Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / СТАТУС / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / КАТЕГОРИЯ «САМОЗАНЯТЫЙ» / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Егорова Дарья Сергеевна

В настоящем исследовании анализируются законопроекты, лежащие в основе развития института самозанятых граждан. Исследуется правоприменительная практика и проблемы регулирования гражданско-правового режима деятельности «самозанятых». Устанавливается правовое положение физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL STATUS OF SELF-EMPLOYED CITIZENS

This study analyzes the draft laws that underlie the development of the institution of self-employed citizens. The law enforcement practice and the problems of regulating the civil law regime for the activities of the "self-employed" are studied. The legal status of individuals applying the special tax regime "Tax on professional income" is established.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_8_84

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН CIVIL LAW STATUS OF SELF-EMPLOYED CITIZENS

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1.

E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

ЕГОРОВА Дарья Сергеевна,

студент Академии ФСИН России. 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1. E-mail: daria.egorova17@yandex.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, d.1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

EGOROVA Daria Sergeevna,

Student of the 571 group of the Institute of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, d.1. E-mail: daria.egorova17@yandex.ru

Краткая аннотация: В настоящем исследовании анализируются законопроекты, лежащие в основе развития института самозанятых граждан. Исследуется правоприменительная практика и проблемы регулирования гражданско-правового режима деятельности «самозанятых>. Устанавливается правовое положение физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

Abstract: This study analyzes the draft laws that underlie the development of the institution of self-employed citizens. The law enforcement practice and the problems of regulating the civil law regime for the activities of the "self-employed" are studied. The legal status of individuals applying the special tax regime "Tax on professional income" is established.

Ключевые слова: самозанятые граждане, статус, законодательство, налоговый кодекс, категория «самозанятый», налог на профессиональный доход, гражданский кодекс.

Keywords: self-employed citizens, status, legislation, tax code, self-employed category, professional income tax, civil code.

Для цитирования: Ивлиев П.В., Егорова Д.С. Гражданско-правовой статус самозанятых граждан // Аграрное и земельное право. 2023. № 8(224). С. 84-87. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_84.

For citation: Ivliev P.V., Egorova D.S. Civil law status of self-employed citizens // Agrarian and Land Law. 2023. No. 8(224). pp. 84-87. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_8_84.

Статья поступила в редакцию: 14.07.2023

Введение. В п.1 ст. 37 Конституции Российской Федерации (далее РФ) закреплена важнейшая норма-декларация, ставшая принципом трудового права, согласно которой «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». В России, как правовом государстве, труд считается объектом правовых отношений, включающий в себя множество правовых институтов, которые, несомненно, развиваются, учитывая стремительное изменение рынка труда, его глобализацию и интеграцию в международное сообщество.

Одной из законодательных новелл в области трудовых отношений стала введение налога на профессиональный доход, так называемый в народе «налог на самозанятых», или граждан, которые не имеют официального трудоустройства, но при этом располагают доходом за выполнение какой-либо работы. Для реализации столь сложного проекта был принят Федеральный закон от 27.11.2018 № 422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - Закон № 422-ФЗ). Новый налоговый режим, учитывая экспериментальный характер, стал объектом научного исследования и мониторинга его применения.

По состоянию на 30.11.2022 г. в РФ «самозанятыми» являются 6 330 223 человека (аналогичный период прошлого года (АППГ) - 3 641 116), из них: физические лица - 5 993 504 (АППГ - 3 424 928); индивидуальные предприниматели - 326 179 (АППГ - 216 188). Приведенные статистические данные указывают на увеличение самозанятых в РФ, что непосредственно отражает интерес общества в данном налоговом режиме.

Мы полагаем, что правовой механизм реализации «налога на профессиональный доход» невозможен без определения статуса физических лиц, которые осуществляют его уплату. При этом, ограничиваться теми правовыми категориями применительно к налогоплательщику, которые содержатся в Налоговом кодексе РФ (далее - НК РФ) не представляется возможным, поскольку как уже было отмечено выше предметом правоотношений помимо налогов является и сама деятельность, что является предметом комплексного изучения правосубъектности.

Цель исследования. Цель настоящего исследования представляет собой изучение теоретических и научных положений, регламентирующих правовой статус самозанятых граждан в Российской Федерации и выработку на их основе предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и практику его применения.

