифицированные кадры для других стран.
Установка — готовить специалистов в соответствии со спросом рынка труда означает, что нужно закрывать все технические вузы, поскольку промышленности как таковой нет, считает председатель совета ректоров Иркутской области, член-корреспондент РАН С. Леонов. «Развалив систему подготовки инженерных кадров, мы ее восстановить не сумеем, — утверждает он, — так как для этого нужны десятки лет, а это уже проблема национальной безопасности. Ориентация на рынок труда — вредное заблуждение» [5]. Если говорить о стратегии образования, то Леонов, безусловно, прав. «Рыночный фундаментализм» — характерное для многих реформаторов преувеличение и абсолютизация коммерческих начал представляет особую опасность для дела российского образования, в том числе для высшего технического.
Вместе с тем рынок — это объективная реальность, с которой нельзя не считаться. Поэтому тактически учет потребностей рынка рабочей силы при определении структуры подготовки кадров, а также при привлечении внебюджетных источников финансирования высшей технической школы, конечно, необходим. В системе российского высшего технического образования назрел целый ряд острых противоречий:
— между быстрым ростом объективных требований жизни, социальных ожиданий и государственных стандартов, предъявляемых к специалистам, с одной стороны, и нарастающим отставанием качества подготовки инженеров — с другой.
— между возрастанием сложности, ответственности, креативности профессиональных функций и низким качеством условий трудовой деятельности и жизни профессионалов, которые не позволяют в полной мере
проявлять и развивать творческие способности, социальную активность, новаторские ориентации;
— между высокой социально-экономической значимостью лиц инженерного труда, занятых в сфере производства, с одной стороны, и заниженным уровнем социального положения, престижа таких профессий, а также личной заинтересованности работников в росте качества трудовой деятельности, их неудовлетворительным социальным самочувствием — с другой;
— между нарастающими реальными и перспективными требованиями к специалистам, с одной стороны, и известной консервативностью системы высшего образования, обладающей меньшей динамичностью, чем быстро развивающаяся наука, производственные технологии и процессы — с другой.
— между перспективными национальными интересами в подготовке инженерных кадров, ориентированных на стратегические цели научно-технического, экономического, социального и духовного возрождения страны, и тактическими задачами, предполагающими подготовку специалистов в соответствие с текущими конъюнктурными требованиями реального рынка рабочей силы.
«Теоретическое и практическое разрешение указанных противоречий, - утверждают авторы рецензируемой статьи, - «требует комплексных исследований с привлечением многих наук, в том числе педагогики». Жизнь настоятельно требует изменения и совершенствования ныне действующей системы технического образования, которая должна быть адекватной задаче всемерного повышения роли инженеров в социально-экономическом и научно-техническом прогрессе российского общества. Необходим тщательный и интенсивный поиск тех возможностей, подходов и решений, которые позволяют в новых условиях развивать инженерное образование в соответствии с новыми технологическими и социальными требованиями. Решение всех этих задач предполагает участие специалистов самых различных областей знания. Однако вопросы ключевых понятий проблемы, исходных методологических принципов ее решения и социальных ориентиров остаются прерогативой социально-философских, социологических, педагогических и, в целом, гуманитарных исследований. В частности, необходимо особое внимание уделить изучению социокультурных факторов эффективности образовательного процесса, связанных с особенностями восприятия студентами различных сторон учебно-воспитательного процесса в техническом вузе.
Сегодня много критики можно слышать по поводу того, что технические вузы занимаются не свойственными ими функциями: готовя педагогов, психологов, социальных работников, специалистов по связям с общественностью, экономистов и даже создают в своей структуре гуманитарные факультеты и целые институты. С одной стороны, такие явления это способ выживания технических вузов, так как наборы студентов по подобным профилям производятся на платной основе, а с другой — появление крупных структур гуманитарного профиля внутри технических вузов образования способствует гуманизации и
гуманитаризации инженерного образования, преодолению технократической узости подготовки. Это существенно увеличивает возможности гражданского и патриотического воспитания молодых специалистов, что крайне необходимо для духовного и экономического возрождения нашей страны.
