Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТАТУСА САМОЗАНЯТОГО ГРАЖДАНИНА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТАТУСА САМОЗАНЯТОГО ГРАЖДАНИНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ ГРАЖДАНЕ / САМОЗАНЯТОСТЬ / НАЛОГ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азарова Валерия Борисовна

В статье исследуется роль самозанятых граждан в современной системе экономических отношений в России. Сделан вывод о недостаточной правовой определенности статуса самозанятого гражданина, в связи с чем высказано предложение о законодательном закреплении понятия самозанятого гражданина в положениях действующего законодательства. Проанализирован ряд практических актуальных проблем, связанных со спецификой правового статуса самозанятого гражданина. Также автор приходит к выводу о том, что роль самозанятых граждан в системе экономических отношений разнится в зависимости от сферы общественных отношений: в сфере гражданского права представляется необходимым применять к самозанятым гражданам те же правила, которые применяются к индивидуальным предпринимателям, если законом специально не предусмотрено иное, а в сфере публичного права для самозанятых граждан должны быть установлены особые правила, учитывающие их специфический статус. Автором презюмируется необходимость тщательной разработки всех нововведений, во избежание разрастания «теневого бизнеса», что отрицательно скажется на экономической ситуации в стране в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE NORMATIVE FIXING OF THE STATUS OF A SELF-EMPLOYED CITIZEN

The article is devoted to the role of self-employed persons in the modern system of economic relations in Russia. The conclusion is made about the insufficient legal certainty of the status of a self-employed persons, in connection with which it is proposed to legislatively consolidate the concept of a self-employed persons in the provisions of current legislation. The research contains analysis of practical topical problems related to the specifics of the legal status of a self-employed persons. The author also concludes that the role of self-employed persons in the system of economic relations varies depending on the sphere of relations: in civil law it is necessary to apply to self-employed persons the same rules that apply to individual entrepreneurs, unless the law specifically provides otherwise, and in public law self-employed persons must comply special rules, which take into account their specific status. The author assumes the need for careful development of all innovations in order to avoid the proliferation of “shady business”, which will negatively affect the economic situation in the country as a whole.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ СТАТУСА САМОЗАНЯТОГО ГРАЖДАНИНА»

Совершенствование нормативного закрепления статуса самозанятого гражданина

Азарова Валерия Борисовна,

аспирант, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

В статье исследуется роль самозанятых граждан в современной системе экономических отношений в России. Сделан вывод о недостаточной правовой определенности статуса самозанятого гражданина, в связи с чем высказано предложение о законодательном закреплении понятия самозанятого гражданина в положениях действующего законодательства. Проанализирован ряд практических актуальных проблем, связанных со спецификой правового статуса самозанятого гражданина. Также автор приходит к выводу о том, что роль самозанятых граждан в системе экономических отношений разнится в зависимости от сферы общественных отношений: в сфере гражданского права представляется необходимым применять к самозанятым гражданам те же правила, которые применяются к индивидуальным предпринимателям, если законом специально не предусмотрено иное, а в сфере публичного права для самозанятых граждан должны быть установлены особые правила, учитывающие их специфический статус. Автором презюмируется необходимость тщательной разработки всех нововведений, во избежание разрастания «теневого бизнеса», что отрицательно скажется на экономической ситуации в стране в целом.

Ключевые слова: самозанятые граждане, самозанятость, налог на профессиональный доход, предпринимательская деятельность, экономические отношения.

Понятие самозанятости для российского правопорядка не является принципиально новым. В последние два десятилетия этот термин встречался в научной литературе и правоприменительных актах, когда речь шла о гражданах, которые не включены в сферу трудовых отношений и выступают в хозяйственном обороте в качестве самостоятельных субъектов, работая «сами на себя». В частности, к числу самозанятых традиционно относили индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих и иных лиц, занимающихся частной практикой [1]. Тем не менее, изменения законодательства в 2017 г. [2] и вступление в силу с 01.01.2019 г. Федерального закона от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» [3] (далее - Закон № 422-ФЗ) заставили пересмотреть подход к определению «самозанятый гражданин». Так, согласно пп. 12 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ, в отношении доходов от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности (то есть от видов деятельности лиц, которые ранее традиционно относились к «самозанятым») новый специальный налоговый режим применяться не может.

