ТРУДОВОЕ ПРАВО,
ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УДК 349.3
DOI: 10.19073/2306-1340-2018-15-1-40-44
РАСШИРЕНИЕ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН СТРАН БРИКС (НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛИИ)
БУРЛАК Александр Вячеславович*
Пр. Мира, 55а, Омск, 644077, Россия
Аннотация. В статье анализируется изменение системы социального страхования самозанятых граждан Бразилии, произошедшее благодаря двум программам, введенным в 2000-х годах, которые показали высокий результат с точки зрения легализации и включения в систему социального обеспечения таких работников. Самозанятые работники Бразилии в значительной степени исключены из национальной системы социального страхования. Программы предоставляют возможность микропредпринимателям и самозанятым работникам упростить административные процедуры и адаптировать уровень взносов на социальное страхование к их доходам. Представленные автором данные иллюстрируют эффективность программ, которые также могут быть реализованы и в других странах, входящих в организацию БРИКС.
Ключевые слова: социальное обеспечение, социальное страхование, самозанятые граждане, наемные работники, взносы.
Expansion of the Sphere of Social Insurance for Self-Employed Citizens
in the BRICS Countries (on the Example of Brazil)
Burlak Aleksandr V.**
55а Mirapr., Omsk, 644077, Russia
Abstract. The article analyzes the change in the social insurance system for self-employed Brazilian citizens, thanks to two programs introduced in the 2000s, which showed a high result in terms of legalization and inclusion in the social security system of such employees. The self-employed Brazilians are, to a large extent, excludedfrom the national social insurance system. The programs provide an opportunity for micro-entrepreneurs and the self-employed to simplify administrative procedures and adapt the level of social insurance contributions to their incomes. The data presented by the Author illustrates the effectiveness of programs that can also be implemented in other countries that are part of the BRICS organization.
Keywords: social security, social insurance, self-employed citizens, employees, contributions.
Традиционная система социального обе- БРИКС1, куда входит и Российская Федерации, спечения в странах - участницах организации в первую очередь ориентирована на наемных
* Преподаватель кафедры социального права Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.
** Lecturer of the Department of Social Law at Dostoevsky Omsk State University. 1 Офиц. сайт представительства Рос. Федерации в БРИКС. URL: http://www.brics2015.ru/
работников. В условиях роста нестандартных форм занятости, текущей особенности рынков труда и проблем мировой миграции создается ситуация отсутствия социальной защищенности или частичного охвата социальным обеспечением некоторых категорий граждан. Правительства стран БРИКС находятся в поиске решений повышения уровня социального обеспечения и предоставления минимальных социальных гарантий лицам, занятым в неофициальном секторе экономики, в частности самозанятым гражданам. В данном аспекте мы наблюдаем положительный опыт Бразилии, который мог бы быть принят во внимание и Российской Федерацией.
Система социального обеспечения Бразилии не охватывает неработающих граждан, незарегистрированных сельских и городских рабочих, а также категорию самозанятых работников. Попытки расширения социального обеспечения групп маргинализированных работников начались в конце 1960-х - начале 1970-х гг. и были продолжены в соответствии с принятой Конституцией 1988 г. Опыт показывает, что простое включение в число застрахованных лиц, занятых нетрадиционно, не гарантирует их социальной защищенности и полного доступа к социальным услугам [4].
Как и в остальных странах БРИКС, самозанятые работники Бразилии составляют значительную часть лиц, не имеющих социальной защиты и не участвующих в социальном страховании. Согласно национальному выборочному опросу домашних хозяйств, проведенному Бразильским институтом географии и статистики2, в 2009 г. 43,1 млн (46,5 %) от общей численности рабочей силы Бразилии (около 92,7 млн) в возрасте от 16 лет и старше не уплачивали регулярные взносы в фонд социального страхования. Среди основных групп рабочей силы (работников, работодателей, домашних работников и самозанятых работников) самозанятые составляют группу с самым низким процентом взносов на социальное страхование: из почти 19 млн человек, определяющих себя как самостоятельно занятых, только около 3,2 млн осуществили взносы, что составляет 17 % от общего количества самозанятых работников. Из 43,1 млн работников, не уплативших взно-
Трудовое право, право социального обеспечения
сы в 2009 г., почти 15,8 млн были самозанятыми, что составляет 36,6 % от всех неплатежей. Во многих случаях самозанятость представляет собой единственный выход для тех, кто не может выйти на официальный рынок труда, но кому нужно зарабатывать на жизнь. В этом контексте расширение сферы социального страхования самозанятых работников является важной стратегией укрепления и развития социальной защиты населения Бразилии и других стран организации сотрудничества.
