Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СЕБЯ РАБОТОЙ, В СИСТЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ'

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СЕБЯ РАБОТОЙ, В СИСТЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ ВЗНОС / ПЛАТЕЛЬЩИКИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ / СТРАХОВАТЕЛЬ / САМОЗАНЯТЫЙ / COMPULSORY SOCIAL INSURANCE / INSURANCE PREMIUM / PAYERS OF INSURANCE PREMIUMS / POLICYHOLDER / SELF-EMPLOYED

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галаева Л.А., Сайфетдинова А.Ф.

В статье рассмотрены правовые основы включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в различные виды обязательного социального страхования. Авторы приходят к выводу, что заявительный порядок включения медиаторов в систему обязательного социального страхования требует более детального урегулирования. Проанализирован новый подход к вопросу уплаты страховых взносов плательщиками, относящимися одновременно к нескольким категориям, указанным в п.1 ст.419 НК РФ. Авторы считают, что новый правовой подход будет способствовать выявлению лиц, имеющих статус самозанятых, и, как следствие, еще большее распространение самозанятости среди граждан. Тем не менее, данная правовая позиция сформулирована в подзаконном акте, необходимость внесения изменений на законодательном уровне сохраняется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ISSUES OF INCLUSION OF INDIVIDUALS WITH INDEPENDENT SECURITY BY WORK IN THE MANDATORY SOCIAL INSURANCE SYSTEM

The article considers the legal basis for the inclusion of self-employed persons in various types of compulsory social insurance. The authors conclude that the application procedure for including mediators in the compulsory social insurance system requires a more detailed settlement. A new approach to the issue of paying insurance premiums by payers belonging simultaneously to several categories specified in paragraph 1 of article 419 of the tax code of the Russian Federation is analyzed. The authors believe that the new legal approach will help to identify individuals with the status of self-employed, and, as a result, even more widespread self-employment among citizens. However, this legal position is formulated in a by-law, and the need for changes at the legislative level remains.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СЕБЯ РАБОТОЙ, В СИСТЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ»

_Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2020, №1(17)

УДК 34.021:364.3

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЦ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СЕБЯ РАБОТОЙ, В СИСТЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО

СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Л.А. Галаева, А.Ф. Сайфетдинова

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный

университет им. Н.П. Огарёва»

В статье рассмотрены правовые основы включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в различные виды обязательного социального страхования. Авторы приходят к выводу, что заявительный порядок включения медиаторов в систему обязательного социального страхования требует более детального урегулирования. Проанализирован новый подход к вопросу уплаты страховых взносов плательщиками, относящимися одновременно к нескольким категориям, указанным в п.1 ст.419 НК РФ. Авторы считают, что новый правовой подход будет способствовать выявлению лиц, имеющих статус самозанятых, и, как следствие, еще большее распространение самозанятости среди граждан. Тем не менее, данная правовая позиция сформулирована в подзаконном акте, необходимость внесения изменений на законодательном уровне сохраняется. Ключевые слова: обязательное социальное страхование, страховой взнос, плательщики страховых взносов, страхователь, самозанятый.

Обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Е. С. Алехина под обязательным социальным страхованием понимает систему экономических отношений, направленных на обеспечение управления социальными рисками общества путем перераспределения средств, собранных на эти цели в обязательном порядке или на добровольных началах и аккумулированных в специализированных автономных страховых фондах [7, с.73].

А. В. Румянцева пишет, что обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или)социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам [9, с.177].

