Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
репутация / честь / достоинство / гражданское право / деловая репутация / профессиональная репутация / нематериальные блага / госслужба.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Родина Л.В.

Настоящая статья посвящена профессиональной репутации, которая рассматривается автором как объект неимущественного права органов государственной власти и государственных гражданских служащих, а также сотрудников, статус которых приравнивается к государственным гражданским служащим. Автор предлагает закрепить на теоретическом и законодательном уровне право органов государственной власти и государственных гражданских служащих (сотрудников) на обладание профессиональной репутацией и возможности ее защиты в случае посягательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ (СОТРУДНИКОВ)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-174-176 NIION: 2018-0076-4/22-603 MOSURED: 77/27-023-2022-4-802

РОДИНА Лидия Викторовна,

консультант отдела по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Рязанской области аппарата Правительства по Рязанской области, е-таИ: mail@law-books.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕПУТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ НЕИМУЩЕСТВЕННОГО ПРАВА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

(СОТРУДНИКОВ)

Аннотация. Настоящая статья посвящена профессиональной репутации, которая рассматривается автором как объект неимущественного права органов государственной власти и государственных гражданских служащих, а также сотрудников, статус которых приравнивается к государственным гражданским служащим. Автор предлагает закрепить на теоретическом и законодательном уровне право органов государственной власти и государственных гражданских служащих (сотрудников) на обладание профессиональной репутацией и возможности ее защиты в случае посягательства.

Ключевые слова: репутация, честь, достоинство, гражданское право, деловая репутация, профессиональная репутация, нематериальные блага, госслужба.

RODINA Lidiya Viktorovna,

Consultant of the Department for Ensuring the Activities of the Commissioner

for Children's Rights in the Ryazan Region of the Government Office for the Ryazan Region

PROFESSIONAL REPUTATION AS AN OBJECT OF NON-PROPERTY RIGHT OF PUBLIC AUTHORITIES AND PUBLIC CIVIL SERVANTS

(EMPLOYEES)

Annotation. This article is devoted to professional reputation, which is considered by the author as an object of non-property rights of public authorities and public civil servants, as well as employees whose status is equated with public civil servants. The author proposes to consolidate at the theoretical and legislative level the right of state authorities and state civil servants (employees) to have a professional reputation and the possibility of protecting it in case of encroachment.

Key words: reputation, honor, dignity, civil law, business reputation, professional reputation, intangible benefits, civil service.

Профессиональная и деловая репутации являются разновидностями родового понятия «репутация». Доктри-нально обоснованно разделение «профессиональной репутации», являющейся классическим нематериальным благом, и «деловой репутации», являющейся неотъемлемой характеристикой предпринимательской деятельности организаций [1, с.30]. Профессиональная репутация является самостоятельным нематериальным благом и ее нельзя отождествлять с деловой репутацией. Тем не менее законодатель не проводит данного различия, не упоминает профессиональную репутацию в перечне нематериальных благ, что представляется крайне необоснованным, поскольку не

отражает фактических социальных характеристик трудовой деятельности лица.

Как сходятся во мнении многие ученые, органы государственной власти и местного самоуправления, публично-правовые образования имеют деловую репутацию, понимаемую в широком значении. На наш взгляд, органы государственной власти, местного самоуправления и их служащих (сотрудников) необходимо полагать носителями особого вида репутации - профессиональной репутации [5, с.16]. Профессиональную репутацию следует трактовать как оценку профессиональных и иных качеств государственного служащего (сотрудника), позволяющих ему занимать соответствующее положение в обществе, вызы-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

вать доверие к себе, как представителю государственной власти. Профессиональная репутация служащего становится ценным благом и в совокупности формирует профессиональную репутацию госоргана.

В настоящее время главенствует мнение о том, что органы государственной власти и их служащие (сотрудники) должны обладать достаточным уровнем доверия и преимущественно положительной оценкой со стороны граждан [3, с.12]. Закрепление четкого определения понятия «профессиональная репутация» применительно к государственным служащим и в отношении к государственному аппарату в целом будет способствовать процессу формирования, поддержания и развития уровня доверия граждан. Доверие граждан - это особый показатель ее эффективности государственной власти. Власть, которая не пользуется поддержкой и доверием населения, не жизнеспособна. Поэтому в настоящее время среди наиболее важных задач, стоящих перед органами власти в нашей стране - задача завоевания доверия населения [7, с.25].

Статьи 150 и 152 Гражданского кодекса Российской федерации (далее - ГК РФ) не содержат информации о том, что органы государственной власти государственные гражданские служащие могут иметь и защищать деловую репутацию. В силу своего особого статуса правосубъектности указанные субъекты должны быть обладателями репутации, а также иметь возможность ее гражданско-правовой защиты.

