Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ (ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
РУДЬМАН Денис Сергеевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Омской академии МВД России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Рассматривается механизм гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации государственных служащих. Отмечается, что их профессиональная служебная деятельность является публичной, в связи с чем честь, достоинство и деловая репутация государственных служащих подвергается постоянным угрозам. При этом распространение порочащих сведений в отношении отдельно взятого государственного служащего наносит непоправимый урон всей государственной службе, сказываясь на ее имидже. Именно поэтому следует принимать незамедлительные меры реагирования по каждому такому случаю с привлечением виновных лиц к установленной законом гражданско-правовой ответственности. Делается вывод, что учет отдельных особенностей гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации является предпосылкой успешного рассмотрения дела судом с вынесением решения в пользу государственного служащего.
Abstract: The mechanism of civil protection of honor, dignity and business reputation of civil servants is considered. It is noted that their professional performance is public, and therefore the honor, dignity and business reputation of civil servants is subject to constant threats. At the same time, the dissemination of defamatory information in relation to a single civil servant causes irreparable damage to the entire public service, affecting its image. That is why it is necessary to take immediate measures to respond to each such case with the involvement of the perpetrators to the civil liability established by law. It is concluded that taking into account certain features of civil protection of honor, dignity and business reputation is a prerequisite for the successful consideration of the case by the court in favor of the civil servant.
Ключевые слова: гражданско-правовая защита, честь, достоинство, деловая репутация, государственный служащий.
Keywords: civil protection, honor, dignity, business reputation, civil servant.
Важнейшими ценностями, принадлежащими каждому человеку, являются честь, достоинство, деловая репутация. Значимость данных нематериальных благ подтверждается их закреплением на конституционном уровне. В соответствии с ч. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации [1] достоинство личности охраняется государством. Кроме того, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23 Конституции РФ). Данные конституционные положения нашли развитие в отраслевом законодательстве. В частности, в Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 [2] встречается упоминание о чести, достоинстве, репутации (ст. 128.1). Отдельные статьи Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [3] (далее - ГК РФ) также содержат закрепление данных категорий. В частности, в статьях 150, 152 ГК РФ упоминается о достоинстве личности, чести и добром имени, деловой репутации. Указанными кодифицированными
актами лицу, чьи права нарушены, предоставляются различные варианты защиты чести, достоинства и деловой репутации. Речь идет о гражданско-правовой и уголовно-правовой защите. Разными способами решается одна важная задача, связанная с защитой рассматриваемых нематериальных благ.
Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [4] не содержит легального определения понятия государственный служащий. В соответствии со ст. 2 названного закона система государственной службы включает в себя следующие виды: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов. В соответствии с указанными видами к числу государственных служащих относится большое число граждан, осуществляющих профессиональную служебную деятельность по реализации полномочий государственных органов на государственных должностях [5, с. 38].
К ним относятся государственные служащие, назначенные на должности федеральной государст-
венной гражданской службы, в соответствии с реестром должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации [6]. Кроме того, в субъектах Российской Федерации законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждаются реестры должностей государственной гражданской службы соответствующих субъектов РФ. Государственными служащими являются военнослужащие, сотрудники органов внешней разведки, федеральной службы безопасности, федеральной противопожарной службы, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, работники таможенных, налоговых органов, работники службы судебных приставов и т. д.
Профессиональная служебная деятельность государственных служащих является публичной и не может не быть объектом пристального внимания со стороны общества. В связи с этим честь, достоинство и деловая репутация государственных служащих подвергается постоянным угрозам. Развитие информационных технологий способствует росту таких нарушений. Следует согласиться с мнением Н.Н. Парыгиной о том, что в последнее десятилетие произошло переосмысление ценности таких нематериальных благ как честь, достоинство и деловая репутация. Во многом эта тенденция связана с появлением новых технологий нарушения неимущественных прав, с беспрецедентной доступностью и скоростью передачи информации и т. д. «Особенно уязвимы в этом отношении граждане, в первую очередь публичные фигуры» [7, с. 24]. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости принятия мер реагирования на подобные факты и привлечения к гражданско-правовой ответственности лиц, виновных в размещении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство государственных служащих.
На сегодняшний день в юридической литературе сложилось ясное представление о значении понятий честь, достоинство и деловая репутация. Под честью принято понимать объективную (общественную) оценку качеств личности с точки зрения их соответствия принятым в обществе нормам. Достоинство - субъективная (внутренняя) оценка человеком своих качеств, самооценка. Что касается деловой репутации, она означает социальную оценку деловых (профессиональных) качеств человека.
