Научная статья на тему 'Аналитико-правовой анализ порядка включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в систему обязательных социально-страховых правоотношений'

Аналитико-правовой анализ порядка включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в систему обязательных социально-страховых правоотношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАТЕЛЬ / ПЛАТЕЛЬЩИК СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ / ЗАСТРАХОВАННОЕ ЛИЦО / ФИКСИРОВАННЫЙ РАЗМЕР СТРАХОВОГО ВЗНОСА / СОЦИАЛЬНЫЙ РИСК / СТРАХОВОЙ СЛУЧАЙ / COMPULSORY SOCIAL INSURANCE / POLICYHOLDER / PAYER OF INSURANCE PREMIUMS / INSURED PERSON / FIXED AMOUNT OF INSURANCE PREMIUM / SOCIAL RISK / INSURED EVENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галаева Л. А., Сайфетдинова А. Ф.

Обращено внимание на детальный анализ правовой регламентации включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в систему обязательного социального страхования как организационно-правовой формы социального обеспечения в Российской Федерации. Обозначена актуальность исследуемой темы, которая обусловливается, с одной стороны, необходимостью формирования устойчивых финансовых основ данной системы, с другой гарантированностью социальной защиты самозанятых лиц от реализованных социальных рисков. Целью исследования является уяснение правовых механизмов, опосредующих порядок включения самозанятых лиц в обязательные социально-страховые правоотношения. Выполнение поставленной цели произведено путем комплексного освещения следующих вопросов: 1) о какой группе самозанятых лиц и представителях данной группы идет речь; 2) о каком виде обязательного социального страхования идет речь; 3) каков порядок (императивный или добровольно-уведомительный) включения самозанятых в систему правоотношений по различным видам обязательного социального страхования. Особое внимание уделено правовым проблемам, связанным с одновременным включением отдельных категорий самозанятых лиц в обязательное пенсионное и медицинское страхование как субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. В контексте выявленных правовых проблем доказывается необходимость четкого разрешения вопроса кратности уплаты фиксированного размера страховых взносов в связи с осуществлением физическим лицом и предпринимательской, и частной профессиональной деятельности законодательном уровне. Принимая во внимание различный характер дохода от трудовой деятельности в форме самозанятости, авторами делается вывод о дискуссионном характере вопроса о необходимости включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в обязательные социально-страховые отношения.The author's attention was drawn to a detailed analysis of the legal regulation of the inclusion of individuals who independently provide themselves with work in the system of compulsory social insurance as an organizational and legal form of social security in the Russian Federation. The relevance of the topic under study is indicated, which is determined, on the one hand, by the need to form stable financial foundations of this system, and, on the other, by the guarantee of social protection of self-employed persons from realized social risks. The aim of the study is to clarify the legal mechanisms that mediate the procedure for inclusion of self-employed persons in compulsory social insurance relations. The goal has been achieved by comprehensive coverage of the following issues: 1) which group of self-employed persons and representatives of this group are in question; 2) what type of compulsory social insurance is it; 3) what is the procedure (imperative or voluntary notification) of including self-employed in the legal relations system for various types of compulsory social insurance. Particular attention is paid to legal issues related to the simultaneous inclusion of certain categories of self-employed persons in mandatory pension and medical insurance as subjects of entrepreneurial and professional activity. In the context of the identified legal problems, the need for a clear resolution of the issue of the frequency of payment of a fixed amount of insurance premiums in connection with the implementation by the individual of the entrepreneurial and private professional activities at the legislative level is proved. Taking into account the different nature of income from labor activity in the form of self-employment, the authors conclude that the issue of the need to include people who independently provide themselves with work in compulsory social insurance relations is debatable.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Галаева Л. А., Сайфетдинова А. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аналитико-правовой анализ порядка включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в систему обязательных социально-страховых правоотношений»

m

Т. 6. № 1, 2020

Vol. 6, no. 1, 2020

Юридические науки Law

УДК 3.34.349

DOI: 10.30914/2072-6783-2020-6-1-79-89

Аналитико-правовой анализ порядка включения лиц,

самостоятельно обеспечивающих себя работой, в систему обязательных социально-страховых правоотношений

Л. А. Галаева, А. Ф. Сайфетдинова

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия

Обращено внимание на детальный анализ правовой регламентации включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в систему обязательного социального страхования как организационно-правовой формы социального обеспечения в Российской Федерации. Обозначена актуальность исследуемой темы, которая обусловливается, с одной стороны, необходимостью формирования устойчивых финансовых основ данной системы, с другой - гарантированностью социальной защиты самозанятых лиц от реализованных социальных рисков. Цепью исследования является уяснение правовых механизмов, опосредующих порядок включения самозанятых лиц в обязательные социально-страховые правоотношения. Выполнение поставленной цели произведено путем комплексного освещения следующих вопросов: 1) о какой группе самозанятых лиц и представителях данной группы идет речь; 2) о каком виде обязательного социального страхования идет речь; 3) каков порядок (императивный или добровольно-уведомительный) включения самозанятых в систему правоотношений по различным видам обязательного социального страхования. Особое внимание уделено правовым проблемам, связанным с одновременным включением отдельных категорий самозанятых лиц в обязательное пенсионное и медицинское страхование как субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. В контексте выявленных правовых проблем доказывается необходимость четкого разрешения вопроса кратности уплаты фиксированного размера страховых взносов в связи с осуществлением физическим лицом и предпринимательской, и частной профессиональной деятельности законодательном уровне. Принимая во внимание различный характер дохода от трудовой деятельности в форме самозанятости, авторами делается вывод о дискуссионном характере вопроса о необходимости включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в обязательные социально-страховые отношения.

