Научная статья на тему 'Гражданское общество в мотивации благотворительной деятельности населения'

Гражданское общество в мотивации благотворительной деятельности населения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
612
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОТИВЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / MOTIVES OF CHARITY / CIVIL SOCIETY / STATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пешкова Наталья Николаевна

Статья основана на результатах социологических исследований, проведенных в г. Тюмени в 2007 и 2012 гг. Показаны особенности воздействия гражданского общества на мотивы благотворительности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is based on results of sociological researches which have been carried out in Tyumen in 2007 and 2012. Features of the influence of civil society on motivation of population`s charity are shown.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество в мотивации благотворительной деятельности населения»

Наталья ПЕШКОВА

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В МОТИВАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Статья основана на результатах социологических исследований, проведенных в г. Тюмени в 2007и 2012 гг. Показаны особенности воздействия гражданского общества на мотивы благотворительности населения.

The article is based on results of sociological researches which have been carried out in Tyumen in 2007 and 2012. Features of the influence of civil society on motivation of population 's charity are shown.

Ключевые слова:

мотивы благотворительности, гражданское общество, государство; motives of charity, civil society, state.

Гражданское общество в России формируется противоречиво. На него влияет ряд ограничений социокультурного характера, связанных с кризисным состоянием экономики и уровнем жизни. Существуют ограничения, которые можно определить как «институциональные ловушки» для гражданского общества. Есть ограничения, которые заданы ценностными ориентациями насе -ления и их установками на социальный активизм или иммобиль -ность. Благотворительность во многом определяется тем, какие «образы идентичности будут доминировать в массовом сознании... Представления людей о самих себе, собственном месте в мире и о “других” непосредственно влияют на формирование политической и социокультурной ориентации» населения1.

Концепция современной благотворительной деятельности опи -рается на следующие основные положения:

— становление благотворительности как составляющей в жизни общества;

— ориентация и направление деятельности на интересы и потреб -ности местного сообщества;

— использование людских ресурсов (развитие добровольчества);

— перераспределение материальных ресурсов;

— содействие развитию потенциала самопомощи и собственной инициативы граждан как альтернативы социальному иждивенче ству;

— поддержка благотворительности со стороны государства.

Отношение к благотворительности в настоящее время неодно -

значно, а зачастую и полярно. Позитивное отношение основыва -ется на том, что благотворительная деятельность — это поддержка нуждающихся людей в трудную минуту, что зачастую не способны сделать государство и власть2. Благотворительность развивает куль -туру, поддерживая художников и артистов, строительство музеев; делает доступным массовый спорт для населения; способствует развитию добровольческих инициатив, формированию активной гражданской позиции и вовлечению граждан в реализацию обще -ПЕШКОВА ственно значимых проектов. Благотворительность является одной

Наталья из основ деятельности некоммерческих организаций, некоммерче -

Николаевна - ского сектора экономики. Все это, несомненно, позитивно.

к.соц.н., доцент Негативное отношение основывается на мнении, что благотво -

кафедры экономики товарных рынков ТюмГНГУ [email protected]

1 Горшков М.К. Российская идентичность в контексте западноевропейской культуры // Власть, 2013, № 1, с. 10.

2 Михальченко М. Л. и др. Бизнес для благотворительности и благотворитель -ность для бизнеса. — Благовещенск: Зея, 2001, с. 10.

рительность не приносит никакого блага обществу, т.к. воздействует не на причины социальных проблем, а на их следствия. Сама по себе она оскорбительна для чело -веческого достоинства, т.к. принуждает одного человека зависеть от другого; она развращает и того, кто оказывает помощь, и того, кто ее получает.

По заказу Благотворительного фонда развития г. Тюмени проводилось исследо -вание «Мотивы благотворительной дея -тельности населения», которое проходило в 2 этапа — в марте 2007 г. и в феврале-декабре 2012 г. Сбор информации прово -дился при помощи анкетирования и ана лиза статистических материалов, касаю щихся организации благотворительных мероприятий в городе.

Структура генеральной совокупно сти представлена взрослым населением г. Тюмени1. В городе проживает 44,9% мужчин и 55,1% женщин. Соотношение по возрастным группам составлено с уче том квотной выборки данного опроса: 18-24 года - 21,3%, 25-29 лет - 11%, 30-39 лет - 17,8%, 40-49 лет - 20,2%, 50-59 лет - 14,6%, 60 лет и старше -15,1%. Репрезентативность выборки обу -словлена статистическими данными по возрастным группам населения (пропор -ционально численности взрослого населе ния Тюмени), социальный статус респон -дентов учитывался как вспомогательный фактор.

