Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАК ГАРАНТ ОХРАНЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАК ГАРАНТ ОХРАНЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
351
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНВЕСТОРОВ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пугачева Анна Сергеевна

Правовой режим инвесторов определяет их гражданско-правовой статус. Цель исследования - дать характеристику гражданско-правового статуса публично-правовых образований и физических лиц как субъектов инвестиционной деятельности. Методологической основой исследования стал формально-юридический метод, который использовался при определении гражданско-правовых понятий; толковании правовых норм, правовых позиций судебной и судебно-арбитражной практики, доктринальных положений. Основные результаты исследования состоят в определении и научном обосновании сущности и содержания гражданско-правового статуса инвесторов. Сущность гражданско-правового статуса характеризует возможности, пределы, особенности участия в инвестиционных правоотношениях, гарантии охраны прав и законных интересов и отражает общее и специальное правовое положение инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности. Содержание гражданско-правого статуса инвесторов составляют права и законные интересы, государственные гарантии и механизмы охраны прав и законных интересов, а также ограничения, обязанности и меры гражданско-правовой ответственности, установленные действующим законодательством. Гражданско-правовой статус публично-правовых образований, физических лиц, как субъектов инвестиционной деятельности, определяется комплексом разнообразных нормативно-правовых актов и подчеркивает межотраслевой характер инвестиционных отношений, при ведущей роли гражданского права, регламентирующего договорные обязательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL STATUS AS A GUARANTOR OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF INVESTORS

The legal regime of investors determines their civil status. The purpose of the study is to characterize the civil law status of public legal entities and individuals as subjects of investment activity. The methodological basis of the study was the formal legal method, which was used in the definition of civil law concepts; interpretation of legal norms, legal positions of judicial and judicial-arbitration practice, doctrinal provisions. The main results of the study consist in the definition and scientific substantiation of the essence and content of the civil law status of investors. The essence of civil law status characterizes the possibilities, limits, features of participation in investment legal relations, guarantees for the protection of rights and legitimate interests and reflects the general and special legal status of investors in the implementation of investment activities. The content of the civil status of investors consists of the rights and legitimate interests, state guarantees and mechanisms for the protection of rights and legitimate interests, as well as restrictions, obligations and measures of civil liability established by the current legislation. The civil law status of public legal entities, individuals as subjects of investment activity is determined by a complex of various legal acts and emphasizes the intersectoral nature of investment relations, with the leading role of civil law regulating contractual obligations.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КАК ГАРАНТ ОХРАНЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ»

9. Federal'nyj zakon ot 18.07.2011 № 223-FZ (red. ot 14.07.2022) «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami yuridicheskih lic» // SZ RF. 25.07.2011. № 30 (ch. 1). st. 4571.

ЗЯБЛИЦКИЙ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - аспирант Московского университета имени С.Ю. Витте. ZYABLITSKIY, ALEXEY V. - Ph.D. student, Moscow Witte University (alexisz@yandex.ru).

УДК 347.4 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-172-181

пугачева а.с.

гражданско-правовой статус как гарант охраны прав инвесторов

Ключевые слова: правовой режим инвесторов, гражданско-правовой статус, инвестиционные правоотношения, инвестиционная деятельность, гражданско-правовое регулирование.

Правовой режим инвесторов определяет их гражданско-правовой статус. Цель исследования - дать характеристику гражданско-правового статуса публично-правовых образований и физических лиц как субъектов инвестиционной деятельности. Методологической основой исследования стал формально-юридический метод, который использовался при определении гражданско-правовых понятий; толковании правовых норм, правовых позиций судебной и судебно-арбитражной практики, доктринальных положений. Основные результаты исследования состоят в определении и научном обосновании сущности и содержания гражданско-правового статуса инвесторов. Сущность гражданско-правового статуса характеризует возможности, пределы, особенности участия в инвестиционных правоотношениях, гарантии охраны прав и законных интересов и отражает общее и специальное правовое положение инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности. Содержание гражданско-правого статуса инвесторов составляют права и законные интересы, государственные гарантии и механизмы охраны прав и законных интересов, а также ограничения, обязанности и меры гражданско-правовой ответственности, установленные действующим законодательством. Гражданско-правовой статус публично-правовых образований, физических лиц, как субъектов инвестиционной деятельности, определяется комплексом разнообразных нормативно-правовых актов и подчеркивает межотраслевой характер инвестиционных отношений, при ведущей роли гражданского права, регламентирующего договорные обязательства.

PUGACHEVA, A.S.

CIVIL STATUS AS A GUARANTOR OF PROTECTION OF THE RIGHTS OF INVESTORS

Key words: legal regime of investors, civil law status, investment legal relations, investment activity, civil law regulation.

The legal regime of investors determines their civil status. The purpose of the study is to characterize the civil law status of public legal entities and individuals as subjects of investment activity. The methodological basis of the study was the formal legal method, which was used in the definition of civil law concepts; interpretation of legal norms, legal positions of judicial and judicial-arbitration practice, doctrinal provisions. The main results of the study consist in the definition and scientific substantiation of the essence and content of the civil law status of investors. The essence of civil law status characterizes the possibilities, limits, features of participation in investment legal relations, guarantees for the protection of rights and legitimate interests and reflects the general and special legal status of investors in the implementation of investment activities. The content of the civil status of investors consists of the rights and legitimate interests, state guarantees and mechanisms for the protection of rights and legitimate interests, as well as restrictions, obligations and measures of civil liability established by the current legislation. The civil law status of public legal entities, individuals as subjects of investment activity is determined by a complex of various legal acts and emphasizes the intersectoral nature of investment relations, with the leading role of civil law regulating contractual obligations.

