Л. С. Егорова, С. М. Степанова
ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Авторская учебна программа спецкурса для студентов технических вузов
Учебный курс ставит целью познакомить студентов технических вузов с основами тендерных знаний; способствовать формированию у них эгалитарного мышления с целью смягчения тендерной асимметрии в обществе; помочь будущим инженерам овладеть навыками управления персоналом с учетом стратегии тендерного равенства.
Общеизвестно, что от умения специалиста работать с людьми во многом зависит эффективность деятельности коллектива. Этот фактор в значительной степени актуализирует изучение курса, основанного на стратегиях достижения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни.
В рамках курса решаются следующие задачи:
— ознакомить слушателей с понятиями и терминами, относящимися к гендерной теории, с методикой гендерного подхода в социальной политике и управлении, с основными теориями феминизма;
— рассмотреть процесс формирования гендерных отношений в обществе в российском и мировом контексте;
— обсудить основы гендерной экономической теории;
— дать методику гендерного анализа рынка труда и сферы занятости;
— ознакомить студентов с проблемами и перспективами гендерного менеджмента, предложить варианты его использования на промышленном предприятии;
— сформировать у слушателей навыки использования основ гендерных знаний в будущей профессиональной деятельности.
Учебный курс рассчитан на студентов технических вузов различного профиля (текстильного, энергетического, химического, строительного и т.д.), которые получают специальности инженерно-технических работников в сфере промышленного производства.
Курс разработан специально для проекта «Модельная программа комплексного гендерного образования (школа — технический колледж — технический вуз — бизнес)».
При разработке курса учитывалась специфика будущей профессиональной деятельности выпускников технического вуза, особенности их работы, связанные с управлением персоналом на производстве.
Курс рассчитан на 72 часа.
Составители:
Егорова Л. С. — доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента Ивановской государственной текстильной академии, руководитель проекта по гендерному образованию в техническом вузе, колледже, в сфере бизнес-образования, поддерживаемого Посольством Канады в РФ;
Степанова С. М. — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Ивановской государственной текстильной академии;
ТЕМА 1. Тендерные отношения в современном мире (4 часа)
Гендерные отношения как взаимоотношения мужчин и женщин в обществе, возникающие между ними в ходе общественной и профессиональной деятельности и определяющие своеобразие их поведения и положения в обществе.
Биологический, социальный пол и сексуальность. Культурные детерминанты принадлежности к мужскому и женскому полу. Понятия «гендер», «гендерная общность», «гендерная идентичность», «гендерные роли», «гендерные стереотипы», «гендерная структура», «социополовые различия».
Иерархический характер гендерных отношений в сферах экономики, политики, управления. Типология социокультурных традиций, обычаев и норм взаимоотношений между полами и их воздействие на характер гендерных отношений в обществе.
Гендерная асимметрия как неравенство в социальном положении полов, неравенство шансов мужчин и женщин в различных социальных сферах, обусловленное традиционными представлениями об их предназначении. Формы проявления гендерной асимметрии в различных социальных сферах и различных социокультурных типах обществ.
Тендерное равенство как система гендерных отношений, в рамках которой обеспечиваются равное социальное положение, независимость и всеобъемлющее участие женщин и мужчин в жизни общества. Технологии обеспечения обоим полам равного доступа к экономическим ресурсам, образованию, политике, управлению, участию в рабочей силе, к контролю над доходами.
Факторы, препятствующие достижению гендерного равенства в обществах как социокультурных системах: культурная отсталость, бедность, система воззрений на отношения между полами, гендерная стереотипизация массового сознания, тип политического режима, несбалансированное распределение оплачиваемого и неоплачиваемого труда между мужчинами и женщинами, слабая представленность женщин в сфере политики и др.
Актуальность овладения тендерными знаниями для будущих инженерно-технических специалистов и управленческого персонала: приобщение к новому гуманитарному знанию, формирующему социальные стратегии XXI века, преодоление гендерных стереотипов при оценке деловых качеств и результатов труда работников, создание в трудовом коллективе атмосферы, позволяющей раскрыть свои способности каждому специалисту и работнику независимо от половозрастных и семейных характеристик.
Вопросы для обсуждения
1. Для чего нужны гендерные знания техническому специалисту, руководителю предприятия?
2. В какой мере гендерные стереотипы могут выступать препятствием в создании условий для самореализации личности в трудовом коллективе? Приведите конкретные примеры.
3. Случалось ли Вам встречаться с фактами гендерного неравенства в процессе обучения, в ходе производственной практики, в повседневной жизни?
4. Как Вы считаете, зависит ли профессиональная карьера специалиста от его половой принадлежности?
5. Если бы Вам пришлось осуществлять набор специалистов, кому бы Вы отдали предпочтение, мужчинам или женщинам? Обоснуйте свою точку зрения.
6. В какой мере, по Вашему мнению, на отношения между мужчинами и женщинами в обществе влияют культурные традиции?
ТЕМА 2. Тендерные исследования за рубежом и в России.
Тендерный подход в гуманитарных науках (2 часа)
Возникновение и развитие гендерных исследований. Женские и тендерные исследования в США, Западной и Северной Европе, Австралии. Этапы развития женских и гендерных исследований за рубежом: 1960-1970-е — создание новой академической дисциплины женских исследований (Women's studies); 1980-е годы — интеграция женских исследований в высшее образование; 1990-е годы — развитие гендерных исследований в странах всех континентов, обмен научной информацией, интеграция гендерных исследований в сферу политики («mainstreaming»).
Женские и гендерные исследования в России 90-х годов. Первые исследовательские центры: Московский центр гендерных исследований (МЦГИ), Харьковский центр гендерных исследований, Санкт-Петербургский центр гендерных исследований.