Начиная с 2000 г. федеральное правительство Бразилии предпринимало попытки по формализации независимых работников, которые являются самозанятыми, посредством последовательных реформ, проводимых министерством социальной защиты. Первое преобразование -Закон № 10666/2003, которым были внесены поправки в правила о взносах на социальное страхование для самозанятых граждан. За этим законом последовал дополнительный Закон № 123/2006, в котором был введен упрощенный план социального обеспечения (далее - Упрощенный план), понизивший ставку взносов на социальное страхование с 20 до 11 % от минимальной заработной платы для самозанятых, имеющих право на получение пособий в рамках общей системы социального обеспечения, включая пенсию, на основе минимальной заработной платы.
В конце 2008 г. в дополнительном Законе № 128 в ст. 18-А была установлена категория самозанятого микропредпринимателя (microemprendedor individual - MEI) (далее - МЭИ) для самозанятых лиц, которые получают максимальный валовой годовой доход 36 000 бразильских реалов (17 800 долларов США) и осуществляют взносы в специальную единую систему налогов и взносов для малых и микропредприятий. Программа МЭИ существует в рамках крупной упрощенной системы уплаты налогов и взносов для малых предприятий, именуемой Simple Nacional. Указанный режим на сегодняшний день могут выбрать два вида компаний3: микропредприниматели с максимальным валовым доходом 120 000 бразильских реалов (36 000 долларов США) и небольшие компании с доходом от 120 000 до 1 200 000 бразильских реалов4.
2 Офиц. сайт Бразил. ин-та географии и статистики. URL: http://ww2.ibge.gov.br/home/estatistica/populacao/trabalhoer-endimento/pnad2QÜ9/default.shtm
3 Налоговый режим Simple Nacional. URL: http://thebrazilbusiness.com/article/taxation-regime-simples-nacional
4 Упрощенный план и специальная унифицированная схема налогов и взносов для малых и микропредприятий (Simples Nacional) - это две различные программы. Первая - для самозанятых работников, вторая - для юридических лиц, в том числе микропредпринимателей.
Микропредпринимателям разрешено нанимать сотрудников, но подавляющее большинство (96 %) этого не делают. С микропредпринимателей, зарегистрированных в рамках программы МЭИ, взимаются более низкие ставки по специальной единой схеме налогов и взносов, чем с других участников Simples Nacional [2]. Первоначально микропредприниматели должны были уплачивать взносы в фонд социального страхования в размере 11 % от минимальной заработной платы, а также налоги с фиксированной ставкой в 1 реал для государственных органов и 5 реалов для муниципальных властей. В 2011 г. взносы на социальное страхование по программе МЭИ были сокращены до 5 % от минимальной заработной платы в соответствии с Временной мерой № 529, которая впоследствии стала Законом № 12470. Цель сокращений уровней взносов, а также освобождение от федеральных налогов заключается в продвижении формализации и включении самозанятых работников в систему социального страхования. За короткое время программа достигла очень хороших результатов и получила широкое распространение на территории всей страны.
Одним из основных преимуществ программы МЭИ является то, что она снижает расходы на легализацию самозанятых работников. В период с конца 2008 по апрель 2011 г. программа МЭИ была похожа на Упрощенный план, поскольку она предусматривала взносы в систему социального страхования в размере 11 % от минимальной заработной платы, однако между этими двумя инициативами существуют различия. Хотя обе схемы были направлены на расширение участия в системе социального страхования посредством финансовых стимулов, система МЭИ является стимулирующей программой для предприятий, тогда как Упрощенный план предназначен для физических лиц [3].
Регистрация в рамках программы МЭИ очень проста и может быть выполнена в режиме он-лайн5. Неформальные самозанятые рабочие немедленно регистрируются в качестве микропредпринимателей, и им предоставляется временное разрешение на работу сроком на 180 дней, которое становится постоянным, если нет возражений со стороны муниципальных властей. В рамках Упрощенного плана работники продолжают
оставаться физическими лицами, а в рамках программы МЭИ они становятся юридическими лицами.
