Научная статья на тему 'Гражданское образование как понятие и педагогическое явление'

Гражданское образование как понятие и педагогическое явление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4086
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНОВЕДЕНИЕ / ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Гражданское образование как понятие и педагогическое явление»

С. А. Морозова,

доцент кафедры теории права и гражданско-правового образования

ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПОНЯТИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

В настоящее время гражданское образование находится в центре внимания российской педагогической общественности. Термин «гражданское образование» получил распространение в научно-педагогической литературе. В российских школах уже несколько лет преподается специальный предмет «Граждановедение» как часть системы гражданского образования в школе. Наконец, прошел ряд семинаров и конференций, посвященных проблеме стандартов гражданского образования.

Актуальность проблем гражданского образования обусловлена, на наш взгляд, такими факторами, как изменение сущности российской государственности, осознание ценности гражданского общества, стремление сформировать российское гражданское общество, поиск национальной идеи, скрепляющей общенациональную идеологию. Процесс становления системы гражданского образования происходит в сложных, противоречивых условиях деидеологизации российского общества, когда государство, государственная власть, идеология как средство реализации политики государства рассматриваются исключительно тоталитарными явлениями. С другой стороны, в переходный период, в котором находится Россия, государство представляет собой национальную и социальную ценность. Это обусловлено тем, что государство может быть источником устойчивого правопорядка и безопасности общества, защитником прав и свобод человека и гражданина,

организацией, объединяющей все население страны независимо от социальных, национальных и религиозных различий. Все это, несомненно, проявляется в особенностях общественного сознания граждан России. Социологические исследования базовых ценностей свидетельствуют о нарастании дробности ценностного сознания населения страны. Часть граждан отчетливо осознает значение либерального гуманизма, положительно оценивает стремление к успеху, инициативе. Формирующиеся рыночные отношения уже оказали влияние на сознание подрастающего поколения. В сознании учащихся, вместо ранее преобладавших общественных интересов, стали превалировать общечеловеческие ценности, личные, в том числе материальные интересы. Половина респондентов считает смыслом жизни обеспечение материального благосостояния. Вместе с тем исследователи отмечают, что в сознании жителя России присутствует и признание государственной власти как ценности. Подавляющее большинство студентов на вопрос «Ваше отношение к Родине» отвечают, что, хорошая или плохая, она всегда остается Россией. Существующая дифференциация, противоречия ценностных ориентаций проявляются в разных подходах к пониманию сущности содержания, целей, структуры содержательной (предметной) области гражданского образования. Широкое толкование исходит из того, что содержание всех школьных предметов формирует человека-гражданина. Гражданское образование

в данном контексте — это образование, направленное на воспитание человека-гражданина, личности, которой присуще чувство гражданственности. Узкое толкование гражданского образования отождествляет гражданское образование с гражданско-правовым. Помимо вышеназванных, выделяется еще так называемое кон-таминационное (от латинского «смешение»), суть которого сводится к тому, что содержание гражданского образования представляет собой интеграцию общественных дисциплин. В рамках этого направления также существует несколько концептуальных моделей гражданского образования. В соответствии с первой моделью содержание гражданского образования определяют не основы общественных наук, например, экономики, социологии, политологии или этики, а проблемы общественной жизни. Именно они являются предметом содержания учебных дисциплин. Курсы, базирующиеся на этой концептуальной основе, как правило, носят четко выделенный воспитательно-образовательный характер.

Согласно второй концептуальной модели, гражданское образование — это интеграция трех гражданообразующих дисциплин: права, политологии и этики. Иногда в этот список включаются экономика и социальная философия. Смысл этого подхода состоит в том, что ученик продвигается от изучения отдельных тем гражданского образования к освоению наук, составляющих его фундамент, правоведения и политологии. Такое понимание предметной области гражданского образования соответствует моделям гражданского образования, используемым в США, Германии и, вероятно, в некоторых других западноевропейских странах.

Согласно третьему концептуальному подходу, гражданское образование является не самостоятельной образовательной системой, а одним из специфических направлений обществоведческого образования, подобно правовому образованию школьников. Гражданское образование

осуществляется в этом варианте через ин-тегративные обществоведческие курсы типа «Человек и общество».

Для выяснения места гражданского образования в системе образования России необходимо определить, как соотносятся понятия «гражданское образование» и «обществоведческое образование», правомерно ли подменять понятие «гражданское образование» понятием «обществоведческое образование» и, наоборот, допустимо ли отождествление этих понятий. В педагогической литературе понятие «гражданское образование» употребляется в разных, иногда даже взаимоисключающих смыслах. Этому способствуют и документы Министерства образования и науки РФ, составляющие нормативно-правовую базу гражданского образования. Содержание этих документов свидетельствует о том, что гражданское образование российских школьников имеет два доминирующих компонента — политологический и право-ведческий, хотя к модулям гражданского образования относят еще экономику и экологию. Если исходить из контекста этих документов, то ключевым для определения содержания гражданского образования является прежде всего понятие «гражданское общество». Предполагается, что цель гражданского образования состоит в подготовке учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом и правовом государстве, в гражданском обществе.