Механизм гражданско-правовой защиты предполагает необходимость обращения в суд в порядке искового или особого производства. От пра-
вильного выбора вида судопроизводства во многом зависит, будет судом принято решение по делу в пользу государственного служащего или нет. Так, при рассмотрении судом гражданского дела по иску МУ МВД России «Сызранское» встал вопрос о надлежащем ответчике. Сведения, которые просил признать истец не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию, были размещены на сайте livejournal.com в дневнике одного из пользователей. Данное доменное имя зарегистрировано за пределами территории Российской Федерации, в связи с чем получение информации о пользователях сайта возможно только посредством направления международного следственного поручения через Генеральную прокуратуру РФ в рамках возбужденного уголовного дела. Данные обстоятельства привели к отказу в удовлетворении требований истца, а также к взысканию с последнего расходов по оплате услуг представителя ответчика [8].
Вместе с тем даже в случае, когда невозможно установить лицо, распространившее такие сведения (например, распространении сведений в сети Интернет лицом, которое невозможно идентифицировать), судебная защита чести, достоинства и деловой репутации государственного служащего не исключается. В соответствии с п. 8 ст. 152 ГК РФ суд в указанном случае вправе по заявлению заинтересованного лица признать распространенные в отношении него сведения не соответствующими действительности порочащими сведениями. Такое заявление рассматривается в порядке особого производства.
В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Таким образом, необходимыми условиями гражданско-правовой защиты чести, достоинства и деловой репутации государственного служащего являются: распространение сведений; порочащий характер сведений; несоответствие их действительности.
Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» [9] (далее - ППВС № 3), под распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан, следует понимать опубликование таких сведений в
печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
В связи с развитием информационных технологий, увеличением количества пользователей сети Интернет все чаще факты распространения имеют место в глобальной сети как в виде отдельных публикаций, так и в виде комментариев к новостям, размещение информации на форумах. Также имеет место распространение посредством обращения к вышестоящим должностным лицам. Так, 2 ноября 2017 г. директор ООО «Нобелевские технологии» направила в адрес Главного государственного инспектора труда в Пензенской области обращение, в котором заявитель, как позже установил суд, указал в отношении государственного гражданского служащего - государственного инспектора труда (по охране труда) в Государственной инспекции труда в Пензенской области порочащие честь и достоинство сведения о вымогательстве, которые не соответствовали действительности [10].
В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. К сожалению, граждане, обращаясь в названные органы с заявлением, не всегда преследуют благие намерения сообщить о незаконных действиях (бездействиях) государственных служащих. В данном случае у государственного служащего возникает право на обращение в суд с требованием о защите чести, достоинства и деловой репутации. Однако, нередко суды отказывают в удовлетворении данных требований, мотивируя свое решение наличием у граждан конституционного права, предусмотренного ст. 33 Конституции РФ. Вместе с тем, согласно п. 10 ППВС № 3 такие требования все же могут быть удовлетворены. Это возможно в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в государственные органы и органы местного самоуправления не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский
долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом.
Так, 22 июля 2017 г. в помещении Городской клинической больницы № 21 г. Уфы И.Е.В. распространил сведения о его избиении сотрудниками полиции. В результате проведенной проверки данная информация не подтвердилась. Рассматривая гражданское дело по исковому заявлению Управления МВД России по г. Уфе к И.Е.В., Белебеевский городской суд Республики Башкортостан в решении от 27 октября 2017 г. указал на то, что обращение И.Е.В. в городскую больницу с сообщением о его избиении сотрудниками полиции свидетельствует о распространении ответчиком не соответствующих действительности порочащих сведений, а значит, является намерением причинить вред истцу, и отнюдь не связано с реализацией конституционного права на обращение в госорганы [11].
Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица. Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7 ППВС № 3). При этом следует отличать утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, от субъективных оценочных суждений, которые не могут быть проверены на предмет их соответствия действительности.
Данный тезис взят за основу при рассмотрении гражданских дел о защите чести, достоинства и деловой репутации государственных служащих и находит отражение в практике международных судов. Так, в решении по делу «Гринберг против Российской Федерации» от 21 июля 2005 г. Европейский Суд по правам человека (далее - постановление от 21 июля 2005 г.), защищая право автора информации на оценочное суждение, указал на необходимость прово-
дить тщательное различие между фактами и оценочными суждениями. Существование фактов может быть доказано, тогда как правдивость оценочных суждений доказыванию не поддается [12]. С целью решения вопроса об отнесении той или иной информации к разряду факта или оценочного суждения проводится лингвистическая экспертиза. Результаты экспертизы наряду с другими доказательствами кладутся в основу принятия решения по делу.
