УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
200
Гражданское общество, социальное государство и гендерное равенство в России
Кашина М. А.
Мощные политические потрясения, которые свергают в бездну старые режимы и дают жизнь новым, могут модифицировать понятия (и, таким образом, организацию) гендера в поисках новой легитимации.
А могут и не сделать этого;
старые представления о гендере также служат
для обоснования новых режимов.
Джоан Скотт1
Марина Александровна Кашина — кандидат философских, наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Северо-Западной академии государственной службы.
Равенство — явление, в чем-то сходное с линией горизонта, чем ближе к нему, тем оно дальше. Достигнув равенства в одном отношении, оказываешься неравным в другом. Абсолютного равенства людей нет и быть не может по той простой причине, что нет двух абсолютно одинаковых индивидуумов. Не может быть и абсолютного неравенства, по столь же простой причине, что любой человек — представитель общего рода homo sapiens.
Часто борьба с неравенством и движение в сторону большего социального равенства является девизом политиков, прежде всего социал-демокра-
1 СкоттДж. Гендер: полезная категория исторического анализа // Введение в гендерные исследования. Ч. 2. Хрестоматия / Под ред. С. В. Жеребкина. — Харьков - СПб: Алетейя, 2001. С. 429.
2/2005
тов. Речь идет не о равенстве тоталитарного государства, когда все и вся строится по единому образцу, и ценой равенства выступает потеря личной свободы и индивидуальности. Речь идет о равенстве как условии / следствии осуществления социальной справедливости.
Статья 1 «Всеобщей декларации прав человека» (1948) гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»2. В статье 2 этот тезис уточняется: «Каждый человек должен обладать всеми правами и всем свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»3. Этот документ был принят одним из первых, сразу после создания ООН, что говорит о его важности. В то же время, если понадобилось специально перечислять вопреки каким признакам люди должны быть равными в своих правах и свободах, значит именно в силу этих признаков они и оказываются неравными.
Джоан Скотт, современная американская исследовательница-историк из Принстона, подчеркивает, что в эпоху реформ (а Россия — как раз транзитив-
ное общество) возможен пересмотр гендерных представлений, ведущий к радикальному изменению гендерных отношений, их развитию в сторону эга-литарности, но не менее вероятно и усиление традиционных патриархатных представлений, которые консервируют асимметричность позиций гендерных групп, усиливают их неравенство.
Главная задача данной статьи — рассмотреть проблему равенства между полами (гендерными группами) на материале пореформенной России, проанализировать роль государства в проведении политики гендерного равенства4, показать взаимообусловленность процессов становления гражданского общества и достижения гендерного равенства, и тем самым разобраться, что происходит с представлениями о гендере в нашей стране.
Статья 19 Конституции РФ (1993 г.) гласит: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Россия (а до нее СССР) подписала и ратифицировала большинство международных документов, имеющих отношение к обеспечению прав женщин как особой группы и направленных на достижение гендерного равноправия. В их числе: Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), Конвенция
Международные документы по защите прав человека в социальной сфере: Сб. международных документов. — СПб.: Изд-во СЗАГС, 2002. С. 6.
Там же.
Надо сказать, что в применении терминологии есть определенные сложности. Наряду с использованием термина «гендерное равенство» в документах часто используется и термин «равноправие полов» (как равные права и равные возможности для мужчин и женщин). Но равноправие как понятие — это только официально признание равенства граждан, подданных перед государством, законом, судом. Равенство более широкая категория, потому что включает в себя не только ситуацию де-юре, но и де-факто, предполагает наличие равенства не только возможностей и условий, но и их результатов их осуществления в реальной жизни.
м к
О 5 ^ I О < м ес
р- о
м £т < < 2
201_
2/2005
2
3
4
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
202
№ 100 МОТ о равном вознаграждении мужчин и женщин за равный труд (1951) и другие. Официальная делегация РФ участвовала в работе IV Всемирной конференции ООН по положению женщин в Пекине (1995). Россия присоединилась к Пекинской декларации и Платформе действий, хотя и приняла из обозначенных в них двенадцати проблемных областей только пять. Это — соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека, участие женщин в принятии решений на всех уровнях, обеспечение равных условий на рынке труда, охрана здоровья женщин, искоренение насилия в отношении женщин5.
В развитие Пекинских соглашений в 1996 г. был принят первый «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года» и создана межведомственная комиссия при Правительстве РФ по данным вопросам.
В 2001 г Правительство РФ утвердило второй план на период 2001-2005 гг В плане пять разделов. Первый посвящен методическому и информационному обеспечению реализации мер, направленных на улучшение положения женщин. Второй — положению женщин на рынке труда, улучшению условий и охраны труда женщин. Третий раздел освещает вопросы охраны репродуктивного здоровья женщин-матерей.
Четвертый — развитие системы социального обслуживания женщин, прежде всего пострадавших от насилия. Завершает Национальный план действий раздел, в котором намечены меры по укреплению семейных отношений6. Не входя в детальное обсуждение содержания данного документа, можно отметить, что в нем нет специального раздела по усилению роли женщин в управлении, и в то же время половина документа посвящена семейным ролям женщин. Подходит к концу срок действия второго плана, но уверенности в том, что появится третий план, у специалистов нет. Задачи, поставленные в первых двух, не были полностью выполнены.