Существует три основных модели гражданского образования в России.

Первая модель исходит из широкого понимания сущности гражданского образования. Ее цель: формирование человека-гражданина как члена демократического общества, обладающего таким качеством, как гражданственность.

Вторая модель исходит из узкого понимания сущности гражданского образования. Ее цель: формирование гражданина конкретного правового государства.

Третья модель — контаминационная. Ее цель: воспитание гражданина правово-

го государства и активного члена гражданского общества средствами обществоведческих курсов. Разновидности третьей модели: самостоятельная система образования с доминирующими воспитательно-образовательными целями (изучаются проблемы общественной жизни на основе широкого спектра социогуманитарных дисциплин); самостоятельная система образования с доминирующими образовательно-воспитательными целями (изучаются основы политологии и правоведения как фундамента гражданского образования); специфическое направление обществоведческого образования.

В одном ряду с понятием «гражданское общество» стоит понятие «гражданственность», которое отражает качество человека, проявляющееся в его готовности и способности активно участвовать в делах общества. Гражданственность — это чувство сопричастности к делам общества. Идеология советской школы придавала, как известно, большое значение формированию у учащихся представлений о гражданственности и патриотизме. В связи с этим необходимо ясно представлять те сложности, которые все еще встречаются в процессе преодоления старых представлений. Необходимо быть готовым к проявлению неоэта-тических тенденций в процессе формирования гражданственности, типичных для советской школы времен перестрой-

ки. Особенно это актуально для той модели гражданского образования, которая выстраивается на основе политологических и правоведческих знаний.

Таким образом, важнейшая цель гражданского образования — это раскрытие перед школьниками перспектив жизни в гражданском обществе, воспитание гражданственности. Данная цель не является мифической, если учесть общесоциальную предпосылку эволюции советского социума в сторону гражданского общества. Об этом свидетельствует конституционная модель российского государства, тяготеющая к государству как суверенной системе органов, регулирующих социальные процессы, осуществляющих управление гражданским обществом, обеспечивающих созидание и выполнение законов, проведение общественной политики. Внедрение идеи гражданского общества в массовое сознание аналогично распространению представлений о правовом государстве через программы средней и высшей школы. Учитывая, что гражданское российское общество только зарождается, особое внимание в настоящее время необходимо уделять когнитивному компоненту гражданского сознания. Это поможет учащимся составить ясное представление о системе базовых понятий гражданского образования. Модель такой системы можно представить следующим образом:

Гражданское образование

Гражданское общество Демократическое государство

Их соотношение, взаимосвязь, обусловленность

Российское гражданское общество Российское демократическое государство

Гражданин как член общества

Общим является стремление к общему благу при соблюдении права на частную жизнь

Гражданин как человек, обладающий гражданством конкретного государства

Система ценностей

Гуманизм, права человека, свобода, ответственность, патриотизм Гражданственность, достоинство, экономическая свобода, свободный труд Демократия, государственный суверенитет, Конституция, приоритет права, конституционные права и обязанности гражданина Разделение властей, равенство, плюрализм, законность

Учитывая содержательный компонент гражданского образования, следует обратить внимание на богатые возможности для его реализации именно в рамках обществоведческих предметов и курсов. К сожалению, пока обязательный минимум содержания основного и среднего образования образовательной области «общест-вознание» требует от ученика основной школы знать базовые понятия гражданского образования — гражданин (в юридическом значении), права человека, правовое государство, гражданское общество, гуманизм, моральный выбор, любовь к Родине, свобода, ответственность, а выпускник средней школы уже может ограничиться понятием «правовое государство» и знанием международных документов по правам человека, а также основных черт гражданского общества. Тем не менее авторы учебных обществоведческих программ включают в цели своих курсов содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности. Среди вопросов, предлагаемых для изучения, можно отметить такие, как гражданское общество и правовое государство, сущность и основные принципы; гуманизм как моральный принцип; любовь к Родине; свобода и своеволие; гражданин — человек свободный и ответственный; высшие проявления гражданственности; гражданин, гражданство, государство.

