Научная статья на тему 'Гражданское общество и его потребности в социально-нормативном регулировании'

Гражданское общество и его потребности в социально-нормативном регулировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1777
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CIVIC COMMUNITY / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SOCIAL REGULATION / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / NORMATIVE REGULATION / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / RULE-OF-LAW STATE / ПРАВО / RIGHT / ПРАВОВЫЕ ЗАКОНЫ / LAWFUL LAWS / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIAL VALUES / RIGHT AND THE FREEDOM OF PERSONALITY / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макеев Василий Васильевич, Шепелев Владимир Иванович

В статье обосновывается актуальность и практическое значение социально-нормативного регулирования как основы плодотворного функционирования гражданского общества и правового государства. Подчеркивается, что в условиях утверждения демократических ценностей приоритетный характер нормативного регулирования состоит в упорядочении жизнедеятельности членов гражданского общества, строящегося на реальном признании личности, ее прав и свобод в качестве высшей социальной ценности. Гражданское общество, по мнению авторов, испытывает естественную потребность как в ценностях права, так и в регулятивном потенциале норм общественного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макеев Василий Васильевич, Шепелев Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY AND ITS NEEDS FOR SOCIAL AND STANDARD REGULATION

In the article urgency and practical value of socialnormative regulation as the bases of the fruitful functioning of civic community and rule-of-law state are based. It is emphasized that under the conditions of asserting the democratic values the priority nature of normative regulation consists of the ordering of the vital activity of the members of civic community, which is constructed on the real acknowledgement of personality, its rights and freedoms as the highest social value. It is asserted that essentially the civic community experiences natural requirement both in the values of right and in the regulating potential of the standards of public behavior.

Текст научной работы на тему «Гражданское общество и его потребности в социально-нормативном регулировании»

ального регулирования - нормативно-регулятивной системы гражданского общества.

Совокупность сложившихся в обществе принципов, норм, средств регулирования представляет собой наиболее мощное и эффективное нормативно-регулятивное ценностное явление в механизмах социального упорядочения жизнедеятельности гражданского общества и каждого его члена. Нормативно-регулятивная система специфически проявляет свой многогранный потенциал во всех значимых сферах общественной жизни, по принципам долженствования проникает в определенные стороны бытия, частной жизни и разнообразной деятельности людей.

Наибольшей степени эффективности и социальной значимости нормативно-регулятивная система достигает в условиях демократизации общественной жизни, реального проявления жизненности принципов свободы, справедливо-

сти, гуманизма, признания личности, ее прав и свобод в качестве высшей ценности. Они приводят к положительным изменениям всех сторон жизни членов общества, что вызывает соответствующий социальный резонанс, положительно сказывается на состоянии и развитии общественного и индивидуального сознания, мышления и в конечном счете на поведении людей.

Литература

1. Вопленко Н. Н. Право в системе социальных норм. Волгоград, 2003.

2. Кудрявцев Ю. В. Понятие и виды социальных норм // Социальные отклонения. М., 1984.

3. Плахов В. Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.

4. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1995. Вып. 1. Т. 1.

УДК 340.132 ББК 67.0

В. В. Макеев, В. И. Шепелев

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-НОРМАТИВНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

В статье обосновывается актуальность и практическое значение социально-нормативного регулирования как основы плодотворного функционирования гражданского общества и правового государства. Подчеркивается, что в условиях утверждения демократических ценностей приоритетный характер нормативного регулирования состоит в упорядочении жизнедеятельности членов гражданского общества, строящегося на реальном признании личности, ее прав и свобод в качестве высшей социальной ценности. Гражданское общество, по мнению авторов, испытывает естественную потребность как в ценностях права, так и в регулятивном потенциале норм общественного поведения.

Ключевые слова: гражданское общество, социальное регулирование, нормативное регулирование, правовое государство, право, правовые законы, социальные ценности, права и свободы личности.

CIVIL SOCIETY AND ITS NEEDS FOR SOCIAL AND STANDARD REGULATION

In the article urgency and practical value of social- normative regulation as the bases of the fruitful functioning of civic community and rule-of-law state are based. It is emphasized that under the conditions of asserting the democratic values the priority nature of normative regulation consists of the ordering of the vital activity of the members of civic community, which is constructed on the real acknowledgement of personality, its rights and freedoms as the highest social value. It is asserted that essentially the civic community experiences natural requirement both in the values ofright and in the regulating potential of the standards of public behavior.

Keywords: civic community, social regulation, normative regulation, rule-of-law state, right, lawful laws, social values, right and the freedom ofpersonality.

