Гражданское общество как общество, находящееся в услужении интересам личности и отстаивающее ее права и свободы, заинтересовано в совершенствовании и функционировании такой системы законодательства, которая не оставляла бы места для произвола государственных и муниципальных структур, должностных лиц, склонных к посягательству на социальный и правовой статус членов общества. «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую понуждает его природа, - указывал И. Кант, - достижение всеобщего правового гражданского общества» [1, с. 95]. Жизнедеятельность членов развивающегося гражданского общества может успешно и полноценно осуществляться при опоре на правовые ценности, к числу которых относятся естественное право и основанные на нем правовые законы.
Ценностями признаются те предметы, состояния, которые обеспечивают индивиду (или группе) психическое равновесие, дают удовлетворение, чувство хорошо выполненного долга [2, с. 125]. По мнению В. Г. Графского, право, воспринимаемое в качестве ценности по своей природе и назначению, предстает высокоэффективным средством поддержания мира и порядка, защиты от произвола и других несправедливых акций. Благодаря естественному праву, позитивное право получает то ценностное содержание, которое обеспечивает личности достойное положение в социуме.
Гражданское общество характеризуется единством свободы и права, где свобода представлена как «возможность делать ради своего счастья все, что не вредит счастью других членов общества» [3, с. 118]. Ш. Монтескье писал: «Свобода есть право делать все, что дозволено законом. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане» [4, с. 209].
В условиях подлинной демократии и развивающегося гражданского общества государство и право как универсальные общественные феномены призваны «обеспечить в большинстве случаев хотя бы в минимальной мере - высшие универсальные ценности - справедливость, равенство, свободу, общее благо, порядок и безопасность. Право как ценность представляет собой гарантию от произвола и беззакония» [5, с. 14].
Хотя гражданское общество и представляет собой систему институтов и учреждений, действующих на началах самоорганизации и самоуправления, ему для полновесного и всестороннего осуществления своих функций приходится в необходимых случаях опираться на регулятивный и охранительный потенциал права. Полноценная жизнедеятельность гражданского общества и его членов объективно не совместима с юридическими предписаниями, противодействующими правам и свободам человека и гражданина.
Следовательно, система построения и функционирования гражданского общества созвучна идеям и принципам естественного права, поскольку личность - главный потребитель правовых ценностей. Неотчуждаемые и приоритетные права и свободы каждого человека освящены непреходящими ценностями естественного права. Любое нелегитимное посягательство на специфическую природу гражданского общества со стороны государственных структур и малейшее нелегитимное ограничение прав и свобод личности - свидетельство явного пренебрежения идеями и принципами естественного права.
Природе гражданского общества и естественного права соответствует такое состояние общественных отношений, при котором обеспечивается действительное равенство членов данного общества. Г. Гегель указывал, что социальная и юридическая свобода, частная собственность, механизмы охраны и защиты права, наличие совершенного законодательства обретают жизненный смысл только при наличии реального равенства членов общества. Такое гражданское общество данный мыслитель усматривал в том буржуазном обществе, которое сложилось «лишь в современном мире...» [6, с. 228].
Подлинное равенство граждан, наличие у них реальных прав и свобод в решающей степени определяют конструкцию правовой основы гражданского общества. Наличие такого ценностного правового статуса позволяет каждой личности активно участвовать в соответствующих общественных отношениях и благодаря этому достигать необходимых жизненных целей. Ценности естественного права, обогащая правовую основу гражданского общества, вносят элементы устойчивости и
предсказуемости в систему многообразных общественных отношений, регламентируемых правовыми нормами.
Естественное право раскрывает свой ценностный потенциал всегда там, где действуют свободные, самостоятельные и в определенной мере независимые члены гражданского общества, стремящиеся всесторонне использовать правовые возможности в целях практической реализации своих прав и свобод. Возможность такого правового выбора - закономерность функционирования гражданского общества, признающего и отстаивающего равные возможности и равную ответственность для своих членов.
