Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕПУТАЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ)'

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕПУТАЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
репутация / честь / достоинство / гражданское право / деловая репутация / профессиональная репутация / нематериальные блага / госслужба / гражданско-правовая защита.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Родина Л.В.

Настоящая статья посвящена гражданско-правовой защите профессиональной репутации органов государственной власти и государственных гражданских служащих (сотрудников). Автор предлагает закрепить на теоретическом и законодательном уровне для указанных субъектов право на защиту сформированной профессиональной репутации в случае посягательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕПУТАЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ)»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-63-66 РОДИНА Лидия Викторовна,

NIION: 2022-0079-8/22-079 консультант отдела по обеспечению

MOSURED: 77/27-025-2022-08-079 деятельности Уполномоченного

по правам ребенка аппарата Правительства Рязанской области, e-mail: mail@law-books.ru

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

РЕПУТАЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

(СОТРУДНИКОВ)

Аннотация. Настоящая статья посвящена гражданско-правовой защите профессиональной репутации органов государственной власти и государственных гражданских служащих (сотрудников). Автор предлагает закрепить на теоретическом и законодательном уровне для указанных субъектов право на защиту сформированной профессиональной репутации в случае посягательства.

Ключевые слова: репутация, честь, достоинство, гражданское право, деловая репутация, профессиональная репутация, нематериальные блага, госслужба, гражданско-правовая защита.

RODINA Lidiya Viktorovna,

Consultant of the Department for ensuring the activities of the Commissioner for Children's Rights of the Government of the Ryazan Region

CIVIL LAW PROTECTION OF THE PROFESSIONAL REPUTATION

OF PUBLIC AUTHORITIES AND PUBLIC CIVIL SERVANTS

(EMPLOYEES)

Annotation. This article is devoted to the civil protection of the professional reputation of public authorities and public civil servants (employees). The author proposes to consolidate at the theoretical and legislative level for these subjects the right to protect the formed professional reputation in case of encroachment.

Key words: reputation, honor, dignity, civil law, business reputation, professional reputation, intangible benefits, civil service, civil law protection.

Органы государственной власти, местного самоуправления и их служащие (сотрудники), по нашему мнению, являются носителями особого вида репутации - профессиональной репутации [8, с.174]. В данном случае профессиональная репутация трактуется как оценка профессиональных качеств государственного гражданского служащего (сотрудника), которые позволяют ему занимать соответствующую должность, иметь вследствие этого доверие к себе в обществе, как к представителю государственной власти.

Как показывает практика, источником вреда для сформированной профессиональной репутации органа власти является распространение разного рода порочащих сведений. При этом жертвами диффамации могут оказаться, как о сам госорган (ведомство), его руководство, а также и государственные служащие (сотрудники). Уверены, это является одним из аргументов в пользу того, что профессиональная репутация

органа государственной власти формируется в том числе и из оценки населением профессиональных качеств его служащих, как лиц публично его представляющих.

Деятельность указанных представителей, как правило, по принципу индукции распространяется с индивидуума на организацию. Другими словами, профессиональная репутация государственной власти складывается из репутации служащего - то есть, гражданин, имевший негативный опыт общения с представителем власти, судит по последнему обо всем госоргане. Таким образом, профессиональная репутация служащего является ценным ресурсом, формирует профессиональную репутацию органа власти в целом, именно поэтому возникает необходимость выработки законных способов ее защиты.

Согласно норм действующего гражданского законодательства, для восстановления нарушенного права на деловую репутацию юридическим лица имеют право на специальные способы

защиты. К таковым относятся: опубликование своего ответа в виде так называемой реплики, опровержение и удаление порочащих сведений, пресечение либо запрет на дальнейшее распространения таких сведений. Кроме того, в арсенале указанных субъектов и общегражданский способ защиты - возмещение убытков, причиненных распространением порочащих сведений. Стоит согласиться с Е.В. Гавриловым, который предлагает применять эту позицию законодателя по аналогии и к органам государственной власти и местного самоуправления [3, с.16]. Таким образом, органы власти имеют право на защиту своей профессиональной репутации любыми гражданско-правовыми способами в рамках действующего законодательства. Однако стоит отметить, что на сегодняшний день мнение законодателя имеет ряд расхождений с позицией Конституционного суда РФ. Эти противоречия не позволяют однозначно говорить о том, что у юридического лица имеется безоговорочная допустимость компенсации морального вреда.