Методы исследования. При написании работы использовались общенаучные методы исследования: анализ и обобщение, синтез, индукция, моделирование. Применялись социологические методы по изучению и обобщению статистики, опроса граждан, специально-юридические

методы (формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, метод государственного и правового моделирования).

Тема данного исследования, безусловно, является новой и непроработанной полностью. Исходя из содержания п.1 ч.1 ст.1 Федерального Закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ действие закона в пространстве изначально распространялось на 4 субъекта РФ. Установлен срок действия эксперимента для данного налогового режима - до 31 декабря 2028 года включительно.

С 19 октября 2020 года льготный налоговый режим для самозанятых, более известный как налог на профессиональный доход, действует по всей стране (Федеральный закон от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ, далее - Закон о самозанятых). Любой желающий может принять в нем участие, но с определенными условиями.

С 1 января 2023 года, согласно Федеральному Закону от 21.11.2022 г. № 441-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", данный специальный режим будет доступен в городе Байконур. Его можно будет применять в течение всего срока действия договора аренды комплекса «Байконур» между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан.

В этой связи, необходимо отметить, что для государства данный налоговой режим, учитывая длительный срок эксперимента, носит стратегический характер.

Согласно текста пояснительной записки к проекту федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» основной целью законопроекта является решение ряда проблем, сдерживающих легализацию самозанятых граждан, в том числе за счет простоты регистрации в качестве налогоплательщика такого режима, а также исключения формирования отчетности. Принятие законопроекта позволит увеличить число физических лиц, ведущих деятельность в правом поле, а соответственно и поступления от них дохода бюджет. Реализация соответствующего правового механизма позволит решить ряд проблем, сдерживающих легализацию самозанятых граждан, в том числе за счет простоты регистрации в качестве налогоплательщика такого режима, а также исключения формирования отчетности. Принятие законопроекта позволит увеличить число физических лиц, ведущих деятельность в правом поле, а соответственно и поступления от них дохода бюджет.

В соответствии с ч.1 Закона № 422-ФЗ данный вид налога в системе налогов и сборов РФ относится к специальному налоговому режиму, который регулируется ст. 18 НК РФ Специальные налоговые режимы. В данной статье перечислены виды налогов, однако, дефиниция специального налогового режима отсутствует. При этом можно сделать вывод о том, что для налогов, относящихся к специальному налоговому режиму, предусмотрены отдельные виды преференций, к примеру, налоговый вычет.

Здесь следует обратить внимание на то обстоятельство, что в период действия ограничительных мер, направленных на защиту от распространения новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19), многие сотрудники, особенно те, кто задействован в 1Т-сфере, перешли на дистанционный тип работы. В том числе это связано и с переходом многих организаций на систему электронного документооборота, что не требует постоянного нахождения работника на рабочем месте, - фактически работа осуществляется дистанционно. В этой связи многие граждане получали возможность осуществлять работу в условиях свободных от трудового распорядка. Пик роста количества «самозанятых» пришелся в период действия ограничительных мер в РФ. По результатам исследований Федеральной службы государственной статистики уровень безработицы в 2019 г. - 4,6 %, в 2020 г. - 5,9 % и в 2021 г. - 5,8 %, что свидетельствует о пропорциональном росте самозанятых.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что в новых условиях рынок труда подвергся серьезным изменениям. Фактически отдельные виды деятельности стали оказываться не на основании трудового договора, предусмотренного ТК РФ, а на основании заключенного гражданско-правового договора об оказании услуг.

Категория «самозанятый» появилась в законодательстве зарубежных стран достаточно давно. Так, например, в США к самозанятым лицам относятся индивидуальные предприниматели, независимые подрядчики, а также занятые в партнерстве лица. В основном, самозанятость сконцентрирована в отраслях сферы услуг (брокеры, страховые агенты), а также в производственном секторе.

В Европейском союзе к самозанятым относятся лица, работающие в рамках собственного бизнеса, а также те, кто работают на ферме с целью получить прибыль. В Германии самозанятые приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

В Китае самозанятыми считаются работники, осуществляющие деятельность за свой счет (самостоятельно или совместно с несколькими партнерами) [1].