Полноценное налаживание правовой основы гражданского общества не может состояться вне естественной и практически необходимой взаимосвязи с государством, постепенно обретающим свойства правового государства. Еще Аристотель отождествлял гражданское общество с государством, имея в виду «правильное государство» («политию»), в котором верховная власть исходит из всеобщего блага, предоставляет членам общества возможность реального и равноправного участия во «всех выгодах общественной жизни» [7, с. 94]. Дж. Локк исходил из идеи о том, что гражданское общество должно господствовать над государствам. Он высказывался о необходимости такой правовой организации государственной власти, которая отстаивала бы идеи о реализации и защите неотчуждаемых прав и свобод человека. Локк приходит к выводу о таком естественном состоянии гражданского общества, которое позволяет его членам максимально использовать свободу своих действий и самостоятельно распоряжаться своим имуществом [8, с. 7].
По мнению Г. Гегеля, гражданское общество представляет собой такое самостоятельное явление, которое существует и функционирует не до и не внутри государства, а наряду с ним [6, с. 228]. Гражданское общество - сфера реализации частных интересов соответствующих индивидов [6, с. 227].
Государство крайне редко может служить надежным гарантом полнокровного функционирования социума, которому необходима устойчивая опора, способная уравновешивать силу государства. Такая сила воздействия, с которой вынуждено считаться государство, может быть представлена развитым гражданским обществом. К. А. Струсь отмечает: «Полноценное гражданское общество возможно тогда, когда оно находится в состоянии равноправного партнерства и качественного правового взаимодействия с государством» [9, с. 3].
Гражданское общество заинтересовано в сильном государстве, не способном перерасти в диктатуру и повести репрессивную политику в отношении общества. В свою очередь, государство нуждается в развитом гражданском обществе, благодаря которому оно постепенно обретает свойства правового государства [10, с. 91-94]. В. Г. Беляев подчеркивает: «Правовое государство -государство, уже реально подчинившее себя гражданскому обществу и собственным законам на основе верховенства права над ним и собой» [11, с. 11-12]. В то же время правовой характер гражданского общества исключает возможность его доминирования над государством, но и не допускает вмешательства государства в его внутреннюю жизнь. В отношениях с государством гражданское общество исходит из определенного равновесия, равновеличия [10, с. 91-94].
Обеспечивая интересы и потребности своих членов, гражданское общество открыто для восприятия идей и принципов естественного права. Воспринимая правовые ценности, гражданское общество очерчивает те правовые рамки, которые не позволяют государственным структурам произвольно вмешиваться в жизнедеятельность институтов данного общества, посягать на права и свободы личности. Возникающие противоречия и конфликты между структурами гражданского общества и государства должны разрешаться политическими и правовыми средствами. При этом решающую роль призваны играть идеи естественного права, согласно которым на первом плане должны быть интересы человека - главной ценности гражданского общества.
Гражданское общество возникает тогда, когда складывается совокупность общественных институтов, готовых к равноправному диалогу с учреждениями государства и способных противостоять политической экспансии государства, быть его противовесом [10, с. 91-94]. Исходя из интересов, прав и свобод человека гражданское общество призвано «контролировать» деятельность государства и его властных структур.
В целях достижения гармонии с государством гражданское общество должно всячески содействовать усилению правовой активности граждан в сферах реализации своих прав и свобод, достижения жизненных устремлений. Легитимная активность граждан, с одной стороны, укрепляет позиции самого гражданского общества, а с другой - сковывает возможные произвольные акции государства, повышает его ответственность перед членами общества.
Делая ставку на ценности естественного права, гражданское общество получает те дополнительные ресурсы, которые сдерживают произвол государства, создают необходимые условия для того, чтобы права и свободы человека и гражданина не просто декларировались, конституционно закреплялись, а реально обеспечивались. Ценностный потенциал естественного права позволяет членам гражданского общества обретать, прежде всего, личную свободу - самое главное естественное состояние каждого человека. Вне свободы иные права и жизненные интересы утрачивают свой ценностный смысл.
