Н. Б. Гафизова
СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Методическое пособиедля студентов специальности «Социология»)
Раздел I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Гендерные исследования в социальных науках (2 часа)
Структура курса. Литература по курсу. Категориальный аппарат. Возникновение женских и тендерных исследований. Взаимосвязь феминистского движения и зарождения женских исследований. Статус и специфика женских исследований в современной науке. Гендерные исследования. Мужские исследования. Queer-исследования.
2. Интерпретация отношений между полами в классической и постклассической социологии. Биодетерминизм. Полоролевой подход (2 часа)
Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс). Структурный функционализм (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Психоанализ (З. Фрейд). Формальная социология (Г. Зиммель). Сущность полоролевого подхода. Биодетерминизм.
3. Современные теории гендера: социальное конструирование гендера, теория гендерной системы (2 часа)
Теория социального конструирования гендера как отрицание биодетерминизма. Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана. Этнометодология Г. Гарфинкеля. Интеракционизм И. Гофмана. Понятие гендерной системы. Структурно-конструктивистский подход в гендерных исследованиях.
4. Феминистская критика социологической эпистемологии. Альтернативные эпистемологии (2 часа)
Феминистская теория и исследовательская практика как альтернативная методология и эпистемология социального знания. Main-stream и male-stream. Женский опыт как основание феминистской эпистемологии. Феминистский эмпиризм. Феминистский позиционный подход. Социально-конструктивистская эпистемология. Постмодернистская феминистская эпистемология.
5. Количественные и качественные методы в социологии гендерных отношений (2 часа)
Феминистская критика традиционного социологического исследования. Особенности применения традиционных методов социологического исследования феминистски ориентированными исследовательницами. Интервью. Контент-анализ: количественный и качественный. Интерпретативные методы в качественных исследованиях: биографическое исследование, анализ дискурса, содержательный анализ, анализ и интерпретация изображений, анализ фото- и фильмоматериалов, психоаналитическая интрепретация текста, объективная герменевтика, конверсационный анализ, анализ языка тела.
Рекомендуемая литература
1. Брандт Г.А. Природа женщины. Екатеринбург, 2000.
2. Введение в гендерные исследования.Ч. I: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, 2001.
3. Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, 2001.
4. Воронина О. А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Обществ. науки и современность. 2000. № 4.
5. Гендерная история: Теория и исследования: Учеб. пособие и материалы к курсу. М., 2001.
6. Гендерный калейдоскоп. М., 2001.
7. Жеребкина И.А. О статусе гендерных исследований: Взгляд культуролога // Высшее образование в России. 2001. №2.
8. Здравомыслова Е.А., ТемкинаА.А. Институциализация гендерных исследований в России // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
9. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера как феминистская теория // Женщина. Гендер. Культура / Под ред. З.А. Хоткиной, Н.Л. Пушкаревой, Е.И. Трофимовой. М., 1999.
10. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный
подход в социологии // Социс. 2000. № 11.
11. Кирилина А.В. О некоторых методологических вопросах описания гендерных аспектов
языка // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы междунар. науч. конф. Ч. 1. Иваново, 2000.
12. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры: Взгляд из России. М., 1996.
13. Клингер К. Позиции и проблемы познания в женских исследованиях // Пол. Гендер.
Культура / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М., 2000.
14. Костикова И., Митрофанова А., Пулина Н., Градскова Ю. Перспективы гендерного
образования в России: Взгляд педагога // Высшее образование в России. 2001. №2.
15. КочкинаЕ.В., ФедороваЛ.Н. Женская международная (сетевая) программа "Network
Women's Program" // Социс. 2000. №11.
16. МалышеваМ. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. М., 2001.
17. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. Денисовой. М., 2002.
18. Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2001.
19. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М., 2001.
20. Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс. М.; Львов, 2001.
21. Хасбулатова О.А. Легитимация гендерных исследований в системе высшего
образования // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы: Материалы междунар. науч. конф. Ч. 1. Иваново, 2000.
22. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы. М., 2001.