Можно выделить следующие разновидности обязательного социального страхования:

- пенсионное страхование работающих граждан от риска утраты заработка и иных вознаграждений при наступлении таких страховых случаев как достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, смерть застрахованного лица;

- социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от риска утраты заработка или иных вознаграждений в пользу застрахованного, а также несения им дополнительных расходов, связанных с возникновением временной нетрудоспособности или в связи с материнством;

- социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наступлении страхового случая, заключающегося в повреждении здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

- обязательное медицинское страхование от риска осуществления расходов на оплату оказываемой застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении события (заболевания, травмы, иного состояния здоровья застрахованного лица, профилактических мероприятий), влекущего необходимость предоставления застрахованному лицу обеспечения по обязательному медицинскому страхованию.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что объектом социального страхования сегодня выступает не только риск утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода, но и случаи несения повышенных расходов, которые признаны социально значимыми [8, с.122].

Обстоятельного изучения требует вопрос об определении категории лиц, составляющих объект исследования, отграничения его от смежных понятий.

Согласно действующему законодательству плательщиками страховых взносов признаются не только лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, но и индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, патентные поверенные и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств, члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера. НК РФ в статье 419 именует данную категорию граждан плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» - лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой, Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»- физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы. Таким образом, системное толкование НК РФ, федеральных законов позволяет говорить, что существует категория самозанятых лиц, в правовом регулировании положения которых законодатель не применяет единого термина, именуя различными словосочетаниями. Подобная синонимичность, на наш взгляд, безусловно, требует устранения на законодательном уровне путем закрепления конкретной дефиниции в целях единообразного правоприменения и недопущения разночтений закона.

Указанную категорию граждан необходимо отграничивать от иных двух разновидностей самозанятых ввиду различий в субъектном составе и видах осуществляемой деятельности. Первые - лица (физические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели), которые с 1 января 2019 года на территории любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент (с 1 января 2020 года он проводится в 23 субъектах РФ), применяют специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в рамках пилотного проекта согласно Федеральному закону от 27.11.2018 № 422-ФЗ [5]. Какого-либо исчерпывающего перечня видов деятельности указанных лиц в названном федеральном законе не содержится. В статье 4 имеется лишь список лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим. Например, лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях; лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых и др. Самозанятые лица, на которых распространяется действие данного федерального закона, уплачивают налог в размере 4% или 6% от полученных доходов. В отношения по ОПС вправе вступать на добровольной основе путем подачи заявления в территориальный орган ПФР. Вступление же в отношения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний законодательством не предусмотрено вообще. Отношения по ОМС данной категории самозанятых специфичны. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в статье 11 упоминает о физических лицах, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» как о страхователях. Однако отдельных страховых взносов на ОПС они не уплачивают, так как данные суммы уже включены во взимаемый налог.

Упоминание об еще одной разновидности самозанятых граждан содержится в п.70 ст.217 НК РФ, который закрепляет, что доходы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, полученные ими от других физических лиц за оказание услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд освобождаются от налогообложения. Законодатель перечисляет данные виды услуг: по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации; по репетиторству;

по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Законом субъекта РФ могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения [6]. Данная категория самозанятых лиц вправе легализовать свою деятельность путем подачи уведомления в налоговый орган. Доходы от оказания подобных услуг не подлежали налогообложению. Однако с 1 января 2020 года срок их освобождения от НДФЛ истек, и теперь им предлагается начать платить налог на профдоход. До конца 2019 года данная категория самозанятых была освобождена и от уплаты страховых взносов на все виды ОСС. В 2020 году в силу Федерального закона от 06.02.2019г.№ 6-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» ситуация несколько изменилась. Речь идет о вступлении данной категории самозанятых в отношения по ОМС после постановки их на учет налоговыми органами в порядке, предусмотренном п.7.3 ст.83 НК РФ. С этого момента они признаются плательщиками страховых взносов на ОМС в фиксированном размере. В отношения по ОПС, ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний добровольного вступления самозанятых, названных п.70 ст.217 НК РФ, не предусмотрено.