На данные исследования значитель -ное влияние оказал глобальный эконо мический кризис 2008-2009 гг., который серьезно изменил мотивацию благотвори тельности в обществе.

Изучение мотивации людей очень важно для формирования гражданского обще -ства и повышения активности населения в сфере благотворительности. В граждан ском обществе народ и власть находятся в отношениях субъект - субъектной реф -лексии. Рефлексивные отношения регу лируются внутренним образом - через саморегуляцию путем развития самосо знания и активности граждан и внеш ним образом - через гражданские инсти туты, неправительственные организации, индивидуальную активность граждан. Западноевропейская традиция граждан -ского общества - это рефлексия на основе

1 Данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области: 2006, 2011 гг.

права и закона. Российская традиция вос ходит к византийской правовой традиции: ожидание оглашения справедливых зако нов от власти, принятие решений не ком -петентным, а численным большинством и т.д. С развитием гражданского общества в России взаимовлияние власти и моти -вации населения в вопросах благотвори тельности ослабевает, при возникнове -нии сложных жизненных ситуаций люди в большей мере начинают рассчитывать на себя, на общественные организации и окружающих людей.

Респондентам были предложены раз личные мотивы для участия в благотвори тельной деятельности:

1) «мое воспитание подталкивает меня к участию в благотворительной деятельно сти» (мотив воспитания);

2) «мои религиозные убеждения спо собствуют оказанию благотворительной помощи» (религиозный мотив);

3) «мне это необходимо для подтвержде -ния определенного статуса» (мотив при -знания);

4) «я ожидаю получения определенной выгоды от участия в благотворительной деятельности» (мотив выгоды);

5) «я принципиально не приемлю благо творительность как способ решения соци альных проблем» (мотив протеста);

6) «я получаю моральное удовлетворе ние от участия в благотворительности» (мотив самореализации);

7) «я считаю, что благотворительная деятельность снижает уровень агрессии в обществе» (мотив безопасности).

Ведущими мотивами благотворитель ной деятельности, по мнению респонден тов, выступают: самореализация (2007 г.

- 67%; 2012 г. - 44%), безопасность (62% и 44%), воспитание (48% и 64%) и религи -озный мотив (26% и 43% соответственно). В 2007 г. определяющими мотивами благо творительности были мотив самореализа ции и безопасности, чему способствовала стабильная экономическая ситуация в стране. Большинство тюменских предпри -ятий имели свободные средства, которые направлялись на повышение собствен -ного имиджа и сглаживание противоречий в обществе. После событий 2008-2009 гг. население существенно изменило мотива цию в благотворительности, на сегодняш ний момент ведущими для людей стали мотивы воспитания и религии.

Большую степень несогласия респон

денты выразили с утверждением, что мотивом, подталкивающим к благотвори тельной деятельности, является получе ние выгоды (2007 г. - 84%; 2012 г. - 71%), протест (71% и 60%) и подтверждение собственного статуса (79% и 61% соответ -ственно).

В Тюменской обл. местная власть моти вирует население к благотворительной деятельности. В настоящий момент при мером эффективно действующего проекта может служить благотворительная про грамма при информационной поддержке губернатора Тюменской обл. «Расширяя горизонты». Целью программы является повышение уровня компьютерной гра -мотности населения и доступности сети Интернет. В программе уже приняли уча стие свыше 50 тыс. чел., но потенциал программы еще до конца не исчерпан.

На данный момент она трансформи рована для обучения медицинского пер сонала, что позволит облегчить доступ к медицинским услугам всему населению области. На территории Тюменской обл. на базе библиотек в городах и поселках созданы коллективные пункты бесплат ного доступа к Интернету. Правительство ведет переговоры с операторами связи для снижения цен на услуги Интернета для того, чтобы жители региона могли подключаться к всемирной паутине, не выходя из дома. Программа «Расширяя горизонты» собрала большое число поло жительных отзывов от жителей области.

Развитию гражданского общества в Тюменской обл. способствуют различ ные благотворительные фонды, которые аккумулируют средства бизнеса и направ ляют их на решение социальных проблем. Так, Благотворительный фонд развития г. Тюмени проводит мастер - классы в цикле «Цели развития тысячелетия» для участ ников конкурса поддержки молодежных инициатив. На средства благотворитель ной программы «Мы - молодые» реализу ется проект «Городок». Разработан макет горки «Дружба», предполагается постро -ить небольшую театральную площадку, которая будет задействована в различных уличных мероприятиях круглый год1.

1 Михеева Н.Н. Благотворительный фонд в городской агломерации Тюмени // Городские агломерации Урала: тенденции, проблемы и приоритеты развития. Всероссийская научно практическая конференция. - Екатеринбург: УрАГС, 2010, с. 130-131.