В действующем российском законодательстве, как и международном праве, инвестор определяется как единственный субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение средств [1, с. 97-122]. Критический анализ определений понятия «инвестор» уже был сделан в научной литературе [2; 3, с. 62; 4, с. 35-47]. На основе анализа, авторы делают вывод о том, что инвестор - это обязательный субъект инвестиционных правоотношений, наделенный определенной правосубъектностью, носитель определенного объема прав и обязанностей в сфере инвестиционной деятельности, регламентированный инвестиционным законодательством. Выводы уважаемых авторов не вызывают возражений, так как основаны на определении инвестора, представленного в действующем российском и международном законодательстве, а также анализе исследований по инвестиционному праву. Мы определяем инвестора как субъекта инвестиционных правоотношений, осуществляющего вложения и представленного физическими или юридическими лицами, в том числе публично-правовыми образованиями, наделенными гражданской правосубъектностью, и объединениями юридических лиц, не имеющих статуса юридического лица (квазисубъектами).

Правовой режим инвесторов определяет их гражданско-правовой статус. Гражданско-правовой статус - это универсальное понятие, применимое к физическим и юридическим лицам, и публично-правовым образованиям. Теоретическое основание для определения сущности и содержания гражданско-правового статуса составляют исследования правового статуса и правосубъектности, как основных юридических категорий, определяющих правовое положение субъектов права в системе правоотношений и комплексную динамическую характеристику

самостоятельной реализации правоспособности, дееспособности, деликтоспособности при вступлении в конкретные виды правоотношений [5; 6, с. 47-78; 7, с. 21-22, 128].

Сущность гражданско-правового статуса отражает совокупность качественных характеристик субъекта гражданского права, определяющих его гражданско-правовое положение и порядок участия в гражданском обороте. В содержании гражданско-правового статуса можно выделить организационно-правовую форму его носителя, гражданскую правосубъектность, государственные гарантии охраны прав и законных интересов, меры гражданско-правовой ответственности, установленные действующим законодательством [8; 9; 10].

Сущность гражданско-правового статуса инвесторов характеризует возможности, пределы, особенности участия в инвестиционных правоотношениях, гарантии охраны прав и законных интересов и отражает общее и специальное правовое положение инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности. Содержание гражданско-правого статуса инвесторов составляют права и законные интересы, государственные гарантии и механизмы охраны прав и законных интересов, а также ограничения, обязанности и меры гражданско-правовой ответственности, установленные действующим законодательством.

Общее и специальное правовое положение инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности обусловило выделение общей и специальной составляющей в гражданско-правовом статусе инвесторов [11]. Общая составляющая гражданско-правового статуса инвесторов объединяет, во-первых, равные права инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности. Выделение специальной составляющей в гражданско-правовом статусе обусловлено направлением инвестирования, характером и формами инвестиционной деятельности, объединением средств инвесторов, формами собственности инвесторов. Специальная составляющая в гражданско-правовом статусе инвестора включает получение лицензии на отдельные виды инвестиционной деятельности; получение статусов резидента особой экономической зоны, квалифицированного инвестора; полномочия публично-правовых образований, наделенных гражданской правосубъектностью; государственные гарантии иностранным инвесторам.

Предмет данного исследования составил гражданско-правовой статус публично-правовых образований и физических лиц как субъектов инвестиционной деятельности.

Гражданско-правовой статус публично-правовых образований как субъектов инвестиционной деятельности составляет предмет научных дискуссий. Публично-правовые образования позиционируются и как субъекты, и как государственные и муниципальные органы, которые в пределах своих полномочий обеспечивают регулирование, контроль и надзор инвестиционной деятельности, предоставление гарантий охраны прав и законных интересов инвесторов. В гражданско-правовом статусе публично-правовых образований можно выделить несколько компонентов: государственное участие в инвестиционной деятельности; государственное регулирование инвестиционной деятельности; предоставление государственных гарантий субъектам инвестиционной деятельности; государственный контроль и надзор за инвестиционной деятельностью [12; 13, с. 14; 14].

Государственное участие в инвестиционной деятельности публично-правовые образования могут осуществлять непосредственно, как юридические лица на равных началах с другими инвесторами, а также через уполномоченные органы власти в рамках их компетенций и юридических лиц, и граждан по специальному поручению. Источником государственных инвестиций могут быть: бюджетные и внебюджетные средства федерального, регионального, муниципального уровней; специально созданные фонды; выпуск облигационных займов и гарантированных целевых займов; временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов, конкурсов, тендеров). Государственное участие публично-правовых образований в инвестиционной деятельности предусматривает принятие специального решения, формирование инвестиционной программы и разработку, экспертизу, утверждение, финансирование инвестиционных проектов, определение порядка контроля за целевым и эффективным использованием средств; заключение государственных контрактов; совершенствование механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Участие публично-правовых образований в инвестиционной