Ключевые слова: обязательное социальное страхование, страхователь, плательщик страховых взносов, застрахованное лицо, фиксированный размер страхового взноса, социальный риск, страховой случай.

Для цитирования: ГалаеваЛ.А., СайфетдиноваА.Ф. Аналитико-правовой анализ порядка включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в систему обязательных социально-страховых правоотношений // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 1. С. 79-89. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-1-79-89

Analytical and legal analysis of the procedure

for including self-employed persons in the system of compulsory social insurance legal relations

L. A. Galaeva, A. F. Saifetdinova

N.P. Ogarev Mordovian State University, Saransk, Russia

The author's attention was drawn to a detailed analysis of the legal regulation of the inclusion of individuals who independently provide themselves with work in the system of compulsory social insurance as an organizational and legal form of social security in the Russian Federation. The relevance of the topic under study is indicated,

which is determined, on the one hand, by the need to form stable financial foundations of this system, and, on the other, by the guarantee of social protection of self-employed persons from realized social risks. The aim of the study is to clarify the legal mechanisms that mediate the procedure for inclusion of self-employed persons in compulsory social insurance relations. The goal has been achieved by comprehensive coverage of the following issues: 1) which group of self-employed persons and representatives of this group are in question; 2) what type of compulsory social insurance is it; 3) what is the procedure (imperative or voluntary - notification) of including self-employed in the legal relations system for various types of compulsory social insurance. Particular attention is paid to legal issues related to the simultaneous inclusion of certain categories of self-employed persons in mandatory pension and medical insurance as subjects of entrepreneurial and professional activity. In the context of the identified legal problems, the need for a clear resolution of the issue of the frequency of payment of a fixed amount of insurance premiums in connection with the implementation by the individual of the entrepreneurial and private professional activities at the legislative level is proved. Taking into account the different nature of income from labor activity in the form of self-employment, the authors conclude that the issue of the need to include people who independently provide themselves with work in compulsory social insurance relations is debatable.

Keywords: compulsory social insurance, policyholder, payer of insurance premiums, insured person, fixed amount of insurance premium, social risk, insured event.

For citation: Galaeva L.A., Saifetdinova A.F. Analytical and legal analysis of the procedure for including self-employed persons in the system of compulsory social insurance legal relations. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2020, vol. 6, no. 1, pp. 79-89. DOI: 10.30914/2411-3522-2020-6-1-79-89 (In Russ.).

В Российской Федерации система обязательного социального страхования в современном ее виде формируется в течение последних 30 лет. Становление институциональных основ данной системы произошло в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели социально-экономических отношений и было ознаменовано образованием независимых (автономных) специализированных институтов социального страхования, в частности, так называемых внебюджетных социальных фондов: Пенсионного фонда РФ1, Фонда социального страхования РФ2, Федерального и территориального фонда обязательного медицинского страхования3. Тем самым был определен новый вектор развития социально-страховых отношений, поскольку средства созданных фондов не входили в состав федерального бюджета и должны были использоваться исклю-

1 Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР.1990. № 30. Ст. 415.

2 Постановление Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года № 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» // СП РСФСР. 1990. № 5. Ст. 63.

3 Постановление Верховного Совета РФ от 24 февраля

1993 г. № 4543- I «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 591. (Документ утратил силу).

чительно на нужды застрахованных в системе обязательного социального страхования лиц.

С тех пор активно формируется, развивается и динамично изменяется правовая основа системы социального страхования, направленность которой состоит в создании условий социальной защиты застрахованных лиц от социальных страховых рисков (необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи) причиной реализации (трансформации) которых выступает наступивший страховой случай [4, с. 123].

Легальное определение системы обязательного социального страхования содержится в ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон от 16.07.1999 г.), согласно которой данная система выступает частью (элементом) общей государственной системы социальной защиты работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обсто-ятельствам4. При этом изменение материального

4 Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3686.

и(или) социального положения законодатель связывает с наступлением таких событий в жизни застрахованных лиц, как достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастного случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и прочее.

Е. С. Алехина под обязательным социальным страхованием понимает систему экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путем перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах [1].

На данный момент в систему обязательного социального страхования (далее - ОСС) входят следующие его виды: 1) обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС); 2) обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 3) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) обязательное медицинское страхование (далее - ОМС).

Анализ положений ст. 1 Закона от 16.07.1999 г. позволяет заключить, что обязательному социальному страхованию в соответствии с законами об отдельных его видах подлежат прежде всего работающие граждане. Кроме того, действие упомянутого закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (далее - самозанятые лица).

Бесспорно, самозанятые лица - особые субъекты экономических и социально-трудовых отношений. Фактически рост числа самозанятых граждан в общей структуре занятости населения в России вызывает необходимость четкого правового регулирования самозанятости как особой формы труда. В частности, на страницах юридической литературы получают активное обсуждение проблемные аспекты правового статуса самозанятых лиц [6], выявления и учета доходов от самостоятельной организации их трудовой деятельности в целях налогообложения [9], вопросы отраслевой принадлежности правового института самозанятости в целом [7, с. 15] и прочее.