Тем не менее работа в данном направлении продолжается. В 2002 году Министерство труда и социального развития РФ7 приступило к разработке проекта гендерной стратегии России. В IV разделе этого документа обозначены основные направления гендерной политики в средне- и долгосрочной перспективе до 2015 года.
Цели и задачи данной политики сгруппированы по четырем направлениям: в области гендерно ориентированной социально-экономической политики, в области решения проблем здравоохранения, в области гендерно ориентированной информационной политики, в области образования и культуры8. Обращает на себя внимание, что задача
2/2005
Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. — М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 258.
Там же. С. 264-266.
После проведения административной реформы 2004 года было создано новое министерство под названием Министерство здравоохранения и социального развития РФ. В его рамках был образован Департамент медико-социальных проблем семьи, материнства и детства, которому передана реализация значительной части вопросов гендерной политики.
Гендерная стратегия Российской Федерации // Права женщин в России. 2004. № 1(16). С. 11-17.
повышения роли женщин в управлении в среднесрочной перспективе опять не ставится, и государство, по-видимому, заниматься этим специально не собирается.
В последнем разделе перспективных направлений гендерной политики по ее задачам в сфере образования и культуры есть небольшой намек на общественную (но не политическую) активность женщин. Шестнадцатая, последняя, задача формулируется следующим образом: «Поощрение деятельности общественных организаций, в том числе женских, в сфере культуры, самодеятельности, спорта, организации позитивного досуга, кружков, секционной работы для детей и подростков в качестве профилактики асоциальных явлений, особенно по месту жительства»9. Женские организации в очередной раз оказываются замкнутыми на проблемы семьи, а именно позитивного досуга детей и подростков. В сфере социально-экономической политики женским организациям предлагается включиться в общественное движение потребителей. Сразу вспоминаются привычные обязанности женщин по приобретению продуктов и товаров для своей семьи, воспитанию детей. Тем самым общественно активным женщинам в очередной раз предлагается оставаться в рамках традиционно-патриархатно-го разделения гендерных ролей и не пытаться заниматься чем-то политически серьезным. В других разделах перспективных направлений гендерной политики женские организации не упоминаются вообще.
Впрочем, упоминание других общественных организаций встречается не чаще. Можно предположить, что это вызвано характером документа, который является описанием задач государства в области гендерных отношений, но, с другой стороны, нельзя согласиться с тем, что эти задачи касаются только государства, и нет необходимости выстраивать эффективное взаимодействие по этому поводу между государством и гражданским обществом.
Общий язык документа крайне расплывчатый и рекомендательный, механизм контроля реализации задач гендерной стратегии и ответственности за их неисполнение не обозначен. Непонятно, какие ресурсы собирается государство задействовать для выполнения поставленных задач, будут ли они прописаны отдельной строкой в бюджете, или все ограничится пожеланием: «Ввести гендерную составляющую в бюджетную классификацию с разработкой показателей по половозрастным группам населения с тем, чтобы не менее 50% государственных средств направлялось на реализацию потребностей и интересов детей и женщин»10. Кто будет контролировать разработку таких бюджетов, какие меры будут приниматься к тем органам власти, которые не будут соблюдать квоту в 50%, — вопрос риторический.
Все это заставляет задуматься о месте гендерной стратегии в общем ряду стратегических задач государства, настолько ли она актуальна в повестке дня, как могло бы показаться, учитывая
9 Гендерная стратегия... С. 11-17.
10 Там же. С. 11.
2/2005
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
203
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
204
количество подписанных международных документов? Косвенно ответ можно получить, проанализировав судьбу проекта национального модельного закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин». Название закона воспроизводит формулировку 19 статьи Конституции, тем не менее этот законопроект до сих пор не прошел второе чтение в Государственной Думе.
Проект закона был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента весной 2003 года депутатом Е. Лаховой. После первого чтения из проекта исчезла статья о квотировании состава избирательных комиссий и комиссий референдума11. Во втором варианте законопроекта механизм квотирования используется как гарантия равного доступа мужчин и женщин к государственной службе. Предлагается следующая формулировка: «В кадровом составе государственных и муниципальных служащих не должны преобладать служащие одного пола. Национальным законодательством может устанавливаться систем квотирования на замещение должностей служащими одного пола (не более 30-50% кадрового состава)»12.
Вызывают опасения два момента:
1. Условность формулировки: «может устанавливаться система квотирования», т. е. может и не устанавливаться, если законодатель не видит в этом необходимости.
Если считать гендерное равноправие общегосударственной задачей, необходимо на федеральном уровне определить, при каких условиях должна вводиться система квотирования, чтобы иметь возможность контроля этого процесса, а не отдавать все на откуп местным властям.
2. Неопределенность уровня должностей государственных и муниципальных служащих, для которых может/должна вводиться система квотирования.
На 1 сентября 2003 года, т. е. в год первого чтения законопроекта, на старших и ведущих должностях госслужбы на федеральном и региональном уровне было занято более 60% женщин (от 66% до 75%)13. Введение квоты в 50% приведет к вытеснению женщин из этого достаточно престижного сектора занятости. На главных должностях федеральной госслужбы женщин работало 13 процентов, на высших — 25 процентов. На должностях государственной службы субъектов Федерации на высших — женщин 31%, на главных — 47%. Тем самым для региональных органов власти предлагаемая квота уже достигнута, а для федеральных органов она достигнута наполовину.