Темы семинаров
1. Проблемы институциализации гендерных исследований в России
(2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Женские, феминистские и гендерные исследования: их специфика и взаимосвязь.
2. Гендерные исследования в постсоветском пространстве: проблема институциализации в российской науке, взаимосвязь теории и практики.
3. Центры гендерных исследований в России.
4. Опыт ИвГУ по продвижению гендерных исследований.
Литература
1. Брандт Г.А. Природа женщины. Екатеринбург, 2000.
2. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе // Обществ. науки и современность. 2000. №4.
3. Гурко Т.А. Социология пола и гендерных отношений // Социология в России. М., 1998.
4. Жеребкина И.А. О статусе гендерных исследований: Взгляд культуролога // Высшее образование в России. 2001. №2.
5. Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2001.
6. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Институциализация гендерных исследований в России // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
7. Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2001.
8. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М., 2001. Лекция 5.
9. Хасбулатова О.А. Гендерным исследованиям в системе высшего образования России — десять лет // Женщина в рос. о-ве. 2001. № 1-2.
10. Ярская-Смирнова Е.Р. Возникновение и развитие гендерных исследований в США и
Западной Европе // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учеб. пособие / Под ред.
И.А. Жеребкиной. Харьков, 2001.
11. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы. М., 2001.
2. Феминистская теория: история и современность (4 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Марксистский феминизм.
2. Психоаналитический феминизм.
3. Радикальный феминизм.
4. Постмодернистский феминизм.
Литература
1. Бовуар С. Второй пол // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2001.
2. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2000.
3. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, 2001.
4. Гендерный калейдоскоп. М., 2001.
5. Миллетт К. Теория сексуальной политики // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2001.
6. Теория и история феминизма: Курс лекций / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, 1996.
7. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М., 2001. Лекции 3, 4.
8. Фридан Б. Загадка женственности. М., 1998.
3. Социальное конструирование гендера (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Феминистская критика социологии.
2. Дифференциация понятий «пол» и «гендер».
3. Гендер как социальный конструкт в работе К. Уэст и Д. Зиммермана «Создание гендера».
Литература
1. Воронина О.А. Основы гендерной теории и методологии // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М., 2001.
2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
3. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера // Социол. журн. 1998. № 3/4.
4. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков, 2001.
5. Здравомыслова Е., Темкина А. Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспективы социологии гендерных отношений // Там же.
6. Лорбер Дж. Пол как социальная категория // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2001.
7. Трофимова Е.И. О концептуальных понятиях и терминах в гендерных исследованиях и феминистской теории // Женщина в рос. о-ве. 2000. № 4.
8. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Основы гендерных исследований.
Темы эссе и рефератов
1. Основные направления феминистской критики классической и постклассической социологии взаимоотношений полов.
2. Современная феминистская теория: основные направления.
3. Гендерные исследования в России: проблемы институациализации и перспективы развития.
4. Причины зарождения феминизма. Основные направления феминизма XIX — начала ХХ века.
5. «Женщиной не рождаются, ею становятся». Симона де Бовуар и значение ее идей для развития феминистской теории.
6. «Мистика женственности» Бетти Фридан и перспективы развития либерального феминизма сегодня.
7. Женские исследования: зарождение, этапы развития, связь с феминистским движением.
Задания для творческих работ и мини-наблюдений
1. Просмотрите последние учебные пособия по общей социологии, методике и методологии социологического исследования и ответьте на вопрос: получили ли отражение в этих учебных изданиях положения феминистской теории и гендерной методологии? Если да, то в каких разделах?
2. Опыт зарубежных фондов по продвижению гендерных исследований в российскую научную и образовательную сферы.
3. Мужские и queer исследования: специфика предмета изучения, ведущие специалисты в этой отрасли гендерных исследований.
Раздел II
ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
1. Гендерный подход к изучению экономической сферы общества (2 часа)
Гендерная проблематика в экономической теории. Теоретические подходы к изучению дискриминации по признаку пола в сфере занятости. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. Профессиональная сегрегация по признаку пола. Занятость российских женщин. Политика равных прав и равных возможностей в сфере занятости: ситуация в России.