деятельности как равноправного юридического лица способствует созданию благоприятных условий для активизации вложений другими инвесторами.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности сопряжено с властно-распорядительными и властно-имущественными полномочиями публично-правовых образований, обеспечивает развитие публично-правовых (вертикальных) правоотношений и проявляется в: определении требований к объектам инвестиционных вложений, субъектам инвестиционных правоотношений, включая иностранных инвесторов, государственно-частному и муниципально-частному партнерству; установлении ограничений по объектам инвестирования; предоставлении грантов для реализации инвестиционных проектов; нормативно-правовой регламентации капиталовложений в инвестиционные проекты, в том числе методике определения ущерба и убытков, подлежащих возмещению при нарушении условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений; совершенствовании механизма финансовой аренды (лизинга) и налоговой, амортизационной, ценообразовательной политики. Государственное регулирование инвестиционной деятельности способствует созданию благоприятных условий для развития инвестиционной активности [15].

Предоставление субъектам инвестиционной деятельности государственных гарантий охраны прав и законных интересов включает обеспечение: равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, включая права на создание собственных инвестиционных фондов и обжалование в суде решений и действий (бездействий) органов государственных и муниципальных органов управления и их должностных лиц; нормативной стабильности (стабилизационной оговорки); диверсификации финансовых вложений; охранных механизмов для отечественных инвесторов от поставок морально устаревших технологий, оборудования, материалов; предоставление инвестиционных кредитов, субсидий, создание целевых инвестиционных фондов; охраны инвестиций от национализации и реквизиции; страхования капитальных вложений; заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений; государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам на основе отбора инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение, и принципалов, российских юридических лиц, осуществляющих подготовку и реализацию инвестиционных проектов. Предоставление субъектам инвестиционной деятельности государственных гарантий охраны их прав и законных интересов способствует повышению социально-экономического эффекта инвестиционной деятельности, а также росту индекса инвестиционной привлекательности территориальных публично-правовых образований [16].

Государственный контроль и надзор за инвестиционной деятельностью направлен на обеспечение соблюдения инвестиционного законодательства и предусматривает: гласность при отборе инвестиционных проектов, имеющих общегосударственное значение; организацию информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение и публикацию рейтинговых оценок инвесторов, разностороннее и полное раскрытие информации об их деятельности; контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, направленных на капитальные вложения; предупреждение нарушений антимонопольного законодательства; введение института инвестиционного уполномоченного. Государственный контроль и надзор за инвестиционной деятельностью способствует устойчивому развитию инвестиционных отношений.

Обобщая изложенное, отметим, что в гражданско-правовом статусе публично-правовых образований общая составляющая представлена в полном объеме, так как они равноправные субъекты инвестиционной деятельности. Специальная составляющая в гражданско-правовом статусе отражает позиционирование публично-правовых образований как главных инициаторов инвестиционной политики и законодательного регулирования инвестиционных правоотношений.

Гражданско-правовой статус физических лиц как инвесторов определяется главой 3 Гражданского Кодекса Российской Федерации, специальными нормативно-правовыми актами, регламентирующими инвестиционные отношения. Действующее законодательство в категорию физических лиц как инвесторов включает российских граждан; иностранных граждан, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской

Федерации; лиц без гражданства, которые постоянно проживают за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации.

Физические лица могут выступать инвесторами в капиталообразующей и лизинговой деятельности, долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, деятельности на рынке ценных бумаг, том числе с использованием инвестиционных платформ. Получив статус индивидуального предпринимателя физическое лицо может выступать стороной договора простого товарищества, концессионного соглашения, а также осуществлять деятельность по инвестиционному консультированию и стать инвестиционным советником, то есть профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Инвестирование в капиталообразующую и лизинговую деятельности физические лица осуществляют на общих основаниях, как равноправные участники. В 2020 году физические лица инвестировали в капиталообразующую деятельность 377,0 миллиардов рублей, что составило 2,5 % к итогу [17, с. 8-9].

Инвестирование в долевое строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и физических лиц очень популярно. Привлеченные застройщиками в порядке долевого участия средства населения составили 376,0 миллиардов рублей, или 45,1% (в 2019 г. -48,0%) [18, с. 6]. Инвестирование физических лиц в долевое строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости обеспечивается комплексом нормативно-правовых актов. В задачи исследования не входит их подробный анализ, поэтому остановимся только на тех, которые регулируют договор участия в долевом строительстве, как основание охраны прав физических лиц, вложивших денежные средства в строительство многоквартирных жилых домов.

Прежде всего, договор долевого участия составляет предмет регулирования Федерального закона N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Указанный Закон постоянно совершенствуется, однако не гарантирует, что в отношении застройщика не будет введена процедура банкротства. Поэтому для охраны инвестиций физических лиц в долевое строительство многоквартирных жилых домов в Федеральный закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в главу IX в 2011 году включен специальный параграф 7 «Банкротство застройщиков» (ст. 201.1 - 201.15-4). С 2011 года параграф 7 неоднократно совершенствовался и в настоящее время регламентирует порядок предъявления требований участников долевого строительства при банкротстве застройщика [19].