Полагаем, что обсуждение вопросов включения самозанятых лиц в систему отношений по ОСС в целях уплаты страховых взносов на различные

его виды в связи с получением доходов от самостоятельной организации труда, также особо значимо. Важность распространения ОСС на самозанятых лиц объясняется как минимум двумя причинами: 1) формирование устойчивых финансовых основ системы ОСС; 2) гарантирован-ность социальной защиты самозанятых лиц при реализации социальных рисков.

Итак, Закон от 16.07.1999 г. как базовый нормативно-правой акт не содержит конкретного перечня самозанятых лиц, позволяющего вести речь о последних как об участниках обязательных социально-страховых правоотношений. Принимая во внимание содержание ст. 6 Закона от 16.07.1999 г., которое описывает круг участников отношений по ОСС, позволительно заключить лишь следующее. По общему правилу, самозанятые лица включаются в отношения по ОСС: 1) как страхователи, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах ОСС, уплачивать страховые взносы; 2) как застрахованные лица, у которых данные отношения возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах ОСС или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К сказанному следует добавить, что применительно к законодательству о налогах и сборах страхователи как субъекты, обязанные уплачивать страховые взносы в соответствии с федеральными законами об отдельных видах ОСС, выступают в качестве плательщиков страховых взносов (ст. 419 НК РФ (гл. 34, часть вторая)).

Таким образом, самозанятые лица - специфические субъекты отношений по ОСС, поскольку участвуют в них одновременно в качестве различных субъектов ОСС.

Состояние действующего российского законодательства позволяет утверждать, что на данный момент позволительно вести речь о следующих группах самозанятых лиц применительно к отношениям по ОСС.

1. Так, о первой, самой многочисленной группе самозанятых лиц следует вести речь, делая ссылку как на специальные законы об отдельных видах ОСС, равно как на законодательство о налогах и сборах (ст.ст. 419, 430 НК РФ). Перечень представителей данной группы включает индивидуальных предпринимателей; членов крестьянских

(фермерских) хозяйств; адвокатов; арбитражных управляющих; нотариусов, занимающихся частной практикой; медиаторов; оценщиков; патентных поверенных; членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Повторимся, что в рамках специальных законов об отдельных видах ОСС последние выступают в качестве застрахованных лиц и страхователей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, а законодательство о налогах и сборах признает их в качестве плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц. Уместно подчеркнуть, что перечень «страхователей, самостоятельно уплачивающих страховые взносы» не совпадает в перечнем «плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты в пользу физических лиц», если идет речь о правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. Так, Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об ОПС)1 не упоминает медиаторов, оценщиков и патентных поверенных в качестве застрахованных лиц и страхователей, тогда как ст.ст. 419, 430 НК РФ указывают на последних как на плательщиков страховых взносов на ОПС. Полагаем, что в целях упрощения правоприменения Закон об ОПС должен быть приведен в соответствие с нормами гл. 34 НК РФ.

Каковы же правовые механизмы включения представителей данной группы самозанятых лиц в отношения ОСС, в частности, в различные его виды?

В первую очередь, отметим, что анализировать какие-либо правовые механизмы включения в отношения по ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не приходится, поскольку Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Закон от 24.07.1998 г.)2, вообще

1 Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 51. Ст. 4832.

2 Федеральный закон от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обяза-

тельном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3803.

не распространяется на самозанятых лиц. Закон от 24.07.1998 г. не допускает права даже добровольного вступления последних в правоотношения по данному виду ОСС. Проблемы так называемых «незастрахованных» лиц в данном виде ОСС и правовые вопросы их включения в число лиц, подлежащих обязательному социальном страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в качестве самозанятых, не раз обсуждались на страницах юридической литературы [2, с. 15-22; 5, с. 37; 6, с. 118].

Принимая во внимание то обстоятельство, что отдельные представители самозанятых лиц организуют свой труд в сложных и травмоопасных видах экономической деятельности (например, если идет речь о членах крестьянских (фермерских) хозяйств) и несчастные случаи на производстве не исключены, законодателю необходимо обратиться к разрешению данного вопроса и предусмотреть право добровольного вступления отдельных представителей самозанятых лиц в правоотношения по Закону от 24.07.1998 г.

По общему правилу в целях Закона об ОПС и Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об ОМС)3 страхователями и, соответственно, плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные, главы крестьянских фермерских хозяйств. Императивные обязательства по уплате страховых взносов возникают лишь после включения последних в систему отношений по ОПС и ОМС, которое осуществляется посредством прохождения процедуры постановки на учет в налоговых органах в качестве «плательщиков страховых взносов».

Так, индивидуальные предприниматели (далее -ИП) учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на ОПС и ОМС автоматически на основании сведений, поступивших из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. На практике такие сведения предоставляются Едиными регистрирующими центрами (ЕРЦ), действующими в системе налоговых органов

3 Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЭ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 49. Ст. 6422.

