Научная статья на тему 'Об основных направлениях содержания гражданско-патриотического воспитания студентов, обучающихся на специальностях оборонного направления технического университета'

Об основных направлениях содержания гражданско-патриотического воспитания студентов, обучающихся на специальностях оборонного направления технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устинова Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об основных направлениях содержания гражданско-патриотического воспитания студентов, обучающихся на специальностях оборонного направления технического университета»

УДК 378.02

Об основных направлениях содержания гражданско-патриотического воспитания студентов, обучающихся

на специальностях оборонного направления технического

университета Устинова Н.П.1

Проблема гражданско-патриотического воспитания современной молодежи наиболее актуальна в настоящее время. Значительная часть молодого поколения ставит главным приоритетом в своей жизни личный успех, карьеру, деньги, и поэтому многие ищут оправдания своих мыслей, желаний, поступков. Отсутствие ясности в жизненных ориентирах, стремление к «красивой жизни» по западным образцам приводит в итоге к оттоку талантливой молодежи за границу, нежеланию ее участвовать в экономическом возрождении России, утрате патриотического сознания - всё это угрожает национальной безопасности страны

[1]. Именно поэтому особую актуальность приобретает вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения.

Формирование патриотического сознания и чувств, воспитание личности гражданина и патриота Родины, способного встать на защиту Родины и государственных интересов отечества, внести свой вклад в развитие страны, является приоритетной задачей педагогической науки

[2]. И важная роль в решении этого вопроса принадлежит высшим учебным заведениям.

Процесс гражданско-патриотического воспитания в вузах инженерного профиля, как было отмечено А.Г. Горельцевым, Т.В. Козловской и др., имеет ряд особенностей, главная из которых состоит в том, что сформированные в будущем инженере качества гражданина и патриота, должны стать основой продуктивности его профессиональной деятельности, направленной на возрождение технической мощи России как великой державы.

От сформированности гражданско-патриотических качеств выпускников технических вузов в значительной мере зависит эффективность научно-технического прогресса в нашем государстве. Студенты технических вузов - будущая промышленная элита страны, от которой в ближайшем будущем будет зависеть не только экономическое благополучие государства, но и политический статус страны на мировой арене [3; 4].

1 ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова», г. Ижевск. Россия.

Что касается содержания гражданско - патриотического воспитания студентов, обучающихся на оборонных специальностях технического университета, то одной из основных особенностей данного направления воспитания является формирование у них чувства любви и уважения к будущей профессии инженера оборонной отрасли и желания, потребности будущего инженера, реализовать полученные профессиональные знания на благо развития оборонно-промышленного комплекса России.

Годы перестройки и постперестроечного времени сказались не лучшим образом на состоянии оборонно-промышленной отрасли России, в связи с чем, сократилось число студентов, желающих получить профессию инженера. На современных оборонных предприятиях отсутствует специалисты среднего звена. И вся ответственность по развитию современных предприятий ложится на плечи сегодняшних выпускников технических университетов, специальностей оборонного направления.

Стоит заметить, что дефицит инженерных кадров для оборонной промышленности является следствием несовершенства существующей системы гражданско-патриотического воспитания в технических университетах, ведущих подготовку кадров для оборонно-промышленного комплекса России.

С учетом этой особенности, нами были предложены основные направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию студентов технического университета оборонных специальностей, которые были систематизированы по двум уровням.

Первый - основной (базовый) уровень. В основной уровень гражданско-патриотического воспитания студентов входят четыре направления. Это краеведческое направление, представленное мероприятиями, связанными с историей родного края.

В историко-мемориальное направление вошли мероприятия, направленные на изучение истории и традиций вуза, факультета, а также мероприятия, посвященные Победе в Великой Отечественной Войне и различным историческим событиям России.

Межэтническое направление представлено межэтническим фестивалем «Лига наций ИжГТУ» (знакомство в форме личного участия с традициями народов, представители которых обучаются в ИжГТУ им. М.Т. Калашникова).

Литературно-музыкальное направление (программа «По ступеням музыкальной лестницы», поэтический клуб «Прикосновение» и др).

Мероприятия базового уровня, в основном, направлены на воспитание духовно-нравственных качеств личности, что играет главную роль в воспитании гражданина и патриота. Понятия «патриот» и «пат-

риотизм» связаны с чувством человека, с возможностью ощущать, переживать, в основном с чувством любви, уважения и гордости.

Воспитание у студенческой молодежи любви к Родине происходит через воспитание любви к родному краю (путем изучения его истории и традиций), через изучение истории вуза и своего факультета, через изучение героических страниц прошлого России, через принятие и уважительное отношение к традициям других народов, через знакомство с литературными произведениями выдающихся советских и российских авторов, через знакомство с основными направлениями в мире музыки.

Только переживание может стать источником собственного мировоззрения и от пережитого формируется гармонически развитая личность, способная любить и уважать свою Родину быть активным участником и организатором общественных и экономических процессов в России.

Следующий уровень - вариативный. Мероприятия второго уровня учитывают конкретные особенности образовательного учреждения и специальности, на которой обучаются студенты, в частном случае студенты специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие». К основным направлениям базового уровня добавляется профессионально-ориентированное направление, направление, ориентированное на гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи на основе традиций отечественных оружейников. Его содержание представлено инновационно-гуманитарной программой «Город оружейников», межрегиональной программой «Города мастеров» и работой студенческого союза оборонных специальностей ИжГТУ имени М.Т. Калашникова «Чистое небо».

Выделенные особенности технического университета, готовящего кадры для оборонной промышленности, в частности инженеров оружейной отрасли, позволили разработать содержание вариативного уровня гражданско-патриотического воспитания студентов на основе традиций отечественных оружейников.

Воспитание высококлассных специалистов оборонной отрасли, любящих и уважающих свое Отечество и желающих проявить полученные профессиональные знания, умения и навыки в развитии оборонно-промышленного комплекса России - главная задача технического университета.

Использование традиций отечественной оружейной школы и инноваций оборонной отрасли послужило основой программ, составивших содержание профессионально-ориентированного направления вариативного уровня гражданско-патриотического воспитания студентов.

Раскрытие содержания основных направлений гражданско-патриотического воспитания позволяет сделать вывод, что каждое из направлений, решая отдельные задачи, направлено на формирование

личности гражданина и патриота, способного любить и уважать свою Родину, и стремления к реализации своих профессиональных возможностей в деятельности на благо Отечества.

Библиографический указатель

1. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: Дис. к.п.н. Москва, 2008. 162 с.

2. Джандаров Д.З. Патриотическое воспитание студентов средствами военно-прикладных упражнений: Дис. к.п.н. Махачкала, 2011. 178 с.

3. Горельцев А.Г. Гражданско-патриотическое воспитание студентов в государственном техническом вузе: Автореф. дис. к.п.н. СПб. 2007. 22 с.

4. Козловская Т.В. Духовная ориентация гражданско-

патриотического воспитания в техническом вузе: Автореф. дис. к.п.н. Ростов-на-Дону, 2009. 25 с.

Об авторе:

Устинова Наталья Павловна, вед. инженер кафедры «Стрелковое оружие», соискатель, ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова».

E-mail: usti-natalya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.