Свобода каждого члена общества должна заключаться в том, чтобы никто не мог принудить его быть счастливым по чужому усмотрению, каждый человек вправе искать счастья на том пути, который ему представляется наиболее интересным и предпочтительным, при этом он не должен наносить ущерба свободе и интересам других людей [12, с. 285].
Свобода - важнейший принцип и исходный ценностный компонент естественного права. Благодаря действительной свободе каждый человек планирует свои жизненные акции и реально действует в соответствии с собственными интересами и потребностями, самостоятельно выбирает свое поведение, ориентируясь на сложившиеся правила общежития. Члены общества обладают реальной и относительной свободой, которая позволяет им осуществлять выбор не противоречащих нормам и ценностям данного общества жизненных целей и средств их достижения [13, с. 1070].
Свобода как величайшее благо гражданского общества, утверждаемое потенциалом естественного права, дает возможность каждому человеку совершать многообразие действий и акций, не выходящих за рамки нравственных и правовых требований, позволяющих достигать соответствующих жизненных целей.
Характерная черта и основополагающая особенность естественного права заключается во всемерном поощрении свободы, свободы жизненного выбора - основы достижения жизненных приоритетов каждого человека. Однако при этом не должно быть посягательства на интересы и свободы других людей. Получая выгоды от собственной свободы, каждый человек не должен посягать на свободу других людей, не выбивать их из комфортного состояния в иерархии общественных отношений. В этом состоит высшая справедливость свободы, вытекающая из требований естественного права. Такое отношение к свободе должно приобретать ключевой характер в условиях становления и развития гражданского общества.
Полноценному развитию свободной личности содействуют, в первую очередь, институты самого гражданского общества (политические партии и движения, общественные объединения и организации, союзы, ассоциации, фонды, клубы по интересам, религиозные учреждения), которые при необходимости вступают в контакты, взаимодействие с соответствующими органами государства, используют ценностный потенциал права.
Действие ценностей естественного права вовсе не означает, что правовые законы как отражение этих ценностей должны занимать доминирующее положение в системе отношений гражданского общества. Самоуправление и саморегулирование - исходные начала функционирования гражданского общества, которое испытывает потребность в правовом регулировании лишь тогда, когда это имеет основополагающее значение. Тогда в действие могут вступать предписания правовых законов. Так, общие основы формирования и деятельности многообразных общественных организаций определены действующим законодательством, хотя «создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников» [14, с. 46].
Интересам гражданского общества соответствует такой правовой порядок, при котором социальное предназначение правового государства заключается не в том, чтобы осуществлять правовое регулирование значительной части общественных отношений, а в том, чтобы аппарат
государственного принуждения использовался только в случаях, «заранее оговоренных законом, причем так, что способы его применения можно заранее предвидеть» [15, с. 212].
Личность в гражданском обществе отдает отчет тому, что ее насущные интересы и потребности в большинстве своем обретают практический смысл только на основе действия правовых законов. В процессе реального пользования своими правами и свободами члены гражданского общества познают и признают социальную ценность естественного права, правовых законов, которые ориентируют каждую личность на выбор активных социальных и правовых жизненных позиций.
Проявление ценностного характера правовой основы гражданского общества заключено в том, что жизнедеятельность каждого человека строится на началах принципов равенства, свободы, справедливости, гуманизма, на нормах нравственности, приоритетном отношении к правам и свободам личности. В условиях формирования гражданского общества право становится эффективным средством обеспечения должного порядка в важнейших сферах жизнедеятельности людей, оно делает упор не на принуждение, а на устранение конфликтов и противоречий, достижение социального компромисса. Позитивное право обретает ценностную притягательность по мере освоения потенциала естественного права.