Посредством социального регулирования человечество всегда стремилось не только осмыслить организационные формы, но и найти способы, которыми возможно его обеспечить, ус-

тановить взаимосвязь между членами общества, их семейными и коллективными образованиями. Процесс воздействия на сознание, волю и поведение членов общества в конечном счете

определяеи социальный порядок, соответствовавший уровню развития жизнедеятельности общества. В условиях становления современного гражданского общества складывающийся общественный порядок призван отражать в первую очередь интересы и потребности большинства его членов, инициировать и обеспечивать реализацию приоритетных прав и свобод каждой личности.

Человека в формирующемся гражданском обществе прежде всего интересуют жизненно важные стороны его бытия, связанные с его социальным и материальным положением. Производными от этого становятся познание, освоение способов, приемов, средств, обеспечивающих и гарантирующих основы более или менее достойного человеческого существования, устойчивого и предсказуемого положения людей в иерархии общественных отношений, где и реализуются их приоритетные права и свободы. Этими обстоятельствами обусловлены становление, функционирование и развитие системы и механизмов целенаправленного упорядочения общественных отношений, обеспечения должного общественного порядка, поддержания устойчивого социального и правового статуса каждой личности.

Особенностью системы социального регулирования является курс на формирование таких нормативных средств и механизмов, которые обладают потенциалом целенаправленного воздействия на сознание, мышление, психологию, мировоззрение и в конечном счете реальное поведение членов общества и деятельность их разнообразных ассоциаций. Объективная потребность в упорядочении жизненно важных общественных отношений и лежит в основе формирования необходимых регулятивных норм, средств, механизмов.

Разумеется, неоднозначно складывающийся регулятивный инструментарий может не только благоприятно влиять на личность и общество, но и противодействовать, вредить их интересам и потребностям. Это связано с тем, что в жизнедеятельности людей существуют и пересекаются противоположные, исключающие друг друга жизненные устремления, намерения, цели. Соответствующие индивиды, группы, слои, партии и иные социальные, политические, религиозные и иные структуры общества могут придерживаться иных взглядов, идеологических ориентаций и целевых установок и тем самым вступать в про-

тиворечие с другими частями общества. В таком противостоянии выявляются истинные и ложные намерения соответствующих структур общества. Система социального регулирования определяет курс значимого, объективно необходимого упорядочения всего многообразия общественных отношений.

В условиях утверждения демократических ценностей, формирования гражданского общества и правовой государственности особое значение приобретает эффективная практическая сторона социального регулирования, строящаяся на началах признания личности, ее прав и свобод в качестве высшей социальной ценности.

В реальном гражданском обществе личность посредством соответствующих официально-властных структур, самодеятельных корпораций, иных общественных институтов получает реальную возможность участвовать в интересующих ее сферах общественной и частной жизни. Это значит, что каждый член общества в состоянии создавать себе благоприятные условия для достижения соответствующих жизненных устремлений, реализации приоритетных прав и свобод.

Сущность гражданского общества определяется активными, творческими, инициативными акциями граждан и полноценной, насыщенной, целенаправленной деятельностью их разнообразных объединений. Участие широких слоев населения в жизнедеятельности гражданского общества, как правило, обеспечивается и определенным образом гарантируется реальным процессом становления и функционирования основ демократической правовой государственности, наличием системы правовых законов, что должно находиться под естественным контролем институтов гражданского общества.

Приложение потенциала правового государства к процессам развития гражданского общества расширяет и усиливает возможности его институтов, активизирует инициативы личности. Гражданское общество при этом не может допускать никаких попыток «огосударствления» его общественных и частных сфер жизнедеятельности. Ответственный подход гражданского общества к формированию правового государства обусловлен тем, что оно по своей природе и сущности призвано служить интересам своих членов, а не подстраиваться под властные структуры. Гражданское общество - это не государственно-политическая,

а социально-экономическая и личная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними [2, с. 10]. Ценность гражданского общества состоит в том, что его структурные элементы нацелены на обеспечение должного общественного порядка, гармоничного состояния взаимоотношений между людьми во всех ведущих сферах жизнедеятельности.

Сущность гражданского общества приобретает реальный смысл и находит свое истинное предназначение только тогда, когда его жизненное пространство наполняется многообразной, целенаправленной, социально значимой деятельностью свободных, инициативных людей, преследующих собственные интересы и потребности. Достижение указанных личностных интересов гармонично сочетается с процессом удовлетворения социальных, политических, духовных и иных притязаний другими членами общества.

Гражданское общество - это не только особая сфера взаимосвязи и взаимодействия граждан, но и активно функционирующая система многочисленных общественных объединений, социальных слоев, действующих в соответствии с целевой направленностью и вне ограничивающего влияния государственных структур и механизмов. Общественно-политические, профессиональные, культурно-просветительские, благотворительные, творческие, спортивные, религиозные организации и объединения выполняют исключительно важные для общества и его членов функции по обеспечению должного порядка во всей системе общественных отношений и удовлетворению жизненных запросов значительной части членов общества.