Гендерные исследования в системе высшей школы. Межвузовские научно-исследовательские программы Минобразования РФ в области феминологии и гендерных исследований в 1994-2000 годах. Международные научные конференции, всероссийские конкурсы студенческих научных работ по гендерной тематике. Российский межвузовский центр гендерных исследований на базе Ивановского госуниверситета (РЦГИ). Российский научный журнал «Женщина в российском обществе».
Подготовка научных кадров по гендерной тематике в системе высшей школы: состояние и перспективы.
ТЕМА 3. Междисциплинарность гендерных исследований (2 часа)
Гендерный подход в экономических, социальных, политических науках. Понятие «гендерный подход в экономической теории». Гендерная экономика — научное направление, в рамках которого осуществляется анализ экономических различий между мужчинами и женщинами и выявление причин гендерного неравенства. Марксистский, неоклассический, институциональный подходы к изучению источников, масштабов и механизмов проявления гендерных экономических различий.
ТЕМА 4. Тендерная социализация в современном обществе (4 часа)
Гендерная роль и гендерная идентичность. Связь гендерной идентичности с биологическим полом. Социализация и тендерные стереотипы в современном обществе.
Механизмы гендерной социализации. Моделирование. Роль поощрения и наказания. Особенности гендерной социализации в концепциях Н. Ходороу, А. Гидденса.
Семья как важнейший институт первичной гендерной социализации. Роль женщины и мужчины в формировании мышления, психологии и качеств личности у мальчиков и девочек. Модели поведения в ближайшем окружении ребенка и их воздействие на процесс усвоения гендерных норм. Институт бабушек и дедушек: специфика российского и зарубежного опыта.
Гендерная социализация в дошкольном учреждении: усвоение традиционных социополовых ролей в игровом и познавательном поле. Технологии «навязывания» поведенческих стереотипов по половому признаку (выбор игр, игрушек для мальчиков и девочек, занятий по ручному труду, содержание заданий по математике, детские праздники и т.д.).
Гендерная социализация в процессе обучения. Феминизация учительства и ее негативные последствия. Гендерные стереотипы в учебной и досуговой литературе для начального, среднего и старшего школьного возраста.
Направленность и формы проявления инициативы мальчиков и девочек в школе. Воспроизводство гендерных стереотипов в процессе профессионального обучения школьников.
Гендерная социализация в процессе профессионального обучения студенчества. Гендерные различия при выборе профессии, построении жизненной стратегии юношей и девушек.
Роль СМИ в процессе усвоения гендерных ролей и стереотипов. Содержание рекламы. Явный и скрытый сексизм в телевизионных передачах.
Вопросы для обсуждения
1. Вспомните, какие гендерные нормы (в поведении, интересах, навыках и умениях) Вы усвоили в детском и подростковом возрасте.
2. Под чьим влиянием сформировались Ваши ценности, сделан выбор профессии, выбрана цель в жизни (матери, отца, сестры, брата, подруги, друга, бабушки, дедушки)? Оцените свой жизненный выбор с позиции гендерного подхода, насколько нейтрально от Вашей гендерной идентичности Вы его сделали?
3. Насколько, по Вашему мнению, гендерно стереотипизирована российская телевизионная реклама? Приведите конкретные примеры.
4. Какие качества Вы бы хотели воспитать у своих будущих детей («мужественные», «женственные», андрогинные)? Обоснуйте Вашу точку зрения.
5. Проанализируйте содержание досуговой литературы, настольных игр для мальчиков и девочек. На выполнение каких гендерных ролей они ориентируют?
6. Побеседуйте с младшими братьями и сестрами, подростками из числа знакомых на тему: «Хотел бы ты изменить свой пол? Доволен/довольна ли ты тем, что ты родился мальчиком / что ты родилась девочкой? Почему?»
ТЕМА 5. Мужчина в российском обществе и его проблемы (4 часа)
Мужчина в профессиональной сфере: доминирование в управлении и политике, экономической, финансовой, научной элите; «маскулинизированные» отрасли экономики; гендерный дисбаланс в оплате труда между отраслями и внутри них.
Проблемы мужчин в трансформирующемся обществе: противоречия между стереотипной ролью «добытчика» и реалиями рынка труда.
Стереотипы маскулинности в российской массовой культуре, рекламе, СМИ, степень их соответствия реальным статусным характеристикам современных мужчин.
Роль мужчины в семье. Участие в формировании и расходовании семейного бюджета, ведении домашнего хозяйства, воспитании детей. Специфика подготовки молодого человека к семейной жизни в российской семье. Формы развлечения мужчин.
Здоровье мужчин как важная государственная проблема: специфика заболеваемости, сферы риска, причины высокого уровня смертности в трудоспособном возрасте. Репродуктивное здоровье мужчин. Образ жизни и отношение к собственному здоровью. Алкоголизм, наркомания, курение. Суицид.
Вопросы для обсуждения
1. Не считаете ли Вы, что традиционный мужской стиль жизни не соответствует современным социальным условиям, что это слишком большая цена за господствующее положение в обществе? Обоснуйте Вашу точку зрения.
2. Выскажите свое мнение о причинах резкого сокращения продолжительности жизни мужчин.
3. Если Вы будете работать руководителем линейного звена, будете ли Вы бороться с пьянством, пристрастием к пиву, курением среди мужчин-рабочих или это, по Вашему мнению, слагаемые образа жизни российского мужчины, которые уже не изменишь? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Надо ли изменять роль мужчины в семье и в каком направлении? Какими способами?
5. Справедливо ли закрепление за мужчиной роли «добытчика» в современных условиях? Какими последствиями это оборачивается для самого мужчины?
6. Назовите сферы общественной жизни, в которых мужчины имеют явные преимущества или, наоборот, ущемляются их права.