Названные две разновидности самозанятых, в объект настоящего исследования не входят. В рамках заявленной темы представляется интересным вопрос об анализе правового регулирования включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, патентных поверенных и др.), в систему обязательного социального страхования. Актуальность выбранной темы обуславливается несколькими причинами. Во-первых, самозанятые активно пополняют систему социального страхования. Уплачивая страховые взносы, они создают финансовую основу этой системы. Во-вторых, злободневным и неоднозначным является вопрос о реализации социально-обеспечительных мер самозанятыми гражданами.

Необходимость вступления указанной категории самозанятых в отношения по обязательному пенсионному страхованию обусловлена императивной правовой нормой. Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ [2] в статье 11 закреплено, что регистрация в системе обязательного пенсионного страхования физических лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, осуществляется в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня предоставления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведений, содержащихся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Таким органом является Федеральная налоговая служба. ФНС России предоставляет территориальным органам ПФР необходимые сведения в порядке, определяемом Приказом Минфина России и на основании Соглашения ФНС России. Из вышеизложенного следует, что после подачи гражданином в налоговый орган документов, необходимых для регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, налоговый орган, внеся соответствующую запись в ЕГРИП, сам предоставляет в ПФР сведения об индивидуальном предпринимателе в порядке, установленном соглашением сторон. Это означает, что у физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, отсутствует необходимость самостоятельного обращения в территориальные органы ПФР с заявлением о регистрации. При этом ПФР направляет индивидуальному предпринимателю документ, подтверждающий факт его регистрации в качестве страхователя.

Аналогичный порядок регистрации в качестве страхователей в системе обязательного пенсионного страхования предусмотрен для нотариусов, адвокатов, арбитражных управляющих, иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями. Согласно статье 11 Закона №167-ФЗ регистрация таких лиц в качестве страхователей производится в территориальных органах ПФР в срок, не превышающий трех

рабочих дней со дня представления налоговыми органами сведений, содержащихся в едином государственном реестре налогоплательщиков, о постановке на учет ранее названных лиц.

В целях полного, всестороннего изучения механизма включения в систему обязательного пенсионного страхования самозанятых граждан считаем необходимым обратиться к порядку постановки на учет в налоговых органах указанных лиц. Анализируя статьи 84, 85 НК РФРФ, приходим к выводам, что постановка на учет в налоговом органе

- адвоката осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений от адвокатской палаты субъекта РФ об адвокатах, внесенных в реестр адвокатов субъекта РФ, в месяце, предшествующем подаче сведений;

- нотариуса, занимающегося частной практикой, - в течение пяти рабочих дней на основании сведений, сообщаемых органом юстиции, наделяющим нотариусов полномочиями;

- арбитражного управляющего, оценщика, занимающихся частной практикой, - на основании сведений о внесении указанных лиц в сводные реестры членов саморегулируемых организаций, сообщаемых налоговым органам уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, в качестве которого в настоящее время выступает Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, являющееся структурным подразделением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра);

- патентного поверенного, занимающегося частной практикой, - после передачи налоговым органам Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом) данных о регистрации лица в Реестре патентных поверенных Российской Федерации;

- глава КФХ подлежит обязательной регистрации в качестве ИП (порядок рассмотрен ранее). Иные члены КФХ напрямую ни с налоговыми органами, ни со страховщиками на этапе их включения в соответствующие правоотношения не вступают;

- медиатора - налоговым органом по месту его жительства на основании заявления о постановке на учет в качестве плательщика страховых взносов (в качестве медиатора).

В 2020 году размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, составляет 32 448 рубля, если величина дохода за расчетный период не превышает 300 000 рублей. В противном случае самозанятый обязан уплатить кроме ранее обозначенной фиксированной суммы страхового взноса дополнительно 1% суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

Таким образом, у рассмотренных самозанятых лиц, за исключением медиатора, отсутствует обязанность самостоятельного обращения в территориальные органы ПФР с целью регистрации в качестве страхователя. Считаем указанное обстоятельство преимуществом, поскольку в данном случае невозможно и привлечение к ответственности указанных лиц за несвоевременную подачу заявления о регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве страхователя. Ответственность возложена на органы, которые обязаны предоставлять ФНС соответствующие сведения.