Для охраны инвестиций физических лиц в долевое строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в 2017 году учреждена публично-правовая компания «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства». На официальном сайте этого Фонда представлены ежегодные отчеты о результатах деятельности, каталог новостроек, единый реестр застройщиков и реестр проблемных объектов [20; 21; 22].

Дополнительными инструментами охраны прав физических лиц инвестирующих в строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости стали особенности страхования денежных средств, гарантирующих физическому лицу право на получение страхового возмещения при наступлении страхового случая (Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» ст. 13.2), а также право на имущественные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 220 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Обязанности физического лица при инвестировании в долевое строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости состоят в следующем: выплате стоимости доли, указанной в договоре долевого участия, при условии, что застройщик выполнил все свои обязательства; принятии квартиры, после получения застройщиком разрешения объекта на ввод в эксплуатацию и регистрации в Росреестре, и подписании приемочного акта.

Обобщая изложенное, отметим, что законодательно закреплен ряд мер для охраны прав физических лиц, инвестирующих в строительство жилых помещений в многоквартирных домах.

Гражданско-правовая охрана физических лиц, инвестирующих в строительство нежилых помещений в многоквартирных домах оценивается не однозначно.

Действующее законодательство предусматривает деление недвижимого имущества на жилые помещения, предназначенные для проживания граждан, и нежилые помещения (административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, иные помещения, в том числе в жилых домах, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов), не предназначенные для проживания граждан. В силу статьи 130 ГК РФ объекты незавершенного строительства признаются недвижимым имуществом. Согласно статье 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, возникает с момента их государственной регистрации. Это обусловило формирование двух правовых позиций (обязательственно-правовой и вещно-правовой) в судебной практике по защите прав инвесторов, осуществивших вложения в нежилые помещения при строительстве многоквартирных домов.

В рамках обязательственно-правовой позиции не удовлетворяются иски инвесторов о признании права собственности на объект инвестиций (этого права у инвестора нет, так как он не стал собственником по правилам ст. 219 ГК РФ) или на долю в объекте незавершенного строительства. В постановлении Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» разъяснено, что судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи, если не установлено иное. При этом судам необходимо учитывать, что положения законодательства об инвестициях (в частности, статьи 5 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», статьи 6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество. Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда на такого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 ГК РФ, то есть с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) этого права за покупателем [23].

В п. 4 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 11 июля 2011 г. № 54 разъяснено, что при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 (Купля-продажа), 37 (Подряд), 55 (Простое товарищество) ГК РФ и т. д. Это связано с тем, что инвестиционная деятельность, представляя собой процесс временного (как правило) размещения денежных средств одного лица в какое-либо дело другого лица с целью извлечения инвестором прибыли и (или) достижения иного положительного эффекта, с юридической точки зрения может быть опосредована правовыми конструкциями различными по юридической природе.

Выяснено, что в зависимости от наличия (возведения) объекта в натуре имеют место разные способы защиты прав инвестора в случае неисполнения застройщиком обязательств по передаче инвестируемого объекта (его части, доли в праве общей' долевой' собственности на объект) в его собственность. Во-первых, если имущество имеется в натуре и им владеет ответчик — застройщик (продавец) по договору, право собственности которого на спорное имущество зарегистрировано в ЕГРП, то надлежащим способом защиты права инвестора признается требование о понуждении к исполнению обязательства по передаче имущества, которое может быть также соединено с требованием о государственной' регистрации перехода права собственности из заключенного договора. Во-вторых, если у застройщика (продавца) объект инвестирования отсутствует (например, недвижимое имущество не создано или создано, но передано другому лицу) либо право собственности продавца на это имущество не зарегистрировано в ЕГРП, то инвестор вправе был

потребовать лишь возврата уплаченной' продавцу денежной' суммы и уплаты процентов на нее, а также возмещения причиненных ему убытков.

В случае участия в качестве инвесторов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей арбитражные суды на протяжении 2011-2014 годов, руководствуясь Постановлением Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54, квалифицировали заключаемые с застройщиками договоры в качестве договоров купли-продажи будущей' недвижимой' вещи и при этом отклоняли ссылки инвесторов на предусмотренные законодательством гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства [24]. Тем самым фактически отказывая в признании за соинвесторами статуса дольщиков.

Однако в 2015 году Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила судебные акты по делу об отказе в признании права собственности на нежилое помещение, поскольку нарушен принцип равенства сторон, на котором основано гражданское законодательство. Судебной коллегией было определено, что разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.07.2011 N 54 (за исключением абзаца второго пункта 4), не подлежат применению при рассмотрении споров, связанных с созданием недвижимого имущества по Закону об участии в долевом строительстве [25]. В 2019 году Верховный Суд РФ определил, что правовая позиция Судебной коллегии основана на нормах Закона об участии в долевом строительстве. Ссылка на определение Судебной коллегии будет необоснованной применительно к иным фактическим обстоятельствам, в частности, если застройщик не был признан несостоятельным (банкротом); истец полностью оплатил цену договора и получил помещение в фактическое владение по акту, выступающему основанием для государственной регистрации права собственности [26].

Вещно-правовая позиция основана на формальном толковании положений п. 5 статьи 5 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», где указано, что инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, в том числе осуществлять торговые операции и реинвестирование на территории РСФСР, в соответствии с законодательными актами РСФСР и республик в составе РСФСР; а также статьи 6 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений» согласно которой инвесторы имеют равные права на: владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.