7. С какими трудноразрешимыми проблемами встречается современный российский мужчина на производстве?
ТЕМА 6. Женщина в современном российском обществе
и ее проблемы (4 часа)
Гендерный дисбаланс в сферах управления, политики, предпринимательства, экономической, финансовой, научной элитах. Низкий уровень заинтересованности федеральной и региональных элит в продвижении женщин на уровень принятия государственных и экономических решений.
Специфика менталитета, патриархальность, патернализм в массовом сознании российского женского социума. Профессиональный труд, семья, здоровье, карьера в системе ценностей российской женщины. Степень и формы адаптивности к новым социально-экономическим условиям. Социальное настроение. Уровень
интернальности и экстернальности. Стратегии развития и выживания в системе жизненных ориентаций.
Проблемы участия женщин в неформальном секторе экономики.
Сексуальные домогательства на работе; неготовность общества к осознанию проблемы.
Здоровье женщины: репродуктивные права, проблемы абортов, уровень заболеваемости. Образ жизни и отношение к собственному здоровью. Алкоголизм, курение. Суицид.
Вопросы для обсуждения
1. Есть ли, на Ваш взгляд, принципиальные отличия в образе жизни, ценностных ориентациях женщин и мужчин? Надо ли их устранять?
2. В чем заключаются гендерные различия в здоровье мужчин и женщин?
3. Как Вы понимаете содержание репродуктивных прав женщин и мужчин? Ваше отношение к абортам?
4. С какими специфическими проблемами встречается женщина в производственном коллективе и как их разрешить?
5. Как предотвратить алкоголизацию женской молодежи? Ваше мнение.
6. Охарактеризуйте степень зависимости женщины.
ТЕМА 7. Гендерные проблемы семейных отношений.
Российская семья в конце ХХ — начале XXI века. Неоплачиваемый домашний труд:
экономические последствия (6 часов)
Тенденции трансформации российской семьи в постсоветский период: переход к стратегии выживания как основной для большинства семей; сокращение рождаемости в связи с возможностью «планирования семьи»; возрастание роли семьи как фактора психологической защиты в нестабильном внешнем мире; рост экономического значения семьи; рост числа семей с одним родителем.
Социокультурный и исторический контексты формирования гендерных отношений в российской семье.
Традиционный (патриархальный), эгалитарный и смешанный типы семейных отношений. Гендерная асимметрия в сфере домашнего труда. Семья и домохозяйство. «Новая теория домашнего хозяйства» Г. Беккера: семья как активный производитель потребительских благ. Технологии производства потребительских благ. Время членов семьи как важнейший ресурс для домашнего производства. Проблемы оплаты домашнего труда. Проблемы совмещения профессиональной, семейной ролей и личностной самореализации для мужчин и женщин. Применение гендерного подхода к анализу домашней работы, оплачиваемой работы и распределению доходов в семье.
Типология семейных конфликтов. Кризис семейного авторитета. Семьи «новых русских». Алкоголизм, наркомания и конфликты в семье. Гендерные аспекты семейных конфликтов.
Влияние гендерных стереотипов на воспитание мальчиков и девочек в семье.
Вопросы для обсуждения
1. Какой тип семейных отношений (традиционный, эгалитарный, смешанный) Вы бы выбрали для своей будущей семьи?
2. В чем, на Ваш взгляд, заключается гендерная асимметрия в сфере домашнего труда?
3. Что мешает супругам равномерно распределить семейные обязанности?
4. Ваше мнение о проблеме оплаты домашнего труда.
5. Каковы, на Ваш взгляд, пути повышения роли отца в семье?
ТЕМА 8. Гендерные аспекты современной социальной политики и их влияние на трудовой коллектив (6 часов)
Социальная политика: сущность, задачи и функции. Гендерные аспекты социальной политики:
в сфере занятости (соотношение женщин и мужчин по отраслям производства, в бизнесе, в социальной сфере, гендерные различия в оплате труда, новые рабочие места для мужчин и женщин, занятость замужних женщин и др.);
в сфере образования (доступность образования для юношей и девушек, гендерные различия в профессиональном образовании, в сфере науки и др.);
в сфере здравоохранения (гендерный анализ уровня заболеваемости населения, продолжительность жизни мужчин и женщин, группы риска, репродуктивное поведение граждан, система охраны здоровья родителей и детей и др.);
в сфере пенсионного обеспечения (гендерные различия в уровне жизни и размере пенсий лиц пожилого возраста, гендерные аспекты пенсионной реформы и др.);
в сфере семейно-брачных отношений (государственная семейная политика, материнское и родительское право, формы социальной поддержки молодых семей и др.).
Гендерный анализ в социальной политике. Цели: выявление потенциального и фактического различия воздействия политических курсов, программ и законодательства на социальный статус гендерных общностей; обеспечение равнозначных результатов для женщин и мужчин, мальчиков и девочек при осуществлении социальных программ.
Методы гендерного анализа: сбор и обработка информации, изучение гендерной статистики, гендерная экспертиза законопроектов, консультации с экспертами, женскими и мужскими организациями и др.
Критерии эффективности социальных программ с позиции гендерного подхода.
Gendermainstreaming. Компоненты социальной политики, направленной на достижение гендерного равенства, в странах Северной Европы, Германии и Канаде.
Типы социальной политики, затрагивающей интересы женщин и мужчин: патриархатная, патерналистская, либеральная, эгалитарная.
Этапы российской государственной социальной политики в отношении женщин (1861-1917 гг.; 1917-1991 гг.; 1992-2001 гг.). Историко-социологический анализ политики в сферах занятости, обеспечения политических прав, здравоохранения, образования, социального обслуживания.