Современные технические вузы являются неотъемлемой составляющей российской системы профессионального образования. Динамичные перемены 90-х годов XX столетия и начала XXI века позволили сформировать адекватную современным социокультурным условиям, экономическим и политическим потребностям государства структуру многоуровневого высшего образования. Уже к 2001 году в России действовало 607 государственных и 358 негосударственных вузов, в которых обучалось 4742 тыс. студентов [1, с. 262]. В 2004/05 году их количество выросло до 1071 и вузы готовили уже 6884,2 тыс. студентов [10, с. 265]. Несмотря на существенное сужение техносферы, задачи реструктуризации экономики и рост ее наукоемкости увеличил спрос в инженерных кадрах. Так, если в СССР обучались по инженерно-техническим специальностям в 1991 году для производства и строительства 1130,1 тыс. студентов, для транспорта и связи 174,2 тыс., то в 2005 г. для производства и строительства 1964,2 тыс. студентов, для транспорта и связи 275,6 тыс. [10, с. 270].
По мнению ведущих организаторов высшего образования, оно будет трансформироваться сообразно общественным задачам с учетом существующих в нем негативных тенденций: отсутствие адекватного финансирования и стимулирования, старение управленческих и преподавательских кадров и др. По мнению ректора Национального института бизнеса С.Н. Плаксия, в среднесрочной перспективе (в 2010 — 2020 гг.): общее количество студентов вузов будет составлять 5-5,5 млн чел.; количество государственных вузов сократится в 1,5-2 раза, а негосударственных возрастет в 2-2,5 раза; число преподавателей сократится на 25-35 %; 80 % студентов будет полностью или частично оплачивать свое обучение; резко увеличится число взрослых студентов; будут сокращаться традиционные и развиваться дистанционные формы (до 25-30 %) обучения; экспорт образовательных услуг в СНГ возрастет в 3-4 раза [1, с. 37 - 38].
Перевод страны на рельсы инновационного развития невозможен без подготовки высокопрофессиональных специалистов. В этом деле ведущая роль принадлежит профессорско-преподавательским кадрам, их гражданской позиции. За период с 1991 года Россия, по словам В.А. Семина, лишилась значительной части этого потенциала в области высшего образования, особенно технического. Из вузов ушло более 300 тысяч преподавателей, значительная часть из них выехала за границу. Почти в 20 раз сократились объемы научно-исследовательских работ в вузах, в сфере внедрения их результатов в число авторских свидетельств сократилось в 100 раз. Практически прекратилось переоснащение вузов новым учебно-лабораторным оборудованием [1, с. 65]. Современное избирательное финансирование его обновления в отдельных вузах не решает проблемы в целом.
Вместе с этим происходит развитие информационной среды в образовании, причем количество персональных компьютеров у студентов в частном пользовании составляет около 31 % в гуманитарных вузах и 62 % в технических, а в общем пользовании вуза в среднем 278 компьютерных единиц устаревших и 51 — высокого класса [7, с. 90, 193]. Данный фактор объективно влияет на изменение отношений в студенческой среде, речь может идти далее о формировании «компьютерного поколения», для представителей которого характерны сформированные на основе пристрастия к компьютеру определенные культурно-поведенческие характеристики. До 87 % опрошенных студентов технических вузов уверены в возрастании значения компьютерной техники в будущем, эмоциональный подъем при работе на компьютере переживает 42 % опрошенных, 31% — не желает отказываться от работы на нем [7, с. 104 - 110].
В большинстве технических вузов студенты приобретают высокий уровень профессиональных знаний, вполне соответствующий требованиям мирового стандарта. При тестировании по программам «продвинутого уровня» и с учетом результатов международных олимпиад Россия прочно занимает 3-е место. Но это сегодня не гарантирует того, что как будущие специалисты сегодняшние студенты проявят высокие гражданские качества в производительном труде на благо Отечества. Еще в 1999 году хозяин всемирно известной фирмы «Microsoft» Б. Гейтс представил председателю СО РАН Н. Добрецову группу его лучших сотрудников. В ней было 20 выпускников Новосибирского государственного университета и около 50 сотрудников научных учреждений Академгородка. Опрос студентов 4-го курса НГУ показал, что 80 % из них связывают перспективы своего дальнейшего успеха с выездом за рубеж [13, с. 107-108], при этом 88 % из них понимают, что это ослабит страну, гражданами которой они являются. В свете сказанного весьма проблематична польза для России выпускников «успешных» вузов, не обладающих высокими гражданскими качествами.
