Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
433
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
самозанятые / правовой статус / налог на профессиональный доход / социальное обеспечение самозанятых / пенсионное страхование / обязательное медицинское страхование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мироненко Е.И.

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование деятельности самозанятых, обращается внимание на трудности правовой регламентации статуса самозанятого. Также поднимается вопрос о недостаточности проработанности проблемы социального обеспечения самозанятых, в том числе в части обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и других видов социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мироненко Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-54-57 МИРОНЕНКО Екатерина Игоревна,

NIION: 2018-0076-11/22-1108 доцент кафедры «Гражданское право и процесс»

MOSURED: 77/27-023-2022-11-1306 Ростовского государственного университета

путей сообщения, кандидат юридических наук, e-mail: yekaterina.mironenko@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОЗАНЯТЫХ

Аннотация. В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование деятельности самозанятых, обращается внимание на трудности правовой регламентации статуса самозанятого. Также поднимается вопрос о недостаточности проработанности проблемы социального обеспечения самозанятых, в том числе в части обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и других видов социального обеспечения.

Ключевые слова: самозанятые, правовой статус, налог на профессиональный доход, социальное обеспечение самозанятых, пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование.

MIRONENKO Ekaterina Igorevna,

Docent of chair "Civil law and process", Rostov State Transport University, candidate of law

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF SOCIAL SECURITY OF THE SELF-EMPLOYED

Annotation. The article examines the regulatory and legal regulation of the activities of the-self-employed, draws attention to the difficulties of legal regulation of the status of the self-employed. The question is also raised about the lack of elaboration of the problem of social security of the self-employed, including in terms of compulsory pension insurance, compulsory medical insurance and other types of social security.

Key words: self-employed, legal status, professional income tax, social security of the self-employed, pension insurance, compulsory health insurance.

Трудовое законодательство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и основываясь на положениях Конституции России в числе основных принципов регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений провозгласил принцип свободы труда. Свобода труда в юридической литературе понимается как закрепленная в Основном законе гарантия для каждого человека и гражданина реа-лизовывать возможность обеспечивать себя и свою семью любым способом: собственным трудом по трудовому договору, государственной (муниципальной) службой по государственному (муниципальному) контракту, любой другой оплачиваемой экономической деятельностью, работой, выполняемой по гражданско-трудовому договору, приносящей доход общественно-полезной деятельностью в любых формах.

Свобода труда предоставляет гражданам возможность реализации своего собственного потенциала в трудовой и экономической деятель-

ности. Развивая права человека быть свободным в общественно-трудовой сфере, государство вводит различные механизмы правового регулирования занятости. Одним из альтернативных вариантов занятости населения является самозанятость.

Самозанятость в настоящий момент является частью государственной политики в сфере предпринимательской деятельности, а также в сфере труда и занятости населения. Это новая тенденция развития мирового и внутреннего рынка труда, которая является адекватным отражением изменений характера современной мировой экономики. Отдельные виды деятельности законодатель разрешает реализовывать в отсутствии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Такой подход законодателя предполагает наличие специальных субъектов экономической деятельности. Так к самозанятым в соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 № 116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Александра Николаевича

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

на нарушение его конституционных прав отдельными положениями статей 6, 7 и 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также статей 5 и 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»» были отнесены индивидуальные предприниматели.

Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» внес иное значение самозанятых, при этом не формулируя самого понятия этой категории. Таким образом, в настоящий момент законодательного определения самозанятого гражданина не существует, что является предметом исследования многих ученых-юристов. Как справедливо отметил О.А. Тарасенко: «Самозанятость как социальное, экономическое и правовое явление - одна из наиболее актуальных и обсуждаемых категорий современной России» [1].

С момента старта эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» и по настоящий момент не снижается интерес как практикующих юристов, так и теоретиков относительно правового и экономического статуса самозанятых граждан. Государство стремиться создать условия для выхода граждан, осуществляющих экономическую деятельность, на правовое пространство. С 1 января 2019 года специальный налоговый режим для самозанятых граждан начал действовать в г. Москва, в Московской и Калужской областях, в Республике Татарстан, а с 1 июля 2020 года к эксперименту получили возможность подключиться все регионы при условии введения специального налогового режима соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Применение специального режима предусмотрено до 31 декабря 2028 года, но есть ожидания, что период будет продлен. При этом рассматриваемый закон не содержит определения «самозанятости», и лишь из его общего содержания можно сделать вывод о том, к ним следует относить физических лиц, которые получают прибыль (вознаграждение, доход) от личной деятельности без использования труда нанятых работников, они не выступают работодателями и сами не являются работающими по трудовому договору. То есть это деятельность, основанная на личном труде с привлечением собственных или заемных финансовых средств и распоряжении собственным имуществом.