Другое дело — органы законодательной власти. В составе депутатов Государственной Думы на 2 февраля 2004 г. женщин было только сорок четыре или 10% от всей численности. На региональном уровне ситуация чуть лучше, так в Московской городской
2/2005
11 Предполагалось, что «число лиц одного пола не должно превышать 70% от общего числа назначаемых членов». См.: Воронина О. А. Указ соч. С. 264.
12 Проект модельного закона «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» // Права женщин в России. 2004. № 1(16). С. 18-25.
13 Женщины и мужчины России. 2004: Стат. сб. / Росстат. — М., 2004. С. 164, 170.
думе женщин 21%, но в Законодательном собрании Санкт-Петербурга только три депутата — женщины (или 6%). В семи регионах России женщины вообще не представлены в законодательных органах власти. Так обстоит дело, в частности, в Магаданской, Новосибирской, Оренбургской, Томской областях14. Тем не менее о квотировании мест для женщин в законодательные органы власти речь в законопроекте не идет. Видимо, это задача политических партий, которые должны вносить в свои избирательные списки женщин-канди-датов и более активно продвигать их на выборах в законодательные органы, в том числе на региональном уровне.
Однако даже в таком очень декларативном и рекомендательном виде и гендерная стратегия, и закон о равных правах и возможностях мужчин и женщин остаются проектами, и когда они будут (и будут ли) приняты, неизвестно. Такая же неопределенность существует и в отношении Межведомственной комиссии, призванной координировать работу по выполнению задач достижения гендерного равноправия. Ведется активная дискуссия по ее статусу. Непонятно, будет ли она при Правительстве РФ или ее оставят при Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, что значительно снизит ее статус и возможности.
Общую тенденцию развития российской государственной политики в области гендерных отношений сформулиро-
вала О. А. Воронина — директор Московского Центра гендерных исследований. Она считает, что происходит возврат к традиционной стратегии защиты «женщины-матери» через создание государством условий для гармоничного сочетания ею профессиональных и семейных ролей15. В научной литературе это было названо гендерным контрактом «работающей матери», сформированным во времена Советской власти. Такой контракт подразумевал обязательность «общественно-полезного» труда советских женщин и обязательность выполнения миссии матери «как женского природного предназначения» и гражданского долга16.
Здесь может возникнуть вопрос, почему сочетание материнства с занятостью порождает и / или усиливает гендерное неравенство? Прежде чем ответить, надо определить, в чем состоит гендерное неравенство и каковы его признаки. Существует несколько подходов в использовании категории «гендер» как социально конструируемого пола. В одном из наиболее разработанных гендер рассматривается как стратифицирующий признак. Гендерная стратификация (система социального неравенства по полу) — это процесс, посредством которого гендер становится основой социальной стратификации, а воспринятые различия между полами — систематически оцениваемыми и оцененными17. Эти оценки приводят к выстраиванию гендерных групп
14 Женщины и мужчины России... С. 180-183.
15 Воронина О. А. Указ соч. С. 267.
16 Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой. — М.: Информация XXI век, 2002. С. 35.
17 Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. — М.: МЦГИ, 2001. С. 137.
2/2005
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
205
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
206
в иерархическом порядке и к доминированию одной группы (мужской) над другой группой (женской) по основным стратификационным критериям (доход, власть, престиж и привилегии).
Ведущей причиной социального неравенства выступает дискриминация. Приведем определение дискриминации как социального явления18. Крупнейший современный социолог Э. Гидденс определяет дискриминацию как «действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам доходов, доступных для остальных»19. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин определяет ее через понятие прав и свобод. «Дискриминация в отношении женщин, — говорится в статье 1 документа, — означает любое различение, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами. прав человека и основных свобод»20.
Данная декларация относится к документам о правах человека третьего поколения. Они определяют так называемые коллективные права, адресованные не столько индивиду, сколько социальным группам, нуждающимся в дополнительных гарантиях для защиты своих прав21. Права человека первого поколения (право на жизнь, свободу и на личную непри-
косновенность) принято называть естественными (природными) неотъемлемыми, получаемыми при рождении (Всеобщая декларация прав человека). Второе поколение прав человека получило название основных — право на труд, образование, социальное обеспечение и др. Их появление было связано с необходимостью оградить индивида от неблагоприятных последствий «дикого капитализма». Гарантию реализации этих прав берет на себя социальное государство.
Потребность в третьем поколении прав человека возникла из осознания невозможности поддержки государством всех своих членов без исключения, из понимания того, что определенным группам государственная поддержка более необходима, чем другим, из признания того, что существуют различия между социальными группами в возможности реализации своих прав. Женщины, наряду с этническими меньшинствами или, например, пожилыми людьми, как раз и образуют одну из таких групп. Нет смысла повторять общеизвестные факты о малом представительстве женщин в политике, об их более низких доходах, о том, что женщин практически нет на руководящих постах в экономике, что никто из женщин не стал крупным собственником в ходе приватизации и т. д. и т. п.
Признав женщин группой, нуждающейся в государственной поддержке,
В одном из самых полных последних справочных изданий советского времени по социальнофилософским вопросам «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1989) есть статья о равенстве, но нет статьи о равноправии; понятия неравенства и дискриминации не представлены вообще. Это можно рассматривать как индикатор отношения к проблеме неравенства в социалистическом государстве.
ГидденсЭ. Социология: Пер. с англ. — М.: Едиториал УРСС, 1999. С. 665.
Международные документы. С. 186.