В рамках вещно-правовой позиции удовлетворяются иски инвесторов о признании права собственности на объект инвестиций или на долю в объекте незавершенного строительства. В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2018 год разъяснено, что в связи с заключением договора участия в долевом строительстве, предметом которого является нежилое помещение, не предназначенное для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд гражданина, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, у застройщика возникает обязательство передать индивидуально-определенное нежилое помещение в строящемся объекте недвижимого имущества. Согласно п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Надлежащим способом защиты права физического лица по передаче индивидуально-определенного нежилого помещения в объекте незавершенного строительства в соответствии с положениями ст. 308.3 ГК РФ является понуждение к исполнению обязательства в натуре [27].

Этое было подтверждено Верховным Судом Российской Федерации в 2019 году: надлежащим способом защиты права физического лица на нежилое помещение в объекте незавершенного строительства по договору долевого участия является понуждение к исполнению обязательства в натуре (об обязании передать нежилые помещения), такое требование рассматривается по правилам ст. 308.3, 398, п. 2 ст. 463, п. 3 ст. 551 ГК РФ [28].

Однако, в действующем ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в п.1 статьи 1 отмечено, что данный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения

затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства. Но в п. 3 этой же статьи подчеркнуто, что данный закон не распространяется на отношения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) объектов недвижимости (в том числе многоквартирных домов) и не основанные на договоре участия в долевом строительстве.

Таким образом, обязательственно-правовая позиция по защите прав инвесторов, осуществивших вложения в нежилые помещения в строящихся объектах недвижимости, сложилась в арбитражной судебной практике. Вещно-правовая позиция по защите прав инвесторов, осуществивших вложения в нежилые помещения при строительстве многоквартирных домов, сложилась в судах общей юрисдикции.

Существование двух правовых позиций (обязательственно-правовой и вещно-правовой) в судебной практике по защите прав инвесторов, осуществивших вложения в нежилые помещения в строящихся объектах недвижимости, обуславливает необходимость совершенствования гражданского законодательства по защите прав инвесторов в сфере строительства.

При инвестировании на рынке ценных бумаг физические лица имеют право заключить один договор на ведение индивидуального инвестиционного счета, также физические лица обязаны в случае заключения нового договора на ведение индивидуального инвестиционного счета расторгнуть ранее заключенный договор в течение месяца [29].

Физические лица имеют право получить инвестиционные налоговые вычеты при получении дохода от реализации (погашении) ценных бумаг, находившихся в собственности более трех лет; внесении личных денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет; получении дохода по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. Порядок предоставления инвестиционных налоговых вычетов определен в статьях 219.1 и 221.1 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Физические лица могут быть признаны квалифицированными инвесторами по письменному заявлению при условии соответствия требованиям, установленным Федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и Указанием Банка России «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами», а также положительного результата тестирования, регламентированного Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [30; 31].

При инвестировании с использованием инвестиционных платформ физические лица, во-первых, имеют право без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя инвестировать денежные средства в сумме не более 600 тысяч рублей в течение одного календарного года (исключение составляют физические лица, которые приобрели утилитарные цифровые права по договорам инвестирования, заключенным с публичным акционерным обществом). Во-вторых, физические лица обязаны соблюдать указанные ограничения денежных средств. Контроль за соблюдением ограничения осуществляет оператор инвестиционной платформы на основании заверений физического лица. В случае превышения ограничения оператор инвестиционной платформы обязан приобрести у физического лица на сумму превышения имущественные права, ценные бумаги, утилитарные цифровые права и (или) цифровые финансовые активы, приобретенные в этой инвестиционной платформе [32].

Для осуществления деятельности по инвестиционному консультированию индивидуальный предприниматель должен стать участником саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей инвестиционных советников, и быть включенным в единый реестр инвестиционных советников. Банк России сформулировал следующие требования к инвестиционному советнику, являющемуся индивидуальным предпринимателем: наличие свидетельства о квалификации, подтверждающего соответствие требованиям профессионального стандарта «Специалист по финансовому консультированию», или сертификата международных профессиональных институтов по управлению инвестициями («International Certificate in Advanced Wealth Management» (ICAWM) и др.); при отсутствии такого свидетельства или сертификата

соискатель должен иметь высшее образование и иметь профессиональный опыт по совершению сделок с ценными бумагами и (или) другими финансовыми инструментами на сумму не менее шести миллионов рублей или управлению рисками на финансовом рынке от 2 до 3 лет за последние 5 лет [33]. Однако, возникают вопросы: по какому профилю подготовки должно быть высшее образование? Сделки должны быть совершены у одного брокера или разных? Если сделки совершены у разных брокеров, то как подтверждается критерий совокупной цены? [34].

Обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц - инвесторов в эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения понеченного ими ущерба (физическим лицам), причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бума,г стали предметом Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Указанный закон регулирует осуществление компенсационных выплат инвесторам - физическим лицам, которым на рынке ценных бумаг причинен ущерб в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, включенными в реестр юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ст. 19).