в каждом субъекте Российской Федерации. Совершая регистрационные действия, ЕРЦ наделяются императивной обязанностью по сообщению о вновь созданном субъекте предпринимательской деятельности в налоговые органы по месту жительства физического лица, приобретающего статус ИП и страховщику (ПФР)1. В свою очередь территориальные органы ПФР, во исполнение требований ст. 11 Закона об ОПС, осуществляют регистрацию ИП в качестве страхователя в системе ОПС в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня предоставления подобных сведений. Из вышеизложенного следует, что после подачи гражданином в ЕРЦ необходимых документов для регистрации в качестве ИП, упомянутый налоговый орган, внеся соответствующую запись в ЕГРИП, сам предоставляет в ПФР сведения об ИП в порядке, установленном соглашением сторон. Это означает, что у физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП, отсутствует необходимость самостоятельного обращения в территориальные органы ПФР с заявлением о регистрации. При этом ПФР направляет ИП документ, подтверждающий факт его регистрации в качестве страхователя.

Отдельно остановимся на крестьянских (фермерских) хозяйствах (далее - КФХ) как особых субъектах частного предпринимательства. Как известно, регистрация КФХ в виде юридического лица на сегодняшний день не представляется возможной. Особенности правового положения КФХ, созданного в качестве юридического лица, определяются законом, но до настоящего момента такой закон еще не принят. В связи с этим в настоящее время КФХ создаются вне правового статуса юридического лица. Их включение в систему правоотношений по ОПС и ОМС осуществляется в рамках общей процедуры государственной регистрации, которая происходит в по-

1 См.: Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3961; Приказ Минфина России от 15.01.2015 № 5н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» // СПС «Консультант Плюс»; Соглашение ФНС России № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ № АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации»// СПС «Консультант Плюс».

рядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве ИП, но с некоторыми особенностями. Глава КФХ в силу п. 5 ст. 23 ГК РФ подлежит обязательной регистрации в качестве ИП, соответственно, аналогично всем ИП автоматически приобретает статус плательщика страховых взносов в налоговом органе и статус страхователя в территориальных органах страховщика. Иные члены КФХ напрямую ни с налоговыми органами, ни со страховщиками на этапе их включения в соответствующие правоотношения не вступают. Сведения о последних в налоговые органы страховщику поступают из ЕРЦ, который осуществляет регистрацию КФХ в целом и, соответственно, обладает информацией о всех членах КФХ согласно соглашению о создании КФХ. В отличие от иных категорий самозанятых, члены КФХ уплату реальных платежей в виде фиксированных размеров страховых взносов на ОПС и ОМС сами лично не осуществляют. В их интересах юридически значимые действия КФХ в соответствии со ст.430 НК РФ обязан совершать глава КФХ, за невыполнение которых последний несет ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Таким образом, иные члены КФХ приобретают статус застрахованных в ОПМ и ОМС, не приобретая статуса «плательщика страховых взносов» и « страхователя» соответственно.

Процедура постановки на учет арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных, адвокатов и нотариусов в качестве плательщиков страховых взносов на ОПС и ОМС осуществляется соответствующим налоговым органом, однако на основании сведений, сообщаемых специальными субъектами.

Так, в отношении арбитражных управляющих и оценщиков как состоявшихся членах соответствующих саморегулируемых организаций (СРО) обязательства по сообщению в налоговые органы законодатель возлагает на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков, в частности на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, расположенные на территории субъектов РФ. В отношении патентных поверенных обязательства по сооб-

щению в налоговые органы о занимающихся частной практикой патентных поверенных возлагаются на Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент). В отношении адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой, обязательства по сообщению о последних в налоговые органы законодатель возлагает на адвокатские палаты субъектов Российской Федерации и органы юстиции (Минюст РФ) соответственно.

Должное поведение упомянутых специальных субъектов в случае невыполнения вменяемой им обязанности обеспечивается мерами применения к ним санкций: они становятся субъектами ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в соответствии со ст. 219.1 НК РФ (часть первая) «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

Приобретение арбитражными управляющими, оценщиками, патентными поверенными, адвокатами и нотариусами правового статуса плательщиков страховых взносов определяет их регистрацию в качестве страхователей и застрахованных лиц в ОПС и ОМС, поскольку налоговые органы предоставляют (обязаны предоставить) по ним сведения в территориальные органы страховщика.

Таким образом, данная подгруппа лиц включается в систему правоотношений по ОПС и ОМС посредством совершения в отношении них юридически значимых действий, определенных законодателем субъектов, которые наделены не только обязанностью по их совершению, но и несут юридическую ответственность за неисполнение таковой.

Медиаторы как представители анализируемой группы самозанятых лиц ставятся на учет в налоговых органах на основании поданного ими лично заявления1. П. 6 ст. 83 НК РФ не содержит каких-либо императивных обязательств по написанию подобного заявления. В этой связи уместно заключить, что физические лица, имеющие статус медиаторов и осуществляющие приносящую доход трудовую деятельность, по сути сами решают вопрос о приобретении статуса плательщика страховых взносов на ОПМ и ОМС и страхователя, соответственно. Заявительный порядок постановки на учет не обязывает их

1 Приказ ФНС России от 10.01.2017 г. № ММВ-7-14/4@ «Об утверждении форм и форматов документов, используемых при учете организаций и физических лиц в качестве плательщиков страховых взносов, а также порядка заполнения этих форм» // СПС «Консультант Плюс».

к совершению подобных юридически значимых действий, а потому говорить о повсеместном включении медиаторов в систему правоотношений в ОПС и ОМС, равно как и о легализации дохода с целью уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование, в данном случае не приходится.