При защите деловой репутации госорганов стоит обратить внимание на практику Европейского суда по правам человека. Ее анализ показывает, что государственные служащие, политики, органы государственной власти и местного самоуправления должны проявлять «повышенную терпимость» [3, с.101] к критике в свой адрес. Такая позиция продиктована тем, что вынесение на обсуждение общественно значимых вопросов и право граждан на свободную дискуссию о них, должны защищаться в гораздо тщательнее репутации государственного органа. Но это не отменяет права вышеуказанных субъектов власти на судебную защиту собственной репутации. Тем не менее, с позиции принципов демократии пределы допустимой критики в отношении власти должны быть шире, чем в отношении гражданина. Это предполагает, что действия или бездействие госоргана всегда являются предмет пристального внимания и прессы, и мнения общества. Однако уполномоченные государственные органы в качестве обеспечения общественного порядка по-прежнему могут принимать меры, направленные на законное реагирование на безосновательные или недобросовестно сформулированные диффамационные обвинения.

Схожая позиция в отношении лиц, осуществляющих публичные функции, содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда [12]. В указанном документе говорится о том, что в судебной практике при рассмотрении дел о защите чести, достоинства, деловой репутации по искам лиц, являющихся политическими деятелями, а также лиц, занимающих те или иные должности в органах государственной власти или

местного самоуправления, суды учитывали ст. ст. 3 и 4 Декларации Совета Европы о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации. Согласно этому документу, политические деятели, стремящиеся заручиться общественным мнением, соглашаются стать объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации. Государственные должностные лица могут подвергаться критике в средствах массовой информации в отношении того, как они исполняют свои обязанности. Это необходимо для обеспечения принципа гласности и ответственного исполнения ими своих полномочий.

На данный момент в России не существует судебной практики по защите деловой (профессиональной) репутации или просто репутации органов власти, но такие случаи имеют место в некоторых зарубежных странах, к примеру, в Италии [3, с.112]. На наш взгляд в Российской Федерации судебная защита профессиональной репутации органа государственной власти не станет действенным механизмом восстановления права, а лишь наоборот может негативно повлиять на мнение граждан, снизить их доверие. Вместе с тем, защита указанного нематериального блага государственных служащих (сотрудников) является целесообразной, так как является реализацией неотъемлемого права с одной стороны, и способствует росту мотивации к качественному выполнению своих обязанностей данной категорией - с другой. При этом считаем необходимым на законодательном уровне разработать механизм защиты профессиональной репутации государственных служащих (сотрудников), возможности компенсации нематериального вреда, методики оценки уровня указанного нематериального блага. Разработка устойчивого понятийного аппарата и четких оценочных критериев позволит убрать сложности в правоприменении при защите нарушенных прав и привести к единообразию судебную практику [2, с.13].

14 июля 2022 года Государственная Дума Российской Федерации приняла закон, обязывающий российские органы власти создавать в социальных сетях официальные страницы для размещения информации о своей деятельности. Это положение вносит изменения в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и некоторые другие нормативные акты. Согласно документу, в соцсетях госорганы должны публиковать актуальную информацию, материалы о проводимых опросах и мероприятиях, связанных с установлением мнения граждан [1]. То есть государство с учетом всех современных тенденций коммуникации стремиться выстраивать результативный диалог с населением. На наш взгляд, эта мера

будет способствовать не только эффективности работы, но и повышению доверия к органам власти, их служащим (сотрудникам), следственно способствовать формированию и укреплению их профессиональной репутации.

Поэтому особое реагирование государства на любое посягательство на честь, достоинство и

профессиональную репутацию, как государственного служащего (сотрудника), так и ведомства, которое он представляет, в целом приобретает огромное значение, так как способствует прекращению процессов дестабилизации в стране и укреплению государственной власти.

Список литературы:

[1] Аскерова К. Госдума приняла закон, обязывающий органы власти создавать страницы в соц-сетях. // Сайт газеты «КоммерсантЪ» URL: https://www.kommersant.ru/doc/5436548 (дата обращения: 18.07.2022).

[2] Гаврилов Е.В. Некоторые проблемы компенсации нематериального (репутационного) вреда. В отношении юридических лиц и за период до 2010 года: Монография. Beau Bassin, 2018. С. 14 - 26.

[3] Гаврилов Е.В. Эволюционирующий характер практики Европейского суда по правам человека о компенсации нематериального вреда юридическим лицам // Арбитражные споры. - 2018. - №2. - С. 99-117.

[4] Декларация Совета Европы о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации от 12.02. 2004 г. // База данных Российской судебной практики по информационному праву. URL: https://media-pravo.info/law/128/(дата обращения: 18.07.2022).

[5] Кирпичев А.Е. Право на деловую репутацию государственных и муниципальных образований, органов государственной власти и местного самоуправления // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. N 2. С. 120-125.

[6] Копылова Ю.Н. Доверие населения как фактор повышения социального статуса органов государственной власти Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Москва - 2003. 28 с.

[7] Мингазова З.Р. Деловая репутация государственного аппарата как института власти: политологический анализ: Автореф. дис.... канд. полит. наук. Казань: Казан. (Приволж.) федер. ун-т, 2012. 32 с. С. 9.