По правилам ст. 2 Закона № 422-ФЗ, применять новый налоговый режим вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Если статус индивидуального предпринимателя является в современной юридической практике достаточно определенным, то правовое положение граждан, применяющих специальный налоговый режим, однако не зарегистрированных в качестве ИП, весьма спорно[4].Собственно, последнюю категорию и принято в настоящее время называть «самозанятыми гражданами». Однако отметим, что такое понимание исходит из анализа юридической литературы и некоторых разъяснений ФНС[5], которые нельзя воспринимать в качестве нормативных правовых актов. Следовательно, представляется необходимым проанализировать правовую сущность категории самозанятых граждан и, исходя из текущих экономических реалий и правоприменительной практики.

Комплексный анализ положений законодательства позволяет прийти к выводу о выделении самозанятых граждан в отдельную категорию, которая занимает промежуточное положение между индивидуальными предпринимателями и гражданами, не занимающимися предпринимательской или

5 -о

сз

<

иной, приносящей доход деятельностью. В частности, это следует из вышеупомянутых положений ст. 2 Закона № 422-ФЗ, которые предоставляют возможность уплачивать налог на профессиональный доход (далее - НПД) не только индивидуальным предпринимателям, но и гражданам, не имеющим такого статуса. Кроме того, пункт 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ допускает осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП, когда такие условия специально предусмотрены в зако-не[6]. Думается, что здесь речь идет именно о самозанятых гражданах.

Последнее положение наиболее явно выделяет то общее, что есть в статусе ИП и самозанятого, -это осуществление предпринимательской деятельности. Признаем, что данный тезис оспаривается в научной литературе. Первый аргумент основывается на том, что самозанятые осуществляют услуги бытового, личного характера (репетиторство, уборка дома и т.п.), тогда как спектр видов деятельности ИП гораздо более широкий[7]. На наш взгляд, такое узкое понимание в современных условиях нецелесообразно. Хотя Закон № 422-ФЗ и предусматривает запрет на применение специального налогового режима в отношении отдельных видов деятельности (например, реализации подакцизных товаров), он не ограничивает применение только лишь услугами бытового и личного характера. При этом общее правовое регулирование деятельности ИП строится по тому же принципу: ему разрешается вести все виды деятельности, за исключением некоторых, специально указанных в законе.

Второй аргумент против схожести статусов этих двух категорий[8] состоит в том, что предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, а статья 4 Закона № 422-ФЗ прямо предусматривает запрет на применение нового налогового режима гражданами, чей доход превысил 2,4 миллиона рублей в год. Не согласимся и с этим выводом. Убеждены, что само по себе установление верхнего предела дохода свидетельствует лишь о том, что этот предел является неким ориентиром для законодателя, который помогает оценить, применяются ли правила о НПД или нет. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено применение именно карательных санкций, если доход самозанятого превысит указанную сумму. Также нужно принимать во внимание суть термина «профессиональный доход»: само по себе получение профессии говорит о стремлении неоднократно применять специальные навыки в практической деятельности, а слово «доход» прямо указывает на денежную составляющую. Наконец, устоявшийся в обществе менталитет позволяет усомниться, что гражданин будет проходить регистрацию (пусть даже — упрощенную), если намерен получить доход одно-2 кратно.

й Таким образом, мы приходим к выводу о том, ° что деятельность самозанятого, как и деятель-ав ность ИП, направлена на систематическое полу-

чение прибыли. Закономерно возникает вопрос: в чем же тогда заключается принципиальное различие между ИП и самозанятым?

