Научная статья на тему 'Власть и церковь в 1943-1950 гг. : проблема церковной патриотической благотворительности (на материалах Нижней Волги и Дона)'

Власть и церковь в 1943-1950 гг. : проблема церковной патриотической благотворительности (на материалах Нижней Волги и Дона) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
343
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЦЕРКОВНАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ЦЕРКОВЬ / SOVIET STATE AND RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / CHURCH PATRIOTIC CHARITY / LOCAL AUTHORITIES AND CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Редькина Ольга Юрьевна, Мордвинов Сергей Валерьевич

В статье дается характеристика основных направлений церковной патриотической благотворительности в годы Великой Отечественной войны и в восстановительный период. Показана специфика отношения властей центрального и регионального уровня к церковной патриотической благотворительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristic of the basic trends of the Church patriotic charity during the Great Patriotic War and the reconstruction period. The specificity of the relation of central and regional authorities to the church patriotic charity is shown.

Текст научной работы на тему «Власть и церковь в 1943-1950 гг. : проблема церковной патриотической благотворительности (на материалах Нижней Волги и Дона)»

Отечественный опыт

Ольга РЕДЬКИНА, Сергей МОРДВИНОВ

ВЛАСТЬ И ЦЕРКОВЬ В 1943-1950 гг.: ПРОБЛЕМА ЦЕРКОВНОЙ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ (на материалах Нижней Волги и Дона)

В статье дается характеристика основных направлений церковной патриотической благотворительности в годы Великой Отечественной войны и в восстановительный период. Показана специфика отношения властей центрального и регионального уровня к церковной патриотической благотворительности.

The characteristic of the basic trends of the church patriotic charity during the Great Patriotic War and the reconstruction period is given in the article. The specificity of the relation of central and regional authorities to the church patriotic charity is shown.

Ключевые слова:

Советское государство и Русская православная церковь, церковная патриотическая благотворительность, местные органы власти и церковь; Soviet state and Russian Orthodox Church, church patriotic charity, local authorities and church.

РЕДЬКИНА Ольга Юрьевна — д.и.н., профессор; декан факультета философии, истории, международных отношений и социальных технологий ВолГУ [email protected]

МОРДВИНОВ

Сергей

Валерьевич — ведущий научный сотрудник отдела поисковой работы Государственного историкомемориального музея-заповедника «Сталинградская битва»

[email protected]

В годы Великой Отечественной войны произошел перелом в отношениях православной церкви и советского государства, началось постепенное возрождение церковных структур, упро -чение положения православия в социокультурной жизни общества. Одной из важнейших причин коренного поворота государственно -церковной политики в СССР явилось осознание высшими эше -лонами власти необходимости сплочения советского общества перед лицом внешней угрозы. С призывами о защите Отечества с первых дней войны выступал Местоблюститель Патриаршего пре -стола митрополит Сергий (Страгородский), многие православные иерархи1. Откликом стала широкая церковная благотворительность на патриотические цели, свидетельствовавшая о стремлении духо венства и верующих внести весомую лепту в победу над фашизмом.

Вопрос о масштабах и основных мероприятиях церковной патри -отической благотворительности неоднократно рассматривался в научной литературе2. Однако до настоящего времени освещение систематической патриотической работы Сталинградской епархии, определение ее основных направлений в 1943—1950 гг., отношение к ней местных властей не становились предметом научного анализа.

«Новый курс» государственно - церковной политики в отдель -ных краях и областях РСФСР развивался разными темпами. Для Нижней Волги Сталинградскую битву можно считать точкой отсчета возврата утраченных позиций церкви в социокультурной жизни региона, т.к. в ходе нее начинается открытие православ -ных храмов, разворачивается церковная патриотическая благо творительность в Сталинградской епархии, входившей в состав Саратовской (сентябрь 1943 — июль 1944 г.) и Астраханской (июль

1944 — июль 1959 гг.) епархий.

На 22 июня 1941 г. в Саратове, Астрахани, Сталинграде не было ни одного действующего православного храма. В октябре 1942 г., когда шли кровопролитные бои под Сталинградом, власти открыли

1 Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. — М., 1943.

2 Одинцов М.И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. 1941—1945 гг. — М., 1995; Васильева О.Ю. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943— 1948 гг. - М. : Издательский центр ИРИ РАН, 2001, и др.

Свято - Троицкий собор. В октябре 1942 г. Саратовскую епархию возглавил архие -пископ Григорий (Чуков), которому при -шлось временно управлять Астраханской (до конца 1943 г.), а с 8 июля 1943 г. — и Сталинградской епархиями.