Гендерные аспекты политической социологии: Учеб. пособие / Отв. ред. С. Г. Айвазова, О. А. Хасбулатова. — М.: РОССПЭН, 2004. С. 184.
2/2005
необходимо определить, какова цель этой поддержки и средства ее реализации. Дело в том, что цели этой поддержки могут быть диаметрально противоположными. Например, в области занятости целью может являться активное вовлечение женщин в экономику, чтобы решить проблему нехватки трудовых ресурсов, а может быть вытеснение женщин из рыночной занятости в сферу семьи, чтобы ослабить напряжение на рынке труда и улучшить уход за детьми и нетрудоспосбными членами семьи.
Формулировка конкретных целей государственной политики в отношении женщин определяется двумя группами факторов. На институциональном уровне — это модель и идеология реализации социальной политики как таковой. На микросоциальном — субъективные характеристики непосредственных акторов социальной политики, в первую очередь их гендерные представления. Первая группа факторов определяет уровень и масштаб социальных программ, вторая — их содержание, отношение и включенность в эту работу государственных и муниципальных служащих.
В литературе выделяют либеральную, социал-демократическую и консервативную модели социальной политики. Данная классификация была предложена Эспинг-Андерсон. Она основана на определении ключевого социального института (рынок, государство или семья), который несет ответственность за обеспечение благосостояния населения, структуры и масштаба помощи.
В первом случае регулятором социальных прав выступает развитый рынок. Социальная помощь носит ад-
ресный характер, группы нуждающихся определяются очень узко. Социальные пособия малы и зависят от трудового вклада в рыночную экономику. Характерной чертой либеральной модели выступает гендерное неравенство в социальной помощи, обусловленное идеологией раздельных ролей мужчин и женщин: мужчины обеспечиваются пособиями как работники, а женщины — как жены. Данный тип социальной политики представлен в Британии, США, Канаде и Австралии.
Во втором случае гарантом социальных прав выступает государство. Социальные права основаны на гражданстве и не зависят от участия в рынке труда. Социальные пособия очень высоки и предназначены всем категориям населения, даже детям. Развита сеть социальных услуг, доступных всем в виде права, а не рыночного товара и частного сервиса. Оборотная сторона такой модели социальной политики — высокие налоги. Социал-демократический тип социальной политики реализуется в скандинавских странах и Нидерландах.
В третьей модели сочетаются консервативные и корпоративно-этатистские характеристики. Основным регулятором социальных прав выступает корпоративный работодатель. Реализация социальных прав определяется социальным статусом, основной объект социальной политики — традиционная семья, основной получатель пособий — мужчина «кормилец семьи»22.
В условиях либеральной и консервативной моделей социальной политики гендерное неравенство в реализации социальных прав усиливается, т. к.
Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. С. 218-221.
2/2005
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
207
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
208
мужчины пользуются как работники лучше финансируемой системой социального страхования, а женщины оказываются получателями пособий. Таким образом, занятость в рыночной экономике дает лучшую социальную защиту, чем неоплачиваемая трудовая деятельность в домашнем хозяйстве.
На микросоциальном уровне разработка и реализация политики в отношении мужчин и женщин детерминируется гендерными представлениями самих законодателей, а также работников органов власти и управления.
Гендерные представления — сеть понятий, взглядов, утверждений и объяснений о социальном статусе и положении в обществе мужчин и женщин23.
Традиционно-патриархатные представления строятся на двух тезисах:
- Функции и роли мужчин и женщин являются естественными и объективными, т. е. не зависящими от воли и сознания отдельного человека.
- Половые различия между людьми значительно существеннее индивидуальных, личностных.
Отсюда следует, что существуют некоторые «естественные» основания, являющиеся базовыми для всего мироустройства, изменять которые опасно, т. к. это может привести к разрушению всего общества. За женщиной «самой природой» закрепляются роли матери, хозяйки дома, хранительницы домашнего очага. Мужчине также «природой» предписано быть добытчиком, общественным деятелем, осуществлять связь между семьей и обществом в целом.
Эгалитарные гендерные представления основаны на том, что социальный статус и содержание ролей мужчин и женщин не должны быть жестко дифференцированы и иерархизированы. Предполагается не усреднение человека и формирование бесполого андрогена, а создание равных условий для развития личности, снятие всех тех социальных барьеров, которые мешают человеку проявить себя как личность. Одним из таких барьеров является стереотип пола, который упрощает, усредняет личность до уровня реализации ее «естественной» (природной) специфики — как мужчины или как женщины24.
Термин гендер был введен в обще-ствознание для того, чтобы развести понятия биологических (анатомических) и социокультурных различий. В то же время растет осознание того, что различия внутри гендерных групп, например между женщинами разных этнических групп или разных классов, могут оказаться даже более существенными, чем биологические между женщинами и мужчинами. Теоретики гендерного анализа подвергают сомнению очевидность самих категорий «мужчина» — «женщина» в социокультурном анализе. Дж. Скотт, например, пишет: «Мужчина и женщина — одновременно пустые и переполненные категории. Пустые, потому что не имеют окончательного, трансцендентного значения. Переполненные, потому что даже если они кажутся фиксированными, они все же содержат внутри себя альтерна-
2/2005
23 Клецина И. С. Психология гендерных отношений: Теория и практика. — СПб.: Алетейя, 2004. С. 188.
24 Там же. С. 192-193.
тивные отрицаемые или подавляемые дефиниции»25.