Элементы дистанционного обучения, формирование виртуальной образовательной среды соответствует общим тенденциям в молодежной среде, но одновременно ведет к утрате диалогичности обучения, имеющей важное значение в формировании национального вектора развития инженерной культуры и гражданственности обучаемых. Это ведет к рассогласованию векторов национальной культуры и образования. Слабость культурно-идеологического и ценностного компонента воспитания в технических вузах упрощает смыслы образования и не способствует формированию духовности и гражданских качеств студентов. Информатизация технического образования порождает формирование новой субъективной реальности, ключевым элементов которой является «сетевая идентичность», которая в наиболее обостренном виде проявляется в «сетевой» культуре хакеров. Этот новый тип тождества в студенческой среде разрушающе воздействует на иные типы отношений. Господствующие в информационно-коммуникативном пространстве смыслы, идеологеммы
и ценности угрожают таким образом другим адекват-ностям, прежде всего традиционным (национальным, социальным, родовым и т.д.) [3]. Поскольку соединить ценности информационного общества и менталитет этнических групп способна лишь национальная идентичность, реализуемая в системе образования, на которую общество возлагает ответственность за становление и развитие личности, последняя должна иметь легитимные и устойчивые этнокультурные основания, на основе которых возможно воспитание гражданских качеств студентов.
В России основой экономики последних двух десятилетий является эксплуатация природных богатств. По «сырьевому пути» обычно идут страны с неразвитым или неконкурентным производством. По объективным обстоятельствам существенная часть российской экономики при переходе к мировым ценам в сфере энергоносителей неконкурентоспособна [2; 6]. Прежняя, индустриальная основа экономики, созданная в советский период уничтожена, либо в значительной степени морально устарела, однако при этом сохраняется возможность перейти на ее основе к развитию инновационных отраслей.
Успех заявленной В.В. Путиным инновационной стратегии развития страны, безусловно, будет зависеть от человеческого потенциала страны, способного решать задачу ее реализации. Глубокий и затяжной экономический и политический кризис 90-х годов, вызванные ими негативные социальные и демографические процессы, породившие деградацию нации, снижение качества образования и как следствие ослабление духовного и интеллектуального потенциала общества, утечка мозгов ухудшили исходные возможности перехода к инновационному развитию. Достаточно сказать, что за годы реформы из науки ушло 2,4 млн человек, эмигрировали из России свыше 1,5 млн докторов и кандидатов наук. Потеря одного ученого обходится стране в 300 тыс. долларов, ежегодные потери от «утечки мозгов» составляют 50 млрд долларов [1, с. 272].
Таким образом, современная российская система высшего технического образования имеет значительный ресурс развития. Однако при явно выраженной фундаментальности академической подготовки она имеет и издержки:
1. Недостаточность технологической базы, ее отставание от современных потребностей подготовки специалистов.
2. Неопределенность образовательной политики государства, исключающей качественное стратегическое планирование в вузах (определение оптимального количественного спектра потребных специальностей, численности выпуска специалистов, объема дидактических единиц и т.д.).
3. Рутинность современных структур управления образованием и форм их деятельности, исключающих эффективный менеджмент в образовании.
4. Несбалансированность системы по вузам университетского типа, предоставляющих широкое политехническое образование и ориентированных на узкую специализацию. (Так в США — 3,3 тыс. вузов, из них 156 университетов) [12].
5. Игнорирование масштабных перемен в образовании, связанных с ростом количества потенциальных возрастных студентов.
6. Фактическое отсутствие гражданского воспитания персонала, профессорско-преподавательского состава и студентов вузов.