[8] Родина Л.В. Профессиональная репутация как объект неимущественного права органов государственной власти и государственных гражданских служащих (сотрудников) // Образование и право. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-reputatsiya-kak-obekt-neimuschestvennogo-prava-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-gosudarstvennyh-grazhdanskih (дата обращения: 18.07.2022).

[9] Тельнов А.В. Защита репутации государства от распространения не соответствующих действительности, порочащих сведений // Право и политика. 2016. N 8. С. 977 - 985.

[10] Хлюстов П. И. Компенсация морального вреда юридическому лицу — возможно ли это в России? //Сайтжурнала «Экономика и жизнь». URL: https://www.eg-online.ru/article/301869/ (дата обращения: 18.07.2022).

[11] Черкашин М.Д. Доверие населения к органам власти как фактор социальной консолидации общества // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/doverie-naseleniya-k-organam-vlasti-kak-faktor-sotsialnoy-konsolidatsii-obschestva (дата обращения: 18.07.2022).

[12] Обзор судебной практики Верховного суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами Российской Федерации дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также неприкосновенности частной жизни публичных лиц в области политики, искусства, спорта».// СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) (дата обращения 19.07.2022 г.).

Spisok literatury:

[1] Askerova K. Gosduma prinyala zakon, obyazyvayushchij organy vlasti sozdavat' stranicy v socsetyah. // Sajt gazety «Kommersant»» URL: https://www.kommersant.ru/doc/5436548 (data obrashcheniya: 18.07.2022).

[2] GavrilovE.V. Nekotorye problemy kompensaciinematerial'nogo (reputacionnogo) vreda. Votnoshe-nii yuridicheskih lic i za period do 2010 goda: Monografiya. Beau Bassin, 2018. S. 14 - 26.

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

[3] Gavrilov E.V. Evolyucioniruyushchij harakterpraktiki Evropejskogo suda po pravam cheloveka o kom-pensacii nematerial'nogo vreda yuridicheskim licam // Arbitrazhnye spory. - 2018. - №2. - S. 99-117.

[4] Deklaraciya Soveta Evropy o svobode politicheskoj diskussii v sredstvah massovoj informacii ot 12.02. 2004 g. // Baza dannyh Rossijskoj sudebnoj praktiki po informacionnomu pravu. URL: https://media-pravo.info/law/128/ (data obrashcheniya: 18.07.2022).

[5] Kirpichev A.E. Pravo na delovuyu reputaciyu gosudarstvennyh i municipal'nyh obrazovanij, organov gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. 2013. N 2. S. 120-125.

[6] Kopylova YU.N. Doverie naseleniya kak faktor povysheniya social'nogo statusa organov gosudarstvennoj vlasti Avtoref. dis.... kand. polit. nauk. Moskva - 2003. 28 s.

[7] Mingazova Z.R. Delovaya reputaciya gosudarstvennogo apparata kak instituta vlasti: politologich-eskijanaliz: Avtoref. dis.... kand. polit. nauk. Kazan': Kazan. (Privolzh.) feder. un-t, 2012. 32 s. S. 9.

[8] Rodina L.V. Professional'naya reputaciya kak ob"ekt neimushchestvennogo prava organov gosudarstvennoj vlasti i gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih (sotrudnikov) // Obrazovanie i pravo. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-reputatsiya-kak-obekt-neimuschestvenno-go-prava-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-gosudarstvennyh-grazhdanskih (data obrashcheniya: 18.07.2022).

[9] Tel'nov A. V. Zashchita reputacii gosudarstva ot rasprostraneniya ne sootvetstvuyushchih dejstvi-tel'nosti, porochashchih svedenij// Pravo i politika. 2016. N 8. S. 977 - 985.

[10] Hlyustov P. I. Kompensaciya moral'nogo vreda yuridicheskomu licu — vozmozhno li eto v Rossii? //Sajt zhurnala «Ekonomika i zhizn'». URL: https://www.eg-online.ru/article/301869/ (data obrashcheniya: 18.07.2022).

[11] CHerkashin M. D. Doverie naseleniya k organam vlasti kak faktor social'noj konsolidacii obshchestva // Kommunikologiya: elektronnyj nauchnyj zhurnal. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ doverie-naseleniya-k-organam-vlasti-kak-faktor-sotsialnoy-konsolidatsii-obschestva (data obrashcheniya: 18.07.2022).

[12] Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo suda RF «Obzor praktiki rassmotreniya sudami Rossijskoj Federacii del o zashchite chesti, dostoinstva i delovoj reputacii, a takzhe neprikosnovennosti chastnoj zhizni publichnyh lic v oblasti politiki, iskusstva, sporta».// SPS Konsul'tantPlyus (http://www.consultant.ru/) (data obrashcheniya 19.07.2022 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.