Обобщая изложенное, отметим, что гражданско-правовой статус инвесторов-физических лиц сопряжен с содержанием конкретных инвестиционных отношений, где определяющую роль играют обязательственные правоотношения по вложению инвестиций, а также государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Специальная составляющая в гражданско-правовом статусе инвесторов, представленных физическими лицами, включает: специальные права и гарантии в рамках договора долевого участия в строительстве и при инвестировании в ценные бумаги; право на ведение одного индивидуального инвестиционного счета, имущественные и инвестиционные налоговые вычеты; право на получение статусов квалифицированного инвестора, инвестиционного советника; право выступать стороной договора простого товарищества, концессионного соглашения при условии получения статуса индивидуального предпринимателя; государственные гарантии прав иностранных инвесторов; а также ограничения денежных сумм при инвестировании с использованием инвестиционных платформ; лицензирование определенных видов инвестиционной деятельности; особые требования к получению статусов квалифицированного инвестора и инвестиционного советника.

Литература и источники

1. Лисица В.Н. Гражданско-правовой механизм регулирования инвестиционных отношений, осложненных иностранным элементом. Дис. ... докт. юрид. наук. Новосибирск, 2013. 417 с.

2. Лаптева А.М. Понятие и виды субъектов инвестиционной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2014. № 1. С. 55-61.

3. Лисица В.Н. Инвестиционное право. Новосибирск: Новосибирский национально-исследовательский государственный университет, 2015. 568 с.

4. Целовальникова И.Ю. Правовое регулирование инвестиционной деятельности. М.: Юридический институт МИИТа, 2013. 166 с.

5. Долинская В.В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 2. С. 6-19.

6. Казаков А.О. Гражданско-правовой статус участников государственно-частного партнерства. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 239 с.

7. Правосубъектность: общетеоретический, отраслевой и международно-правовой анализ: сборник материалов к XII Ежегодным научным чтениям памяти профессора С.Н. Братуся / В.Ф. Яковлев, Т.Я. Хабриева, В.К. Андреев и др. М.: Статут, 2017. 434 с.

8. Ефимцева Т.В., Летута Т.В. Гражданско-правовой статус предпринимательских объединений в условиях гармонизации европейского и российского законодательства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020. Т. 11. Вып. 1. С. 50-66.

9. Козыревская Л.А. Понятие и элементы гражданско-правового статуса юридического лица // Вестник Белорусского государственного университета. 2003. № 1. С. 60-64.

10. Самарина Е.С. Категория «Правовой статус личности» в теоретико-правовой науке // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 2 (32). С. 24-30.

11. Груздев В.В. О сущности гражданской правосубъектности // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 2. С. 113121.

12. Егорова А.А. Правовой статус субъекта Российской Федерации как участника инвестиционной деятельности // Предпринимательское право. 2021. №2. С. 26-33.

13. Елизарова Н.В., Харитонов А.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. 77 с.

14. Садриева Р.Р. Равные начала выступления Российской Федерации с иными участниками гражданских правоотношений // Нотариус. 2018. № 7. С. 17-20.

15. Сметанина Е.Е. Критерии разграничения субъектов на публичные и частные в гражданском нраве // Гражданское нраво. 2019. M 4. С. 39-41.

16. Бит-Шабо И.В. Публично-правовая и частноправовая природа института государственно-частного (муниципально-частного) партнерства // Безопасность бизнеса. 2020. M 4. С. 3-7.

17. Аналитическая записка «Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации в 2020 году» // https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (дата обращения 22.11.2021).

18. Аналитическая записка «О жилищном строительстве в Российской Федерации в 2020 году» // https://rosstat.gov.ru/folder/14458 (дата обращения 22.11.2021).

19. Славич М.А. Новые правила о банкротстве застройщиков: содержание и перспективы // Арбитражный и гражданский процесс. 2019. M 10. С. 37-43.

20. Постановление Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1231 «О публично-правовой компании «Фонд защиты нрав граждан - участников долевого строительства» (с изменениями на 23 августа 2021 года) https://docs.cntd.ru/document/436787359 (дата обращения 22.11.2021).

21. Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ «О публично-правовой компании но защите нрав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021)// https://docs.cntd.ru/document/436753200 (дата обращения 22.11.2021).

22. Фонд защиты нрав граждан - участников долевого строительства // https://xn--214-mdd8bf5b.xn--p1ai/ (дата обращения 22.11.2021).

23. Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 «О некоторых вопросах разрешения сноров, возникающих из договоров но поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» // Вестник ВАС РФ. 2011. M 9. сентябрь.

24. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 «Обзор судебной практики но снорам, связанным с признанием договоров незаключенными» // Вестник ВАС РФ. 2014. M 4. апрель.

25. Определение Судебной коллегии но экономическим снорам Верховного Суда РФ от 15 сентября 2015 г. N З05-ЭС15-3617 // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71100734/?prime (дата обращения 16.12.2015).

26. Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2019 N З07-ЭС18-25854 но делу N А56-21553/2017 https://legalacts.ru/ (дата обращения 16.12.2015)

27. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, 2018 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ

14.11.2018) (ред. от 26.12.2018) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2019. M 5-6. май-июнь.

28. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3, 2019 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ

27.11.2019) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. M 4. апрель.

29. Федеральный закон от 22.04.1996 N З9-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (ред. от 02.07.2021) (с изм. и дон., встун. в силу с 01.10.2021), ст. 10.2-1 // https://docs.cntd.ru/document/9018809 (дата обращения 22.11.2021).