Как бы то ни было использование термина гендер требует выхода за рамки чисто биологических (половых) различий и ведет к необходимости учитывать различия между полами, социально сконструированные господствующей гендерной идеологией и принятым в обществе гендерным контрактом.
Как уже отмечалось, признание женщин группой дискриминируемой и поэтому нуждающейся в особой поддержке государства, означает признание на официальном уровне факта гендерной стратификации (или неравенства по признаку пола). Вопрос в том, считать ли это неравенство естественным (природным), или созданным самими людьми. Если считать его природным, тогда его ликвидация ведет к разрушению общества, прежде всего системы семейных отношений как базовой для социального воспроизводства. Если гендерное неравенство — социальный конструкт, то его можно переопределить, не разрушая, а развивая систему социального воспроизводства.
В нашей стране существует противоречие между целями политики гендерного равенства и гендерными представлениями тех, кто ее должен разрабаты-
вать и реализовывать26. Господство в общественном сознании традиционно-пат-риархатных представлений и эссенциа-листский подход к гендерным ролям делают эту политику надуманной, если не сказать бессмысленной, вызывают раздражение и обвинение в «заговоре против семьи». Зато в такой ситуации приобретает особый смысл гендерный контракт работающей матери. Мы не можем лишить экономику такого значимого трудового ресурса как женщины, но мы не можем и женщину лишить ее естественного права стать матерью, говорят его сторонники, значит, женщине придется совмещать занятость и материнство, при ведущей роли материнства (поскольку «женская сущность» — быть матерью) и задача государства помочь ей в этом. Проблема в том, что требование совмещения семейных и профессиональных ролей предъявляется только женщине, гендерный контракт мужчины — «кормилец, добытчик», семейные обязанности которого минимальны и четко не определены. В условиях России совмещение женщинами семейных и профессиональных ролей ведет к усилению гендерного неравенства и дискриминации женщин как группы, с которыми, казалось бы, государство собиралось бороться, подписав международные документы.
Скотт Дж. Указ. соч. С. 430.
Широкомасштабных исследований по гендерным представлениям политиков и государственных служащих пока не проводилось. Но имеются отдельные исследования, в том числе осуществленные СЗАГС как среди студентов (будущих госслужащих) см., например, Хохлова А. С. Гендерные стереотипы в области государственной службы (по материалам анкетного опроса студентов СЗАГС) // Гендерные отношения в современном российском обществе. Материалы второй межвузовской конференции студенческой конференции — СПб.: Политехника, 2002. С. 124-135., так и среди действующих чиновников, см., например, Древаль И. В., Кашина М. А. Проблема «стеклянного потолка» в карьере женщин — муниципальных служащих // II Международный научный форум: Государственная власть и МСУ в России: история и современность — СПб: Изд-во СЗАГС, 2005. С. 75-81.
2/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
209
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
210
Приведем некоторые статистические данные, подтверждающие данный тезис. Доход — ведущий стратифицирующий параметр в условиях рыночной экономики. В таблице 1 в динамике за десять лет представлена такая важная составляющая дохода как оплата труда. Понятно, что понятие дохода шире, чем зарплата в денежном выражении, но, тем не менее, заработная плата для городского населения (а его в стране 73%) является основным источником доходов.
Напомню, что первый национальный план по улучшению положения женщин был принят правительством в 1996 г. Как свидетельствуют данные таблицы, он никак не сказался на таком параметре как дискриминация в оплате труда. Она плавно возрастала с 1 0% в 1 990 г. до 27,1% в 2001 г., т. е. практически в 3 раза. Стабильным оставалось различие между мужчинами и женщинами по скрытой оплате труда. Женщины получали на 80% меньше мужчин (или почти в два раза). За рассматриваемый период серьезно (в 8,5 раза) увеличилась межотраслевая дифференциация оплаты труда. Учитывая гендерную сегрегацию рынка труда и существенно более низкую оплату труда в феминизированных сферах занятости, можно считать рост этого показателя еще одним индикатором усиления гендерного неравенства. Обобщающий показатель — превышение оплаты труда мужчин над оплатой женщин также за десятилетие вырос более чем в 2 раза. Его небольшие колебания в 1% вряд ли можно отнести к последствиям государственной политики, тем более что последствия де-
фолта 1998 года явно сильнее отразились на оплате труда женщин.
Таким образом, в 2001 году женщины, занятые в экономике, как группа зарабатывали меньше мужчин как группы в среднем на 58%.
Теперь рассмотрим, как сказывается на положении женщин их роль «хранительницы очага». В таблице 2 (см. с. 228) представлены данные о домашнем труде, полученные в ходе обследований бюджетов времени населения в рамках Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения.
Специалисты отмечают, что «сегодня стоимостные оценки продукции и услуг, создаваемых в рамках «домашней экономики», даются экономистами в диапазоне 35-50% от ВВП»27. Но труд в домашнем хозяйстве, как известно, относится к категории неоплачиваемого. Женщины тратят на него в 2,16 раза больше времени, чем мужчины. Они меньше заняты в рыночной экономике и, соответственно, на 30% меньше времени тратят на оплачиваемую деятельность.
Но меньшая занятость в экономике не приводит к увеличению свободного времени, так как это время тратится на домашние обязанности, но в то же время она усиливает экономическую зависимость от мужчины как основного добытчика средств к существованию. Таким образом, и в этой сфере мы наблюдаем гендерную сегрегацию и стратификацию. Совмещение профессиональных и семейных ролей оборачивается для российских женщин уменьшением доходов и усилением экономической зависимости от мужчин.