Механизм включения медиаторов в данную систему до сих пор остается до конца неурегулированным. Очевидно, что заявительный порядок регистрации медиаторов в качестве страхователей является не самым удачным, поскольку порождает ряд проблем, связанных, в том числе, с выявлением лиц, имеющих статус медиаторов, поскольку медиатор не всегда может являться членом саморегулируемой организации, с привлечением их к ответственности. Практика по данному вопросу также еще не сформирована. Однако современные тенденции таковы, что законодатель стремится восполнить существующие правовые пробелы.

Идентичный порядок действует при регистрации индивидуальных предпринимателей, адвокатов, медиаторов, нотариусов, арбитражных управляющих, оценщиков, патентных поверенных и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, в системе обязательного медицинского страхования. Со-

гласно Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ [4] ранее перечисленные лица признаются страхователями с момента их постановки на учет в налоговых органах (ранее подробно нами изучен). Информация о постановке таких лиц на учет в налоговых органах передается в порядке, установленном соглашением об информационном обмене между Федеральной налоговой службой и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, является фиксированным и на 2020 год составляет 8 426 рублей за расчетный период.

Включение самозанятых граждан в систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится на добровольной основе при наличии на то волеизъявления лица, путем подачи им соответствующего заявления в территориальный орган Фонда социального страхования по месту жительства. Самозанятым лицам предоставляется свобода выбора: участвовать либо не участвовать в системе обязательного социального страхования на случай нетрудоспособности и в связи с материнством. Это связано с тем, что указанные лица не признаются работниками и не получают заработную плату в виде оклада или иной формы фиксированного дохода. Ежемесячный доход данных лиц всецело зависит от успешности их бизнеса, производства или частной практики. Для государства сложно прогнозировать поступления в Фонд социального страхования от самозанятых лиц, контролировать их уплату. В связи с этим правоотношения по обязательному социальному страхованию данных лиц возникают только в случае, если они самостоятельно и добровольно выразят свою волю на участие в них.

Порядок вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством раскрыт в статье 4.5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ [3]. Отметим, что лица, добровольно вступившие в данные правоотношения, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления. Размер страхового взноса на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для лиц, занимающихся частной практикой, определяется как произведение тарифа страховых взносов (2,9 %) и МРОТ на начало года уплаты взноса (в 2020 году - 12 130 рублей), увеличенное в 12 раз. Следовательно, стоимость страхового года в 2020 году составляет 4 221,24 рублей. Соответственно, эту сумму надо уплатить до конца 2020 года, чтобы в 2021 году самозанятый приобрел статус застрахованного и, как следствие, право на получение страхового обеспечения.

Субъектами отношений по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, не являются. Так, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии правоотношений по обязательному социальному страхованию о несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, даже не смотря на то, что в связи с обращением индивидуального предпринимателя в Государственную инспекцию труда Ульяновской области государственным инспектором труда было проведено расследование произошедшего несчастного случая, составлено заключение, в котором несчастный случай квалифицирован как связанный с производством и указано на необходимость оформления акта по форме Н-1, на том основании, что индивидуальный предприниматель не был зарегистрирован в Фонде обязательного социального страхования РФ как застрахованное лицо, да и не мог быть зарегистрирован в силу закона [10].Исключение составляют случаи, когда необходимость в самостоятельной регистрации в качестве страхователей по данному виду страхования возникает при заключении трудового договора с работником или заключении гражданско-правового договора, при наличии в нем

соответствующего условия.