30. Указание Банка России от 29.04.2015 N 3629-У (ред. от 17.09.2021) «О признании лиц квалифицированными инвесторами и порядке ведения реестра лиц, признанных квалифицированными инвесторами» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37415)// https://docs.cntd.ru/document/420273979 (дата обращения 21.11.2021).

31. Федеральный закон от 31.07.2020 N З06-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63958.html/ (дата обращения 22.11.2021).

32. Федеральный закон от 02.08.2019 M 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020), ст. 7 // https://docs.cntd.ru/document/560855174 (дата обращения 21.11.2021).

33. Указание Банка России от 2 ноября 2018 г. N 4956-У «О требованиях к инвестиционным советникам» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317748/ (дата обращения 21.11.2021).

34. Глазунова И.В., Черникова К.И. Квалифицированные инвесторы: правовой статус и проблемы налогообложения // Правоприменение. 2021. Т. 5. M 3. С. 167-177.

References and Sources

1. Lisica V.N. Grazhdansko-pravovoj mekhanizm regulirovaniya investicionnyh otnoshenij, oslozhnennyh inostrannym elementom. Dis. ... dokt. yurid. nauk. Novosibirsk, 2013. 417 s.

2. Lapteva A.M. Ponyatie i vidy sub"ektov investicionnoj deyatel'nosti // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 14. Pravo. 2014. N° 1. S. 55-61.

3. Lisica V.N. Investicionnoe pravo. Novosibirsk: Novosibirskij nacional'no-issledovatel'skij gosudarstvennyj universitet, 2015. 568 s.

4. Celoval'nikova I.Yu. Pravovoe regulirovanie investicionnoj deyatel'nosti. M.: YUridicheskij institut MIITa, 2013. 166 s.

5. Dolinskaya V.V. Pravovoj status i pravosub"ektnost' // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. 2012. M 2. S. 6-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kazakov A.O. Grazhdansko-pravovoj status uchastaikov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2018. 239 s.

7. Pravosub"ektnost': obshcheteoreticheskij, otraslevoj i mezhdunarodno-pravovoj analiz: sbornik materialov k XII Ezhegodnym nauchnym chteniyam pamyati professora S.N. Bratusya / V.F. Yakovlev, T.Ya. Habrieva, V.K. Andreev i dr. M.: Statut, 2017. 434 s.

8. Efimceva T.V., Letuta T.V. Grazhdansko-pravovoj status predprinimatel'skih ob"edinenij v usloviyah garmonizacii evropejskogo i rossijskogo zakonodatel'stva // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Pravo. 2020. T. 11. Vyp. 1. S. 50-66.

9. Kozyrevskaya L.A. Ponyatie i elementy grazhdansko-pravovogo statusa yuridicheskogo lica // Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. 2003. M 1. S. 60-64.

10. Samarina E.S. Kategoriya «Pravovoj status lichnosti» v teoretiko-pravovoj nauke // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2013. M 2 (32). S. 24-30.

11. Gruzdev V.V. O sushchnosti grazhdanskoj pravosub"ektnosti // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2018. M 2. S. 113-121.

12. Egorova A.A. Pravovoj status sub"ekta Rossijskoj Federacii kak uchastnika investicionnoj deyatel'nosti // Predprinimatel'skoe pravo. 2021. №2. S. 26-33.

13. Elizarova N.V., Haritonov A.V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 25 fevralya 1999 g. № 39-FZ «Ob investicionnoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii, osushchestvlyaemoj v forme kapital'nyh vlozhenij». Saratov: Aj Pi Er Media, 2012. 77 s.

14. Sadrieva R.R. Ravnye nachala vystupleniya Rossijskoj Federacii s inymi uchastnikami grazhdanskih pravootnoshenij// Notarius. 2018. №7. S.17-20.

15. Smetanina E.E. Kriterii razgranicheniya sub"ektov na publichnye i chastnye v grazhdanskom prave // Grazhdanskoe pravo. 2019. № 4. S. 39-41.

16. Bit-Shabo I.V. Publichno-pravovaya i chastnopravovaya priroda instituta gosudarstvenno-chastnogo (municipal'no-chastnogo) partnerstva // Bezopasnost' biznesa. 2020. № 4. S. 3-7.

17. Analiticheskaya zapiska «Investicii v osnovnoj kapital v Rossijskoj Federacii v 2020 godu» // https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial (data obrashcheniya 22.11.2021).

18. Analiticheskaya zapiska «O zhilishchnom stroitel'stve v Rossij skoj Federacii v 2020 godu» // https://rosstat.gov.ru/folder/14458 (data obrashcheniya 22.11.2021).

19. Slavich M.A. Novye pravila o bankrotstve zastrojshchikov: soderzhanie i perspektivy // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2019. № 10. S. 37-43.

20. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 7 oktyabrya 2017 g. N 1231 «O publichno-pravovoj kompanii «Fond zashchity prav grazhdan - uchastnikov dolevogo stroitel'stva» (s izmeneniyami na 23 avgusta 2021 goda) https://docs.cntd.ru/document/436787359 (data obrashcheniya 22.11.2021).