2. Гендерный подход в государственной политике (4 часа)
Политика гендерного равенства: сущность и основные характеристики, методология гендерного анализа. Правовые основы гендерного равенства. Государственная политика в отношении женщин в России: история и современность. Политика стран Западной Европы по обеспечению гендерного равенства. Гендерная политическая культура. Женское движение как субъект продвижения гендерного равенства в политику.
3. Гендерное равенство в образовании и науке (2 часа)
Статус женщины в образовании и науке в XIX-XX веках: борьба за высшее образование. Особенности обучения в вузе и реализации способностей мужчин и женщин в научной сфере. Статус женщины в современной науке. Гендерные курсы как подрыв стереотипного мировосприятия студентов.
4. Гендерные отношения в частной жизни (4 часа)
Трансформация института семьи в ХХ столетии. Родительство. Изменение супружеского контракта. Распределение ролей в современной российской семье. Репродуктивные права. Планирование семьи.
5. Гендерная социализация (3 часа)
Теории гендерной социализации. Гендерные стереотипы.
Ограничения, накладываемые традиционными мужскими и гендерными ролями («стеклянный потолок», «мужской гендерно-ролевой стресс»).
6. Гендерный подход в социальной работе (2 часа)
Влияние феминистского движения на практику социальной работы. Гендерный подход в определении групп населения, нуждающихся в специальной помощи. Насилие в отношении женщин: определение, типология, объяснения.
Насилие в семье. Работа с жертвами насилия: кризисные центры, убежища, телефоны доверия. Специфика социальной работы с проститутками и жертвами торга женщинами: история и современность, феминистский вклад в решение проблем.
7. Мужчина в меняющемся мире (3 часа)
Методологические подходы к изучению маскулинности, мужской сексуальности,
специфики социального статуса и психологии мужчин. Мужчина в современном российском обществе.
Рекомендуемая литература
1. Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.
2. Айвазова С.Г. Женщина и общество: Гендерные измерения политического процесса в России. М., 1999.
3. Айвазова С.Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
4. Айвазова С., Кертман Г. Мужчины и женщины на выборах: Гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. М., 2000.
5. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
6. Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. Ч. 1. Харьков, 2001.
7. Гендер и культура: Учеб. пособие. Душанбе, 1999.
8. ЕгороваЛ.С. Гендерные стереотипы в управлении // Женщина в рос. о-ве. 2001. №3/4.
9. Здравомыслова О.М. Российская семья в 90-е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин // Гендерный калейдоскоп.
10. Кон И.С. История и теория «мужских исследований» // Там же.
11. Кон И.С. Российский мужчина и его проблемы // Там же.
12. Котлова Т.Б., Смирнова А.В. Гендерные стереотипы в учебниках начальной школы // Женщина в рос. о-ве. 2001. №3/4.
13. Кочкина Е.В. Женщины в российских органах власти // Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.
14. Кочкина Е.В. Обзор гендерной экспертизы российского законодательства // Обществ. науки
и современность. 2000. №4.
15. МалышеваМ.М. Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. М., 2001.
16. МидМ. Культура и мир детства. М., 1998.
17. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и
национальный опыт. М., 2000.
18. ПрокопенкоМ. Социологическая теория гендерной стратификации // Теория и история
феминизма. Харьков, 1996.
19. Пушкарева Н.Л. У истоков русского феминизма: сходства и отличия Запада // Российские женщины и европейская культура: Материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения. СПб., 2001.
20. Рябова Т.Б. Маскулинность в российском политическом дискурсе: история и
современность // Женщина в рос. о-ве. 2000. №4.
21. Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М., 2001.
22. Ушакин С.А. Видимость мужественности // Знамя. 1999. №2.
23. Хасбулатова О.А. Женщины и образование в России // Ивановский госуниверситет:
Юбил. сб. науч. тр. Иваново, 1993.
24. Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860-1917 гг.).
Иваново, 1996.