2/2005
27 Мезенцева Е. Б. Гендерное разделение домашнего труда: основные тенденции и вопросы экономической оценки. // Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики. С. 297.
Таблица 1. Характеристика факторов дифференциации оплаты труда в гендерном аспекте
в российской экономике в 1990-2001 гг.28
N9 Название фактора 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
1. Средн. з/пл. женщин % 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100
2. Средняя з/пл мужчин % 126,1 127,0 130,4 134,0 137,7 140,0 138,2 139,3 142,1 154,2 158,0 158,2
3. Превышение оплаты труда мужчин %, ВТ. ч. за счет: 26,1 27,0 30,4 34,0 37,7 40,0 38,2 39,3 42,1 54,2 58,0 58,2
различий в предельной производительности труда % 14,0 14,0 14,0 14,0 14,0 14,0 14,0 14,0 14,0 14,0 14,0 14,0
межотраслевой дифференциации оплаты труда % 2,1 0,5 2,6 5,2 7,7 9,3 7,8 8,6 11,2 14,0 17,7 17,2
дискриминации в оплатетруда % 10,0 12,6 13,8 14,8 16,1 16,7 16,5 16,7 17,0 26,2 26,4 27,1
4. Объективно обусловленный разрыв в оплате труда миж% 12,0 13,5 17,0 17,2 17,4 17,6 17,9 18,1 18,3 20,3 20,7 22,2
5. Скрытая оплата труда на одного занятого (руб. в месяц) 0 0 304 2915 80.353 285.575 441.965 601.585 607 1175 1275 1766
женщины (руб.вмес.) 0 0 218 2094 57.725 200.207 309.846 422.462 429 830 900 1247
мужчины (руб.вмес.) 0 0 393 3769 103.905 360.373 557.724 760.431 772 1493 1621 2244
28 См.: СуворовА. В. Макроэкономический анализ гендерных различий в заработной плате//Гендерное неравенство в современной России сквозь призму статистики / Отв. ред. и сост. М. Е. Баскакова. — М.: Едиториал УРСС, 2004. С. 155-156.
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
212
Таблица 2. Уровень участия в различных видах труда и средние затраты времени на выполнение домашней работы (все респонденты старше 18 лет, час. в неделю)29
Вид деятельности Мужчины Женщины Соотношение затрат времени (женщины / мужчины)
Доля участвующих в данном виде деятельности % Средние затраты времени Доля участвующих в данном виде деятельности % (часов) Средние затраты времени (часов)
Рыночная занятость 53,8 21,8 41,9 15,3 0,70
Работа в ЛПХ 19,3 2,9 14,2 1,6 0,57
Поиск и покупка продуктов питания 38,8 1,4 71,2 3,0 2,19
Приготовление пищи 44,1 2,2 94,5 11,8 5,43
Убора квартиры 34,0 2,7 85,7 2,7 1,01
Стирка и глажение одежды 15,8 0,3 77,6 3,0 10,20
Уход за детьми 32,7 4,2 37,9 7,2 1,74
Уход за престарелыми родственниками 7,0 0,5 9,8 1,0 1,81
Все виды домашнего труда — 14,0 — 30,3 2,16
Рыночная занятость и домашний труд 38,9 — 48,6 1,25
2/2005
2 9 Мезенцева Е. Б. Указ. соч. С. 297.
Есть страны, добившиеся в деле преодоления гендерного неравенства более заметных успехов, чем Россия. Речь идет прежде всего о Скандинавии. Во всех северных странах реализуется социал-демократическая модель социальной политики при сильной роли государства, в том числе и в вопросе равноправия полов. Но при этом гендерные стратегии двух наиболее успешных из них строятся на принципиально разных теоретических основаниях. Речь идет об опыте гендерного равноправия Норвегии и Швеции.
Швеция опирается на либеральный феминизм, который настаивает на идее равенства, подобия мужчин и женщин как рациональных существ, он акцентирует сходство гендерных групп и склонен считать их различия несущественными. В качестве основного способа решения проблемы неравенства (в том числе преодоления дискриминации) предлагаются социально-экономические и юридические реформы в рамках существующего общества, без его радикальных перемен30. Идеи либерального феминизма многими критикуются за схематичность, за попытку уподобить женщин мужчинам. Представляется, что в этой концепции есть и рациональное зерно. Сегодня идеи либерального феминизма его теоретиками уточняются через понятие равноценность. Мужчины и женщины разные, но они равны в своей ценности для общества.
Идеология радикального феминизма настаивает на том, что природа женщин и мужчин принципиально различна, и женщины не должны включаться в патриархат только как «дубликат» мужчины, т. к. обладают особой ценностью — опытом материнства и заботы о других31.
В Норвегии женское движение двигалось к гендерному паритету в представительных органах власти именно через акцент на особых интересах женщин как хранительниц очага и воспитательниц. Поскольку политическая культура Норвегии предполагала квотирование и представительство различных социальных групп, то признание того, что женщины имеют «отличающиеся интересы», привело к тому, что в 1998 году в Законе о равном статусе появилась формулировка о минимум 40% представленности каждого пола в различных структурах и комитетах. В кабинете Гро Брундтланд 47,4% министров были женщины32.
Ограниченность подобной политики в том, что «отличающиеся интересы» консервируют традиционные семейные роли и не дают возможности сформировать эгалитарные гендерные представления прежде всего в семейной сфере.