В первой же проповеди настоятель Свято - Троицкого собора о. Борис (Вик), говоря о боях под Сталинградом, призвал верующих сплотиться воедино в борьбе против фашистов, показать свой истинно русский патриотизм как на фронте, так и в тылу. Прихожане уже 28 ноября 1942 г. сдали на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского 25 000 руб., 31 дека -бря 1942 г. — 100 000 руб., 15 января 1943 г.

— 125 000 руб. В 1943 г. собрано в фонд обороны 585 000 руб., в фонд помощи пострадавшим от немецких налетов жите лям Саратова — 100 000 руб., в фонд эва -куированных — 100 000 руб., на подарки для бойцов Красной армии — 85 000 руб., на помощь детским домам — 15 000 руб. В апреле 1943 г. верующие и духовенство Свято Троицкого собора г. Саратова при обрели за наличный расчет облигаций на сумму 250 000 руб. и внесли их в Фонд обо -роны страны1.

В 1943 г. в Сталинградской обл. власти разрешили деятельность 7 православных церквей и молитвенных домов. В фондах Саратовского епархиального архива залето

— осень 1943 г. сохранились документы о деятельности 6 приходов Сталинградской епархии. Документы свидетельствуют о крайне тяжелом материальном положе -нии приходов2. Несмотря на это, верую -щие Сталинградской обл. включились в церковную благотворительную работу. Всего в течение 1943 г. на нужды, связан -ные с войной, верующие и духовенство Саратовской и Сталинградской епархии внесли в Госбанк 2 338 776 руб.3 Верующие

1 Гришанина О.В. Информационный потенциал архивов Саратовской обл. в раскрытии темы «Саратовская епархия в годы Великой Отечественной войны» // Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны / под ред. О.В. Гришаниной. — Саратов : СП - Принт, 2009, с. 10, 14.

2 Краснощеков К. Открытие храмов в Саратовской епархии в годы Великой Отечественной войны (Сталинградская область) // Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны, с. 38—50.

3 Корреспонденция с мест. Помощь фрон ту. Из отчета Архиепископа Саратовского и Сталинградского за 1943 г. // Журнал Московской Патриархии (далее — ЖМП), 1944, № 4, с. 26.

Астрахани перечислили на строительство танковой колонны 501 500 руб.4

В 1943 г. перед праздником 26 - летия Советского государства митрополитом Николаем провозглашена новая общецер ковная инициатива — ознаменовать эту дату денежными взносами на нужды Родины. «Пусть жертва ваша будет соответствовать величию наступающего праздника», — при -зывал он5. С этого момента сборы средств на патриотические цели к 7 ноября стано -вятся ежегодной акцией РПЦ.

Масштабы церковной патриотической работы епархий Нижней Волги оставались значительными и в 1944 г. Всего сумма взносов и займа составила 1 600 309 руб.6 Дополнительные сведения содержатся в отчетном письме уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР (далее — СДРПЦ) по Сталинградской обл. С.Б. Косицына от 5 июля 1944 г. В нем сооб -щалось, что за весь период войны верующие и духовенство 16 приходов Сталинградской епархии собрали 284 144 руб.7

В июле 1944 г. 19 приходов Сталинград -ской обл. были включены в Астраханскую епархию, которую возглавлял архиепископ Филипп (Ставицкий). Он пытался центра -лизовать церковную благотворительность в епархии, требовал согласия уполномо -ченного СДРПЦ по Сталинградской обл. С.Б. Косицына на перевод всех собранных приходами средств в Астрахань, чтобы он мог телеграфировать об этом правитель -ству. Но уполномоченный не согласился с введением такой практики. Приходы должны были сдавать собранные средства в местные отделения Госбанка, а благо -чинный Сталинградских округов — предо -ставлять архиепископу сводную информа -цию о них8.

Осенью 1944 г. Сталинградский благо -чинный А.А. Князевский обратился с воз званием к верующим о сборе пожертво -ваний в фонд обороны к 27 й годовщине Октябрьской революции. В результате было собрано 126 387 руб. (из них 10 725

4 Николай, митрополит. Танковая колонна Русской православной церкви имени Дмитрия Донского // ЖМП, 1943, № 2, с. 30-39.

5 Православная церковь — Родине // ЖМП,

1944, № 1, с. 12.

6 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф. Р -6991, оп. 2, д. 17, л. 64—64(об).

7 ГАРФ, ф. Р- 6991, оп. 2, д. 17, л. 69—71.

8 Государственный архив Волгоградской области (ГАВО), ф. Р -6284, оп. 2, д. 2, л. 11.