21. Federal'nyj zakon ot 29.07.2017 N 218-FZ «O publichno-pravovoj kompanii po zashchite prav grazhdan - uchastnikov dolevogo stroitel'stva pri nesostoyatel'nosti (bankrotstve) zastrojshchikov i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (red. ot 01.07.2021)// https://docs.cntd.ru/document/436753200 (data obrashcheniya 22.11.2021).

22. Fond zashchity prav grazhdan - uchastnikov dolevogo stroitel'stva // https://xn--214-mdd8bf5b.xn--p1ai/ (data obrashcheniya 22.11.2021).

23. Postanovlenie Plenuma VAS RF ot 11.07.2011 N 54 «O nekotoryh voprosah razresheniya sporov, voznikayushchih iz dogovorov po povodu nedvizhimosti, kotoraya budet sozdana ili priobretena v budushchem» // Vestnik VAS RF. 2011. N° 9. sentyabr'.

24. Informacionnoe pis'mo Prezidiuma VAS RF ot 25.02.2014 N 165 «Obzor sudebnoj praktiki po sporam, svyazannym s priznaniem dogovorov nezaklyuchennymi» // Vestnik VAS RF. 2014. № 4. aprel'.

25. Opredelenie Sudebnoj kollegii po ekonomicheskim sporam Verhovnogo Suda RF ot 15 sentyabrya 2015 g. N 305-ES15-3617 // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71100734/7prime (data obrashcheniya 16.12.2015).

26. Opredelenie Verhovnogo Suda RF ot 21.05.2019 N 307-ES18-25854 po delu N A56-21553/2017 https://legalacts.ru/ (data obrashcheniya 16.12.2015)

27. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii N 3, 2018 (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 14.11.2018) (red. ot 26.12.2018) // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2019. № 5-6. maj-iyun'.

28. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii N 3, 2019 (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 27.11.2019) // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. 2020. № 4. aprel'.

29. Federal'nyj zakon ot 22.04.1996 N 39-FZ «O rynke cennyh bumag» (red. ot 02.07.2021) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2021), st. 10.2-1 // https://docs.cntd.ru/document/9018809 (data obrashcheniya 22.11.2021).

30. Ukazanie Banka Rossii ot 29.04.2015 N 3629-U (red. ot 17.09.2021) «O priznanii lic kvalificirovannymi investorami i poryadke vedeniya reestra lic, priznannyh kvalificirovannymi investorami» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 28.05.2015 N 37415)// https://docs.cntd.ru/document/420273979 (data obrashcheniya 21.11.2021).

31. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 N 306-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O rynke cennyh bumag» i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii»// http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63958.html/ (data obrashcheniya 22.11.2021).

32. Federal'nyj zakon ot 02.08.2019 № 259-FZ «O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (red. ot 31.07.2020), st. 7 // https://docs.cntd.ru/document/560855174 (data obrashcheniya 21.11.2021).

33. Ukazanie Banka Rossii ot 2 noyabrya 2018 g. N 4956-U «O trebovaniyah k investicionnym sovetnikam» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317748/ (data obrashcheniya 21.11.2021).

34. Glazunova I.V., Chernikova K.I. Kvalificirovannye investory: pravovoj status i problemy nalogooblozheniya // Pravoprimenenie. 2021. T. 5. № 3. S. 167-177.

ПУГАЧЕВА АННА СЕРГЕЕВНА - ООО «Юридическая служба Партнер», руководитель регионального офиса, г. Казань, Россия (anna.pugacheva1997@yandex.ru).

PUGACHEVA, ANNA S. - Partner Legal Service, head of the regional office, Kazan, Russia.

УДК 346.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-3-181-188

ельникова е.в.

концептуальные и нормативно-правовые основы предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства

Ключевые слова: государственная программа, государственная поддержка, сельскохозяйственный товаропроизводитель, субъект малого и среднего предпринимательства, субсидия, грант, крестьянское (фермерское) хозяйство.

В статье рассмотрены документы стратегического планирования и иные нормативные правовые акты, определяющие основные направления государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере сельского хозяйства, формы, порядок и условия её предоставления. Отмечена важная роль государственной поддержки для достижения национальных целей развития Российской Федерации. Вместе с тем обозначены ключевые проблемы, требующие решения в целях обеспечения эффективности предоставления государственной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в сфере сельского хозяйства, в частности, отсутствие единых критериев оценки государственных программ, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, фрагментарность и неполнота информационной поддержки получателей бюджетных средств.

ELNIKOVA, E.V.

CONCEPTUAL AND REGULATORY FRAMEWORK FOR THE PROVISION OF STATE SUPPORT TO SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE FIELD OF AGRICULTURE

Key words: state program, state support, agricultural commodity producer, small and medium-sized business entity, subsidy, grant, peasant (farmer) management.

The article considers strategic planning documents and other regulatory legal acts defining the main directions of state support for small and medium-sized enterprises in the field of agriculture, the forms, procedure and conditions for its provision. The important role of state support for achieving the national development goals of the Russian Federation was noted. At the same time, the key problems that need to be solved in order to ensure the effectiveness of providing state support to small and medium-sized businesses in the field of agriculture are identified, in particular, the lack of uniform criteria for evaluating state programs adopted at the federal and regional levels, fragmentation and incompleteness of information support to recipients of budget funds.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.