Включение самозанятых лиц в систему правоотношений по ОПС и ОМС посредством прохождения процедуры их постановки на учет в качестве плательщиков страховых взносов в налоговых органов порождает обязательства последних лично уплачивать фиксированный размер страховых взносов на ОПС и ОМС за учетный период (один календарный год) по правилам, предусмотренным ст. 430 НК РФ.

На законодательном уровне до сих пор не разрешен вопрос о порядке уплаты фиксированного размера страховых взносов в том случае, если физическое лицо приобретает статус плательщика страховых взносов, не производящего выплаты в пользу физических лиц, одновременно как субъект предпринимательской деятельности и как субъект профессиональной деятельности. Это ситуация, когда одно и то же физическое лицо оказывается включенным в систему правоотношений по ОПС и ОМС дважды, например, как страхователь - индивидуальный предприниматель и как страхователь - арбитражный управляющий или как страхователь - индивидуальный предприниматель и как страхователь - оценщик и так далее. С точки зрения Закона об ОПС (ст. 6) и Закона об ОМС (ст.11) при этом указанные субъекты относятся к одной категории страхователей.

В данном случае на практике очень часто возникает вопрос: каким образом необходимо осуществлять обязанность по уплате фиксированного размера страховых взносов на ОПС и ОМС физическом лицу, который одновременно выступает субъектом и предпринимательской: однократно ил двукратно?

Правовые позиции налоговых органов, страховщика и арбитражных судов в разрешении данного вопроса достаточно противоречивы. Так, налоговые органа еще совсем недавно признавали правомерность уплаты страховых взносов одним налогоплательщиком по двум основаниям, например в качестве ИП и в качестве оценщика. Правомерность правовой позиции основывалась на следующем доводе: постановка на учет по двум основаниям (в качестве ИП и в качестве оценщика)

обязывает к двойной уплате фиксированного страхового платежа (взноса) на ОПМ и ОМС. Такой же позиции придерживались и страховщики в лице территориальных органов ПФР1.

Им противоречили арбитражные суды, которые, разрешая споры по существу, полагали, что регистрация заявителя в качестве страхователя как субъекта предпринимательской деятельности и как субъекта профессиональной деятельности в силу требований закона не влечет его обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа дважды2.

В июне 2019 года правовая позиция налоговых органов по поводу двойной уплаты фиксированных размеров страховых взносов существенно изменилась3. На данный момент она такова: если физическое лицо относится к категории плательщиков страховых взносов, о которых идет речь в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, но осуществляет не только предпринимательскую деятельность, но и иную установленную законодательством Российской Федерации деятельность, не являющуюся предпринимательской (например, медиатор, оценщик и пр.), то такой плательщик уплачивает страховые взносы в порядке, предусмотренном ст. 430 НК РФ. За расчетный период (1 календарный год) такой плательщик как единый субъект правоотношений, независимо от постановки на учет в налоговом органе по одному или более основаниям, однократно уплачивает фиксированные платежи по страховым взносам на ОПМ и ОМС в соответствующих размерах.

Представляется, что вопрос кратности уплаты фиксированного размера страховых взносов в связи с осуществлением физическим лицом и предпринимательской, и частной профессиональной деятельности необходимо регулировать на законодательном уровне, а не посредством принятия ведомственных актов. Помимо этого, законодателю следует обратить внимание на разрешение вопроса кратности уплаты фиксированных размеров страховых взносов в случае одновременной постановки на учет физического лица

1 Решение Федеральной налоговой службы от 1.08.2018 г. № КЧ-4-9/14909@ // СПС «Консультант плюс»

2 См., например, Решение Арбитражного суда Тверской области от 23 августа 2017 г. по делу № А66-7864/2017. URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/g51WFMACJRL1/ (дата обращения: 20.10.2019).

3 См.: Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июня 2019 г. № 03-15-07/40458 //

СПС «Гарант».

в качестве различных субъектов профессиональной деятельности (например, как оценщика и как арбитражного управляющего). Полагаем, что вопрос размера фиксированного размера страховых взносов также нуждается в пересмотре и дифференциации с учетом характера деятельности самозанятых лиц: предпринимательской, направленной на систематическое извлечение прибыли, и профессиональной деятельности с частной практикой, не преследующей систематическое извлечение прибыли от осуществляемого вида трудовой деятельности.

Спорные вопросы по поводу двойной уплаты фиксированного размера страховых взносов на ОПС и ОМС возникает и в КФХ. Так, арбитражным суды разрешают споры между налоговыми органами, страховщиками и главой КФХ, связанные с правомерностью требований предъявляемых фискальными органами по двойной уплате страховых взносов к главе КФХ за такого члена КФХ, который имеет статус ИП. Это ситуация, когда последний оказался учтенным в налоговых органах и включенным в систему правоотношений по ОПС и ОМС в качестве застрахованного лица по двум основаниям: как ИП и как член КФХ4.

Другая спорная ситуация возникает с двойной уплатой страховых взносов, если речь идет о самом главе КФХ. Обязан ли глава КФХ без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве ИП уплачивать страховые взносы в фиксированных размерах дважды: за себя как за ИП и за себя как за главу КФХ? Действительно, спорный вопрос, четкий ответ на который не позволяет дать действующее законодательство. Судебная практика также неоднозначна и противоречива.