Гендерные аспекты социальной политики в трудовом коллективе: поддержка молодых родителей, обеспечение равного доступа работников — мужчин и женщин к
повышению квалификации, служебная карьера, смягчение гендерного дисбаланса в оплате труда и др.
Вопросы для обсуждения
1. Какой тип социальной политики в отношении женщин и мужчин как социально-демографических общностей характерен для современной России?
2. Прослеживается ли преемственность в российской государственной политике в отношении женщин на протяжении ХХ столетия?
3. Видите ли Вы противоречия в политике в сфере занятости в отношении женщин? Если да, то какие?
4. Ваше мнение, правомерно ли запрещать принимать на работу женщин на профессии с вредными для здоровья условиями труда? Что это, по Вашему мнению, забота о здоровье женщин или дискриминация по признаку пола?
5. Должен ли, на Ваш взгляд, менеджер линейного звена заботиться о гендерном балансе в оплате труда, уровне квалификации, служебном росте работников? Обоснуйте свое мнение.
ТЕМА 9. Тендерный подход к анализу труда и занятости (4 часа)
Гендерная асимметрия в сфере занятости в период экономических трансформаций 90-х годов ХХ века в России: сокращение количества занятых женщин, рост женской безработицы, маргинализация специалистов с высшим образованием, диспропорции в оплате труда, нарушение трудовых прав женщин при приеме и увольнении с работы.
Гендерноасимметричные тенденции концентрации мужского и женского труда в различных профессиональных сферах. Скрытая безработица «с женским лицом». Женщины в неформальном секторе экономики: формы дискриминации.
Трудовой кодекс 2002 года и его возможное влияние на гендерное измерение занятости.
Гендерная специфика поведения работника при увольнении, переживаниях последствий безработицы, в ходе поиска работы, профессиональной переподготовки и приема на работу. Учет зарубежного опыта.
Оплачиваемый и неоплачиваемый труд женщин как экономическая проблема.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое биодетерминизм в сфере разделения профессиональных ролей мужчин и женщин? Приведите примеры биодетерминистского подхода к занятости работников на предприятиях, где Вы проходили производственную практику.
2. Почему уличная торговля стала сферой применения женского труда? Как можно оценить последствия этой проблемы для российского общества?
3. Какой работник выгоден для производства с точки зрения инженерно-технического специалиста: мужчина или женщина, с детьми или без детей?
4. Есть ли, на Ваш взгляд, пути осуществления контроля над соблюдением прав человека в неформальном секторе экономики?
5. Проанализируйте рекламные объявления о найме на работу, брачные
объявления (в прессе и на Интернет-сайте), телевизионные рекламные ролики на предмет содержания и воспроизводства гендерных стереотипов.
ТЕМА 10. Влияние гендерных стереотипов на выбор жизненной стратегии и профессиональное самоопределение личности (4 часа)
Сущностная характеристика жизненных стратегий как способности к самостоятельному построению своей жизни.
Детерминанты экономического поведения женщин и мужчин: ценностные ориентации, потребности, интересы, гендерная идентичность, профессиональная идентификация, уровень гендерного неравенства, условия для профессиональной самореализации.
Классификация жизненных стратегий по целеполаганию: выживание, развитие, успех, благосостояние. Компоненты каждой из стратегий применительно к гендерной самоидентификации мужчин и женщин.
Факторы, определяющие гендерную специфику жизненной стратегии личности в современном российском обществе.
Тендерная специфика экономического поведения населения на потребительском рынке.
Семейная самоидентификация личности и построение жизненных планов. Семья и карьера в жизни женщины.
Влияние гендерных стереотипов на выбор профессии: что есть на рынке труда «женское» и «мужское» дело. Факторы, сдерживающие карьерные устремления девушек.
Вопросы для обсуждения
1. Должны ли быть отличия в жизненных стратегиях женщин и мужчин?
2. Какое место, на Ваш взгляд, занимает семья в жизненных планах мужчины и женщины? Дайте сравнительный анализ.
ТЕМА 11. Профессиональная карьера: тендерный аспект (4 часа)
Понятие «профессиональная карьера» как поступательное движение личности в какой-либо сфере деятельности; изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с профессиональной деятельностью.
Профессиональная карьера в системе ценностей мужчин и женщин (по
данным социологических исследований). Ранжирование значимости атрибутов карьеры для мужчин и женщин (получение больших полномочий, более высокого статуса, власти, материального благополучия).
Факторы, влияющие на осуществление профессиональной карьеры:
качественные характеристики женской и мужской рабочей силы (уровень квалификации, владение новыми информационными технологиями и т.д.),
степень бытовой загруженности (как правило, у женщин значительно выше, чем у мужчин, что сдерживает их карьерные устремления),
степень гендерной стереотипизации массового сознания,
уровень интернальности (ориентации на собственные силы) и экстернальности (зависимости от государства).
Семейная идентификация личности и ее профессиональная карьера. Типология женщин в зависимости от их профессиональной и семейной идентификации: женщины, ориентированные на карьеру, на профессиональный труд, на неполный рабочий день и уход за детьми, на ведение домашнего хозяйства.
Профессиональная карьера и семья в жизненной стратегии мужчин:
расстановка приоритетов.
Различия в профессиональном целеполагании и целедостижении мужчин и женщин:
образование как фундамент карьеры (прерывистость у женщин, непрерывный характер у мужчин);
женщины способствуют росту профессиональной мобильности мужчин за счет собственных перспектив, освобождая их от выполнения домашних обязанностей;
гендерные различия в доминантах профессиональной карьеры (у женщин — интересы семьи, у мужчин — реализация профессионального потенциала, успех).
Гендерный анализ карьеры по ее видам: изучение длительности прохождения каждого этапа карьеры представителями различных социополовых групп, выявление сходства и различия у женщин и мужчин. Четыре модели служебной карьеры.