— облигациями госзаймов) и на 1 841 руб. вещей и продуктов1. Более масштаб -ные сборы средств проходили в 3 прихо дах Астрахани и 4 приходах Саратовской епархии. Так, в Саратовской епархии на эскадрилью им. Александра Невского (10 самолетов) был собран 1 млн руб., на танковую колонну — 200 000 руб., детям и семьям фронтовиков — 450 000 руб., на военный заем — 500 000 руб. Всего —

2 310 000 руб.2

В октябре 1944 г. Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) был объявлен новый при -зыв — всецерковный сбор пожертвова ний в фонд помощи детям и семьям бой цов Красной армии. Патриархия сразу же внесла 1 млн руб. Новое направление цер ковной патриотической благотворительно сти было одобрено И.В. Сталиным3. В ответ на этот призыв верующие Саратовской епархии собрали в декабре 1944 — январе

1945 г. свыше 1 млн руб.4 Архиепископ Астраханский и Сталинградский Филипп в поздравительной телеграмме И.В. Сталину по случаю 27 й годовщины Советского го сударства заявлял, что верующие и духо -венство Астрахани заняли одно из первых мест после Москвы и Ленинграда по сбору средств в помощь семьям и детям воинов Красной армии, собрав 2 191 377 руб. В ответ И.В. Сталин направил благодарствен -ные телеграммы архиепископу Филиппу5.

Объемы церковной патриотической бла -готворительности в 1944 г. в Сталинградской епархии выросли по сравнению с 1943 г., но были несравнимо меньше, чем в Саратовской епархии и г. Астрахани. Представляется, что основными причи нами такой ситуации были бедственное положение приходов Сталинградской обл., частое отсутствие в них духовенства, слож ные отношения с епархиальным управ лением в Астрахани. В 1945 г. проблемы в организации патриотической церковной благотворительности в Сталинградской обл. сохранились. В первом полугодии точ ный учет собранных средств не велся из за отсутствия благочинного в Сталинградской

1 ГАВО, ф. Р -6284, оп. 2, д. 4, л. 4.

2 ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 1, д. 12, л. 23.

3 Телеграмма И.В. Сталина Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Алексию // ЖМП, 1944, № 10, с. 4.

4 ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 1, д. 12, л. 23.

5 ГАРФ, ф. Р-6991, оп. 1, д. 12, л. 28, 31, 32.

епархии до 15 июня 1945 г. По неполным данным (только от 16 приходов) в июле — октябре 1945 г. собрано на патриотические цели 189 334 руб. (в фонд обороны — 47 968 руб.; в фонд сирот — 86 854 руб., на госпи -тали — 2 779 руб., облигации военного займа — 51 733 руб.)6.

По подсчетам авторов, верующими Астраханской обл. с января по май 1945 г. было собрано 300 000 руб. семьям фронто виков, 50 000 руб. — на подарки раненым бойцам в госпиталях Астрахани. К первому мая 1945 г. было приобретено облигаций IV государственного военного займа на 150 000 руб., которые были внесены в фонд обороны страны7. Масштабы благотво -рительных пожертвований в Саратовской обл. были гораздо выше. За первое полуго -дие 1945 г. 5 церквей Саратовской епархии собрали на патриотические цели 3 313 000 руб. За активную патриотическую деятель ность настоятель кафедрального собора г. Саратова Д.И. Жог получил 5 благодар -ственных телеграмм от И.В. Сталина8.

С окончанием Великой Отечественной войны изменяются цели патриотической работы. В программной статье архиепи скопа Фотия были названы пять основ ных направлений патриотической работы церкви: помощь сиротам, детям и семьям воинов Красной армии; забота о раненых воинах; призыв верующих к самоотвер -женному труду на пользу Родины; про -поведь и утверждение в обществе идеи о помощи Божией, дарованной России во время Великой Отечественной войны9.

По указанию архиепископа Филиппа в епархии проходил сбор пожертвований к 28- й годовщине Октябрьской рево -люции. В отчетах уполномоченного по Сталинградской обл. есть сведения о сум мах только по 14 приходам (из 25 действо вавших). Было собрано 203 447 руб.10

Повышение уровня церковной благо творительности в Сталинградской епар хии произошло в 1946 г. По подсчетам авторов, за 1946 г. на патриотические цели было собрано 722 433 руб. При этом приоритетным направлением можно счи

6 ГАВО, ф. Р -6284, оп. 2, д. 4, л. 31(об), 33.

7 ГАРФ, ф. Р- 6991, оп. 1, д. 38, л. 2(об) — 3.

8 ГАРФ, ф. Р- 6991, оп. 1, д. 36, л. 38; д. 37, 30.