25. Хоткина З.А. Гендерный подход к анализу труда и занятости // Гендерный
калейдоскоп.
26. Хрестоматия «Основы гендерных исследований». М., 2001.
27. ЮкинаИ.И. «Новые женщины»: мотивы участия в женском движении // Российские
женщины и европейская культура.
Темы семинаров
1. Женское движение как субъект продвижения гендерного равенства
(2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Соотношение понятий «женское движение» и «феминизм».
2. Женское движение в конце XIX — начале ХХ века: истоки становления, политические программы, социальная база.
3. Современное женское движение на Западе и в России.
Литература
1. Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001
2. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 2000.
3. Айвазова С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией. М., 2001.
4. Гидденс Э. Социология. М., 1999.
5. Доклад Четвертой Всемирной конференции по положению женщин ООН. Пекин, 17 октября 1995 г. М., 1996.
6. Малышева М.М. Экономическое развитие в оценке международного женского движения // Экономика и социальная политика: гендерное измерение. М., 2001.
7. Мельникова Т.А. Женское движение в России в политических процессах современного общества. М., 1999.
8. Хасбулатова О.А. Опыт и традиции женского движения в России (1860 — 1917 гг.). Иваново, 1996.
2. Гендерное равенство в политической жизни (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Современный феминизм о равноправии полов в политической жизни.
2. Роль политических партий в снижении уровня гендерной асимметрии в обществе.
3. Гендерные различия в политических ценностях и поведении российских граждан.
Литература
1. Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 2000.
2. Айвазова С., Кертман Г. Итоги выборов: Гендерный состав Государственной Думы третьего созыва // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2001.
3. Айвазова С. Г., Кертман Г. Л. Мужчины и женщины на выборах: Гендерный анализ избирательных кампаний 1999 и 2000 гг. в России. М., 2000.
4. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001.
5. Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. статей. СПб., 1996.
6. Ефремова И. Проблема политического поведения женщин // Материалы Первой российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай-96». М., 1997.
7. Кочкина Е. В. Представленность женщин в российских органах власти // Обществ. науки и современность. 1998. № 5.
8. Кочкина Е. Разработка феминистской политологической концепции: изменяющаяся роль женщины и пересмотр теории политики // Там же.
9. Кочкина Е. Феминистская реконструкция политического знания // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2001.
10. Осадчая Г. И. Политическое поведение женщин // Социс. 1991. № 12.
11. Темкина А. А. Женский путь в политику: гендерная перспектива // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период. СПб., 1996.
12. Темкина А. А. Теоретические подходы к проблеме политического участия: гендерное измерение // Там же.
13. Успенская В. И. Стереотипы на пути женщин к лидерству // Феминистская теория и практика: Восток — Запад: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Ю. Жуковой. СПб., 1996.
14. Фесенко В. Динамика политического участия: самоорганизация, политическое движение вхождения во власть (1989 — 1998) // Там же.
15. Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в отношении женщин (1900—
2000) // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М., 2001.
16. Шведова Н. А. Гендерный подход как фактор политической культуры // Гендерный
калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.
17. Шведова Н. А. Просто о сложном: гендерное просвещение. М., 2002.
3. Феминистские и патриархатные картины мира в общественном сознании (2 часа)
Вопросы для обсуждения
1. Сексизм в общественном сознании: факторы устойчивости и пути преодоления.
2. Пути трансляции патриархатных представлений в общественное сознание: СМИ, система образования, семья и др.
3. Перспективы устойчивого воспроизводства феминистской картины мира в общественном сознании.
Литература
1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.
2. Воронина О. Свобода слова и стереотипный образ женщины в СМИ // Знамя. 1999. №2.
3. Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России: (Региональные аспекты): Материалы круглого стола, Иваново, 19 декабря 2001 г. // Женщина в рос. о-ве. 2001. №3/4.
4. Нечаева О. Патриархатная и феминистская картины мира // Гендерные тетради. Вып. 1. СПб., 1999.
5. Ядов В.А. К вопросу о теории «стереотипизации» в социологии // Филос. науки. 1960. №2.