Швеция опирается в своей политике гендерного равенства на либеральный феминизм, предполагающий прежде всего юридическое равенство. Считается, что принцип равенства полов в Швеции актуализировался в силу дефицита рабочей силы в 60-е годы ХХ века.
Воронина О. А. Феминизм: либеральное, социалистическое и радикальное направления // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. — М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. С. 52.
Там же. С. 81-82.
Там же С. 155-156.
2/2005
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
213
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
214
Женщины были востребованы как трудовой ресурс. Чтобы сочетать занятость с материнством (проблема низкой рождаемости также сохранялась), была предложена трехфазная модель, когда женщина делает перерыв в своей занятости на период рождения и воспитания детей. Особенность шведской политики заключается в учете интересов не только женщин, но и мужчин. Считается, что мужчины и женщины в равной степени ограничены гендерными ролями и расширение набора ролей (для женщин — в занятости, для мужчин — в семейной сфере) будет выгодно всем33.
Таким образом, в отличие от Норвегии в Швеции проводится политика не консервации традиционных ролей, а формирования эгалитарных гендерных представлений. Хотя шведские мужчины, несмотря на предоставление им права отпуска по уходу за ребенком, пользуются им мало. Многие брали из 450-дневного оплачиваемого отпуска всего несколько дней, т. е. в основном уходом за маленькими детьми по-прежнему занимаются женщины.
Представления о характере и природе равенства и различий реализуются также в моделях достижения гендерного равенства. Выбор той или иной модели определяет практические действия, в том числе в области законотворчества.
О. Воронина классифицирует данные модели как симметричные и асимметричные. Первые вытекают из феминизма равенства, т. е. мужчины и женщины подобны во всех существенных аспектах. Отсюда вывод: женщины могут получить социальное равенство без
введения особых мер и структурных изменений социальных институтов (модель ассимиляции женщин в «мужское» общество).
Второй тип моделей равенства предполагает признание факта асимметричности статусов мужчин и женщин в обществе, а значит, равенство может быть достигнуто только через изменение этих статусов и социальных институтов, продуцирующих неравенство. Здесь выделяются четыре варианта действий:
1. Модель «специальных прав женщин» (речь идет о защите особых материнских потребностей женщин).
2. Модель «приспособления». Признается факт существования особых прав женщин, но только на коротком отрезке времени — период беременности и кормления новорожденных, т. к. это два единственных аспекта жизни, которые связаны только с женщинами. В другие периоды специального обращения с женщинами не требуется. Эта модель предполагает симметрию с элементами асимметрии.
3. Модель «принятия». Различное отношение к мужчинам и женщинам необходимо только в конкретных асимметричных ситуациях, которые могут быть очень разнообразными. Выравнивающую политику нужно применять только после того, как факт неравенства доказан. Главная задача — устранять последствия гендерных различий, а не заниматься их теоретической рефлексией.
4. Модель «усиления женщин». Задача не в поиске различий, а в преодоле-
Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. С. 143-144.
2/2005
нии подчиненного статуса женщин как группы. Надо преодолеть подчиненность, второстепенность путем усиления позиций женщин, следствием этого станет выравнивание позиций гендерных групп.
Симметричные модели ведут к гендерно-нейтральной политике, асимметричные к социальной политике гендерно-чувствительной. Наиболее приемлемыми в современных условиях считаются модели «приспособления» и «принятия»34.
Нужно специально подчеркнуть, что на практике проблема гендерного равноправия может рассматриваться только в рамках социал-демократического типа социальной политики, поскольку в либеральной модели рынок будет усиливать гендерное и другие типы неравенств, а корпоративная социальная политика ориентирована на традиционный патриархатный тип семьи, консервирующий традиционные роли и асимметричность статусов гендерных групп.
Обращаясь к анализу российской практики регулирования гендерных отношений, можно выделить несколько существенных моментов:
- В нашем обществе господствуют традиционно-патриархатные гендерные представления, которые больше коррелируют с ассиметричной моделью «специальных прав женщин».
- Государство реализует либеральный тип социальной политики, который минимизирует гендерную проблематику и, в лучшем случае, ориентирован на формальное признание рав-
ных прав мужчин и женщин, т. е. на симметричные модели (в большей степени на ассимиляцию).
- Международные документы, в том числе и те, которые подписаны Российской Федерацией (например, Пекинская платформа действий), основаны на асимметричных моделях, в том числе модели «усиления» женщин.
Тем самым можно зафиксировать противоречивость концептуальных оснований гендерной стратегии РФ. На институциональном уровне происходит формальное присоединение к международным актам третьего поколения о правах человека, в то время как реальная государственная политика направлена на права первого и в чем-то второго поколения. Наблюдается попытка осуществления «специальных прав» женщин и реанимации гендерного контракта «работающей матери». Но специальные права в условиях либеральной ориентации в политике и экономике могут с легкостью превратиться в средство дискриминации женщин. Не менее существенным выступает тот факт, что защита специальных прав может препятствовать формированию в общественном сознании эгалитарных представлений, а это, в свою очередь, приведет к ограничению возможностей личностной самореализации женщин и мужчин.
Здесь необходимо поставить вопрос о взаимообусловленности процессов движения к гендерному равенству (равноправию) и формирования гражданского общества. Гражданское общество — сфера частных интересов. Его образуют различные типы организа-
Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. С. 287-290.