9 Архиепископ Фотий. О церковнопатриотической работе духовенства и верующих в послевоенное, мирное время // ЖМП, № 10,

1945, с. 35.

10 ГАВО, ф. Р—6284, оп. 2. д. 6, л. 2(об).

тать помощь сиротам, инвалидам, семьям бойцов Красной армии (374 783 руб.). На государственный заем восстановления и развития народного хозяйства было сдано приходами 347 650 руб.1

Увеличение сборов верующими было вызвано, на наш взгляд, влиянием патри отических проповедей духовенства и его личным примером в деле церковной бла готворительности. 9 мая 1946 г. архие -пископ Филипп совершил торжествен ное богослужение в Казанской церкви г. Сталинграда: в присутствии 5 тыс. веру ющих произнес проповедь, в которой при зывал их любить Родину, всеми мерами помогать ей залечивать раны, нанесенные войной. Настоятели церквей в сл. Рудня, р.п. Елань, п. Красная Слобода также выступали на богослужениях с патриоти ческими призывами.

Однако первое место в регионе в деле церковной благотворительности занимала все же Саратовская епархия, где только к 29 й годовщине Октябрьской револю ции было внесено в Госбанк 570 000 руб. в фонд помощи инвалидам и осиротевшим семьям бойцов Красной армии2.

Церковная патриотическая благотвори -тельность в Астраханской и Сталинградской епархии была высоко оценена обществом и государством. 27 сентября 1946 г. были вру чены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» архие -пископу Астраханскому и Сталинградскому Филиппу, духовенству Астраханской области — протоиереям В.В. Смирнову, П.И. Нечаеву, Д.Д. Залесскому, священ нику К.И. Просолову, протодиакону П.П. Морковкину3.

В отчетах уполномоченного С.Б. Коси цына за 1946—1947 гг. содержатся неодно кратные упоминания о росте религиоз ности населения области, связанном с оказанием приходами помощи сиротам и инвалидам; о стремлении обществен ных организаций получить материальную помощь церкви. Сельские и городские органы власти зачастую считали патрио -тическую благотворительность делом обя зательным, а не добровольным, требовали участия приходов в решении хозяйствен

1 ГАВО, ф. Р—6284, оп. 2, д. 6, л. 13, 31, 33, 52, 80.

2 Из Саратовской епархии // ЖМП, 1946, № 11, с. 40.

3 ГАРФ, ф. Р -6991, оп. 2, д. 53, л. 89.

ных и иных проблем поселений (участия в озеленении кладбищ, в приобрете -нии предметов обстановки для государ -ственных учреждений и т.д.). Духовенство, как правило, с готовностью откликалось на эти просьбы4. Все это свидетельство вало о возросшем авторитете церкви, что не могло устраивать атеистическое госу дарство.

Под давлением СДРПЦ в начале 1947 г. архиепископ Филипп вынужден был издать указ о прекращении сборов средств на патриотические цели. Духовенство Сталинградской обл. восприняло указ как пренебрежение властей по отно -шению к патриотизму церкви. Правда, запрет касался только сборов на нужды малообеспеченных групп населения, но не сборов на государственные займы вос становления и развития народного хозяй ства в СССР В 1947—1950 гг. по приходам Сталинградской обл. на эти цели про водилась регулярная подписка. По рас -поряжению Московской патриархии в III квартале 1948 г. церкви Сталинградской епархии сдали в фонд государства принад лежавшие им облигации на сумму 453 975 руб. 5

Подводя итог, важно подчеркнуть, что церковная патриотическая благотвори тельность на Нижней Волге и Дону велась непрерывно и систематически: с осени 1942 г. — в Саратовской епархии, а с 1943 г. — в Сталинградской и Астраханской обл. Спектр направлений материальной помощи на нужды государства, армии и наиболее пострадавших от войны катего рий граждан был чрезвычайно широким; объемы собранных средств — значитель -ными. Саратовская епархия оставалась лидером в регионе в 1940 х гг. по сборам на патриотические цели, благодаря более налаженной церковной структуре, актив ному патриотическому настрою духовен ства. Государство, позитивно оценивав шее патриотическую работу церкви в годы войны, пересмотрело свое отношение к ней уже в 1947 г., ограничивая ее только участием в государственных займах 1946— 1950 -х гг., чтобы пресечь рост авторитета РПЦ в советском обществе.

4 ГАВО, ф. Р -6284, оп. 2, д. 6, Л. 11(об), д. 10, л. 37.

5 ГАВО, ф. Р-6284, оп. 2, д. 8, л. 61; д. 10, л. 88, 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.