По-видимому, многие проблемы системы высшего технического образования находятся в сфере духовного. По мнению В.Ж. Келле, «Ценностные ориентации, мировоззрение, нравственные качества людей, создающих и использующих новые технологии, являются не только их достоянием, но имеют и общественное звучание. Лишенные нравственного чувства, интеллигентности, они могут стать чудовищами... Нормы и ценности относятся к сфере духовности, где обучение подчинено воспитанию, знания — убеждениям» [1, с. 248 - 249]. С. Френе считал, что нравственность не преподается, а воспитывается. По его словам, «Что касается гражданского воспитания, то здесь нам еще нужно работать и работать над формированием такого гражданина, который сознавал бы свои права и обязанности и сумел бы выполнить функции активного члена демократического общества» [11, с. 144].
Проблема гражданского воспитания в современных технических вузах сегодня, как правило, решается стихийно и фрагментарно. Так, даже в одном из ведущих вузов — Российском университете дружбы народов — адекватные современным социокультурным условиям воспитательные мероприятия отсутствуют. В педагогической науке отсутствует и понимание их сущности, а также содержания логики организации. Фактически бессистемно, несмотря на комплексный характер гражданского воспитания, осуществляется реализация его составляющих — трудового, патриотического, нравственного, правового воспитания. Несогласованность усилий в их организации снижает результативность формирования гражданских качеств студентов технических вузов. Перевод проблемы получения образования в разряд сугубо частных, забвение его общественного значения становится одной из причин низкой эффективности работы вузов в воспитании устойчивых профессиональных трудовых мотиваций студентов. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке В.Н. Ивановой, большое число выпускников вузов (половина врачей, учителей, 75% специалистов сельского хозяйства) не работают по специальности [11, с. 15]. В сфере технического образования таких около 70%.
Возникают вопросы, как оценивать деятельность учебных заведений, выпускающих невостребованных и не желающих работать по специальности специалистов, большая часть из которых обучалась за счет государства? Почему государство должно оплачивать удовлетворение частных потребностей граждан, не дающих должной социальной отдачи? Эти и другие вопросы актуализируют постановку проблемы гражданского воспитания студентов в системе высшего профессионального образования вообще и технического в частности.
В традициях российского технического образова-
ния проблемы гражданского воспитания всегда были значимыми и обеспечивали формирование элитной инженерной школы в досоветское время и советский период. Умаление гражданского воспитания специалистов в постсоветский период вызвало негативные последствия в обществе в виде технологического упадка промышленности и нарастания техногенных проблем. Анализ современного состояния гражданского воспитания в вузах свидетельствует о том, что оно не только имеет низкие результаты, что выражается в негативных явлениях в студенческой среде, в снижении качества профессиональной подготовки, безответственности профессионального выбора, низком уровне гражданско-патриотических характеристик студентов, но и о несоответствии управленческих механизмов и воздействий потребностям его организации.
В России на уровне Федерации и ее субъектов уже длительное время действуют государственные программы патриотического воспитания граждан. В силу того, что патриотическое воспитание лишь часть гражданского, оно не решает проблему организации воспитания в единстве задач нравственного, трудового, правового, эстетического и физического воспитания всесторонне развитого и компетентностного специалиста, способного гармонично сочетать личные интересы с общественными потребностями.
Гражданское воспитание осуществляется не в рамках всех социальных институтов общества, но преимущественно — в рамках его воспитательных систем. Сегодня существует настоятельная необходимость решать проблему гражданского воспитания студентов системно, комплексно, в адекватных новым требованиям формах и новыми средствами. Главной задачей гражданского воспитания студентов в условиях современной России является формирование гражданственности, гражданского самосознания и гражданской позиции, что проявляется в сопричастности к общим делам государства, ощущении себя гражданином данного общества, включенным в его дела и проблемы как осознанного участия, выраженного в поступках по внесению социально-значимого вклада в его развитие.
Система высшего образования в современных условиях, охватывая своим воздействием основную часть молодежи, обладает практически неограниченными потенциальными возможностями влиять на воспитание истинного гражданина своего Отечества. Гражданина, имеющего право на собственное знание, воление, благо, в единстве с обязанностями перед целым, то есть перед обществом и государством. Он становится таковым в силу и по мере своего гражданского самоосознания, постижения духа своего народа и подчинения своего узко личного интереса общественным интересам.