Естественноправовые ценности всегда исходят из сущностных интересов человека, а законы и подзаконные акты как источники сугубо позитивного права, в первую очередь, учитывают волю и интересы государства, властных структур и лишь потом обращены к потребностям членов общества. Именно в этом заключена разграничительная черта между правом как истинной ценностью и системой позитивного права, не воспринимающей в должной мере идеи и принципы естественного права.
Естественное право представляется тем социальным ориентиром, которому необходимо следовать, чтобы придать позитивно-привлекательный характер системе действующего законодательства, механизмам правового регламентирования. Естественное право - носитель тех ценностей, которые в условиях развития гражданского общества и правовой государственности становятся аккумулятором системы правовых законов - нормативного базиса достойной жизнедеятельности членов общества. Только на основе правовых законов позитивное право получает возможность обретать ценностные свойства и отстаивать жизненные интересы каждого человека. Только то право выполняет миссию существенной социальной силы общества, становится носителем социальной энергии и обладает способностью обеспечивать необходимый порядок в системе общественных отношений, естественным образом обретающих ценностные качества.
Действующее право, система законодательства находят свое практическое проявление в социальном назначении. Понятие «социальное назначение права» является предметом научного поиска. Право функционирует в тех социальных сферах, которые требуют правового регулирования, право здесь нельзя заменить какими-либо «альтернативными социальными регуляторами» [16, с. 120]. Право по своей естественной природе призвано служить исключительно интересам человека и укреплять основу его бытия - общество и государство. Еще Р. Иеринг отмечал, что «в большинстве случаев право достигает своей цели лишь потому, что привлекает на свою сторону интерес» [17, с. 44]. Правовые законы улавливают наличие определенных границ между интересами отдельной личности и интересами других членов общества, что вносит гармонию и порядок в систему общественных отношений.
Становление и функционирование гражданского общества могут успешно протекать лишь на надежной правовой основе. Поэтому институты гражданского общества воспринимают, признают, поощряют и внедряют все те правовые ценности, которые обусловливают и инициируют благоприятные условия для полноценной жизнедеятельности человека и гражданина. В ряду правовых ценностей особое место занимают идеи, принципы, требования естественного права.
По мере укрепления правовой основы гражданского общества устанавливаются объективные формы взаимосвязи между идеями естественного права и определенной частью того законодательства, творцом которого выступают компетентные органы государства и соответствующие органы местного самоуправления. Возникают реальные и обнадеживающие условия
для того, чтобы не противопоставлять ценности естественного права и приемлемые для жизнедеятельности личности юридические предписания.
Естественное право обладает несомненными достоинствами, ценностным потенциалом. Оно облагораживает достоинство человеческого существования, исходит из жизненно важных прав и свобод личности, ориентировано приоритетным интересам и потребностям практически каждого человека, что приобретает особое практическое значение в условиях становления и функционирования гражданского общества.
То обстоятельство, что естественное право акцентировано на начала разумности, нравственности и справедливости, только усиливает его ценностный потенциал. Позитивное право, действующие законы, сориентированные на указанные начала, тем самым идут навстречу естественному праву, осваивают его непреходящие ценности, отражают жизненные притязания членов гражданского общества. Сказанное означает, что между ценностями естественного права и мощным регулятивным потенциалом позитивного права сохраняется широкий простор для соотношения и взаимосвязи, усиления механизма правового регулирования, укрепления правовых позиций человека в обществе.
В условиях формирования гражданского общества складывается понимание того, что естественное право не подменяет собой позитивное право, а обогащает своим ценностным потенциалом действующее законодательство, отдает приоритет правовым законам, приближает их регулятивную направленность к интересам и потребностям каждой личности. Есть основания согласиться с мнением В. С. Нерсесянца о том, что естественное право - это правовая форма выражения первичности и приоритета естественного компонента над искусственным состоянием в человеческих отношениях [18, с. 153].