2/2005
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
215
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
216
ций, не находящихся под прямым контролем государства. Но при этом по отношению к семье и государство, и гражданское общество образуют сферу публичного. Чем более патриархатны гендерные представления, тем меньше шансов у женщин выйти в сферу публичного, а это значит, что большая социальная группа (52% населения) лишается возможности артикулировать и реализовывать свои интересы как посредством государства, так и гражданского общества. Могут возразить, что интересы женщин защищаются их мужьями-мужчина-ми, но в этом случае женские интересы подменяются семейными, а социальный статус женщины сводится к статусу ее семьи / мужа.
Тем самым первая линия взаимосвязи может быть сформулирована следующим образом: «Движение к гендерному равенству увеличивает число акторов гражданского общества, способствует его развитию через дальнейшую дифференциацию и артикуляцию интересов различных социальных групп». Вторая линия детерминации связана с тем, что гражданское общество может инициировать движение к гендерному равенству через изменение гендерных представлений и активизацию женского общественного движения, увеличение числа и разнообразия женских организаций. Развитие женского движения увеличивает потенциал политического участия женщин как группы и в перспективе приводит к формированию сильных политических организаций, выдвижению женщин-лидеров, способных лоббировать интересы женщин и политику гендерного равенства в представительных органах власти России.
Подведем некоторые итоги.
1. В современной России происходит усиление гендерной стратификации (социального неравенства по признак пола).
2. Существует формальное (юридическое) признание равенства прав мужчин и женщин, но не разработаны механизмы, ведущие к реализации этого равноправия в реальной жизни.
3. Гендерная стратегия России находится в стадии формирования. Существующие на сегодняшний день документы носят декларативный характер, так как отсутствует единая концептуальная основа ее разработки, нет взаимосвязи типа социальной политики и реализуемой модели достижения гендерного равенства.
4. Традиционные гендерные представления, существующие у отечественных государственных служащих как членов общества, вступают в противоречие с политикой усиления женщин и проведения позитивной дискриминации, рекомендуемой международными документами в области гендерных отношений, это оборачивается выхолащиванием их практической деятельности в области гендерного равноправия.
5. Из всех предлагаемых мер позитивной дискриминации отечественный законодатель выбирает только те, которые направлены на совмещение занятости и материнства. Но не дополненные практикой формирования эгалитарных гендерных представлений эти меры с необходимостью приводят к усилению социального неравенства по признаку пола.
6. Гражданское общество России пока не участвует активно в становлении
2/2005
недискриминационных, неиерархических гендерных отношений, так как основной субъект этого процесса — женское движение и женские общественные организации еще не сформировали единое идеологическое пространство своей деятельности. Идеология современного отечественного феминизма и российская гендерная теория находятся в стадии становления, идет активный процесс переработки западных концепций, восстановление, переосмысление и творческое развитие идей русского и раннесоветского феминизма, создание новых форм взаимодействия с практиками российского женского движения.
7. Одним из реальных способов преодоления декларативности гендерной стратегии может стать включение во взаимодействие «теоретики — практики женского движения» представителей органов исполнительной власти (тем более, что, как уже отмечалось, женщин там достаточно, особенно на нижних ступенях управленческой иерархии).
Подписание международных документов сыграло свою роль не только в деле освоения отечественным законодателем терминологии гендерного равноправия, оно также обязало Россию создать соответствующие структуры в органах власти. РФ подписала, но еще не ратифицировала 12-й протокол к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (2000)35.
Присоединение к документам Европейского союза потребует реализации хотя бы формально «комплексного подхода к проблеме равенства женщин и мужчин» («gender mainstreaming»). Основная идея комплексного подхода — мониторинг гендерных последствий социальной политики, в частности, в отношении политик и программ, которые обычно считаются гендерно нейтральными36. Проведение такого мониторинга возлагается на специальные структуры или чиновников. В нашей стране на федеральном уровне создан «Департамент по гуманитарному сотрудничеству и правам человека» в МИД РФ. Поскольку права женщин — это права человека, то логично, что проблемой соблюдения и реализации прав женщин будут заниматься Уполномоченные по правам человека, как это сделано в Швеции (Институт омбудсменов).
На региональном уровне в исполнительных органах власти нашей страны также существует практика создания специальных структур, занимающихся реализацией политики равных прав и возможностей. Так, при вицегубернаторе Санкт-Петербурга в июне 2004 года был создан Координационный совет по реализации политики гендерного равенства, а в структуре Комитета правительства СПб по труду и социальной защите населения образован сектор по реализации политики равных прав и возможностей мужчин и женщин.
35 Воронина О. А. Феминизм и гендерное равенство. С. 254.
36 Там же С. 211.
2/2005
уПрАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
217
УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
218
Если на государственных должностях, имеющихся в этих структурах, окажутся люди, которым небезразличны проблемы гендерного равенства, и сумевшие преодолеть традиционно-патриархатные гендерные представления, то реализация гендерной стратегии государства, как бы декларативна и умозрительна она ни была, может начаться «снизу».
На местах будут созданы необходимые условия для формирования и раз-
вития женских и мужских организаций, для освещения гендерной проблематики в средствах массовой информации, будут осуществляться целевые программы в этой области и т. д. и т. п. Тем самым будет достигнуто необходимое единство государства и гражданского общества в деле реализации защиты прав человека третьего поколения и преодоления в обществе иерархичности и асимметрии статусов и социальных ролей гендерных групп.
2/2005