Библиографический список
1. Высшее образование для XXI века: Научная конференция, Москва, 22-24 апреля 2000 г. Доклады и материалы / Отв. ред. И.М. Ильинский, М.: Изд-во Моск-го гум-го ун-та, 2005.
2. Глазьев С. Геноцид. М.: Терра, 1998.
3. Гражданское воспитание в вузе / Под ред. Копылова И.Я. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998.
4. Карлов Н.В., Кудрявцев Н.Н. К истории элитного инженерного образования // Вестник РАН. 2000. Т. 70. № 7. С. 579-588.
5. Кучер И.В. Социокультурные факторы эффективности высшего технического образования. Дисс. на соискание ученой степени канд. социологических наук. Тюмень, 2002.
6. Паршев М. Почему Россия не Америка. М.: Форум, 2000.
7. Платное образование. 2005. № 7-8.
8. Пузиков В.Г. Методологические принципы модернизации высшего технического образования. Дисс. на соискание ученой степени доктора филос. наук. Новосибирск, 1997.
9. Путин В.В. Проблема номер один — качество образования // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 3-4.
10. Российский статистический ежегодник 2005 г. Стат. сб-к / Росстат. М., 2006.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер. 2007.
12. Соединенные Штаты Америки. Энциклопедический справочник. М.: ИПЛ, 1998. С. 395-396.
13. Турченко В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания. Барнаул-Новосибирск: Изд-во «Азбука», 2004.
14. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. Пер. с анг. М.: Прогресс, 1990. С. 439-459.
15. Френе С. Избранные педагогические сочинения. Пер. с фр. / Сост. Б.Л. Вульфенсон. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003.
16. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 565.
ЖИГАДЛО Александр Петрович, кандидат технических наук, доцент, зав. кафедрой инженерной педагогики, декан факультета автомобильного транспорта.
ПУЗИКОВ Владимир Георгиевич, доктор философских наук, профессор кафедры инженерной педагогики.
Дата поступления статьи в редакцию 20.11.2007 г. © Жигадло А.П., Пузиков В.Г.
Книжная полка
ББК 72
Офицеров, В. В. История науки и техники [Текст]: конспект лекций / В. В. Офицеров; ОмГТУ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. - 54 с.
Конспект лекций рассматривает основные этапы развития научного и технического становления нашей цивилизации. Интервал обзора основных научно-технических достижений ограничен XVI-XXI вв. Изложенный материал призван способствовать развитию понимания того бесценного вклада в развитие науки и техники, который оставили светлые умы XVI-XIX вв. для прогресса и достижений науки 21-го столетия. Предназначен для студентов специальности 070601 "Дизайн", 032401 "Реклама» очной, заочной и дистанционной формы обучения. Может быть полезен студентам других специальностей, изучающих вопросы научно-технического развития современной цивилизации.
ББК 74.58
Инюточкина, Е. В. Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий [Текст]: учеб.-метод. пособие для преподавателей / Е. В. Инюточкина, В. Б. Лузгина; ОмГТУ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - 55 с.
Рассмотрены основы учебного процесса с использованием кейсов и системы дистанционного обучения «Прометей»: общие сведения о системе, электрическое тестирование, виды тестовых заданий. Особое внимание уделено вопросу проведения процедуры электронного тестирования для студентов очной и заочной форм обучения, проверка результатов тестирования. Даны общие рекомендации по дистанционному обучению. Пособие рекомендовано преподавателям, использующим дистанционные образовательные технологии в обучении студентов.
ББК 74.58
Чернявский, Д. И. Менеджмент контроля знаний студентов в высшем учебном заведении [Текст]: монография / Чернявский Д. И.; ОмГТУ. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. - 77 с.: табл. - Библиогр.: с. 70. - ISBN 5-8149-0511-5.
В монографии рассматриваются технические, математические, управленческие и психологические аспекты проведения тестирования студентов при промежуточном и итоговом контроле их знаний. Даются рекомендации по использованию научных принципов и методов разработки методов автоматизированного контроля знаний студентов. Пособие предназначено студентам очной, очно-заочной, заочной и дистанционной форм обучения, а также аспирантам, преподавателям вузов и другим практическим работникам образования.
По вопросам приобретения: (3812) 65-23-69 E-mail: [email protected]