Так, в ходе рассмотрения искового заявления государственного гражданского служащего о защите чести, достоинства и деловой репутации, компенсации морального вреда было проведено лингвистическое исследование текста статьи «Высокооплачиваемый рекламный носитель» в целях установления его смыслового содержания. Истец указал, что распространенные ответчиком сведения содержат утверждения о том, что он является «жуком», «иностранным агентом». Данные утверждения не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца, создавая препятствия для его нахождения на государственной гражданской службе. С учетом мнения специалиста-лингвиста относительно высказывания «жук» суд пришел к выводу, что оно является оценочным суждением, выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, а потому не может быть предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК РФ. Что касается второго высказывания ответчика, суд, основываясь на выводах специалиста, признал его не соответствующим действительности. Ввиду изложенного требования истца о защите чести, достоинства, деловой репутации, компенсации морального вреда были удовлетворены в части [13].
Согласно ст. 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Нередко, руководствуясь этим правом, журналисты распространяют не соответствующие действительности порочащие сведения. Так, в марте 2017 г. в Российской охотничьей газете, а также на интернет-сайте www.ohotnik.ru были распространены не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство государственного служащего утверждения, содержащиеся в статье «Дефицит чести и совести». Решением Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края исковые требования о защите чести, достоинства и де-
ловой репутации, компенсации морального вреда государственного служащего, наделенного полномочиями по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, были удовлетворены [14]. При рассмотрении подобных дел судам необходимо обеспечивать баланс интересов государственных служащих, имеющих право на защиту чести, достоинства и деловой репутации, с одной стороны, и конституционным правом журналистов на свободу мысли и слова, свободу массовой информации - с другой.
Следует учитывать, что государственные служащие, находящиеся при исполнении обязанностей, подпадают под более широкие пределы допустимой критики, чем частные лица [15]. В пункте 25 постановления от 21 июля 2005 г. ЕСПЧ напоминает, что государственный служащий «неизбежно и сознательно открывает себя для тщательного наблюдения за каждым своим словом и поступком со стороны журналистов и большей части общества и, следовательно, он должен проявлять большую степень терпимости». Однако, несмотря на то, что государственные служащие осуществляют публичные функции, они в равной степени наряду с другими гражданами обладают правом на судебную защиту чести, достоинства и деловой репутации.
На основании вышеизложенного необходимо отметить, что защита чести, достоинства и деловой репутации государственных служащих в современных условиях приобретает особую значимость. Распространение порочащих сведений в отношении отдельно взятого государственного служащего наносит непоправимый урон всей службе, сказываясь на ее имидже. Именно поэтому следует принимать незамедлительные меры реагирования по каждому такому случаю с привлечением виновных лиц к установленной законом гражданско-правовой ответственности. На сегодняшний день создана достаточная нормативная правовая база, регламентирующая механизм защиты чести, достоинства и деловой репутации государственных служащих. Учитывая то, что защита чести, достоинства и деловой репутации является одной из предпосылок эффективной работы всей системы государственных органов, требуется неукоснительное соблюдение законодательства в данной сфере с учетом рассмотренных положений.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2о08 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
5. Государственная и муниципальная служба: учебник для академического бакалавриата / под ред. Ю.Н. Туганова. М., 2016. 294 с.
6. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 1. Ст. 118.
7. Парыгина Н.Н. Компенсация морального вреда при диффамации в отношении гражданина // Судья. 2018. № 10. С.
24-27.
8. Решение Сызранского городского суда Самарской области от 25 июля 2017 г. по делу № 2-1779/2017. URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 04.02.2019).
9. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 4.
10. Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 8 февраля 2018 г. по делу № 2-3853/2017. URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 07.02.2019).
11. Решение Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 27 октября 2017 г. по делу № 2-1652/2017. URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 11.02.2019).
12. Постановление ЕСПЧ от 21 июля 2005 г. по делу «Гринберг (Grinberg) против Российской Федерации» (жалоба № 23472/03) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2005. № 12.
13. Решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 20 октября 2014 г. по делу № 2-1319/2014. URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 13.02.2019).
14. Решение Усть-Лабинского районного суда Краснодарского края от 18 июля 2017 г. по делу № 2-1238/2017. URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 13.02.2019).
15. Постановление ЕСПЧ от 14 октября 2008 г. по делу «Дюндин (Dyundin) против Российской Федерации» (жалоба № 37406/03) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2009. № 8.