Следует отметить, что деятельность самозанятых в РФ, направленная на извлечение доходов, частично совпадает с предпринимательской деятельности. Во-первых, самозанятые и индивидуальные предприниматели работают на себя. Во-вторых, у них схожий механизм получения доходов.

При этом существует ряд различий между данными категориями граждан. Ежегодный доход самозанятого не может превышать 2,4 млн. рублей в год. Кроме того самозанятый не вправе нанимать работников. Самозанятый определяет размер страховых взносов самостоятельно или вправе их не уплачивать, тогда как индивидуальный предприниматель должен уплачивать страховые взносы в размере от 40 874 руб. в год и выше. Следует отметить, что «самозанятый» не ведет налоговую отчетность по своим доходам в отличие от индивидуального предпринимателя.

Процедура постановки на учет в качестве самозанятого в налоговый орган относительно проста. Однако не совсем понятно, какими

видами деятельности все же вправе заниматься самозанятые: может ли самозанятый осуществлять деятельность, для осуществления которой требуется специальная лицензия в соответствии со ст. 12 Федерального Закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В этой связи, представляется целесообразным более подробно в Законе № 422-ФЗ конкретизировать отдельные виды деятельности, в том числе и лицензированные, которые вправе осуществлять самозанятый.

Отсутствие надлежавшей правосубъектности и законодательной дефиниции «самозанятых», в свою очередь, не может порождать какую-либо юридическую ответственность «самозанятых», поскольку у них отсутствует как административно-правовой статус, так и гражданско-правовой статус. Например, «самозанятый», если он занимается изготовлением продукции, с целью извлечения дохода, не попадает в сферу действия Закона РФ 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», в отличие от индивидуальных предпринимателей.

Сущность «самозанятых» на данном этапе определяется как субъект налогообложения, где едва ли не единственным квалифицирующим признаком является доход. Очевидно, требуется конкретизация «самозанятых», как самостоятельного субъекта правовых отношений.

В этой связи, закон, который регламентирует введение налога на профессиональный доход, позволяет гражданам РФ реализовывать право на осуществление деятельности по получению дохода без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Реализации данного закона должно способствовать высокое правосознание граждан. Вместе с тем в Законе № 422-ФЗ определяется ряд привилегий для граждан:

- налоговый вычет;

- относительно низкий процент налогообложения для граждан.

Интересны и показательны результаты опроса граждан, проводимого ВЦИОМ. Так, по мнению 51% респондентов, самозанятым необходимо предоставить право самим выбирать, платить или не платить взносы в государственные социальные фонды. Характерно, что больше всего сторонников этой точки зрения среди потенциальной целевой аудитории данной формы занятости: эту идею поддерживают по 69% студентов и специалистов с высшим образованием из коммерческого сектора. Сторонников сохранения существующего запрета на добровольное присоединение к системе государственного социального страхования только 18% [2].

Можно сделать вывод о том, что гражданское общество в целом заинтересовано, как в расширении социальных гарантий, так и сокращении налогового обременения, что, на мой взгляд, должно быть учтено государством при выработке нормативно-правового регулирования сферы самозанятости.

Сложно не согласится с мнением А.Н. Покида и Н.В. Зыбуновской, что «при разработке мер законодательного регулирования самозанятости важно учитывать, что основной преградой для легализации самозанятых является их низкий уровень доверия органам государственного управления. Для успешного привлечения самозанятых в правовое поле необходимо использовать не только экономические механизмы, но и, безусловно, следует уделять внимание проблемам социальной справедливости не только на рынке труда, но и в других областях жизнедеятельности» [3].

В настоящих реалиях нужно поговорить о том, как быть самозанятому, если он попал в категорию мобилизованных.

Частичная мобилизация самозанятых граждан РФ осуществляется на общих основаниях.

В п. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» бронь от мобилизации, в том числе самозанятым, предоставляется в следующих случаях:

1. Получение брони в порядке, который определяется Правительством РФ.

2. Признание временно не годным по состоянию здоровья. Временная отсрочка по здоровью предоставляется на срок до шести месяцев.

3. Постоянный уход за близким родственником, который нуждается в постоянном уходе по заключению медико-социальной экспертизы либо является инвалидом первой группы.

4. Наличие на попечении несовершеннолетнего родного брата или сестры.