На наш взгляд, на современном этапе уже назрела необходимость теоретического осмысления и практической реализации понятия «профессиональная репутация» применительно к органам государственной власти и их служащим (сотрудникам), а именно:

1. Формирование общепринятого определения «профессиональная репутация», закрепление его значения и возможности защиты в ст. 150 и 152 ГК РФ соответственно, в других нормативных актах, регулирующих указанные правоотношения, а также в научных, справочных и учебных изданиях.

2. Разработка научно обоснованных методик и критериев для измерения показателей уровня профессиональной репутации государственных органов и их служащих (сотрудников), нормативная фиксация указанных методик.

3. Создание системы непрерывного формирования и развития профессиональной репутации государственных органов и их служащих (сотрудников), а также — информационное и РR-обеспечение этого процесса.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

Предлагается дать следующее понятие профессиональной репутации органов государственной власти и их служащих (сотрудников).

Профессиональная репутация органа государственной власти - нормативно закрепленное представление государства в лице политического руководства страны, уполномоченных должностных лиц, общественных организаций и граждан, средств массовой информации о его профессиональной эффективности, сложившееся в результате оценки этой эффективности, основанной на нормативно закрепленных и научно обоснованных методиках.

Профессиональная репутация государственного служащего (сотрудника) - представление государства в лице уполномоченных должностных лиц и органов, организаций, граждан, средств массовой информации, о его профессионально важных и личностных качествах, сложившееся в результате оценки этих качеств, основанной на нормативно закрепленных и научно обоснованных методиках.

Нормативное и научное закрепление понятия профессиональной репутации, как нематериального блага, которым вправе обладать органы государственной власти и их служащие (сотрудники), поможет обеспечить защиту этого нематериального блага и, как следствие, повысить уровень доверия населения к государству.

Список литературы:

[1] Зинченко С.А., Лапач Д.А., Шапсугов Д. Ю. Проблемы объектов гражданских прав. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС.2001. 112 с.

[2] Кирпичев А.Е. Право на деловую репутацию государственных и муниципальных образований, органов государственной власти и местного самоуправления // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. N 2. С. 120-125.

[3] Копылова Ю.Н. Доверие населения как фактор повышения социального статуса органов государственной власти Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Москва - 2003. 28 с.

[4] Малеина М. Н. Личные неимущественные права граждан: понятие, осуществление, защита. М., 2001. 244 с.

[5] Мингазова З.Р. Деловая репутация государственного аппарата как института власти: политологический анализ: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Казань: Казан. (Приволж.) федер. ун-т, 2012. 32 с.

[6] Тельнов А.В. Защита репутации государства от распространения не соответствующих действительности, порочащих сведений // Право и политика. 2016. N 8. С. 977 - 985.

[7] Черкашин Михаил Дмитриевич Доверие населения к органам власти как фактор социаль-

ной консолидации общества // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doverie-naseleniya-k-organam-vlasti-kak-faktor-sotsialnoy-konsolidatsii-obschestva (дата обращения: 26.04.2022).

[8] СПС КонсультантПлюс (http://www. consultant.ru/) (дата обращения 27.04.2022 г.)

Spisok literatury:

[1] Zinchenko S.A., Lapach D.A., SHapsugov D. YU. Problemy ob"ektov grazhdanskih prav. Rostov n/D: Izd-vo SKAGS.2001. 112 s.

[2] Kirpichev A.E. Pravo na delovuyu reputaciyu gosudarstvennyh i municipal'nyh obrazovanij, organov gosudarstvennoj vlasti i mestnogo samoupravleniya // Vestnik Permskogo universiteta. YUridicheskie nauki. 2013. N 2. S. 120-125.

[3] Kopylova YU.N. Doverie naseleniya kak faktor povysheniya social'nogo statusa organov gosudarstvennoj vlasti Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. Moskva - 2003. 28 s.

[4] Maleina M. N. Lichnye neimushchestvennye prava grazhdan: ponyatie, osushchestvlenie, zashch-ita. M., 2001. 244 s.

[5] Mingazova Z.R. Delovaya reputaciya gosudarstvennogo apparata kak instituta vlasti: politologicheskij analiz: Avtoref. dis. ... kand. polit. nauk. Kazan': Kazan. (Privolzh.) feder. un-t, 2012. 32 s.

[6] Tel'nov A.V. Zashchita reputacii gosudarstva ot rasprostraneniya ne sootvetstvuyushchih dejstvi-tel'nosti, porochashchih svedenij // Pravo i politika. 2016. N 8. S. 977 - 985.

[7] CHerkashin Mihail Dmitrievich Doverie naseleniya k organam vlasti kak faktor social'noj kon-solidacii obshchestva // Kommunikologiya: elektron-nyj nauchnyj zhurnal. 2019. №3. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/doverie-naseleniya-k-organ-am-vlasti-kak-faktor-sotsialnoy-konsolidatsii-ob-schestva (data obrashcheniya: 26.04.2022).

[8] SPS Konsul'tantPlyus (http://www.consult-ant.ru/) (data obrashcheniya 27.04.2022 g.)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.