Отвечая на данный вопрос, необходимо вспомнить причины, которые подтолкнули законодателя ввести специальный налоговый режим. Главнейшая из них - стремление ликвидировать «теневой бизнес» [9]. Не секрет, что немалая доля граждан, помимо основной работы, получает некоторый заработок от репетиторства, помощи по дому, оказания услуг по маникюру и т.п. Непростая процедура регистрации в качестве ИП, ощутимые суммы, которые необходимо уплачивать в качестве налоговых платежей и страховых взносов, повышенная ответственность - все эти факторы так или иначе отпугивали граждан, которые за «подработку» получали не столь значительные суммы[10]. Введя новый налоговый режим, законодатель постарался учесть вышеперечисленные нюансы: упрощенная процедура регистрации, отсутствие отчетности и низкие налоговые ставки стали реальными преимуществами нового налогового режима.

Комплексный анализ норм права, научных трудов и правоприменительной практики позволяет прийти к выводу о том, что деятельность самозанятых граждан, в отличие от предпринимательской деятельности, носит не такой масштабный характер (об этом свидетельствует, в том числе, и установление верхнего предела доходов, и упрощенная регистрация, и отсутствие отчетности).

Кроме того, деятельность самозанятых тяготеет к тем видам деятельности, в которых важна личность исполнителя: репетитор, мастер по маникюру, копирайтер и т.п. В связи с этим в литературе высказывается мнение, что в отношении самозанятых необходимо ввести конкретный перечень видов деятельности [11]. Думаем, что это предложение в настоящий момент преждевременно. Убеждены, что на современном этапе первоочередная задача - ввести в законодательство четкое определение самозанятого гражданина. Кроме того, существует огромное количество смежных сфер (например, репетиторство и консультационные услуги) и непродуманные нововведения с большой долей вероятности повлекут попытки недобросовестных граждан «обойти» законодательные требования.

Отметим, что для полноты картины необходимо также проанализировать отношения экономического характера, которые складываются между самозанятыми гражданами и иными субъектами права.

Так, обратимся к гражданско-правовым отношениям, которые связывают самозанятого гражданина с заказчиками и покупателями. Проблемным остается вопрос о том, можно ли к таким отношениям применять Закон РФ «О защите прав потребителей» [12]. С одной стороны, в преамбуле данного закона приведены четкие определения продавца и исполнителя, которыми могут быть либо организации, либо индивидуальные предприниматели [13]. С другой стороны, как разъяснил Пле-

нум Верховного Суда РФ со ссылкой на п. 4 ст. 23 ГК РФ, к сделкам применяется законодательство о защите прав потребителей, если гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований законодательства [14]. Парадокс ситуации заключается в том, что самозанятый гражданин и не зарегистрирован в качестве ИП, и при этом требования законодательства о такой регистрации не нарушает.

Выше мы уже обосновали, что самозанятые граждане ведут предпринимательскую деятельность. Кроме того, самозанятые граждане, по сути, выступают профессиональными участниками рынка - именно по отношению к потребителям, которые профессиональными участниками рынка не являются и разбираться в нюансах юридического статуса своего контрагента не обязаны. Неприменение к таким отношениям норм законодательства о защите прав потребителей, на наш взгляд, негативно сказывается на положении потребителей и ведет к дестабилизации гражданского оборота и ухудшению экономического положения в целом.

Судебная практика в этом вопросе очень осторожна. Лишь изредка встречаются судебные акты, когда суд исходит из аналогичного положения самозанятого гражданина и ИП, основываясь на том, что обе эти категории фактически осуществляют предпринимательскую деятельность [15].

Что касается гражданско-правовых отношений самозанятого гражданина с иными хозяйствующими субъектами, отметим, что неопределенность правового статуса самозанятых отрицательно сказывается на защите прав. Примечателен пример из судебной практики, когда гражданин не мог защитить свои права ни в арбитражном суде (по причине того, что индивидуальным предпринимателем не является), ни в качестве рядового гражданина при обращении в Роспотребнадзор (поскольку ведет деятельность, направленную не на личные нужды) [16].

Думается, что решение подобных проблем кроется в законодательном закреплении нормы о том, что в гражданско-правовых отношениях к самозанятым гражданам применяются положения об индивидуальных предпринимателях, если иное специально не установлено законом.