Помимо благоприятного налогового режима (функция, которую программа МЭИ разделяет со схемой Simples Nacional) и сокращения бюрократических процедур существует еще одна особенность, которая закрепляет успех программы МЭИ и заключается в том, что она открывает доступ к услугам, которые ранее были доступны только предприятиям: это возможность выдавать счета-фактуры и получать банковские кредиты в качестве юридического лица с лучшими условиями и процентными ставками, чем для физических лиц. Около 44 000 микропредпринимателей были зарегистрированы в рамках программы МЭИ к концу 2009 г. В 2010 г. было зарегистрировано 771 000 человек, к концу 2011 г. - уже около 1,7 млн, а к декабрю 2012 г. - 2,6 млн человек. По данным министерства социальной защиты, в 2012 г. около 1,5 млн микропредпринимателей уплатили взносы на социальное страхование6.
Упрощенный план также является важным инструментом расширения сферы социального страхования. В 2012 г. число самозанятых работников, осуществляющих взносы в систему социального страхования не реже одного раза в год, достигло 11,9 млн человек, из которых 2,1 млн являлись участниками Упрощенного плана, а около 1,5 млн были микропредпринимателями. В период с 2002 по 2012 г. число самозанятых участников в системе страхования увеличилось с 4,3 до 11,9 млн человек, т. е. примерно на 7,6 млн человек (178,7 %) - 10,8 % в год.
Значительное увеличение застрахованных в рамках программы МЭИ и Упрощенного плана происходило на фоне общего роста числа участников как среди самозанятых работников, так и среди наемных работников, что является признаком успешного привлечения новых участников в систему социального страхования, а не демонстрацией обычного перехода от одной системы взносов к другой. Количество наемных работников, делающих хотя бы один взнос в систему, увеличилось более чем на 23 млн человек. Таким образом, в 2012 г. число участников составило 53,8 млн человек по сравнению с 30,8 млн в 2002 г.7
5 URL: http://brasil.gov.br/
6 Офиц. сайт мин-ва соц. защиты Бразилии. URL:http://www.previdencia.gov.br/dados-abertos/
7 Данные Адм. реестра мин-ва соц. защиты Бразилии. URL: http://www.previdencia.gov.br/
Несмотря на значительные достижения программы МЭИ, остается ряд проблем, первой из которых является то, что положения программы используют для сокрытия трудовых отношений, происходит злоупотребление правом со стороны работодателя, поскольку для фирмы экономически выгоднее работать с микропредпринимателем, чем заключать трудовой договор с наемным работником [1]. Чтобы уменьшить этот риск, лица, регистрирующиеся в качестве микропредпринимателей в рамках системы МЭИ, должны выбрать профессию из ограниченного списка типичных занятий по найму.
Необходимо отметить, что использование программы МЭИ для сокрытия трудовых отношений не происходит в больших масштабах, поскольку уровень легального создания рабочих мест по-прежнему высок. Согласно общей переписи занятости и безработицы министерства труда и занятости8, примерно 6 млн рабочих мест с заключенными трудовыми договорами были созданы в период с 2010 по 2012 г. Из годового отчета социальных данных9 следует, что в период с 2003 по 2011 г. в Бразилии было создано около 17,6 млн официальных рабочих мест. Таким образом, возможность использования микропредпринимателей в качестве замены сотрудников не может быть полностью исключена, однако данные показывают, что такая практика не получила широкого распространения.
Вторая проблема заключается в необходимости продолжения упрощения функционирования и отчетности микропредпринимателей. Действующее законодательство предоставило им более благоприятный налоговый режим и снизило предъявляемые требования к ведению документации, чем для остального бизнеса, на практике они все равно обязаны представлять те же дополнительные документы, что и крупные предприятия, и это влечет за собой дополнительные издержки [3].
Третья проблема для развития программ заключается в том, что необходимо наглядно продемонстрировать преимущества регистрации и участия в социальном страховании. В условиях российской действительности пока рано говорить об эффективности норм, принимаемых в части социальной защиты самозанятых граждан, они не настолько очевидны, для того
Трудовое право, право социального обеспечения
чтобы самозанятые граждане формализовали свои отношения с государством. Это важно, так как легальная уплата налогов и взносов затрудняет конкуренцию с неформальной занятостью и отражается на себестоимости продукта. Регистрируясь, неформальные самозанятые работники должны начать уплачивать обязательные платежи, поэтому необходимо адаптировать последние к их платежеспособности и одновременно создать систему преференций для таких граждан.