Принимая во внимание данный пример из судебной практики, а также то обстоятельство, что отдельные представители самозанятых лиц организуют свой труд в сложных и травмоопасных видах деятельности (например, если идет речь о членах крестьянских (фермерских) хозяйств), и несчастные случаи на производстве не исключены, законодателю необходимо обратиться к разрешению данного вопроса и предусмотреть право добровольного вступления отдельных представителей самозанятых лиц в правоотношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Таким образом, нами были рассмотрены наиболее значимые, на наш взгляд, аспекты правового включения лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в различные виды социального страхования. В отношения по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию ранее названные лица подлежат обязательному включению. Вступление самозанятых граждан в систему обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством производится на добровольной основе при наличии на то волеизъявления лица. Субъектами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний они не являются.

Интересным представляется вопрос об уплате страховых взносов плательщиками, относящимися одновременно к нескольким категориям, указанным в п.1 ст.419 НК РФ (например, когда лицо имеет статусы индивидуального предпринимателя и медиатора). В указанной ситуации по смыслу п.2 ст.419 НК РФ данное лицо обязано исчислять и уплачивать страховые взносы по каждому основанию отдельно. Практика складывалась следующим образом: лицо уплачивало страховые взносы за расчетный период по каждому виду деятельности, формирование индивидуального пенсионного коэффициента осуществлялось также в двукратном размере, однако страховой стаж плательщика увеличению не подлежал. Именно такой позиции придерживались Федеральная налоговая служба и Министерство финансов РФ. Данными положениями руководствовались суды при вынесении решений, что неизбежно порождало дискуссии и в юридической доктрине. Так, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в решении от 9 августа 2018 года [11] пришел к выводу, что при наличии у лица одновременно статуса индивидуального предпринимателя и адвоката, на него возлагается обязанность, предусмотренная п.2 ст.419 НК РФ. Довод заявителя о том, что обязанность по оплате страховых взносов на ОПС и ОМС по двум основаниям зависит не от количества постановки на учет в налоговом органе, а от отнесения заявителя к соответствующей категории плательщиков, установленной п. 1 ст. 419 НК РФ был отклонен судом как необоснованный. В удовлетворении заявления о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №21 по Санкт-Петербургу об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов было отказано.

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июня 2019 г. № 03-15-07/40458 «Об изменении ранее согласованного подхода к порядку исчисления и уплаты страховых взносов физическим лицом, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и осуществляющим предпринимательскую деятельность, а также одновременно иную деятельность, установленную законодательством РФ, не являющуюся предпринимательской» коренным образом изменило ситуацию.

В связи со складывающейся судебной практикой Минфин пересмотрел поддержанную ранее позицию ФНС России и пришел к выводу, что плательщик, относящийся одновременно к нескольким основаниям, указанным в п.1 ст.419 НК РФ, исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию только в том случае, если он является одновременно индивидуальным предпринимателем или осуществляет иную деятельность, указанную в пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, и работодателем, т.е. выплачивает вознаграждения другим физическим лицам (своим работникам). В приведенной ситуации лицо действительно

обязано исчислять и уплачивать страховые взносы по двум основаниям: как работодатель и как не работодатель. Работодатели исчисляют страховые взносы с выплат в пользу своих работников с применением тарифов, установленных ст.ст.425, 427 - 429 НК РФ. Не работодатели уплачивают страховые взносы в порядке, установленном ст.430 НК РФ.

Если же физическое лицо относится к одной категории, названной в пп.2 п.1 ст.419 НК РФ (т.е. не является работодателем), но осуществляет не только предпринимательскую, но и иную установленную законодательством РФ деятельность, не являющуюся предпринимательской (например, медиатора, патентного поверенного), то такой плательщик исчисляет и уплачивает страховые взносы в порядке, установленном ст.430 НК РФ. За расчетный период такой плательщик как единый субъект правоотношений однократно уплачивает фиксированные платежи по страховым взносам на ОПС и ОМС в размерах, установленных п. 1 ст. 430 НК РФ, независимо от количества видов осуществляемой деятельности, а также независимо от постановки его на учет в налоговом органе по одному или более основаниям.