Карьера «трамплин» как длительный подъем по служебной лестнице с постепенным ростом потенциала, знаний, опыта и квалификации специалиста. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться в ней в течение длительного времени, затем «прыжок с трамплина» — уход на пенсию. Характерна как для мужчин, так и для женщин — специалистов и руководителей.
Модель карьеры «лестница» предусматривает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет собой определенную должность, которую работник занимает фиксированное время (не более 5 лет). Каждую новую должность работник занимает, как правило, после повышения квалификации. Характерна в большей степени для мужчин.
Модель карьеры «змея» предусматривает горизонтальное продвижение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время (1-2 года). Характерна для обоих полов.
Модель карьеры «перепутье» предполагает по истечении определенного фиксированного или переменного срока работы прохождение руководителем или специалистом комплексной оценки (аттестации), по результатам которой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности. Характерна в большей степени для женщин.
Вопросы для обсуждения
1. Как Вы считаете, есть ли гендерные различия в длительности прохождения этапов профессиональной карьеры?
2. Какие факторы могут повлиять на осуществление Вашей профессиональной карьеры?
3. Какая модель карьеры в большей степени характерна для женщин и для мужчин? Обсудите ответ
ТЕМА 12. Гендерный подход в управлении деловой карьерой персонала (2 часа)
Гендерное планирование профессиональной карьеры как научное обоснование рационального возраста и нормативных сроков занятия должностей с учетом пожеланий и личности мужчин и женщин. Учет гендерных ролей, их изменчивости на протяжении жизни. Устранение «карьерных тупиков», сужающих
возможности для продвижения по службе женщин, имеющих детей. Определение путей служебного роста для мужчин и женщин.
Специфика выстраивания карьеры у молодых специалистов — юношей и девушек. Формирование резерва на руководящие должности: как достичь гендерного баланса? Планирование профессиональной карьеры специалистов-женщин с учетом выполнения ими функции материнства.
Гендерная дифференциация в сфере управления предприятием. Гендерный анализ состава руководящих кадров. Понятие «позитивная дискриминация». Технологии достижения гендерного баланса при формировании руководящих кадров предприятия.
Вопросы для обсуждения
1. Как устранить «карьерные тупики», сужающие возможности для продвижения по службе женщин, имеющих детей?
2. Как достичь гендерного баланса при формировании резерва на руководящие должности?
3. Как провести гендерный анализ состава руководящих кадров?
4. Какие технологии достижения гендерного баланса при формировании руководящих кадров предприятия Вы считаете наиболее эффективными?
ТЕМА 13. Гендерный подход как метод повышения эффективности работы
руководителей промышленных организаций
(2 часа)
Основные направления работы линейных руководителей промышленной организации, требующие применения гендерного подхода:
• анализ рынка труда;
• разработка стратегии управления персоналом, планирование и прогнозирование потребности в персонале;
• формирование кадровой политики и контроля деловой карьеры;
• разработка системы средств стимулирования труда;
• формирование социальной инфраструктуры;
• подготовка и повышение квалификации кадров;
• организация рекламы.
Цели реализации гендерного подхода в практической деятельности промышленной организации:
• устранение гендерного дисбаланса в структуре управленческих кадров;
• создание мужчинам и женщинам равных шансов при приеме на работу, повышении квалификации, продвижении по службе;
• достижение гендерной симметрии в оплате труда, системе морального и материального поощрения.
Технологии осуществления гендерно-чувствительного стиля руководства:
• Разработка систем оценки претендентов на вакантную должность, способствующих снижению гендерной асимметрии. Оценка профессиональной компетенции кадров с
использованием анкет, тестов без указания пола. Устранение дискриминации по полу в рекламных объявлениях при наборе персонала.
• Создание системы планирования, прогнозирования и маркетинга персонала с учетом профессиональной компетентности, элиминирующей половую принадлежность.
• Разработка программы поддержки женщин и мужчин, ориентированных на карьеру.
• Внедрение режима повышения квалификации, удобного для женщин и мужчин, выполняющих семейные обязанности.
• Мониторинг системы оплаты труда с целью выявления и устранения гендерной асимметрии.
• Гендерный анализ системы морального поощрения работников.
• Диверсификация социальной инфраструктуры организации: медицинского обслуживания персонала, удовлетворения потребностей в дошкольных учреждениях, санаторно-курортном лечении, организации летнего отдыха детей.
• Гендерное образование управленческого персонала организации.
Учебные задания:
1. Создайте в ходе совместного обсуждения стереотипные образы современных мужчины и женщины.
2. Выделите качества, которые могут мешать мужчинам и женщинам — руководителям предприятий, менеджерам среднего звена в их работе.
3. Подумайте и обоснуйте ответ: под чьим руководством Вы хотели бы работать: женщины или мужчины?
4. Выберите «идеальный» (с точки зрения психологического климата и производственной активности) трудовой коллектив и обоснуйте свою точку зрения:
а) коллектив состоит из работников-женщин,
б) коллектив состоит из работников-мужчин,
в) коллектив состоит из женщин, но руководит им мужчина,
г) коллектив состоит из мужчин, но руководит им женщина,
д) коллектив объединяет в равной степени мужчин и женщин, половая принадлежность менеджера не имеет значения.
ТЕМА 14. Тендерные аспекты повышения качества работы социологов и психологов на предприятии (2 часа)
Сферы профессиональной деятельности, требующие гендерного подхода:
• определение системы ценностей и предпочтений у мужчин и женщин на производстве;
• выявление гендерных стереотипов в сознании персонала промышленных предприятий;
• создание социально-психологического климата, благоприятного для повышения эффективности работы персонала независимо от половой принадлежности;
• консалтинг линейных руководителей при реализации гендерного подхода в их практической деятельности.