При этом не любая самостоятельная деятельность, приносящая доход, относится к катего-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

рии самозанятости. Деятельность самозанятого носит профессиональный характер, она требует определенных знаний, специального образования самозанятого, определенного набора компетенций. Соответственно, и определение самозанятого должно содержать определенные признаки и характеристики такой деятельности.

Отсутствие законодательного закрепления исследуемого понятия «самозанятый», неясности правового статуса, а также имеющиеся пробелы в законодательном закрепление гарантий и прав самозанятых создает определенные трудности не только теоретического характера, но и сложности регулирования деятельности самозанятых граждан. Особенно важно здесь указать на незащищенность самозанятых граждан в сфере социального обеспечения и социальной защиты. Самозанятым трудно рассчитывать и претендовать на отдельные социальные гарантии государства и меры социальной поддержки.

Принимая решение об осуществлении деятельности в качестве самозанятого, гражданин добровольно берет на себя обязательства и несет соответствующие риски, в том числе обязательства по соблюдению правил ведения этого вида экономической деятельности, уплаты налогов и проч. При этом обязанность по уплате налогов законодательно установлена самозанятым гражданам, с указанием на применение специального налогового режима - налога на профессиональный доход. Такой специальный режим применяется с 2019 года, его особенностью является снижение налоговой ставки по сравнению с обычным налогообложением индивидуальных предпринимателей. Помимо снижения налоговой ставки на доход физического лица с обычных 13% до 4 и 6 % сделаны послабления в части уплаты денежных средств в страховые фонды. Гражданин, применяющий специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» обязан платить только налог, обязательные платежи на пенсионное страхование законом не предусмотрены.

При этом самозанятый может являться участником пенсионного страхования, если будет добровольно уплачивать страховые пенсионные взносы. П. 1 ст. 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионом страховании в Российской Федерации» с 27.11.2018 года, устанавливающих субъектов, которые вправе добровольно вступить в отношения по обязательному пенсионному страхованию, дополнен пп. 6, включившим в перечень таких субъектов физических лиц применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, то есть самозанятых граждан. Таким образом, стра-

ховое пенсионное обеспечение самозанятого возможно при условии, что такие граждане будут добровольно перечислять денежные средства в пенсионный фонд. Такие платежи составляют определенную долю издержек при итак не высоких доходах самозанятых. Минимальный фиксированный размер на пенсионное страхование составляет 32 448 32 448 рублей за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года, 36 723 рублей за расчетный период 2023 года (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ). Именно при уплате пенсионных взносов в минимальной сумме гражданин может рассчитывать на учет его страхового стажа, необходимого на получение пенсии. Тем не менее пока что не приходится говорит об извлечении больших прибылей самозанятыми и соответственно ожидания, что самозанятый гражданин проявит сознательность и начнет делать страховые взносы на свою будущую пенсию из невысоких доходов, не могут быть оправданы. Необходимо учитывать, что занятие самозанятостью в нашем государстве для большинства граждан носит вынужденный характер. Это все же неплохая альтернатива предпринимательской деятельности, поскольку упрощены процедуры регистрации и снижены налоговые ставки. Кроме того, как показывают некоторые исследования, доля самозанятых, которые выбирают такой вид извлечения дохода по причине отсутствия достойной работы по найму, составила 44,3% на 2020 год. [2, с. 70].

В сфере обязательного медицинского страхования законодатель включил самозанятых в число плательщиков обязательных взносов в Федеральный фонд. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона Российской Федерации от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» к категории застрахованных субъектов относятся в том числе лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой: физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Эта же категория граждан указан в рассматриваемом законе в качестве страхователей (п. 2 ч. 1 ст. 11 326-ФЗ). Таким образом, самозанятые граждане уплачивают взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, 8 766 рублей за расчетный период 2022 года, 9 119 рублей за расчетный период 2023 года (статья 430 Налогового кодекса Российской Федерации).