Гендерный анализ проведенного в 2007 г. исследования показал, что как для муж чин, так и для женщин наиболее важны мотивы признания и выгоды. Мужчины в целом лояльнее относились к благотво рительным мероприятиям, чем женщины (29,2% против 17,6%). При оказании бла -готворительной помощи мужчины в боль шей степени руководствовались мотивами безопасности (27% женщин против 35% мужской аудитории), а женщины - вос питанием (26% женщин против 22% муж чин). Заметим, что социальный статус респондентов в 2007 г. практически не влиял на отношение к благотворительно сти.

В 2012 г. ведущим мотивом благотво рительности у мужчин выступает рели гиозный мотив (20%), а у женщин на 1 е место выходят мотивы самореализации и безопасности (27%). После кризиса жен щины в большей мере стали заниматься частным бизнесом, который в свою оче редь является наиболее активным аген том благотворительности. Женщины не отделяют спонсорскую деятельность предприятия от своих личных затрат. Они чувствуют, что для регионального бизнеса важно положительное позиционирова ние. Благотворительность способствует достижению данных целей в обществе. В связи с этим ведущими мотивами благо творительности для женщин выступают самореализация и безопасность.

Мужчины в целом в меньшей мере зани маются благотворительнойдеятельностью. Для этого у них должен быть какой то весомый аргумент, и чаще всего это пред писания той или иной религии. Заметим, что исследование 2012 г. выявило влия ние социального статуса на мотивацию к оказанию благотворительной помощи. У руководителей высшего и среднего звена и предпринимателей ведущими мотивами выступают воспитание, самореализация и религия.

Под патронажем религиозных органи заций люди становятся более милосерд ными и охотнее помогают нуждающимся. Вообще в плане развития благотвори-тельности вера может играть в обществе большую роль, чем государство. Религия способна нивелировать противоречия между поколениями, сглаживать различные конфликты, способствовать идее социального согласия.

Согласно законодательству Российской

Федерации человек, жертвующий сред -ства религиозным организациям, может на эту сумму получать налоговые вычеты. Конфессии в свою очередь могут эти сред -ства направить на благотворительные цели.

Рабочие, работающие студенты, служащие и специалисты с высшим обра зованием назвали в качестве основных мотивов благотворительной деятельности воспитание, самореализацию и безопас ность. К занятию благотворительностью их зачастую подталкивает корпоративная культура оказания благотворительной помощи и возможность продвинуться по карьерной лестнице.

Деятельность государственной вла -сти, органов местного самоуправления, общественно политических организа ций и партий в области благотворитель ности заключается в формировании нормативно правовой основы механизма реализации благотворительной деятельно сти в административно территориальном субъекте. Управленческие структуры региона формируют концепцию осущест вления благотворительности на террито рии, выявляют основные приоритеты для ее реализации. Они являются связующим звеном между различными социальными агентами благотворительности.

В социальном пространстве России по степенно идет процесс изменения функ ций благотворительности, снижается бес системный поток первичной материаль ной помощи нуждающимся и возрастает роль благотворительности, направлен ной на повышение творческой и деловой активности различных слоев населения (особенно молодежи). Функции благо

творительности, связанные с задачами снижения социальной напряженности в обществе, становятся все более важными в российском обществе.

Данные исследования 2007 г. свидетель ствовали, что население в большей мере доверяло государственным структурам и считало, что регулировать процессы бла готворительности в обществе должно го сударство. 91% опрошенных считали, что помощь государства нужна пенсионерам, 90% - инвалидам, 87% - детям сиротам и ветеранам, 86% - участникам боевых дей ствий, 85% - детям инвалидам и 82% -жертвам чрезвычайных ситуаций. В 2012 г. люди в меньшей мере стали надеяться на помощь государства. Респонденты отметили, что государство должно помо гать участникам боевых действий (75%), инвалидам (74%), пенсионерам (71%), детям инвалидам, жертвам чрезвычайных ситуаций (65%), ветеранам (64%) и детям сиротам (62%). Результаты опроса пока зали, что люди стали рассчитывать на себя и в большей мере доверять благотвори -тельным и общественным организациям. Это говорит о наметившейся тенденции к повышению активности гражданского общества.

В целом, результаты двух социологиче ских исследований позволяют переосмыс лить влияние гражданского общества на мотивацию населения к благотворитель ной деятельности. Вектор мотивации населения сдвигается от самореализации и безопасности к воспитанию и религи озному мотиву. Люди стали меньше наде -яться на государство и власть и больше рассчитывать на себя и общественные благотворительные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.