Таким образом, второе ключевое понятие гражданского образования — «гражданин». Слово «гражданин» произошло от слова «город», то есть, гражданин — это первоначально житель города-государства. Со временем жители всех городов стали называться гражданами. Термин «гражданин» характеризовал социальный статус человека. В России после Февральской революции 1917 года термин «гражданин» приобрел юридическое значение, которое закрепляет юридический статус человека. В юридическом смысле «гражданин» — это человек, имеющий устойчивую правовую связь с государством,

выраженную в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Если исходить из сугубо юридического определения понятия «гражданин», то гражданское образование призвано способствовать предотвращению утраты социальной и государственной идентификации индивида; адаптации населения страны в новом демократическом государстве — России; восприятию идей демократии и гражданского общества, ибо, как утверждал Аристотель, каждый гражданин должен, по мере возможности, направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.

Современное государство — это, прежде всего, территориальная единица, поэтому обострения проблемы идентичности страны связано с проблемой территориальной целостности и осознанием населяющими страну людьми себя как граждан России. Частные исследования самоидентификации 17-летних учащихся одного их петербургских лицеев подтверждают наличие проблемы самоидентификации. На вопрос «Что такое гражданство?» из 40 респондентов только 16 человек определили гражданство как правовую устойчивую связь с государством, предполагающую наличие взаимных прав и обязанностей; 8 из 40 ответили, что не знают, что такое гражданство; а на вопрос «Являетесь ли вы гражданином?» трое отвечали, что не знают этого. Некоторые учащиеся, считающие себя гражданами, пояснили: гражданство для них важно потому, что государство дает гражданам защиту. На вопрос, какие качества личности присущи гражданину любого государства, были получены следующие ответы: патриотизм, знание законов страны, законопослушность, нравственность.

В современных представлениях о сущности гражданского образования часто смешиваются сугубо юридическое и социально-философское толкования понятия «гражданин». Такое положение не способствует четкому определению целей гражданского образования, что, в свою

очередь, осложняет разработку образовательных стандартов гражданского образования и достижение ожидаемых результатов. Исторический экскурс в эволюцию понятия «гражданин» помогает проследить его многозначность. Это обусловлено тем, что гражданин, по определению В. И. Даля, проявляет себя в своих взаимоотношениях с правительством, государством и ближними. Все это требует, чтобы субъекты гражданского образования определили свои позиции по отношению к этой дефиниции. На наш взгляд, составители учебных программ обязаны проинформировать адресата, какое содержание они вкладывают в ключевые, базовые понятия гражданского образования. Например, концепция гражданского образования в России наряду с юридическим смыслом не может обойти вниманием традиционную для российского миропонимания неэтатистскую сущность понятия «гражданин», в рамках которой под гражданином понимается человек, ответственный не только перед государством, но и перед обществом. Гражданин — это человек, движимый стремлением к общему благу. В этом смысле гражданин — это, прежде всего, нравственный человек. Выражая эту позицию, известный педагог В. А. Сухомлинский утверждал: для того чтобы заложить в годы детства основу человечности и нравственности, надо дать ребенку правильное видение добра и зла.

Дать это «видение добра и зла» есть задача дисциплин социально-гуманитарного блока, особенно родного языка, литературы, истории и философии. В этом смысле гражданское образование может осуществляться как на уроках базовых школьных предметов, так и в качестве надпредмет-ной формы деятельности, формы организации школьной жизни. Гражданское образование преследует свои специфические цели, использует различные области человеческого знания, имеет свою номенклатуру базовых, системообразующих понятий, поэтому оно вправе обладать относительной автономией, самостоятельно-

стью в рамках обществоведческого образования.

Важной особенностью гражданского образования в России является его идеологическая функция. Под идеологией в данном случае понимается система ценностей, лежащих в основе политического поведения как мотивация и обоснование действий. Актуализация проблем гражданского образования в настоящее время связана в первую очередь с его идеологической составляющей. Видимо, российское общество постепенно преодолевает закономерный этап деидеологизации и углубляется в поиск системы идеологических ценностей, сооветствующих современному развитию России. Складывается понимание, что духовность общества и особенно молодежи, прежде всего, связана с мировоззрением, формируемым под воздействием правящей или государственной идеологии. Демократическая Россия должна иметь объединяющую общенациональную идеологию. Таким образом, гражданское образование, по сравнению с другими направлениями образования, обладает значительным потенциалом, определяющим мотивы социального поведения, деятельности, ценностные ориентации и мировоззрение личности.

Содержание гражданского образования, в отличие от собственно обществоведческого и даже правоведческого и политологического, не может быть нейтральным к процессу восприятия, усвоения его учащимися, так как призвано активно и целенаправленно воздействовать на сознание ученика, на его умения критически мыслить, творить, оценивать с определенных идеологических позиций окружающую действительность.

Таким образом, гражданское образование — это личностно-ориентированное образование, направленное на развитие социальных свойств школьника, например, быть гражданином России и в юридическом, и в нравственном, и в нравственно-социальном смысле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.