5. Наличие на иждивении четырех и более детей до шестнадцати лет или одного ребенка до 16 лет, воспитываемого без матери.

6. Наличие трех детей до шестнадцати лет и беременной жены со сроком более 22 недель.

7. Наличие четырех братьев и сестер до восьми лет, которых мать воспитывает без мужа.

Если самозанятый соответствует любому из этих критериев, то он может получить отсрочку.

Самозанятых от мобилизации не освободят, но несколько облегчат возвращение после СВО. Они будут защищены от некоторых штрафов и санкций, а также им могут предоставить налоговые каникулы.

Согласно действующему законодательству, самозанятые, подлежащие мобилизации, вправе не сниматься с учета при мобилизации. Кроме этого, при отсутствии налогооблагаемых денежных поступлений, гражданин вправе не уплачивать налог на профессиональный доход. Учитывая, что во время частичной мобилизации дополнительные доходы по уважительной причине отсутствуют, он будет лишь числиться в ранге самозанятого.

В случае мобилизации самозанятого гражданина до момента, когда ему будет выставлен для оплаты налог на профессиональный доход за истекший месяц, все нужные перечисления должны быть сделаны заранее. Эта информация подробно изложена в письме Федеральной налоговой службы России. При необходимости, сняться с налогового учета самозанятый, мобилизованный на военную службу, может в течение

пятнадцати минут.

Мы предлагаем в качестве социально-ориентированной меры увеличение налогового вычета для отдельных категорий граждан, снижение налога. К таковым категориям можно отнести участников специальной военной операции, которые вследствие получения вреда здоровью не могут продолжать военную службу или заниматься физической работой, пенсионеров и инвалидов.

Однако о выработке полноценного нормативного правового акта, более детально регулирующего данную сферу налогообложения, говорить пока сложно, что, в свою очередь, будет способствовать нормативному регулированию на ведомственном уровне. Применительно к субъекту, примером является Письмо ФНС от 12 октября 2020 г. №АБ-4-20/16632, где орган исполнительной власти в ответ на интернет обращение гражданина на вопрос: «Можно ли быть самозанятым, находясь и имея постоянное место жительство за границей и осуществляя деятельность онлайн?» дает разъяснение о том, что данный режим в таком случае распространяется и на указанную категорию лиц. Данный акт налогового органа официально опубликован, но, при этом, имеет крайне ограниченную сферу действия. В этой связи актуальным становится выработка именно комплексного правового механизм, архитектуру которого можно определить, разобрав общие понятия свойственные зарождающемуся правовому институту.

Заключение. Проведенное исследование позволило сделать выводы, что в современных условиях развитие правового института «самозанятый» невозможно без надлежавшего правового регулирования. Несомненно, помимо экономического потенциала, введение данного института способствует высокой социальной мобильности, укреплению гражданского общества. Учитывая срок действия экспериментального закона о самозанятых органам законодательной власти необходимо проводить детальный мониторинг правоприменения, основанный на результатах деятельности органов исполнительной власти, судов общей юрисдикции. Заявленный срок до конца 2028 г., для выработки механизмов правового регулирования, на наш взгляд, является излишним. Для более эффективного определения вариантов законодательного обеспечения самозанятых предлагается привлекать в группу по мониторингу данного нормативного правового акта депутатов Государственной Думы РФ и членов Совета Федерации РФ, осуществляющих выработку не только бюджетной и налоговой политики, но и социально-трудовой.

Библиография:

1. Мухина И.И., Миракян Д.Г. Самозанятость в России: современные тенденции и перспективы развития // Социально-трудовые исследования. №3. 2021. С.

23.

2. Самозанятые в России: как защитить их социальные права (26 мая 2021 г.) [Электронный ресурс] // https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/samozanjatye-v-rossii.

3. Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. №1. 2020.

С. 81.

References:

1. Mukhina I.I., Mirakyan D.G. Self-employment in Russia: current trends and development prospects // Social and labor research. No. 3. 2021. S. 23.

2. Self-employed in Russia: how to protect their social rights (May 26, 2021) [Electronic resource] // https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/samozanjatye-v-rossii.

3. Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. Regulation of the activities of self-employed citizens // Issues of state and municipal management. No. 1. 2020. S. 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.