Если правовая регламентация обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию для самозанятых законодательно установлена, то все равно остаются вопросы о социальном обеспечении на случай временной нетрудоспособности и в

связи с материнством, а также с правами и обязанностями граждан, применяющих налог на профессиональный доход, в сфере обязательного медицинского страхования.

Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» самозанятые не являются плательщиками страховых взносов на данный вид страхования и, таким образом, они не вправе рассчитывать на соответствующее социальное обеспечение при наступлении страхового случая. В отличие от порядка регулирования отношений по обязательному пенсионному страхованию в отношении граждан, применяющих особый налоговый режим на профессиональный доход, законодательство об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не предусматривает возможности добровольной уплаты взносов. Такую позицию подтвердил Фонд социального страхования Российской Федерации, указав, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, самозанятые граждане не подлежат регистрации в Фонде в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивающих за себя страховые взносы, поскольку физические лица, применяющие специальный налоговый режим «Налог па профессиональный доход» (самозанятые граждане), не поименованы в части 3 статьи 2 Закона № 255-ФЗ [3]. Таким образом, при временной утрате самозанятым трудоспособности, вызванной заболеванием или травмой, отсутствие заработка, вознаграждений или иных доходов такого гражданина не будет компенсироваться из средств Фонда социального страхования. В случае беременности и родов самозанятая мама не будет обеспечена никакими выплатами. Но наравне с неработающими гражданами, самозанятые имеют право на получение пособий при рождении ребенка. рождения ребенка и необходимости осуществления ухода за ребенком до достижения полуторалетнего возраста самозанятое лицо может рассчитывать на получение пособия как безработные граждане -при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им полуторалетнего возраста, а также на пособие беременным, которое назначается и выплачивается при своевременной постановке на учет в медицинской организации.

Такой подход законодателя, устанавливающий невозможность добровольного вступления в отношения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

материнством для самозанятых граждан, не является справедливым и нарушает принцип равенства граждан в сфере социального права, поскольку не предоставляет потенциал для самозанятых наравне с индивидуальными предпринимателями и иными лицами, занятыми частной практикой, свободы выбора в сфере отношений по обязательному социальному страхованию.

Таким образом, в отдельных видах социального страхования для самозанятых граждан установлены различные механизмы регулирования. Самозанятые являются плательщиками взносов на обязательное медицинское страхование и вправе получать бесплатную медицинскую помощь, взносы на пенсионное страхование самозанятые могут делать на добровольной основе и рассчитывать в дальнейшем на получение страховой пенсии при уплате таких взносов, а к обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний самозанятые отношения не имеют. Несмотря на то, что эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» реализуется уже три года, такое нормативно-правовое регулирование статуса самозанятого в сфере социального обеспечения и социальной защиты не соответствует целям социального государства. Отсутствие четкого законодательного регулирования вопросов социального обеспечения самозанятых граждан в нашем государстве может привести в дальнейшем социальной и экономической напряженности.

Список литературы:

[1] Тарасенко О.А. Я б в самозанятые пошел, пусть меня научат! // Предпринимательское право. 2020. N 2. С. 27 - 33.

[2] Покида А.Н., Зыбуновская Н.В. Регулирование деятельности самозанятых граждан // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2020.- № 1. - С. 69-70.

[3] Письмо ФСС РФ от 28.02.2020 N 02-0911/06-04-4346 «О регистрации самозанятых граждан в качестве страхователей, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». -Правовая система КонсультантПлюс.

Spisok literatury:

[1] Tarasenko O.A. YA b v samozanyatye poshel, pust' menya nauchat! // Predpri-nimatel'skoe pravo. 2020. N 2. S. 27 - 33.

[2] Pokida A.N., Zybunovskaya N.V. Reg-ulirovanie deyatel'nosti sa-mozanyatyh grazhdan // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo uprav-leniya. - 2020.- № 1. - S. 69-70.

[3] Pis'mo FSS RF ot 28.02.2020 N 02-0911/06-04-4346 «O regi-stracii samozanyatyh grazhdan v kachestve strahovatelej, dobrovol'no vstupiv-shih v pravootnosheniya po obyazatel'nomu social'nomu strahova-niyu na sluchaj vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s materinstvom». - Pra-vovaya sistema Konsul'tantPlyus.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.