Напротив, экономические отношения самозанятых граждан в сфере публичного права должны быть выстроены по иной схеме, нежели в отношении ИП [17]. Если ввести правила о таком же количестве налоговой отчетности, об обязательной уплате страховых взносов и т.п., то статус самозанятого потеряет многие преимущества. В таком случае невозможно будет реализовать главную задумку законодателя - вывести «из тени» деятельность граждан, получающих незначительные доходы. Думается, что в перспективе возможно некоторое ужесточение правил в сфере публичного права (например, специально предусмотреть в КоАП РФ нормы об ответственности самозанятых граж-

дан за нарушение прав потребителей). Однако такие правила должны быть тщательно продуманы; очень важно соблюсти баланс частных и публичных интересов.

Таким образом, роль самозанятых граждан в системе экономических отношений определяется их специфическим статусом, который обусловлен промежуточным положением между статусом индивидуального предпринимателя и обычного гражданина. Под самозанятым гражданином следует понимать гражданина, ведущего предпринимательскую деятельность без привлечения наемных работников и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, однако зарегистрированного в установленном законом порядке в качестве плательщика налога на профессиональный доход, не состоящего в трудовых отношениях с лицами, от которых получен данный доход. Представляется чрезвычайно важным закрепить понятие самозанятого гражданина на законодательном уровне.

Роль самозанятых граждан в системе экономических отношений также разнится в зависимости от того, о каких отношениях идет речь. В частности, в сфере гражданского права представляется необходимым применять к самозанятым гражданам те же правила, которые применяются к индивидуальным предпринимателям, если законом специально не предусмотрено иное. В сфере же публичного права для самозанятых граждан должны быть установлены особые правила, учитывающие их специфический статус. В любом случае, все нововведения должны быть тщательно продуманы, иначе имеется риск, что граждане откажутся от преимуществ специального налогового режима и вновь «уйдут в тень», что отрицательно скажется на экономической ситуации в стране в целом.

Литература

1. Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С. Самозанятые граждане: правовая квалификация деятельности и перспективы формирования специального режима // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 4. С. 53; Макарова Л.А., Невзгодина Е.Л. Правовой статус самозанятых граждан // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2021. Т. 18. № 4. С. 41.

2. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 275. 05.12.2016.

3. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Российская газета. № 270, 30.11.2018.

4. Куркина Н.В., Казакова И.А., Коновалова И.А. К вопросу о конституционно-правовых га-

5 -о

сз

<

CM

oo

рантиях института самозанятости в России // Аграрное и земельное право. 2021. № 12 (204). С. 99; Гренадерова М.В., Прокофьева А.К. Налоги для самозанятых лиц: российский и зарубежный опыт // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 4-3. С. 302.

5. Письмо ФНС России от 02.02.2017 № ГД-4-14/1786@ «О постановке на учет (снятии с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд» // СПС Консуль-тантПлюс.

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Российская газета. № 238239. 08.12.1994.

7. Измалков А.В., Кузнецов А.А., Кузнецов П.А., Кузьменко Э.Ю. Особенности правового положения самозанятых граждан // Право: история и современность. 2021. № 4 (17). С. 142.

8. Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С. Указ. соч. С. 69.

9. Демидова М.Г. Некоторые вопросы правового регулирования самозанятых граждан в России // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2019. № 1 (42). С. 64.

10. Беликов Е.Г., Юдина Е.В. Правовое регулирование и перспективы применения специального налогового режима «налог на профессиональный доход» // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 1 (138). С. 199.

11. Макарова Л.А., Невзгодина Е.Л. Указ. соч. С. 42.

12. Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С. Указ. соч. С. 62.

13. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // Российская газета. № 8. 16.01.1996.

14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. № 156. 11.07.2012.

15. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.07.2020 по делу № 3327075/2020 // СПС КонсультантПлюс.

16. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 № 09АП-43210/19 // СПС КонсультантПлюс.

17. Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С. Указ. соч. С. 76-77.