Способы реализации гендерного подхода: консультирование, проведение мониторинга общественного мнения, социального настроения и ценностных ориентаций работников, социологических опросов, психологических тренингов; гендерная экспертиза рекламной продукции, управленческих решений, планов и программ.
Изучение качественных характеристик работы, значимых для мужчин и женщин на промышленном предприятии, закрепленных в гендерных стереотипах:
• уровень оплаты труда и возможность его повышения;
• статусные характеристики занимаемой должности и возможность карьерного роста;
• содержательность и интересный характер работы;
• максимальное использование своей квалификации и возможность ее повышения;
• наличие социальных гарантий на производстве;
• график работы предприятия;
• близость места работы от места жительства;
• развитость социальной инфраструктуры;
• благоприятный моральный климат.
Выявление гендерных стереотипов при выборе работниками ценностных приоритетов в работе, при формировании их социальных ожиданий, реализации на практике способов и методов социальной активности, определение степени их влияния на внедрение новшеств и социально-экономических изменений в производство.
Выявление каналов поддержания гендерных стереотипов, наиболее характерных для данной организации. Определение социальных групп, где преобладают гендерные стереотипы, работа в этих группах.
Корректировка стиля работы руководителя, оптимального для разных типов коллективов: с преобладанием мужского труда, с преобладанием женского труда; смешанного типа.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Gender mainstreaming. Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин. Заключительный доклад о деятельности группы специалистов по вопросу о комплексном подходе к проблеме равенства женщин и мужчин. Страсбург, 1998.
Абубикирова Н. И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996.
№ 6.
Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
Айвазова С. Гендерное равенство в контексте прав человека. М., 2001.
Айвазова С. Г. Контракт «работающей матери»: советский вариант // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
Айвазова С., Кертман Г. Женщины на рандеву с российской демократией. М.,
2001.
Антология гендерной теории. М., 2000.
Бабаева Л. В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь. М., 1997.
Бабаева Л. В. Женщины: актуальные направления социальной политики // Социс. 1997. № 7.
Бабаева Л. В., Нельсон Л. Деловая активность женщин в новых социально-экономических структурах // Социологические исследования. 1992. № 5.
Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Бизнес-элита России: Образ мышления и типы поведения // ЭКО. 1995. № 1.
Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Деловая сила «слабого пола» // ЭКО. 1996. № 5. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Социс. 1996. № 3. Бабаева Л. В., Чирикова А. Е. Женщины в бизнесе // Человек и труд. 1995. № 12. Бабосов Е. М. Социология управления: Учеб. пособие для студентов вузов. Мн.,
2001.
Барсукова С. Ю. Специфика женского предпринимательства // Социс. 1999. № 8. Баскакова М. Е. Равные возможности и гендерные стереотипы на рынке труда. М., 1998.
Безлепкина Л. Ф. Государственная политика в отношении женщин в процессе общественного развития // Интеграция женщин в процессе общественного развития. М., 1994.
Бовуар С. де. Второй пол: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой. М.; СПб., 1997. Т. 1, 2
Брайсон В. Политическая теория феминизма / Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. М., 2001.
Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие. Ч. 1, 2. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001.
Введение в гендерные исследования: Учеб. пособие / Под ред. И. В. Костиковой. М., 2000.
Вислова Н. Л. Планирование и развитие карьеры женщин на государственной службе // Женщина в сфере управления: проблемы и технологии: Межвуз. сб. науч. ст. Иваново, 1999.
Владимиров А. Может ли женщина быть преуспевающим предпринимателем // Проблемы теории и практики управления. М., 1992. № 2.
Воронина О. Женский вопрос // СССР: демографический диагноз. М., 1990. Воронина О. Женщина в мужском обществе // СОЦИС. 1998. № 2.
Воронина О. Женщина и социализм: опыт феминистского анализа // Феминизм: Восток. Запад. Россия. М., 1993.
Воронина О. А. Гендер // Женщина плюс... 2001. № 2.
Воронина О. А. Формирование гендерного подхода в социальных науках // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
Гендер как интрига познания: Сб. ст. / Сост. А. В. Кирилина. М., 2000.
Гендерная экспертиза российского законодательства / Отв. ред. Л. Н. Завадская. М., 2001.
Гендерные аспекты социальной трансформации / Отв. ред. М. М. Малышева, М.,
1996.
Гендерные аспекты социальной трансформации: Сб. науч. ст. М., 1996. Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин, Пекин, 4-5 сентября 1995 г. М., 1996.
Гендерные стереотипы в социокультурных процессах средних городов России: (Региональные аспекты): Материалы круглого стола, Иваново, 14 декабря 2001 г. // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.
Гендерные тетради. СПб., 1997. Вып.1.
Гендерные тетради. СПб., 1999. Вып. 2.
Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.
Григорьева Н. С., Чубарова Т. В. Гендерный подход в здравоохранении: Учеб. пособие. М., 2001.
Груздева Е. Б. Совмещение женщинами профессиональной и семейной ролей: Проблемы и пути их решения // Интеграция женщин в процесс общественного развития. М., 1994.
Гурко Т. А. Гендерная социология // Социология в России. М., 1996.
Давыдова Н. МГлава семьи: распределение ролей и способ выживания // Общественные науки и современность. 2000. № 4.
Доклад четвертой Всемирной конференции по положению женщин: ООН, Пекин, 17 октября 1995 г. М., 1996.
Дряхлов Н. И., Давыденко В. А. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра // СОЦИС. 1997. № 7.
Егорова Л. С. Жизненные стратегии: Гендерный аспект. Иваново, 1999.
Егорова Л. С. Гендерные стереотипы в управлении // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.
Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.