Рынки труда стран БРИКС характеризуются значительным дефицитом социальной защищенности главным образом из-за их высокого уровня неформальной занятости. Лицами, не участвующими в системе, являются в основном незарегистрированные сотрудники по найму, домашние работники без официального контракта и в значительной степени самозанятые граждане. Они составляют одну из наименее защищенных групп работников и нуждаются в привлечении к системе социального страхования в целях улучшения их защиты. Меры, принятые правительством Бразилии с этой целью, такие как упрощенный план социальной защиты и программа МЭИ для микропредпринимателей, продемонстрировали хорошие результаты благодаря упрощенным процедурам регистрации, льготному режиму налогообложения и ставкам взносов, адаптированным к платежеспособности самозанятых работников. Кроме того, формальная регистрация в рамках программы МЭИ позволяет частным предпринимателям получать более дешевые кредиты, выставлять счета-фактуры своим клиентам, тем самым получая доступ к крупным товарным рынкам, и пользоваться другими преимуществами. Таким образом, программа одновременно расширяет круг лиц, участвующих в системе социального страхования, сокращает административные процедуры и поощряет самозанятых лиц к тому, чтобы стать микропредпринимателями и самозанятыми гражданами.
Опыт использования Упрощенного плана и программы МЭИ демонстрирует, что в условиях развивающихся экономик стран БРИКС, в том числе и Российской Федерации, в целях поощрения легализации и вывода из тени в реальный сектор экономики неформально самозанятых граждан необходимо популяризировать
8 Общий регистр занятых и безработных CAGED мин-ва труда и занятости Бразилии. URL: http://portal.mte.gov.br/ portal-pdet/
9 Годовой отчет соц. информации RAIS. URL: http://www.rais.gov.br/sitio/index.jsf
такую формализацию, а также снизить налоговую нагрузку и размер страховых взносов, которые были бы соотносимы с ограниченными доходами определенных групп низкооплачиваемых работников, особенно самозанятых.
Основная идея заключается в проведении ряда реформ по повышению уровня социальной защищенности с демонстрацией как краткосрочных перспектив развития, так и длительных механизмов защиты.
Список литературы
1. Conen W., Schippers J., Buschoff K. S. Self-Employed Without Personnel: Between Freedom and Insecurity. Utrecht, Netherlands : Utrecht School of Economics : Utrecht University, 2016. 136 р.
2. Costanzi R. N., Barbosa E. D., Ribeiro H. V. A experiência do microempreendedor individual na ampliaçâo da cobertura previdenciária no Brasil // Revista do Servico Publico. 2011. Vol. 62. № 4. P. 387-406.
3. Nascimento T. L. Microempreendedor individual (MEI): conhecendo os prós e contras dessa sistemática // Revista Jus Navigandi. 2016. Vol. 21. № 4881. URL: http://jus.com.br/artigos/49141/microempreendedor-individual-mei-conhecendo-os-pros-e-contras-dessa-sistematica
4. Rangel L. A., Pasinato M. T., Mendonça J. L. Conquistas, Desafios e Perspectivas da Previdência Social no Brasil Vinte Anos Após a Promulgaçâo da Constituiçâo Federal de 1988 // Políticas Sociais: acompanhamento e análise - Vinte Anos da Constituiçâo Federal. 2009. Vol. 1. № 17. P. 41-94.
References
1. Conen W., Schippers J., Buschoff K. S. Self-Employed Without Personnel: Between Freedom and Insecurity. Utrecht, Netherlands, Utrecht School of Economics. Utrecht University Publ., 2016. 136 р.
2. Costanzi R. N., Barbosa E. D., Ribeiro H. V. A experiência do microempreendedor individual na ampliaçâo da cobertura previdenciária no Brasil [The Experience of the Individual Microentrepreneur in the Expansion of Social Security Coverage in Brazil]. Revista do Servico Publico - Public Service Journal, 2011, vol. 62, no. 4, pp. 387-406.
3. Nascimento T. L. Microempreendedor individual (MEI): conhecendo os prós e contras dessa sistemática [Individual Microentrepreneur (MEI): Knowing the Pros and Cons of This Systematic]. Revista Jus Navigandi - Jus Navigandi Journal. 2016, vol. 21, no. 4881. Available at: http://jus.com.br/artigos/49141/microempreendedor-individual-mei-conhecendo-os-pros-e-contras-dessa-sistematica
4. Rangel L. A., Pasinato M. T., Mendonça J. L. Conquistas, Desafios e Perspectivas da Previdência Social no Brasil Vinte Anos Após a Promulgaçâo da Constituiçâo Federal de 1988 [Achievements, Challenges and Prospects of Social Security in Brazil Twenty Years After the Promulgation of the Federal Constitution of 1988]. Políticas Sociais: acompanhamento e análise - Vinte Anos da Constituiçâo Federal - Social Policies: Monitoring and Analysis - Twenty Years of the Federal Constitution, 2009, vol. 1 no. 17, pp. 41-94.