Так, в одних судебных решениях судьи исходят из того, что уплата главой КФХ страховых взносов за себя как за ИП не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов за него как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства, и соответственно, физическое лицо, зарегистрированное одновременно в качестве главы КФХ и в качестве ИП, обязано уплачивать

4 См.: Постановление Федер. Арбитр. Суда Уральского округа от 31 окт. 2012 г. № А60-7424/2012). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019); Постановление Федер. Арбитр. Суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2014 г. № А53-15654/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019).

страховые взносы в виде фиксированных платежей по каждому из указанных оснований1.

Другие судебные решения не поддерживают фискальные органы. Правовая позиция в таких судебных решения несколько иная и сводится к следующему: глава КФХ, зарегистрированный в качестве ИП, не несет обязательств по уплате страховых взносов за себя в фиксированных размерах по двум основаниям, поскольку источник их выплат один - доход от деятельного одного отдельно взятого КФХ2.

Совершенно очевидно, что неоднозначная судебная практика существует по причине опять таки неурегулированности на законодательном уровне вопроса двойной уплаты страховых взносов на тот случай, если физическое лицо выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности дважды, но при этом фигурирует в качестве плательщиков страховых взносов одной категории: не производящих выплаты в пользу физических лиц.

Завершая анализ самой многочисленной группы самозанятых лиц на предмет их включения в систему отношений по ОСС, обратимся к особенностям распространения на последних такого вида ОСС как обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006г. № 255-ФЗ (далее - Закон от 29.12.2006 г.)3.

Так, согласно ч. 2. ст. 2.1 упомянутого закона, к страхователям приравниваются отдельные категории самозанятых лиц, но только в случае

1 См., например, Постановление Федер. Арбитр. Суда Северо-Кавказского округа от 20 июня 2014 г. № Ф08-3698/14 по делу № А53-15654/2013. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019).

2 См.: например, Определение Верхов. Суда Рос. Федерации от 01 июля 2016 г. № 309-КГ16-6659. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019); постановление Арбитр. Суда Уральского округа от 18 февр. 2016 г. № Ф09-12022/15 по делу № А76-32547/2014. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.10.2019).

3 Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 18.

добровольного вступления в отношения по данному виду ОСС. Право на добровольное вступление в правоотношения имеют все перечисленные выше категории самозанятых лиц, в число которых в целях Закона от 29.12.2006 г. дополнительно включены члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Правовой механизм вступления их в правоотношения достаточно прост и понятен: самозанятые

4

лица должны подать соответствующее заявление в территориальный орган страховщика, коим выступают территориальные подразделения ФСС, по своему месту жительства. Заметим, что заявительный порядок вступления в правоотношения по ОСС на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством распространяется и на членов КФХ: они должны лично совершить юридически значимые действия, связанные с подачей заявления и иных документов в территориальные органы страховщика в целях приобретения правового статуса страхователя и застрахованного лица в данном виде страхования.

Далее осуществляется процедура регистрации самозанятых лиц в качестве страхователей с присвоением регистрационного номера и выдачей уведомления о регистрации. Зарегистрированные в качестве страхователей самозанятые лица наделяются обязанностью своевременно уплачивать страховые взносы в ФСС, исходя из стоимости страхового года, определяемого по формуле: (МРОТ*2, 9x12). Добровольный характер вступления в отношения по данному виду ОСС характеризуется и спецификой санкций, применяемых в самозанятым как к страхователям, если они не выполняют обязанности по плате страховых взносов в установленные законодательством сроки: во-первых, у них не возникает права на социально-страховое обеспечение, предусмотренное Законом от 29.12.2006 г. во- вторых, правоотношения между ними и страховщиком считаются прекратившимися. Ответственность

4 Приказ ФСС РФ от 22.04.2019 г. № 216 «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // СПС «Консультант плюс».

на нарушение законодательства о налогах и сборах в данном случае не применяется.

2. Другую группу самозанятых лиц, о которых позволительно говорить как о субъектах отношений по ОСС составляют лица, выступающие в качестве плательщиков налога на профессиональный доход в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)»1 . Отмечается, что возможность применения указанного специального налогового режима самостоятельно экономически активными физическими лицами, не зарегистрированными в качестве ИП - «самозанятыми лицами» - является отличительной особенностью налога на профессиональный доход [8, с. 106].

Нормы по включению последних в отношения по ОСС находим в социально-страховом законодательстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, согласно ст. 29 Закона об ОПС плательщики налога на профессиональный доход вправе добровольно вступать в отношения по ОПС и приобретать статус «страхователя» путем подачи заявления в территориальный орган ПФР. После подачи заявления и иных документов заявителю выдается уведомление о регистрации в территориальном органе ПФР в качестве страхователя, добровольно вступившего в правоотношения по обязательному пенсионному стра-хованию2. Иными словами, данная группа самозанятых лиц не обременена императивными обязательствами по уплате страховых взносов на ОПС и вправе по своему усмотрению вступать в данную сферу общественных отношений с целью формирования своих пенсионных прав.

1 Федеральный закон от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 49 (часть I). Ст. 7494.

2См.: Приказ Минтруда России от 31.05.2017 г. № 462н «Об утверждении Правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» // СПС «Консультант плюс».