Действующее в обществе право как регулятор общественных отношений отражает в той или иной степени принципы равенства, свободы, справедливости в силу того ценностного воздействия, которое объективно оказывает на общественные отношения естественное право. Именно благодаря сущностному и ценностному потенциалу естественного права формальное равенство, состояние свободы и наличие справедливости в общественной и индивидуальной жизни обретают реальные черты, облекаются в нормативно-правовую форму, становятся практическим компонентом жизнедеятельности членов развивающегося гражданского общества.
Идеи, принципы, ценности естественного права в рамках реального гражданского общества находят свое практическое воплощение, поскольку отражают интересы, потребности, притязания личности, признаваемой высшей социальной ценностью. Гражданское общество находится в услужении человеку и гражданину и поэтому воспринимает требования естественного права в качестве ценностного средства, позитивно влияющего на правовую действительность.
В жизнедеятельности гражданского общества приоритетное значение приобретает преломление ценностей естественного права в содержании принимаемых и действующих правовых законов, которые в решающей степени определяют главную конструкцию правовой основы гражданского общества. На базе правовых законов устанавливается практическая взаимосвязь между потенциалом естественного права и системой позитивного права.
На основе изложенного материала логично сделать следующие выводы.
1. Гражданское общество, основываясь на началах самоорганизации, самоуправления, саморегулирования, при разрешении сложных жизненных проблем, в целях обеспечения достойного существования своих граждан опирается на надежный правовой потенциал.
2. Гражданскому обществу противопоказаны такие компоненты позитивного права, как неправовые законы. Данное общество открыто воспринимает ценности естественного права, поскольку они предопределяют интересы, права и свободы человека - главной социальной ценности.
3. Гражданское общество устанавливает необходимые формы связи с правовым государством, исходя из высших интересов человека - обеспечения его приоритетных прав и свобод. Поэтому данное общество нуждается в такой правовой основе, которая отвергает неправовые законы позитивного права и исходит из внедрения правовых законов, отражающих ценности естественного права. Именно естественное право - ведущий компонент правовой основы гражданского общества.
Трансформация ценностей естественного права в систему действующего законодательства дает возможность гражданскому обществу инициировать и поощрять процессы постепенной переориентации позитивного права с функций обслуживания сугубо государственно-властных интересов на учет и обеспечение приоритетных жизненных потребностей большинства членов общества. Такое преобразование позитивного права создает благоприятные условия для более полного приложения ценностей естественного права к жизнедеятельности членов развивающегося гражданского общества.
Литература
1. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения на немецком и русском языках. М., 1994. Т. 1.
2. Казимирчук В. П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права. М., 1995.
3. Гольбах П. А. Избранные произведения: в 2 т. М., 1963. Т. 1.
4. Монтескье Ш. Л. Избранные произведения. М., 1955.
5. Мартышин О. В. Проблемы ценностей в теории государства и права // Государство и право. 2004. № 10.
6. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
7. Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1997.
8. Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960. Т. 2.
9. Струсь К. А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003.
10. Гражданское общество России: перспективы XXI века / под общ. ред. В. Г. Марахова. СПб., 2000.
11. Беляев В. Г. Профессионализм как доминанта высшего юридического образования // Проблемы эффективности юридического образования / под общ. ред. Ф. В. Глазырина. Волгоград, 2002.
12. Кант И. Сочинения. Т. 1: Трактаты и статьи. М., 1994.
13. Большой энциклопедический словарь. М.; СПб., 1997.
14. Лейст О. Э. Общество, право и государство // Проблемы теории государства и права / под ред. М. Н. Марченко. М., 1999.
15. Хайек Ф. Дорога к рабству // Новый мир. 1990. № 7.
16. Правовая мысль XX века: сборник обзоров и рефератов. М., 2002.
17. Иеринг Р. Фон. Избранные труды. Самара, 2003.
18. Проблемы общей теории права и государства / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. М., 1999.