Так, уже в постановлении от 7 августа 2019 года Арбитражный суд СевероКавказского округа [12] указывает, что арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. При этом арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей. Из приведенных положений следует, что в целях обязательного пенсионного страхования арбитражные управляющие и индивидуальные предприниматели относятся к одной категории страхователей. Регистрация в качестве страхователя как индивидуального предпринимателя и как арбитражного управляющего не влечет возникновение обязанности уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа дважды.

Письмо Минфина России от 3 июня 2019 г. является, несомненно, значимым этапом в регулировании отношений по социальному страхованию лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, поскольку устраняет разночтения п.2 ст.419 НК РФ. Считаем, что новый правовой подход будет способствовать выявлению лиц, имеющих статус самозанятых, и, как следствие, еще большее распространение самозанятости среди граждан. Тем не менее, данная правовая позиция сформулирована в подзаконном акте - Письме Минфина России. Необходимость внесения изменений на законодательном уровне в текст ст.419 НК РФ все же сохраняется.

Подводя итог, отметим, что законодатель стремится максимально урегулировать и упростить механизм включения плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, в систему обязательного социального страхования. Об этом свидетельствует не только, как правило, отсутствие заявительного порядка регистрации самозанятых лиц в качестве страхователей, но и передача налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также ряд иных мер правового характера.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, 3 31, ст. 3803.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 16.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, №51, ст. 4832.

3. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ, 01.01.2007, № 1 (1 ч.), ст.18.

4. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 28.01.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ,

06.12.2010, № 49, ст. 6422.

5. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) (ред. от 15.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2018, № 49 (часть I), ст. 7494.

6. Закон Саратовской области от 31 января 2019 г. № 1-ЗСО «Об установлении дополнительных видов услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения по налогу на доходы физических лиц» [электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант» (дата обращения: 17.02.2020).

7. Алехина Е. С. Система обязательного социально страхования России: процессы становления и проблемы развития // Финансы и кредит, 2009. №4 (340). С.73-79.

8. Галаева Л. А. Обязательное социальное страхование: страховые риски и страховые случаи // Труд и социальные отношения, 2009. №8.С.121-125.

9. Румянцева А. В. Актуальные вопросы классификации страхования // Ленинградский юридический журнал, 2013. №3 (33). С. 173-178.

10. Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 13 мая 2014 г. по делу №33-1502/2014[электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант-Плюс, 2020 (дата обращения: 17.02.2020).

11. Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.08.2018 по делу № А56-30099/2018[электронный ресурс] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, 2020 (дата обращения: 02.02.2020).

12. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.08.2019 № Ф08-6427/2019 по делу № А32-1133/2019 [электронный ресурс] // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, 2020 (дата обращения: 02.02.2020).

Сведения об авторах

Галаева Л.А., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарёва», E-mail: vikanayka@mail.ru.

Сайфетдинова А.Ф., студентка юридического факультета ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им.Н.П.Огарёва», E-mail: lina.saifetdinova@yandex.ru.

UDС 34.021:364.3

LEGAL ISSUES OF INCLUSION OF INDIVIDUALS WITH INDEPENDENT SECURITY BY WORK IN THE MANDATORY SOCIAL INSURANCE SYSTEM

L.A. Galaeva, A.F. Saifetdinova

National Research Mordovian State University

The article considers the legal basis for the inclusion of self-employed persons in various types of compulsory social insurance. The authors conclude that the application procedure for including mediators in the compulsory social insurance system requires a more detailed settlement. A new approach to the issue of paying insurance premiums by payers belonging simultaneously to several categories specified in paragraph 1 of article 419 of the tax code of the Russian Federation is analyzed. The authors believe that the new legal approach will help to identify individuals with the status of self-employed, and, as a result, even more widespread self-employment among citizens. However, this legal position

_Научный журнал «Экономика. Социология. Право», 2020, №1(17)

is formulated in a by-law, and the need for changes at the legislative level remains.