Женское предпринимательство: мотивации, положение, перспективы: Итоговый доклад для комиссии Европейского Союза. М., 1992.
Женщина в меняющемся мире: Межвуз. сб. науч. тр. Иваново, 1991.
Женщины в бизнесе: Реф. сб. / Отв. ред. М. В. Павлова. М., 1993.
Женщины в обществе: реалии, проблемы, прогнозы / Отв. ред. Н. М. Римашевская. М., 1991.
Женщины в политике и управлении: история и современность: Тез. Всерос. науч.-практ. конф., Ярославль, 18-19 октября 1999 г. Иваново, 1999.
Женщины и мужчины России: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000.
Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России. М., 1999.
Здоровье женщин России: Аналитический доклад. М., 1998.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 1998. № 3/4.
Здравомыслова Е., Беликова Н., Темкина А., Чуйкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. Сб. ст. СПб., 2001.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России: Введение // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. науч. ст. СПб., 1996.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // СОЦИС. 2000. № 11.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6.
Интеграция женщин в процессе общественного развития: Сб. науч. ст. М., 1994.
Карелова Г. Н. Женское предпринимательство в России: состояние, тенденции, перспективы // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.
Карябина Э. Г., Шаманова Л. Н., Балабанов А. С. Сексуальные преследования женщин на работе // Женщина в зеркале социологии: Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. О. А. Хасбулатова. Иваново, 1997. Вып. 1.
Кваша А. Л. Демографическая политика в СССР. М., 1981.
КияноваМ. К. Женщины и бизнес: две ловушки на пути к вершинам // ЭКО. 1995. №
4.
Клецина И. С. Гендерная социализация: Учеб. пособие. СПб., 1998.
Козмецкий Р. Женщина в бизнесе. СПб.,1992. Комаров Е. И. Женщина-руководитель, М., 1989.
Кон И. С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М., 2001.
Кон И. С. История и теория «мужских исследований» // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
Кон И. С. Российский мужчина и его проблемы // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. М.,
1980.
Конституция Российской Федерации. М., 1993. Конституция СССР. М., 1977.
Конусов Ю. А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и социальная структура. М., 1987.
Концепция улучшения положения женщин в РФ // Женщина в российском обществе. 1996. № 2.
Корбут Л. В., Поленина С. В. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: Сб. док. М., 1997.
Корхова И. В. Гендерные аспекты здоровья // Народонаселение. 2000. № 2.
КочкинаЕ. В. Женщины в российских органах власти // Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.
Кузнецов А. Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов, 1995. Лавриненко Н. В. Женщина: самореализация в семье и обществе: (Гендерный аспект). Киев, 1999.
Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // СОЦИС. 1996. № 5.
Лапин Н. И., Беляева Л. А., Наумова Н. Ф., Здравомыслова А. Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.
Малышева М. М.Современный патриархат: Социально-экономическое эссе. М.,
2001.
Малютина Т. Г. Отличительные черты женского предпринимательства в России // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ. М., 2002.
Махмутова Е. Н. Ценностные ориентации женщин-предпринимателей: социальные перспективы реализации // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.
Мезенцева Е. Гендерная экономика: теоретические подходы // Вопросы экономики. 2000. № 3.
Мезенцева Е. Профессиональная карьера в банковском бизнесе, или Приближение к «стеклянному потолку» // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ. М., 2002.
Михайловская И. С. Женщины и бизнес // Занятость населения в условиях перехода к рыночной экономике. Н. Новгород, 1994.
Морозов А. В. Деловая психология: Курс лекций. СПб., 2000.
Обеспечение равенства полов: политика стран Западной Европы / Под ред. Ф. Гардинер. М., 2000.
Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000.
Пособие по гендерному анализу: (Для Министерства развития людских ресурсов Канады). М., 2001.
Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания: В 2 т. М., 1998.
Проблемы равноправия: Док. и материалы: (На примере ЕС, Швеции, Финляндии и Германии). М., 2000.
Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. 2000. № 3.
Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учеб. М., 2000.
Раковская О. А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин // Гендерные аспекты социальной трансформации: Сб. науч. ст. М., 1996.
Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: Поиск альтернатив. М., 1995.
Римашевская Н., Ванный Д., Малышева М. и др. Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году. М., 1999.
Руководство по гендерно-чувствительным индикаторам. М., 2001.
Саралиева З. М., Татарченко А. Ф., Балабанов С. С. Проблемы адаптации женщин к новым условиям жизни: (По итогам социологического исследования) // Женщина в зеркале социологии: Межвуз. сб. науч. ст. / Отв. ред. О. А. Хасбулатова. Иваново, 1997. Вып. 1.
Саралиева З. М., Балабанова Е. С. Социальное иждивенчество и адаптация женщин к новым экономическим условиям // Там же.
Семья в современном европейском обществе. М., 1996.
Социальная феминология: Учеб. пособие / Под ред. О. А. Хасбулатовой. Иваново,
1998.
Социология для технических вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
Степанова Н. М. Женщины в парламенте: «роскошь» или необходимость // Женщина в обществе: мифы и реалии: Сб. ст. М., 2000.
Стрекалова Н. Д. Стратегия развития системы бизнес-образования: гендерный подход: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2000.
Темкина А. Женский путь в политику: гендерная перспектива // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период: Сб. науч. ст. СПб., 1996. Вып. 4.
Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О. А. Ворониной. М., 2001.
Технологии включения женщин в сферу бизнеса: Российский и канадский опыт: Учеб.-метод. пособие. Иваново, 2000.
Тимофеев М. Ю. Охотники на привале: (Семиотика российской маскулинности в фильмах А. Рогожкина «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки») // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.
Томпсон Д. Л., Пристли Д. Социология: Вводный курс: Пер. с англ. М., 1998. Трофимова Е. И. О концептуальных понятиях и терминах в гендерных исследованиях и феминистской теории // Женщина в российском обществе. 2000. № 4.