Закон об ОМС в ст. 11 упоминает о физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» как об отдельной категории страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы на ОМС. Однако правовой механизм уплаты страховых взносов на ОМС специфичен: отдельных взносов на ОМС плательщики налога на профессиональный доход не перечисляют, так как они уже включены в налоговый платеж и деньги автоматически переводятся по назначению без участия плательщика.

Закон от 29.12.2006 г., равно как и Закон от 24.07.1998 г., вообще не допускает возможности добровольного вступления в правоотношения по данным видам ОСС физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». Сказанное позволяет заключить вывод об отсутствии каких-либо правовых механизмов включения последних в систему соответствующих видов ОСС, позволяющих приобретать правовые статусы «страхователя» и «застрахованного лица» в целях социальной защиты от социальных (профессиональных) рисков.

3. Третья группа самозанятых лиц - это лица, о которых идет речь в п. 70 ст. 217 НК РФ, в частности, это репетиторы, няни, сиделки, уборщики и прочие категории лиц, оказывающие услуги для личных, домашних и иных подобных нужд, перечень которых вправе расширять субъекты Российской Федерации в силу своей законотворческой деятельности3. Данная категория самозанятых лиц вправе легализовать свою трудовую деятельность и осуществить регистрацию (постановку на учет) в налоговых органах на основании предоставляемого ими уведомления об осуществлении деятельности оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и(или) иных подобных нужд4. Доходы от оказания подобных услуг не подлежат

3 См.: например, Закон Рязанской области от 03.11.2017 г. № 77-ОЗ «О дополнительных видах услуг для личных, домашних и(или) подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения»; Республики Марий Эл от 27.10.2011 г. № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» // СПС «Гарант».

4 Приказ ФНС России от 31.03.2017 г. № ММВ-7-14/270@ «Об утверждении формы и формата уведомления физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, а также порядка ее заполнения» // СПС «Консультант плюс».

налогообложению. До конца 2019 года данная категория самозанятых была освобождена и от уплаты страховых взносов на все виды ОСС.

В 2020 году в силу Федерального закона 6.02.2019 г. № 6-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ситуация несколько изменится. На данный момент стоит вести речь об особенностях распространения на данную группу самозанятых лиц лишь ОМС. Другие законы об отдельных видах ОСС не предусматривают право добровольного вступления в соответствующие социально-страховые отношения лиц, о которых идет речь в п. 70 ст. 217 НК РФ. Особенность включения последних в отношения по ОМС состоит в том, что только поставленные на учет посредством уведомления физические лица, не являющиеся ИП и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, приобретают статус застрахованных лиц, страхователей и плательщиков страховых взносов в ОМС. Так, согласно, ст. 10 Закона об ОМС физические лица, поставленные на учет налоговыми органами в соответствии с п. 7.3 ст. 83 НК РФ признаются застрахованными лицами как самозанятые, в связи с чем на них возлагается императивная обязанность по уплате за себя страховых взносов на ОМС в фиксированной сумме 8426 рублей. Иными словами, правоотношения по ОМС для данной категории

самозанятых лиц носят характер производных от налоговых правоотношений: лишь приобретая особый статус в налоговых правоотношениях, физические лица включаются в правоотношения по ОМС.

Таким образом, уяснение правовых вопросов распространения ОСС на самозанятых лиц необходимо вести с позиции комплексного разрешения следующих вопросов: 1) о какой группе самозанятых лиц и представителях данной группы идет речь; 2) о каком виде ОСС идет речь; 3) каков порядок (императивный или добровольно-уведомительный) включения самозанятых в систему правоотношений по различным видам ОСС.

Проведенный нами анализ позволяет рассуждать о различных подходах к порядку распространения ОСС на физических лиц, которые в силу того или иного закона признаются самозанятыми, равно как и о правовых механизмов, опосредующих такое распространение. В условиях экономической нестабильности и перманентных реформ вопросы необходимости включения самозанятых лиц в обязательные социально-страховые отношения не перестают быть спорными и активно обсуждаемыми. Полагаем, что нет и не может быть унифицированных норм по порядку их включения в данную сферу общественных отношений, поскольку в одних случаях самозанятость направлена на извлечение прибыли, а в других - получение дохода с целью удовлетворения элементарных личных потребностей физического лица.

Литература

1. Алехина Е. С. Система обязательного социально страхования России: процессы становления и проблемы развития. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obyazatelnogo-sotsialnogo-strahovaniya-rossii-protsessy-stanovleniya-i-problemy-razvitiya/ viewer (дата обращения: 04.12.2019).

2. Аврутский И.В. Проблемы незастрахованных // Вестник государственного социального страхования. 2011. № 8 (128). С. 15-22.

3. Бородина Е.Н. Субъекты и содержание правоотношений по обязательному социальному страхованию // Бизнес в законе. 2012. № 1. С. 99-103. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subekty-i-soderzhanie-pravootnosheniy-po-obyazatelnomu-sotsialnomu-strahovaniyu/viewer (дата обращения: 04.11.2019).

4. Галаева Л.А. Обязательное социальное страхование: страховые риски и страховые случаи // Труд и социальные отношения. 2009. № 8. С. 121-125.

5. Галаева Л.А., Кондакова О.В. Правовое регулирование возмещения вреда здоровью членам крестьянско-фермерского хозяйства: оценка состояния нормативно-правовой базы // Актуальные проблемы права и правоприменения: материалы регион. научно-практической конференции (г. Саранск, 26 нояб., 2019 г.) / отв. ред. Ю.Н. Сушкова; Морд. гос. ун -т им. Н. П. Огарева. Саранск : ЮрЭксПрактик, 2019. 132 с.