По мере своего совершенствования и развития гражданское общество становится системой, интегрирующей общественные, частные, личностные интересы и потребности. Оказывая определенное влияние на экономическую, социальную, политическую, культурную, духовно-нравственную сферы жизнедеятельности людей, гражданское общество превращается в мощный передаточный и связующий механизм, благодаря которому налаживаются объективно необходимые и практически значимые формы связи и взаимодействия общественных и частных структур с государством в целом и его соответствующими звеньями.

Гражданское общество исходит из необходимости:

- постоянного укрепления, совершенствования и развития подлинно демократических институтов и учреждений;

- экономической свободы и независимости членов общества, приобщенных тем или иным образом к многообразию форм собственности и видов деятельности;

- равенства граждан перед законом и судом;

- реального обеспечения и гарантирования социальной и правовой защиты прав и свобод человека и гражданина;

- создания благоприятных условий для формирования и функционирования легитимных политических партий, общественных объединений граждан и иных организаций;

- беспрепятственного и самостоятельного функционирования средств массовой информации и свободного доступа граждан к источникам информации;

- формирования духовно-нравственной, образовательно-интеллектуальной и культурно-мировоззренческой среды как основы становления личности гражданина;

- поддержания порядка в системе общественных отношений посредством права и иных видов правил общественного поведения.

Особое место в системе обеспечения плодотворного и стабильного функционирования гражданского общества и его институтов должны занимать право и совокупность действующих правовых норм. Будучи адресованы приоритетным, жизненно важным интересам, потребностям, притязаниям членов гражданского общества, правовые ценности определяют систему гарантий достойного существования каждой личности.

Право как явление цивилизации и культуры, аккумулятор естественных идей и принципов, обусловленных природой общества и человека, в условиях функционирования и развития гражданского общества призвано наращивать и усиливать свой ценностный потенциал. Оно «соответствует уровню развития общества, отражает глубинные процессы, происходящие в нем, является частью его культуры... Несмотря на многообразие своих проявлений, право, рассмотренное как целостность, всегда имеет значение социокультурной ценности. Иными словами, на социальном уровне оно воспринимается как форма добра, как необходимое, естественное, значимое условие жизни общества» [5, с. 208-209].

Однако в жизнедеятельности гражданского общества право не может занимать доминирующего положения, поскольку это претит самой природе и сущности гражданского общества, функционирующего на началах самодеятельности, самоорганизации, самоуправления. Посредством правовых норм гражданское общество обеспечивает порядок и устойчивость в самых приоритетных сферах общественной жизни. В первую очередь правовые нормы направлены на обеспечение реализации и защиту жизненно важных прав и свобод человека и гражданина. Для внесения упорядоченности в систему других многочисленных общественных отношений институты гражданского общества прямо или косвенно используют всю совокупность норм общественного поведения.

Будучи мерой долженствования, правила общественного поведения становятся в условиях функционирования гражданского общества наиболее эффективными средствами воздействия на сознание и характер поступков участников разнообразных общественных отношений. Общественные, по сути, нормативные регуляторы занимают приоритетное положение в гражданском обществе, потому что имеют четкую ориентацию именно на свой тип общественных отношений, адресованы тому субъекту поведения и деятельности, который, обладая набором необходимых прав и свобод, стремится своими инициативными акциями обеспечить себе достойное существование.

Нормы общественного поведения располагают необходимым арсеналом средств и механизмов воздействия на случаи отклонения субъектов общественных отношений от требуемых стандартов поведения. Система нормативных регуляторов благодаря своему ценностно-позитивному потенциалу поддерживает тот порядок в системе общественных отношений, который предопределяет дальнейшее прогрессивное развитие гражданского общества, повышение жизненного уровня людей, гарантирует реальное достижение жизненных интересов и потребностей большинству членов общества. Позитивная сущность норм общественного поведения обусловливает ту благоприятную и надежную регулятивную основу, благодаря которой жизнь гражданского общества и его членов протекает в рамках долженствования, исходит из интересов каждой личности.

Поведенческая притягательность и практическая значимость общественных социальных

норм в гражданском обществе не в последнюю очередь связаны с тем, что действующие нормативные регуляторы относятся к явлениям цивилизации, предстают в качестве важного элемента человеческой культуры. Под цивилизацией же понимается совокупность организационных средств (программ деятельности), при помощи которых люди стремятся достичь общественных целей, заданных существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней [4, с. 799]. В ряду таких средств и символов существенное место занимают социальные нормы. Они постоянно совершенствуются и видоизменяются под непосредственным влиянием достижений цивилизации, вносят свой регулятивный и охранительный вклад в становление и развитие основ гражданского общества.