4. Права женщин в системе прав человека. Международные и национальные документы по правам женщин.
Вопросы для обсуждения
1. Права женщин в истории. Права женщин в современной России.
2. Международное законодательство в отношении женщин.
3. Гендерное измерение нарушений прав человека
Литература
1. Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.
2. Воронина О.А. Представления жителей Рыбинска о правах человека // Права женщин в России: Исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М., 1998. Т. 1.
3. Международные и российские документы по вопросам гендерного равенства // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. М., 2001.
4. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: Международный и национальный опыт. М., 2000.
5. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: Международный аспект // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
Темы эссе и рефератов
1. Сущность и технологии осуществления гендерно-чувствительного стиля руководства.
2. Профессиональная сегрегация по признаку пола в экономике России: причины появления и пути преодоления.
3. Женское движение в современном российском обществе.
4. Политика гендерного равенства: опыт Скандинавских стран.
5. Государственная политика России в сфере образования женщин: история и современность.
6. Теоретические подходы к изучению сексуальности и гомосексуальности человека.
7. Феминистский взгляд на проблему проституции и пути ее преодоления.
8. Мужчина в современном российском обществе.
Задания для творческих работ и мини-наблюдений
1. Проведите контент-анализ рекламных объявлений о найме на работу. Можно ли сделать благодаря этому вывод о профессиональной сегрегации в экономике г. Иванова? Если да, то какой?
2. Проанализируйте Трудовой кодекс 2002 года с точки зрения его влияния на гендерное равенство в сфере занятости.
3. Проанализируйте «гендерный контракт» своей семьи. Опишите структуру распределения прав и обязанностей каждого из членов семьи.
4. Проанализируйте ивановские печатные издания (газеты, журналы и т.п.) с точки зрения наличия в них сексизма. Опишите случаи сексистского подхода.
5. Поговорите со своими друзьями. Дайте сравнительный анализ места семьи в жизненных стратегиях юношей и девушек.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Генезис женских и гендерных исследований: специфика подходов, направления исследований.
2. Полоролевой подход в социологии.
3. Теория социального конструирования гендера как отрицание биодетерминизма.
4. Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана.
5. Этнометодология Г. Гарфинкеля.
6. Интеракционизм И. Гофмана.
7. Структурно-конструктивистский подход в гендерных исследованиях.
8. Сущность и основные направления феминистской критики социологической эпистемологии.
9. Феминистская эпистемология.
10. Особенности применения традиционных методов социологического исследования феминистски ориентированными исследователями.
11. Интерпретативные методы в качественных исследованиях.
12. Проблемы институциализации гендерных исследований в России.
13. Марксистский феминизм.
14. Психоаналитический феминизм.
15. Радикальный феминизм.
16. Постмодернистский феминизм.
17. Либеральный феминизм.
18. Гендер как социальный конструкт (К. Уэст и Д. Зиммерман)
19. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда.
20. Политика гендерного равенства: сущность и основные характеристики.
21. Методы гендерного анализа в социальной политике государства.
22. Государственная политика в отношении женщин в России: типология, этапы, перспективы.
23. Правовые основы гендерного равенства.
24. Женское движение как субъект продвижения гендерного равенства.
25. Образование и наука в России: гендерный аспект.
26. Семья в феминистской перспективе.
27. Трансформация семьи в ХХ веке: изменения внутрисемейного гендерного контракта.
28. Супружество и родительство в феминистской перспективе.
29. Сексуальность как предмет изучения социологии гендерных отношений: основные подходы.
30. Теории усвоения гендерных ролей: традиционные и современные подходы.
31. Гендерные стереотипы: типология. Институты трансляции гендерных стереотипов.
32. Ограничения, накладываемые традиционными мужскими и женскими ролями.
33. Гендерный подход в социальной работе.
34. Насилие: определение, типология.
35. Социальная работа с жертвами насилия.
36. Социальная работа с проститутками и жертвами траффика.
37. Маскулинность как предмет изучения социологии гендерных отношений.
38. Мужчина в современном российском обществе.