Keywords: compulsory social insurance, insurance premium, payers of insurance premiums, policyholder, self-employed.

References

1. Federal'nyj zakon ot 24.07.1998 № 125-FZ (red. ot 27.12.2019) «Ob obyaza-tel'nom social'nom strahovanii ot neschastnyh sluchaev na proizvodstve i professional'-nyh zabolevanij» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.08.1998, 3 31, st. 3803.

2. Federal'nyj zakon ot 15.12.2001 № 167-FZ (red. ot 16.12.2018) «Ob obyaza-tel'nom pensionnom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 17.12.2001, №51, st. 4832.

3. Federal'nyj zakon ot 29.12.2006 № 255-FZ (red. ot 27.12.2019) «Ob obyaza-tel'nom social'nom strahovanii na sluchaj vremennoj netrudosposobnosti i v svyazi s ma-terinstvom» // So-branie zakonodatel'stva RF, 01.01.2007, № 1 (1 ch.), st.18.

4. Federal'nyj zakon ot 29.11.2010 № 326-FZ (red. ot 28.01.2020) «Ob obyaza-tel'nom medicinskom strahovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 06.12.2010, № 49, st. 6422.

5. Federal'nyj zakon ot 27.11.2018 № 422-FZ «O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima «Nalog na professional'nyj dohod» v go-rode fed-eral'nogo znacheniya Moskve, v Moskovskoj i Kaluzhskoj oblastyah, a takzhe v Respub-like Ta-tarstan (Tatarstan) (red. ot 15.12.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 03.12.2018, № 49 (chast' I), st. 7494.

6. Zakon Saratovskoj oblasti ot 31 yanvarya 2019 g. № 1-ZSO «Ob ustanovlenii dopolnitel'nyh vidov uslug dlya lichnyh, domashnih i (ili) inyh podobnyh nuzhd, dohody ot okaza-niya kotoryh osvobozhdayutsya ot nalogooblozheniya po nalogu na dohody fizicheskih lic» [el-ektronnyj resurs] // Spravochno-pravovaya sistema «Garant» (data obrashcheniya: 17.02.2020).

7. Alekhina E. S. Sistema obyazatel'nogo social'no strahovaniya Rossii: processy stanovleniya i problemy razvitiya // Finansy i kredit, 2009. No. 4 (340), pp.73-79.

8. Galaeva L. A. Obyazatel'noe social'noe strahovanie: strahovye riski i stra-hovye sluchai // Trud i social'nye otnosheniya, 2009. No.8, pp.121-125.

9. Rumyanceva A. V. Aktual'nye voprosy klassifikacii strahovaniya // Lenin-gradskij yuridicheskij zhurnal, 2013. No.3 (33), pp. 173-178.

10. Apellyacionnoe opredelenie Ul'yanovskogo oblastnogo suda ot 13 maya 2014 g. po delu №33-1502/2014[elektronnyj resurs] // Spravochno-pravovaya sistema Konsul'tantP-lyus, 2020 (data obrashcheniya: 17.02.2020).

11. Reshenie Arbitrazhnogo suda goroda Sankt-Peterburga i Leningradskoj oblasti ot 09.08.2018 po delu № A56-30099/2018[elektronnyj resurs] // Spravochno-pravovaya sistema Kon-sul'tantPlyus, 2020 (data obrashcheniya: 02.02.2020).

12. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Severo-Kavkazskogo okruga ot 07.08.2019 № F08-6427/2019 po delu № A32-1133/2019 [elektronnyj resurs] // Spravochno-pravovaya sistema Kon-sul'tantPlyus, 2020 (data obrashcheniya: 02.02.2020).

About Authors

Galaeva L. A., candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor of the Department of civil law and process of the National Research Mordovian State University, E-mail: vikanayka@mail.ru.

Saifetdinova A.F. - student of the Faculty of Law of the National Research Mordovian State University, E-mail: lina.saifetdinova@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.