Труд, семья, быт советской женщины: Сб. ст. М., 1990.
Ушакин С. А. Видимость мужественности // Знамя. 1999. № 2.
Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера: (DOING GENDER) / Пер. Е. А. Здравомысловой // Гендерные тетради. СПб., 1997. Вып. 1.
Фонг М. Роль женщин в перестройке российской экономики. Вашингтон, 1994.
Хасбулатова О. А. Эволюция государственной политики в отношении женщин в России (1860-1917, 1917-1991): (Исторический обзор) // Интеграция женщин в процесс общественного развития. М., 1994.
Хасбулатова О. А. Эволюция российской государственной политики в сфере занятости женщин (1900-1998 гг.) // Экономическая история России: проблемы, поиски, решения: Ежегод. Волгоград, 1999.
Хасбулатова О. А., Егорова Л. С. Социальное настроение и ценностные ориентации женщин и мужчин России: (По материалам мониторинга 1991-2000 гг.). Иваново, 2001.
Хасбулатова О. А. Российская государственная политика в XX столетии: гендерный анализ // Женщина в российском обществе. 2000. № 3.
Хоткина З. Женщина на рынке труда и просто на рынке: (Права женщин в сфере неформальной занятости) // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания. М., 1998.
Хоткина З. А. Гендерный подход к анализу труда и занятости // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». 2-е изд. М., 2000.
Чепуренко А. Ю., Обыденнова Т. Б. Отношения в малом предпринимательстве: проблемы работающих женщин // Общественные науки и современность. 2000. № 4.
Чирикова А. Е. Деловая женщина в экстремальных ситуациях // Социс. 1998. № 10.
Чирикова А. Е. Женщина-директор в деловой и приватной жизни // Женщина в российском обществе. 2000. № 4.
Чирикова А. Е. Женщина во главе фирмы. М., 1998.
Чирикова А. Е. «Локомотивы» женского бизнеса в России // ЭКО. 1996. № 9.
Чирикова А. Е. Мужчина и женщина во главе фирмы: сравнительный анализ делового поведения // Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы / Отв. ред. А. Н. Седловская, И. М. Семашко. М., 1999. Т. 1.
Чирикова А. Е. Проблемы становления женского предпринимательства и интеграционные процессы в России // Женское предпринимательство в экономике России и СНГ: Сб. М., 2001.
Чирикова А. Женщина-менеджер в современном бизнесе // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
Чирикова А. Е., Кричевская О. М.Социально-психологические проблемы становления женского предпринимательства. М., 1996.
Чирикова А. Е., Кричевская О. М. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ «я» // Социс. 2000. № 11.
Шведова Н. А. Гендерный подход как фактор политической культуры // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций. М., 2001.
Шведова Н. А. Методологические аспекты гендерной теории: (Вопросы и ответы) // Женщина в российском обществе. 2000. № 3.
Шибанова Е. А. Стереотип маскулинности в советской и современной российской песне // Женщина в российском обществе. 2001. № 3/4.
Шинелева Л. Т. Женщина и общество: (Декларации и реальность). М., 1990.
Шуванов И. Б., Шаповалов В. И. Мировые тенденции развития женского предпринимательства // Женщина в российском обществе. 1998. № 1.
Ярская-Смирнова Е. Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки гендерных исследований. М., 2001.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Гендерная асимметрия, гендерное равенство: сущностные характеристики.
2. Понятия «мужественности», «женственности», «андрогинности».
3. Гендерная теория: новая научная парадигма второй половины ХХ века.
4. Феминизм как научное направление.
5. Политические теории феминизма.
6. Гендерные исследования за рубежом.
7. Гендерные исследования в России.
8. Гендерный подход в гуманитарных науках.
9. Гендерные исследования и гендерное образование в системе высшей школы России.
10. Социализация и гендерные стереотипы в современном обществе.
11. Гендерная роль и гендерная идентичность.
12. Гендерная социализация в процессе обучения.
13. Гендерная социализация и СМИ.
14. Мужчина в российском обществе и его проблемы.
15. Женщина в российском обществе и ее проблемы.
16. Здоровье мужчин и женщин как социальная проблема.
17. Репродуктивные права личности.
18. Гендерные аспекты социальной политики.
19. Гендерный анализ в социальной политике.
20. Этапы российской социальной политики в отношении женщин.
21. Гендерные аспекты социальной политики в трудовом коллективе.
22. Гендерная асимметрия в сфере занятости
23. Жизненная стратегия личности: гендерный аспект.
24. Профессиональное самоопределение личности: гендерный аспект.
25. Профессиональная карьера: гендерный аспект.
26. Гендерный анализ различных видов карьеры.
27. Гендерная дифференциация в сфере управления предприятием.
28. Технологии достижения гендерного баланса при формировании руководящих кадров предприятия.
29. Основные направления работы линейных руководителей промышленной организации, требующие применения гендерного подхода.
30. Технологии осуществления гендерно-чувствительного стиля руководства.
31. Гендерное образование управленческого персонала организации.
32. Сферы профессиональной деятельности социолога и психолога предприятия, требующие гендерного подхода.
33. Способы осуществления гендерного подхода в работе социолога на предприятии.
34. Женщины в сфере предпринимательства в России: проблемы и перспективы.
35. Технологии достижения гендерной симметрии в оплате труда, системе морального и материального поощрения.
36. Гендерно-чувствительная и гендерно-нейтральная системы подбора кадров на предприятии.
37. Гендерная специфика экономического поведения населения на потребительском рынке.
38. Gendermainstreaming.
39. Российская семья в постсоветский период.
Гендерные проблемы семейных отношений