IMPROVING THE NORMATIVE FIXING OF THE STATUS

OF A SELF-EMPLOYED CITIZEN

Azarova V.B.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The article is devoted to the role of self-employed persons in the

modern system of economic relations in Russia. The conclusion is

made about the insufficient legal certainty of the status of a self-em-

ployed persons, in connection with which it is proposed to legislatively consolidate the concept of a self-employed persons in the provisions of current legislation. The research contains analysis of practical topical problems related to the specifics of the legal status of a self-employed persons. The author also concludes that the role of self-employed persons in the system of economic relations varies depending on the sphere of relations: in civil law it is necessary to apply to self-employed persons the same rules that apply to individual entrepreneurs, unless the law specifically provides otherwise, and in public law self-employed persons must comply special rules, which take into account their specific status. The author assumes the need for careful development of all innovations in order to avoid the proliferation of "shady business", which will negatively affect the economic situation in the country as a whole.

Keywords: self-employed person, self-employment, self-employment tax, business activity, economic relations.

References

1. Zhukova Yu.D., Podmarkova A.S. Self-employed citizens: legal qualification of activities and prospects for the formation of a special regime // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2021. No. 4. S. 53; Makarova L.A., Nevzgodina E.L. Legal status of self-employed citizens // Bulletin of Omsk University. Series: Law. 2021. V. 18. No. 4. S. 41.

2. Federal Law No. 401-FZ of November 30, 2016 (as amended on July 2, 2021) "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta. No. 275. 05.12.2016.

3. Federal Law No. 422-FZ of November 27, 2018 (as amended on July 2, 2021) "On Conducting an Experiment to Establish a Special Tax Regime "Tax on Professional Income" (as amended and supplemented, effective from 01.01. 2022) // Russian newspaper. No. 270, 11/30/2018.

4. Kurkina N.V., Kazakova I.A., Konovalova I.A. On the issue of constitutional and legal guarantees of the institute of self-employment in Russia // Agrarian and land law. 2021. No. 12 (204). S. 99; Grenaderova M.V., Prokofieva A.K. Taxes for self-employed persons: Russian and foreign experience // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 4-3. S. 302.

5. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated 02.02.2017 No. GD-4-14/1786@ "On registration (deregistration) of an individual who is not an individual entrepreneur and provides services to an individual for personal, household and (without the involvement of employees) or) other similar needs" // SPS Con-sultantPlus.

6. Civil Code of the Russian Federation (Part One) dated November 30, 1994 No. 51-FZ (as amended on February 25, 2022) // Rossiyskaya Gazeta. No. 238-239. 12/08/1994.

7. Izmalkov A.V., Kuznetsov A.A., Kuznetsov P.A., Kuzmenko E. Yu. Features of the legal status of self-employed citizens // Law: history and modernity. 2021. No. 4 (17). S. 142.

8. Zhukova Yu.D., Podmarkova A.S. Decree. op. S. 69.

9. Demidova M.G. Some issues of legal regulation of self-employed citizens in Russia // Bulletin of the St. Petersburg Law Academy. 2019. No. 1 (42). S. 64.

10. Belikov E.G., Yudina E.V. Legal regulation and prospects for the application of the special tax regime "tax on professional income" // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2021. No. 1 (138). S. 199.

11. Makarova L.A., Nevzgodina E.L. Decree. op. S. 42.

12. Zhukova Yu.D., Podmarkova A.S. Decree. op. S. 62.

13. Law of the Russian Federation of February 7, 1992 No. 2300-1 (as amended on June 11, 2021) "On the Protection of Consumer Rights" // Rossiyskaya Gazeta. No. 8. 01/16/1996.

14. Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated June 28, 2012 No. 17 "On consideration by the courts of civil cases on disputes about the protection of consumer rights" // Rossiyskaya Gazeta. No. 156. 07/11/2012.

15. Appeal ruling of the Moscow City Court dated July 28, 2020 in case No. 33-27075/2020 // SPS ConsultantPlus.

16. Resolution of the Ninth Arbitration Court of Appeal dated September 2, 2019 No. 09AP-43210/19 // ATP ConsultantPlus.

17. Zhukova Yu.D., Podmarkova A.S. Decree. op. pp. 76-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.