6. Долинская В.В., Долинская Л.М. Проблемы правового статуса самозанятых // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Юриспруденция. 2018. № 1. С. 113-128.

7. Павловская О.Ю. К вопросу о проблемах правового регулирования самозанятости // Право и экономика. 2018. № 12. С. 12-17.

8. Соболь О.С. Налог на профессиональный доход в системе специальных налоговых режимов: эксперимент правового обеспечения // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2019. № 7. С. 104-111.

9. Шуваев Е.А. Статус гражданина, зарегистрированного в качестве самозанятого и проблемы налогообложения доходов самозанятых лиц // Электронное приложение к «Российскому юридическому журналу». 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/status-grazhdanina-zaregistrirovannogo-v-kachestve-samozanyatogo-i-problemy-nalogooblozheniya-dohodov-samozanyatyh-lits (дата обращения: 04.11.2019).

1. Alekhina E. S. Sistema obyazatel'nogo sotsial'no strakhovaniya Rossii: protsessy stanovleniya i problemy razvitiya [The system of compulsory social insurance in Russia: formation processes and development problems]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sistema-obyazatelnogo-sotsialnogo-strahovaniya-rossii-protsessy-stanovleniya-i-problemy-razvitiya/viewer (accessed 04.12.2019). (In Russ.).

2. Avrutsky I.V Problemy nezastrakhovannykh [Problems of the uninsured]. Vestnik gosudarstvennogo sotsial'nogo strakhovaniya = Bulletin of State Social Insurance, 2011, no. 8 (128), pp. 15-22. (In Russ.).

3. Borodina E.N. Sub"ekty i soderzhanie pravootnoshenii po obyazatel'nomu sotsial'nomu strakhovaniyu [Subjects and content of legal social insurance relations]. Biznes v zakone = Business in law, 2012, no. 1, pp. 99-103. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/subekty-i-soderzhanie-pravootnosheniy-po-obyazatelnomu-sotsialnomu-strahovaniyu/viewer (accessed 04.11.2019). (In Russ.).

4. Galaeva L.A. Obyazatel'noe sotsial'noe strakhovanie: strakhovye riski i strakhovye sluchai [The obligatory social insurance: insurance risks and insured events]. Trud i sotsial'nye otnosheniya = Labour and social relations, 2009, no. 8, pp. 121-125. (In Russ.).

5. Galaeva L.A., Kondakova O.V. Pravovoe regulirovanie vozmeshcheniya vreda zdorov'yu chlenam krest'yansko-fermerskogo khozyaistva: otsenka sostoyaniya normativno- pravovoi bazy [Legal regulation of compensation for health damage to members of a peasant farm: assessment of the status of the regulatory framework]. Aktual'nye problemy prava i pravoprimeneniya: materialy region. nauchno- prakticheskoi konferentsii (g. Saransk, 26 noyab., 2019 g.) = Actual problems of law and law enforcement: materials of the Regional scientific and practical conference, ed. by Yu.N. Sushkova, N. P. Ogarev Mord. State Un-ty, Saransk,YurEksPraktik Publ., 2019, 132 p. (In Russ.).

6. Dolinskaya VV, Dolinskaya L.M. Problemy pravovogo statusa samozanyatykh [The issues of the legal status of self-employed]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya Yurisprudentsiya = Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2018, no. 1, pp. 113-128. (In Russ.).

7. Pavlovskaya O.Yu. K voprosu o problemakh pravovogo regulirovaniya samozanyatosti [On the issue of the problems of legal regulation of self-employment]. Pravo i ekonomika = Law and Economics, 2018, no. 12, pp. 12-17. (In Russ.).

8. Sobol O.S. Nalog na professional'nyi dokhod v sisteme spetsial'nykh nalogovykh rezhimov: eksperiment pravovogo obespecheniya [Professional income tax in the system of special tax regimes: legal support experiment]. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYUA) = Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), 2019, no. 7, pp. 104-111. (In Russ.).

9. Shuvaev E.A. Status grazhdanina, zaregistrirovannogo v kachestve samozanyatogo i problemy nalogooblozheniya dokhodov samozanyatykh lits [The status of a citizen registered as a self-employed, and the problems of taxation of income of self-employed persons]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/status-grazhdanina-zaregistrirovannogo-v-kachestve-samozanyatogo-i-problemy-nalogooblozheniya-dohodov-samozanyatyh-lits (accessed 04.11.2019). (In Russ.).

References

Статья поступила в редакцию 21.03.2020 г.; принята к публикации 24.04.2020 г.

Submitted 21.03.2020; revised 24.04.2020.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

All authors have read and approved the final manuscript.

Об авторах

Галаева Людмила Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса МГУ им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия, vikanayka@mail.ru

About the authors Lyudmila A. Galaeva

Ph. D. (Law), Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure, N. P. Ogarev Mordovian State University, Saransk, Russia, vikanayka@mail.ru

Сайфетдинова Алина Фатиховна

студентка, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия,

lina. saifetdinova@yandex. ru

Alina F. Saifetdinova

Student, N. P. Ogarev Mordovian State University, Saransk, Russia, lina.saifetdinova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.