Опираясь на ценности и достижения культуры и образования, проникая во все сферы общественной и частной жизни, социальные нормы совершенствуют позитивный характер общения между людьми и тем самым привносят элементы требуемого порядка во все значимые области общественной и индивидуальной жизни. Действующие нормы общественного поведения отражают, фиксируют и привносят в жизнедеятельность членов гражданского общества духовно-нравственные ценности, ориентирующие поведение личности на достижение благовидных результатов.

В нормах общественного поведения, проявляющих свой регулятивный потенциал в жизнедеятельности гражданского общества, находят отражение достижения политической, нравственной, эстетической, религиозной и иной культуры. Эти нормативные регуляторы не могут полноценно функционировать вне связи с культурным достоянием гражданского общества, поэтому их необходимо рассматривать в качестве непременного компонента той культурной среды, которая формируется в соответствующих сферах гражданского общества.

Система нормативных регуляторов, существующих в гражданском обществе, характеризуется тесной взаимосвязью различных видов социальных норм, включая правовые нормы и правила общественного поведения. При этом приоритетное значение имеет взаимодействие юридических и нравственных норм (морали). В условиях становления и функционирования гражданского общества и правового государства оно затрагивает самые сущностные, острые, болез-

ненные аспекты взаимоотношений между членами общества, обществом и государством.

Взаимодействие правовых норм и норм морали в немалой степени обусловлено тем обстоятельством, что право есть «низший предел, или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный» [3, с. 535]. Назначение права состоит в установлении совместной жизни людей так, чтобы на столкновения, взаимную борьбу, ожесточенные споры тратилось как можно меньше душевных сил [1, с. 24]. Нормы и принципы нравственности обогащают ценностный регулятивный потенциал права, усиливают систему действующего законодательства, которая непременно должна быть представлена правовыми законами.

Нравственные регуляторы носят универсальный характер, затрагивают все стороны жизнедеятельности общества и человека, прилагают должным образом свой потенциал и в тех жизненных пространствах, где господствует право, функционируют соответствующие правовые нормы. Взаимодействие правовых и нравственных регуляторов проявляет себя в наиболее жизненно важных, судьбоносных общественных отношениях, определяющих устойчивость, тенденции и перспективы развития общественной и частной жизни.

Анализ повседневной жизни людей, характера деятельности властных структур и должностных лиц нередко приводит к выводу о том, что сами нравственные ценности утрачивают свое практическое значение, а следовательно, обнаруживается дефицит указанных ценностей во многих законах и подзаконных нормативных актах. Причины этого кроются в негативно складывающихся жизненных обстоятельствах, в снижении качества конкретных нормативно-правовых актов, отклоняющихся от истинных правовых ценностей. Но, будучи ценностными общественными явлениями, реальными нормативными регуляторами, право и нравственность (их принципы и нормы) во взаимосвязи с другими видами социальных норм непременно проявят заложенный в них мощный потенциал в процессе воздействия на соответствующие общественные отношения, несмотря на все возможные издержки и противоречия. По мере развития граждан-

ского общества и его институтов потребность в тех или иных нормативных регуляторах будет постоянно возрастать.

Коллизии в нормативном регулировании следует усматривать не в ценностном потенциале права, нравственности, позитивных норм общественного поведения, а в характере и особенностях самих общественных отношений, в содержании действующего законодательства и конкретных юридических норм.

Если члены гражданского общества неодобрительно, скептически, с элементами разочарования оценивают какой-либо принятый нормативно-правовой акт, то это еще не свидетельствует об утрате ценностных свойств права. Так же как глумление над принципом социальной справедливости, аморальные акции в определенных сферах общественной жизни не служат доказательством потери моралью своего естественного ценностного содержания. Ценностный потенциал норм общественного поведения непременно будет внедряться в систему правовых законов, проникать в правовые отношения, правовое сознание, правовую культуру, законодательную и правоприменительную деятельность.

Таким образом, можно утверждать, что в процессе развития гражданского общества и правового государства многоцелевое нормативное регулирование будет более активно влиять на установление должного общественного порядка, содействовать практической реализации прав и свобод человека и гражданина.

Литература

1. Ильин И. А. Порядок или беспорядок? М., 1917.

2. Матузов Н. И. Гражданское общество: сущность и основные принципы // Правоведение. 1995. № 3.

3. Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1998.

4. Новейший философский словарь / глав. науч. ред. А. А. Грицанов. Минск, 1999.

5. Поляков А. В. Общая теория права. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.